Найдите описание одинокого тополя в степи чехова

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

А.П. Чехов родился в 1860 году. Эпоха 80-х годов 19 века - эпоха общественной подавленности и разочарования - наложила неизгладимую печать на всё творчество Чехова. Всякая инициатива, всякая живая мысль были подавлены и не находили решительно никакого выхода. Уже никого не воодушевляли народнические идеалы. "Народничество было, прежде всего, настроением, жалостью к мужику". Лозунг "В народ. " ко времени активного творчества Чехова уже потерял свою актуальность. Обманувшись в своих силах и надорвавшись, русская интеллигенция опять осталась у разбитого корыта.
Одновременно с этим появилось, с одной стороны, - толстовство, а, с другой, - теория маленьких дел. Толстовство самую культуру вкорне признало безнравственной, звало всех, без исключения, к первобытному земледельческому состоянию, к чистоте. Главный путь - личное самосовершенствование.
Другое течение - проповедование малых дел, борьба с косностью живых людей. В это грустное время появились первые рассказы А.П. Чехова, в которых было столько неподдельного юмора и молодого веселья, что они явились резким диссонансом с общим мрачным, беспросветным настоящим в литературе того времени.
В начале Антон Павлович, как и Гоголь, творил под наплывом смешных образов, которые громоздились в его воображении. Он не ставил себе определённых целей, а просто чутьём художника схватывал какую-нибудь уродливую черту в человеке и воспроизводил это в живые картинки. Эти произведения оказываются органически связанными с более поздними произведениями Чехова, в которых и в помину нет веселья.
Здесь не видно никакого просвета; все кругом серо, уныло и однообразно. Пошлость, обыденность, ничтожество царят повсюду. Человеческая личность была совершенно уничтожена, стёрта; "не было никакого просвета в жизни; культурный человек был исключением, самодовольная тупость и мыслеболезнь - правило". В этот период нельзя найти в его произведениях ни одного идеала, ни одного огонька, который бы освещал жизнь и самому автору, и его героям; в них царствовала мгла, не согретая ни одной надеждой, ни одной заветной мечтой. В 80-х годах Чехов искал спасения от своего пессимизма в толстовщине (позже, к 1894г Чехов, не найдя с помощью толстовщины выхода из пессимизма, резко осудил это течение, поверил в идеи прогресса).
1888 год был переломный. Он засвидетельствовал напряженные размышления Чехова над тем, как продолжать. Обращение в это время к большому жанру, несомненно, продиктовано стремлением отыскать новые формы, выйдя за пределы новеллистического опыта. Чехов работает над романом; пишет повесть "Степь", и в повести этой появляются действительно новые, доселе у него не встречавшиеся принципы строения повествования. Это эксперимент, поиск новых стилистических путей.
В этой повести все - природа, степь, люди изображаются через восприятие героя, мальчика Егорушки. "Все события рассматривает и наблюдает ребенок, они объединяются его подходом, пониманием, его к ним отношением" - утверждали исследователи в 20-е годы. То же писали и позже: " Автор показал степь и ее людей глазами героя"
Начинается повесть с обширного вступления. " Из М. уездного города С-ой губернии ранним июльским утром выехала и с грохотом покатила по почтовому тракту безрессорная, ошарпанная бричка". В бричке сидели два М-ских обывателя, кучер Дениска и мальчик лет девяти с тёмными от загара и мокрым от слез лицом. Вся родословная девятилетнего Егорушки дана вкратце: "его мамаша . вдова секретаря и родная сестра Кузьмичова, любившая образованных людей и благородное общество. За оградой (кладбища). день и ночь спали Егорушкины отец и бабушка".
Главный пассажир брички Кузьмичов - дядя Егорушки, "больше похожий на чиновника, чем на купца". С ним Чехов сопоставляет простодушного спутника, священника отца Христофора.
В повествование включается восприятие Егорушки, а также повествователя - наблюдателя, который "едет" не только вместе с ним, но видит и чувствует не только то, что видит и чувствует герой.
Внешность и некоторые черты характера героев изображаются так, как видит их Егорушка. " О. Христофор снял, рясу пояс и кафтан, и Егорушка, взглянув на него, замер от удивления. Он никак не предполагал, что священники носят брюки. Глядя на него, Егорушка нашел, что в этом неподобающем его сану костюме он, со своими длинными волосами и бородой, очень похож на Робинзона Крузо". "Вдруг совсем неожиданно, на полвершка от своих глаз Егорушка увидел черные, бархатные брови, большие карие глаза и выхоленные щеки с ямочками, от которых, как лучи солнца, по всему лицу разлилась великолепная улыбка. Чем-то великолепно запахло".
Однако когда нужно дать более развернутую характеристику героев, то делается это от лица автора. "Лицо дяди выражало деловую сухость. Фанатик своего дела".
"Благодеяния" Кузьмичова недешево обходятся тем, на кого они распространяются. Он попрекает малолетнего Егорушку: "Привязался ты ко мне, как репейник, и ну тебя совсем к богу! Вам ученье да благородство, а мне одна мука с вами".
Отец же Христофор, человек мягкий, легкомысленный и смешливый, во всю свою жизнь не знал ни одного такого дела, которое, как удав, могло бы схватить его душу. Во всех многочисленных делах, за которые он брался на своем веку, его прельщало не столько само дело, сколько суета и общение с людьми, присущие всякому предприятию. Так в настоящей поездке его интересовали не столько шерсть, Варламов и цены, сколько длинный путь, дорожные разговоры, спанье под бричкой, еда не вовремя.
У дяди же Кузьмичова " рядом с деловой сухостью всегда были на лице забота и страх, что он не найдет Варламова, опоздает, пропустит хорошую цену".
Варламов в повести предстает хозяином жизни. Это вездесущий и неуловимый человек. Его имя возникает на всем пути. "Вся жизнь у него в деньгах и наживе" -презрительно говорят о нем. "Этот человек сам создавал цены,никого не искал и ни от кого не зависел; как ни заурядна была его наружность, но во всем,даже в манере держать нагайку, чувствовалось сознание силы и привычной власти над степью".
До приезда на постоялый двор Мойсея Мойсеича Егорушка никогда не видел Варламова, но очень часто слышал о нем и нередко рисовал его в своем воображении. Ему известно было, что Варламов имеет несколько десятков тысяч десятин земли,"около сотни тысяч овец и много денег" и что он , словно коршун, кружится в этих местах.На постоялом дворе Егорушка слышит рассказ хозяина о том, как Варламов ударил его кнутом, а вскоре и сам видит , как Варламов замахивается нагайкой на растеряху вестового.
Однако все происходящее ( и рассказ Соломона - брата Мойсея Мойсеича - о Варламове, и появление графини Драницкой ) воспринимается Егорушкой наивно и смутно.Но иногда в его впечатлениях видно и вполне взрослое понимание жизни. Так, когда он видит, как бабы вяжут снопы, как зной жжет и душит их, он понимает, сколь тяжела страдная пора
Монотонные с виду Егорушкины скитания по степи - это первое серьезное плавание мальчика " по морю житейскому".
Оказавшись среди возчиков обоза, Егорушка встречает совершенно новых для себя людей - Кирюху, Васю, кроткого, доброго и боязливого Пантелея, обезголосевшего Дымова и других. Среда эта совсем не идиллична. "Непроходимая глупость" чувствуется в Кирюхе. Говорящий "ласковым, плачущим голосом" и умиляющийся повадкам степной живности Вася вдруг с тем же ласковым выражением, с каким зорко смотрит на играющую поодаль лисичку, живьем съедает только что пойманную рыбу и сам уже кажется Егорушке похожим на животное.И даже самый красивый из возчиков - Дымов - поражает мальчика своими грубыми выходками, хотя из всех героев Дымов самый сильный и смелый.Дымов чем-то похож на горьковских босяков с их шумным,ярким протестом против "скуки жизни", обывательской приниженности.
В образе степи тесно сошлись два обостряющих друг друга настроения: тоска, однообразие, одиночество и жажда красоты, предчувствие счастливой жизни. Бричка с маленьким Егорушкой затерялась в просторах бесконечной равнины среди выжженных солнцем трав и маячащих в лиловой дали холмов, которые кажутся "оцепеневшими от тоски". Во всём, на чём ни остановишь взгляд, чудится уныние, равнодушие и безжизненность. "Летит коршун над землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни. А вот на холме показался одинокий тополь: кто его посадил и зачем он здесь, бог его знает. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное - всю жизнь один, один . "
Большая часть повести заполнена описанием встречных постоялых дворов, южнорусской степи, июльской степной жары, ночной грозы.
Благодаря свежему, непосредственному восприятию ребенка Чехов смог дать оригинальные картины степной природы. В кажущейся неподвижности ,однообразии, скуке Егорушка угадывает внутреннее богатство, красоту и разнообразие. Вот Чехов замечает, что "солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.Пробуждение степи утром так описано автором:"Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света,подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей,понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой". Грозовая молния воспринимается Егорушкой так, как будто кто-то чиркнул спичкой по небу. Природа раскрывается через субъективный мир ребенка.
Но есть в "Степи" пейзажи, полные философской глубины. Именно они определяют основую мелодию повести,ее патриотический лиризм. Чехов пишет, что после долгой поездки по степи ночью у человека возникают необычные чувства и размышления: "мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.И тогда в трескотне насекомых,в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; "душа дает отклик прекрасной,суровой родине и хочется лететь над степью вместе с птицей".
К концу поездки Егорушка стал иным, более взрослым, он вступает в новый период своей жизни. Он пережил часть своей жизни: "Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, всё то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую неведомую жизнь, которая теперь начинается для него".
"Степь" очень часто объединяется с детскими рассказами Чехова: те же мотивы, образы, но в более совершенной форме, но всё же, прежде всего их объединяет образ Егорушки.
Детские впечатления, освежённые поездкой в родные места летом 1887 года, помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира. Художник открыл новые черты поэтической красоты русской природы в её бескрайних степях, в её неоглядной шири и мощи. Лишённая ярких красок, однообразная, истомлённая июльской жарой степь выступила как воплощение родины. Чехов открывает читателю заложенную в русской природе скромную прелесть и духовное богатство русского народа, многообразие сложных характеров, и одновременно бедность народа, нищету крестьянства, огромную тоску народа по счастью, по красоте.

А. П. Чехов давно стал одной из самых значительных фигур в области литературы ушедшего в историю XX столетия. Его творчество, язык его произведений уже не одно десятилетие изучают многие лингвисты и литературоведы всего мира.

Предметом моего исследования стал язык повести “Степь”, произведения, самым тесным образом связанного с нашими родными местами. Это замечательное творение А. П. Чехова вызывает огромный интерес, поскольку было написано после поездки писателя весной 1887 года по Приазовью. Описание степи у Чехова – это не просто реальная картина природы, не только передача атмосферы, порождающей определенное настроение у маленького героя – Егорушки; чеховская степь – сущность произведения, его лирическая тема, определяющая стройность и целостность всего лирического повествования.

Ощущения писателя, связанные с посещением родных для него мест, поэтические воспоминания детства и юности, лежащие в основе “Степи”, производят на нас, читателей, такое сильное впечатление во многом благодаря удивительному многообразию цветов и звуков, в полной мере отражающих настроение степи.

Изучение, исследование языка произведения с точки зрения звукописи и цветописи и легло в основу моей работы.

Широк русский человек, широк как русская земля, как русские поля. Славянский хаос бушует в нем.

О власти пространств над русской душой

Это произведение писателя вызывает у нас особый интерес, потому что, с одной стороны, повесть можно назвать степной энциклопедией, рисующей картину степной жизни, степной природы, людей. С другой стороны – это лирическая песня о красоте людей и природы наших родных мест.

Для того чтобы понять, насколько значима и специфична чеховская повесть, имеет смысл рассмотреть взгляды писателя на роль пейзажа в художественном произведении.

В тех же случаях, когда пейзажные зарисовки очень длинны, они, по мнению писателя, заслоняют действие и ослабляют впечатление.

Природа, считал Чехов, даёт почувствовать величие человека, его огромные возможности. Природа не живёт вне человека. Сам писатель всегда рисует её через восприятие действующего лица.

Пейзаж в его рассказах максимально психологичен, лиричен, соотнесён с человеческими переживаниями. Природа всегда очеловечена (у тополя стройная фигура, птицы плачут и жалуются на судьбу, степь сознаёт, что она одинока, лучи солнца играют и улыбаются и т. д. ).

Максимально приближая природу к человеку, Чехов изображает её в соответствии с особенностями психики воспринимающего её героя, с его душевным состоянием, профессией и т. д. Через восприятие природы раскрывается внутренний мир героя, это придаёт ему особенную многозначительность, зримость, впечатляемость.

Чаще всего природа перестаёт быть равнодушной, бесстрастной свидетельницей человеческих переживаний; она принимает в них участие и этим смягчает, облагораживает их или, контрастируя с ними, подчёркивает их трагедийность.

Автор считает, что пейзаж играет сюжетную роль. Намекая на высшие возможности человека, именно пейзаж заставляет его думать о жизни, способствует прозрению, приближает его.

Часто пейзаж играет и обобщающе-символическую роль. Борьба света и тьмы, прекрасного и безобразного в природе и победа красоты, света символизирует победу этих начал в жизни, торжество их в душе человека.

Природа у Чехова дана не как неподвижная декорация, а в динамике, игре красок; она живёт, дышит, меняется - она издает звуки! В этом я убедилась, исследуя текст повести “Степь”.

Посылая законченную рукопись повести Плещееву, Чехов в письме от 3 февраля 1888г. просил: ”Похлопочите, чтоб моя ”Степь” вся целиком вошла в один номер, ибо дробить ее невозможно, в чем Вы сами убедитесь по прочтении”.

Плещеев же сообщил, что ”Степь” отдана в набор, “пойдет вся целиком” (т. е. в одном номере).

Анализ чеховского текста

Мы видим, что Антон Павлович пишет простыми словами, зато искусно сплетает их в красивое целое. Поэтому самые лирические места в его произведениях и связаны с пейзажем.

После близкого общения с чеховской прозой я пришла к выводу, что больше всего его вдохновляла степь.

Она у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам.

Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

Однако самой яркой особенностью описания степи является изобилие звуков и красок. Благодаря особенностям чеховского языка степь становится действующим лицом, живым человеком.

Цвета чеховской степи

Номер главы цвета

VIII всего итого белый 6 1 1 1 1 6 3 2 21 21 красный кумачовый багряный багровый 4

36 черный 3 2 9 5 2 7 28 28 ярко-желтый желтый 2

2 4 рыжий 1 1 3 1 3 9 9 бледно-зеленый буро-зеленый зеленый бурый

17 синий голубой сизый 1

9 серый пепельно-седой седой 1

13 розовый лиловый

10 11 прозрачный 1 1 1 3 3 карие 1 1 1 золотой 1 1 1 3 3 русый 3 3 3 коричневый 1 1 1

Тщательно изучив и проанализировав текст повести, я составила таблицу, отражающую всю палитру красок чеховской степи. Рассмотрим таблицу на стр. 10.

Если бы мы попытались, используя краски, изобразить чеховскую степь, то на картине в первую очередь заиграли бы ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета.

Белый цвет, главенствующий в детском восприятии (см. таблицу: всего встречается 21 раз). Но на смену ему приходят другие цвета: лиловый (всего 10 раз), буро-зеленый (1 раз), ярко–желтый (2 раза). Невольно приходишь к выводу , что цветовое восприятие мира (в нашем случае степи) у ребенка совсем иное, чем у взрослого человека.

Звуки чеховской степи

Чехов создал не только удивительный зрительный “цветовой” образ степного пространства, но и воспроизвел средствами языка “голос” степи.

Основными средствами “звукописи”, которые мы обнаруживаем при исследовании текста, являются звукоподражательные междометия, приемы аллитерации и ассонанса.

Рассмотрим звукоподражательные междометия, воспроизводящие голоса птиц. Обращает на себя внимание тот факт, что А. П. Чехов использует не только эквиваленты натуральных голосов птиц, но и употребляет новые звукоподражательные слова.

Введение звукоподражательных междометий в номинативно-описательный контекст VII главы придало особую выразительность описанию общей картины грозы.

«Вдруг над самой головой его с страшным оглушительным треском разломилось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки. Глаза его нечаянно открылись, и он увидел, как на его пальцах, мокрых рукавах и струйках, бежавших с рогожи на тюке и внизу на земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно-едкий свет. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.

Именно сочетание описания звуков и выражения звуков звукоподражательными междометиями позволяет нам вместе с чеховским Егорушкой услышать самые настоящие раскаты грома над степью.

Анализируя чеховский текст, начинаешь понимать, что писатель поднял звукоподражательное междометие на уровень важного изобразительного средства литературного языка. Оно применяется для изображения и того, чего нельзя выразить звуками, и углубляет и разнообразит своё значение как художественного приёма. Звукоподражательное междометие превратилось в средство реалистического воспроизведения действительности и подчас лирического её переживания.

Наряду со звукоподражательными междометиями автор использует приемы аллитерации и ассонанса. Описывая степь, Чехов использует многократное повторение звуков [с], [ш], [х], [ц]. Скопление этих звуков помогает услышать глухой стук колес телеги, едущей по степи.

А обилие звуков [о], [а] в другом абзаце этой же главы рождает напевность, мелодичность.

Фонетическая организация речи у Чехова, может быть, в силу того, что он был прозаиком, а скорее благодаря необыкновенному литературному таланту, ясная и точная, не отвлекает нашего внимания, не мешает восприятию текста.

Сочетания звуков: [рд], [др], [рв], [р], [г], [гр] создают ситуацию, когда у слушающих, даже не знающих русского языка, возникают одинаковые слуховые ассоциации и образы. Звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, гром, грохота, раската.

Наблюдения за связью звука и смысла в описаниях Чеховым степи, нашей родной степи, позволяют, с одной стороны, делать выводы об удивительных возможностях фонетической системы русского языка, с другой стороны, о том, насколько мастерски владел автор повести приемами звукописи.

В ходе написания статьи я выполнила основные, поставленные передо мной задачи. В первую очередь я определила, какие же все-таки языковые приемы, использованные А. П. Чеховым, позволяют передать состояние и настроение степи. Я выявила особенности звукописи и цветописи, характерные для данного произведения, и обозначила роль цветовых и звуковых образов в создании поэтического настроения в повести.

Марина Ченгаровна Ларионова, Людмила Владимировна Маркитан
Россия, Ростов-на-Дону - Санкт-Петербург Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. , Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Первое растение, упомянутое в тексте произведения, это вишня. Вишня (Cerasusvulgaris),с точки зрения ботаники, - это дерево или кустарник. Высотой достигает до 10 м. Цветки белого цвета, цветет в начале апреля. Плод кисло-сладкий. Шарообразная по форме костянка ди­аметром до 1 см. Плоды появляются в конце мая. Черешня, или вишня птичья, отличается сладкими плодами. Существует множество сортов вишни и черешни. На юге России традиционны вареники с вишней.

Об одиноком тополе и его художественной роли в повести исследо­ватели писали неоднократно. Но почему именно тополь символизирует одиночество? С естественнонаучной точки зрения это объясняется тем, что тополя действительно обычно растут поодиночке, если они не вы­сажены специально. Тополя (Populussp.)- всегда деревья. Пыльца сухая и разносится ветром. Белые тополя близкородственны осинам. Как и оси­ны, они лишены смолы, сережка у них густо опушена. В естественном состоянии белые тополя всегда приурочены к речным поймам. Черные, или дельтовидные, тополя имеют характерные дельтовидные листья на длинных черешках, колеблющиеся на ветру, как у осин. Молодые ли­стья выделяют душистую смолу. У обоих видов имеются формы с узкой колонновидной (пирамидальной) кроной, которые широко разводятся в южных районах нашей страны и за рубежом.

К сожалению, объем статьи не позволяет охарактеризовать другие растения повести. Не менее интересен и ее широко представленный жи­вотный мир.

Герои ловили рака речного узкопалого (Astacusleptodactylus).Реч­ные раки являются самыми крупными пресноводными беспозвоночными и достигают 15 см в длину. Пищей ракам служат более мелкие животные или животные или растительные остатки. Ползает рак по дну голо­вой вперед, но стоит его напугать, как он делает резкий взмах хвостом и уплывает назад. Днем раки чаще всего находятся в убежищах - под камнями, корягами или в вырытых ими самими норах.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Как образ тополя соотносится с душевным состоянием героя? В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема человека и приро.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


15. Как образ тополя соотносится с душевным состоянием героя?

В мире словно не осталось никого, способного понять и выслушать. Герой начинает вести диалог с тополем:

Лишь ты один над мёртвыми степями, Таишь, мой тополь, смертный свой недуг.

16. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Взаимодействие с природой помогает авторам приведённых мною в пример стихотворений лучше передать своё эмоциональное состояние.

Читайте также: