Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи так как

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Работа состоит из трех частей, включает задания с выбором одного ответа, множественным выбором, со свободным ответом. Составлена по материалам ОГЭ по биологии.

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_po_teme_otdel_mohovidnye.docx 120.61 КБ

Предварительный просмотр:

Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

2) неветвящийся стебель с узкими листьями

3) образуется много спор

4) есть воздухоносные клетки

Высшие растения отличаются от низших

1) расчленением тела на органы

2) наличием таллома

3) вегетативным размножением

4) размножением спорами

1) имеют мочковатую корневую систему

2) имеют стержневую корневую систему

3) не имеют корня

4) лишены корневого чехлика

Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:

1) водорослей 2) папоротников 3) псилофитов 4) хвощей

1) кипарис 2) ольха 3) ромашка 4) сфагнум

Мхи относятся к высшим растениям, потому что:

1) они размножаются спорами 2) у них есть хлорофилл 3) их тело состоит из стебля и листьев

4) они хорошо приспособлены к жизни на суше

У какого из перечисленных растений споры образуются в коробочке на ножке?

1) у сосны крымской 2) у мха кукушкина льна 3) у папоротника орляка 4) у мака-самосейки

К первым наземным вымершим растениям относят

1) риниофиты и псилофиты

2) листостебельные мхи

3) печёночные мхи

4) хвощи и плауны

Гаметофит мха кукушкин лён представлен

1) листостебельным растением

2) коробочкой со спорами

10. Задания Д 11 № 18989

Споры мхов образуются

11. Задания Д 11 № 19069

Какой цифрой обозначен на рисунке спорофит мха?

12. В1. Выберите три правильных ответа из шести.

Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

А) корни отсутствуют

Б) имеется хорошо развитая корневая система

В) размножаются семенами

Г) размножаются спорами

Д) цветки мелкие, невзрачные

Е) для размножения нужна вода

Дайте полный развернутый ответ на вопрос.

С1. Каковы отличительные особенности высших растений по сравнению с низшими?

С2. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

С3 Почему мхи небольшого роста?

С 4. Почему мхи не могут жить в степи?

С5. Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проверочная работа 7 класс "Простейшие". Другие работы ищите на странице "Мои проверочные работы по биологии", в навигации

Две проверочные работы "Амеба", "Эвглена зеленая".

Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс

Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат.

Проверочная работа (самостоятельная работа, тест, контрольная работа, географический диктант) по теме "На какой Земле мы живём" (§2-4, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной "Полярная звезда", 5 класс)

Предназначение работы.Данная проверочная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "На какой Земле мы живём" (§2-4, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николи.

Проверочная работа (самостоятельная работа, тест, контрольная работа) в формате ОГЭ/ЕГЭ по теме "Планета Земля" (§5-7, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной "Полярная звезда", 5 класс)

Предназначение работы. Данная проверочная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "Планета Земля" (§5-7, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К.


Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.

Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.


Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.

Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.


Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.

Проверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы.

Мхи - отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon - мох, и logos - слово) - наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт - устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Кукушкин лен

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты - ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин "двудомные", указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора - возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае - мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Кукушкин лен

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень - колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом - специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Строение коробочки мха

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте - антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис - движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути "паразитирует" на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема - нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита - листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских - антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом ;)

Жизненный цикл мхов

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью - способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии - заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф - горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи - звено в цепи питания (продуценты - производители органических веществ).

Жизненный цикл мхов

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.




Плауны растут в основном в сосновых лесах. Растут они очень медленно (чтобы вырасти, молодому растению требуется до 20 лет).

У плаунов ползучий стебель, на котором расположены чешуйчатые или игольчатые листья. Стебель может достигать до 5 м в длину.

Плауны размножаются спорами . Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски со спорами.




В те времена, когда в лесах росли огромные папоротники, также росли гигантские древовидные хвощи и плауны. Эти растения также участвовали в образовании каменного угля.


Весенние побеги появляются ранней весной и используют накопленные в корневище ( 1 ) питательные вещества. Их стебель ( 2 ) имеет коричневый цвет, потому что в нём нет хлорофилла. Стебли имеют членистое строение, каждый фрагмент которого завершает мутовка чешуйчатых листьев ( 3 ). Весной на верхушках побегов появляются похожие на колоски образования — спорангии ( 4 ), в которых развиваются споры . Когда споры созревают и высыпаются, весенние побеги отмирают.


Летние побеги вырастают летом и зеленеют до осени. У них зелёный членистый стебель ( 5 ), в котором осуществляется фотосинтез. Листья чешуйчатые ( 6 ) без хлорофилла.

Стебель хвоща грубый и острый, так как содержит кремний. В прежние времена его использовали для чистки посуды.


Хвощ полевой растет на полях, в лесах или около водоёмов, обычно на кислой почве, и его присутствие указывает на то, что почву следует известковать.


Видеоурок знакомит учащихся со споровыми растениями. Рассматриваются особенности строения печёночных, зелёных и сфагновых мхов. В уроке представлена классификация мхов. Множество иллюстраций поможет учащимся лучше усвоить знания о данной группе живых организмов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мхи. Многообразие. Строение мхов, их значение"

В отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоя­щих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которы­ми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.


Мхи — это многочисленная обособленная и очень древняя группа высших растений. На нашей планете насчитывается около 28 тыс. видов мхов. Это небольшие растения. Их высота колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Очень редко можно встретить мхи более 20 см высотой. Мхи распространены преимущественно в хорошо ув­лажнённых местах. Их можно встретить на почве в лесах, пустынях и на болотах, на камнях и стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов, в воде пресных водоёмов. Не встречаются мхи только в морях и на засоленных почвах. Многие виды мхов способны переносить неблагоприятные условия в покоящемся состоянии. При наступлении благоприятных условий такие мхи переходят в активное состояние и продолжают свой рост.

Мхи устроены проще, чем остальные высшие растения. У них имеются фотосинтезирующие, а также покровные и механические ткани. У наиболее сложно устроенных мхов появляются и специальные клетки, выполняющие проводящую функцию. Но типичные проводящие ткани у мхов отсутствуют. Появление у мхов тканей — это результат их приспособления к наземному образу жизни.

Различают печёночные и листостебельные мхи.


Представителями печёночных мхов являются риччия и маршанция. Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром по­крывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов — риччия. Тело её состоит из вильчато разветвлён­ного слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные по­душки на поверхности воды.


Маршанция — это многолетнее растение, имеющее вид зелёного лопастного листка, стелющегося по поверхности земли.


Один из самых известных листостебельных зелёных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в забо­лоченных или просто во влажных местах. Это многолетнее растение, высотой до 20 см. Его прямостоячий стебель несёт узкие мелкие листья.


У кукушкина льна есть муж­ские и женские растения. На верхушках мужских растений раз­мещаются половые органы, в ко­торых развиваются подвижные по­ловые клетки (гаметы) — сперма­тозоиды.

У женских растений на верхуш­ках расположены половые органы с женской половой клеткой — яйцеклеткой.


При наличии капелек влаги гаметы сливаются и образуют зиготу.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсю­да и название мха — кукушкин лён. В коробочках разви­ваются споры. Зрелые споры высыпаются из коробочки и образуют зелёную нить. Из почек этой нити вырастают листостебельные растения мха.


Представителем белых, или сфагновых, мхов являет­ся сфагнум.

Сфагнум — растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от других зелёных мхов он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями.


Каждый лист состоит из клеток двух типов. Живые, узкие, сильно вытянутые в длину клетки, в которых содержатся хлоропласты, расположены между очень крупными мёртвыми водоносными клетками. В клеточных стенках водоносных клеток есть поры. Через эти поры внутрь клеток поступает вода, которая может в них удерживаться. Из-за большого количества водоносных клеток в листьях и стебле сфагновый мох может быстро впитывать большое количество воды (в 20 — 40 раз больше своей сухой массы).


Размножается сфагнум спорами, так же как кукуш­кин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.


Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покры­вая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избы­точно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пыш­ным ковром, и лес постепенно заболачивается. Сфагновый мох растёт верхней частью побегов, нижние их части отмирают. Мох образует кислоты, которые тормозят гниение отмирающих стеблей. Медленное разложение этих стеблей во влажной среде при небольшом количестве кислорода приводит к образованию полезного ископаемого – торфа, который широко используется человеком. Торф применяется как удобрение, топливо и сырьё для промышленности.

Значение мхов в природе велико. Зачастую мхи, так же как и лишайники, первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишённые растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва, на которой могут поселиться другие растения.

Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима планеты. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Болота, на которых часто преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. Поэтому осушение больших площадей болот может приводить к обмелению рек, изменению климата, почв, обеднению растительного и животного мира. С другой стороны, развиваясь плотным ковром на используемых человеком землях, мхи затрудняют дыхание почвы и вызывают её заболачивание. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.

Когда мы говорим о мхах, то прямая ассоциация с ними -вода, влага. Действительно, организмы отдела мхи — это растения, жизнь которых невозможна без воды.


отдел мхи

Представители отдела Мхи — очень древние растения. Как говорят ученые, зарождение мхов относят к карбону — каменноугольному периоду- время теплых болот на планете Земля.

Это низкорослые растеньица, поэтому на поверхности земли мхи смотрятся как зеленый ковер.

отдел мхи

Есть мхи наземные и водные, при этом водные могут иметь достаточно длинное тело (0.5 м). Мхи распространены везде, это многолетние растения.

Отдел мхи. Строение

Если у водорослей деления на ткани и органы не было вообще, то мхи, хотя и устроены достаточно просто, все же успели обзавестись:

  • слабо выраженными, но уже тканями: проводящей ( настоящей ксилемы и флоэмы нет, скорее просто проводящие структуры), механической ( тоже слабо выраженная), запасающей и покровной;
  • таллом (тело) уже имеет стебель и листья
  • корней нет — орган крепления к субстрату — ризоиды


отдел мхи

  • печеночные мхи — клетки слоевища разделены на два слоя — верхний — ассимиляционный (соответственно, имеет хлоропласты и устьица)и нижний без хлоропластов — основной с ризоидами;
  • зеленые мхи — самые высокорослые растения среди всех мхов, есть четко выраженные стебель и листья, поэтому для них широко распространено вегетативное размножение.
  • сфагновые ( белые) мхи — обитатели болот. Отличительная особенность этих мхов —отсутствие ризойдов.Стебель и листья растут верхней частью, а клетки нижней постепенно отмирают.
    Именно сфагновые мхи — источник образования торфа.

Во время дождя впитывают воду, и растение станет зеленоватым, а когда пустые, то в них воздух, и растение сразу принимает беловатую окраску.

Во время войны сфагнум партизаны использовали вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не разви­вались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол — такое же дезинфицирующее средство, как кар­боловая кислота. Поэтому на сфагновых болотах выделяю­щийся сфагнол препятствует развитию гнилостных бакте­рий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившиеся трупы животных.

Размножение:

размножение мхов происходит только при участии воды

отдел мхи

Чередование поколений:

Г аметофит (гаплойдный организм) доминирует в жизненном цикле мхов: он осуществляет и половое размножение, и жизнедеятельность самого растения — фотосинтез, рост, потребление минеральных веществ и т.д.

Спорофит (2n) — образует мейозом споры (1n), которые вырастают и становятся протонемой или зеленой нитью (1n) , которая выглядит очень похоже на водоросль

Давайте рассмотрим его жизненный цикл.

отдел мхи

отдел мхи

отдел мхи

отдел мхи

Считается, что предками мхов были псилофиты (риниофиты) — древние растения, уже давно вымершие.

Кстати, Олений мох — вовсе не мох, этот организм относят к лишайникам, а название отражает, скорее, внешний вид 🙂

Читайте также: