Оценочный лист по технологии

Обновлено: 05.07.2024

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

-Цитатник

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

Описание адаптированной методики оценивания
(тезисы выступления на заседании городского методического объединения учителей технологии)

Автор статьи Думенко Т. Г. учитель технологии г. Нижневартовск

Организационно-подготовительный этап
-обоснование возникшей проблемы и
потребности
-выбор модели, описание внешнего вида вида
вида модели
- выбор материала
-выбор оборудования, инструментов инструментов,
организация рабочего места
Технологический этап
- выполнение технологических операций операций
-соблюдение технологической технологической
последовательности
-правильность сборки и отделки изделия
-соблюдение ТБ и культура труда
-экономическое обоснование
-экологическое обоснование
Заключительный этап
-защита проекта
-убедительность изложения материала
-общие впечатления от изделия
(гармония, соответствие теме, дополнения и т. д.)
-ответы на вопросы

Система оценивания занимает особенное место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программы.

Содержимое публикации

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках технологии.

Система оценивания ФГОС на уроках технологии, с учетом их индивидуальных потребностей, после введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволила по-иному взглянуть на возможности её реализации. Система оценивания занимает особенное место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программы. Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности учитель получает возможность: оценить глубину и объем усвоенного учащимися материала, а также скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу с учащимися, стимулировать познавательную активность учащихся.

Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся;

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. На уроках технологии мною используются различные методы и формы оценивания, такие как собеседование, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы.

Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:

- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;

- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология;

- умения использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий практических работ и упражнений;

- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;

- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, портфолио, проектная работа.

Карту оценивания применяю следующим образом:

Оценка достижений учащихся при решении учебных и практических задач.

Готовность к уроку (наличие инструментов и материалов).

1 балл – полностью готов к уроку;

0,5 балла – нет материала или инструментов;

0 баллов – не готов к уроку.

1 балл – практическая работа выполнена полностью и аккуратно;

0,5 балла – работа выполнена не полностью;

0 баллов – не смог выполнить работу.

1 балл – работа выполнена самостоятельно, не скопирована;

0 баллов – работа скопирована у одноклассника.

Соответствие темы урока

0 баллов – работа не соответствует теме урока;

1 балл – работа соответствует теме урока.

4 балла – отлично; 3 балла – хорошо; 2 балла – удовлетворительно; 1 балл –

В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии:

При устной проверке:

полностью усвоил учебный материал;

умеет изложить учебный материал своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

в основном усвоил учебный материал;

допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить учебный материал своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

При выполнении практических работ:

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задания;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

не может правильно спланировать выполнение работы;

При выполнении творческих и проектных работ:

ставится, если учащийся:

ставится, если учащийся:

ставится, если учащийся:

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное соответствие

содержания доклада и

Правильно и четко отвечает на все поставленные

Обнаруживает, в основном, полное

работы. Правильно и четко отвечает

вопросы. Умеет, в основном,

Не может правильно и четко ответить на отдельные

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

последовательности выполнения проекта.

Грамотное, полное изложение всех

Наличие и качество наглядных

фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Практическая направленность

Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

При выполнении тестов, контрольных работ

Поскольку важным условием повышения эффективности работы является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся, то эту информацию я выстраиваю в процессе контроля учебно-познавательной деятельности школьников в следующем виде:

Тестирование. Методом исследования уровня знаний, умений, навыков является такая форма контроля, как тест. От других методов диагностики тесты отличаются тем, что позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов, сокращают временные затраты на проверку знаний, практически исключают субъективизм учителя как в процессе контроля, так и в процессе оценки.

Устный опрос. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

Контрольные срезы. Это эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения больших тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Устные и письменные зачеты. Носят чаще всего индивидуальный подход. Так как при таком подходе ученик полнее раскрывает свои способности.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю, самооценке, а также взаимооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное – мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Несомненно, ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен и получать самостоятельно знания.

Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 1

Какие качества мы хотим видеть у ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?
Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться
Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания
Уметь заботиться о других, быть достойным человеком Сохранить здоровье …

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 4

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 5

Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП:
- оценивание является постоянным процессом; - в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание; - оценивание может быть только критериальным; критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; - оцениваться с помощью отметки могуть только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 6

Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП:
оценивать можно только то, чему учат; - критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно); - система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 7

Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя:
предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.).

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 8

ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания
Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 9

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает:
включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 10

Использование критической системы оценивания
содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 11

Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 12

Этапы урока технологии
Традиционный урок помимо изучения новой темы включает четыре этапа. 1 - организационный ( готовность к уроку) 2 – повторение материала 3 – проверка домашнего задания 4 – практическая работа.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 13

Оценочный лист
Оценочный лист -------------------------------ученицы(ка)---------------------класса Дата Готовность к уроку Домашняя работа Повторение материала Практическая работа. Итоговая оценка

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 14

Например: 5+4+5+5= 19:4=5. Если число получилось с остатком 5 и более округляем в пользу ученика. Оценки за этапы урока учащиеся выставляют в ходе само – и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 15

На этапе готовности к уроку проверяется наличие:
1. дневника – 1 б 2. учебника – 1 б 3. рабочей тетради – 1 б 4 – 5 наличие специальных материалов к уроку – 2 б

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 16

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 17

На этапе проверки домашнего задания разработаны следующие критерии:
1 - наличие д/з – 2б 2 – правильность выполнения – 1б 3 – аккуратность – 1б 4 – полный объем выполнении – 1б Если задание творческое, добавляется оригинальность.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 18

На этапе проверки домашнего задания
Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей. Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 19

При проверке практической работы критерии оценки не всегда постоянны, меняются в зависимости от сложности работы.
1 – правильность выполнения работы (соответствие образцу) - 1б 2 – аккуратность –1б 3 – соблюдение техники безопасности – 1б 4 – соблюдение правил дисциплины. (уделить внимание на качество выполнения) – 1б 5 – своевременность ( организация рабочего места). – 1б Выделить нужное. Решаем вместе с ребятами, что на сегодня нам важнее. Что еще не очень хорошо получается и чему надо научиться.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 20

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 21

Лист самооценки:
1.На уроке я работал… - активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я… - доволен / не доволен 3.Урок для меня показался…- коротким / длинным 4.За урок я -не устал / устал 5.Мое настроение - стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был -понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен/не интересен

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 22

Рефлексия:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Крайне скверно

Плохо
Состояние моей души

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 23

Как оценить творческую работу ученика?

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 24

Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат. Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС, слайд 25

Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки и самоопределению учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы:
Критерии оценивания предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.

Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда учащегося, но и как оценка творческой (проектной) работы имеет большое воспитательное значение. Рассмотрим и выделим основные критерии оценки проекта по технологии и рекомендации по защите творческого проекта.


Рассмотрим подробно оценку выполнения проекта, эффективности и результатов творческого проекта по технологии, его итоговую оценку при защите в школе.

Если работа по проекту выполняется на занятиях в рамках учебной программы, то на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы.

Для этого целесообразно, чтобы учитель выставлял эти оценки согласно критериям оценки творческого проекта в зачетный лист (по оценке в неделю), а к защите творческой работы выводил среднеарифметическую оценку текущей работы каждого ученика.

Основные критерии оценки творческого проекта по технологии для учащихся в школе приведены в качестве примера и образца, представляем их ниже.

Оценка творческого проекта

  • за текущую работу;
  • за изделие;
  • за пояснительную записку;
  • за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на грамотность оформления, на оформление титульного листа творческого проекта, на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

Критерии оценки проекта


"Отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны.

Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.

"Хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны.

Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

"Удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Итоги защиты проекта желательно отразить в стенгазете или фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.

Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Оценка творческой работы":
Оформление оценки творческого проекта

Читайте также: