Наклонившиеся к ветру мимо двинулись серые придорожные сорняки

Обновлено: 08.07.2024

Выписать только обособленные определения предложений. 1) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи,стал крутить свой сивый ус. 2) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. 3) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков. 4) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 5) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. 6) Лев Иванович Попов, человек нервный, несчастный на службе и в семейной жизни, потянул к себе счеты и стал считать снова. 7) Наклонившиеся по ветру, мимо двинулись серые придорожные сорняки. 8) Александровский сад цвел поздним цветом, красивый и ухоженный.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Обособление определений

Цель : Сформировать представление об обособлении согласованных определений.

Повторить ранее полученные знания об уточняющих и присоединительных обособленных членах предложения;

Определить случаи обособления согласованных определений;

Сформировать умение находить обособленные определения в тексте;

Воспитательные:

Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного ответа;

Воспитывать интерес к русскому языку;

Формировать интерес к чтению художественных текстов.

Развивающие:

Совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

Развивать мышление учащихся;

Обогащать активный словарный запас учеников.

Литература: Русский язык, 8 класс С.И,Львова, В.В.Львов

2. Опорное повторение

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Объяснение домашнего задания

Методическое обоснование: данный урок по типу является уроком изучения нового материала. На этапе повторения полученных ранее знаний, ребята выполняют задание, в котором нужно распределить на две колонки предложения с уточняющими и присоединительными членами предложения. Это позволит выявить тех учеников, которые не очень хорошо усвоили данную тему, и повторить с ними этот материал. На этапе изучения нового материала, учащиеся совместно с учителем разбирают случаи обособления согласованных определений, это позволяет систематизировать полученные знания учащихся. Следующим этапом идет закрепление усвоенного материала, во время которого ребята выполняют упражнения из учебника и разбирают их у доски. Некоторые ребята, по просьбе учителя, выполняют упражнения самостоятельно на оценку, это позволяет проверить уровень усвоения нового материала и оценить работу учащихся, у которых мало отметок. После закрепления нового материала ученикам дается домашнее задание и подводится итог урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап

Метод, прием: слово учителя, приветственное слово, педагогическое требование.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы с вами продолжаем изучать обособленные члены предложения. Сегодня мы подробно остановимся на обособлении определений. Откройте свои тетради и запишите дату, вид работы и тему урока.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо.

Опорное повторение

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово.

На прошлом уроке мы с вами изучили обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения. И с целью закрепления знаний по этой теме давайте выполним небольшую проверочную работу. На слайде будут появляться предложения с уточняющими или присоединительными членами предложения. Ваша задача - распределить эти предложения на 2 колонки и расставить знаки препинания. В первую колонку вы запишете предложения с уточняющими членами предложения; а во вторую – с присоединительными. Кто не понял?

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Распределительное списывание.

Образец записи в тетрадях:

Тогда, в детстве, даже мороженое казалось слаще.

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

Сейчас, поздней осенью, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах.

Было очень тепло, даже жарко.

Казалось, что всё, в том числе леса и поля, движется на запад.

Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что н был четыре раза тяжело ранен.

Дорога была одна, и при том широкая, так что сбиться было невозможно.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо

Изучение нового материала

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Давайте перейдем к изучению нового материала. Сейчас мы рассмотрим случаи обособления согласованных определений. Прочтите предложение, написанное на слайде. Запишите его себе в тетрадь. Давайте найдем здесь обособленное определение. В данном случае оно обособляется, потому что относится к личному местоимению. Где в этом предложении личное местоимение?

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя.

Итак, мы с вами определили первое условие обособления определений. Они обособляются в том случае, если относятся к личному местоимению. Запишите себе в тетрадь это условие.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Прочитайте следующее предложение, написанное на слайде. Давайте найдем обособленное определение. В этом предложении определение обособляется, потому что стоит после определяемого слова, выраженного существительным.

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя.

Теперь мы с вами определили второе условие обособления определений. Они обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного существительным. Запишите второе условие в тетради.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Посмотрите на следующий слад, прочитайте предложение, написанное на слайде, запишите его себе в тетрадь. Найдем здесь обособленное определение. В данном случае определение обособляется, потому что имеет добавочное значение причины или уступки. Это будет являться третьим условием обособления определений.

Давайте запишем следующее предложение, которое вы видите на слайде. Найдите в этом предложении обособленное определение. Глядя на это предложение, мы можем сформулировать последнее условие обособления определений. Они обособляются в том случае, если определения отделены от определяемого слова другими членами предложения. Запишите себе в тетрадь последние два условия обособления определений.

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя, репродуктивная беседа.

Ребята, давайте теперь обобщим все сказанное нами. В каких случаях мы будем обособлять согласованные определения?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо.

Образец записи в тетради:

Но, преданный и покинутый, почти безоружный , он был все еще страшен.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо

Образец записи в тетради:

Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный .

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо.

Образец записи в тетради:

Истощенный усилиями и лишениями , старик слег в постель.

В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом , лежал в глубоком сне мастер.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Устные ответы учеников.

Если они относятся к личному местоимению; если они стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным; если имеют добавочное значение причины или уступки; если они отделены от определяемого слова другими членами предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.

Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (167 слов)

(По И. Бильфельду)

Ночь в лесу

Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом. (168 слов)

Человек и природа

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц – диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддается дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (169 слов)

(По И. Акимушкину)

В июле

Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днем, но уж ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле.

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня, едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.

Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (168 слов)

Бор

Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь.

На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы.

Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам.

Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. (177 слов)

Диктант

Профессор жил в комнате, где властвовали и враждовали, как два противоположных начала, книги и картины.

Книгам удалось захватить все пространство комнаты: гигантские шкафы высились по стенам, как книжные крепости; стол, втиснутый между стенами, был полонен книгами; они захватили и кресла, и маленький шахматный столик, где лежали аккуратно связанными стопками. Они владели и воздухом комнаты, наполняя его особым запахом бумаги и старинных переплетов; книги насыщали воздух, делая его пыльным и душным.

Картины словно хотели раздвинуть комнату и растворить стену, на которой висели, в тихих, спокойных пейзажах. Они наполняли пространство свежим воздухом рощ и мягким, просеянным сквозь облачную дымку солнечным светом. И если в комнату не проникали шорохи листьев и шепот трав, то лишь потому, что на всех картинах царила тишина. Только ее да мечтательную задумчивость природы изображал на своих полотнах художник.

Вечерами с улицы в комнату проникал свет фонарей, и она, казалось, наполнялась рыхлым серым веществом. В тех местах, где стояли книжные шкафы, вещество сгущалось до совершенно черного цвета. (158 слов)

Диктант

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

Перевал

Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты.

Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который всё расширялся и обнимал полнеба.

Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шёл, приближаясь к лесам, – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром. (167 слов)

Шорох листопада

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновенье остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот. (180 слов)

Читайте также: