На лужку у ворот где рябина растет

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Оценить 772 0

КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ УРАЛЬСКОЙ

Презентация внеурочной деятельности по предметам

Планируемый результат: обучающиеся откроют для себя Урал в легендах и преданиях, познакомятся с природными богатствами края

Возраст: учащиеся 4-6 классов

Слово учителя литературы: Здравствуйте, ребята! Темой сегодняшней встречи стали…не поверите! Камни!

Еще в давние времена камень ассоциировался с долговечностью, постоянством и величественностью форм. А огромные его размеры производили на первобытного человека большое впечатление. В старину камням даже поклонялись.

Слово камень употребляется в различных смыслах. Например, в медицине существует почечный камень, а в древние века алхимики бились над созданием философского камня, который превращал бы любые металлы в золото. Ювелир понимает под этим словом драгоценные камни. Строитель – материалы, с помощью которых строят дома, мостят улицы.

Слово учителя географии: Главным источником горных пород на Урале являются Уральские горы. Это уникальный для нашей страны природный объект.

Вам интересно узнать о том, как образовались Уральские горы? Тогда слушайте и смотрите(презентация).

Вот на этом месте, где мы с вами сейчас живем, около нескольких миллионов лет назад простиралась мертвая пустыня. Прошло очень много времени, и на месте этой пустыни образовалась геосинклиналь – это глубокая впадина в земной коре, которая заполнилась водой, превратившись в огромное море. На дне моря отлагались обломки пород, снесённые с берегов. Так проходили миллионы лет. Моря сменили вулканы, из жерл которых изливались мощные огненные лавы. Лава остывала, превращаясь в разные горные породы. Под действием внутренних сил Земли на этом месте поднялись высокие горы. А затем, на протяжении многих лет, под влиянием Солнца, воды, ветра, атмосферных осадков горы постепенно разрушались. Наконец, наступил относительный покой, и древние Уральские горы постепенно приняли современный облик.

Выразительное чтение учеником:

Когда – то над хребтом Урала,

Соленой свежестью полна,

С камнями запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе,

И, гордо устремляясь ввысь,

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Но легендарная природа

То море в памяти хранит:

В гранитных каменных породах

Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,

И, кажется, слегка подуть –

Отхлынут каменные волны

И морю вновь укажут путь.

Слово учителя литературы: Урал - страна легенд.Существует огромное количество преданий о появлении Уральских гор, с некоторыми из них мы с вами и поделимся.

Слово учителя литературы: Народная мудрость, выраженная в легендах и сказаниях, учит бережно относиться к дарам природы и не злоупотреблять ими.

- Подскажите, ребята, а кто охраняет и бережет богатства Уральских гор? (Хозяйка Медной горы)

- Давайте отправимся к ней в гости! Для этого нам необходимо исполнить Уральский хоровод.

На лужку, у ворот, где рябина растет,

Мы в тенечке-холодочке завели хоровод.

Про Урал мы споем, в гости вас позовем.

Голубику, ежевику собирать в лес пойдем.

Неспроста говорят, что Урал наш богат:

Изумруды и алмазы ярче солнца горят.

Есть у нас малахит, есть руда и гранит

И горячий, самый лучший уголек антрацит.

Кто у нас побывал, кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет голубой наш Урал.

Выходит Хозяйка Медной Горы

Хозяйка Медной Горы: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в своем царстве каменьев. Хоть царство моё и каменное, но прославленное на весь свет богатствами несметными! Много чудес и сокровищ скрыто в моих подземельях. Но раз в году открываются двери в мой дворец для дорогих гостей.

Сегодня вы узнаете тайну моих сокровищниц, а помогут мне в этом горные мастера Данила да Степан.

Выходят мастера

Данила-мастер: Здравствуйте, люди добрые! Странные мы существа. Рождаемся на земле, ходим по ней и уходим в неё, умирая. И так плохо её знаем! Матушка – Земля, владычица жизни, до сих пор остаётся непонятой нами.

А как богата Уральская земля! Я узнал об этом, побывав во владениях Хозяйки Медной горы.

Здесь целые сокровища из драгоценных камней: алмазов, изумрудов, аквамаринов, сапфиров, рубинов, гранатов. Множество поделочных камней: агат, малахит, опал, яшма. Уральская земля богата благородными ископаемыми: золотом и платиной, много здесь и горючих горных пород, и разных строительных материалов. Даже это далеко не все богатства Земли Уральской.

Степан:(показывает рукой на выставку горных пород) Все подземные богатства, горные породы, имеют разную историю рождения. По происхождению горные породы и минералы делятся на три группы: осадочные, магматические, метаморфические.

В кладовых Хозяйки Медной горы множество рудных ископаемых: медные руды, железные, руды цветных металлов: оловянные, вольфрамовые и другие. Но самыми любимыми для меня являются драгоценные и полудрагоценные камни, с которыми я работал. Из них делают разные украшения. И сейчас я вам о них расскажу.

Красная яшма это знаменитый камень Урала.

Подходит по знаку зодиака девам и рыбам.

Аметист - является одним из самых востребованных драгоценных камней.

За свою историю аметист успел обрасти множеством легенд.

Данила-мастер: Одна из них гласит, что не получивший ответа на свои чувства к обычной девушке, Дионис – Бог увеселений и вина, в отчаянии решил, что она должна быть съедена тиграми. Ее спасла Богиня Артемида, превратив девушку в кварцевую статую. Увидев возлюбленную в таком виде, Дионис горько расплакался винными слезами, от которых кварц стал аметистом.

Степан: ( продолжает) Аметист подходит водолеям и овнам

Жадеит один из не многих драгоценных камней, чья значимость в ювелирном деле не угасала на протяжении целых веков.

Сейчас жадеит стал атрибутом богатых и состоятельных людей. Из него изготавливают Письменные принадлежности, миниатюрные украшения, столовые предметы. А по знаку зодиака камень подходит девам и весам.

Жадеит несет в себе положительную энергию.

Малахит

6.Тигровый глаз (топаз) – это тёплый, согревающий камень - скорпион

7 . Авантюрин – солнечный камень, тельцам и девам

8 . Кварцит – весы и скорпион

Розовый кварцит, желтый кварцит,

Прозрачный – горный хрусталь,

Фиолетовый – аметист, именуют его как камень Тамерлана, ангел – хранитель

9. Нефрит - уникальный камень, подходит буквально всем, только выбрать любимый цвет

Хозяйка Медной горы: Вот какие славные мастера трудятся в моих кладовых! О многих тайнах моих запасов они вам сегодня поведали. А теперь я и мои верные слуги и помощницы, ящерки, посмотрим, как вы, гости дорогие, запомнили мои богатства.

Танец ящерок

Загадки(сопровождаются показом презентации)

То волнами узорчатость дорожки,

То редкая причудливость куста

Демидовскую медницу, Гумешки,

Прославил этот камень неспроста.

В нем навсегда застыл зеленый пламень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал? (малахит)

Этот козлик непростой.

С серебром его копытца.

Только топнет он ногой,

Снег в каменьях дорогих –

Этот камень. (хризолит)

Словно капелька росы на листе,

Как сиянье милых глаз по весне,

Будто шелковый прозрачный платок,

Ювелиры в этом камне знают толк.

И в рассказе Куприна скакуна

Этим именем молва нарекла. (изумруд)

Камень этот-горные слезы,

Будто льдинки блестящие-дочки мороза,

Капли речки прозрачной иль воды из колодца,

В нем всегда отражаются лучики солнца. (горный хрусталь)

Морщинистой и серой скорлупой

Ещё от наших глаз укрыта –

Воображенье чертит нам орбиты,

Овеянные тайной голубой,

Круги в воде, Сирень ночного сада,

И вольные изгибы облаков.

Лишь распадется скорлупы покров,

И ты увидишь чудеса. (агата)

Он не рубин, но блеск его и цвет

Роднит с рубином этот самоцвет.

Он, верность обещания храня,

Чарует взоры искрами огня.

Когда ж Куприн назвал им свой браслет,

Он повести отдал свой дивный свет.

Теперь его нетрудно отгадать

И благородным именем назвать. (гранат)

В историческом сквере камень этот лежит,

Розово-румяный, словно зори,

С именем красивым. (родонит)

Этот камень цвета неба,

В нем художник намешал

Синеву уральских скал. (лазурит)

Он был когда – то деревом могучим

И трепетал весёлою листвой.

Теперь лежит в земле чернее тучи –

Лежит окаменевший, неживой…

Но прошлой жизни он хранит следы

И нужен людям, как глоток воды. (каменный уголь)

Античных статуй вечная краса,

Затмившая собою небеса…

Сей камень – настоящий образец.

Как звать его, скажите, наконец? (мрамор)

Камень набережных и площадей,

Он фундамент массивных домов.

И в руках у умелых людей

Украшенье больших городов (гранит)

Хозяйка Медной горы: Вот какие вы, ребята, молодцы! Думаю, что полюбились вам мои богатства! Но что-то мы засиделись у вас, а хозяйство у нас большое, всему нужен глаз да глаз. Люблю, чтобы порядок был везде. Пойдемте, подружки!

Степан: Постойте, постойте! Есть у нас для тебя, Хозяюшка, подарок! (вручает ожерелье из драгоценных камней)

Хозяйка Медной горы: Благодарю вас, Степан да Данила! По душе мне ваша работа!

Но торопимся мы. До свидания, ребята! Думаю, еще не раз с вами мы увидимся, уж очень нам понравилось у вас!

Этот заповедник стал музеем камня под открытым небом.

Слово учителя литературы: Сегодня мы соединили географию с литературой. Услышали легенды о появлении Уральских гор, все мы вместе побывали у Хозяйки Медной горы, узнали, какие сокровища хранит в себе Урал. Мы убедились, что нужно бережно относиться к природе, любить свой край.

Выразительное чтение учеником:

Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах.

Здесь золотом, хлебом богата земля

Кругом самоцветы, железо, руда.

Живут здесь умельцы – мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела.

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают.

Рябинка листвою тихонько качает.

Недаром ты гордостью Родины стал!

Мы живем в удивительном по красоте месте России – на Урале,

«в краю озёр и рудных скал,

где реки – сини,

Урал называют кладовой и сокровищницей нашей страны.

На Урале веками жили и трудились талантливые мастера.

Только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и, где-то здесь, уральские мастера виделиХозяйку медной горы.

ЛЕГЕНДЫ БАТЮШКИ-УРАЛА

Башкирская сказка гласит. Жил-был Великан и был у него пояс с глубокими карманами, в которые он прятал свои богатства. Пояс был огромный! Однажды Великан так растянул пояс, что тот лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет, где и по сей день хранятся сокровища великана — россыпи самоцветов.

А вот легенда, полюбившаяся Павлу Петровичу Бажову. Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных да по всей земле и рассыпал, где погуще, где вовсе редко. Потом посмотрел Бог и увидел, что золота, самоцветов осталось еще целая горсть. Подумал Господь, да и высыпал между Европой и Азией. Так Уральские горы получились.

Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят – изумруд да малахит, озера – горным хрусталем переливаются, рябины по осени рубином горят. А люди, что здесь живут чисто камень – самоцвет: трудолюбивые и мастеровые.

Цели: Расширять кругозор детей. Закреплять знания о родном крае, о Республике Башкортостан, России. Развивать любознательность, память, внимание, мышление, речь, воображение детей. Воспитывать патриотические качества личности, любовь к родине, интернационализм.

Ход мероприятия:

1 ведущий: Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это

Наш дом, это все, что нас окружает.

Россия… Какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то…

1 ребенок: Россия… Как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

2 ребенок: Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

3 ребенок: Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

2 ведущий: Много народов разных национальностей живут в нашей стране.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко

любит народ ее. О ней сложили много песен и сказаний, храбро

защищали ее от врагов. Русские люди знали, что отстоять ее можно только

пословицы и поговорки о нашей родине, об ее защитниках?

1 ведущий: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты

живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты

ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свой

1 ребенок: Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

2 ребенок: Куда бы по белому свету

Дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой

Богатой железом земли.

3 ребенок: По красоте своей и силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия –

Суровей, строже, может быть.

1 ведущий: Именно на уральской земле располагается наша Республика

Башкортостан. В этом году исполняется 450 лет со дня добровольного

присоединения Башкирии к Русскому государству. 450 лет назад

башкирский и русский народы решили объединиться, чтобы сообща

защищаться от врагов.

2 ведущий: В давние-давние времена, когда из-за земель и вод один род враждовал

с другим, когда совершали набеги, захватывали стойбища, уводили

друг у друга скот, женщин и детей, и от этого было тяжко всем, - тогда

седобородые аксакалы, собравшись вместе, сказали: «Люди, хотя мы из

разных родов, но одной крови, мы башкиры. Не пора ли нам прекратить

Ивану Грозному с просьбой принять башкир в состав Русского государства.

Инсценировка легенды

1 ребенок: Народ башкирский заявил открыто:

В Москву пошлем своих гонцов – джигитов!

Свою дорогу выбирать нам надо –

Башкир и русский –

Два сердечных брата.

2 ребенок: И русские решили, и башкиры

В согласии взаимном жить и в мире,

Весь гнев и силу на врагов обрушив,

Надежно охранять святую дружбу.

3 ребенок: С тех давних пор два брата, два народа

Делили вместе радость и невзгоды,

От счастья пели, а в беде – вздыхали,

Друг другу век за веком помогали.

4 ребенок: И вместе, вместе

Мы цветы растили,

Что нынче всю Башкирию укрыли! –

Вот почему и празднуем мы вместе

И общие у нас на праздник песни!

1. Родина моя, реки и поля.

Я люблю тебя, милая земля.

Мой Башкортостан, нет края родней.

Светлый уголок родины моей.

2. Родина моя, реки и поля.

Расцветай, моя милая земля.

Мой Башкортостан, нет края родней.

Светлый уголок родины моей.

5 ребенок: Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира.

О счастье народа пой, мой курай,

О дружбе русского и башкира!

Прослушивание фонограммы курая

1 ведущий: Чудесна природа Башкортостана: лесистые горы, голубые озера,

быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она и сказочно

богата. На весь мир славится своими камнями: самоцветами, рубинами,

топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой,

горным хрусталем, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углем,

рудой, медью, золотом. Ведь не зря называют Уральские горы каменным

Урал, Урал. Заводы, шахты, горы.

Страной железа видишься ты мне.

Твои сыны, литейщики, шахтеры,

Себя как дома чувствуют в огне.

С рождения металлом окруженный,

Уралец – прирожденный металлист,

А значит, он и воин прирожденный,

И слесарь от рожденья, и танкист.

1 ведущий: Уральские мастера раскрыли людям дивную красоту камня. Обработка его

большое искусство. Про таких чудо-мастеров писал П. Бажов свои сказы

Посмотрите, что сделал народ из камня. (Показывает детям вазы,

шкатулки, ларцы, панно, гравюру, чеканку каслинского и кусинского литья).

2 ведущий: Уральские умельцы заставили камень говорить.

Хранители волшебного огня,

Чеканщики по стали и железу –

Уральцев знаменитая семья.

Почет и слава вам, мастеровые:

Горняк, строитель, токарь, сталевар.

Сыны труда, чьи руки золотые

Подняли и возвысили Урал.

Где рябина растет,

Мы в тенечке – холодочке

В гости вас позовем.

Собирать в лес пойдем.

Что Урал наш богат:

Изумруды и алмазы

Ярче солнца горят.

Есть руда и гранит,

И горючий самый лучший

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Голубой наш Урал.

1 ведущий: В центральной части горного Башкортостана, в долине между

величественными хребтами Урал-Тау и Яман-Тау, на берегах красавицы-

реки Белой расположен один из старейших городов республики Белорецк.

1 ребенок: Гляжу в иллюминатор самолета:

Мой Белорецк, мой славный городок

Лежит в горах, как в чаше, что сработал

Данила мастер – красоты знаток.

2 ведущий: Несколько лет назад, подобно реке, размеренно и плавно, лишь изредка

убыстряясь или затихая, течет в нем жизнь.

2 ребенок: К горизонту – сосны морем.

Город, будто островок.

А на утреннем просторе

Заводской густой гудок

Возвещает всей округе,

Что трудом богаты дни,

И живут здесь металлурги,

Сердце города они.

1 ведущий: Наш город небольшой. Он удобно расположился в горной чаше, со всех

сторон окруженной горами. Окрестности Белорецка привлекательны

во все времена года. Куда ни кинешь взор – всюду синие горы, покрытые

3 ребенок: У перелеска прославляет вечность

Веселый хор ликующих пичуг.

Земля моя, родное Белоречье,

Любви моей незавершенный круг.

4 ребенок: Зима здесь катится на снежной тройке,

Грачи весне пророчат праздник бойко,

С лукошком, полным ягод, ходит лето.

5 ребенок: Здесь для души безмерное приволье.

Гостей всегда встречают хлебом – солью,

Слагают песни о любви поэты.


Едва нажала на кнопку"Просмотр", превратилась в одну сплошную мурашку! Потрясающий ролик!
Волнующий напев рябинушки,думаю, никого не оставит равнодушным!В нем красота любимого Урала! Низкий поклон!
И кому же пришла в голову идея сшить такие костюмы? Они горят, переливаются,как самоцветы Урала!Вот уж действительно - СТАРИННЫЙ ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК НА УРАЛЕ!
Сложилось впечатление, что праздник прошел на одном дыхании! Поражает красотой образ Осени!И домовенок удивительно привлекательный!Так держать, коллеги!

Спасибо за такой теплый отзыв !Трудов приложено не мало. Над костюмами трудились все : и родители, и педагоги .Всем поклон низкий!За месяц управились . Кроить пришлось самой.
Да, праздник на самом деле прошел на одном дыхании, это Вы хорошо подметили, а главное -радостные глаза и хорошее настроение у наших талантливых ребятишек.

Читайте также: