Нашел грибник один боровик разрыл вокруг весь мох

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Увлекательное занятие – разгадывание загадок. А Вы знаете, сколько загадок можно загадывать про грибы? Хочу представить для Вас большую коллекцию загадок про грибы в целом, а также про каждый вид и название грибов. Это очень увлекательное занятие, которое развлечет ребенка, разовьет его кругозор и даст первые понятия об особенностях грибов. Это особенно актуально для детского сада или младшей школы, когда у Вас впереди викторина или олимпиада. Вы гарантированно получите массу приятных эмоций, если проведете время со своим ребенком, разгадывая загадки про грибы.

Пока дети — каждый, в берете.

Повзрослели — шляпы надели. (Грибы)

Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (Гриб)

А шляпа большая. (Гриб)

Я под шапкою цветной,

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Хороводами и в ряд,

В шляпах молодцы стоят.

Им поклон отдаёт. (Грибы)

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это… (гриб)

Мы попрятались в траву,

Нас в лесу ищите сами,

У кого шапка без головы, а нога без сапога? (у гриба)

В шляпе, а не человек, стоит на одной ножке, а не цапля, живет в лесу, а не зверь. (Гриб)

Я под шапкой цветной,

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки (гриб)

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл (гриб)

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает — повезло! (гриб)

Кто стоит на крепкой ножке,

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы (Гриб)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке (Гриб)

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой (Гриб)

Кто шляпу на ногу одевает? (Гриб)

В лесу под деревом крошка,

Только шапка да ножка. (Гриб)

Встала шапка из травы.

Нет под шапкой головы. (Гриб)

Кто растет в лесу у дорожки?

Есть у них шляпки и ножки.

(Грибы)

Сквозь землю прошел

Красну шапочку нашел.

(Гриб)

В лесу под елкой крошка —

Только шляпка да ножка.

(Гриб)

Летом он в лесу растет,

Сам в корзинку не идет.

Ему нужно поклониться,

Ножку срезать, не лениться,

Шляпку снимет он тогда,

Из него вкусна еда.

Что под шляпкою растет,

Сам в корзинку не идет?

(Гриб)

Он не сеян и не сажен,

В круглой шляпке, строг и важен.

Я возьму его в лукошко,

Буду кушать с ним картошку.

(Гриб)

Затаился под сосёнкой

Круглый стол на ножке тонкой.

(Гриб)

Я в красивой красной шляпе,

После солнечных дождей,

Под густой еловой лапой,

Затаился от людей.

А найдут меня, увы,

Шляпу снимут с головы.

(Гриб)

Мы вчера в лесок зашли,

И чего мы там нашли?

Он стоял на толстой ножке,

В крепкой шляпе у дорожки.

(Грибок)

ЗАГАДКИ ПРО БЕЛЫЕ ГРИБЫ (БОРОВИКИ)

Разместился под сосной,

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый… (боровик)

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растет сосновом.

Рады бабушка и дед: –

Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг,

Этот белый… (боровик).

Ножка толстая как пень,

Шапка лихо набекрень,

Он не мал и не велик,

Гриб прекрасный (боровик)

На поляне лесной,

Под могучей сосной

На нем бурый колпачок,

Кто в лесу бывает,

Тот его и знает. (Боровик)

Самый лучший гриб в лесу

Я в лукошечке несу -

Крепкий, не червивый,

Со шляпою красивой.

Догадаетесь Вы в миг,

Что в корзинке — (боровик)

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (белый гриб — боровик).

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Житель бора — … (боровик)

Из-под елок на пригорок,

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел,

Сразу кепочку надел,

Цветом шоколадную. (Белый гриб — боровик)

ЗАГАДКИ ПРО ВОЛНУШКИ

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

Волнистый гриб волнуется,

Под деревом красуется,

Похожий на ракушку,

Зовется он … (волнушка.)

Розовый приятный цвет,

И колечек яркий след.

Так волнуются подружки,

Это же грибы (волнушки)

В полосатых сарафанах,

В светло-розовых воланах,

Без боязни на опушки,

Вышли милые … (волнушки).

ЗАГАДКИ ПРО ГРУЗДИ

В шляпке беленькой на ножке,

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть,

Полежит съедобный… (груздь)

Он растёт, где есть берёзы,

Любит дождь, туман и росы.

Сверху шляпки есть ворсинки,

Снизу — белые пластинки.

Для засолки лучший он,

С незапамятных времён.

Кто же будет он таков,

В славной армии грибов?

Грибники все наизусть,

Скажут вам, что это (Груздь)

Ароматный и хрустящий,

Царь грибов он настоящий.

И в запасах будет пусть,

У меня соленый… (груздь)

ЗАГАДКИ О ЛИСИЧКАХ

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Называются… (лисички)

В мягкой травке на опушке,

Всюду рыженькие ушки.

Называются… (лисички)

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом (лисички).

Под листами на поляне,

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички

Светло-желтые… (лисички)

Рыжие ушки с лисьей макушки,

В травке лежат — для малых ежат (лисички)

Что за желтые сестрички,

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой. (Лисички)

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички,

Называются (лисички).

Бегать вовсе не умеют,

Огоньком в траве желтеют,

Без хвостов они с сестричкой,

Хоть зовутся и… (Лисички)

Эти хитрые грибочки,

Прячутся от нас в листочках.

Как зовем мы их? (лисички)

Я нашла грибы в лесу.

Быстро маме отнесу.

Нам привет от лета.

Очень любят их сестрички.

Называются … (лисички)

Яркий, рыженький грибок

Я найти сегодня смог.

Словно дружные сестрички,

Прячутся в траве — (лисички)

ЗАГАДКИ О ГРИБАХ (МОХОВИК, ДОЖДЕВИК)

Растут грибочки,

В хвойном лесочке,

Лишь дотронешься немножко,

Её сразу разорвёт!

Пых! И вырвался костёр

Дымным облаком из спор! (Дождевик)

На земле лежит лепёшка,

От дождя она растёт,

Если кто-то сверху топнет,

Этот гриб со вздохом лопнет,

Задымится в тот же миг.

Значит, это… (дождевик)

Он выглянул несмело,

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой,

Подняв над головой. (Моховик)

Из - под мха на свет проник

Раскрасавец? (моховик).

ЗАГАДКИ О МАСЛЯТАХ

В масле все … (маслята.)

Словно в масле их головки,

И укрыться могут ловко.

Очень славные ребята -

Золотистые … (Маслята).

На опушке под сосной

Их в траве нашли с тобой.

Мы несём их в кузовке,

Трудно удержать в руке:

Что у нас? — (маслята)

Вот хорошенький грибочек,

Почему-то скользкий очень.

Не лисичка, не опёнок,

Это — желтенький… (маслёнок)

В лесу, на радость людям,

Средь молодых сосёнок,

В блестящей тёмной шляпке,

Растёт грибок… (маслёнок)

ЗАГАДКИ ПРО ОПЯТА

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках как мальчишки.

Эти дружные ребята,

Называются… (опята)

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

Мы в дождливые деньки

Покрываем все пеньки.

Собирайте нас, ребята!

- осенние… (опята)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

В одинаковых нарядах,

В модных шляпках, пряча взгляды,

На пеньке сидят ребята.

Как же их зовут?. (Опята)

На мшистом, стареньком пенёчке,

Растут весёлые грибочки,

Пестреют, что твои цыплята,

И как зовут их всех? (Опята).

Ножки, словно трубочки,

На пеньке сидят ребята,

Называются (опята)

Утром рано под кустами,

Отыскались просто сами!

На пеньке — как на скамейке,

На подбор грибы — ребята,

Под названием … (опята)

На опушке у лесочка,

Возле старого пенёчка,

Собралась грибная рать

Может кто из вас, ребята,

Скажет что это (опята)

Что за ребятки на пеньках,

Столпились тесной кучей?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучей? (Опята)

Нет грибов дружней, чем эти, —

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

ЗАГАДКИ О ПОДБЕРЕЗОВИКАХ

В роще у берёзки,

Повстречались тёзки! (Подберезовики)

Не спорю — не белый,

Я, братцы, по проще.

В берёзовой роще. (Подберезовик)

Лета первая примета:

Под березой в холодке

Гриб коричневого цвета,

На пятнистом корешке. (Подберезовик)

ЗАГАДКИ О ПОДОСИНОВИКАХ

Я родился в день дождливый,

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Что за гриб стоит на кочке,

В красном бархатном платочке? (Подосиновик)

Я в красной шапочке расту,

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я — … (подосиновик).

Мальчик с пальчик,

Шапка красная (подосиновик).

В красной шляпе под осиной,

К шляпе жёлтый лист прилип.

Полезай скорей в корзину!

съедобный, вкусный гриб (подосиновик).

Во лесу, во бору,

Стоят стары старички,

На них красны колпачки. (Подосиновики)

Он в осиннике родится,

Как в траве ни притаится,

Все равно его найдем:

Шляпа красная на нем. (Подосиновик)

Я родился в день дождливый,

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик)

ЗАГАДКИ ПРО РЫЖИКИ

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется… (рыжик).

В ряд построились грибочки,

Приподняв собой листочки.

Прячут рыжие береты,

И такие же жакеты.

Рад грибник, найдя малышек.

Этот гриб зовётся (рыжик).

Вот оранжевый грибок:

Шляпка, ножка, крепкий бок.

Вы в лесу его встречали,

На картинках книжек.

И по цвету узнавали.

Кто же это? … (рыжик)

Шляпка вогнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий,

Золотой, янтарный цвет,

И вкусней грибочков нет (рыжики)

ЗАГАДКИ О СЫРОЕЖКАХ

Этот миленький грибок,

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна… (сыроежка)

После дождика подружки,

Поселились на опушке.

Самые заметные. (Сыроежки)

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Самые заметные. (Сыроежки)

Цветник без цветов под елкой готов (Сыроежки)

Вдоль лесных дорожек,

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Собирай, не мешкай!

Это… (сыроежки)

И лесная модница,

За нарядом гонится:

То с бордовым, то с лиловым,

Или алым покрывалом.

У тропы появится -

Хочет всем понравиться (Сыроежка)

Мы набрали шесть охапок

Ярких разноцветных шляпок.

И теперь без спешки

Жарим… (сыроежки).

ЗАГАДКИ О ЯДОВИТЫХ ГРИБАХ

На грибы она сердита,

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная… (поганка)

Бледная она стоит,

У нее съедобный вид.

Принесешь домой — беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб — обманка,

Враг наш — бледная… (поганка).

Смотрит свысока – ручки в бока.

Красива и важна – да никому не нужна. (Поганка)

Среди лесов, полей, болот

Ядовитый гриб растет,

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб — обманка,

Это бледная … (поганка).

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте… (мухомор)

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

В красной шляпке… (мухомор)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Это — красный… (мухомор)

На лесной опушке дальней

Яркий гриб стоит печально:

Хоть и славный он на вид.

Но уж очень ядовит (мухомор)

А вот кто-то важный,

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки (мухомор).

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый (мухомор)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный (мухомор)

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Он в лесу не новичок! (мухомор)

Самый яркий гриб в лесу

Я домой не принесу.

Хоть красив его узор,

Не съедобен (мухомор)

Вот грибы на белых ножках,

Разбрелись по бору.

Шляпки красные, в горошек.

Это — … (мухоморы)

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке,

Беленькие конопушки (Мухомор)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

В пищу непригодный.

А вот кто-то важный,

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке — горошки.

Шляпка есть и есть нога,

На ноге нет сапога!

И нога, и шляпка -

Вкусный суп ребяткам!

К шляпке лист ольхи прилип.

Ну, конечно это — … (гриб).

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята,

Называются. (опята)

Этот миленький грибок,

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна. (сыроежка)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется. (рыжик)

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

В шляпке беленькой на ножке,

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть,

Полежит съедобный. (груздь)

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

В красной шляпке. (мухомор)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Это — красный. (мухомор)

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте. (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная. (поганка)

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

Этот гриб найдешь весной,

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок,

С именем смешным. (сморчок)

В мягкой травке на опушке,

Всюду рыженькие ушки.

Называются. (лисички)

Царь грибов на толстой ножке —

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он. (белый)

Под сосною на опушке,

Греют рыжие макушки.

В мох душистый две косички,

Прячут хитрые. (лисички).

Вылезают на свободу

Рыжеватые. (лисички).

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут. (маслята).

У пенька на тонких ножках,

Выросло грибов немножко.

Что за дружные ребята?

Это же грибы. (опята)

Самый яркий гриб в лесу

Я домой не принесу.

Хоть красив его узор,

Не съедобен (мухомор)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

(Подосиновик)

Растут на опушке


1 чел. помогло.

Цель: Научить определять съедобные, несъедобные грибы, воспитывать бережное отношение к дарам леса.

Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе.

Обобщить знания учащихся о значении грибов в жизни животных и человека.

Познакомить с грибами, которые внесены в Красную книгу.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

3.Введение в тему урока.

Звучит музыка Слайд 1.

Нет ничего милее-

Бродить и думать здесь

- А будет жажда мучить,

То нам лесовичок

Средь зарослей колючих

^ А ВОТ И ЛЕСОВИЧОК, А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО МЫ СНАВА ОТПРАВЛЯЕМСЯ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ В ЛЕС. ПОПАСТЬ ТУДА МОЖНО ТОЛЬКО ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРОПУСКАМ.

-ПЕРЕД ВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ.

- ВСПОМНИ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ КАЖДЫЙ ЗНАК?

- У леса есть душа. И эта душа может болеть. У леса есть глаза. Они могут плакать, а могут и улыбаться. И это зависит от нас, людей. Помните, сохранить природу – значит, сохранить жизнь.

И Любку не рвите,

Не делайте палку на случай

Из маленькой елки колючей!

- Лесовичок поведет нас тайными волшебными тропинками в удивительное царство: ни растений, ни животных, а …

На ножке явился,

- Итак, мы в грибном царстве.

4. Строение и значение грибов в природе.

- Грибы это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство – грибов.

Но грибы не только то, что растет под елкой или на поляне и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок зелени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб- плесень. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез - и это гриб. Они разлагают древесину. Есть такие, которые могут разрушить дома, например, домовой гриб.

Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины – тоже грибы. И всем известные дрожжи – грибы.

Около 100 000, грибов растет на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях.

-А нужны ли человеку грибы?

-Как называют людей собирающих грибы? (грибник)

-Настоящему грибнику надо много знать. Лесовичок открывает школу молодого грибника. В школе можно узнать, как устроен гриб, где искать грибы, как правильно их собирать.

-Изучают грибы ученые- микологи.

-Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибница находится под землей. Это тоненькие белые нити, которые тянутся от ножки во все стороны.

Грибы бывают трубчатые (белый, масленок, подберезовик), если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. (Слайд)

Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

Грибы нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду растворенные в ней питательные вещества. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами получать их не умеют. Например, орхидея, так зависит от грибов, что даже семена не могут, без грибов прорасти.

Каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.

Их еще называют лесными В1, В2, РР, С. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, белок- вещества, необходимые организму человека. ( Слайд).

Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные грибы почти в 2 раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. Килограмм сушеных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или 5 килограммов картофеля.

Самые питательные белые, рыжики, опята, подосиновики (картинка). Шляпка у гриба ценней, чем ножка.

Многие животные питаются грибами. (Слайд)

Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором, лечится лось, сороки (Слайд).

Гриб чага, растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли.

Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении.

Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление легких, бронхит.

Некоторые грибы помогают нам бороться с насекомыми.

-А какие грибы, под каким деревом растут, узнаете, отгадав загадки?

1.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я…….(подосиновик). Слайд.

-Под каким деревом можно найти подосиновик? (под осиной)

-Посмотрите, какой красавец. Шляпка темно- красная или красно- коричневая. Ножка длинная, стройная, крепкая.

2. Лета первая примета

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

(подберезовик) Слайд.

Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)

-А эти грибы растут на старых пнях.

3. Сидит дружная семейка

Но на пнях, не на скамейках

Зонтики в руках,

Колечки на плечах.

(опята) Слайд.

4. Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки

В мох душистый две косички

Прячут хитрые……(лисички). Слайд

- Под каким деревом можно найти лисички? (сосною)

Есть очень интересное свойство у этих грибов. Они не крошатся и не ломаются. Очень редко встретишь червивые.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он…..(белый). Слайд

-Какое второе название, у этого гриба? (боровик)

-Где же, он растет? ( Произрастает со многими деревьями: березой, дубом, сосной, елью. Лучшими считаются белые, выросшие в елово - березовых лесах)

- Как одним словом можно назвать эти грибы? (съедобные) Слайд.

-Существует около 300 видов съедобных грибов.

5. Физминутка.

-В школе молодого грибника большая перемена.

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

На ветру качается

Шляпку к солнышку

Еще выше станет.

Белый гриб нашел,

Положи их в кузовок.

^ 6. Знакомство с ядовитыми грибами .

- Занятия школы молодого грибника продолжаются.

- Грибы бывают не только съедобные, но и ядовитые.

- Об этом они расскажут сами: (Слайд).

- Я бледная поганка.

Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Меня не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью- холерой. А признаки мои: шляпка зеленая, зеленоватая до белой, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки - кольцо, точно мини- юбочка. Меня часто путают с шампиньоном.

- А этот красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки.

Я - гриб МУХОМОР. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной

красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки.

Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Мухоморы используют для лечения больных суставов.

- Есть еще и другие ядовитые грибы: ложноопенки, двойник опенка осеннего, желчный гриб - ядовитый, двойник белого гриба - съедобного. (Слайд)

^ Их называют грибы – двойники.

Будьте осторожны при сборе грибов!

- Как правильно собирать грибы? (ответы детей).

7. Работа с учебником.

- Найдите с. 121 в учебнике.

Из–за неправильного сбора грибов, некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.

-Почему? (стало мало, исчезают)

- Откройте страницу 119 учебника, рассмотрите и прочитайте названия грибов внесенных в Красную книгу.

- Если мы все будем строго соблюдать эти правила, то в наших лесах всегда будет много разных грибов, здоровых деревьев и сытых животных.

8. Итог урока.

- В школе молодого грибника экзамены.


  1. Кто лечится мухоморами? (лоси, сороки)

  2. Какие птицы едят грибы? (глухари, сойки, куропатки, тетерева)

  3. Назовите грибы, которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (плесень)

  4. Назовите самый ядовитый гриб? (бледная поганка)

Экологические задачи. (Слайд)

1. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

(Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300- 500 лет.)

^ 2. Ваня ходил в лес и набрал полную корзину грибов: рыжиков, маслят, подберезовиков, мухоморов, опят. Вкусен ли будет грибной суп?

-Все ребята успешно сдали экзамены и получат свидетельства.

(вручаются свидетельства)

Свидетельство об окончании школы молодого грибника. Разрешается ходить в лес за грибами.

_ Закончился наш урок, путешествие в грибное царство. Мы прощаемся со старичком - лесовичком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет познакомить детей с ядовитыми и съедобными грибами.

Цели: познакомить детей с некоторыми съедобными и ядовитыми грибами, дать понятие о разнообразии грибов и их пользе.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в грибное царство. Путь предстоит долгий, ведь мы должны многое узнать об этих удивительных созданиях природы.

2.Рассказ с демонстрацией.

Еще в IV в до н.э. древнегреческий философ и натуралист Аристотель посвятил свой научный труд грибам. Сейчас грибы изучает целая наука – микология.

Русские люди с давних времен занимались сбором грибов и их переработкой. На Руси даже существовала грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии. В сезон заготовки население целых деревень на телегах, запряженных лошадьми, отправлялись в лес за грибами. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со столов в будни и праздники, зимой и летом. Кроме того, заготовленные грибы отправляли в крупные города.

Некоторые народы не употребляют в пищу грибы (татары, ненцы, якуты).

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Но наш разговор о грибах, которые растут в лесах нашей страны.

Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. У трубчатых грибов под шляпкой можно рассмотреть большое количество мелких трубочек, а у пластинчатых пластинок. К трубчатым грибам относятся боровики, подосиновики, подберезовики, моховики. К пластинчатым - сыроежки, опята, грузди, волнушки, лисички.

На лесной поляне

Веселы и невелички

Много их и там и тут

Дружно кучками растут.

Под старой елью

С пеньком рядом

На ножках тонких.

На лужайке вырос он

И зовется шампиньон.

Под тенью сосен

Растет под осень

Меж иголок рыжих

Он хотя красив на вид,

Но опасен, ядовит. (Алексей Чельцов)

Грибы применяются и для лечебных целей. Белыми грибами можно лечить обмороженные части тела, используют их и при лечении онкологических заболеваний. Лисички обладают способностью выводить из организма радиоактивные вещества, поэтому эти грибы большими партиями закупаются для вывоза в страны Европы. Мухоморы широко применяются при лечении радикулита и ревматизма, а так же при болезнях нервной системы.

Грибные ферменты применяют в мебельном производстве, ими обрабатываются поверхности деревянных деталей, чтобы они были более устойчивыми к повреждениям плесенью.

В природе грибы выполняют очень важные функции:

1.Участвуют в переработке растительных остатков: разрушают пни, стволы, упавшие сучья, отмершую листву. ( Каждый год на один гектар леса падает свыше 2-х тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы.)

2.Подкармливают азотом и другими веществами деревья.

3.Служат пищей для животных: слизней, белок, кабанов, птиц.

4.Грибы служат лекарством для животных. Лоси, лисы, кабаны, белки и другие животные поедают мухоморы, чтобы избавиться от глистов.

Ребята, предлагаю заполнить таблицу. Давайте укажем объекты природы, жизнь которых связана с грибами.


- птицы (сорока, глухарь, тетерев, сойка и др.)

- звери (белки, лоси, кабаны и др.)

- насекомые (мухи, комары)

- лес (санитары, разрушают пни, опавшие листья)

-растения (деревья, кустарники, травы)

-человек (пища, лечат туберкулез, холеру и др.болезни)

Вы уже знаете, что грибы можно разделить на две группы: съедобные и ядовитые.

Сейчас мы посмотрим презентацию и ответим на вопросы викторины о грибах.

Предлагаю вам подумать и рассказать, как правильно нужно собирать грибы, чтобы не навредить природе.

1.Не разрывать мох, не нарушать грибницу.

2.Гриб срезать ножом, а не вырывать.

3.Ямку засыпать землей и прикрывать мхом.

4.Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые.

5. Не собирать грибы вблизи проезжих дорог.

7. Решение экологических задач

Послушайте внимательно мои рассказы и дайте ответы на вопросы.

1.Нашел грибник один боровик, а разрыл весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

2.Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбил палкой.

-Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!

-Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

3.Костя и Миша пришли в лес. В поисках грибов они разбрелись в разные стороны. Костя вернулся в условленное место с полной корзиной боровиков. А у друга в руках была корзинка, полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивился Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша.

8.Интересные факты о грибах

- Судя по всему, первые грибы развились на планете около 400 млн лет назад, то есть задолго до того, как появились первые динозавры.

- Шляпки есть лишь у примерно 7000 видов грибов. Остальные шляпок не имеют, и выглядят совсем иначе. А многих из них без микроскопа разглядеть вообще невозможно.

- Несмотря на свою мягкость, грибы удивительно сильны. Они способны разрушить даже бетон и асфальт, пробиваясь к поверхности.

- Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов.

- Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовики. Эти грибы успешно заменяли вату.

- Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.

- Самыми дорогими грибами в мире являются трюфели – их стоимость на данный момент составляет от 3 до 7 долларов за 1 грамм, в среднем.

- Одно из интересных свойств грибов – выработка витамина D, которая, аналогично организму человека, активизируется под воздействием солнечных лучей.

- Жизнеспособность грибов может вызвать удивление у каждого – некоторые их виды способны выдержать все возможные виды излучений, а в 2002 году, грибница была обнаружена даже внутри разрушенного реактора в Чернобыле.

- Своё название мухоморы получили не просто так. В прошлом их использовали для борьбы с мухами, и в природе взрослые мухоморы тоже поглощают этих насекомых. У взрослого мухомора шляпка становится вогнутой, в ней собирается вода, и в неё выделяются химические вещества. Муха, привлеченная запахом и напившаяся этой воды, падает в неё же и тонет, после чего мухомор медленно её поглощает.

9. Время игры

9.1.Грибные загадки

1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,-

2.В лесу на лужочке

А на каждом из них

Много братцев лихих. (Опята)

3.На полянке лесной

Под могучей сосной

На нем бурый колпачок.

Кто в лесу бывает-

Тот его и знает. (Боровик)

4.И лесная модница

За нарядом гонится.

То с бордовым, то с лиловым,

Или алым покрывалом

У тропы появится –

Хочет всем понравиться. (Сыроежка)

5.Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

6.У тенистого лога

Чуть нажмешь на бочок –

Глядь, уже синячок. (Моховик)

7.Стоит в шапке дед:

Дождя давно нет,

А снизу вся в дырках (Масленок)

8.У меня нарядный вид.

Но я очень ядовит.

Я сигналю всем в округе –

Брать меня не надо в руки.

Яркий будто светофор,

9.Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринке,

Кто к ней прикоснется,

Тот не проснется. (Бледная поганка)

10.В хвойном лесу растет паренек,

В рыженькой шляпке рыжий грибок.

Стоит задеть – и из рыженькой ножки

Вдруг побегут рыже - рыжие слезки. (Рыжик)

11.Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Вкусный из него бульон,

Это белый… (Шампиньон)

12.В нежно - розового цвета

Платьице всегда одета.

Счастье грибникам в лесу

Отыскать ее, красу. (Волнушка)

13.Среди берез – весны отрада,

Растет себе грибок, что надо.

Невзрачный вид у старичка,

Но вкус приятный у … (Сморчка)

* * * О * * * * * * *

Ответы: 1.Масленок, 2.Сыроежка, 3.Груздь, 4.Подосиновик, 5.Боровик, 6.Волнушка, 7.Рыжик, 8.Дождевик.

Ответы: Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.

Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая (Опенок)

Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. (Подберезовик)

Этот гриб получил свое название за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика появляется темно-коричневый сморщенный комочек.

Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой красивый бахромчатый шарфик – бантик. (Бледная поганка)

Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая (Подосиновик)

На зеленой полянке семейка грибов красные, желтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. (Мухомор)

У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики)

9.5. Грибная викторина

1.Какие грибы называют подснежниками? (Сморчки и строчки. Они появляются ранней весной).

3.Почему боровики получили название белые грибы? (Их мякоть на срезе не темнеет. А также она остается белой при сушке и варке).

4.Может ли гриб съесть дом? (Домовой гриб разрушает древесину).

6.Какие птицы едят грибы? (Глухари, тетерева, рябчики, сороки).

7.Какие грибы и почему называют черными? (Подосиновик и подберезовик, т.к. мякоть этих грибов на изломе белая, но при дальнейшей обработке чернеет).

8.Какие грибы из России французы посылали на Родину в бутылках? (Рыжики).

9.Какой русский композитор обожал собирать грибы? (П.И.Чайковский)

10.В каких грибах практически никогда не заводятся черви? (Лисички).

11.Назовите породу собак, с помощью которых отыскивают трюфели? (Такса).

13.Какие грибы очень любит заготавливать на зиму белка? (Опята).

14.Почему мухоморы так назвали? (Мухоморы применяли в борьбе с мухами).

15.Название, какого гриба в переводе с французского языка означает как просто гриб? (Шампиньон)

18.Какие грибы получили свое название за то, что растут во мху? (Моховики)

19. У этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо, т.к. ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо он напоминает. (Свинушка)

21.Какой гриб можно использовать как настоящий лечебный пластырь, останавливающий кровотечение и снимающий боль – стоит только взять маленький гриб, разломить его и мякотью приложить к ранке? (Дождевик)

22.Назовите ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные. (Сатанинский гриб, ложные опята, ложные лисички, желчный гриб)

23.Какие грибы занесены в Красную книгу? (Осиновик, каштановый, грибная каруста)

24. Какой антибиотик вырабатывают из грибов? (Пенициллин)

25.Назовите смертельно ядовитый гриб. (Бледная поганка)

Найди знакомые грибы и раскрась их.


III.Подведение итогов занятия.

Задание рисунок 1

Прочитайте родственные слова. Что обозначает каждое из них?

• Что общего в лексическом значении этих слов? Найдите в родственных словах общую часть, в которой заключено это общее значение.
• Запишите слова в строку. Выделите в них общую часть гриб знаком ∩. От какого слова образовались слова грибок, грибник, грибной?

Решение

В лексическом значении этих слов общее, что они связаны с грибом (имеет его форму, собирает грибы или сделан из грибов). Слова грибок, грибник, грибной образовались от слов гриб.
Гриб , грибок , грибник , грибной .

Читайте также: