Общественные насекомые полезные и вредители

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Загрузить презентацию (616 кБ)

Цели урока:

  • изучить особенности поведения общественных насекомых;
  • изучить многообразие общественных насекомых;
  • изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.
  • активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;
  • развивать творческие умения учащихся;
  • развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.
  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;
  • воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;
  • воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.
  • к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;
  • муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;
  • муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;
  • пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.
  • внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;
  • пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;
  • пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и жизни человека.

Ход урока

I. Организационный момент (5 минут)

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале.

II. Актуализация знаний по ранее изученной теме: “Типы развития насекомых”. (10 минут)

- Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

- Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?

- Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с темы урока. На традиционном уроке тему урока учитель обычно записывает на доске в начале занятия, т.е. дает в готовом виде.

Целью проблемного урока при постановке темы является творческая деятельность учащихся.

Уже с самого начала изучения нового материала ученик должен думать, анализировать, рассуждать.

Попытаемся сделать так, чтобы ученик, отвечая на вопросы, сам сформулировал тему урока.

  1. Пчелы и муравьи – общественные насекомые.
  2. Полезные насекомые.

Данные подтемы ученикам в готовом виде не сообщаются, мы их сформулировали для себя, чтобы в дальнейшем четко продумать вопросы, подводящие учеников к данным подтемам.

Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока.

Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации:

Задание 1 (5 минут)

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание:

Задание 2 (10 минут)

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.

Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Учитель: Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная семьи образуют своего рода общество?

Ученики: Можно.

Учитель: Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел.

Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.

Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?

Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.

Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?

Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.

Задание 3 (10 минут)

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.

Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске.

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья Муравьиная семья
Член семьи Особенности, роль Член семьи Особенности, роль
Матка Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Матка (царица) Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.
Трутень Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Самец Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.
Рабочие пчелы Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Задание 4 (15 минут)

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.

Карточка №1

Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?

Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).

Всем настоящим общественным насекомым свойствен полиморфизм: имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п. (у некоторых термитов матка не способна даже самостоятельно передвигаться), поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто существует “разделение труда”. Одни из них охраняют жилище, так что потомство и запасы пищи не остаются без защиты (правда, это не мешает многим видам паразитов и комменсалов жить в муравейниках); другие ухаживают за потомством; третьи в это же время заняты поисками и сбором пищи. Нередко имеется разделение бесплодных особей на касты (например, “рабочих” и “солдат”): специализированное строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.

Карточка № 2

Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?

Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.

Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.

Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.

Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.

Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Карточка № 3

Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

Учитель: Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?

Ученики: да.

Учитель: означает ли это, что данные насекомые обладают разумом?

Ученики: наверно означает.

Учитель: А кто-нибудь из вас знает, что такое инстинкт?

Ученики высказывают свое мнение. Таким образом возникает проблема и выдвижение различных гипотез. Данную проблему ученикам предлагается разрешить с помощью учебника.

Учитель: что бы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику, и запишем, что же такое инстинкт, и действительно ли насекомые обладают разумом.

Ученикам предлагается открыть страницу 137, найти и записать информацию о том, что такое инстинкт.

Примерная запись в тетради:

Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Учитель: Ребята, как вы думаете, насекомые полезны или вредны?

Ученики: Полезны.

Учитель: Записываем в тетради вторую подтему нашего урока: “Полезные насекомые”. (10 минут)

Учитель: Каких полезных насекомых вы знаете?

Ученики: муравьи, пчелы, жуки, шелкопряд.

Учитель: А какую пользу приносят данные насекомые?

Ученики: мед, шелк, поедают вредных насекомых…

Учитель: А кто-нибудь из вас знает, кто такой тутовый шелкопряд и чем он известен?

Ученики высказывают свои версии, после чего им предлагается обратиться к тексту учебника и ответить на следующие вопросы:

  • Как выглядит взрослое насекомое тутового шелкопряда и почему этому насекомому дали такое название?
  • Как человек получает шелк с помощью тутового шелкопряда?

IV. Рефлексия. (5 минут)

  1. Какие насекомые относятся к общественным?
  2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
  3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
  4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
  5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
  6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?

V. Домашнее задание.

Параграф 28, вопросы после параграфа, записи в тетради;

Ответить письменно на вопросы:

- Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?

- Как пчелы добывают мед?

Учебная литература

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. И.Н. Пономаревой, - 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 160 с.: ил.

Насекомые: их польза и вред для человека и природы, среда обитания


Какой вред приносят насекомые

Внешние воздействия на организм


В каждой части планеты люди издревле борются с насекомыми, которые причиняют вред здоровью и наносят большой ущерб хозяйству.

В редких случаях они могут оказывать пользу.

Существует большое количество вредных для человека насекомых. Особенно опасны кровососущие насекомые, они могут распространять возбудители опасных заболеваний. Комары рода Aedes являются распространителями вируса Зика.

Этот вирус очень опасный для беременных женщин, так как от заразившейся матери вирус передается плоду и при рождении ребенок может иметь микроцефалию.

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запретила женщинам посещать Центральную и Южную Америку, а также присвоила этому вирусу угрозу международного уровня.

Также обычная муха, залетевшая в помещение, может являться переносчиком опасных заболеваний, среди которых дизентерия и холера.

Муха цеце приносит большой вред для жителей Африки – практически все домашние животные погибают от ее укуса, тогда как для человека укус не смертельный.

Другой очень серьезный вредитель для человека – жук короед типограф.

Они наносят ущерб хозяйству, в больших масштабах уничтожают леса, а также разрушают деревянные постройки.

Только квалифицированная помощь решит любые проблемы с насекомыми.

Различные виды комаров приносят большое количество проблем человеку, из них наиболее опасными являются малярийные. В борьбе с этими насекомыми человеку помогают стрекозы и некоторые виды птиц.

В некоторых регионах Африки встречаются москиты, укус которых может вызвать большие боли как у человека, так и у животных.

Большое количество этих насекомых могут проникнуть рот и нос, а также в глаза.

Вши и блохи также являются переносчиками серьезных заболеваний – тифа.

Они в основном встречаются у животных: коров, свиней, птиц и крыс.

В животноводстве огромный вред причиняют слепни и оводы. Они являются причиной удоев, так как не позволяют животным на пастбищах нормально питаться.

Проживание в помещении с тараканами и клопами также доставляет большие неприятности хозяевам.

Тараканы очень плодовиты, а некоторые из них могут переносить на себе возбудители опасных заболеваний. Поэтому соблюдение санитарных норм в помещении, а при необходимости проведение санитарной обработки помогут раз и навсегда забыть о неприятных насекомых.

Насекомые вредители растений

В каждом отряде имеются насекомые, которые при массовом размножении наносят существенный вред растениям на полях, в садах и огородах. Из прямокрылых к таким насекомым относятся азиатская, или перелетная, саранча, обыкновенная медведка, из клопов — клоп вредная черепашка.

Азиатская саранча питается различными растениями, и после ее нашествия поля остаются голыми. Основные места размножения саранчи — тростниковые заросли крупных южных рек. Численность этого насекомого находится под постоянным контролем специальных организаций по защите растений. Обыкновенная медведка живет в почве.

Устраивая гнезда и делая многочисленные ходы, она перегрызает корни и подземные части стеблей, выедает клубни, корнеплоды, семена.

Клоп вредная черепашка (как взрослые особи, так и личинки) повреждает хлебные злаки, особенно пшеницу. Прокалывая еще не созревшие зерновки, клопы вводят в них слюну и высасывают растворенное содержимое.

Из жесткокрылых на полях и в огородах широко распространены колорадский жук, свекловичный долгоносик, жук-щелкун.

Колорадский жук — опасный вредитель картофеля. В течение лета развивается 2—3 поколения жуков.

Насекомые: польза и вред

Взрослые жуки и их личинки питаются листьями картофеля. Свекловичный долгоносик наибольший вред приносит в период роста свеклы. В это время из отложенных самками яиц отрождаются червеобразные личинки, питающиеся ее корнями. Жуки-щелкуны повреждают многие культуры. Их червеобразные упругие личинки — проволочники — вгрызаются в клубни картофеля, корнеплоды моркови, свеклы, в корни растений.

Из чешуекрылых на полях и огородах большой вред приносят бабочки-белянки (капустница, репница, брюквенница) и озимая совка.

Гусеницы бабочек-белянок питаются листьями капусты и других крестоцветных растений, оставляя только крупные жилки. Гусеницы озимой совки живут в почве, где уничтожают высеянные семена и появившиеся проростки, перегрызают стебли растений на уровне почвы, а выползая на поверхность, поедают листья (питаются растениями более 140 видов).

Из двукрылых полевым и огородным растениям вредят некоторые мухи. Самки луковой мухи, например, откладывают яйца на комочки почвы около лука или чеснока.

Отродившиеся безногие личинки вбуравливаются в луковицы и в зеленые листья, выедают в них ходы. Поврежденные растения желтеют и засыхают. Подобный вред приносят капустная и морковная мухи, личинки которых питаются корнями крестоцветных растений.

Насекомые — вредители сада. На растениях сада наиболее обычны тля, яблоневый цветоед, земляничный долгоносик, малинный жук.

Личинки яблоневого цветоеда развиваются в нераспустившихся цветках яблонь, выедая завязи и тычинки, личинки земляничного долгоносика — в нераспустившихся цветках земляники, клубники и малины, личинки малинного жука — в цветках малины. Большой вред в садах наносят бабочки — яблонная плодожорка (гусеницы развиваются в образовавшихся яблоках) и крыжовниковая огневка (гусеницы живут в ягодах крыжовника и смородины).

Насекомые — вредители леса.Наиболее опасный вредитель леса — непарный шелкопряд.

Гусеницы этой бабочки питаются листьями многих деревьев. В годы массового размножения вредителя деревья леса (и сада) могут полностью лишиться листьев. Листьями дуба, березы, клена питаются майские жуки, а их личинки, развивающиеся в почве, обгрызают корни молодых деревьев. В хвойных лесах ощутимый вред наносит сосновый шелкопряд. Гусеницы этой бабочки повреждают преимущественно сосну, реже ель и лиственницу. В коре ослабленных деревьев поселяются жуки-короеды.

Меры по сокращению численности насекомых-вредителей

На территории нашей страны встречается около 700 видов насекомых — опасных вредителей сельского и лесного хозяйства.

Для сокращения их численности используются различные способы: механические (раздавливание яиц бабочки-капустницы, уничтожение в ловчих канавках свекловичных долгоносиков и т. п.), агротехнические (посев или посадка растений с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть и стать жесткими к появлению вредителей, очистка коры на стволах плодовых деревьев, регулярный сбор упавших плодов и др.). При массовом размножении вредителей используются химические способы: опыление и опрыскивание растений ядовитыми веществами (при этом, к сожалению, гибнут многие насекомые, дождевые черви, птицы).

В наше время большое значение приобретают биологические методы защиты растений: охрана и привлечение насекомоядных птиц, летучих мышей, использование биологических препаратов, вызывающих болезни насекомых-вредителей, а также разведение и использование других насекомых — естественных врагов насекомых, наносящих вред растениям.

В последнем случае используют некоторых хищных насекомых, яйцеедов и наездников.

Хищные насекомые. Большую помощь в сдерживании численности насекомых — вредителей растений оказывают многие виды насекомых-хищников. Хищные жуки божьи коровки (семиточечная, двухточечная и др.) едят тлей, жуки жужелицы — различных гусениц. Личинки этих насекомых — тоже хищники. Рыжие лесные муравьи защищают лес от различных насекомых-вредителей.

Наездники и яйцееды. Самки многих наездников (белянковый наездник, наездниктлеед) откладывают яйца в тело молодых гусениц или в тело тлей.

Выходящие из яиц личинки ведут паразитический образ жизни, а затем выходят из тела погибающего хозяина и окукливаются. Яйцеед трихограмма откладывает яйца в яйца более 80 видов бабочек, а яйцеед теленомус — в яйца клопов вредных черепашек.

Трихограмм разводят в специальных лабораториях на яйцах зерновой моли и выпускают в сады и на поля.

Насекомые — переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и животных

Насекомые переносчики возбудителей болезней человека

Некоторые насекомые, особенно кровососущие, бывают носителями возбудителей опасных болезней человека и животных.

Комнатные мухи, залетающие в жилье человека, переносят на лапках с нечистот на продукты питания (доступные для их посещения) возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры и других опасных заболеваний, яйца аскарид.

Малярийные комары переносят возбудителей малярии.

От других комаров их можно отличить по посадке: обыкновенный комар держит тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный — под углом. Личинки малярийного комара, поднявшись к поверхности воды, держат тело параллельно поверхностной пленке, а личинки обыкновенного комара — под углом к ней. Численность комаров сокращают осушением болот, разведением рыб, поедающих личинок и куколок комаров.

Большое значение имеют их естественные враги — насекомоядные птицы (ласточки, стрижи) и стрекозы.

К опасным насекомым-кровососам относятся вши и блохи. На человеке паразитирует человеческая вошь. Вши вызывают у человека сильный зуд. При питании они могут передать хозяину возбудителей тифа. Блохи — переносчики возбудителей чумы. Чумные микробы попадают в их организм при сосании крови больных крыс, сусликов и других грызунов, а также людей.

Насекомые паразиты домашних животных

Большой вред животноводству наносят слепни и оводы.

Самки слепней сосут кровь животных. Когда их много, то коровы, овцы, козы плохо питаются на пастбищах и снижают удои молока. У оводов ротовые органы не развиты, и они не питаются. Личинки многих видов оводов — паразиты животных и человека. Самки бычьего подкожного овода прикрепляют яйца к шерсти коров. Отродившиеся личинки внедряются в кожу, пробираются вглубь и по соединительно-тканным прослойкам проходят по многим внутренним органам.

Подросшие личинки мигрируют под кожу хозяина и вызывают образование гнойных желваков со свищами. В конце развития они выпадают из желваков и окукливаются в почве. На домашних животных паразитируют вши (свиная, коровья, собачья), блохи (собачья, крысиная, птичья).


Данный видеоурок рассказывает о многообразии полезных насекомых (тутовый шелкопряд, наездники, божьи коровки, жужелицы, насекомые-опылители), их значении в природе и практической роли в жизни человека. Рассматриваются пчёлы и муравьи как общественные насекомые. Подробно рассказывается о жизни пчёл, особенностях пчелиной и муравьиной семьи, устройстве муравейника.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые"

Некоторые виды насекомых одомашнены человеком и имеют большое промышленное значение. Это, например, медоносная пчела. Она обитает повсюду, где встречаются цветковые растения.

Пчёлы – общественные насекомые, живущие большими семьями, включающими до 80 тысяч особей. Члены семьи делятся друг с другом пищей, вместе заботятся о потомстве, охраняют жилище. Они не могут жить отдельно друг от друга.


Семью пчёл называют роем. Дикие пчёлы живут в дуплах деревьев, одомашненные – в ульях. Гнездо медоносных пчёл представляет собой вертикальные ряды ячеек – соты, построенные из воска. Ячейки различаются по размерам. В них хранится запас корма, растёт потомство.


У пчёл, также как и у всех других общественных насекомых, хорошо выражен полиморфизм (или многообразие), т.е. внешние различия в зависимости от функций, выполняемых в семье. Семья медоносной пчелы включает одну крупную самку (матку, или царицу), около 300 самцов (или трутней) и десятки тысяч рабочих пчёл (бесплодных самок), неспособных к размножению.


Матка – самая крупная и главная пчела в семье. Действия многотысячного сообщества слаженны и организованны, но, если матка погибает, то семья превращается в скопление беспомощных, хаотично бегающих насекомых. Она имеет размеры около 2 сантиметров, длинное брюшко, в котором сильно развиты половые органы. Основная функция матки – ежедневно в тёплое время откладывать до 2 – 3 тысяч яиц. Живёт матка пять – шесть лет.

Летом в семье появляются трутни. Они имеют средние размеры и очень большие, соприкасающиеся на затылке глаза. Трутни не работают, не защищают семью, так как не имеют жала, и не добывают пищу самостоятельно. Единственное их значение – участие в размножении.

Рабочие пчёлы имеют, по сравнению с маткой и трутнями, более мелкие размеры. Голова рабочей пчелы крупная, покрыта волосками, не ней расположены два фасеточных глаза и три простых глазка между ними. Они строят соты, в которых содержат личинок, находят и собирают нектар, защищают с помощью жала жилище, выполняют все работы в гнезде. В сотах происходит развитие личинок и куколок пчёл, хранится мёд и перга (переработанная пчёлами пыльца).

На голове у пчёл расположены усики. Органы зрения и обоняния позволяют пчёлам отыскивать растения-медоносы и выполнять все работы в улье.

Ротовой аппарат пчёл грызуще-лижущий. Верхние челюсти позволяют обрабатывать воск при постройке сот. Хоботок, образованный нижней губой, служит для слизывания нектара. Нектар попадает в зоб, где смешивается с выделениями слюнных желез. Этой смесью пчела заполняет ячейки сот, где смесь превращается в мёд.


Для сбора пыльцы пчёлы используют конечности. На задней паре ног с внешней стороны есть гладкая площадка, окружённая волосками, – корзиночка. Первый, расширенный членик задней лапки с внутренней стороны покрытый рядами волосков и образует щёточку. Это и есть собирательные конечности пчёл.


Щеточкой пчела чистит тело, собирает пыльцу после посещения цветов, затем трет конечность о конечность, формируя комочек пыльцы, так называемую обножку, которую перемещает в корзинку и переносит в улей.


На брюшке у рабочих пчёл находятся воскоотделительные железы. Образуемые ими маленькие пластинки воска выделяются на гладких участках брюшка – зеркальцах, а затем снимаются задними конечностями, разминаются челюстями и используются для строительства сот.


Рассмотрим, как происходит размножение и развитие пчел. В улье зимуют оплодотворённая матка и рабочие пчёлы, завершившие развитие в конце предыдущего лета. Весной матка откладывает два типа яиц: в крупные ячейки сот – неоплодотворённые яйца, в мелкие – оплодотворённые. Из неоплодотворённых яиц развиваются трутни, из оплодотворённых – рабочие пчёлы и новая матка.


Из яиц выходят белые червеобразные личинки. Личинки быстро растут, увеличиваются в размерах, а затем окукливаются. Перед окукливанием личинок рабочие пчёлы запечатывают ячейки воском. Вышедшие из куколок насекомые прогрызают крышечки и выходят на соты.

В период размножения в первую очередь выводится множество рабочих пчёл, потом трутни и молодая матка. С выходом молодой матки начинается роение, или брачный полёт насекомых. Старая матка и часть рабочих пчёл вылетают из улья и отыскивают подходящее место для основания новой семьи. После того как улей покинула старая матка, один из трутней спари­вается в воздухе с молодой маткой и погибает, остальных трутней рабочие пчелы в улей не пустят, и те погибнут от голода. Оплодотво­рённая молодая матка возвращается в улей и начинает откладывать яйца.

Пчеловодство – одна из важных областей народного хозяйства. Пчёлы дают человеку ценный продукт питания – мёд, который обладает важными лечебными свойствами. Человек использует пчелиный воск, маточное молочко (секрет слюнных желез пчёл), пчелиный яд и пчелиный клей (прополис) для изготовления лекарственных препаратов. Но основная роль пчёл – опыление растений.

Еще одним одомашненным видом насекомых является тутовый шелкопряд. Впервые был одомашнен в Китае около 5 тысяч лет назад, а затем распространился по всему миру.



Шелководство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением тутового шелкопряда для получения шёлка.

Ещё одними представителями полезных насекомых являются муравьи. Они живут большими семьями. Имеют размеры тела от одного сантиметра до трёх. Существует около 10 тысяч видов муравьёв. Рыжий лесной муравей имеет красно-бурую окраску, живёт в лесу и строит высокие муравейники.


Чёрный садовый муравей, строит небольшие холмики на открытых местах (лугах и полянах). Его можно встретить в щелях стен деревянных домов, в дуплах и пнях старых деревьев. В домах встречается домовой муравей, достигающей длины 5 миллиметров. У муравьёв большинства видов хорошо развиты жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту.


Семья рыжих лесных муравьёв включает крылатых самцов и самок, и бескрылых рабочих муравьёв. Молодые самцы и самки крылатые, они крупнее рабочих муравьёв.


С ранней весны рабочие муравьи ухаживают за потомством, добывают корм для личинок и цариц, ремонтируют и достраивают муравейник, защищают его от врагов. Муравейник – сложное сооружение с надземной и подземной частями, сложной системой галерей и камер, в которых можно обнаружить яйца, личинок и куколок муравьёв. Зимуют муравьи в подземной части муравейника.


В тёплые осенние дни происходит брачный вылет самцов и самок. После оплодотворения самцы погибают, а самки обламывают крылья и, найдя подходящее место, начинают строить новый муравейник.

Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых, повреждающих листья растений. Подсчитано, что семья рыжих лесных муравьёв за день доставляет в муравейник около одного килограмма насекомых. Проделывая в почве ходы, муравьи рыхлят её, обеспечивают вентиляцию, увлажнение и обогащение перегноем.

К полезным насекомым относятся стрекозы, божьи коровки, жужелицы. Стрекозы охотятся в полёте и уничтожают комаров, мошек и других кровососущих насекомых. Божьи коровки поедают тлей и их личинок. Жужелицы также поедают большое количество вредных насекомых, моллюсков.

Жуки-могильщики и трупоеды закапывают мертвых мел­ких животных и, питаясь разложившимися останками, способству­ют очищению почвы от трупов, накоплению в ней перегноя.

Жуки-навозники, скарабеи выполняют функцию санитаров, зарывая навоз в почву.


Огромное количество цветковых растений (около 90%) опыляются насекомыми (бабочками, перепончатокрылыми). Такие растения имеют яркие цветки, аромат, нектар для привлечения насекомых.

Почвенные насекомые и их личинки питаются отмершими частями растений, роют в почве норки, тем самым разрыхляя землю, и ускоряют образование перегноя.

Отдельную группу составляют насекомые, представители которой откладывают яйца в личинки и куколки вредных насекомых. Это наездники. Наездник вонзает в тело гусеницы свой яйцеклад, откладывая огромное количество яиц. Из них выходят личинки, которые питаются тканями хозяина и приводят к его гибели. Развиваясь во вредителях, наездники снижают численность вредных насекомых.


Насекомые, благодаря своему разнообразию и численности играют огромную и важную роль в природе и жизни человека.


Общественные насекомые (социальные насекомые) — группа насекомых, отличающаяся общественным образом жизни (Муравьи, Осы, Пчёлы, Термиты, Шмели и некоторые другие).

Содержание

Признаки

Для общественных насекомых характерно обитание в совместно построенном гнезде, уход за потомством, перекрывание нескольких поколений и разделение обязанностей (Полиэтизм) среди членов их семей. Семьи состоят из нескольких каст: половых (репродуктивных самок и самцов) и бесплодных рабочих особей (рабочие, солдаты и другие). Последние выполняют все функции в семье, кроме размножения.

Появлению эусоциальности предшествовало несколько стадий пресоциальности: пресоциальность, субсоциальность, полусоциальность, парасоциальность и квазисоциальность [1] .

Примеры

Большинство общественных насекомых относится к отряду Перепончатокрылые насекомые. Причем, только семейство Муравьи является полностью социальным, тогда как в других семействах перепончатокрылых (пчелы и осы) наблюдаются все стадии перехода от одиночного образа жизни к общественному. Также к этой группе относится подотряд Термиты. Отдельные признаки социальности наблюдаются и в других группах насекомых, например, у клопов, тлей, уховерток.

Элементы социального поведения также обнаружены у трипсов. Некоторые из них (например, Anactinothrips gustaviae из Панамы, длина тела 5 мм) собираются в группы до 200 особей, в которых охраняют отложенные ими яйца и личинок, прокладывают пахучие тропы для координации групповой фуражировки [2] [3] . Жук-короед Austroplatypus incompertus стал первым представителем отряда жесткокрылые (подсемейство плоскоходов, Platypodinae), у которого обнаружены элементы общественного образа жизни и эусоциальность [4] .

См.также

Примечания

Литература

  • Costa James T. & Terrence D. Fitzgerald. 2005. Social terminology revisited: Where are we ten years later? Ann. Zool. Fennici. 42:559-564.
  • Nowak, Martin A., Corina E. Tarnita, Wilson O. Edward. 2010. The evolution of eusociality. Nature. Volume: 466, Pages: 1057–1062. Date published: 26 August 2010. (англ.) (Проверено 10 января 2011)
  • Wilson E. O. 1971: The insect societies. — Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge. Massachusetts.
  • Wilson O. Edward and Bert Hölldobler. 2005. Eusociality: Origin and consequences.Proceedings of the National Academy of Sciences (United States National Academy of Sciences). 102 (38): 13367–13371.

Ссылки

    - Международный союз исследователей общественных насекомых (англ.)
  • Научно-популярный фильм Суперорганизм
  • Общественные насекомые
  • Энтомология
  • Экология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Общественные насекомые" в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ — социальные насекомые, эколого этологическая группа насекомых (муравьи, некоторые термиты, пчелы, осы), образующих постоянные (сезонные или многолетние) объединения семьи, состоящие из размножающихся (репродуктивных) и рабочих особей, с… … Экологический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ — социальные насекомые, ряд групп насекомых, образующих постоянные (сезонные или многолетние) объединения семьи, состоящие из репродуктивных (размножающихся) и рабочих особей. У многих О. н. наблюдается также временная (возрастная) или постоянная… … Биологический энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ — ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ, живущие семьями или группами семей (колониями) пчёлы, муравьи, термиты, осы. Обязанности в семье распределены между морфологически различающимися группами особей (кастами): матка ( царица ) самка основательница,… … Современная энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ — живут колониями (пчелы, муравьи, термиты, некоторые осы). В состав колонии, напр. у термитов, входят половые особи (самцы и матки обеспечивают размножение), солдаты (защиту) и рабочие (собирание корма, строительство гнезда и т. д.). Солдаты и… … Большой Энциклопедический словарь

Общественные насекомые — ОБЩЕСТВЕННЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Общественные насекомые — ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ, живущие семьями или группами семей (колониями) пчёлы, муравьи, термиты, осы. Обязанности в семье распределены между морфологически различающимися группами особей (кастами): матка (“царица”) самка–основательница,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

общественные насекомые — живут колониями (пчёлы, муравьи, термиты, некоторые осы). В состав колонии, например у термитов, входят половые особи (самцы и матки обеспечивают размножение), солдаты (защиту) и рабочие (собирание корма, строительство гнезда и т. д.). Солдаты и … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ — живут колониями (пчёлы, муравьи, термиты, нек рые осы). В состав колонии, напр. у термитов, входят половые особи (самцы и матки обеспечивают размножение), солдаты (защиту) и рабочие (собирание корма, строительство гнезда и т.д.). Солдаты и… … Естествознание. Энциклопедический словарь

Насекомые — Божья коровка Coccinella … Википедия

насекомые — обычно тело разделено на 3 части, имеют три пары ног, усики антенны. низшие, бескрылые, первичнобескрылые, аптериготы. энтогнатные (подкласс). бессяжковые (отряд). двухвостки. ногохвостки. эктогнатные. щетинохвостки. высшие, крылатые, птериготы.… … Идеографический словарь русского языка

конспект урока по теме "Пчелы и муравьи - общественные насекомые".

ВложениеРазмер
Пчелы и муравьи- общественные насекомые 29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Пчелы и муравьи- общественные насекомые. Полезные насекомые, насекомые вредители. Значение в природе и жизни человека.

Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.

Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.

I. орг. момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Вариант 1. Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы

  1. Развитие с полным превращением.
  2. Развитие с неполным превращением.
  3. Две пары крыльев.
  4. Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
  5. Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
  6. Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
  7. Передние крылья более плотные, чем задние.
  8. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
  9. Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
  10. Ротовой аппарат лижущего типа.
  11. Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
  12. У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
  13. Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
  14. Личинка имеет маску.

Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые

  1. Развитие с полным превращением.
  2. Развитие с неполным превращением.
  3. Две пары крыльев.
  4. Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
  5. Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
  6. Передние крылья более плотные, чем задние.
  7. Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
  8. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
  9. Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
  10. Ротовой аппарат лижущего типа.
  11. Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
  12. У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
  13. Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
  14. Личинка имеет маску.

Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11

Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3

III. Активизация познавательной деятельности . (2 мин)

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.

IV. изучение нового материала (25мин)

Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)

Где живут пчелы? (улей)

В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.

Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.

По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)

Их поведение является инстинктивным, бессознательным.

Запись в тетради. Инстинкт- совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.

Задание : определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям . План ответа:

1. Название отряда.

2. Название насекомого.

3. Признаки отряда.

Отрицательное значение насекомых для человека

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др.

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.

Дополнительно . Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Использование естественных врагов насекомых: паразитов (например, наездников), хищников (например, божьих коровок). Расселение муравейников, создание искусственных гнездовий для птиц. Разведение наездников в лабораторных условиях, использование бактерий и микроскопических грибов, вызывающих заболевания вредных для человека насекомых

V. Закрепление материала. (4 мин)

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Какие особенности встречаются в семьях?

Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

VI. Рефлексия. (1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

VII. Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.

Трутни – самцы, с длинными крыльями и крупными глазами. Развиваются из неоплодотворенных яиц. Их задача оплодотворять матку. Живут один сезон. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы или просто выгоняют из улья.

Рабочие пчелы это бесплодные самки. Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:

  • Ротовой аппарат;
  • Тело, покрытое ворсинками;
  • Медовый зобик;
  • Жало- видоизмененный яйцеклад;
  • Задние конечности с корзинками и щёточками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Один из неотъемлемых атрибутов всех биологических систем – способность к естественной регенерации, к наследованию свойств – практически утрачен в свежих дубравах предгорий Северо – Западного Кавказа и.


Для проведения урока применялась технология развивающего и личностно – ориентированного обучения.Результативность: у детей сформированы понятия: научное заседание, учёный, приём, гипотеза, доказ.



"В веселом мире насекомых"

Васпитательный час для учащихся начальных классов "В мире насекомых". Знакомит детей с разнообразием насекомых.



"Стрекоза и Муравей" И.А.Крылова к уроку литературного чтения.

Материал для методики работы с текстом на уроке литературного чтения.


Занятие в младшей группе №2. Тема: Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые.

Занятие в младшей группе №2. Тема: Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые.

Читайте также: