Наблюдение за прорастанием семян фасоли практическая работа 10 класс естествознание

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

практическая работа 1.развитие растений фасоли из семян.
х о д р а б о т ы: 1.возьмитетри стакана. в каждыйстакан поместите небольшой комочек ваты, смочите его водойи положите на вату по 10 семян фасоли. чтоб вода не испарялась накройте стаканы блюдцами или крышкой.
2.один стакан поместите в холодильник. второй поставте за окно. а третий оставте на рабочем столе.
3.в течении 7 дней наблюдайте а проростанием семян (нужно написать в тетрадку со второго дня что происходило с семянами.
4.сделайте вывод о влиянии температуры на проростание семян.

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Поскольку семена фасоли теплолюбивы, то мы можем сделать вывод о том, что в тёплой среде они прорастут гораздо быстрее, нежели в холодной.

Презентация на тему: " Цель работы: прорастить из семени фасоли новое растение. Ход работы: несколько семян фасоли положили во влажную тряпочку и несколько дней поддерживали." — Транскрипт:

1 Цель работы: прорастить из семени фасоли новое растение. Ход работы: несколько семян фасоли положили во влажную тряпочку и несколько дней поддерживали влажность.

2 На 2 и 3 день опыта наблюдается набухание семян фасоли. Семенная кожура сморщивается.

3 На 4-5 день из семян появляются корешки.

4 На 6 день особых изменений нет.

5 На некоторых корешках наблюдаются появление мелких корешков. (7 день)

6 На протяжении следующих дней наблюдалось разрастание корневой системы.

7 Из семени появляется новое растение при благоприятных условиях, то есть при необходимой температуре и влажности.

Прорастание – процесс перехода семени из состояния покоя в вегетативный рост зародыша и формирования из него проростка.

Прорасти способны только семена, в которых сохранен в живых зародыш (см. Рис. 1).

Рис. 1. Строение семени

Семена могут стать невсхожими под воздействием вредителей, болезней, температур, высокой влажности, слишком длительного хранения.

Набухание – процесс поглощения растением поступающей внутрь воды, предшествует прорастанию.

После набухания молодой корень разрывает кожуру и выходит наружу. Затем начинает расти зародышевый стебелек и выносит над поверхностью почвы семядоли (надземный тип прорастания). Это происходит у фасоли, тыквы, клена. Из зародышевой почечки развиваются надземный стебель и настоящие листья.

У гороха, дуба семядоли остаются в почве (подземный тип прорастания). Надземный побег развивается из почечки зародыша.


Школьный проект

Бобовые культуры взращиваются очень легко и быстро, поэтому часто ученикам именно их рекомендуют для эксперимента. Цель такой исследовательской работы — выяснить, какие условия необходимы для роста и хорошего развития семени фасоли или гороха.

Пророщенные бобы

Фасоль проращивается всего в 4 этапа:

Через неделю ростки можно высадить в землю и выращивать фасоль дома на подоконнике продолжая наблюдать за её развитием.

В любом школьном проекте ученикам даются более подробные инструкции и стоит придерживаться именно их в своём проекте.

Прорастить фасоль в домашних условиях очень просто и интересно. Как школьный проект это поможет развить аккуратность и внимательность без лишних усилий, а как добавка к рациону поможет улучшить состояние кожи и волос, глаз и ЖКТ. Проростки фасоли не только богаты витаминами и минералами, но и содержат все вещества в форме, которая легко усваивается организмом.




Условия, необходимые для прорастания семян

Для прорастания семян необходимы определенные количество воды и температура.

Для растений разных видов условия прорастания семян отличаются.

Клетки зародыша могут потреблять вещества только в растворах. Для прорастания семян разных растений необходимо разное количество воды, так, семена гороха или фасоли могут поглотить в 1,5 раза больше воды, чем их вес, а зерновкам проса воды необходимо около четверти от их массы.

Клетки зародыша требуют постоянного притока кислорода. Семена растений заболоченных мест обитания (рис, тимофеевка луговая (см. Рис. 2)) способны прорастать под водой. Для этого им требуется небольшое количество кислорода.

Рис. 2. Тимофеевка луговая

Скорость обмена веществ зародыша зависит от температуры. Поэтому для прорастания растений необходимо тепло. Рожь (см. Рис. 3) может прорастать при температуре чуть выше 0. А семена растений южных широт прорастают только при температуре +10-15 градусов.


Как порастить для еды

Дома быстро прорастить фасоль для еды можно в несколько этапов:

  1. Тщательно отобрать и промыть бобовые под холодной проточной водой.
  2. Взять глубокую тарелку и сито, которое встанет на эту тарелку. Подобная конструкция поможет сохранить вкус ростков: избыток влаги негативно на него влияет.
  3. Дно сита выложить толстым слоем марли и засыпать фасоль.
  4. Напитать марлевый слой таким количеством воды, чтобы вода над ним возвышалась на 5 мм.
  5. Через 12 часов промыть фасоль и избавиться от излишков воды.
  6. Поместить посуду с содержимым в тёплое, тёмное место и опрыскивать каждые 3 часа.

Проращивание бобов дома

Через сутки появятся первые маленькие росточки, которые будут заметно быстро расти. Для употребления в пищу достаточно длины в 1—1,5 см: вкус таких бобов мягкий, максимально приятный, ореховый.

Посев семян

Для каждой культуры характерны свои сроки посева. До прорастания зародыш не способен к фотосинтезу и питается только веществами, хранящимися в семени. Поэтому для посева необходимо брать крупные полновесные семена.

Семена холодостойких растений (пшеница, редис, горох) высевают ранней весной. Их проростки устойчивы к заморозкам. Теплолюбивые растения (кукуруза, фасоль, огурцы, томаты) высевают позже, когда воздух и почва прогреются.

При задержке посева молодые растения будут страдать от недостатка влаги в почве.

При неглубоком расположении семян в почве они высыхают из-за нехватки влаги. При слишком глубокой посадке проросток будет испытывать нехватку воздуха. Для каждого вида растения рекомендуемая глубина посадки различна. Она зависит от размера семян и типа почвы. Крупные семена можно сажать глубоко, так как у них достаточное количество питательных веществ. При поверхностной посадке семена поедаются птицами.

Семена репы (см. Рис. 4) или лука необходимо сажать на глубине 1-2 см.

Рис. 4. Семена репы

Семена средних размеров (редиса, огурцов (см. Рис. 5)) сажают на глубину 2-4 см.

Рис. 5. Семена огурца

Крупные семена (бобы, фасоль (см. Рис. 6)) сажают на глубину 4-5 см.

Рис. 6. Семена фасоли

На песчаной почве воздух проникает на большую глубину, и влага также сохраняется в глубоких слоях. Поэтому семена надо сажать глубоко.

Глинистая почва содержит мало воздуха и много влаги у поверхности. Семена надо сажать не глубоко.








Чем полезна фасоль

Идея есть пророщенную фасоль зародилась давно, а на всеобщем стремлении к здоровому питанию приобрела неслыханные ранее масштабы. Это и не удивительно: многие исследования подтверждают, что бобовые очень полезны для человеческого организма, особенно в активной фазе роста, когда содержание полезных веществ многократно увеличивается.

Фасоль разных цветов

Интересный факт До наших столов фасоль добралась далеко не сразу, долгое время в ней видели лишь декоративное растение. Но это не помешало ей занять прочные позиции в кухнях разных народов мира, причём, как в виде основного блюда или гарнира, так и в качестве ингредиента для всевозможных соусов.

Проростки семян фасоли содержат:

  • витамины группы B и C,
  • бета-каротин,
  • токоферол,
  • большое количество незаменимых аминокислот.

Проростки семян фасоли

  • цинк,
  • фосфор,
  • магний,
  • железо,
  • натрий,
  • кальций и многие другие.

Ко всему прочему фасоль включает природные антиоксиданты, благотворно влияющие на кожу и оказывающие омолаживающий эффект. Также она является богатым источником растительного белка, что очень важно как для детей, так и для взрослых.

Всхожесть семян

Для высокого урожая сельскохозяйственной культуры необходимо, чтоб на единицу площади приходилось определенное количество растений. Для этого необходимо знать всхожесть семян – количество семян, которые прорастут.

Возьмите пробу в 100 зерновок ржи, кукурузы или пшеницы. Поместите семена в тарелки на слой влажного полотна или бумаги. Накройте тарелки стеклом для предотвращения испарения влаги. Подсчитайте количество проросших семян за первые 10 дней. Эта цифра – процент всхожести. В норме она не должна быть меньше 95%.

Проращивание фасоли для высаживания в грунт

Технология проращивания фасоли для посадки мало чем отличается от предыдущего способа. Перед процедурой все так же необходимо отсортировать подпорченные семена и убрать лишний мусор. Дальше бреется тарелка средней глубины, на нее кладется влажная ткань или марля. Сверху на материал, смоченный в теплой воде, выкладываются отобранные зерна и накрываются верхним слоем.

Важно, чтобы ткань была просто влажной. Из нее не должна просачиваться вода, иначе это приведет к гниению фасоли.

Время прорастания занимает, как правило, 1 сутки. Уже на следующий день появятся хрупкие росточки, которые высаживают в почву. Делают это очень аккуратно, расстояние между рядами не должно быть менее 50 см, между семенами — не менее 20 см.

Применение пророщенной фасоли

Основной областью использования проростков из фасоли является кулинария. Из этого продукта готовят первые блюда, гарниры, закуски, иногда добавляют в выпечку. В народной медицине пророщенную фасоль используют для приготовления средств для лечения.


Проростки фасоли помогают улучшить состояние здоровья при следующих заболеваниях:

  • атеросклероз;
  • сахарный диабет;
  • высокое артериальное давление;
  • лишний вес;
  • недостаточный иммунитет;
  • заболевания пищеварительной системы.

Проращивание фасоли на рассаду

Для проращивания бобов на рассаду огородники применяют старый проверенный способ. Как это ни странно звучит, но для него понадобится туалетная бумага. Она выкладывается поверх целлофанового удлиненного рулона (до 50 см в длину), смачивается водой, а сверху на нее выкладываются зерна фасоли. При выкладке семян важно делать отступ по краям, желательно, если он будет не меньше 1 сантиметра. Поверх фасоли кладут еще один слой бумаги, смачивают водой и сворачивают рулон. Для прорастания семян его со стороны пустого края опускают в емкость с водой.

Через сколько же дней появятся ростки при таком способе проращивания? Всхожесть семян наблюдается через несколько дней, но высаживают ростки на грядки где-то через полторы недели, когда они полностью окрепнут.

Основные способы проращивания

Фасоль проращивают как для употребления в пищу, так и для посадки в открытый грунт. У каждого из вариантов есть свои нюансы.

Как быстро прорастить фасоль для еды

Способов проращивания бобовой культуры для еды несколько. При любом из методов уже за ночь зерна набухают, и через 1-2 дня появляются первые проростки. Сначала семена замачиваются в воде на несколько часов, тогда прорастание пройдет быстрее.

Во влажной ткани

Фасолины выкладывают на увлажненный материал, накрывают их таким же слоем ткани. Каждые 2-3 часа бобовую культуру смачивают водой из пульверизатора. При увлажнении нужно следить, чтобы излишка жидкости на поверхности не было. Из-за этого семена перестают дышать, и могут покрыться плесенью.

В стеклянной емкости

Проращивание фасоли в стеклянной емкости в домашних условиях поэтапно:

  1. Промытые семена выкладывают в стеклянную банку.
  2. Накрывают емкость влажной марлей или другой тканью.
  3. Затем посуду с фасолью выставляют в теплое место.

Два раза в день – утром и вечером, фасоль нужно промывать, затем вновь закладывать в банку. При использовании данного способа в посуде нет избытка влаги, вследствие чего не нарушается теплообмен, и семена не покрываются плесенью.

На ватных дисках

Сначала в посуду выставляются ватные диски или шарики, на них – фасолины. Все смачивается небольшим количеством воды. Емкость выставляется в теплое место. Проростки появляются на следующий день.

Проращивание фасолевого материала для высадки в грунт

Для посадки в грунт также используют несколько вариантов замачивания семян. Прорастание начинается уже через 2 суток. Зерна начинают проращивать за несколько дней до посадки в открытый грунт. Сначала их промывают, замачивают на несколько часов в воде, затем – в слабом растворе марганцовки, для профилактики грибковых заболеваний.

создать условия для формирования представлений об условиях роста растений; способах размножения растений; правилами ухода за комнатными растениями.

Планируемые образовательные результаты

-описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений,

-практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.

Метапредметные:

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные: формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета

Регулятивные: ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы

вода, прозрачность, текучесть, жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние, без цвета, без формы, без запаха, вода -растворитель.

Трудовые дей­ствия учителя

Поставила цели учебного занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

-поставила образовательные задачи учебного занятия в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;

-запланировала различные виды и формы работы на уроке;

-провела учебное занятие в рамках системно – деятельностного подхода;

-проанализировала учебный материал с точки зрения эффективности достижения планируемых результатов;

-проанализировала эффективность используемых способов и приѐмов обучения на учебном занятии;

-организовала деятельность по формированию регулятивных УУД, т.е. формирует способность самостоятельно ставить учебную задачу, инициативность и самостоятельность, ;

-организовала деятельность по формированию коммуникативных УУД, т.е формировала умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить речевые высказывания (монолог, диалог);

-организовала деятельность по формированию познавательных УУД, т.е. формирование умений выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий;

-организовала образовательный процесс с использованием ИКТ;

-создала психологически комфортную атмосферу на учебном занятии.

Учебно- методическое обеспечение(средства, оборудование)

2. П резентация “Проращивание семени”

3.Карточки для работы в группе, в паре.

6. Семена тыквы, фасоли, пшеницы, подсолнечника

8. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, вода.

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя -

1.Организационный момент.

Создание позитивного настроя на учебное занятие

2. Повторение ранее изученного.

Окружающий мир это….

Определите, что относится к живой природе, а что относится к неживой природе? Работа в группах. (Педагог подбирает набор фото, иллюстраций объектов живой и неживой природы.)

3.Мотивация. Целеполагание.

Посмотрите внимательно, и определите среди объектов живой природы лишнее. Объясните, почему этот объект лишний?

Представлен ряд растений и среди них есть гриб. Гриб не относится к растениям.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Скажите, на какие группы делятся все растения?

Какова роль растений на Земле?

4. Актуализация знаний.

Где вы видели такие растения?

Опишите одно из растений.

Определите по рисункам как вырастить растение?

Расскажите, как вырастить растение из черенка.

Достаточно ли знать, как вырастить растение?

Кто знает, как надо ухаживать за растениями?

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки .

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа в парах работы по теме урока.

Практическая работа. Строится план практической работы.

а) Для роста семян нужна вода

В две чашки на фильтровальную бумагу положим сухие семена. В одну чашку добавим воды, а в другую – нет.

Работать вам придется в группе, помните, хороших результатов добиваются только те, кто умеет работать сообща.

Проводится серия опытов, учащимися делаются выводы и обобщения.

б) Для роста семян нужно тепло Опыт 2

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим в тепло, другую на холод.

в) Для роста семян нужен воздух Опыт 3

В обе чашки добавим воду. Одну чашку до краев наполним водой, а во второй стакан на дно налить немного воды. Поставим их в тепло.

г) Для роста семян нужен свет

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим на освещенное теплое место. А второй стакан поставим в темное место.

9.Итоговое обобщение.

Расскажите о пользе растении? Как размножаются растения? Что надо для роста растений? Перечислите правила ухода за растениями?

10. Самооценка учебной деятельности.

1. дети проверяют готовность к уроку, установка на начало урока; осознание себя как ученика.

2.Обучающиеся включаются в работу, повторяют материал прошлого урока, формируется умение строить речевые высказывания.

3.Дети ставят образовательные задачи учебного занятия. Формируется умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока

4. Дети учатся понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Биология в 6 классе

Биология в 6 классе

Биология в 6 классе запись закреплена

Ребята, нам предстоит выполнить выполнить практическую работу в процессе которой мы будем в течение двух недель наблюдать за проращиванием семян, а результаты наблюдений записывать в тетрадь, то есть вести Дневник наблюдений. Приступить к выполнению практической работы вам необходимо ближайшие дни. Оценка за эту работу или отсутствие её существенно повлияют на оценку за 2 четверть.
Ниже даны образец заполнения Дневника наблюдений и образцы фотофиксации 1 дня. Дневник наблюдений можно вести в рабочей тетради, фотографии каждого этапа практической работы присылать мне.


Egor Zhukov

Читайте также: