На основе проведенных исследований сформулируйте выводы про мхи

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

1) Охарактеризуйте основные признаки отдела моховидных и признаки каждого класса в отделе.

Отдел Моховидные

Классы

Признаки отдела

Признаки класса

Роль в природе

Печёночники

Отдел растений со слабо развитой протонемой; распространены по всему земному шару, особенно в тропиках. Число видов – от 6 до 8 тысяч

Слоевище, разделенное на две ткани, стелющиеся, есть ризоиды

Фотосинтез

Листостебельные

Листостебельные размножаются половым и бесполым путем, оплодотворение происходит при наличии воды

Наличие микроскопических листьев и стебля, ризоидов, спорофит, приспособлен к воздушной среде

Автотрофы, часть пищевой цепи, регуляторы водного режима ландшафтов, торфонакопители

2) Составьте короткий рассказ о том, что изображено на рисунке. Назовите этапы (стадии) этого процесса, отмеченные цифрами. На рисунке показан жизненный цикл мхов.


1 - из оплодотворенной зиготы развивается коробочка

2 - когда споры созреют, она открывается

3 - споры легко распространяются ветром

4 - у них появляется протенома

5 - и вскоре образуется новое растение

3) Опишите роль главного факторы в размножении мхов.

Это вода. Без воды сперматозоиды мхов не способны достигнуть яйцеклетки.

4) Выполните лабораторную работу №6.

Цель работы: знакомство с внешним строением зелёного мха.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло.
2. Кукушкин лён (гербарный и раздаточный материал), мох сфагнум.

1) Изучите особенности строения зелёного мха на примере кукушкина льна: его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.
2) Изучите строение коробочки. Снимите колпачок.
3) На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.
4) Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они легко разлетаются от дуновения. Сделайте вывод о расселении растения.
5) Сравните кукушкин лён с болотным мхом сфагнумом. Отметьте особенности их строения, формы листьев, коробочек, стеблей.
6) На предметное стекло поместите большую каплю воды. Положите на неё сфагнум. Понаблюдайте, что произойдёт.
7) Сделайте вывод об особенностях строения мхов.

Вывод: в отличие от низших растений – водорослей и лишайников – тело большинства мохообразных представлено побегом, состоящим из стебля и листьев, только у части мохообразных тело представлено слоевищем.

Лабораторная работа№1 Изучение внешнего строения мхов (кукушкин лен, сфагнум)


Цель. Ознакомиться с внешним видом зеленого мха и белого мха. Сравнить строение сфагнума и кукушкина льна. Доказать принадлежность мхов к высшим споровым растениям.

1. Рассмотрите у зелёного мха (например, кукушкина льна) его стебель с ризоидами, листья, коробочку на ножке.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=3360720719429363028

2. Изучите особенности строения сфагнума - его стебель, листья, коробочку на ножке.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=15802292724468206199

3. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте отличия в строении и форме листьев, коробочек, ветвлении стебля.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=2147109186825734380

Сравнение мхов сфагнума и кукушкиного льна (общие черты и отличия сфагнума от кукушкина льна)

На болотах и в лесу

В лесу и на болотах. На гарях, на вырубках

Крепление к почве

Корней нет вообще. По мере роста нижняя часть стебля отмирает и оторфовывается

Корней нет, вместо них – ризоиды

Прямой, с веточками

Прямой, не ветвится

Простые треугольные, из одного слоя клеток,
на стебле и веточках различаются.

Треугольные, из одного слоя клеток, одинаковые, есть центральные ребро

Отсутствует, есть омертвевшие полые клетки, которые впитывают воду

Примитивная, из специальных клеток

Спорами и вегетативно(частями растения)

Cпорами и вегетативно

Образует торф, порой вызывает заболачивание лесов,
используется для утепления

Используется волокно для почвосмесей, участвует в зарастании лесных гарей и лесосек, используется для утепления

ВЫВОД: Мхи относятся к отделу высших растений и представляют собой небольшие по величине организмы, плохо приспособленные к жизни на суше. Мохообразные относятся к многоклеточным растениям, тело которых состоит из листьев и стебля или относится к слоевищным формам. Корни отсутствуют. Крепление организмов к поверхности осуществляется с помощью ризоидов. Но бывают растения, у которых образования, выполняющие роль корня, отсутствуют. Строение мхов сравнительно просто. Их тело состоит из основной или ассимиляционной ткани, включающей в себя хлоропласты, и покровных, запасающих, механических, проводящих тканей.

на основе изученного сделайте вывод о принадлежности мхов к споровым растениям .


Мхи так - же как и спорвые имеют порошок распыления и вдоха.


У папоротников нет настоящих листьев.

Но они сделали в их направлении первые шаги.

То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости.

Так это и называется — плосковетка, или вайя, или, ещё одно название, — предпобег.

Несмотря на отсутствие листа, у папоротников есть листовая пластинка.

Этот парадокс объясняется просто : их плосковетки, предпобеги претерпели уплощение, в результате которого появилась пластинка будущего листа — почти не отличимая от такой же пластинки настоящего листа.

Но папоротники эволюционно не успели ещё разделить свои вайи на стебель и лист.

Но листовая пластинка уже есть.

Не появились лишь те контуры, в пределах которых листовые пластинки объединились так, что их можно было бы назвать листом.

Биология 6 класс Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф

Цель: знакомство с внешним строением и спорами зеленого мха (кукушкин лен) и папоротника щитовника.

Оборудование и материалы:

1. Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, небольшой лист белой бумаги, препаровальная игла, линейка с миллиметровыми делениями.

2. Гербарий и раздаточный материал: мхи – кукушкин лен и сфагнум, папоротники – щитовник и комнатное растение нефролепис (или другое).

Задание № 1

Изучение моховидных растений

Ход работы:

Изучили особенности строения зеленого мха на примере кукушкиного льна – его стебель, листья, коробочку на ножке, ризоиды. Определили, что это мужское растение.

Изучили форму и строение коробочки. Сняли колпачок.

На лист белой бумаги высыпали несколько спор. Рассмотрели их под лупой. У нас получилось отделить одну спору. Они мелкие, размером 20-25 мкм, легкие. Споры легко разносятся ветром, течением воды, что способствует быстрому расселению кукушкина льна.

Сравнили побег кукушкина льна и сфагнума. У кукушкиного льна побег прямой, покрыт большим количеством листочков с центральным ребром, не ветвящийся. У сфагнума стебель ветвистый, густо покрыт листочками без центрального ребра, которые расположены спирально. Веточки располагаются мутовками.

На предметное стекло налили большую каплю воды. Положили на нее сфагнум. Сфагнум впитал влагу, так как в нем есть водоносные клетки.

Вывод:

Diagram Description automatically generated

Кукушкин лен и сфагнум довольно крупные мхи. Они могут достигать до 15-20 см в высоту. У них нет корней, как у высших растений, но вместо них у кукушкина льна есть ризоиды, которые удерживают его на субстрате и выполняют функцию впитывания влаги. У сфагнума нет ни корней, ни ризоидов. Он впитывает влагу всем своим телом. Размножаются мхи спорами, образуя коробочки – спорангии, в которых находятся споры.

Задание № 2

Изучение папоротниковидных растений

Ход работы:

Изучили особенности строения папоротника на примере нефролеписа и щитовника – их стебли и листья. Определили размеры листьев и их количество у растений. В стебле растений есть сосудистые пучки.

Рассмотрели внимательно строение листа у обоих растений. Нашли на листьях их части – пластины, с мелкими ответвлениями – дольками. Измерили длину и ширину пластин и долек. Диаметр пластинки около 1 см. Она зеленого цвета, способна к фотосинтезу и крепится к почве одноклеточными ризоидами.

Рассмотрели с помощью лупы верхнюю и нижнюю стороны пластинок листа щитовника.

Бугорки, которые мы нашли на пластинках листа щитовника, называются сорусы. Их 5-8 штук. Сверху они покрыты почковыми покрывальцами. Под щитом соруса расположены спорангии со спорами.

Над листом белой бумаги пошевелили сорус препаровальной иглой. У нас зрелый спорангий, из которого высыпались споры. Споры видны только под микроскопом и имеют почковидную форму, очень легкие. Расселению спор помогает ветер, течение водоемов, насекомые.

Вывод:

Diagram Description automatically generated

Изучив особенности строения папоротника на примере нефролеписа и щитовника – их стебли и листья, можно сделать вывод, что папоротники – это красивые растения со своими особенностями. Щитовник относится к лесным папертникам, имеет короткое и толстое корневище, которое покрыто чешуйками. На вершине этого корневища расположена розетка крупных листьев с дважды перистой пластинкой. Листья мягкие, ажурные. Черешки листьев покрыты бурыми чешуйками. Если лист повернуть, то можно увидеть пластины по 5-8 сорусов.

Нефролепис – эпифитное или наземное травянистое растение с коротким вертикальным корневищем. На верхушке расположена розетка крупных перистосложных листьев, которые в очертании ланцетные, светло-зленого цвета. Сегменты длиной от 5 см. На нижней стороне сегментов расположены округлые сорусы по обе стороны средней жилки в два ряда.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Лабораторные работы Задание: § Изучение внешнего строения споровых растений на примере моховидных и папоротниковидных растений

Читайте также: