Норматив посадки в танк

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

46. Построение и действия у танка производятся по командам (сигналам).

Для сосредоточения внимания экипажа подается команда (сигнал): "Внимание". По этой команде (сигналу) прекратить движение, шум, разговоры и, оставаясь на месте, повернуться лицом к командиру.

Для сбора и построения экипажа у танка подается команда (сигнал): "К машинам".

Для посадки экипажа в танк подается команда (сигнал): "По местам".

Для заводки мотора подается команда (сигнал): "Заводи".

В боевой обстановке, для немедленной изготовки экипажа к бою, посадка в танк производится непосредственно по команде (сигналу): "К бою". По этой команде экипаж бежит к танку, производит посадку и изготавливается к бою.

Для выхода экипажа из танка подается команда (сигнал): "К машинам".

Если нужно распустить экипаж, подается команда (сигнал): "Разойдись".

По этой команде (сигналу) экипаж поворачивается направо, переходит на правую (по направлению движения танка) сторону и расходится.

Приемы построения и действия у танка

47. Все действия у танка должны быть четкими, быстрыми и слаженными. Сбор к танку, исполнение получаемых приказаний и все передвижения у танка выполняются бегом.

48. Па команде (сигналу): "К машинам" экипаж танка выстраивается впереди танка, лицом в поле, в одну шеренгу, на расстоянии одного шага от гусениц, в следующем порядке: командир танка (КТ), командир башни (КБ), радиотелеграфист-пулеметчик (РП), механик-водитель (MB), и принимает команду (сигнал): "Смирно".

49. По команде (сигналу): "По местам" все поворачиваются кругом и садятся в танк в следующем порядке:

а) радиотелеграфист-пулеметчик ставит колено правой ноги на броню танка, правой рукой хватается за крюк буксира, а левой за крышку переднего люка, повертывается кругом, влезает в люк ногами вперед, садится на сиденье механика-водителя, а затем перемещается правее и занимает свое место;

б) механик-водитель делает шаг влево, следует за радиотелеграфистом-пулеметчиком, садится на свое сиденье и закрывает люк;

в) командир башни бежит к правому борту, ставит носок левой ноги на третий каток, левой рукой хватается за десантную скобу, а правой за кромку правого крыла, быстро вскакивает на танк, хватается правой рукой за скобу на башне, открывает люк, занимает свое место в боевом отделении, включает свет башни и после входа командира танка закрывает на замок люк башни;

г) командир танка бежит к левому борту танка и, действуя так же, как и командир башни, занимает свое место в танке.

50. После посадки экипажа в танк командир танка подает команду (сигнал): "Приготовиться к заводке". По этой команде механик-водитель:

а) включает "массу" через радиотелеграфиста-пулеметчика;

б) устанавливает топливный распределительный кран в такое положение, при котором включается один из топливных баков; в такое же положение устанавливает и воздушный края;

в) проверяет положение рычага кулисы перемены передач (рычаг должен находиться в нейтральном положении);

г) создает ручным насосом давление в топливном баке для подачи топлива к топливоподкачивающей помпе (в 0,2-0,3 атм);

д) освобождает топливную систему от воздуха, поворачивая краник под щитком контрольных приборов для установки его в положение "спуск воздуха", держит его в этом положении до появления струи газойля (без пузырьков воздуха), после чего ставит в рабочее положение;

е) докладывает командиру танка о готовности к заводке: "Готово".

51. По команде (сигналу): "Заводи" механик-водитель:

а) выключает главный фрикцион;

б) увеличивает подачу топлива, нажимая ногой на педаль ножного привода подачи;

в) нажимает кнопку стартера (каждый раз не дольше 5-6 секунд); после заводки двигателя устанавливает воздушный кран в положение "на атмосферу";

г) после заводки двигателя командир танка подает сигнал командиру взвода (поднятием желтого флажка): "Готово".

52. По команде (сигналу): "К машинам" выход из танка производится в следующем порядке:

а) механик-водитель открывает люк и выскакивает из танка;

б) радиотелеграфист-пулеметчик перемещается сначала на сиденье механика-водителя, а затем также выскакивает из танка:

в) командир танка выходит из башни на левую сторону танка через люк, открытый командиром башни, спрыгивает с танка и становится на свое место;

г) командир башни открывает люк башни, пропускает командира танка, выключает свет в башне, выходит из танка, и закрывает люк башни, а затем соскакивает на правую сторону танка и становится на свое место.

После выхода из танка экипаж выстраивается в порядке, указанном на рис. 1, и находится в положении "Смирно" до команды (сигнала) командира взвода.


Нормативы по боевой подготовке


Нормативы по боевой подготовке

- 15 шт.:

13. Норматив № 1-В "Загрузка 3-х артиллерийских выстрелов во вращающийся конвейер (действия наводчика оператора)"

14. Норматив № 1-В "Загрузка 3-х артиллерийских выстрелов во вращающийся конвейер (действия механика-водителя)"

15. Норматив № 1-В "Загрузка 3-х артиллерийских выстрелов во вращающийся конвейер (действия командира танка)"

67. Построение и действия у боевых машин производятся по командам (сигналам), подаваемым при помощи флагов или голосом.
Для привлечения внимания экипажей подаётся команда (сигнал): "ВНИМАНИЕ". По этой команде (сигналу) экипаж прекращает движение, шум, разговоры и, оставаясь на месте, поворачивается лицом к командиру. Для сбора и построения экипажей у машин подаётся команда (сигнал): "К МАШИНАМ". По этой команде экипаж выстраивается впереди машины в установленном порядке и принимает положение "Смирно".

Для посадки экипажей в машины подаётся команда (сигнал): "ПО МЕСТАМ". Для заводки моторов подаётся команда (сигнал): "ЗАВОДИ". Для выхода экипажей из машин подаётся команда (сигнал): "К МАШИНАМ". Если нужно распустить экипаж, подаётся команда: "РАЗОЙДИСЬ". По этой команде экипаж поворачивается направо, переходит на правую (по направлению движения машины) сторону дороги и расходится.

2. ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ У БОЕВЫХ МАШИН

68. Сбор к машинам и все действия, связанные с исполнением команд и приказаний у машин, выполняются бегом.

Действия у тяжёлого танка

69. По команде (сигналу) "К МАШИНАМ" экипаж танка выстраивается впереди танка лицом в поле (по отношению к танку), в одну шеренгу, на расстоянии одного шага от гусениц, в следующем порядке (рис. 1): командир танка, механик-водитель старший, командир башни, механик-водитель младший, и принимает положение "Смирно".

70. По команде (сигналу) "ПО МЕСТАМ" все поворачиваются направо, подбегают к правому борту танка и садятся в танк:

  • механик-водитель старший ставит правую ногу на третий опорный каток, правой рукой берётся за погон башни около выема для доступа к заливной пробке бака и, подтягиваясь, левой рукой хватается за поручень башни, вскакивает на крыло танка, затем на башню, открывает люк, опускается через люк в башню и садится на своё место в отделении управления;
  • командир башни следует за механиком-водителем старшим и в том же порядке садится на своё место;
  • командир танка следует за командиром башни и садится на своё место;
  • механик-водитель младший (заряжающий) следует за командиром танка, закрывает люк и садится на своё место.

71. После посадки экипажа в танк командир танка подаёт команду механику-водителю старшему: "К ЗАВОДКЕ". По готовности к заводке механик-водитель старший докладывает: "Готово". По команде "ЗАВОДИ" механик-водитель старший заводит двигатель, после чего командир танка подаёт сигнал о готовности танка к движению.

72. По команде (сигналу) "К МАШИНАМ" экипаж выходит из танка в следующем порядке:

  • механик-водитель младший (заряжающий) открывает люк башни, выходит на правое крыло, соскакивает с танка, подбегает к передней части танка и становится на своё место;
  • командир танка следует за механиком-водителем младшим (заряжающим) и становится на своё место;
  • командир башни следует за командиром танка и становится на своё место;
  • механик-водитель старший следует за командиром башни, закрывает люк башни и становится на своё место.

Выстроившись в установленном порядке (рис. 1), экипаж принимает положение "Смирно".

Действия у среднего танка типа Т-34

73. По команде (сигналу) "К МАШИНАМ" экипаж танка выстраивается впереди танка лицом в поле (по отношению к танку), в одну шеренгу, на расстоянии одного шага от гусениц, в следующем порядке (рис. 2): командир танка, механик-водитель, радист-пулемётчик, командир башни и принимает положение "Смирно".

74. По команде (сигналу) "ПО МЕСТАМ" все поворачиваются кругом и садятся в танк:

  • командир танка подбегает к правому борту, ставит левую ногу на третий каток, левой рукой берётся за десантную скобу, а правой — за кромку правого крыла, быстро вскакивает на танк и после того как командир башни откроет люк, занимает своё место в боевом отделении;
  • командир башни подбегает к левому борту, ставит левую ногу на третий каток, левой рукой берётся за десантную скобу, а правой — за кромку крыла, быстро вскакивает на танк, открывает люк, занимает своё место в боевом отделении, включает освещение башни и после посадки командира танка закрывает люк башни;
  • радист-пулемётчик ставит колено правой ноги на броню танка, правой рукой берётся за крюк буксира, а левой — за крышку переднего люка, подтягиваясь на руках, поворачивается кругом, опускает ноги в люк, садится на сиденье механика-водителя, а затем перемещается правее и занимает своё место;
  • механик-водитель следует за радистом-пулемётчиком, садится на своё место и закрывает люк.

После посадки в танк экипаж действует; как указано в ст. 71.

75. По команде (сигналу) "К МАШИНАМ" экипаж выходит из танка в следующем порядке:

  • механик-водитель открывает люк и соскакивает с танка вперёд;
  • радист-пулемётчик перемещается на сиденье механика-водителя, а затем также соскакивает с танка;
  • командир танка выходит из башни на правую сторону танка через люк, открываемый командиром башни, соскакивает с танка и становится на своё место;
  • командир башни открывает люк башни, пропускает командира танка, выключает свет, выходит из танка и закрывает люк башни, а затем соскакивает на левую сторону танка и становится на своё место.
  • Выстроившись в установленном порядке (рис. 2), экипаж принимает положение "Смирно".

Действия у лёгкого бронеавтомобиля типа БА-64

76. По команде (сигналу) "К МАШИНАМ" экипаж бронеавтомобиля выстраивается перед бронеавтомобилем на расстоянии одного шага от него в следующем порядке (рис. 3): командир машины — перед правым крылом, водитель — перед левым крылом, и принимает положение "Смирно".

77. По команде (сигналу) "ПО МЕСТАМ" все поворачиваются кругом и садятся в машину:

  • командир машины подбегает к правой дверце машины, берётся за скобу верхнего моторного люка, становится правой ногой на правое переднее крыло, затем на верхнюю моторную крышку, идёт к башне, влезает через люк башни и садится на своё место;
  • водитель подбегает к левой дверце машины, открывает её, занимает своё место в машине и закрывает дверцу.

После посадки в бронеавтомобиль экипаж действует, как указано в ст. 71.

78. По команде (сигналу) "К МАШИНАМ" экипаж выходит из бронеавтомобиля в следующем порядке:

  • командир машины выходит из башни, становится на моторную крышку и соскакивает на правую сторону;
  • водитель открывает левую дверцу машины, выходит из машины и закрывает дверцу.

По выходе из бронеавтомобиля экипаж выстраивается в установленном порядке (рис. 3) и принимает положение "Смирно".

Несущийся по полю и стреляющий танк - зрелище завораживающее. Танк - это мощь и сила! Многим шекснинцам довелось служить в танковых войсках, но прежде чем стать настоящими танкистами, все они учились водить танк в "учебке". Житель Шексны В.А. Штефан окончил высшее танковое командное училище и в течение восемнадцати лет готовил из новобранцев танкистов. Сегодня Виктор Андреевич рассказал о том, как становятся танкистами, поделился интересными фактами времён армейской службы и опроверг несколько ложных представлений о танках.


Чёрная фуражка

Техникой Виктор Андреевич увлекся ещё школьником, в 60-х годах прошлого века, в родном селе Ленинское Киргизской ССР.
- Автосервисов тогда не было. Мой отец ремонтировал на дому мотоциклы, немногочисленные в то время машины, а я ему помогал и по окончании школы хотел поступить в автомобильное училище, - вспоминает о детских годах Виктор Андреевич.
Может быть, так оно и случилось бы, если бы не один военный, приезжавший в гости к соседям. Служил он в автомобильных войсках. Подметил Виктор интересный факт: в один год гость приедет в фуражке с красным околышем, в другой год приедет с зелёным, а иногда - с голубым или с чёрным. Такое непостоянство офицер пояснил мальчику тем, что автомобильные войска - это такие войска, к какому роду войск предадут, такую фуражку и нужно носить. Переменчивость у "автомобилистов" Виктору не понравилась. Другое дело танкисты - всегда фуражку с чёрным околышем носят, и вместо автомобильного училища в 1974 году Виктор Андреевич поступил в Ташкентское высшее танковое командное училище, а через четыре года вышел из него лейтенантом, инженером по эксплуатации автотракторной техники:
- В училище я изучал танки Т-62 и Т-64. По его окончании попал служить в 238 учебно-танковый гвардейский полк, базировавшийся в грузинском городе Гори - на родине Сталина. Там я шесть лет был командиром учебного взвода, затем - командиром учебной роты. Потом меня перевели в Германию, где я служил командиром

учебной роты, а потом начальником штаба учебного батальона. Прослужив пять лет в Германии, меня перевели в украин ский город Николаев начальником штаба учебного батальона. В 1989 году попал под сокращение и получил назначение райвоенкомом сначала в Херсонской области, потом в Ташаузской области Туркмении, и закончил военную сл ужбу в Шекснинском райвоенкомате.


Из 26 лет службы в вооруженных силах Советского Союза 18 лет было связано с танками.

Выстрел - и хромовые сапоги улетели

Всем водителям запоминается ощущение, когда получены права, и первый раз едешь на машине без инструктора. Вроде бы знаешь и умеешь, а всё равно волнительно. Интересно, а как чувствует себя человек, впервые севший за рычаги танка? Как

пояснил Виктор Андреевич, новобранцы в учебном полку в течение месяца проходили курс молодого бойца, а потом, после принятия присяги, за пять месяцев из них делали танкистов:

- Сначала ребята учились водить танк на тренажёрах, затем управляли танком со снятыми гусеницами: водитель-механик переключает передачи,

ведущие колёса работают, а танк стоит. Действия молодых танкистов контролировали механики-инструкторы - те же "срочники", которые в "учебке" показали хорошие знания и организаторские способности. Их оставляли в

батальоне для обеспечения учебного процесса. Мы, офицеры, в основном, преподавали основы теории вождения и учили стрелять.
Стрельба штатным снарядом - дело серьёзное и дорогое. Как говорили в советской армии: из пушки выстрелили - хромовые сапоги улетели. Себестоимость выстрела штатным снарядом составляла 28 рублей - большие

деньги по тем временам (как раз столько стоили хромовые сапоги). Именно поэтому в "учебке" молодые танкисты стреляли штатным снарядом всего один раз.

Удобно, как в "Матизе"

В ходе разговора Виктор Андреевич развенчал мнение о том, что в танке тесно и неудобно:


- Возьмём для примера автомобиль "Матиз". Внешне посмотришь - небольшая машина, и кажется, что внутри очень тесно. А сядешь - удобно, и места хватает. Также и в танке. Сначала вроде бы мало места, вокруг всё железное - синяков набьёшь. А потом привыкнешь, поездишь - всё очень удобно и совсем не тесно. Приведу для примера норматив посадки в танк: экипаж (четыре человека) стоит в двух метрах сзади танка, люки прикрыты. Дается команда "К бою!". Экипаж забирается внутрь танка и закрывает люки. Летом норматив - около десяти секунд. Зимой из-за тёплого комбинезона немного неудобно, и время выполнения чуть-чуть увеличивается.

А вот что не увеличивается, так это диаметр люка, через который танкисты садятся в танк. Казалось бы, это обстоятельство должно влиять, какой полноты людей можно призывать в танковые войска. Но и тут я оказался не прав. Виктор Андреевич пояснил:
- В танкисты не берут высоких, а насчёт полноты так остро вопрос не стоит. Когда я был командиром взвода, пришёл ко мне новобранец-грузин. Он был такой полный, что в обхвате ему двух солдатских ремней мало было, и ничего - через полгода армии он уже в один ремень стал входить, и в танк залез.

Нежное вождение

Преодоление водных преград для военной техники - целая наука. Не всегда есть возможность пройти по настоящему или хотя бы временному понтонному мосту, и тогда танк идёт под воду сам.
В.А. Штефан:
- Под воду в танке я ходил всего четыре раза и только в военном училище. Именно четыре раза, потому что экипаж танка - четыре человека. Один раз идёшь под водой за рычагами, в другой раз - на месте заряжающего, потом - на месте наводчика и командира танка. Пройти под водой - не такая простая задача. Даже в боевых условиях перед тем, как пустить танк под воду, проводится инженерная разведка. Маршрут проверяется на отсутствие ям, и глубина на всём протяжении пути должна быть не более пяти метров, чтобы вода не попала в воздухопитающую трубу.
Маршрут проложен, и танки уходят под воду. А что видит танкист? Оказывается - ничего, ориентируется он по стрелке гирополукомпаса. Это тот же самый компас с окружностью, разделённой на 360 градусов. Необходимо вести танк, удерживая стрелку на цифре "0". Оказывается, простая задача на земле под водой имеет свои особенности:
- На глубине в пять метров на танк действует выталкивающая сила, и он

становится не 36 тонн, как на земле, а намного легче. За рычаги нужно держать очень нежно, чтобы танк не сбился с курса.


Сел бы и поехал
Есть такое понятие - обкатка молодого бойца-пехотинца, во время которого

он должен научиться не боятся танка. Танкистов тоже этому учат - мало ли что в бою может произойти. Первый раз В.А. Штефан лёг под танк в училище:

- Первое упражнение такое: находишься в окопе, танк идёт на тебя, а ты стреляешь по нему холостыми патронами. Затем пригибаешься, и когда танк прошёл над тобой, нужно встать, бросить гранату на трансмиссию танка и стрелять по "пехоте". Когда перестал бояться танка в окопе, ложишься под танк на открытой местности. Расстояния от опорной поверхности гусеницы до днища танка вполне хватает, чтобы танк проехал и не задел.
… Виктор Андреевич может долго и увлеченно рассказывать о танках, об особенностях конструкции танков разных типов. Что-то объясняет понятно и интересно, а в каких-то местах настолько специфично, что несведующему в танковых делах человеку не разобраться. За свою армейскую службу он освоил пять типов танков: Т-34, Т-54, Т-55, Т-62, Т-64 и их модификации, но всё это было аж четверть века назад.
- А что, Виктор Андреевич, вот если бы сейчас возле редакции стоял танк, смогли бы в него забраться, завести и поехать? - задаю последний, в какой-то степени из разряда провокационных вопросов и слышу четкий ответ:
- Разумеется, завел бы и поехал, ведь танк - тот же самый трактор, есть только некоторые особенности запуска двигателя.
Об особенностях запуска двигателя танка расспрашивать я не стал, пусть танкисты между собой об этом рассуждают.
Начиная с 1947 года, свой профессиональный праздник танкисты отмечают ежегодно во 2-е воскресенье сентября. Танкисты в фонтанах не купаются, с флагами не шествуют, а отмечают свой праздник просто, потому что люди они добрые и скромные. Ну и хорошо! А то представляете, как долго пришлось бы восстанавливать посёлок?!
Алексей ДОЛГОВ.

Читайте также: