Около школы растет сад разбор предложения
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 19.09.2024
1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).
2) Какова эмоциональная окраска предложения ? (Восклицательное или невосклицательное).
3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).
Далее, если предложение простое:
4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).
5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).
6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)
7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.
Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.
4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?
5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?
6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?
7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.
Пример синтаксического разбора простого предложения.
В букете были розы и лилии.
Устный разбор простого предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор простого предложения.
Повест., невоскл., прост., двусост., г/о розы и лилии были, распростр., осложн. однород. подл.
Пример разбора сложного предложения.
В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.
Устный разбор сложного предложения.
Письменный разбор сложного предложения.
Повеств., невоскл., сложн., сложносоч., с союзом но. 1-е ПП: двусост., г/о розы и лилии были, распр., осложн. однор. подл. 2-е ПП: двусост., г/о: тюльпаны нравились, распростр., не осложн.
Прочитайте текст. Озаглавьте его. Подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Запишите эти слова вместе с проверочными словами.
Около нашей деревни есть большой пру.. От дома к нему ведёт у..кая доро..ка. По берегам пруда растут молодые берё..ки и ду..ки. Вода в пруду чистая, гла..кая. В чистой, прозрачной воде мелькают ры..ки. Мы часто ходим на пру.. и катаемся на ло..ке.
Решение
Заголовок: Пруд.
Около нашей деревни есть большой пру д (пруды). От дома к нему ведёт у з кая (узок) доро ж ка (дороженька). По берегам пруда растут молодые берё з ки (берёза) и ду б ки (дубы). Вода в пруду чистая, гла д кая (гладенькая). В чистой, прозрачной воде мелькают ры б ки (рыба). Мы часто ходим на пру д (пруды) и катаемся на ло д ке (лодочка).
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
- Определить вид предложения по цели высказывания
- Характеристика предложения по эмоциональной окраске
- Выяснить грамматическую основу
- Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
- Определить тип односоставного предложения
- Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
- Определить, полное предложение или неполное
- Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
- Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
- Составить схему предложения
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
-
(Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев провожали с музыкой); (Быстро стемнело); ( По телефону отвечают вежливо).
6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
- однородные члены;
- обращения
- вводные слова
- вставные конструкции
- обособленные члены предложения.
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
- подлежащее — одной прямой линией ( );
- сказуемое — двумя прямыми линиями ( );
- определение — волнистой линией ( );
- дополнение — штриховой линией ( );
- обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка ( ).
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга .
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
- Вид предложения по цели высказывания.
- Вид предложения по эмоциональной окраске.
- Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
- Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
- Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
- Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
- Разобрать каждое простое предложение.
- Составить схему предложения.
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
На темном небе сверкнула яркая молния , и раздался оглушительный гром .
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Городская площадь , на которой шумела ярмарка , была украшена шарами , флагами и яркими транспарантами .
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Девушка огорчилась : она забыла вернуть подруге журнал .
Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
1. Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко квакали лягушки.
2. В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.
3. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
1. Уже (нар.) давно (нар., обстоятельство) стемнело (глаг. сказуемое), но (союз) тишины (сущ., дополнение) не было (глаг вроде): в (пр.) канаве (сущ., дополнение) за забором (сущ., обстоятельство) громко (нар, обстоятельство) квакали (глаг., сказуемое) лягушки (сущ., подлежащее)
(повеств., невоскл., распр., сложн., осложнений нет)
[ - =]: [ = -]
2. В (пр.) саду (сущ., обстоятельство) росли (глаг., сказуемое, одн. чл.) старые (прил.) яблони (сущ., подлежащее), которые (мест.) уже (нар., обстоятельство) едва (нар.) цвели (глаг. сказуемое, одн. чл.), но (союз) всё (мест.) равно (нар.) они (мест. подлежащее) радовали (глаг., сказуемое) глаз (сущ., дополнение): мне (мест., подлежащее) вспоминалось (глаг., сказуемое) детство (сущ., дополнение), когда (нар., обстоятельство) эти (мест.) яблони (сущ., подлежащее) утопали (глаг., сказуемое) в (пр) пене (сущ., дополнение) мелких (прил.) бело-розовых (прил.) цветков (сущ., подлежащее).
(повеств., невоскл., распр., сложн., осл. одн. чл.)
[ = - = ], [ - =]: [ = - ], [ - = ].
3. Когда (нар., обстоятельство) я (сущ., подлежащее) вернулся (глаг., сказ.), елку (сущ., дополн.) тотчас (нар., обстоят.) зажгли (глаг., сказ.), и в комнате (сущ., обстоят.) началось (глаг., сказ.) такое веселое (прил.) потрескивание (сущ., подл.) свечей (сущ., доп.), будто (нар) вокруг (нар., обст.) беспрерывно (нар.) лопались (глаг., сказ.) сухие (прил.) стручки (сущ., подл.) акации (сущ., доп.)
(повеств., невосл., распр., сложн., осл. нет)
[ - = ], [ = ], [ = - ], [ = - ]
Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от группы предложений, формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте, корректировать составленные предложения и текст.
Предложения , текст
1. Спиши предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт
2. Составь и запиши из слов каждой строчки предложения.
Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
Деревья, в, растут, какие, саду
Сливы, рядом, яблони, и, растут
Ароматная, а, малина, какая, и, крупная
3. Раздели текст на предложения. Спиши их. Найди словарные слова и подчеркни их.
Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана
4. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы. К 1-у предложению составь схему.
1) ёж(ы, и)к, у, ж(ы, и)вёт, Маш(ы, и).
2) ёж(ы, и)ку, девочка, в, каш(ы, и),полож(ы, и)ла,ковш(ы, и)к.
3) спеш(ы, и)т, на, зверёк, уж(ы, и)н.
5. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) крыше, по,дождь, стуч(а, я)ть, дощ(а, я)той, нач(а, я)л
2) кач(а, я)ет, ветки, ветер.
3) галч(а, я)та,в, пищ(а, я)т, гнезде.
6. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) решает, Коля, задач(у, ю), Щ(у, ю)кин.
2) птицы, за, щебеч(у, ю)т, окном.
3) нашёл, кольч(у, ю)гу, в, принц, ч(у, ю)лане.
7. Раздели текст на предложения. Спиши их. Раздели все слова на слоги.
Около села лес в лесу растут ели какие стройные и красивые ёлочки сколько шишек на них
8. Раздели текст на предложения. Спиши их. Поставь ударение в словах.
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.
9.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.
Земля, голая, промёрзла.
Вечеру, потеплело, к.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .
Больше, их, становилось, всё.
Хлопьями, снег, повалил.
10. Составь предложения из слов каждой строчки. Поставь в конце предложений знаки. Придумай заголовок. Запиши текст. К 1-у предложению составь схему.
1) в, извилистая, уводит, тропинка, лес
2) на, лучи, полянах, играют, солнца, изумрудных
3) сверкает, это, что
4) дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
5) пестрит, в, от, глазах, цветов
6) в, как, лесу, летом, красиво
11. Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Спиши.
Это был ерш
Один раз все они поехали удить рыбу.
Юра жил в большой и дружной семье.
Юра поймал маленькую рыбку.
Я ее давно не видел.
Мы будем ходить в лес и купаться в реке.
Скоро я поеду в деревню к бабушке.
12. Вставь в текст слова для справок. Спиши. Подчеркни в словах парные согласные по звонкости глухости написание которых надо проверить.
Ночью выпал _______ снег. Он __________ и ______________. Снег украсил двор. На ______ берёзке и дубках __________ хлопья. Надеваю _________шубу, _______ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца ________ сугроб. Беру ________ лопатку и чищу дорожку. Под снежком ____________ лёд.
Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.
Надвинулась ______ туча. Над лесом блеснула _______ молния. Глухо прокатился отдаленный ______. Пронесся ________ ветер. Хлынул ____________ дождь.
Слова для справок: темная, яркая, гром, свежий, проливной.
13. Исправь предложения, если в них есть ошибки. Спиши текст.
Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.
14. Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Спиши текст.
Осень, наступила. Деревьях, на, опали, и, листья, пожелтели. К, теплые, птицы, края, в , готовятся, отлету.
15. Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Спиши текст.
У, рождения, день, сегодня, меня. Гости, в, друзей, я, пригласил. Вкусный, испекла, мама, пирог. Велосипед, мне, спортивный, папа, подарил. Провели, все, мы, время, весело.
Читайте также: