Обработка почвы это 3 класс

Обновлено: 08.07.2024

Тип урока: исследование, работа в парах.

Оборудование: карточки, образцы почв, стаканы с водой, презентация, проектор.

Цель урока: формирование представления о почве, её составе и свойствах.

Общеучебные универсальные действия

1.Обучение работе с разными видами информации :

а) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

2. Оценка достоверности получаемой информации.

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия

1) Подведение под понятие.

2)Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.

Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.

Самоконтроль процесса и результатов деятельности

Оборудование и наглядные пособия:

• Тетрадь для самостоятельной работы №2.

Экран, проектор, ноотбук.

Ход урока.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Раз, два, три - слушай и смотри.

Три, два, раз – мы начнём сейчас…

Определение темы и целей урока

Есть на Земле чудесная кладовАя. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовОй превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Сказка это или не сказка? /ответы детей/

Нет, это не сказка. Чудесная кладовАя есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? /земля, почва/

- Слово земля многозначно, и одно из значений земли – почва.

– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? /Почва/ СЛАЙД

- Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?

- Возьмите карточки и отметьте те цели /задачи/, которые вы бы хотели сегодня поставить перед собой на уроке. /спросить 3 человек – потом у них же и проверить в конце/

1. Узнать, что такое почва

2. Узнать из чего состоит почва

3. Узнать какие есть свойства почвы

4. Научиться делать выводы на основе проведённых опытов.

5. Развивать умения работать в группе

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.

Изучение нового материала

- Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва?

3. Свойства почвы?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

Слайд "Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли".)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

3. Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.

Перейдём ко 2 пункту плана.

- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1).

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят. Значит в почве есть.

Опыт № 2 (группа 2).

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке ___

Опыт № 3 (группа 3).

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду.

Опыт № 4 (группа 4).

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели.

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/

- Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -слайд

1. В почве есть воздух.

2. В почве есть вода.

3. Почва не удерживает воду.

4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

- Это главное свойство почвы.

- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

IV. Обобщение урока.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. (Слайд 13).

1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

2. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике

Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока.

/вернёмся к карточкам/

– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы.Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.

Конспект урока по окружающему миру (3 класс) Конспект открытого урока по окружающему миру, приуроченного ко дню рождения Михаила Ломоносова – патриота России, поэта, географа, химика,.

Конспект урока при лордозе для детей 6–7 лет Конспект урока при лордозе для детей 6-7 лет. Задачи: - Формировать правильную осанку - Развивать двигательные способности детей и физические.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Что такое почва?", самоанализ урока и пояснительная записка к уроку.

Пояснительная записка

к уроку окружающего мира во 2 классе

Автор: Кудинова Ирина Ивановна

Направление: гуманитарное (начальные классы)

Тема, класс: Что такое природа, 3 класс

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. M.: Просвещение, 2012 г.

Количество часов: 68 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю

развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное;

воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах.

Цель урока (ученик): изучить состав и свойства почвы.

• создать условия для повышения мотивации учащихся в потребности усвоения новых умений в проведении опытов;

• организовать ситуацию постановки учебной проблемы;

• помочь учащимся в постановке цели урока и поиске путей решения данной проблемы;

• создать ситуацию самостоятельного поиска новых способов решения в группе, в паре;

• создать условия для самоконтроля и самооценивания.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, доска, почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель.

Формы работы: самостоятельная, групповая, фронтальная работа.

Самоанализ урока

окружающего мира в 3 классе

Кудиновой Ирины Ивановны, учителя начальных классов

Поныровского района Курской области

Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока

Тип урока: урок-исследование, открытие новых знаний

В ходе урока мне удалось реализовать следующие цели:

- выявить пробелы в знаниях;

- осуществить коррекцию знаний учащихся;

- развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки;

- развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное;

- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

- воспитывать творческую ответственность личности, стремящуюся к

самореализации и субъективности на всех этапах урока.

Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учетом особенностей класса. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что ученики не равнодушны к предмету окружающий мир.

Организационный этап включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности. Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности, сотрудничества я использовала рефлексивный момент и создание ситуаций успеха.

Подготовке учащихся к активному и сознательному усвоению материала способствовало целеполагание, моя деятельность и деятельность учащихся были объединены одной целью.

Следующий этап – актуализация знаний. Дидактической задачей этого этапа являлось побуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности.

Дидактической задачей практической работы было воспроизведение теоретических знаний предыдущих уроков, установление осознанности их понимания, полноты и правильности их применения. На этом этапе мне удалось вовлечь учащихся в процесс активного исследования – проведения опытов по изучению состава почвы.

Следующий этап - применение знаний и умений в новой ситуации. В ходе выполнения самостоятельной работы с пословицами в группах ребята получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала и приступить к устранению типичных ошибок.

По окончанию самостоятельной работы, работы с учебником, с помощью готовых решений на экране, учащиеся осуществили самопроверку и сумели использовать новые знания вместе с изученными ранее в новой ситуации.

С целью сохранения здоровья обучающихся до начала урока было осуществлено сквозное проветривание кабинета, на уроке проведена физминутка.

Считаю, что поставленные задачи реализованы, цели занятия достигнуты. Так

как дети показали, что научились обрабатывать полученную информацию, учащиеся имеют представление о почве , её составе и умеют устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой.

Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Считаю, что выбранный тип и формы проведения урока были подобраны правильно.

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учитель: Кудинова Ирина Ивановна

Образовательные:

- сформировать представление о почве, её составе;

- выявить в ходе опытов состав почвы;

- продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

- развивать умение работать с научным текстом;

- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

- делать выводы на основе проведённых опытов;

- развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся; умения доказывать выдвигаемые предположения;

- развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность

Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий

Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель. Компьютер, мультимедиапроектор, презентация, энциклопедия.

- А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 64, тетрадь на печатной основе,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1. Мотивация учебной деятельности

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Коммуникативные:

-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

2. Актуализация знаний

Цель: настроить детей на плодотворную работу.

- Ребята, отгадайте загадку: Слайд 2

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

- А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля? Слайд 3

Онлайн-книги

Ход урока
/. Проверка домашнего задания
-. Что происходит с твердыми предметами при нагревании и охлаждении? — Почему образуются в камнях трещины? — Какую роль играет в разрушении камня вода?
— Что еще ускоряет разрушение скал?
— Что образуются в результате разрушения скал, камней? — Подумайте, может ли растение развиваться на гладком камне, чистом песке или глине.
(Нет, т. к. для растений нет условий для питания)
II . Введение в тему — Сегодня на уроке мы будем говорить о чудесной кладовой. — А что обозначает слово кладовая? (Кладовая – комната для хранения.) — Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Чудесная кладовая. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. М. Ильин, Е. Сегал — Какое чудо происходит в кладовой?

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

что такое почва?

научить определять состав почвы практическим путём; формировать представление о значении плодородия почв для жизни растений, об образовании и разрушении почвы, об ее охране.

Предметные результаты

- определять состав почвы;

-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цве­та, сухая или влажная, плотная или рыхлая?

Учиться выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое поч­ва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?



1. Медведка. 2. Личинка жука. 3. Сверчок. 4. Крот. 5. Мно­гоножка. 6. Жаба. 7. Лесная мышь. 8. Дождевой червь.

Изучение нового материала

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — главное свойство почвы.

Почему же почва плодородна? Выскажи гипоте­зу и обоснуй её. Для проверки гипотезы потре­буется исследование почвы.

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.

В состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

Корни растений дышат воздухом, который со­держится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворён­ные минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.

Мы видели, что солей в почве мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно по­полняется. Как? Благодаря перегною.

Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превраща­ется в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, пе­ремешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.



Осмысление и понимание полученных знаний

Практическая работа

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сформулируй вывод.

Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки возду­ха. Значит, в почве есть воздух.

\Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт пока­зывает, что в почве есть вода.

Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприят­ный запах. Это сгорает перегной почвы, кото­рый образовался из остатков растений и живот­ных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), на­сыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина

Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые раство­ряются в воде.




Вывод: и так, в состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

Проверь себя

1. Что такое почва? 2. Какой состав имеет поч­ва? 3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли? 4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влия­ют на её плодородие?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик главное свойство почвы.

2.Дома рассмотри почву в цветочных горш­ках. Найди в ней отмершие остатки растений. Порыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Науку о почвах — почвоведение — создал за­мечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846 — 1903). Он называл почву кор­милицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.


В. В. Докучаев учил, как правильно обрабаты­вать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения. Например, он пре­дупреждал, что нельзя возделывать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения. Нужна смена растений, иначе почва истощается. Нельзя хищнически вы­рубать леса — из-за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы. Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что от этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.

Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.

Мир почвы

Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы

Состав почвы и ее плодородие

Азы почвоведения. Классификация почв,

Читайте также: