Назови растения сада по плодам

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Мне, к примеру, постоянно приходилось выяснять 😌 с родителями дошкольников тонкости чрезвычайно запутанной классификации изумительно красивых и чрезвычайно полезных даров природы.

Поэтому, попробуем с этим вопросом разобраться раз и навсегда. Чтобы никто уже не сбивал с толку, говоря: "Самая большая ягода -это арбуз". 👀

Сразу предупреждаю: многих ожидает взрыв мозга! 😥 Хотя меня это только заводит! 😀

Трудности классификации "фрукты - овощи" на международном уровне.

Путаница на фруктово-овощную тему усиливается на международном уровне, когда, например, в 2001 году в директиве Евросоюза, морковь вдруг "записывают" в фрукты. 😕

А всё из-за железобетонной уверенности Евросоюза, что варенье можно варить только их фруктов. 😱 И, если Португалия со своим экспортом варенья из моркови не соответствует этим взглядам, то меняем не взгляды, а называем морковь - фруктом. 😵

А что за отношение к помидорам? До 1893 года они считались фруктами. Затем, из-за поисков выгоды от таможенных сборов, Верховным судом США томаты были признаны овощами, вместе с огурцами, тыквой, горошком и фасолью.

Евросоюз же, в 2001 году, постановил, что помидоры, тыквы, огурцы, арбузы и дыни - это фрукты.

Похоже, что даже самые солидные организации на Западе что хотят, то и делают, если где-то замаячит выгода.👨‍💼

Поищем правду у ботаников.

У ботаников нет понятий "фрукты" и "овощи", у них есть просто "плоды"/хотя, латинское "фрукты (f ructus) " также означает "плоды", а древнерусское "овошти" - опять же, ничто другое, как "плоды"/.

Наука о растениях подсказывает, что плод - это результат опыления цветка. В нём обязательно имеются СЕМЕНА.

А вот если какие-либо другие части растений оказались съедобными (листья, стебли, корни, цветки) - их можно считать овощами.

Овощи - съедобные КОРНИ - известны нам лучше других. Это морковь, репа, свёкла, редька, имбирь. В корнях моркови и свёклы нет семян. Они - не плоды.

Овощи - съедобные ЛИСТЬЯ - это белокочанная капуста, лук, чеснок и вся известная нам зелень: укроп, салат, петрушка, базилик и даже мята.

Овощи - съедобные СТЕБЛИ - это капуста -кольраби, ревень, спаржа и картофель. Картофель - это не корень, а видоизменённый, разросшийся стебель (клубень).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с трудом людей в осеннее время года в саду;

Оборудование: рисунки с изображением фруктов, цветные карандаши, карточки для парной работы.

Тип урока:
Изучение нового материала.

Организация класса
I. Психологический настрой.
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

(Анализ погоды) Слайд 1

-Кто-то кажется стучит? ( входит Айболит)
-Это Доктор Айболит!
-А. Ребята, какое сейчас время года? ( Осень)
-Какие изменения произошли в неживой природе?
-Что нужно делать чтобы не заболеть? (Тепло одеваться, кушать витамины).
Осенью люди часто болеют и я пришёл к вам, чтобы напомнить о пользе витаминов.

II. Постановка темы и целей урока
-Ребята, в каких продуктах содержатся витамины? Слайд 2
-А где они растут? (в садах)

а) (заранее подготовленный ученик рассказывает о саде)

- Сад - это природное сообщество, где выращивают фруктовые и ягодные растения. Деревья — яблоня и слива, груша и вишня, персик и черешня, кустарники - черная и красная смородина, крыжовник, малина, облепиха - все это ценные культурные растения сада. В садах выращивают землянику. На этих растениях созревают фрукты и ягоды. Плоды садовых растений очень полезны человеку, так как содержат много необходимых для его жизни витаминов и других веществ. Слайд №3

III. Работа над новой темой.
-Посмотрите внимательно на растения сада и скажите, на какие группы можно их разделить? (Деревья, кустарники, травы)
Слайд 4
-Деревья, которые дают плоды называются плодовыми.
Посмотрите и назовите эти деревья. Слайд 5
Кустарники, которые дают плоды называются плодовыми кустарниками.
Слайд 6
Назовите эти кустарники.
-А кто знает как можно сохранить урожай плодов и ягод? (Переработать)
Слайд 7
-А для чего человек выращивает плодовые деревья и кустарники?
А что ещё дают нам деревья? (Свежий воздух, в жару прохладу и тень).
IV. Работа с учебником стр.50-51

Чтение с пометками. Читаем каждый абзац и отвечаем на поставленные вопросы.

1 остановка: Что называется плодовыми деревьями?

2 остановка: Какие плодовые деревья выращивает человек?

3 остановка: Какие кустарники дают вкусные и полезные ягоды?

4 остановка: Ягоды каких травянистых растений люди едят?

Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.

V. Закрепление изученного

- Давайте, ребята, сходим в сад.

- Как вы думаете, чем отличается осенний сад от летнего?

(Большая садовая корзина. В ней лежат фрукты и овощи. Дети по очереди достают предметы и анализируют, растут ли они в саду).

Работа в парах

А знаете, ребята, что все садоводы - мечтатели. Давайте и мы с вами помечтаем, каким будет деревце, которое вырастет, если мы его посадим. Обсудите в паре, каким бы вы хотели стать деревом, или кустарником и почему?

(Выступление пар и взаимооценивание)

-Каждый фрукт богат витаминами, а вот какими, мы сейчас с вами узнаем от доктора Айболита.
-Он хочет поделиться с вами о пользе фруктов и ягод.
1. Вот прекрасный виноград
Он глюкозою богат
Сочный, сладкий и пахучий
Ешь – и вырастешь могучим.

2. Груша сочна и поспела
И она нужна для тела
Чтоб здоровье было лучше
Нужно чаще кушать груши.

3. Знают взрослые и дети
Даже те, что на диете
Яблоки полезны всем
Не вредят они совсем.

4. Эти жёлтые бананы
Любят даже обезьяны
И, конечно, малыши
Любят их от всей души.

5. Вот и жёлтенький лимон
Хоть и кислый очень он
Но здоровью помогает
Слабых сердцем подкрепляет.

6. Апельсинчик очень нежный
И, конечно же, полезный
Льёт чудесный аромат
Витаминами богат.

7.На деревьях ягод вихорь!
Это зреет облепиха.
Приходите, приглашаем,
Сбор устроим урожая!

Работа в группах.
-Ребята, мы собираемся варить компот и варенье. Выберите плоды для компота (1 группа), для варенья (2 группа).
-Какие продукты вы выбрали? (заслушивание спикеров каждой группы и взаимооценивание групп)

цветет, спеет, плодоносит.

В саду спеют фрукты.

-Доктор Айболит заботится не только о том, чтобы вы ели витамины, но он хочет дать вам несколько советов.
Что вкусней всего на свете?
Ты подумал о конфете?
А вот я о витаминах.
Мы найдем их в мандаринах,
В ананасах и бананах,
Что растут в далеких странах.
И о груше не забудем,
Всякий фрукт полезен людям.
Предпочти кофетам фрукты,
Очень важные продукты!

ЗАПОМНИТЕ! Фрукты и ягоды являются источниками многих витаминов!

Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться-
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться
Руки вымойте водой!
Утром делай по порядку
Физкультурную зарядку.
Свежий воздух не вредит,
Человека он бодрит.
Солнце, воздух и вода
Наши лучшие друзья!

Подавляющее большинство видов плодовых растений способно давать съедобные плоды, за что и ценятся в хозяйственном и пищевом отношении. Есть небольшая группа диких плодовых растений, плоды которых не имеют какого-либо пищевого значения, но сеянцы их используют в качестве подвоев для прививки культурных пищевых сортов и других целей. К ним относят: магалебская вишня, дикая сибирская яблоня, трехлисточковый лимон, дикий миндаль-бобовник и другие. Плоды некоторых плодовых растений используются для технической переработки ( какао, кофейное дерево, маслина и др.). Плодовые и ягодные растения классифицируются по принципу размещения их в разнообразных природно-климатических зонах или по производственно-биологическим признакам.

В зависимости от широты и долготы местности, климата, плодовые и ягодные культуры разделяются на растения арктической зоны (сибирский абрикос, кедр сибирский, сибирская яблоня, клюква, морошка, брусника, черника, костяника и другие); растения умеренного пояса (груша, вишня, яблоня, слива и другие); растения субтропической зоны (мандарин, апельсин, маслина, лимон, инжир, гранат и другие); растения тропического пояса ( банан, ананас, кокосовая пальма и другие). Существуют различные классификации плодовых и ягодных растений, но они отличаются между собой только в деталях, в принципе же они основаны на принадлежности к семействам, родам и видам, или к производственно-биологическим группам. В нашей стране с ее богатым многообразием климатических и почвенных условий, плодоводами принято деление всех плодовых и ягодных растений на следующие группы.

К ним относятся: яблоня, груша, айва (главные культуры); затем — рябина, ирга, боярышник (второстепенные). У этих растений имеется сходство: в строении цветков, в процессах оплодотворения, развитии завязи. Завязь у них нижняя, состоит из нескольких (обычно из 5) плодолистиков, плотно сросшихся с цветоложем и основанием цветочной трубки. Съедобной частью такого ложного плода (яблока) является сочная ткань разросшегося цветоложа, внутрй плода заметны плодолистики (обычно 5), между которыми находятся семена (обычно по 2 в каждой семенной камере, всего 10).

Главные косточковые культуры: вишня, слива, абрикос, черешня, персик, миндаль. Второстепенные: алыча, черемуха, магалебская вишня, кизил, лох и другие. Имеют плод костянку, образованную из одного или нескольких плодолистиков. Семя заключено в твердую оболочку, образованную внутренним твердым слоем околоплодника. Наружный слой околоплодника — мясистый, сочный (реже сухой —у миндаля, лоха).

Произрастают в районах с длительным и теплым продолжительным летом и сравнительно мягкой зимой. К группе субтропических культур относятся инжир, гранат, маслина, хурма восточная, мушмула восточная, фейхоа, авокадо и другие.

Все они вечнозеленые растения, за исключением трифолиаты - дикорастущего лимона. Плоды цитрусовых представляют многогнездную ягоду с 8—15 гнездами. Съедобная часть, или как по научному называют - эндокарпий, представляет внутреннюю мякоть, состоящую из долек и соковых мешочков. Несъедобная же часть, или перикарпий, представлен кожурой, сильно варьирующей по толщине, окраске, характеру поверхности и т. п. К цитрусовым относятся: лимон, мандарин, сладкий апельсин, грейпфрут, кинкан, цитрон, бигарадия (кислый апельсин) и другие.

Среди огромного числа видов плодовых растений нет абсолютно схожих между собой ни по размерам ни пo форме кроны, ни по началу плодоношения, ни по продолжительности жизни. Здесь имеются деревья, кустарники, травянистые растения.
Деревья отличаются от кустарников не только размерами, внешним видом, но и другими морфологическими признаками. У деревьев имеется центральная ось, или ствол. У ягодных кустарников главная ось рано прекращает свое развитие и замещается несколькими боковыми. Многие кустарники начинают ветвиться у самой поверхности земли, у плодовых же деревьев ветвление начинается в верхней части ствола. Неразветвленная часть называется штамбом.
В районах с суровыми морозными зимами, где имеется опасность вымерзания ствола, иногда выращивают и многоствольные деревья. Например, в Сибири вишня, как правило, многоствольная, похожа на сильный кустарник, а на юге она — типичное плодовое дерево с одним хорошо развитым центральным стволом.
Ягодные кустарники в свою очередь делят на типичные кустарники и полукустарники. К типичным кустарникам относят смородину и крыжовник, к полукустарникам — малину с ежевикой. У смородины с крыжовником надземная часть и корневая система многолетние; у малины с ежевикой корневая система многолетняя, а надземная часть двулетняя.
В первый год у малины и ежевики возникают вегетативные побеги. Они хорошо растут, но не плодоносят, а на второй год эти побеги плодоносят и отмирают. Таким образом, у полукустарников подземная часть имеет многолетний цикл развития, а надземная — двулетний.
Наибольшей долговечностью отличаются дикорастущие деревья. Особенно долговечны лесные породы в типично жарких странах.
Из дикорастущих плодовых (семечковых и косточковых) большой долговечностью отличаются: черешня до 300—400 лет, груша до 300 и яблоня до 200 лет.
Культурные плодовые деревья представляются менее долговечными. Груша живет в южных условиях до 80—100 лет, в центральных районах средней полосы России в два раза меньше. У культурной яблони средняя продолжительность жизни в южных, районах колеблется до 70—80 лет; а в районах средней полосы России — до 40—50, в северных же районах около25—30 лет.
Сроки вступления в пору плодоношения зависят oт условий произрастания, наследственных свойств растений, их происхождения и ряда других причин (различаются у семенных и привитых растений).
Как правило, привитые растения вступают в плодоношение раньше, чем сеянцы.
Ниже приводятся данные Всесоюзного научно-исследовательского института садоводства им. И. В. Мичурина о сроках наступления плодоношения и длительности поры плодоношения у плодовых и ягодных растений.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме

Урок окружающего мира по теме "Растения сада" проведен во 2 классе (система учебников "Перспективная начальная школа"). На уроке использованы следующие методы и приёмы организации деятельности учащихся: система вопросов по заданиям учебника, рабочей тетради; самостоятельная деятельность; поиск информации на странице учебника.

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема. Растения сада.

Цель деятельности педагога: создание условий для знакомства с растениями сада, трудом людей в саду.

Цель урока: - знакомство с садовыми растениями.

Задачи: - научиться определять растения сада;

- познакомиться с садовыми растениями нашего края;

- познакомиться с трудом людей в саду;

Планируемые результаты:

Предметные: научатся находить и определять садовые растения, ухаживать за растениями, называть основные растения сада.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке;

личностные: проявляют ценностное отношение к растениям сада.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: система вопросов по заданиям учебника, рабочей тетради; самостоятельная деятельность; поиск информации на странице учебника.

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

I .Организация начала урока. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел и смолк звонок,

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II .Мотивация учебной деятельности.

- К уроку все готовы. Давайте настроимся на учебную деятельность.

Во 2 классе учимся!

Всё у нас получится!

- Я тоже думаю, что у вас все получится. Итак, за работу.


III .Проверка домашнего задания.

- О каких растениях мы говорили на прошлом уроке? (О зерновых культурах).

- Какое значение они имеют в жизни человека?

- Какие продукты делают из зерна?

- Вспомните, семена каких зерновых растений мы использовали для опыта? (Пшеница, ячмень)

- Какие условия необходимы, чтобы семена проросли?

- Появились всходы? Будем продолжать наблюдение за всхожестью семян, результаты внесем в таблицу.


IV . Определение темы урока.

- Предлагаю вам определить тему сегодняшнего урока. Разделите плоды растений, размещенные у меня на столе, на группы.

- Где выращивают названные группы растений? (В саду, в огороде, в поле)

- Догадаться, о каких растениях будем говорить на уроке, вам помогут пазлы. Работаем в парах. (Растения сада)

- Поставьте цель (Знакомство с растениями сада).

- Предлагаю сформулировать задачи урока, выбрав верное утверждение. (Работа в группах)

1) а) научиться определять растения сада;

б) научиться определять растения леса;

2) а) познакомиться с садовыми растениями нашего края;

б) познакомиться с растениями леса нашего края;

3) а) познакомиться с трудом людей в саду;

б) познакомиться с трудом людей в лесу;

V .Изучение нового материала.

1.Выполнение задания в рабочей тетради.

- Предлагаю вам открыть рабочую тетрадь по закладке-стикеру на странице 44. Что необходимо сделать?

- Соедините соответствующие рисунки. Какие из изображенных растений выращивают в нашем крае?

- Для чего люди выращивают садовые растения? (Растения сада содержат много витаминов, полезных для здоровья. Вывод: растения сада приносят пользу человеку, поэтому человек за ними ухаживает).

Абрикос – плод дерева абрикос. Это теплолюбивое дерево живет сотни лет, приносит плоды 30-40 лет. Абрикосы богаты ценными витаминами.

Груша – плод грушевого дерева. Эти деревья вырастают до 20-30 метров. Известны они около 3 тысяч лет. Груши – прекрасное средство для нормального пищеварения.

Яблоко – плод яблони. Яблоня известна людям более 5 тысяч лет. Существует около 60 видов яблонь. Яблоки очень богаты витаминами. Считается, что в день нужно съедать два яблока: одно для красоты, другое – для здоровья.

Смородина - кустарник с душистыми плодами черного, красного, желтого цвета. Чудо-ягода богаче других ягод питательными веществами и витаминами.

VI .Минутка здоровья.

- Кроме названных плодов садовых растений, существует много других. Попробуйте отгадать загадки и найти их на листах-определителях.

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (Апельсин)

Он вздыхает очень тяжко -
Так бедняжка растолстел,
Что зелёную тельняшку
На себя с трудом надел. (Арбуз)

Эта ягодка на грядке

С детворой играет в прятки.

В красном платье, в желтых точках

Притаится под листочком

И следит оттуда зорко -

Не идёт ли кто с ведёрком! (Клубника)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица?
А всего-то — косточка
Да красненькая кофточка! (Вишня)


VII .Изучение нового материала.

2.Работа по учебнику.

- Ребята, как вы думаете, чтобы получить ароматные, полезные фрукты и ягоды, человек должен трудиться?

- Поспорили как-то одноклассники Миши и Маши, за какими растениями легче ухаживать. Предлагаю узнать, о чем они говорили. Откройте учебники по закладке на странице 100. Прочитаем текст.

- Рассмотрите рисунок. Какой условный знак вы видите (Выскажите предположение).

- Что привлекло ваше внимание?

- Правы ли школьники, утверждая, что садовые деревья и кустарники не требуют заботы человека?

- Кто такие садоводы? Обратимся к толковому словарю в конце учебника? (Садовод – человек, который занимается выращиванием плодово-ягодных деревьев и кустарников, садовых цветов и трав.)

- Зачем садоводы обвязывают стволы деревьев еловыми ветками и соломой? (Это сделано для защиты от зайцев. Зимой, пока в лесу не выпал снег, зайцы голодают, им не достать вкусных молодых веточек деревьев. Бегут зайцы в сад, чтобы грызть кору плодовых деревьев, а еловые ветки и солома колючие.)

- Для чего садоводы снимают с веток засохшие листья? ( В засохших листьях, как в уютном домике, спят зимой насекомые-вредители.)

- Как вы думаете, зачем нужно стряхивать снег с веток? (Чтобы под тяжестью снега не сломались ветки.)

- Почему в сильные морозы садовые растения нужно окучивать снегом? (В снегу много воздуха, который защищает растение от холода.)

- Зачем садоводы белят стволы деревьев? (Это убивает насекомых-вредителей, которые прячутся в коре деревьев. Кроме того, побеленные деревья не будут грызть зайцы. Белый цвет предохраняет стволы ранней весной от солнечных ожогов.)

- Что такое побег? Обратимся к толковому словарю: что такое побеги? (Побег – стебель с почками и листьями).

- Для чего весной срезают слабые побеги? (Это улучшает питание и освещение оставшихся веток.)

- А зачем в саду вешают скворечники и кормушки? (Чтобы весной привлечь в сад птиц, которые поедают насекомых-вредителей и спасают садовые растения).

- Можно ли согласиться с одноклассниками Маши и Миши, что садовые растения требуют меньше ухода, чем огородные? (Вывод: все культурные растения требуют ухода)

- Я буду читать загадки, группа, которая первая отгадала, получит карточку.

Заморский, длинный, жёлтый пан.

Его мы знаем как … (банан)

Когда-то он на ветке рос,

Потом его сорвали, мыли,

на половинки разделили,

На солнце тщательно сушили,

И курагой стал… (абрикос)

Внутри он зелёный,

Что это за фрукт,

Догадайтесь, ребята! (Киви).

Поменьше он, чем апельсин,

Его зовём мы … (мандарин)

Плод вкусный, сладкий,

Большой и яркий.

Догадались? Это… (манго)

Откусишь – сладко. (Яблоко)

Сладкий, как мед.

А под самой ножкой

Он вытянут немножко. (Груша)

Висит на ветке барин

В оранжевом кафтане. (Апельсин)

В жёлтой шкурке

А зовут его? (Лимон)

Сочный и румяный,

В бархатном кафтане,

Похож на абрикос,

В краях он тёплых рос. (Персик).

VIII .Выполнение творческого проекта.

1.Оформление проекта.

3 группа составит советы садоводам. (На карточках написаны советы, выбрать подходящие для садоводов)

(Консультанты вывешивают части проекта)

2.Защита проекта.

(Консультант называет, что выбрали из предложенных плодов, почему не выбрали оставшиеся; какие выбрали советы)

- С кем можем поделиться полученными знаниями?

IX . Домашнее задание.

- Дома повторите, какую пользу приносят растения сада человеку, какую работу выполняют садоводы в саду.

А как вы можете помочь садоводам? (Сделать и повесить кормушки)

Творческое домашнее задание: сделать кормушку для птиц.

X .Итог урока. Рефлексия.

- Все задачи урока выполнены?

- Почему вы так считаете? (Научились определять растения сада, познакомились с растениями сада нашего края, с трудом людей в саду, выполнили творческий проект).

Читайте также: