Наталья гончарова лучистые лилии описание

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

так как в дореволюционной России его отец занимал высокий пост, который евреям не давали.

И ей поверили и выпустили ее друга. Он ушел на нелегалку, остался жив!

Вот такой она была Человек!

Спасибо,очень интересно! А вот не люблю же в большинстве своем авангардистов,импрессионистов и т.д.,а Гончаровой просто очарована,как велики грани ее таланта. Человек на все времена! Таких забывать нельзя!

А кто же ее забывает.

В 2013 г была грандиозная выставка ее картин в Третьяковке. Как раз через сто лет после выставки, о которой я здесь написала.

Все ведущие музеи мира в ней участвовали. Наталья Сергеевна любила писать циклы, но через сто лет картины из циклов оказались в разных музеях.

Всем так хотелось посмотреть на эти шедевры вместе, что присылали картины со всего мира. Любители искусства Гончаровой даже из своих частных коллекций прислали на выставку ее картины.

Была и та, самая дорогая ее картина… Никто не знает, кто ее купил.

Но владелец, как настоящий ценитель искусства, прислал картину на выставку через наше министерство иностранных дел.

О Гончаровой даже слишком во всем мире не забывают…

Было ооочень много проблем по поводу возвращения ее работ и Ларионова на родину.

Не хотели французы с ними расставаться, хотя было конкретное завещание художников.

А сейчас проблемы с подделками ее работ.

У Третьяковки с этим сплошная головная боль…

Наталья Сергеевна официально во всем мире признана самой дорогой художницей, вот и стараются…

По поводу любви –нелюбви к авангардистам, импрессионистам и др. течениям…

Здесь все просто! Это основы психологии..Человек любит то, что он понимает.

История любви Ларионова и Гончаровой — это тот случай, когда муж и жена буквально стали единым целым. Их союз навсегда изменил не только историю русской живописи, но и общественное сознание. Ларионов и Гончарова доказали, что два гения могут быть вместе. Больше 60 лет они трудились рука об руку.

Случайности не случайны. Но в данном случае это самая подходящая фраза…

Ларионов и Гончарова родились в провинции в один год (1881) с разницей в месяц. Когда им обоим было 10, их семьи переехали в Москву. Молодые люди поступили в одно и то же училище. Там они и встретились в 18 лет. И, как в лучших мелодраматических традициях, полюбили друг друга с первого взгляда.


Наталья Гончарова и Михаил Ларионов

Сказать, что их молодость была бурной, ничего не сказать. Но так жила вся видная интеллигенция того времени, и арестами, наверное, никого было не удивить.

Первое время пара снимала жилье. Но потом родители Наташи сменили гнев на милость, и влюбленные переехали в выделенную им квартиру. На лето они разъезжались каждый к себе на малую родину и встречались с охапкой картин ближе к осени.

Но этого оказалось недостаточно. И Ларионов начал рисовать… лучи. Его теория основывалась на том, что человеческий глаз воспринимает не предметы, а лучи, отраженные от них. Впоследствии появилось даже направление лучизм, которое положило начало абстрактной живописи.

Но мало изобретать — надо эпатировать! Мне кажется, под этим девизом жила эта неугомонная парочка. Лучисты не замедлили раскрасить лица и выйти на улицы, где прохожие недоумевали, почему по улице разгуливают психически нездоровые люди…


Наталья Гончарова в футуристическом гриме в 1915 году

Атмосфера театра дала о себе знать, и Ларионов начинает заниматься хореографией. Дягилев доверил ему постановку нескольких балетов и подготовку новых балетмейстеров. А вот Гончарова была обеспокоена тем, что муж забросил живопись. И не только. Увлекшись балетом, Ларионов стал интересоваться и балеринами.


Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Игорь Стравинский, Леон Бакст в 1915 году


Михаил Ларионов и Наталья Гончарова со своими работами в 1950-52 гг.

Наталья Гончарова умерла во сне в 1962 году. Через год Михаил Ларионов женился на Шурочке, которая стала наследницей всех их работ.

Картины Ларионова и Гончаровой оценивались в миллионы долларов, но пара жила бедно и редко продавала свои работы. Они мечтали, чтобы их произведения вернулись на родину. В 80-х благодаря Томилиной коллекция перешла в дар Советскому государству и теперь хранится в Третьяковской галерее.

Переходящее знамя лидерства европейской изобразительной мысли кочует из страны в страну. В 15-16 века, в эпоху Возрождения, оно развивалось над Италией. В эпоху барокко его перехватили голландцы и испанцы. Потом какое-то время оно металось по всей Европе и, наконец, во второй половине 19 века прочно обосновалось во Франции, где импрессионисты подвели черту под классическим искусством и открыли дорогу искусству новому. А в начале 20 века до передовых позиций в мировом изобразительном искусстве наконец добралась и Россия - отобрала знамя и уверенно встала в авангарде. Сегодняшняя героиня - одна из главных персоналий русского авангарда.

Наталья Гончарова (1881 - 1962)


"Автопортрет с желтыми лилиями" (1907, Третьяковка)

Наталья Сергеевна Гончарова - двоюродная правнучка Натальи Николаевны Гончаровой, в замужестве - Пушкиной. Вспоминая Наталью Николаевну, мы неизбежно вспомним и мужа её, Александра Сергеевича. Так и говоря о Наталье Сергеевне, никуда не деться от её супруга - художника Михаила Ларионова. Потому что парочка эта была союзом не только романтическим, но и творческим.


Первая выставка заканчивается в первый же день арестом нескольких работ и самой Гончаровой - по обвинению в порнографии. Во за эту работу, в том числе.
"Натурщица на синем фоне" (1910)

Обвинение довольно странное. Говорят, причиной стала не сама обнаженка (она-то испокон веков присутствовала в живописи), а то, что автором её была женщина. Впрочем, уже на следующий день Гончарову отпустили.

К следующей выставке Гончарова придумывает (уверен, что не без участия Ларионова) себе биографию - дескать, путешествовала, работала с Гоеном, Ван Гогом, Моне - но поняла, что Европа лишь копирует Восток и именно там надо искать истоки вдохновения. Под Востоком, надо полагать, она имела в виду не столько Азию, сколько собственно Россию и её традиционную культуру. Что ж, это вполне было в духе времени - рисовать "чтоб похоже" научились все и это перестало быть доблестью, художники за вдохновением стали обращаться не к "старым мастерам", а к первобытному и народному искусству. Тогда появился и вошёл в моду примитивизм (или наивное искусство) - сознатетельное упрощение рисунка, подражание непрофессиональным народным художникам.
Гончарова и Ларионов брали на вооружение всё - и модернизм, и лубок, и икону. Ларионов тогда выдвинул концепцию "всёчества" - все стили хороши, и всем можно пользоваться для выражения своей творческой идеи. И работы Гончаровой того времени прекрасно это иллюстрируют.


Тут есть и отсылки к Гогену и экспрессионизму вообще.
"Покос" (1909, Собрание Танашеровых, Москва)


И к восточным орнаментам.
"Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)" (1911, Третьяковка)

К религиозной тематике и иконе Гончарова обращалась довольно часто. Я в этой теме не особо разбираюсь, но встречал два противоположных мнения. Одно - что в этих работах Гончарова полностью отошла от традиций и канонов русской иконописи. А другое - что несмотря на внешнюю необычность, полностью формальным канонам следовала.

Теперь нам снова придётся вспомнить про Михаила Ларионова. Предупреждаю сразу: сейчас будет одно моё субъективное суждение, а потом и вовсе мои домыслы.
Итак, субъективизм. По моему ощущению, в их паре идеологическим лидером был именно Ларионов. А вот собственно как художник - Гончарова была гораздо выше. Не могу сказать, что Ларионов был плохим художником - нет, конечно. Довольно интересный художник он был, но всё-таки, на мой взгляд, не того уровня. Гончарову в художественной табели о рангах я бы вообще поставил в авангард авангарда - вместе с Кандинским, Малевичем, Шагалом.
А теперь домыслы. Уверен, что Ларионов это прекрасно осознавал. Возможно подпитывал талант Гончаровой своими идеями. И уж в чём точно преуспел - в пиаре их тандема. Ну и, конечно, каждый уважающий себя художник того времени должен был иметь свой собственный "-изм". И Ларионов придумал лучизм.

На тот момент в тренде изобразительного искусства вслед за упрощением формы появились исследование и трансформация этой самой формы. Пикассо с Браком во Франции придумали кубизм - как попытку расчленить форму на части и пересобрать заново, уже в 2D - показав одновременно со всех сторон, снаружи и изнутри, в разные моменты времени, во всех состояниях сразу, внешность и суть.


Ларионов призвал в союзники физику (а конкретно - оптику) и заявил, что будет писать не сам предмет, а лучи света, им отражамемые. Вот образчик лучизма в исполнении Ларионова:
М. Ларионов, "Петух. Лучистый этюд" (1912, Третьяковка)

А вот - лучизм от Гончаровой.


"Кошки" (1913, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк)


"Жёлтый и зелёный лес" (1913, Государственная галерея Штутгарта)


"Лучистые лилии" (1913, Пермская государственная художественная галерея)

Василий Кандинский разработал целую теорию цвета, изучал восприятие человеком разных цветовых оттенков, проводил параллели между цветом и музыкой. Малевич исследвоал цвет, как один из компонентов своего супрематизма. А у Гончаровой просто были "глаза на цвет" - и, на мой взгляд, никто из авангардистов не чувствовал цвет лучше Гончаровой.

Надо сказать, лучизм не нашёл себе последователей и просуществовал недолго. Но тут снова на сцену выходит пиар-менеджер Ларионов. Позже он будет называть лучизм первым беспредметным (т.е. абстрактным) искусством. Но нет. Во-первых, Кандинский был всё-таки раньше. А во-вторых, лучизм как ни крути не беспредметный: кошки, лес, лилии - какая ж тут абстракция?

В 1915 Сергей Дягилев уговаривает Гончарову работать над оформлением своих "Русских сезонов" и они с Ларионовым едут в Париж. И Гончарова проявляет себя и в ипостатси театрального художника.


Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова "Золотой петушок" (1914)


Эскиз костюма к неосуществлённому балету Леонида Мяснина "Литургия" (1915, Государственный центральный театральный музей, Москва)


Более поздняя.
Дизайн задника к балету Стравинского "Жар-птица" (1926)

Революция 1917 года застала Гончарову и Ларионова в Париже. Возвращаться они не стали. Гончарова продолжала работать над оформлением театральных постановок, пробовала себя в моде - делала эскизы для Шанель, например. А из живописных работ стоит отметить её испанскую серию - это, пожалуй, моя любимая часть творчества Гончаровой.


"Испанские танцовщицы" (1918, частная коллекция)


Вот эта самая любимая - просто волшебная.
"Весна. Белые испанки" (1932, Третьяковка)

В 1938 году Гончарова и Ларионов примут французское гражданство, а в 1955 зарегистрируют наконец свой брак - хотя отношения их к тому времени будут уже весьма свободными. Гончарова умерла в 1962 году, Ларионов двумя годами позже.


Закончу вот этой работой. Это из относительно раннего - ещё не лучизм, но уже и не кубизм.
"Цветы" (1912, частаня коллекция)

Интересна она тем, что это самая дорогая картина, написанная женщиной (да, есть вот и такой мужско-шовинистический рейтинг).


Ну и несколько фото, найденных в сети - Ларионов и Гончарова.

Вот теперь точно всё. Следующий герой - британец, картины которого попали под дождь (на самом деле - нет).

В Москве, впервые за сто лет, проходит масштабная выставка художницы Натальи Гончаровой, на которой собрано более 4-х сот работ из музеев мира. Мечтала побывать на выставке и побывала.

PR20131016202626

Выставка проходит в помещении Третьяковской галереи на Крымском валу. Здесь представлены картины Гончаровой, датируемые началом прошлого века, и картины середины века, т.е.картины. написанные почти перед уходом художницы из жизни. Интересно просматривается эволюция мастерства, метания по различным стилям, группам и жанрам, смена цвета красок и тем.

83c6f1c5824

Наталью Гончарову называли "амазонкой русского авангарда". Представительница древнего рода Гончаровых, двоюродная правнучка жены Александра Сергеевича Пушкина, своей тёзки Натальи Гончаровой, художница оставила яркий след в мировой живописи. Её картины находятся во многих музеях мира, частных коллекциях, многими картинами могут похвалиться и наши, отечественные, музеи. Богатой коллекцией картин Натальи Гончаровой обладает и Третьяковская галерея, представившая свои залы для первой за последних сто лет выставки. Наталья Сергеевна Гончарова родилась 4 июня 1881 года в Ладышино, недалеко от Тулы, в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова и Екатерины Ильиничны, урождённой Беляевой.. С детства Наталья проявила рисовальные способности, но учиться начала сначала на скульптора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе П.Трубецкого, Так как живопись больше привлекала девушку, она переводится в класс Константина Коровина, который и оканчивает в 1902 году. Как и все молодые художники того времени, Гончарова меняет стили и жанры, отрицая старую школу - куббизм, лучизм, беспредметная живопись, примитивизм, даже лубок, иллюстрирование книг, создание театральных костюмов и декораций, участие в модных показах и роспись тканей, различные живописные циклы - такова многогранная палитра художницы.
Естественно, каждый стоял у тех картин, которые особенно пришлись ему по душе, для меня таковыми стали картины в примитивном стиле, больше похожие на обыкновенный лубок - бабы и мужики с не очень внятными лицами, в национальной российской одежде, наши, родные знакомые нам люди, простые и работящие: сеют, жнут, стирают и белят холсты, убирают урожай, в общем, все при деле и при месте.

Примитиизм

Цветы у Гончаровой были всегда, они нарисованы и реалистично - милые букетики в вазах, и абстрактно, и звёздно. но все ярко и весело, стоишь возле лучистых лилий и угадываешь их очертания, или пытаешься различить прекрасные орхидеи, ипи отдыхаешь душой возле деревца в уголке сада, но не отходишь равнодушным. Милая девушка с букетом лилий - это автопортрет художницы.

Гончарова, цветы

Не только цветы, но и животные интересуют Наталью Гончарову, вот забавные петухи - французский и с мальчиком.

goncharova_8_20130807_1891596476
goncharova-natalia_3_20130807_1685985983

А попробуйте разглядеть в этих лучистых кубиках всеобщую домашнюю любимицу - милую кошечку!

goncharova_25_20130807_1186417482

Интересны и городские картинки - "Велосипедист",

doc6c5mlpv1s0l11e8cwm5_800_480

"Аэроплан над подъездом",

goncharova-natalia_11_20130807_1326061722

Настоящее сегодняшнее и ангелы с ним - "Ангелы и аэропланы".

goncharova_7_20130807_2046879718

"Испанки" - этот цикл приковал нас к себе надолго, ходили, смотрели, глаз оторвать не могли. Все разные, колоритные, гордые, в мантильях и с гребнями, видно и художница полюбила этих южных красавиц и возвращалась к их образам снова и снова!

goncharova_19_20130807_2049750611
i-4536

Гончарова, Наталья Сергеевна (1881-1962) ВЕСНА. БЕЛЫЕ ИСПАНКИ. 1932г

Гончарова, Наталья Сергеевна (1881-1962) Испанки. 1916 г. Бумага, графитный карандаш Государственная Третьяковская галерея
исп 9 гончарова испанская танцовщицаispanskaya_tanc

Всю жизнь Наталья Гончарова прошагала рука-об-руку с Михаилом Ларионовым. Познакомились они в 1900 году на одной из выставок за границей, почти всё время прожили в гражданском браке, в основном в Париже, оформив свои отношения почти в конце жизни. Ларионов пережил жену всего на два года, уйдя из жизни в 1964 году.

1544
goncharova_10_20130807_1793611246
goncharova_12_20130807_2010964271

Таким Ларионов был в жизни, а так видела любимого человека Гончарова.

На выставке более 4-х сот картин, все показать невозможно, да и нет необходимости, всегда можно зайти на галерею картин и посмотреть всё, что хочешь. На выставках у нас фотографирование запрещено. поэтому все представленные взяты из сети с разных сайтов. Возможно. я вернусь ещё к этой выставке, отдельно поставив картины из религиозного цикла, театральные работы и книжную графику. всё это тоже очень интересно.

Н.С. Гончарова - двоюродная правнучка Н.Н. Гончаровой.


Рассматривая творчество Натальи Сергеевны Гончаровой - художницы-авангардистки, представительницы движения "лучистов", флагмана русского модернизма, скульптора и декоратора, невольно задаешься вопросом: "А выкладывали бы коллекционеры живописи такие баснословные суммы денег за примитивные работы художницы, если бы ее не окружали публичные скандалы и аресты картин прямо в выставочных залах?" Думается, вряд ли. А обвиняла ее церковь за неординарное решение церковных сюжетов, а общественность - за пропаганду порно.

Наталья Гончарова - русская художница- авангардистка.

Работы Гончаровой очень далеки от экстравагантных работ авангардистов того времени, а куда более близки к примитивизму и реализму, что не позволяет их считать действительно авангардистскими. Однако огромный пиар вокруг творчества художницы раздули люди, имеющие в своих собраниях произведения Натальи Сергеевны. И весьма любопытно то, что в 2011 году вдруг выяснилось - более 300 картин, приписываемых Гончаровой, являются подделками. И тут возникает очередной вопрос: "Кто же так столь неистово продвигает Гончарову уже после её смерти?"

Но как бы там ни было Гончарова на сегодняшний день является известной во всем мире художницей, картины которой продаются по невероятно баснословным ценам на арт-рынке. Согласно статистике ее работа "Цветы" (1912) была продана на аукционе Christie’s в 2008 году более чем за 10,9 миллионов долларов, полотно "Испанка"(1916) в 2010 году - за $10,7 млн, а "Сбор яблок"(1909) в 2007 году - за $ 9,8 млн.

Личное дело

Наталья Гончарова (1881-1962) - дочь московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова, принадлежащего к дворянскому роду; двоюродная правнучка жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой.

Проведя детство в деревне, позже всегда будет жалеть, что всю жизнь ей довелось прожить в крупных городах в то время как предпочла бы сельский быт. Ведь в будущем художницу будет всегда привлекать тематика крестьянства. Она всю жизнь, стремясь познать сущность творчества народа, коллекционировала лубок, каменных баб.

В 1909 году Наталья Гончарова перестала вносить оплату за своё обучение, за что была отчислена. Однако уже к этому времени она начала продавать свои картины и вести преподавательскую деятельность в Студии живописи и рисунка, а также выставляться на художественных выставках.

Первая персональная выставка Гончаровой в 1910 году, где было представлено 22 ее полотна, продлилась чуть дольше суток. Несколько представленных работ в жанре ню были изъяты полицией, а экспозиция закрыта. Самой же художнице предъявили обвинение в распространении порнографии, но позже в суде ее оправдали. Больше в этом жанре Наталья не работала никогда.

Сложно было понять почему так ополчились против Гончаровой, но по всей вероятности одна из причин была в том, что для женщин-художниц в то время существовало негласное табу, ограничивающие возможности работы над обнаженной натурой.

Через год на одной из выставок "Бубнового валета", было конфисковано еще одно полотно Гончаровой - "Бог плодородия". А еще через год православная церковь выступила с официальным запретом цикла работ "Евангелисты" на выставке "Ослиный хвост" - официальным предлогом для запрета выступило то, что сюжеты картин не соответствовали названию выставки.

В 1914 году организаторы открывая выставку художницы уже заранее согласовали список экспонируемых работ Гончаровой. Однако не пройдет и двух дней как появится анонимный отзыв, осуждающий использование авангардистских техник для изображения религиозных сюжетов.

Безусловно снова разразился скандал, и духовенство требовало немедленного закрытия выставки. Но в этот раз за молодую художницу заступились граф И.И. Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский. И духовным сановникам пришлось отступить. Синод, вынес вердикт, что мол художница "возрождает технику древних византийских мастеров" и скандал замялся сам собой.

В 1915 году, спустя год после своего последнего столкновения с цензурой, Наталья Гончарова вместе с мужем Михаилом Ларионовым по приглашению Сергея Дягилева ненадолго переехали во Францию для работы над Русскими сезонами, однако в итоге художники решили остаться жить во Франции. Позже вернуться в Россию им помешала революция.

Н.С. Гончарова и М.Ф.Ларионов в Париже.

Они поселились в Латинском квартале Парижа, где любил бывать весь цвет русской эмиграции. Гончарова и Ларионов устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В их доме часто бывали Николай Гумилёв и Марина Цветаева.

А в 60-х произошло возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой, их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Скончалась художница в Париже в 1962 году.

Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым. 1956 г

Однако по прошествии 100 лет творчество Гончаровой по-прежнему вызывает споры у церковников, которые и по сей день недовольны "дескарализацией символов", обвиняют художницу в откровенном эпатаже, "декоративности без наполнения" и тому подобное.

Иконография Н. Гончаровой.

Отчасти в этом есть доля правды, так как Гончарова очень любила народное творчество, наивное искусство и примитивизм и была всю жизнь в поиске. Ведь в этом и заключена суть профессии художника - реализовывать темы через художественные способы.

В начале XX века не только Гончарова проходила путь творческого становления, а и дива арт-деко Тамара Лемпицки , еще при жизни благодаря своей живописи, сумевшая стать миллионершей.

Читайте также: