Наличие плода стручок перекрестное опыление насекомыми

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

1. Растут большими скоплениями.
2. Созревают много пыльцы.
3. Пыльца сухая, мелкая.
4. Зацветают раньше, чем распустятся листочки, чтобы пыльца не задерживалась.
5. Цветки мелкие, невзрачные, обычно собраны в соцветия, не издают запаха.
6. Пыльники на длинных ножках свисают из цветка.
7. Крупные и пушистые рыльца, как и тычинки, высовываются из цветка.
8. Не имеют нектарников. В природе опыление многих растений происходит с помощью ветра.

Искусственное опыление

Самоопыление

– свойственно растениям, имеющим двуполые цветки. Большинство растений при самоопылении дают семена (ячмень, пшеница, просо, овес, горох), но некоторые не образуют семян (у ржи, риса, капусты). Перенос пыльцы с тычинок на рыльце того цветка называется самоопылением. У самоопылителей и тычинки, и пестики на одном цветке созревают одновременно. У растений в ходе длительного эволюционного развития выработались приспособления для перекрестного опыления, т.к. оно является прогрессивным. Образуется потомство с признаками материнского и отцовского организмов, а при самоопылении у потомства проявляются признаки лишь одного организма. Самоопыление ведет к снижению урожайности, к вырождению сорта.

Поэтому наиболее распространено перекрестное опыление и цветки большинства растений имеют приспособления, препятствующие самоопылению:

Содержание

Цветок

Цвето́к — сложный орган семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

В определённую пору жизни зацветает каждое цветковое растение. После того, как цветок отцветает, на его месте развивается плод. В плоде развиваются одно или несколько семян. Размножение растений семенами называется семенным размножением. Все цветковые растения размножаются семенами, в том числе те, которые могут размножаться вегетативно.

Пестик и тычинки – главные части цветка. Вокруг пестика и тычинок расположен околоцветник. У вишни, например околоцветник состоит из листочков двух типов. Такой околоцветник называется двойным. Внутренние листочки – лепестки составляющие венчик. Наружние листочки – чашелистники – образуют чашечку.

Венчик цветка может состоять из нескольких несросшихся лепестков (как у вишни). У многих растений лепестки в нижней части срастаются в трубку (примула, паслен чёрный и др.).


Околоцветник считается простым, если все его листочки более-менее одинаковы, и здесь нет ни чашечки, ни венчика. Такой околоцветник чаще всего встречается у однодольных растений(лилия, тюльпан).

У многих растений цветки развиваются на тонких стебельках – цветоножках. На конце цветоножка обычно утолщается или расширяется в цветоложе. На нём размещаются все части цветка. Не у всех растений есть цветоножки.

Каждая тычинка имеет пыльник. Внутри пыльника созревает пыльца. Он расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. В основании пестика находятся семязачатки(или семяпочки). После цветения, именно из них развиваются семена, а из завязи – плод.

Большая часть цветковых растений имеют как тычинки так и пестики. Такие цветки называются обоеполыми. У некоторых растений одна часть цветков имеет только пестики. Такие цветки называются пестичными. Другая часть цветков имеет только тычинки. Это тычиночные цветки. Такие цветки называются разнополыми.

Растения, на которых на одном растении развиваются пестичные и тычиночные цветки, называются однодомными (огурцы, кукуруза). Растения, у которых на одном растении развиваются только тычиночные цветки, а на других – пестичные, называются двудомными (тополь, ива, некоторые виды осок).

Соцветия

Соцве́тие (лат. inflorescentia) — группа цветков, расположенных близко друг к другу в определённом порядке.

Простые — соцветия, в которых на главной оси располагаются одиночные цветки и, таким образом, ветвление не превышает двух порядков (например, гиацинт, черёмуха, подорожник и др.).

Сложные — соцветия, в которых на главной оси располагаются частные соцветия, то есть ветвление достигает трёх, четырёх и более порядков (например, сирень, бирючина, калина и др.).

Кисть – отдельные цветки расположены один за другим на цветоножках, отходящих от общей длинной оси (ландыш).

Простой колос – цветки не имеют цветоножек (сидячие цветки), располагаются на общей оси соцветия (подорожник).

Сложный колос – на общей оси сидят несколько колосков, каждый из них образован несколькими цветками (рожь, пшеница).

Початок – от колоса отличается толстой. часто мясистой осью соцветия (кукуруза).

Простой зонтик – цветоножки выходят от вершины оси соцветия (примула).

Простые соцветия бывают сгруппированы в сложные.

Сложный зонтик – соцветие-зонтик, состоящее из нескольких простых зонтиков (морковь, петрушка).

Корзинка – многочисленные мелкие сидячие цветки плотно располагаются на поверхности плоской или конусовидной оси соцветия. Снаружи защищено зелёными листьями – обвёрткой (подсолнух, одуванчик).


Простое соцветие – кисть



Сложный колос. Пшеница


Сложный колос. Рожь



Сложное соцветие – плейохазий


Простой зонтик. Примула


Сложный зонтик. Морковь


Сложный зонтик. Петрушка


Корзинка. Подсолнечник однолетний

Перекрестное опыление насекомыми

Перекрёстное опыление – это перенесение пыльцы с цветка одного растения на цветки другого. Перекрёстное опыление может происходить разными способами.

Опыление насекомыми – обычно это пчёлы, осы, иногда муравьи, жуки, моли, мухи и бабочки. Насекомых в цветках привлекает сладкий нектар и пыльца. Пыльца цветков обычно крупная и очень клейкая.

Опыление при помощи животных – птицами (колибри, нектарницы, медоносы), летучими мышами, грызунами, некоторыми сумчатыми (в Австралии), лемурами (на Мадагаскаре).

Искусственное опыление – перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при участии человека.

Признаки насекоопыляемых растений – крупные одиночные цветки, соцветия, в которые собраны мелкие цветки, яркая окраска лепестков и простого околоцветника, нектар и аромат. Есть цветки, которые раскрываются с наступлению сумерек. Эти цветки имеют сильный аромат. Их опыляют ночные бабочки.

Имеются в природе растения, которых опыляют только определённые насекомые. Львиный зёв опыляется только шмелями.

Нектар и пыльца служит пчёлам едой. Перелетая с цветка на цветок, они опыляют цветки. Поэтому ульи с пчёлами специально привозят в сады во время цветения. Пчёлы опыляют каждый цветок и урожай плодов повышается

Перекрёстное опыление ветром. Самоопыление


Опыление может происходить с помощью ветра. Такой способ опыления очень распространён у злаков, большинства хвойных и многих лиственных деревьев. Растения, опыляемые ветром чаще всего растут большими скоплениями.

У ветроопыляемых растений созревает очень много пыльцы. Большая её часть пропадает, не опыляя цветков. Большинство растений, опыляемых ветром цветут рано весной, до распускания листьев. Так, листья не мешают их опылению. У растений, опыляемых ветром всегда невзрачные, часто мелкие цветки, пыльники расположены на длинных свисающих нитях, мелкая, сухая пыльца.

Есть ещё один способ опыления – самоопыление. В таком случае, в ещё не раскрывшемся бутоне цветка пыльца попадает из пыльников на рыльце того же цветка. Когда бутон раскрывается, можно считать, что опыление уже произошло.

Искусственное опыление

Искусственное опыление — это перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при посредстве человека.

Обычно пыльцу переносят чистой и сухой мягкой кисточкой. Иногда цветки растений, которых собираются опылять искусственно, готовят заранее. Осторожно открыв бутон, удаляют из них тычинки, для того, чтобы они не самоопылились. На бутоны одевают марлевые мешочки, чтобы ветер или насекомые не занесли пыльцу. когда бутоны распустятся, на рыльца наносят заранее приготовленную пыльцу.

Тычиночные цветки созревают раньше, чем пестичные цветки этого же растения. Но в безветренную погоду пыльца осыпается, и урожай получается низким.

Оплодотворение у цветковых растений


Для того, чтобы завязался плод, и развились семена, цветы растения должны опылиться, а затем должно произойти оплодотворение. Оплодотворение – это слияние двух половых клеток – гамет. Мужские гаметы у цветковых растений – спермии – очень мелкие. Женские гаметы – яйцеклетки – намного крупнее спермиев.

При опылении пыльцевые зёрна попадают на рыльца. Пыльцевое зерно одето оболочкой. Поверхность оболочки может быть гладкой, или неровной и покрытой разнообразными шипиками, бородавочками, выростами в виде сеточки. У многих растений пыльцевые зерна в форме шариков.

На всей поверхности рыльца выделяется липкая жидкость, помогающая удерживать пыльцу. Пылинка, попадая на рыльце прорастает в очень тонкую и длинную пыльцевую трубку. Она прорастает между клетками рыльца, затем столбика и в конечном итоге врастает в полость завязи.


В этой полости находятся семязачатки (семяпочки). У разных растений число семязачатков в завязях различно. Оно может достигать от одного (пшеница, ячмень, рожь, вишня), до нескольких десятков (хлопчатник), и даже нескольких тысяч (мак).

Пыльцевое зёрнышко попадает на рыльце пестика и прорастает. Пыльцевая трубка растёт, и по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки. Они имеют крупные ядра. Это спермии. Они всё время держатся вконце пыльцевой трубки.

Семязачатки находятся на внутренних сторонах стенок завязи и состоит из клеток. Каждый из семязачатков одет покровом, на вершине которого есть узкий канал – пыльцеход.

Пыльцеход ведёт в центральную часть семязачатка. Здесь находится ткань, состоящая из маленьких клеток с тонкими оболочками. В этой ткани развивается группа более крупных клеток, самая большая – яйцеклетка – находится ближе к пыльцеходу. Пыльцевая трубка врастает в семязачаток, и яйцеклетка сливается с одним из спермиев. Так происходит оплодотворение.

В группе относительно крупных клеток, есть самая крупная. С ней сливается самый крупный спермий. У цветковых растений происходит два слияния: один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой – с крупной центральной клеткой. Этот процесс называется двойным оплодотворением.

Образование семян и плодов

После оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки. Затем эти две клетки снова делятся каждая на две и т. д. в результате многократного деления клеток развивается зародыш нового растения.

Самая крупная клетка семязачатка, которая слилась со вторым спермием, тоже делится так, как яйцеклетка. Из неё развиваются клетки эндосперма. В эндосперме накапливаются запасы питательных веществ. Этими питательными веществами эндосперм снабжает зародыш.

Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. В итоге, после оплодотворения из одного семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры(изменённый покров семязачатка) и зародыша(слияние яйцеклетки с первым спермием).

После того, как произошло опыление и оплодотворение, к завязи притекают питательные вещества. Затем завязь постепенно развивается в спелый плод. Из её стенок развивается околоплодник, который будет защищать семена от внешних неблагоприятных воздействий. Бывает, что в образовании плода принимают и другие части цветка.

Все спелые плоды можно разделить на сухие и сочные по характеру околоплодника. Односемянный плод образуется если в завязи одна семяпочка, многосемянный, если много почек. Плоды, у цветковых растений могут быть четырёх типов: сочные односемянные, сухие односемянные, сочные многосемянные и сухие многосемянные.

Когда семена созревают в сухих плодах (боб, стручок, разнообразные коробочки), околоплодник должен вскрыться, чтобы семена рассеялись. Некоторые коробочки и бобы разбрасывают семена.

Семена сухих многосемянных плодов имеют сильную семенную кожуру. Она защищает эти семена после того, как они высеялись из плода.

Односемянные сухие плоды (орехи, зерновки) не вскрываются, потому что эти плоды рассеиваются сами вместе с семенами. Их околоплодники разрываются только тогда, когда прорастают семена. У такого плода слабо развита семенная кожура, потому что околоплодник развит достаточно хорошо.

Семена сочных многосемянных и односемянных плодов распространяют поедающие эти плоды животные. Семена, развивающиеся в ягодах обладают хорошо развитой семенной кожурой. Семена костянок защищены косточкой – внутренним каменистым слоем околоплодника. Такие семена могут сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительную систему животного.

Плоды и семена имеют большое значение в жизни людей. Они – пища для людей, корм для животных, их используют в промышленности и медицине.


Содержание

С помощью перекрёстного опыления осуществляется обмен генами, что поддерживает высокий уровень гетерозиготности популяции, определяет единство и целостность вида. При перекрёстном опылении возрастают возможности рекомбинации генетического материала, образуются более разнообразные генотипы потомства в результате соединения наследственно разнообразных гамет, поэтому получается более жизнеспособное, чем при самоопылении, потомство с большей амплитудой изменчивости и приспособляемости к различным условиям существования. Таким образом, перекрёстное опыление биологически выгоднее самоопыления, поэтому оно закрепилось естественным отбором и стало господствующим в растительном мире. Перекрёстное опыление существует у не менее 90 % видов растений.

Самоопыление по сравнению с перекрёстным опылением вторично, оно вызвано условиями среды, неблагоприятными для перекрёстного опыления и играет страхующую функцию, но с точки зрения эволюции является тупиковым путём развития.

Первые покрытосеменные растения, по всей видимости, были обоеполы, что способствовало самоопылению. Позднее растения выработали приспособления по его недопущению.

Разделение полов — существование растений одного вида, но разного пола: у одних растений образуются цветки только с андроцеем, у других растений — только с гинецеем.

Геркогамия, или херкогамия представляет собой пространственное разделение репродуктивных органов, когда при посещении насекомыми автогамия не может иметь место. Как правило, рыльце пестика выставляется из зева цветка на гораздо большее расстояние, чем тычинки и поэтому самоопыление в форме автогамии кажется невозможным. Тем не менее, у многих геркогамных растений самоопыление часто наблюдается в конце цветения, если по каким-то причинам не произошло перекрестное опыление. При этом происходит изгибание столбиков и тычиночных нитей, нередко обоюдное. В результате репродуктивные органы приходят в соприкосновение в пределах цветка или соцветия. Встречается у лилейных, ирисовых, ластовневых, губоцветных, гераниевых и многих других.


Самонесовместимость — приспособление растений по недопущению самоопыления, выражающееся в том, что при самоопылении число семян ничтожно по сравнению с числом семян при перекрёстном опылении.

Различают гомоморфную и гетероморфную самонесовместимость.

Перекрёстное опыление может осуществляться как биотически (с помощью живых организмов), так и абиотически (посредством воздушных или водных потоков).

Зоофилия среди цветковых растений распространена гораздо шире, чем анемофилия и гидрофилия: в Европе зоофильные растения составляют 70—80 %, анемофильные — около 20 %, гидрофильные — менее 1 % от общего числа видов. [4]

В этом уроке мы рассмотрим важные с практической точки зрения семейства двудольных растений: бобовые (мотыльковые) и пасленовые.

Наряду с зерновыми культурами они составляют основу продовольственной корзины для жителей средних широт.

Достаточно назвать такие культуры, как горох, фасоль, соя, картофель, томат и т.д.

А еще мы уделим внимание самому многочисленному семейству покрытосеменных - сложноцветным или астровым.

Семейство бобовых (мотыльковых)

Семейство бобовых - одно из самых многочисленных среди двудольных.

Оно объединяет порядка 950 родов.

А подсемейство мотыльковых насчитывает более 12 тысяч видов.

Семейство представлено деревьями, лианами, кустарниками и травянистыми растениями.

Важные пищевые бобовые растения:

пищевые бобовые растения

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Горох выращивают как зернобобовую, овощную и кормовую культуру.

Он содержит 35% белка, до 50% крахмала, 1,5% жира, витамин С, поэтому является ценной культурой.

Но большое количество белка содержится не только в их семенах, но и во всех вегетативных органах, поэтому они являются важнейшим кормом для животных.

Горох посевной имеет усики, они являются видоизмененными листьями.

семейство бобовых

Многие из вас любят арахисовую пасту, думая, что она сделана из орехов.

А на самом деле арахис не является орехом, а относится к семейству бобовых, и его плод называется боб, а не орех.

У цветка арахиса, появляется вырост (гинофор), который врастает в почву и на нем образуются плоды- бобы арахиса, которые дозревают в почве.

Одно растение может дать от 30- 40 бобов арахиса

Кормовые бобовые вместе со злаками и сахарной свеклой составляют основу для животноводства.

Наиболее ценные корма получают из:

Кормовые бобовые

Ряд бобовых растений имеет применение в медицине:

Основные признаки семейства бобовых:

  • очередные листья с прилистниками, обычно сложные (тройчатые, пальчатые, перистые), иногда простые
  • цветок особой формы, напоминающий парусное судно или мотылька
  • околоцветник двойной, чашечка образована 5 сросшимися чашелистиками, венчик состоит из 5 лепестков, нижние из которых срастаются и называются лодочкой, 2 боковых - крылья или весла, а наиболее крупный верхний - парус или флаг
  • единственный пестик окружен 10 тычинками, 9 из которых обычно срастаются
  • характерные для бобовых соцветия - кисть и головка
  • плод у мотыльковых носит ботаническое название боб (не путать со стручком, который характерен для крестоцветных)

Основные признаки семейства бобовых

Ботаники для удобства работы и наглядности стали использовать формулы и диаграммы цветка, у цветов семейства бобовых формула выглядит следующим образом:

  • Ч- чашелистиков (5), если цифра в скобках - это значит, что чашелистики сросшиеся
  • Л- лепестки 1 лепесток- парус, 2 лепестка- весла, (2) лепестка сросшихся- лодочка
  • Т- тычинки 9 сросшихся тычинок, 1 свободная тычинка
  • П- пестик один

Бобовые растения образуют симбиоз с азотфиксирующими бактериями, проникающими в их корневую систему.

Растения поглощают атмосферный азот, а бактерии помогают усвоить его, что в итоге дает возможность синтезировать полезные питательные вещества, например, белки.

Азотфиксирующие бактерии вызывают разрастание корней с образованием клубеньков.

В итоге все части растения становятся богаты азотом и после отмирания могут служить ценным сырьем, используемым для рекультивации земель.

Клубеньки на корнях бобовых образованы азотфиксирующими бактериями:

Клубеньки на корнях бобовых образованы азотфиксирующими бактериями

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Семейство паслёновых

К семейству паслёновых относят примерно 2700 видов и около 100 родов.

Большинство представителей - травянистые растения, но есть также кустарники и небольшие деревья.

Важные сельскохозяйственные культуры семейства паслёновых:

  • картофель
  • томат
  • баклажан
  • стручковый перец

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Почти все паслёновые накапливают в вегетативной массе различные отравляющие вещества, преимущественно алкалоиды.

Одно из наиболее распространенных - соланин.

Он содержится и в картофеле, за исключением клубней.

Но, если клубень картофеля подвергнуть освещению, он позеленеет и в нем также начнет накапливаться соланин.

Зеленые клубни картофеля есть категорически нельзя, так как употребление большого количества соланина может вызвать острое отравление и даже смерть.

Важнейшие из паслёновых

Среди дикорастущих растений у нас часто встречается паслен черный, повсеместно засоряющий сады и огороды.

Декоративные растения семейства паслёновых:

Ядовитые дикорастущие растения этого семейства:

  • белена
  • мандрагора
  • красавка-белладонна
  • дурман

Ядовитые из паслёновых

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Все органы большинства пасленовых содержат ядовитые вещества, главным образом, соланины.

В Древнем Египте женщины закапывали сок белладонны в глаза, при этом расширялись зрачки и взгляд становился более привлекательным.

Даже сейчас вещества этого растения применяют в медицинской практике для расширения зрачка.

Одно из ядовитых, но, тем не менее, культивируемых растений семейства паслёновых - табак.

Он используется в табачной промышленности и для приготовления инсектицидных препаратов.

Табак содержит отравляющий алкалоид - никотин.

Курение табака- опасное пристрастие, вызывающее нарушения в работе внутренних органов (сердца, легких и др.).

Курящие люди намного чаще страдают от тяжелых заболеваний, среди которых наибольшую опасность представляют раковые опухоли.

Ядовитые паслёновые не рекомендуется брать в руки, хотя многим из них находят применение в медицине.

Схема строения и формула цветка семейства паслёновых

Значение семейства пасленовых:

  • высокая урожайностью клубней, что важно для продовольственной сферы
  • большое содержание в растениях крахмала (около 20%)
  • хороший корм для домашних животных (коров, свиней и других)
  • получение ценных веществ патоки (применяется в кондитерской промышленности) спирта, крахмала, лекарственных веществ
  • пища для человека (картофель, перцы)

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Характеристика семейства сложноцветных (астровых)

К нему относят более 30 тысяч видов, распределенных примерно по 2000 родам.

Соцветие астровых - корзинку можно принять за целый цветок.

На самом деле, в таком соцветии присутствуют цветки двух типов: ложноязычковые по краю и трубчатые в центре.

Соцветие астровых

Основные признаки семейства астровых:

  • чаще простые, преимущественно очередные (иногда супротивные) листья, имеющие разнообразную форму (надрезанные, рассеченные, опушенные и т. д.)
  • цветки мелкие собраны в характерное соцветие - корзинку, защищенную снаружи обверткой из прицветных листьев
  • сами цветки пятерные, чашечка развита редко, обычно представлена волосками и щетинками, образующими хохолок
  • венчик образован 5 сросшимися лепестками, тычинок тоже 5, они прикреплены к трубочке венчика, пыльники срастаются в трубку, окружающую единственный столбик завязи
  • плод у сложноцветных - семянка, часто имеющая приспособления к распространению ветром или животными

Семена одуванчика отлично приспособлены к распространению ветром.

одуванчик

Цветки сложноцветных бывают четырех типов:

  • трубчатые — обоеполые, правильные. У бодяка полевого корзинка образована исключительно трубчатыми цветками.
  • ложноязычковые - исключительно пестичные, часто бесплодные цветки, имеющие вид длинного язычка.Обычно расположены по окружности корзинки. Как правило, имеют отличный от основных трубчатых цветков цвет. Их функция- привлечение насекомых опылителей. Примеры: ромашка, подсолнечник.
  • воронковидные- бесполые цветки, привлекающие насекомых. Воронковидный венчик имеет 5 зубцов. Это также краевые цветки в соцветии. Имеются, например, у василька.
  • язычковые- обоеполые цветки, имеющие плоские венчики, образованные 5 сросшимися лепестками. Обычно занимают все ложе соцветия. Пример- одуванчик.

Основные типы цветков сложноцветных

трубка из сросшихся лепестков расщеплена и образует язычок с пятью зубчиками

  • ложноязычковые цветки Л(5) Т0 П1 отличаются от язычковых цветков тем, что на язычке их только 3 зубчика
  • воронковидные цветки Л(5) Т0 П0

Участвующие в размножении цветки обычно невзрачные и собраны в центре соцветия - корзинке.

А по краям соцветия корзинка расположены крупные воронковидные или язычковые цветки, для привлечения насекомых опылителей.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Представители семейства сложноцветных

Основная масса представителей семейства сложноцветных имеет травянистую жизненную форму, но встречаются и кустарники, и даже рослые деревья.

Сложноцветные распространены по всему Земному шару, но в северных широтах их меньше, чем в южных.

Основные сельскохозяйственные виды астровых:

  • подсолнечник масличный
  • подсолнечник клубненосный (топинамбур)
  • цикорий
  • артишок
  • латук
  • салат

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Родиной подсолнечника являются Мексика и Перу.

В Европе он появился в 1510 году, и только в XVIII веке был привезен в Россию.

Однако, возделываемые на Западе виды подсолнечника имели множество мелких корзинчатых цветков и были мало приспособлены для получения масла из семян.

Постепенное улучшение и создание культурного подсолнечника, к которому мы уже привыкли, происходило в России.

Именно у нас эта культура получила наибольшее распространение.

Ее посадки в 30-е годы прошлого века достигали в общей сложности рекордные 4 миллиона гектаров.

У дикого подсолнечника много мелких соцветий.

В корзинке подсолнечника, диаметром 25 см и более, находится до 1000 трубчатых цветков.

Отечественному селекционеру В.С. Пустовойту, занимавшемуся около 50 лет выведением новых сортов подсолнечника, удалось создать сорта с содержанием в семенах более 50% масла

  • астры
  • георгины
  • бархатцы
  • календула (ноготки)
  • маргаритки
  • хризантемы
  • герберы и др.

Садоводы выращивают сотни видов растений семейства сложноцветных.

семейства сложноцветных

Медицинское значение имеют:

  • тысячелистник
  • эстрагон
  • полынь
  • ромашка аптечная
  • расторопша
  • календула
  • пижма
  • девясил
  • череда трехраздельная и др.

ромашка аптечная

Некоторые сложноцветные являются опасными сорняками. Например, амброзия может вызвать аллергическую сенную лихорадку.

Другие распространенные сорные растения:

Соцветие подсолнечника, которое по ошибке можно принять за отдельный цветок, прекрасно приспособлено к основной своей задаче — размножению и продолжению рода.

Каждый цветок на плантации подсолнечника хорошо заметен издали.

цветок на плантации подсолнечника

Крайние ложноязычковые цветки выполняют функцию привлечения насекомых опылителей.

Благодаря им издали такое соцветие очень заметно.

Внутри корзинки от центра к периферии находятся трубчатые цветки в разной стадии развития.

Ближе к центру цветки переживают мужской период, когда зрелая пыльца попадает внутрь муфточки, образованной сросшимися пыльниками, и постепенно выталкивается наружу еще закрытым рыльцем пестика.

Привлеченные насекомые, старающиеся достать нектар из цветка, захватывают пыльцу и переносят ее на другие растения.

Ближе к периферии цветки переходят в женскую стадию, когда над пыльниками поднимается готовое к опылению рыльце пестика.

Именно на этой стадии происходит перекрестное опыление, в результате которого получаются наиболее приспособленные к жизни семена.

На крупном снимке видны разные стадии развития трубчатых цветков — от центра к периферии.

подсолнечник

Но если насекомых привлечь не удалось, возможность опыления не теряется.

На самой периферии находятся самые старые цветки с укороченными загнутыми рыльцами, приспособленными для самоопыления.

Таким образом, почти все цветки у подсолнечника опыляются тем или иным способом и к осени образуют плотную корзинку, вымощенную крупными семянками, богатыми питательным маслом.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о много­образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства бобовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематиче­скую характеристику; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с опре­делителем или определительными карточками.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву­дольные, семейство бобовые (гороховые); цветок мотылькового типа, неправильный цветок; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и способы распространения семян; подсемей­ства мимозовые, цезальпиниевые, бобовые; азотфиксирующие бактерии, симбиоз.

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие растения относятся к семейству розоцветные?

Каково основное направление использования этих растений в жизни и хозяйственной деятельности человека?

Какие признаки являются ключевыми при объединении этих растений в одно семейство?

Какие плоды встречаются у растений этого семейства?

Какие соцветия встречаются у растений этого семейства?

Какова формула цветка растений семейства розоцветные?

Какие лекарственные растения этого семейства вы знаете?

При каких заболеваниях используются эти растения?

Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, какие семейства растений класса двудольные мы уже изучили. (Семейства крестоцветные и розоцветные.)

Как вы думаете, за что оно получило такое название? (От­веты учащихся.)

Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком. Бобовые — одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К нему относится около 17 000 ви­дов растений (по некоторым данным, 13 000) из почти 700 родов (по некоторым данным, из 500). На территории России произ­растает около 65 родов и более 1800 видов растений семейства бобовых. При этом 23 вида из них занесены в Красную книгу.

Вспомните, сколько видов относится к семействам розо­цветные и крестоцветные. (Число видов растений этих се­мейств — около 3000.)

Скажите, во сколько раз количество видов крестоцветных и розоцветных меньше бобовых. (Примерно в 5,5 раза.)


Растения этого семейства распространены на всех континен­тах земного шара, от тропиков с сухим климатом до территорий с умеренным и даже холодным климатом.

Среди растений этого семейства встречаются самые разнооб­разные жизненные формы, такие, как деревья, кустарники, полуку­старники, лианы, однолетние и многолетние травы. Характерно, что большинство травянистых растений этого семейства сосредо­точено в умеренном и холодном климате, а значительная часть де­ревьев и кустарников — в тропических и субтропических областях.

Вспомните, какой признак строения растений являлся важ­нейшим при объединении розоцветных и крестоцветных в одно семейство. (Строение цветка.)


При объединении растений семейства бобовые строение цвет­ка также играет наиболее важную роль. Цветок у растений данно­го семейства мотылькового типа, неправильный.

Каковы особенности неправильных цветков? (Неправильны­ми называют цветки, имеющие только одну ось симметрии.)

Если провести ось симметрии и вращать цветок вокруг своей оси, его контуры совпадут с первоначальными только при про­хождении полного круга (360°). Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков. Венчик состоит из 5 неод­нородных лепестков. Цветок бобовых часто сравнивают с корабли­ком. Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют па­русом, или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют веслами (иногда — крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид лодочки.

Для некоторых родов характерно срастание между собой не только лепестков лодочки, но и весел, а иногда и паруса (на­пример, клевер). Тычинок обычно 10, 9 из которых срастаются ты­чиночными нитями, образуя тычиночную трубку, а одна остается свободной. У некоторых видов растений семейства происходит срастание всех тычинок (например, люпин) или же тычинки могут оставаться свободными. Пестик у растений семейства бобовые всегда один.


Рассмотрите изображение цветка бобовых на таблицах, а также в учебнике и попробуйте написать формулу этого цветка. (Один из учеников пишет формулу цветка бобовых на доске, класс проверяет и исправляет ошибки. Учитель помогает и дополняет.)

Формула цветка большинства видов растений семейства бобо­вые (цветка мотылькового типа) выглядит так: ЛЧ(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

Цветки могут быть как одиночными, так и собранными в соцве­тия. Среди соцветий наиболее часто встречаются кисть (донник, люпин), головка (клевер), простой колос.

Как вы думаете, каковы причины такого непростого уст­ройства цветка? (Ответы учащихся.)

Назначение такого сложноустроенного цветка состоит в том, чтобы принудить насекомое по пути к нектару испачкаться в пыльце и, соответственно, перенести ее на пестик. Поскольку цветки собраны в соцветия или расположены недалеко друг от друга, вероятность перекрестного опыления резко возрастает.

Для бобовых характерно разнообразие опылителей и, соответ­ственно, множество приемов опыления. Они опыляются в ос­новном пчелами и бабочками, реже — птицами, иногда — руко­крылыми (летучими мышами). Но встречаются ветроопыляемые растения или самоопыляемые. В общем, опыление достигается всеми возможными способами.

Для многих растений семейства характерно появление особых приспособлений цветков для опыления конкретным способом или определенными видами опылителей. Например, цветки клевера имеют такое строение, что достать нектар могут насекомые только с длинным хоботком, например шмели.

Как вы считаете, каким должен быть плод растений семей­ства бобовые? (Ответы учащихся.)

Плод растений этого семейства называется бобом. Он чаще всего бывает одногнездный, многосеменной, раскрывающийся двумя створками или распадающийся на отдельные членики. Но у не­которых растений образуется нераскрывающийся односеменной плод (клевер).


Вспомните, каково строение плода боб.

Нарисуйте строение плода боб. (Один из учеников рисует на доске, другие при необходимости исправляют ошибки и неточности.)

Нарисуйте строение плода стручок. (Один из учеников ри­сует на доске, другие при необходимости исправляют ошиб­ки и неточности.)

В чем состоит отличие в строении плода боб от плода стру­чок? (Ответы учащихся.)

Плод боб одногнездный, семена у него прикрепляются к стен­кам плода. А плод стручок двугнездный, семена у него прикреп­лены к перегородке посередине плода.

Для растений какого семейства характерен плод стручок? (Для растений семейства крестоцветные.)

Семена бобовых растений почти всегда без эндосперма, с мяси­стыми семядолями. Зародыш в семенах очень крупный.

Какое количество семядолей у этих семян? (У семян бобо­вых две семядоли, так как эти растения относятся к классу двудольных.)

Какова функция мясистых семядолей? (В них запасаются питательные вещества, необходимые зародышу в первое время после его прорастания, пока у него не сформируется собствен­ная корневая система.)

Способы распространения семян у бобовых разнообразны. Некоторые виды не нуждаются в дополнительных посредниках, и семена разбрасываются или просто опадают сами. У других ви­дов бобовых семена разносятся птицами, грызунами, муравьями или ветром. Листья у подавляющего большинства видов сложные с крупными прилистниками. Чаще всего встречаются тройчатые листья (клевер), перистые (горох, акация, вика), пальчатые (лю­пин). У многих видов листья видоизменены в усики.

У каких видов растений семейства бобовые листья превра­тились в усики? (Например, у гороха.)

Листорасположение чаще всего очередное. Корневая система у большинства видов стержневая. Для всех представителей бо­бовых характерно наличие на корнях особых клубеньков, в кото­рых селятся азотфиксирующие бактерии. Эти бактерии способ­ны усваивать газообразный азот из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений.


Как образуются клубеньки на корнях бобовых? (Бакте­рии из почвы проникают в клетки корней бобовых растений через корневые волоски. Они вызывают деление и увеличение размеров клеток, в результате чего и образуются подобные видоизменения корней в виде клубеньков.)

Подумайте, являются ли эти бактерии паразитами или это сожительство взаимовыгодное. (Взаимовыгодное.)

Правильно. Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других про­дуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами.

Все органы бобовых богаты веществами, содержащими азот. В частности, в семенах содержится большое количество белка. По количеству этого вещества бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое. В зернах пшеницы содержится до 12%, а в фасоли — до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка, а в семенах сои — до 45%. Именно поэтому растения этого се­мейства так ценны для людей, придерживающихся диетического питания.

После уборки урожая бобовых в земле остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом. Семейство бобовых принято подразделять на три подсемейства: мимозовые, цезальпиниевые и собственно бобовые, или мотыльковые. Самым многочисленным является подсемейство бобовых. Из 700 родов семейства бобовых к нему относится около 500, а из 17 000 ви­дов - 12 000.

Семейство Бобовые

Биология 6 .Семейство Мотыльковые Бобовые

Семейство Мотыльковые Бобовые

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

С1 (краткий ответ)На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений?

С2 (развернутый ответ)Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег

С3(краткий ответ)Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

С4 (развернутый ответ)В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные)?

С5(развернутый ответ)Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые (Бобовые) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

С6(развернутый ответ)Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

С7(краткий ответ)Какой вред приносит гриб-трутовик березе?

С9(краткий ответ)С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

С10(краткий ответ)Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву?

C11(развернутый ответ)Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

С12(развернутый ответ)Какова роль мхов в природе?

С13(краткий ответ)Опытные садоводы удобрения вносят в почву по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему?

С14(краткий ответ)Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

С15(краткий ответ)Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

С16(развернутый ответ)Как человек борется с грибом – паразитом головней, приносящим большой ущерб урожаю зерновых?

С17(развернутый ответ)Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?

С19(развернутый ответ)Какие характерные признаки растений вы знаете?

С20(развернутый ответ)Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

С21(развернутый ответ)Какую роль играют устьица в жизни растений

С22(развернутый ответ)Почему покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?

С23 (развернутый ответ)Почему лишайники могут жить в бесплодных местах, где другие организмы не выживают?

С24 (развернутый ответ)Листопад в жизни растений имеет очень большое значение. В чем оно заключается?

С25(краткий ответ)Все растения условно делят на низшие и высшие. Наряду со сходством, между ними есть и различия. В чем главное ?

С26(краткий ответ)Моховидные – одна из древ. групп растений. От кого они произошли в процессе эволюции? Как это можно доказать?

С27(развернутый ответ)На спиле ствола древесного растения обычно хорошо заметны годичные кольца. Что по ним можно определить?

С29(краткий ответ)У грибов и споровых растений имеются антеридии. Что это такое?

С30(краткий ответ)Лишайники неслучайно называют "пионерными" организмами. Они первыми поселяются в тех местах, где уничтожены или до этого вообще не существовали живые организмы. Иногда отсутствует даже почва. Но для лишайников это неважно. Они очень нетребовательны и для их обитания достаточно хотя бы небольшого количества света. Но есть один фактор, который может ограничивать их распространение на новых, или уже заселенных территориях. Назовите его.

Ответы

Часть А

номер задания ответ номер задания ответ номер задания ответ номер задания ответ
В В В В
Г Б В Г
А Б В В
Г А Б Б
А Б Б В
А В В Г
Г В? В А
Б В Б Г
Б Г Б Б
В В Б А
А Б В В
Б Б Г В
В Б Б Г
Б Б Г Б
А Г Г В
Г Г В Б
Б Б В А
А Б А В
В Г Б Б
Б Г Г А

Часть В

ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ
В1 АВД В6 БВГ В11 БВГА В16 БГД В21 АБД
В2 АБАББ В7 АБАБАА В12 АБББАА В17 БАББАА В22 БДЕ
В3 ВГД В8 АБАББА В13 ГБДАВ В18 АВЕ В23 БВД
В4 БАБББА В9 АВД В14 БББАА В19 АГЕ В24 БВАВВА
В5 БВЕ В10 АВД В15 АВГД В20 БГД В25 БГАВГГ

Часть С

С1. Пчелы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрестное опыление, что повышает урожайность растений.

С2. 1. корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2. на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3. от корневища отходят придаточные корни;

4. внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем;

С3. Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушению водного и воздушного режима корней) и угнетению растений

С4. 1. Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) – стручок;

2. сходство: боб и стручок – сухие многосеменные вскрывающиеся плоды;

3. различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке

С5. 1. цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, парные лепестки весла и сросшиеся лепестки – лодочка;

2. корневая система стержневого типа;

3. плод боб, а не стручок

С6. 1. корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;

2. у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

3. листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки

С7. Трутовик – паразит, высасывает органические вещества из живых тканей березы и разрушает ее древесину

С8. 1.общие признаки: односеменные сухие невскрывающиеся плоды;

2. у злаковых плод зерновка, а у сложноцветных – семянка

3. у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки

С9. Для увеличения числа боковых корней, что приводит к увеличению площади питания растений

С10. Чтобы улучшить дыхание корней и уменьшить испарение воды из почвы.

С11. 1. уменьшение численности шмелей;

2. увеличение численности растительноядных животных;

3. размножение растений-конкурентов (злаков и др.)

С12. 1. в процессе фотосинтеза образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород;

2. накапливают и удерживают воду, вызывают заболачивание почвы;

3. способствуют образованию торфа;

4. являются продуцентами в экосистеме и звеном в цепи питания

С13. Корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня. Корни с развитой зоной всасывания – корневыми волосками – находятся по краям приствольных кругов

С14. Нельзя повреждать грибницу, так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела

С15. Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке и через мембрану путем осмоса

С16. 1. обработка семян перед посевом ядохимикатами. 2. применение севооборота

3. посев устойчивых к головневым грибам сортов растений

С17. 1. Грибы – одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей гифов.

2. Грибы – гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты).

3. Размножение грибов: спорами, частями грибницы – вегетативное размножение; почкованием у дрожжей; половое размножение у некоторых грибов

С18. Особенность в том, что они способны поглощать растворенные органические вещества через поры оболочки

С19. Характерные признаки растений:

1. клетки растений покрыты толстой плотной целлюлозной клеточной стенкой (оболочкой), которая придает им форму.

2. клетки содержат пластиды, в которых есть зеленый пигмент хлорофилл. Это фотосинтезирующий пигмент.

3. растениям характерен процесс фотосинтеза – образования органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. Поэтому по способу питания большинство растений относится к автотрофам

4. клетки растения содержат вакуоли с клеточным соком, они регулируют осмотическое поступление воды в клетку, а также в них скапливаются запасные питательные вещества и продукты обмена веществ клетки.

С20. При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.

С21. Устьице – высокоспециализированное образование эпидермиса растений, состоящее из двух замыкающих клеток и межклетника (устьичной щели) между ними. Через устьице осуществляется транспирация и газообмен. Транспирация – испарение воды растением. Транспирация регулирует водный и температурный режим растения

С22. 1. Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками, травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность

2. Вегетативные органы (корни, листья, побеги) имеют многочисленные видоизменения и являются самыми специализированными по строению и функциям.

3. Семена покрытосеменных защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению

4. для оплодотворения не требуется вода, а способы опыления очень разнообразны (насекомыми, ветром, самоопылением и т.д.)

5. они распространяются с помощью ветра, воды, животных или человека

С23. Лишайник – это симбиотический организм. Его тело, слоевище, состоит из гриба и водоросли. Лишайники могут расти на камнях, на стенах, на песке. Им не нужна почва. Гифы гриба поглощают влагу дождей, росы и туманов всей своей поверхностью. Одноклеточные водоросли, содержащие хлорофилл, вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза

С24. 1. обеспечивает экономию воды и питательных веществ, необходимых для переживания зимнего периода

2. Защищает растение от механических повреждений в зимнее время

3. освобождает от конечных продуктов обмена веществ, накопившихся в листьях.

С25. В теле низших растений (талломе, слоевище) отсутствуют ткани и органы

С26. Моховидные в процессе эволюции произошли от водорослей. Подтверждением этого является большое сходство протонемы мхов с нитчатыми зелеными водорослями

С27. 1. Примерный возраст растения 2. Условия произрастания в разные периоды жизни

3. Расположение сторон света

С 28. 1. Вызывают заболачивание местности 2. участвуют в образовании торфа

3. могут участвовать в почвообразовании

С29. Антеридии – это одноклеточные (у низших) или многоклеточные (у высших) органы растений, в которых формируются мужские гаметы

С30. Основным фактором, ограничивающим распространение лишайников, является степень загрязнения воздуха, особенно соединениями серы.

Часть В

А .доядерные организмы Б. содержат рибосомы В.только одноклеточные организмы

Г.размножаются митозом Д. хемосинтетики и гетеротроф Е. имеют клеточное строение

В2 (установите соответствие между признаками растения и отделом, для которого он характерен

признак растения отдел
1. в большинстве – травянистые растения 2. преобладают деревья и кустарники 3. размножаются спорами 4. размножаются семенами 5. оплодотворение не связано с водной средой А. Папоротникообразные Б. Голосеменные

А. питаются готовыми органическими веществами Б. имеют клеточное строение

В. растут в течение всей жизни Г. имеют тело, состоящее из нитей-гифов

Д. всасывают питательные вещества поверхностью тела Е. имеют ограниченный рост


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: