На рисунке изображен процесс дыхания зеленого листа какой газ из воздуха поглощает

Обновлено: 08.07.2024

Органические вещества в зеленых растениях образуются только на свету. Эти вещества идут на питание растений.

Но растения не только питаются. Они дышат, как все живые существа. Дыхание происходит непрерывно днем и ночью.

Дышат все органы растения — и корни, и стебли, и листья, и цветки. Дышат растения, как животные или человек, только кислородом, а выделяют углекислый газ. Дышать углекислым газом растения не могут, так как углекислый газ не поддерживает дыхания. Поглощение растениями углекислого газа происходит только на свету, но углекислым газом растения не дышат, а используют его в процессе фотосинтеза.

Вместе с углекислым газом на свету растения поглощают из воздуха кислород, необходимый для дыхания. Но кислород в процессе дыхания они поглощают в гораздо меньших количествах, чем выделяют его при образовании крахмала. А углекислый газ при образовании крахмала растения поглощают в значительно больших количествах, чем выдыхают в процессе дыхания. Зная это, можно не опасаться, что декоративные растения, поставленные в жилой комнате, ночью будут уменьшать количество кислорода в воздухе. При хорошем освещении днем они выделяют кислорода значительно больше, чем поглощают его в темноте ночью.

Убедиться в том, что листья растения дышат, позволяет опыт. Возьмите веточку какого-либо растения, на которой не меньше 10—12 листьев. Взамен веточки можно взять несколько листьев герани или примулы с длинными черешками. Веточку или листья поставьте в стакан с водой. Стакан установите на маленькой тарелочке, рядом с которой поставьте маленький стаканчик с прозрачной известковой водой. Затем все это закройте стеклянным колпаком или большой стеклянной банкой и поместите в темный шкаф. В темноте растения не могут выделять кислород, так как органические вещества в них образуются только на свету. В темном шкафу листья растений будут только дышать, а значит, поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделяемого листьями, налитая в стаканчик известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, так как растения, как и животные или человек, дышат круглые сутки.

Значит, на свету в растении протекают два противоположных процесса Один процесс — фотосинтез, другой — дыхание. Во время дыхания в растении происходит расходование органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности растительного организма.

Дыхание происходит во всех органах, во всех тканях и клетках живого растения. Когда прекращается дыхание, растения, так же как и животные, погибают.

Задание рисунок 1

Рассмотрите рисунок и объясните, какой процесс на нём изображён. Почему жидкость в манометре показывает, что давление внутри сосуда падает?

Решение

На рисунке изображен результат дыхания растений при отсутствии фотосинтеза (растение находится в темноте).
Во время дыхания растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ, который в свою очередь поглощается щелочью. В результате воздух в колбе становится разреженным и его давление падает (манометр показывает снижение).

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник Дрофа

Чтобы в листе образовался крахмал, необходимо сочетание нескольких условий: достаточное количество света, воды и углекислого газа.

№ 2. Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

Для опыта можно взять фиалку. На один листик растения нанесем трафарет или положим просто кусочек бумаги и выставим на свет, например, на подоконник или хорошо освещённую дневным светом полку. Через несколько дней уберем трафарет или кусочек бумаги, срежем экспериментальный листочек и капнем несколько капель йода на него. Участки, которые освещались, приобретут фиолетовый цвет, что говорит о том, что там образовывался крахмал.

№ 3. Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой?

Потому что йод способен окрасить в синий цвет крахмал, который содержится в клетках с зелёным пигментом - хлорофиллом. В белой каёмке листа герани окаймлённой этот пигмент отсутствует.

№ 4. Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях растений?

Из воды и углекислого газа.

№ 5. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Можно провести такой опыт в темноте с зажженной свечой. Для этого под огнеупорную стеклянную емкость поставить растение и свечу. При свете дня свеча будет гореть долгое время, потому что от фотосинтезирующего растения есть доступ кислорода. В темноте свеча погаснет быстрее, потому что в таких условиях растение не будет выделять кислород, а только углекислый газ.

Стр. 91

Подумайте

№ 1. Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?

Да, лист полностью приспособлен к поглощению солнечного света, воды. Его площадь позволяет улавливать больше света, ведь листовая пластина располагается под прямым углом, а хлоропласты, которые отвечают за максимальное улавливание света, сосредоточены на ее верхней поверхности. Наличие устьиц, открывание которых регулируют замыкающие клетки, обеспечивает газообмен растения.

№ 2. Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?

Я думаю, что водные растения тоже выделяют кислород, который поступает в воду и используется для дыхания всеми обитателями водоемов.

Стр. 91

Задания

Составьте план параграфа.

Что такое фотосинтез?

Необходимость фотосинтеза в природе.

Значение фотосинтеза для растений.

Стр. 91

Задания для любознательных

№ 1. Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе.

№ 2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Водные растения также способны выделять кислород, который в природе используется водными обитателями для дыхания.

dyhanie rastenij

Растения, как все живые организмы, в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Газообмен у них происходит через устьица на листьях, а также через чечевички на стеблях и трещины в коре. Внутри тканей кислород следует по межклетникам, потом проникает в клетки. Доступ кислорода ко всем органам растения — одно из основных условий жизни.

При плохой обработке почвы или на переувлажненных почвах корням растений не хватает воздуха и, следовательно, кислорода. Поэтому при застое воды на отдельных участках поля большинство растений погибает. Ведь растения, так же как люди или животные, умирают без кислорода. Но у них потребность в кислороде меньше, чем у животных, и у них нет таких сложных органов дыхания.

Дыхание

Дыхание — это поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, а также использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии (Рис.1).

дыхание и фотосинтез

Рис.1 Сравнение дыхания и фотосинтеза растений

Дыхание Признак Фотосинтез
Кислород 1.Поглощаемый газ Углекислый газ
Углекислый газ 2.Выделяемый газ Кислород
Чечевички, устьица, кожица семян и т.д. 3.Пути газообмена Только через устьица
Во всех живых клетках 4.В каких клетках происходит Только в зеленых клетках, содержащих хлорофилл
Получение и использование энергии из питательных веществ на рост и развитие 5.Роль в жизни растений Запасание энергии света в виде питательных веществ


Во время дыхания часть органических веществ расходуется. Например, прорастающее зерно теряет 3-10% сухого вещества. Чем более неблагоприятна oкружающая среда для прорастания, тем больше требуется питательных веществ и тем интенсивнее дыхание проростка. Энергия, выделяемая во время дыхания, затрачивается на рост и развитие органов растений. Подтвердим опытным путем поглощение прорастающим семенем кислорода и выделение им углекислого газа (Рис.2).

влажные-и-сухие семена

Рис.2 Поглощение кислорода и выделение углекислого газа прорастающими семенами (1-влажные семена, 2-сухие семена)

Возьмем 2 широкогорлые стеклянные банки и в одну из них положим проросшие семена гороха (20-30 шт.). В другую — столько же сухих, непроросших семян гороха. Банки плотно закрываем крышками и ставим в теплое место. Через неделю в банку с сухими семенами опустим горящую свечу. Свеча не потухнет, будет продолжать гореть. Поскольку дыхание сухих семян замедленное, за неделю они не успели поглотить весь кислород из воздуха в банке.

В банке с проросшими семенами свеча сразу же погаснет. Почему? Проросшие семена дышат интенсивно, поэтому они поглотили весь кислород в банке и насытили воздух углекислым газом. Во время набухания и прорастания семян и дальнейшего развития растений дыхание в тканях усиливается. Межклеточные воздушные пространства в тканях растений облегчают движение газов.

Влияние различных условий на дыхание растений

Интенсивность дыхания у разных частей растения неодинакова. Наиболее высока она у молодых быстро растущих органов и тканей. С окончанием периода активного роста растений дыхание их тканей ослабевает. Активнее дышат высокогорные и светолюбивые растения (по сравнению с теневыносливыми). Дыхание растений усиливается с повышением температуры, когда речь идет о потеплении. Но в зной оно ослабевает, а при 45-50°С почти прекращается. Таким образом, на дыхание растений влияют различные факторы.

1. Влияние воды.

Сухие семена (10-12% влаги) дышат очень слабо. Если содержание влаги в семенах достигает 33%, то дыхание усиливается, расход питательных веществ увеличивается, и семена начинают прорастать. Поэтому при хранении в зернохранилищах влажность зерна не должна превышать 12-14%. Только в таких условиях семена могут долго храниться.

2. Влияние температуры.

Чем выше температура окружающей среды, тем интенсивнее дышат семена. Даже зимой при температуре -20-25°С дыхание растений не прекращается, оно лишь замедляется. Дыхание семян прекращается при температуре +50°С. Зимой в клубнях картофеля, хранящегося при низкой температуре, дыхание замедляется.

3.Влияние света.

При наличии достаточной освещенности дыхание растений ускоряется. Теневыносливые растения дышат слабее светолюбивых. Если поместить молодые проростки в темное место, их дыхание немного замедлится.

4.Влияние воздуха.

Всему живому на Земле, кроме некоторых бактерий, необходим кислород. Мы дышим воздухом, в котором кислород находится в определенном соотношении с другими газами (азот, инертные газы, углекислый газ).


Когда в воздух попадают отходы промышленного производства, это соотношение изменяется, что может оказаться губительным для растений, животных и человека.
В последнее время можно часто слышать выражения озоновые дыры, и парниковый эффект. Эти явления связаны с состоянием воздушной оболочки Земли. Накопление вредных веществ в атмосфере оказывает отрицательное воздействие на все живое, и на растения в том числе. Их дыхание замедляется.

Какие же вещества загрязняют воздух?

Вот главные из них:

1.Углекислый газ, выделяемый всеми живыми организмами, обитающими на Земле.
2.Отходы производства и газы, выделяемые заводами и фабриками, прежде всего угарный газ, зола, сажа, пыль, копоть, дым.
3.Выхлопные газы автомобилей.
4.Ядовитые газы, выделяемые синтетическими веществами, созданными химическим путем.
5.Пылевые частицы ядохимикатов, используемых в сельском хозяйстве.

Рост и развитие растений в условиях загрязненной атмосферы замедляются.
Они быстро подвергаются различным вредным воздействиям. Таким образом, воздух необходим не только для надземных органов растений, но и для корней, находящихся в почве. Если не будет обеспечен достаточный приток воздуха к корням, их дыхание замедлится, и они погибнут. Если корни постоянно покрыты водой, они загниют. Корни обеспечивают всю надземную часть растения питательными веществами и водой. Без них само растение неминуемо погибнет.

Роль зеленых растений:

1.Создание органических веществ.
2.Поступление кислорода в атмосферу
3.Поддержание постоянного содержания углекислого газа.
4.Участие в создании почв.

Зеленые растения запасают энергию космического светила — Солнца в виде органических веществ, используемых живыми существами нашей планеты.

Дыхание — это процесс, происходящий во всех живых организмах: поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Кислород используется для окисления органических веществ, чтобы извлечь из них энергию. Растения запасают энергию солнечного света в виде органических веществ в ходе фотосинтеза и используют эту энергию, окисляя вещества в ходе дыхания, В целом, растения интенсивнее фотосинтезируют, чем дышат.

6-53-105

106. Что такое минеральное питание растений?
Минеральное питание – питание растений через корень: вода, минер. соли, азот, калий, фосфор.

107. Рассмотрите рисунок. Объясните, какое значение имеют корневые волоски в жизни растений. Какова роль выростов в клетках корневого волоска? Сделайте подписи к рисунку.

6-53-107

Через корневые волоски в растение поступают вода и минеральные соли.

108. Почему перед пересадкой растений и после неё почву обильно поливают, а сами растения стараются пересадить с комом почвы?
Поливают затем, чтобы растение обильно поглощало воду и росло. А с комом затем, чтобы не повредить корень.

109. В начале учебного года два соседних класса озеленили одинаковыми комнатными растениями. Воду для полива растений учащиеся брали из одного крана. В одном классе учащиеся сначала наливали воду в сосуды и лишь на следующий день использовали её для полива. В другом классе этого не делали и поливали растения водой из-под крана. Сначала в обоих классах растения росли хорошо. Но к февралю в одном из классов растения стали чахлыми, а многие вообще погибли. Объясните, в каком классе это произошло и почему.
В том классе, где растения поливали из-под крана. В воде из-под крана находится хлор, который вреден для растений. Если воду отстаивать, то хлор улетучится и такая вода вреда растениям не причинит.

6-54-110

111. Объясните, почему удобрения, содержащие бор, цинк, медь и другие элементы, называют микроудобрениями.
Потому что данные элементы требуются живому организму в микроколичествах.

112. Почему навоз рекомендуется вносить при осенней обработке почвы, а минеральные удобрения – перед посевом семян или в период роста в виде подкормок?
Навоз – для того, чтобы он за зиму успел разложиться. Минер. удобрения - уже готовые питател. вещества и им разлагаться некуда.

113. Почему весной и в первой половине лета следует вносить в почву больше азотных удобрений, а во второй половине лета проводить подкормку растений фосфорными и калийными удобрениями?
Азотные удобрения способствуют повышению урожайности. Ко 2-ой половине лета растения истощают почти весь фосфор.

114. С какой целью гранулируют минеральные удобрения?
С целью придания удобрениям лучших агротехнических свойств.

115. В чём выражается приспособление росянки к произрастанию на скудных болотистых почвах?
Она произрастает на скудной болотистой почве, где особенно мало азотистых соединений. В процессе эволюции у росянки выработалась способность питаться насекомыми.

6-56-116

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в хлоропластах.

117. Объясните, почему в листьях пеларгонии окаймлённой крахмал обнаруживают только в зелёной части листа.
В белой части листа нет хлорофилла, поэтому там фотосинтеза нет, крахмал не обнаруживается.

118. Основным фотосинтезирующим органом является лист. В каких ещё частях растения может протекать процесс фотосинтеза?
Он происходит везде, где есть хлорофилл. В стебле, черешках листьев, чашелистиков и т.д.

119. Рассмотрите рисунок и объясните, почему свеча в первом и третьем сосудах гаснет, а во втором горит.

6-57-119

в 1 и 3 сосудах нет кислорода, т.к. там не происходит процесс фотосинтеза.

120. Почему после подмораживания клубни картофеля становятся сладковатыми, а плоды рябины, калины и некоторых других растений – сладкими и вкусными?
Потому что в клубнях при понижении температуры крахмал исчезает и превращается в сахар.

121. Рассмотрите рисунок и объясните, какой процесс на нём изображён. Почему жидкость в манометре показывает, что давление внутри сосуда падает?

6-57-121

Щёлочь поглощает углекислый газ. Процесс дыхания.

124. Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выдыхает 800 г углекислого газа.
Один гектар зелёных насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода в сутки необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн человек? Какова должна быть площадь зелёных насаждений в этом городе?
800*200=160000 (г) – угл. газа поглощает 1 га зелёных насаждений;
5000000*430= 2 150 000 000 (г) – потребляют кислорода жители города в сутки;
2150000000 га – должна быть площадь зелёных насаждений.

125. При выращивании растений рыхление является важным агротехническим приёмом. В чём заключается физиологический смысл этого агроприёма?
К корневой системе поступает больше воздуха, испаряется меньше влаги, разрыхляя почву растениям мы облегчаем им условия для роста.

126. Какое значение имеет испарение для растений?
Испарение помогает либо задерживать воду, либо испарить лишнюю (предотвращая от перегрева). Передвижение воды в растении.

127. Ниже указаны условия, которые могут оказывать влияние на испарение воды растениями.

6-59-127

128. Рассмотрите рисунок. О чём свидетельствует опыт, изображённый на нём? Почему жидкость в трубке движется в сторону сосуда?

6-60-128

Процесс дыхания, где проросшие семена поглощают угл. газ. И рисунок показывает, что во 2 колбе воздух давит на жидкость сильнее, чем давление в 1 колбе.

129. Какое значение имеет листопад в жизни растений?
Листопад – приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.

130. Почему вблизи подземных теплотрасс листья на деревьях дольше сохраняют зелёную окраску и опадают позже?
Вблизи подземных теплотрасс благоприятный температурный режим корневой системы.

6-60-131

132. Почему урожай на полях, защищённых лесополосами, особенно в засушливое лето, получают выше, чем на незащищённых?
Лесополосы зимой способствуют задержанию снега на полях. И летом, если засуха, там всё равно будет вода.

133. Почему в некоторые годы листопад можно наблюдать в середине лета?
Если будет сухо и жарко, тогда и листья опадут раньше. Из-за сильного ветра такое тоже может быть.

134. Почему зелёные листья трудно оторвать от стебля, а жёлтые опадают даже при несильном порыве ветра?
В зелёных листьях много веществ, которые обеспечивают крепкую связь, а в жёлтых этих веществ уже нет.

6-62-136

137. Почему у томатов и винограда рекомендуется обрезать боковые побеги?
Чтобы питательные вещества не тратились на мелкие отростки, а все расходовались на плоды.

138. Почему весной сок у берёз и клёнов сладкий?
В тёплое время в дереве образуется сахар (углеводы).

139. Почему при перевозке на пароходах и баржах семян, особенно бобовых культур, попадание даже сравнительно небольшого количества воды в трюм может привести к катастрофическим последствиям?
Если семена россыпью, при попадании воды они набухают, что может привести к разрыву трюма.

140. Используя рисунок 135 учебника, подсчитайте, сколько воды потребуется для набухания и прорастания 100 кг зерна:
кукурузы – 4900 л;
пшеницы – 6900 л;
проса – 3800 л;
гороха – 11400 л;
льна – 10000 л.

141. Рассмотрите рисунок. В каком сосуде семена прорастут? Объясните свой ответ.

6-63-141

Вывод: в 1 прорастут, воды достаточно, кислорода и тепла тоже. Во 2-ом недостаточно воды. В 3-ем недостаток воздуха. В 4-ом недостаточно тепла.

6-63-142

143. Как вы думаете, что произойдёт, если у прорастающего семени фасоли удалить две семядоли? Почему? А если удалить одну семядолю? Ответ поясните.
Если удалить 1 или 2 семядоли растение погибнет. В семядолях содержится запас питательных веществ.
Вывод: не нужно убирать у растений семядоли.

144. Рассмотрите рисунок, показывающий обмен веществ в растении. Укажите, какими цифрами на рисунке обозначены процессы дыхания, минерального питания, передвижения органических веществ, фотосинтеза, испарения, накопления органических веществ.

6-64-144

145. Ответьте на вопросы.

Что такое размножение?
Одно из обязательных свойств любого живого организма.

Какое размножение называют бесполым?
Размножение, в котором участвует одна особь.

Какое размножение называют половым?
Размножение с помощью половых клеток.

6-65-146

147. Какое биологическое значение имеет половое размножение?
Каждый новый организм – комбинация новых генов.

148. Рассмотрите рисунок. Какой способ размножения хламидомонады на нём показан? Расшифруйте каждую цифру.

6-65-148

149. Рассмотрите рисунок. Какой способ размножения хломидомонады на нём показан? Сделайте подписи к рисунку.

6-66-149

150. Изучив материал о размножении улотрикса и рисунок 142 учебника, закончите составление схемы, вставив пропущенные термины.

6-66-150

6-66-151

152. Изучив п. 41 подпишите, что изображено под каждой цифрой на рисунке.

6-67-152

153. Рассмотрите рисунок, на котором изображён цикл развития голосеменных. Сделайте подписи к рисунку.

6-67-153

154. Что такое вегетативное размножение?
Размножение вегетативными органами.

155. Какую роль играет вегетативное размножение?
Быстро расселяются, захватывая новые территории.

157. В какие сроки следует проводить прививку черенком и в какие – глазком? Почему?
Черенком прививку проводят ранней весной,можно даже еще до сокодвижения,т.к для этого погода подходит,кора легче отделяется, черенку прохладно,больше времени прижиться,а летом черенок может засохнуть из-за жары,а в начале лета прививки делают глазками.

158. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?
Двойное оплодотворение у растений называют двойным потому, что в нем участвуют 2 спермия.

Читайте также: