О каком урожае идет речь

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Данные задания олимпиады предназначены для учащихся 10-го класса и охватывают практически все разделы русского языка: орфоэпию, орфографию, лексику, морфологию, синтаксис. Имеются задания как базового, так и повышенного уровня подготовки. Сделан акцент на знание истории языка и умении работать с речевыми ошибками.

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 10-й класс

Задание 1. (5 баллов) Расставьте ударение в словах:

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

  1. Архангельск –
  2. Одесса –
  3. Кострома –
  4. Киев –
  5. Курск
  6. Пермь-
  7. Рим –
  8. Баку –

Задание 4. (6 баллов) Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:

адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный.

Задание 5. (8 баллов) Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:

Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.

Задание 6. (12 баллов) Определите, какой частью речи являются выделенные слова:

а) Он грустно улыбнулся.
б) Его лицо грустно.
в) Сегодня ему было особенно грустно.

а) Мы опять явились на то место.
б) В магазин-то сходил?
в) Осенью во дворе то дождь, то снег.

а) Отец шел мне навстречу.
б) Мы торопились на встречу с другом.
в) Сильный человек всегда готов идти навстречу трудностям.

а) Он жил в доме напротив.
б) Напротив школы был стадион.
в) Он думал, что задачка легкая, а она, напротив, оказалась сложной

Задание 7. (12 баллов) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов?

Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
(Г. Державин. Властителям и судиям)

Задание 8. (8 баллов) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях.

  1. Птичка лежала на траве и дрожит всем телом.
  2. Уехав из города, меня долго мучили неприятные воспоминания.
  3. Швабрину наплевать на мнение окружающих.
  4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила ее на пол.
  5. Человек ведёт праздничную жизнь.
  6. Это свойство свойственно всем писателям.
  7. Наконец-то наступил долгожданный июнь месяц, и мы поехали отдыхать.
  8. Жилин радовался, что обратно может совершить побег.

Задание 10. (4 балла) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
(С. Есенин)

Задание 11. (5 баллов) Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания:

Москва большой гости(н,нн)ый двор Петербург светлый маг…зин. Москва нужна для России для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит по(д,т)рунивать над Москвою над ее …ляповатостью и (не)ловкостью и бе(з,с)вкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продаж(н,нн)ый и (не)умеет говорить (по)русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди как(будто) сошедшие с журналь(н,нн)ых мод(н,нн)ых картинок выставляемых в окна даже старухи с такими узенькими талиями что делается смеш(н,нн)о на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине мод(н,нн) толпы какая(нибудь) матушка с платком на голове и уже соверше(н,нн)о без всякой талии. Сказал бы еще (кое)что но – Д…ста(н,нн)ция огромного р…змера. (Н.В. Гоголь)

Задание 12. (15 баллов) Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова. Поразмышляйте над следующими вопросами к тексту:

  1. О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
  2. С какой целью автор использует диалектные слова и ряд однородных членов в предложении?
  3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
  4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения

Максимально – 100 баллов

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку в 10-м классе

№1. Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

По 0,5 балла за верный ответ.

Всего – 5 баллов.

По 0,5 б. за верно подобранное проверочное слово.

Всего – 5 баллов

№3.

архангелогородцы, -ец, -ка
одесситы, -ит, -ка
костромичи, -ич, жительница Костромы
киевляне, -ин, -ка
куряне, -ин, -ка
пермяки, -як, -ячка
римляне, -ин, -ка
бакинцы, -ец, -ка

По 1 баллу за каждое верно образованное слово.

Всего – 8 баллов

По 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Всего – 6 баллов

№5. Фразеологизмы:

Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться.

По 1 баллу за каждый верно названный фразеологизм.

Всего – 8 баллов

№6

  1. а) наречие; б) краткое прилагательное; в) категория состояния.
  2. а) указательное местоимение; б) частица; в) союз.
  3. а) наречие; б) существительное с предлогом; в) производный предлог.
  4. а) наречие; б) производный предлог; в) вводное слово.

По 1 баллу за правильно названную часть речи.

Всего – 12 баллов

№7.

Назвать начальную форму слова – 1 балл; указать лексическое значение – 1балл; привести пример исторического производного – 1 балл. Итого – 12 баллов.

№8

  1. Птичка лежала на траве и дрожала всем телом. Или: Птичка лежит на траве и дрожит всем телом. (Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм)
  2. Уехав из города, я долго мучился неприятными воспоминаниями. Или: Когда я уехал из города, меня долго мучили неприятные воспоминания (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом).
  3. Швабрин не считается с мнением окружающих. (Неоправданное употребление стилистически сниженной (жаргонной) лексики.)
  4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила посуду на пол. (Неудачное употребление местоимения).
  5. Человек ведёт праздную жизнь. (Неразличение паронимов)
  6. Это качество свойственно всем писателям. (Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)).
  7. Наконец-то наступил долгожданный июнь, и мы поехали отдыхать. (Употребление лишних слов, лексическая избыточность).
  8. Жилин радовался, что опять (снова) может совершить побег. (Употребление слова в несвойственном ему значении).

По 0,5 балла за каждое правильно отредактированное предложение.

За указание типа ошибки – 0,5 б.

Всего – 8 баллов

№9 Употребление буквы ё обязательно в текстах с последовательно поставленными знаками ударения, в словарях для указания места ударения и правильного произношения, в книгах для детей младшего возраста (в том числе учебниках для школьников младших классов), в учебниках для иностранцев. В обычных печатных текстах ё рекомендуется писать в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова (все и всё), буква позволяет предупредить речевую ошибку и разграничить омоформы (узнаем – узнаём), когда нужно указать на правильное произношение некоторых иноязычных имен собственных (Бёрнс) или редких слов (сёрфинг). Букву ё следует также писать в собственных именах. В остальных случаях употребление ё факультативно, то есть необязательно.

За каждый верно указанный случай употребления – 1 балл (всего – 10 баллов)

За сведения об истории буквы – максимально 2 балла.

Всего – 12 баллов

№10 Сравнение (рыжая кобыла); олицетворение (ветер мнет листву, целует); эпитеты (синий лязг, шагом осторожным и др.); метафора (осень чешет гриву, язвы красные).

По 1 баллу за верно названное средство изобразительности с примером.

Всего – 4 балла

№11 Москва – большой гостиный двор; Петербург – светлый магазин. Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке; в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит подтрунивать над Москвою, над аляповатостью, и неловкостью, и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди, как будто сошедшие с журнальных модных картинок, выставляемых в окна, даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смешно; на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине модной толпы какая-нибудь матушка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии. Сказал бы еще кое-что, но – Дистанция огромного размера.

Максимально – 5 баллов (по школьной оценочной системе)

№12 Задание. Сочинение-рассуждение (задание носит творческий характер, однозначного ответа не подразумевает)

Максимальное количество – 15 баллов.

О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
Автор говорит об обычных отношениях в семье, о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько нужен и полезен старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
Автор говорит о необходимости бережного, любовного отношения к старикам, которое закладывается в семье, и важности внимательного и заботливого отношения друг к другу каждого ее члена.

о гороха. Огурцов как на подбор! На гряде сорвать неплохо Крупный красный помидор. .Запиши текст.Укажи над словами известные тебе части речи.

Ответы на вопрос


Об осеннем урожае идёт речь. Об овощном урожае.
Урожай-сущ.
лето-сущ.
провожай-глагол
сладкого-прилагательное
гороха, огурцов, подбор, гряде, помидор-существительные
сорвать-глагол
крупный, красные-прилагательные

Для начала стоит взять всего 6 семян и высадить огурцы. Когда появятся всходы, то нужно их правильно подвязать. Известно, что у овоща появляются пасынки, которые удаляют многие дачники.

Но делать этого не стоит.

огурцы

Фото: Pixabay

Оставьте пару пасынков и подвяжите их к основной части овоща. Как только появится пару штук плодов, их стоит прищипывать.

Не забывайте удалять листья большого размера.

Таким образом вы в несколько раз сможете увеличить урожай.

Если сделать все правильно, то каждый день можно собирать по 5 кг овощей.

Какие еще секреты стоит знать?

Не выращивайте огурцы из года в год на одном и том же месте. Овощи будут болеть и ни о каком урожае речи идти не может. Для того, чтобы подготовить почву к посадке, стоит использовать органические удобрения.

Затем можно подкармливать огурцы любыми зелеными составами, изготовленными самостоятельно.

Поливать огурцы нужно щедро - примерно по ведру на один куст. Проводить полив лучше в утреннее время. Вода должна успеть прогреться к этому моменту.

Как обычно, ведущий передачи Поле чудес берет темы о нашем прошлом, о Руси-матушке, о традициях русского народа. Игроки приносят Леониду Якубовичу гостинцы и подарки, часто сделанные своими руками. И конечно же, выступают с творческими музыкальными номерами.

Урожай – валовой (общий) сбор растениеводческой продукции, полученной в результате выращивания определённой сельскохозяйственной культуры со всей площади её посева (посадки) в хозяйстве, регионе или в стране.

Победитель игры за 3.09.2021 (sprintotvet.ru). Фото: Первый канал

Как на Руси называли праздник урожая?

Как на Руси называлась помощь крестьянам, которые не успели окончить жатву к сроку?

Божья Матерь считается народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери, называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Госпожин день – один из главных земледельческих праздников. Сапожинки – обряд окончания жатвы. Название Выжанки отражает взаимопомощь при окончании жатвы, вознаграждением служит угощение.

Как славяне называли работы после праздника урожая, во время которых снопы околачивали специальными колотушками?

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?

Сноп – пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлениям, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве. В России в некоторых губерниях снятый последний сноп с поля назывался кумушка.

Победитель игры Поле чудес заработал 1800 очков. Он решил не участвовать в Суперигре.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урожай пришёл в город..docx

2.Коррекционно-развивающие : корректировать восприятие, образное мышление, устную речь, память, внимание, обогащать словарный запас, развивать СВ, формировать правильное произношение.

3.Воспитательные : воспитывать любовь к природе.

I.Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Полёт пчелы -З-з-з.

Накачивание воздуха –Ф-ф-ф.

Сдутие мяча –С-с-с.

I II . Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию текста.

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает.

Когда это бывает? (Осенью)

-Что я сейчас прочитала? (Загадку)

-Чем осень отличается от других времен года? Перечислите признаки осени.

(Солнце меньше греет, идут дожди, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, попрятались насекомые, люди собирают последний урожай).

I V. Работа по теме урока. Чтение и работа над содержанием текста.

1. Чтение текста учителем .

- Почему он так называется?

2. Подготовка учеников к самостоятельному чтению стихотворения.

Словарная работа .

Палатки с овощами, на улицах и площадях города, виноградарь, овощевод, садовод, труженики села, арбузы, дыни, виноград, лиловый, антоновка, анис (сорта яблок).

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

4.Чтение текста учениками.

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- О каком времени года стих? Как догадались? (Это осенний парад овощеводов, садоводов, виноградарей)

- Посмотрите на картинки и скажите, какой может быть осень. (Осень теплая, ранняя, холодная, хмурая, золотая, дождливая и т.д.)

- Если на улице идет дождь, то погода стоит какая? (Дождливая.)

V . Закрепление

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри.

Прыжки на одной ноге по кругу.

Прыжки на другой ноге.

Показывают руками на воображаемые пузыри .

-Вспомните все, о чем говорилось в тексте, и давайте нарисуем к нему картину.

-Что бы вы нарисовали? (Учитель следит за правильным построением фразы детьми.)

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

- С каким текстом познакомились сегодня на уроке?

-О чём этот текст?

- Какое задание на уроке больше всего понравилось выполнять?

- Что было непросто сделать самому?

VII. Домашнее задание : пересказать текст.

Выбранный для просмотра документ текст.docx

Прочитайте статью. Объясните, почему она так озаглавлена.

Урожай пришёл в город.

Красочные разноцветные палатки с овощами и фруктами выстроились на улицах и площадях города, словно на параде. Это осенний парад овощеводов, садоводов, виноградарей.

Труженики села везут в город дары осени: румяные яблоки, сочные зеленовато-жёлтые груши, сизые сливы. Прибывают с юга арбузы, душистые дыни, виноград.

Осень радует нас яркими красками и ароматными запахами фруктов и овощей. На прилавках лежит оранжевая морковь , лиловая свёкла , светло-жёлтая репа , ярко-зелёная петрушка и укроп . Вкусно пахнет яблоками разных сортов — антоновкой, анисом. Зовут покупателей овощные базары и колхозные рынки.

Какими словосочетаниями из текста можно заменить данные слова?

Овощеводы, садоводы, виноградари — . .

Яблоки, груши, арбузы, дыни, виноград — . .

Дополните: палатки (какие?) … …, парад (какой?) …, яблоки (какие?) …, груши (какие?) … …, сливы (какие?) …, дыни (какие?) …, краски (какие?) …, запахи (какие?) …, морковь (какая?) …, свёкла (какая?) …, репа (какая?) …, базары (какие?) …

Найдите в тексте статьи слова и словосочетания, которые

обозначают цвет и запах овощей и фруктов.

Прочитайте словосочетания, в которых есть слова с переносным значением.

Рассмотрите рисунок. Ответьте, почему осенью много людей на рынке?

hello_html_714987fb.jpg

Прочитайте. К выделенным глаголам подберите однокоренные прилагательные.

Осенью хозяйки заготавливают на зиму овощи и фрукты. Они квасят капусту, солят огурцы, маринуют грибы, консервируют фрукты, варят варенье.

Прочитайте диалог.

Мама. Таня, хочешь научиться варить варенье?

Таня. Да, мама. А из каких ягод?

Мама. Из красной рябины. Это очень вкусное, ароматное и полезное варенье.

Таня. А как его варят? Что надо делать?

Мама. Возьми ягоды. Сначала л хорошенько очисти ягоды от веточек, помой и залей кипятком на 5—10 минут. Потом слей воду, опусти ягоды в сахарный сироп на 12 часов. Вари ягоды на маленьком огне 1 час. Когда варенье остынет, переложи его в банку.

Таня. Это совсем не трудно. Я расскажу девочкам в школе.

Составьте рассказ от имени Тани о том, как надо варить рябиновое варенье. Используйте слова: надо, нужно, сначала, потом. Запишите рассказ.

Измените словосочетания по образцу.

Варенье из земляники — земляничное варенье.

Варенье из слив, варенье из айвы, варенье из груш, варенье из клубники, варенье из алычи.

Ответьте на вопросы.

Какое варенье вы любите?

Из каких ягод варят ваше любимое варенье?

Как вы помогаете делать домашние заготовки?


Танина мама — хорошая хозяйка. Осенью она делает домашние заготовки: . . . . ,

Читайте также: