На густо заселенных березой участках ее проростки обычно погибают это пример

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Габриелян 9 класс

ГДЗ Spotlight 8 класс

ГДЗ Михеева 11 класс

ГДЗ Мерзляк 7 класс

ГДЗ Рымкевич 10-11 класс 10-11 класс

ГДЗ Рудзитис 11 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.


Задания Д23 № 7113

Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

Причинами гибели оставленного человеком агрценоза являются следующие:

— культурные растения вытесняются сорняками

— агрценоз не может существовать без удобрений и ухода

— он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

Утверждение о том, что в конкуренция между культурными растениями усиливается, неверно.

Ответ один,а пояснение полностью его опровергает.Правильный ответ по-вашему пояснению номер 3.

В вопросе спрашивают Укажите не­вер­ное утверждение. А в пояснении объясняются верные утверждения.


Из данного видеоурока вы узнаете, что закономерный и последовательный процесс смены сообществ на определённом участке, вызванный взаимодействием живых организмов между собой и окружающей их абиотической средой, называется сукцессией. Познакомитесь с первичной и вторичной сукцессией. А также с типами равновесий экосистем и с главными свойствами сукцессионных изменений. Узнаете о том, что изменения сообщества всегда происходят в направлении к равновесному состоянию. Приводятся следующие понятия: сукцессия, первичная сукцессия, вторичная сукцессия.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Экологическая сукцессия"

И растения, и животные связаны между собой многообразными отношениями. Все эти организмы образуют природные сообщества.

Cообществом (биоценозом) называется совокупность видов растений и животных, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве и представляют собой определённое экологическое единство.

В сообществах постоянно происходят изменения. Изменяется их видовой состав, численность тех или иных групп организмов, трофическая структура, продуктивность и все остальные показатели. Сообщества изменяются во времени.

Закономерный и последовательный процесс смены сообществ на определённом участке, вызванный взаимодействием живых организмов между собой и окружающей их абиотической средой, называется сукцессией.

От латинского successio ― наследие, смена поколений, последовательность.

Примерами сукцессий являются постепенное зарастание сыпучих песков, каменистых россыпей, отмелей и др.

Бывшие поля быстро покрываются разнообразными однолетними растениями. Сюда же попадают семена древесных пород: сосны, ели, берёзы. Они легко и на большие расстояния разносятся ветром и животными. В слабозадернённой почве семена начинают прорастать. В наиболее благоприятном положении оказываются светолюбивые мелколиственные породы.


Классический пример сукцессии ― зарастание озера. Вначале водная гладь мелеет, затягивается со всех сторон сплавиной, на дно опускаются отмершие части растений. Постепенно зеркало воды затягивается травой. Этот процесс будет длиться несколько десятков лет, а затем на месте озера или старицы образуется верховое торфяное болото.

Ещё позже болото постепенно начнёт зарастать древесной растительностью, скорее всего сосной.

Вместе с изменением растительности меняется и животный мир территории, подверженной сукцессии.

Для старицы или озера типичны водные беспозвоночные, рыбы, водоплавающие птицы.

Земноводные и некоторые млекопитающие — ондатра, норки.

Итог сукцессии — сфагновый сосняк. Теперь здесь обитают другие птицы и млекопитающие — глухарь, куропатка, лось, медведь, заяц и другие.


Любое новое местообитание — обнажившийся песчаный берег реки, застывшая лава потухшего вулкана — сразу оказывается ареной заселения новыми видами. Какие конкретно виды растений и животных будут заселять новое местообитание, будет зависеть от биотических и абиотических факторов.

Вновь поселившиеся организмы постепенно изменяют среду обитания. Например, меняют ее влажность. Следствием такого изменения среды является развитие новых, устойчивых к изменениям видов и вытеснение предыдущих. С течением времени формируется новый биоценоз с заметно отличающимся от первоначального видового состава.

Вначале сукцессионные изменения происходят быстро. Затем их скорость снижается. Всходы берёзы образуют густую поросль, которая затеняет почву, и даже если вместе с берёзой прорастают семена ели, ее всходы, оказавшись в весьма неблагоприятных условиях, сильно отстают от берёзовых.


Изменения касаются и животного компонента биоценоза. На первых стадиях поселяются майские хрущи, берёзовая пяденица.

Затем многочисленные птицы — зяблик, славка, пеночка.

Мелкие млекопитающие — землеройка, крот, ёж. Изменение условий освещения начинает благоприятно сказываться на молодых ёлочках, которые ускоряют свой рост. Если на ранних этапах сукцессии прирост ёлок составлял 1-3 см в год, то по прошествии 10-15 лет он достигает уже 40-60 см. Где-то к 50 годам ель догоняет берёзу в росте, и образуется смешанный елово-берёзовый древостой. Из животных появляются зайцы, лесные полёвки и мыши, белки. Сукцессионные процессы заметны и среди птичьего населения: в таком лесу поселяются иволги, питающиеся гусеницами.

Смешанный елово-берёзовый лес постепенно сменяется еловым. Ель перегоняет в росте берёзу, создаёт значительную тень, и берёза, не выдержав конкуренции, постепенно выпадает из древостоя.

Таким образом происходит сукцессия, при которой вначале берёзовый, а затем смешанный елово-берёзовый лес сменяется чистым ельником. Естественный процесс смены березняка ельником длится более 100 лет. Именно поэтому процесс сукцессии иногда называют вековой сменой.

Виды сукцессии

Различают первичные и вторичные сукцессии.

Первичные сукцессии возникают на субстратах, не затронутых почвообразованием, и связаны с формированием не только фитоценоза, но и почвы.

Примером первичной сукцессии может являться поселение накипных и листовых лишайников на камнях. Под действием выделений лишайников каменистый субстрат постепенно превращается в подобие почвы, где поселяются уже кустистые лишайники, зелёные мхи, затем травы и другие растения и т. д.


Также примером первичной сукцессии является заселение вновь образованных песчаных дюн, где растительность прежде отсутствовала. Здесь вначале поселяются многолетние растения, способные переносить засушливые условия, например пырей ползучий.

Он укореняется и размножается на зыбучем песке, укрепляет поверхность дюны и обогащает песок органическими веществами. Физические условия среды, находящейся в непосредственной близости от многолетних трав, изменяются.

Вслед за многолетниками появляются однолетники. Их рост и развитие часто способствуют обогащению субстрата органическим материалом, так что постепенно создаются условия, подходящие для произрастания таких растений, как ива, толокнянка, чабрец. Эти растения предшествуют появлению проростков сосны, которые закрепляются здесь и, подрастая, через много поколений образуют сосновые леса на песчаных дюнах.

Вторичные сукцессии развиваются на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения, например в результате эрозии, засухи, пожара, вырубки леса и т. п.

Примером вторичной сукцессии является образование торфяного болота при зарастании озера. Где влаголюбивые виды растений (камыш, тростник, осока) начинают разрастаться вблизи берегов сплошным ковром. Отмершие остатки растений накапливаются на дне водоёма. Из-за малого количества кислорода в застойных водах растения медленно разлагаются и постепенно превращаются в торф. Появляются сфагновые мхи, на сплошном ковре которых произрастают клюква, багульник, голубика. Здесь же могут поселяться сосенки, образуя редкую поросль. С течением времени формируется экосистема верхового болота.


Ни один вид растений или птиц не может процветать на протяжении всей сукцессии. По мере роста древостоя животное население в значительной степени меняет свой состав.

Появляющиеся хищники и паразиты контролируют видовую структуру биоценоза. Поэтому последовательная и непрерывная смена видов во времени — характерная черта большинства сукцессионных процессов.

Продолжительность сукцессии во многом определяется структурой сообщества. При первичной сукцессии для развития устойчивого сообщества требуются многие сотни лет.

Вторичные сукцессии протекают значительно быстрее первичных. Это объясняется тем, что первичное сообщество оставляет после себя достаточное количество питательных веществ, развитую почву, что создаёт условия для ускоренного роста и развития новых поселенцев.

Типы равновесий экосистем

В основе сукцессии лежит неполный биологический круговорот в данном сообществе. Каждый живой организм в результате жизнедеятельности меняет вокруг себя среду, изымая из неё часть веществ и насыщая её продуктами метаболизма.

Из прошлого урока вы знаете что растения аккумулируют солнечную энергию, запасают ее в виде органических соединений.

Часть этой энергии расходуется самим растением. Оставшаяся энергия (чистая продукция) распределятся далее по трофическим уровням.

Если организмы будут потреблять меньше энергии, чем производить, то в экоcистеме будет происходить накопление органического вещества, если больше — его уменьшение. И то, и другое будет приводить к изменениям сообщества.

При избытке ресурса всегда найдутся виды, которые смогут его освоить, при его недостатке — часть видов вымрет. Такие изменения и составляют сущность экологической сукцессии.

Изменения сообщества всегда происходят в направлении к равновесному состоянию.

Если прирост биомассы растений покрывает затраты энергии других организмов сообщества, то биомасса организмов в такой системе остаётся постоянной, а сама система неизменной, или равновесной.

В таком случае прирост биомассы будет потрачен на поддержание жизнедеятельности организмов. Такое сообщество будет замкнутым. В замкнутом сообществе не происходит поступления дополнительной биомассы из вне. А собственный суммарный прирост биомассы полностью расходуется на поддержание его жизнедеятельности.

Итак, это первый тип равновесия экосистемы, характерный для замкнутого сообщества.

Примером второго типа равновесия может являться текучая река. В ней органическое вещество возникает не только в результате деятельности автотрофов, но и благодаря притоку веществ.

В таком типе равновесия расходы на поддержание жизни сообщества равны приросту биомассы собственных автотрофов, плюс биомасса органического вещества, которая поступает извне.

Третий тип равновесия характерен для сельскохозяйственных экосистем.

Здесь происходит постоянное изъятие органических веществ (то есть урожая).

В таких экосистемах равновесие практически отсутствует. Обратного возврата использованных веществ не происходит. Поэтому для существования такой экосистемы человеку необходимо искусственно поддерживать сообщество.

Любому сообществу свойственны общие изменения, которые не зависят от видового состава или географического местоположения.

Выделяют главные свойства сукцессионных изменений.

Первое свойство. Виды растений и животных в процессе сукцессии непрерывно сменяют друг друга.

Второе свойство. Во время сукцессии происходит повышение видового богатства.

Третье свойство. По мере увеличения видового богатства происходит возрастание биомассы органического вещества.

Четвёртое свойство сукцессионных изменений. На поздних стадиях сукцессии снижается скорость прироста биомассы сообщества и увеличивается количество энергии, которая необходима для поддержания его жизни.


Если сравнивать зрелое сообщество и молодое, то можно сказать, что зрелое сообщество с его большим разнообразием и обилием организмов, развитой трофической структурой и с уравновешенными потоками энергии способно противостоять изменениям физических факторов (например, температуры, влажности) и даже некоторым видам химических загрязнений в гораздо большей степени, чем молодое сообщество.

В зрелом сообществе прироста биомассы (продукция) уменьшается. Однако потребление органических веществ гораздо выше, чем в молодом сообществе. Молодое сообщество, в отличие от зрелого, способно производить новую биомассу в гораздо больших количествах, чем старое.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по биологии 6 класс. ФГОС Богданов Вако

Семя – это особая многоклеточная структура, которая отличается сложным строением, запасом питательных веществ, и служит для размножения и расселения всех семенных растений. Развивается обычно после оплодотворения из семязачатка.

№ 2. Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

Семена однодольных растений имеют форму подковы, состоят из одной семядоли, которая называется щитком и покрыта плотной семенной кожурой. Основная функция семядоли заключается в передаче питательных веществ от эндосперма к зародышу. Поэтому именно эндосперм занимает большую часть семени.

Зародыш у однодольных растений маленький и состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядоли. Когда семя прорастает, все питательные вещества из эндосперма поступают к нему через семядолю.

В семенах двудольных растений под толстой кожурой располагается две крупные симметричные семядоли, которые в процессе прорастания выносятся на свет, а через время просто засыхают. Между семядолями находится зародыш. Кожура у семени плотная, а само семя может долгое время находиться в состоянии покоя. После того, как семя попадает во влажную среду, через микропиле в него проникает вода и оно начинает набухать.

№ 3. Какие вещества входят в состав семян?

В составе семян содержатся: 80% органических (белки, углеводы, жиры) веществ, вода и неорганические вещества.

Стр. 143. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие условия необходимы для прорастания семян?

Чтобы семена растений прорастали, важно сочетание нескольких условий: свет, вода, достаточное количество тепла и воздуха.

№ 2. По какой причине не прорастают сухие семена?

Потому что для прорастания семян необходимым является наличие достаточного количества тепла, воздуха и воды. Зародыш в нем способен поглощать питательные вещества, необходимые для его развития и роста только в виде раствора.

№ 3. Чем объяснить гибель семян в кипячёной воде?

В кипяченой воде отсутствует растворенный кислород. Из-за его нехватки зародыш в семени не может дышать и начинает загнивать.

№ 4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

Рыхлая почва обогащена кислородом, который может проникать сквозь нее на большую глубину. А именно наличие кислорода является одним из условий для успешного прорастания семян.

№ 5. Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

Потому что у каждого растения свой срок жизни – вегетации. Одни растения цветут и умирают быстро, а другие могут вегетировать в течение 5-6 месяцев. Нарушение сроков высевания может негативно сказаться на урожайности.

№ 6. Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в вашем районе?

Холодостойкие растения: морковь, лук, чеснок, пшеница.

Теплолюбивые растения: тыква, помидор, перец, баклажан, огурцы.

№ 7. Какие семена – лука или гороха – глубже заделывают в почву при посеве и почему?

Семена гороха крупные по размеру, в них содержится достаточное количество питательных веществ, а потому ростки, прибиваясь с большой глубины, не погибают. Именно поэтому их заделывают глубже в почву при посеве (на 4 – 5 см). Семена лука мелкие, поэтому их заделывают в почву при посеве на глубину 1 – 2 см.

№ 8. Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую?

Структура песчаной почвы достаточно рыхлая, а потому воздух и вода могут проникать в нее очень глубоко. Семена, высеянные в нее глубоко, будут получать достаточное количество воды, минеральных веществ и воздуха. А семена, которые высеяны неглубоко, могут страдать от недостатка влаги.

Глинистая почва по структуре очень плотная и тяжелая. Соответственно воздух и вода практически не проникают в ее глубины, а держатся только в верхних слоях. Поэтому семена в такую почву высевают неглубоко.

№ 9. Как будет развиваться проросток фасоли, лишённый одной или двух семядолей?

В семядолях фасоли содержатся питательные вещества, которые используются проростком для развития и роста. Отсутствие одной или двух семядолей будет сказываться недостатком питательных веществ для ростка. Поэтому он будет развиваться медленно, но через время все равно погибнет.

№ 10. Почему для посева отбирают крупные семена?

Потому что крупные семена могут дать более жизнестойкие ростки, которые и развиваются быстрее, и менее подвержены различным заболеваниям. Причина этого в размерах самих семян. Чем они больше, тем крупнее семядоли, а значит, и запас питательных веществ, необходимых для развития проростков, больше.

Стр. 144. Подумайте

№ 1. В живых клетках растений постоянно происходит обмен веществ и энергии. Проанализируйте рисунок 110. Какой вывод вы можете сделать? Обсудите ваш вывод с остальными учащимися класса.

Обмен веществ – это совокупность процессов, которые протекают в организме и обеспечивают его рост, развитие, воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой. Эти процессы являются важнейшими условиями для существования растений, которые обеспечивают дыхание и фотосинтез.

Во время дыхания в растениях образовываются сложные органические вещества, окисляются и преобразовываются в воду и углекислый газ. Данный процесс происходит с выделением энергии.

Во время фотосинтеза в хлоропластах происходит преобразование воды и углекислого газа в углеводы, из которых потом образуются сложные вещества – углеводы, жиры и белки, клетчатка, витамины и крахмал. Все они нужны растениям для развития, роста и запасания энергии.

№ 2. Что необходимо учитывать при посеве семян разных видов растений?

При посеве семян разных видов растений всегда учитывают:

размеры этих семян;

тип растений – теплолюбивые или холодостойкие;

количество воды, необходимое для прорастания;

свойства почвы, в которую высаживаются семена.

Стр. 144. Задание

Положите семена фасоли и зерновки пшеницы в банку с увлажнёнными опилками и следите за их прорастанием. По мере необходимости увлажняйте опилки водой, чтобы проростки не пересыхали. Каждый день вынимайте из опилок по одному проростку фасоли и пшеницы и засушивайте их, записывая, сколько дней проростку. Через 15—18 суток опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.


На первом этапе развития зародыш семени пшеницы питается запасами веществ, которые отложены в клетках эндосперма или самого зародыша. Для роста он активно использует эти вещества и уже через 5 – 6 дней можно наблюдать, как благодаря делению и росту клеток зародыш превращается в проросток.

При прорастании можно заметить формирование корешков, которые развиваются и опережают другие органы зародыша. Это означает, что проросток готовится к закреплению в почве.

Стр. 145. Задания для любознательных

Перед посевом важно знать всхожесть семян. Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинах или в тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге. Накройте пластины стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите их в тёплое место.

Подсчитайте, сколько семян прорастёт за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%. Определите всхожесть семян, которые вы будете высевать на пришкольном участке.

Для проведения опыта были отобраны зерновка пшеницы, ржи и кукурузы в количестве по 100 штук. За первые 10 дней проросло 95 семян кукурузы, 96 семян ржи и 97 семян пшеницы. Можно сделать вывод, что процент всхожести отобранных для опыта семян составляет: 95% - для кукурузы, 96% - для ржи и 97% - для пшеницы.

Стр. 145. Фенологические наблюдения

Проведите наблюдения за весенними явлениями в жизни растений. Весна — пора пробуждения растений (рис. 111). В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клёна остролистного, чуть позднее — у берёзы. Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.

Весеннее сокодвижение у кустарников и деревьев является первым признаком наступления весны. И начинается оно тогда, когда полностью оттает почва и вода из корней начинает постепенно поступать во все органы растений. В моей местности, например, сокодвижение у кленов начинается в марте. А вот у березы сокодвижение начинается примерно через неделю от срока начала сокодвижения у клена остролистого и только при условии, если температура воздуха и почвы несколько дней держится выше ноля.

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха (рис. 112). Цветки её невзрачны, но распустившиеся серёжки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности?

Первенцем весеннего цветения в средней полосе европейской части нашей страны является ольха серая. Она начинает цвести в первой половине – середине апреля. Первые цветы мать-и-мачехи появляются ранней весной – в середине апреля. Во второй половине апреля и иногда даже в начале мая начинается цветение у орешника.

Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдёт снег, поэтому их называют подснежниками. Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках ещё нет листвы. Выясните, какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности.

На клумбах моей местности можно увидеть мать-и-мачеху, цветение которой начинается в конце марта – начале апреля. Так происходит, потом что в ее толстых и длинных корневищах еще с лета прошлого года накапливается достаточный запас питательных веществ, который необходим для ее цветения.

Также первыми во второй половине апреля зацветают орешник и ольха, а из опыляемых насекомыми – верба. В конце апреля начинают распускаться почву березы и черемухи.

Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своей местности. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у берёзы и липы, зацветания одуванчика, вишни, сирени. Если вы живёте в сельской местности, выясните, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации). Записывайте в дневник наблюдения в виде таблицы.

Читайте также: