На землях кирилло белозерского монастыря наибольший урожай давали посевы

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

У подножия холма, близ восточной стены монастырской ограды, окруженное зеленью берез, расположено небольшое одноэтажное приземистое строение. Это — так называемая Малая больничная палата, одно из немногочисленных монастырских строений XVIII века (илл. 94). Возведена она в 1730-х годах на вклады императрицы Анны Иоанновны и судьи Адмиралтейского приказа А. Беляева. Однако архитектура здания выдержана в древних традициях, идущих еще от XVI века. Формы палаты, перекрытой высокой тесовой кровлей на четыре ската, явно архаизированы: они подчеркнуто монументальны и просты. Массивные, мощные стены прорезаны небольшими арочными окнами с сильными откосами. Лишь лопатки на углах да тяги в виде полувала, проходящего внизу и вверху на всех фасадах, смягчают ее суровый облик. Композиция интерьера традиционна и восходит к Грановитой палате Московского Кремля. Три арочных проема с разных сторон ведут в просторные сени. К сеням примыкает квадратная сводчатая палата со столбом в центре и распалубками над окнами. Все пронизано духом строгости, аскетичности и суровости, свойственной лишь ранним памятникам монастыря. И только, пожалуй, слишком правильное расположение окон — на одном уровне и через одинаковые интервалы — выдает гораздо более позднее время сооружения этой оригинальной постройки.

Между двух озер, Бородавским и Паским, на невысоком холме, среди темной зелени деревьев и кустов возвышается Ферапонтов монастырь — небольшая группа сияющих белизной построек. Кажется, сама природа опоэтизировала эти живописно расположенные здания. По сравнению с Кирилло-Белозерским Ферапонтов монастырь выглядит интимным и камерным (илл. 95). Масштабы его невелики, как и невелика занимаемая им территория, хотя возник он почти одновременно с Кирилловом.

Обитель эта была создана также по образу и подобию московского Симонова монастыря, где Ферапонт, происходивший из рода бояр Поскочиных, принял пострижение. Руками первых иноков, собравшихся и объединившихся вокруг Ферапонта, была выстроена в 1409 году небольшая деревянная церковь во имя Рождества богородицы, а затем трапезная и кельи. Через десять лет Ферапонта вызывает к себе князь Андрей Дмитриевич, и он уезжает в Можайск, где основывает Лужецкий монастырь. С его отъездом рост обители почти прекращается. Вся братия едва ли насчитывает более 20 человек и ведет весьма скромное существование.

Дальнейшее развитие монастыря связано уже с именем игумена Мартиниана, видного церковного деятеля XV века. Мартиниан — выходец из крестьян небольшой вологодской деревни, монах Кирилловской обители, верный ученик и последователь Кирилла. Он прошел суровую монастырскую выучку, хорошо знал все распорядки служб, все претензии и желания братии. Особое внимание уделял Мартиниан развитию своего любимого дела — переписыванию книг и созданию библиотеки. Все иноки кроме обычных церковных служб должны были исполнять и особые послушания, в том числе читать, переписывать и переплетать книги. Сам игумен также переписывал книги. В короткое время Мартиниан сумел превратить Ферапонтов монастырь в крупный общественно-культурный центр.

С середины XV века Ферапонтов монастырь — один из центров просвещения Белозерского края, крупный феодал, принимающий участие в политической жизни Московского государства. Из стен монастыря вышла целая плеяда известных просветителей, книжников, философов. Достаточно упомянуть Филофея — бывшего игумена, а затем епископа Вологодско-Пермской епархии. Тесные узы соединяли со многими видными иноками Ферапонтовской обители новгородского архиепископа Геннадия. Ведя ожесточенную борьбу с еретиками, он находил в далеком северном монастыре единомышленников и необходимые ему книги.

Немало лет провел в Ферапонтове не менее известный деятель русской церкви — ростовский архиепископ Иоасаф, происходивший из рода князей Оболенских. После ссоры с великим князем Иваном III Иоасаф был сослан в далекую северную обитель, постриженником которой он когда-то был.

Конечно, каменные постройки Ферапонтова значительно уступают грандиозным сооружениям соседней Кирилловской обители. Однако строительство, развернувшееся в Ферапонтове в конце XV и в XVI веках, было по тем временам весьма значительным.

Фотоальбом про самый большой, самый богатый и исторически значимый монастырь Русского Севера. Было несколько обстоятельств, которые сделали его самым-самым.

Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского Кириллом. И история этого монастыря практически с самого начала была связана с историей Русского государства. Во-первых, обитель стала важнейшим опорным пунктом для закрепления московских властей в Белозерье. Во-вторых, будучи самым большим церковным землевладельцем и находясь на важном торговом пути на север, к Белому морю, монастырь со временем стал крупным экономическим центром. Велико было и фортификационное значение обители для защиты от северных соседей. С самого начала своего возникновения монастырь выполнял также роль культурно-духовного центра русского Севера. Более подробно история обители изложена в нашем рассказе здесь.

С 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь является музеем. Его музейный статус позволил ему избежать масштабных разрушений (как это случилось с другими культовыми учреждениями в советское время). В первые послереволюционные годы набег на ценности обители, конечно, состоялся: была разграблена ризница, вывезена ценнейшая библиотека и самые значимые иконы. Но бОльшую часть этого монастырского комплекса — почти в нетронутом виде со времен Московской Руси — удалось сохранить.

С открытием в 1964 году Волго-Балта резко возросла туристическая доступность и популярность Кирилло-Белозерского музея-заповедника. У пристани Горицы (что всего в 7-ми км от Кириллова) останавливаются сейчас все пассажирские и туристические маршруты, поставляя в монастырь непрерывные потоки посетителей. В доковидный период музей -заповедник ежегодно принимал 200 тыс. туристов (в т. ч. 40% — зарубежных).

Территория комплекса велика. На ней 11 церквей, несколько музеев, огромная крепостная стена. Имеет смысл воспользоваться услугами экскурсовода. В музее-заповеднике около 100 научных сотрудников. Не думаем, что все они проводят экскурсии, но те, кто ведут, — знающие и увлеченные. Это наш личный опыт.

Кирилло-Белозерский монастырь расположен в двух часах езды по отличной трассе от Вологды, примерно в часе езды от Белозерска и совсем близко (в 20 км) от Ферапонтова монастыря.

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полета (фото из Интернета). Позади него - город Кириллов. На переднем плане - Сиверское озеро.

По структуре карельские семьи Бежецкого Верха отличались от белозерских семей. Здесь отцовские семьи с женатыми сыновьями составляли 27,5 процента, в Белозерском уезде – 5 процентов. Значительную долю в Бежецком Верхе занимали вдовьи семьи (20 процентов). У карел Белозерья преобладали отцовские семьи с детьми (20 процентов). Этот же тип семьи доминировал и среди русского населения, где по переписным книгам 1646 года он составил 54,7 процента, братские семьи без детей – 8,3 процента, с женатыми братьями – 5,1 процента. Среди русских больше в процентном отношении было семей, где значился один хозяин без детей – 7,5 процента. Среди карелов их было 4 процента.

Величина тягла (в долях выти) и посевы ржи карелов не отличались от этих показателей у других крестьян и были равны 0,125, 0,167, 0,25, 0,33, 0,5 выти. Сеяли на этих участках от половины до двух четвертей ржи. В кирилловских вотчинах более 70 процентов белозерских крестьян держали земельные наделы, обложенные тяглом, равным 0,125 – 0,25 выти [16]. В среднем на крестьянский двор приходилось 1,4 четверти пашни в одном поле, на котором высевалась рожь в том же объеме [17].

Карельская семья, по данным переписи Матфея Никифорова, выглядела следующим образом. В среднем на двор приходилось 3,7 души мужского пола (в русских семьях – 3,1 души). Преобладали семьи, состоявшие из двух поколений (79,6 процента), значительную долю занимали трехпоколенные семьи – 15 процентов. Эти же группы семей были наиболее частыми и среди русского населения, но, в отличие от карелов, здесь каждая четвертая семья не имела детей или же в семье были дочери, которые не учитывались в переписи. Таких русских семей было 24 процента, карельских – 2 процента. Как видим, карельские семьи были несколько более многолюдные, чем русские (табл. 4).

Это же подтверждает и группировка дворов по числу душ мужского пола в них. У карелов почти половина семей состояла из 3 – 4 человек (48,5 процента), у русского населения – 39,5 процента; семей из 5 человек среди карелов было 15,1 процента, среди русских – 14,1 процента. Крупных семей, состоявших из 6 – 9 человек, у карелов – 12,1 процента, у русских – 7,7 (табл. 5).

ПРИМЕЧАНИЯ
1 О первом этапе переселения карелов в Россию см.: Жербин А. С. Переселение карел в Россию в XVII веке. Петрозаводск, 1956. С. 38 – 53; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII века. Петрозаводск, 1998. С. 246.

2 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Санкт-Петербургская духовная академия (далее – ОР РЫБ. ДА)- А 1/17. Л. 1815 об.

3 Там же. Л. 1818.

4 Там же. Л. 1818 об.

5 Там же. Л. 1820 об.

7 Сведения о численности населения белозерских вотчин Кирилло-Белозерского монастыря по переписной книге 1646 г. приведены по нашим подсчетам, см.: Аграрная история Северо-Запада России XVII века (население, землевладение, землепользование) / Отв. ред. А. Л. Шапиро. Л., 1989 (далее – АИСЗР. IV).

8 Там же. С. 57. Табл. 38.

9 ОР РНБ. ДА- А 11/41.

10 Подробно о проведении переписи см.:Дмитриева 3. В. Вытная книга келаря Кирилло-Белозерского монастыря Матфея Никифорова 1665 года // Русь и южные славяне: Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894 – 1987). СПб., 1998. С. 371 – 378.

11 О Матфее Никифорове см.: Дмитриева 3. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI – XVII вв. СПб., 2003. С. 140 – 195.

12 Чернякова И. А Указ. соч. С. 246.

13 Вытные книги села Рукина Слободка с деревнями 1620 – 1660-х годов // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 258.

14 Там же. С. 247, 254 – 259.

15 Там же. С. 247, 255.

16 Шапиро А Л., Дмитриева 3. В. Выть – единица обложения в Русском государстве XV – XVII вв. // Средневековая Русь: Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения профессора Р. Г. Скрынникова. СПб., 1995. С. 123. Табл. 13.

17 АИСЗР. IV. С. 177. Табл. 99. «Чернякова И. А. Указ. соч. С. 248 – 251.

19 Там же. С. 251. Рис. 12.2.

20 ОР РНБ. ДА. А 11/41. Л. 83 об.

21 Там же. Л. 37 об., 86 об.

22 ОР РНБ. ДА. А 1/16. Л. 60 об.

23 ОР РНБ. ДА. А. 1/17. Л. 1820. Наиболее часто встречающееся соотношение серебряных и медных денег в конце 1650-х – начале 1660-х гг. было 1:10.

Чем и поныне богаты заповедные места Русского Севера


На фото: виды Кириллова

Дорогу к храму в Кириллове покажет каждый. Точнее, к монастырю, основанному в Х1V веке преподобным Кириллом Белозерским. Проходит она через самый центр этого небольшого городка Вологодской области, выросшего некогда из слободы при обители.

Богатая история, архитектурные памятники старины глубокой, уникальная природа русского Севера — как не побывать в этих заповедных местах?

По этой же трассе, свернув с неё, немного не доезжая до Кириллова, попадаешь в село Ферапонтово. Ухоженное, летом все в зелени и опять-таки с хорошими дорогами, оно напоминает старинный лубок. Среди нескольких десятков его домов и подворий не менее трети — настоящие произведения народного творчества. Где с резными палисадами, где с утварью, которой даже жалко пользоваться, так она красива и по-своему необычна.

На фото: Кирилло-Белозерский монастырь

Ферапонтов монастырь виден издали. Он не велик, но величествен. Объединяет несколько храмов. Экскурсионный маршрут составлен таким образом, чтобы побывать в каждом, знакомясь с историей места. Меня впечатлила трапезная палата с её старинными скамьями и сундуками. Подругу — прялки, ткацкие станки, кадушки и многое другое из старинной жизни местного люда, выставленное в подклети. Обеих — фрески Дионисия начала ХV1 века в соборе Рождества Богородицы. Стоит ехать сюда уже ради того только, чтобы их увидеть!

Мы провели в этом небольшом, на 500 жителей, селе около трех часов. А хорошо бы пожить здесь хотя бы пару-тройку дней. Окунуться в озеро с чистейшей, практически прозрачной водой. Побродить в близлежащем лесочке по грибным местам. Благо, есть отель на полсотни постояльцев, частные домики для семей с детьми. Но нас ждали в Кириллове.

До него от Ферапонтова два десятка километров. Чуть меньше — до Гориц. Ещё одно примечательное село на пути к самому большому монастырю в Европе — Кирилло-Белозерскому (площадь территории 12 га). Как раз в Горицы по реке Шексне, точнее, Волго-Балтийскому каналу, частью которого она является, прибывают в теплое время года любители круизного отдыха.

Выстроена на средства княгини Ефросиньи Старицкой, родственнице по мужу Ивана Грозного. Сам муж умер в тюрьме, куда был брошен по приказу Елены Глинской, матери Грозного. После чего Ефросинья удалилась в свой монастырь. Но и тут не спаслась — утопили её слуги царевы. А четыре столетия спустя, в страшные 1930-е годы, здесь были расстреляны, отказавшиеся отречься от веры, все до единой монахини…

Но вот и Кириллов. Небольшой симпатичный городок, с несколькими музеями и доминантой — Кирилло-Белозерским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

На фото: монастырский дровник «стожками

Главный вход в заповедник — с Казанской башни. Выходит она на городскую площадь с сувенирными лавками. Их так много, что глаза разбегаются. Сувениры на любой вкус. В основном это творения рук местных умельцев. Мне приглянулась резная шкатулочка по цене практически символической в сравнении со столичными. Здесь вообще все на порядок дешевле. А продукты ещё и вкуснее — яблоки, грибы-ягоды, молоко, творог, даже выпечка.

Никаких тебе ароматизаторов и прочих часто сомнительных добавок. Уезжая, накупили с подругой по целому рюкзаку кирилловских гостинцев!

А пока проходим за массивные внешние ворота башни. Каждый наш шаг в этом сводчатом туннеле отзывается гулким эхом. Показалось, не только наш, хотя никого другого не было.

На фото: отец Нил

Монашество возродили здесь в конце 1990-х, вернув верующим часть территории Старого монастыря. Экскурсии сюда по понятным причинам не водят, но пройти, осмотреться, пообщаться со старцами не воспрещается. Лично меня впечатлило общение с 46-летним отцом Нилом. В эти края он перебрался полтора десятка лет назад. Постриг принял не сразу, как говорит, проверял себя. Прогулки с ним стали настоящим праздником души. Он хорошо образован, интересно рассказывает. Не только о храмах. Но также о городе с его приветливыми добросердечными жителями. О хозяйстве, которое у монахов небольшое, но богатое на урожай — в этих северных краях они умудряются выращивать шикарные кабачки, томаты, клубнику, многое другое, что, например, мне на даче в Ленобласти не всегда удается. О Сиверском озере, некогда богатом на редкие породы рыб.

Читайте также: