Моногибридное скрещивание у растений это скрещивание двух родительских форм различающихся аллелями

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Предмет __ биология _______ класс __ 10 ____

Развивающая : _ Обсуждая проблемные вопросы, применяя сравнение, анализ, синтез при самостоятельной работе с учебником и заполнении таблицы, развивать у учащихся логическое мышление и интеллектуальные, творческие способности. Продемонстрировать учащимся возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства. Продолжить формирование умения и навыка в решении задач по генетике. Выработать умения и навыки составлять схемы скрещивания. Развивать научное мировоззрение. Развивать личностно-смысловое отношение к генетике. Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи. Вырабатывать навыки самооценки. ____________________________________________________________________

Воспитывающая : __ Продолжить формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к изучению сложнейших процессов. Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Менделем . Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации. Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.__________________________________________________

Тип урока: __ комбинированный _______________________________________________________

Форма организации урока: __ дискуссия, лекция, тестирование, просмотр видео и презентаций _ ____________________________________________________________________________________

Дидактическое обеспечение урока __ ИД, презентации, видеоролики, портреты, тестовый______ сборник, ЭУ-10 _______________________________________________________________________

ХОД УРОКА

1. Организационный этап: - работа с классом

- тема, цели и задачи урока

2. Актуализация:

* проверка д/з (заполнение таблицы)

* ответить на вопросы : Что такое ген? Что такое аллель? В каких двух состояниях бывает аллель? Основатель генетики? Что такое фенотип? Что такое генотип? Набор хромосом в гаметах? Какой организм у человека называют гетерогаметным и почему? Набор хромосом в зиготе? Какие организмы называются гетерозиготными? Какие признаки называют альтернативными? Что такое доминирование? Что такое локус? Какие гены называются аллельными? Любимый объект исследования Г. Менделя? Любимый объект исследования Томаса Моргана? Что такое чистая линия? Основной метод, использованный Г. Менделем?

* решить задачу . На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?

1. У чебурашки большие уши и волосатая грудь – рецессивные признаки, локализованные в Х- хромосоме. Чебурашка с маленькими ушами и голой грудью, мать которой имела волосатую грудь, а отец большие уши, выходит замуж за чебурана с большими ушами и волосатой грудью. Какова вероятность появления в этой семье чебурашек и чебуранов с большими ушами и волосатой грудью?

2. У колобков аутосомный ген лысости, выступает как доминантный признак, а ген волосатости рецессивен. Колобиха, имеющая лысого брата, выкатилась замуж за лысого колобка (гомозиготен). Отец колобихи, тоже был лысым. У них родился лысый колобочек и лысая колобочка. Колобочка выкатилась замуж за волосатого колобка. Какова вероятность того, что у них родится лысый колобочек?

3. Формирование новых понятий и способов действия:

Высказывания великих людей:

1. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций
2. Как приятно знать, что ты что-то узнал . Мольер
3. Любознательность создает ученых и поэтов . А. Франс
4. Я знаю, что я ничего не знаю . Сократ
5. Познание начинается с удивления . Аристотель

Научную основу исследования законов наследственности создал Грегор Мендель. Основной метод, который он разработал и положил в основу своих опытов, называют гибридологическим. Суть его заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами , то и метод получил название - гибридологический.

Мендель проводил опыты на горохе. Мендель удостоверился, что по сравнению с другими этот вид обладает следующими преимуществами:

имеется много сортов, четко различающихся по ряду признаков ( имеются, например, сорта с белыми и пурпурными цветками, с высоким и низким стеблем, с желтыми и зелеными семенами, с гладкими и морщинистыми семенами );

растения легко выращивать;

репродуктивные органы полностью прикрыты лепестками, так что растения обычно самоопыляется; поэтому его сорта размножаются в чистоте, то есть их признаки из поколения в поколение остаются неизменными;

возможно искусственное скрещивание сортов, и оно дает вполне плодовитых гибридов.

Из 34 сортов гороха Мендель отобрал 22 сорта, обладающие четко выраженными различиями по ряду признаков, и использовал их в своих опытах со скрещиванием. Менделя интересовали семь главных признаков:

Мендель свои эксперименты проводил в течение 8 лет на садовом участке Августинского монастыря г.Брно. И до Менделя многие ученые проводили подобные эксперименты на растениях, но ни один из них не получил таких точных и подробных данных; кроме того, они не смогли объяснить свои результаты с точки зрения механизма наследственности.

В том случае, когда родительские особи отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку, скрещивание называют моногибридным , по двум парам признаков – дигибридным , по множеству признаков – полигибридным скрещиванием

По предложению Менделя, гены обозначаются латинскими буквами. Гены одной аллельной пары обозначаются одинаковыми буквами, т.е. доминантные гены – большой, рецессивные – маленькой буквой.

♀ - обозначается женская особь (зеркало Венеры);
♂ - мужская особь (щит и копье Марса);

Х – знак скрещивания;
^ Р – родительская особь; (от латин.parents- родители)
F 1 – гибриды первого поколения;(от латин. filius-потомтво)
F 2 – гибриды второго поколения;
G – гаметы.

Введение терминологии для дальнейшего изучения науки генетики и решения задач
^ Ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка.
Аллельные гены - это пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки организма. Каждый ген этой пары называется аллелью. Аллельные гены расположены в одних и тех же участках(локусах) гомологичных (парных) хромосом.
^ Альтернативные признаки - это взаимоисключающие признаки (желтый, зеленый). Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой – рецессивным.
^ Доминантный признак – это признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий.
Рецессивный признак - не проявляется у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий.
Гомозигота – клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена (АА или аа).
Гетерозигота – клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена (Аа).
Генотип – совокупность всех генов организма.
Фенотип – совокупность признаков организма, формирующихся при взаимодействии генотипа и среды.
^ Гибридологический метод – изучение признаков родительских форм проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем гибридизации ( скрещивания).
Моногибридное скрещивание - скрещивание родительских форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых контрастных признаков, которые передаются по наследству.
Дигибридное скрещивание – скрещивание родительских форм, отличающихся друг от друга по двум парам изучаемых признаков.

Моногибридное скрещивание.

Для первого эксперимента Мендель выбрал горох, отличающийся по одному признаку. Семена одного гороха были желтые, другого – зеленые. Он провел искусственное опыление, скрестив сорта, отличающиеся цветом семян (желтые и зеленые). Независимо от того, к какому сорту принадлежали материнские растения, гибридные семена оказались только желтыми, зеленый цвет не проявился. Такой же результат получили при скрещивании гороха с красными и белыми цветками. Проявился красный цвет. В результате этих экспериментов был сформулирован первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения, или же закон полного доминирования.

Преобладающие признаки первого поколения называются доминантными , непроявленные признаки – рецессивными . Парные гены, определяющие альтернативные признаки, называются аллельными генами . Гены, получаемые от родителей, называются генотипом . По генотипу организмы бывают гомозиготные и гетерозиготные. Гомозиготными называются организмы, состоящие из однородных доминантных (АА) или рецессивных (аа) аллелей. Гетерозиготные организмы, наоборот состоят из разных аллелей (Аа). Совокупность внутренних и внешних признаков организма, например, цвет семян, форма, высота стебля, цвет глаз и т.д., называют фенотипом .

hello_html_m13bd4505.jpg
hello_html_m7d306333.jpg

Все пары первого поколения единообразные: по генотипу гетерозиготные ( Аа ), по фенотипу все семена только желтого цвета, так как доминантный ген А подавляет действие рецессивного гена а . Такие гетерозиготные растения могут производить гаметы двух сортов, несущие гены А, а.

Правило единообразия: при скрещивании одной пары гомозиготных особей, ясно отличающихся друг от друга по одному признаку, в первом поколении отмечаются гибриды с единообразным генотипом и фенотипом. Его называют законом единообразия первого поколения, или законом полного доминирования.

Продолжая эксперименты, Мендель из семян первого поколения путем самоопыления получил семена второго поколения. Среди них оказались не только семена желтые, но и зеленые. Закономерность проявления признаков, характерных для обоих родителей во втором поколении, называется законом расщепления. Расщепление признаков происходит в определенном соотношении. Например ¾ семян гибридов второго поколения имели желтую окраску и ¼ - зеленую.

Закон расщепления – второй закон Менделя- при скрещивании двух потомков первого поколения между собой (двух гетерозиготных особей) во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом соотношении: по фенотипу 3: 1, по генотипу 1: 2: 1.
(25% гомозиготных доминантных; 50% гетерозиготных; 25% гомозиготных рецессивных).

Для объяснения причин единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении Г. Мендель предложил гипотезу чистоты гамет . Это означает, что фактор наследственности определяет развитие любых признаков и свойств организма. Например, при скрещивании цветков красной розы с белой в первом поколении получили гибриды с красными цветками. Это результат слияния гамет красной розы с доминантным геном А и белой розы с рецессивным геном а . Поэтому в их генотипах имеются гены, определяющие и красные, и белые розы. Являясь доминирующими, гены красного цвета дают в первом поколении только красные цветки. Значит, они, имея одинаковый фенотип, в генотипе имеют два разных гена. Гамета, образуясь из такого гибрида, получает только один ген – доминирующий А или рецессивный а. В таком случае в гаметах гибридного организма аллельные гены не смешиваются друг с другом, сохраняются в чистом виде. Это и называется чистотой гамет.

Но иногда может получиться гибрид с розовыми цветками, т.е. не полностью перенявший родительские признаки, он находится в промежуточном состоянии в фенотипе. При скрещивании таких гибридов между собой во втором поколении происходит расщепление признаков. Такое промежуточное состояние признаков гибрида первого поколения называют неполным доминирование .

Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.

Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.

У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.

hello_html_m4e13153e.jpg
hello_html_m451b62a5.jpg

Если гетерозиготные гибриды первого поколения имеют одинаковый фенотип и похожи на одну из родительских особей, то в этом случае имеет место полное доминирование. Расщепление во втором поколении по фенотипу 3:1.

Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.

Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.

У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака - волнистые волосы.

Иногда расщепление признаков во втором поколении может отклоняться от ожидаемых (3:1 - при полном доминировании, 1:2:1 - при неполном доминировании) результатов. Это связано с тем, что в некоторых случаях гомозиготы по одному из признаков оказываются нежизнеспособными. В этом случае говорят о летальных генах. Один ген может оказывать влияние на другие признаки, в результате чего снижается работоспособность. Например, серые каракульские овцы, гомозиготные по доминантному признаку серой окраски, погибают после рождения из-за недоразвития желудка. Другим примером доминантного летального гена является брахидактилия у человека ( укороченные пальцы). Гомозиготы по данному гену погибают на ранних стадиях развития зародыша, а признак проявляется только у гетерозигот.

Примером рецессивного летального гена является ген серповидно - клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно - клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из - за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.

Анализирующее скрещивание - скрещивание, которое проводят в том случае, когда необходимо узнать генотип одной родительской формы с доминантными признаками. Скрещивание проводят обязательно с рецессивной формой.

Если поколение все окажется единообразным, то родительская форма была гомозиготной.

Если в поколении произойдет расщепление признаков в соотношении 1:1, то родительская форма была гетерозиготной.

Анализирующее скрещивание . В целях определения генотипа растений и животных со схожими фенотипами проводят анализирующее скрещивание. Для этого скрещивают особь с неизвестным генотипом с гомозиготной особью по рецессивному признаку (аа ). Если полученные особи будут однообразны, то генотип исследуемой особи – гомозиготный; если же произойдет расщепление и проявятся два признака, то генотип – гетерозиготный. Это можно изобразить в виде решетки Пеннета:

1. Какие свойства живых организмов изучает генетика?

Наследственность и изменчивость.

2. На чем основан гибридологический метод генетики? Что такое гибридизация? Какие организмы называются гибридами?

Гибридологический метод генетики основан на скрещивании организмов, различающихся по альтернативным признакам, с последующим анализом этих признаков у полученного потомства.

Гибридизация — скрещивание организмов.

Гибриды — потомки от скрещивания родительских особей, отличающихся по одной или более парам альтернативных признаков.

3. Выберите пары альтернативных признаков человека.

Карие глаза — голубые глаза, светлые волосы — курчавые волосы, нормальный слух — врожденная глухота, праворукость (правша) — леворукость (левша), кровь первой группы — резус отрицательность.

Альтернативными называют признаки, которые взаимно исключают друг друга и в норме не могут присутствовать у организма одновременно.

Ответ: карие глаза — голубые глаза, нормальный слух — врожденная глухота, праворукость (правша) — леворукость (левша).

4. Какие группы организмов называют чистыми линиями?

Чистые линии — группы организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомству в силу генетической однородности всех особей.

5. Что представляет собой моногибридное скрещивание? Какие закономерности выявил Г. Мендель на основе моногибридного скрещивания? Сформулируйте их.

Моногибридное скрещивание — скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по одной паре альтернативных признаков

На основе моногибридного скрещивания Г. Мендель выявил следующие закономерности:

1. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя): при скрещивании особей чистых линий, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, гибриды первого поколения будут единообразными по доминантному признаку.

2. Закон расщепления (второй закон Менделя): при скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по альтернативным признакам в соотношении: 3 части особей с доминантным признаком к 1 части особей с рецессивным признаком.

6. Каким образом можно установить, какой из двух альтернативных признаков является доминантным, а какой — рецессивным?

Доминантные и рецессивные признаки можно выявить на основании первого и второго законов Менделя.

Например, у одного родителя и всех его родственников глаза карие, а у другого родителя и его родственников – голубые. Дети в этой семье – кареглазые. На основании первого закона Менделя можно сделать вывод, что у человека карий цвет глаз доминирует над голубым.

Другой пример: в семье, где оба родителя имеют длинные ресницы, есть дети с длинными и короткими ресницами (или хотя бы один ребёнок с короткими ресницами). Применив второй закон Менделя, можно сказать, что длинные ресницы доминируют над короткими.


В видеоуроке рассматриваются законы, объясняющие механизм наследования, которые сформулировал Грегор Мендель. В данном уроке приводятся следующие понятия: чистые линии, аллели, фенотип, генотип.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание"

Грегор Мендель изучал закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение. Проводя опыты по скрещиванию различных сортов гороха, он установил ряд законов наследования, положивших начало генетике, известные нам как законы Менделя.

Основой работы Менделя был — гибридологический метод. Суть его заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, которые отличаются друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства.

Для своих первых опытов Мендель выбирал растения, чётко различающиеся по какой-либо паре признаков, например такие, как форма и цвет семян, цвет соцветий и высота растения.

Если скрещивать организмы, которые будут отличаться только по одному признаку (например, по цвету семян или только по форме семян), за который отвечают аллели одного гена, то такое скрещивание называют моногибридным.

Так как горох самоопыляемое растение, то в природных условиях его сорта не скрещиваются. При самоопылении горох даёт генетически идентичное и морфологически сходное потомство. Такие сорта называют чистыми линиями.

Мендель выбрал две чистые линии растений гороха, которые отличались только по одному признаку. У одних окраска горошин была всегда жёлтая, а у других всегда зелёная. (При условии самоопыления).


Если пользоваться терминами, которые появились через много лет после работ Менделя, то можно сказать, что клетки растений гороха одного сорта содержат по два гена только жёлтой окраски, а гены растений другого сорта — по два гена только зелёной окраски.

Гены, ответственные за развитие только одного признака (например, цвет семян), получили название аллельных генов.

Аллели — это различные формы одного и того же гена, которые расположены в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяют противоположные варианты развития одного и того же признака.

Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена жёлтого цвета семян), то такие организмы называют гомозиготными.

Если же аллельные гены различны (то есть один из них определяет жёлтую, а другой зелёную окраску семян), то такие организмы называют гетерозиготными.

В генетике совокупность всех генов какого-либо организма называют — генотипом.

А совокупность всех внешних, внутренних признаков и свойств организма называют — фенотипом.

Так как горох самоопыляемое растение, Мендель решил самостоятельно произвести перекрёстное опыление двух растений.

Семена гороха, опылённого опытным путём, были жёлтые.

Затем Мендель скрестил растения с пурпурными и белыми цветками. В результате получились гибриды с пурпурными цветками.

А при скрещивании гороха с гладкими и морщинистыми семенами наследовалась гладкая форма семян.

Преобладающие признаки (желтизну семян, пурпурный окрас цветков и гладкость семян) Мендель назвал доминантными. А подавляемые признаки (зелёный цвет семян, белый окрас цветков и морщинистость семян) — он назвал рецессивными.

Доминантные признаки принято обозначать прописными латинскими буквами, а рецессивные — строчными.

Исходя из данных опытов, Мендель сформулировал закон единообразия гибридов первого поколения, который гласит, что при скрещивании двух гомозиготных организмов, которые отличаются друг от друга одним признаком, все гибриды 1-го поколения будут иметь признак одного из родителей и поколение по данному признаку будет единообразным. Это первый закон Менделя.


В оплодотворённую яйцеклетку попали оба гена. Но почему же проявился только жёлтый цвет. Куда исчез зелёный?

Чтобы выяснить это, Мендель посеял семена первого поколения.

Теперь оплодотворение происходило как обычно — самоопылением.

Какими же будут семена у второго поколения гибридов? Среди жёлтых горошин оказались зелёные.

Проследим, каким образом получается такое соотношение.

При скрещивании гибридов первого поколения образуются такие сочетания.

А-большое А-большое… А-большое а-малое… А-большое а-малое… а-малое, а-малое.

Сочетание, где есть доминантный ген, даёт жёлтую горошину.

И только при сочетании рецессивных генов (а-малое, а-малое) — зелёную горошину.

Значит, рецессивный ген, отвечающий за зелёный цвет семян, не исчезал совсем. А был подавлен.

Мендель сорвал все бобы гороха. И подсчитал все горошины. Получилось, что 6022 горошины были жёлтого цвета, а 2001 ― зелёного.

То есть соотношение жёлтых и зелёных семян получилось три к одному (3:1).

Явление, при котором скрещивание приводит к образованию потомства частично с доминантными, частично с рецессивными признаками, получило название расщепления.

II закон Менделя, или закон расщепления гибридов во втором поколении гласит, что при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются организмы с рецессивными признаками. Они составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения.

Посмотрим, как происходит наследование признаков.

Выделим гомологичную пару хромосом. Обозначим гены (отвечающие за жёлтую окраску семян) на хромосомах условно точкой.

В результате мейоза получаются 4 половые клетки — гаметы. Каждая гамета содержит только один ген, который обуславливает жёлтую окраску семян. Таким же образом получаются гаметы, которые содержат гены зелёной окраски семян.

Далее мы будем показывать гаметы схематично. При слиянии женской и мужской гамет образуется оплодотворённая яйцеклетка ― зигота. В ней восстанавливается двойной набор генов. Теперь зигота несёт гены и жёлтой и зелёной окраски семян.

Зигота развивается в гибридное растение. На будущий год во время цветения вновь происходит мейоз.

И вновь образуются гаметы. Каждая хромосома несёт либо жёлтый, либо зелёный ген окраски семян.

Далее при слиянии женских и мужских гамет могут получиться такие сочетания: в трёх из них присутствуют доминантные гены, и лишь в одном оба гена рецессивные, дающие зелёные семена. Таким образом, цитологические данные подтвердили идею Менделя о чистоте гамет.

Мендель также работал над скрещиванием организмов, которые отличаются по двум признакам. Такое скрещивание называют дигибридным. Если скрещивать организмы, которые отличаются по трём признакам, то такое скрещивание называют тригибридным. Скрещивание особей, которые отличаются по нескольким признакам, называют полигибридным.

Гибриды, гетерозиготные по двум парам генов, называют дигетерозиготными, а в случае отличия их по трём и многим генам —три- и полигетерозиготными соответственно.

Грегор Мендель приступил к изучению результатов дигибридного скрещивания после того, как установил закономерности моногибридного скрещивания.

Он исследовал характер расщепления при скрещивании двух чистых линий гороха, которые отличались цветом семян (жёлтые и зелёные) и их формой (гладкие и морщинистые). При таком скрещивании признаки определяются различными парами генов: одна пара генов отвечает за цвет семян, другая — за их форму. При этом аллель жёлтой окраски горошин (А-большое), доминирует над зелёной (а-малое). А аллель гладкой формы семян (Бэ-большое) — над морщинистой (бэ-малое).


По закону единообразия гибридов первого поколения семена гороха (дигибридные семена) в поколении (Эф-один) были жёлтыми и гладкими. А генотип гибридов первого поколения — А-большое а-малое Бэ-большое — бэ-малое, т. е. является дигетерозиготным.

На второй год после самоопыления гибридов первого поколения во втором поколении, в соответствии с законом расщепления, вновь появились морщинистые и зелёные семена.

Оказалось, что 315 горошин были жёлтыми гладкими, 101 жёлтыми морщинистыми, 108 зелёными гладкими и 32 зелёными морщинистыми. Соотношение фенотипов очень близко к соотношению 9:3:3:1 девять к трём к трём к одному.


Вдоль одной стороны решётки располагают мужские гаметы, вдоль другой — женские. А в клетках таблицы на пересечении строк и колонок записывают генотипы потомства в виде комбинаций этих гамет.


В результате слияния четырёх видов гамет, возникающих у растений из первого поколения, во втором поколении (Эф-два) возникает девять различных генотипов. Но эти девять генотипов проявляются в виде четырёх фенотипов: жёлтые-гладкие, жёлтые-морщинистые, зелёные-гладкие и зелёные морщинистые семена. Причём соотношение фенотипов составляет 9:3:3:1. Cоотношение между жёлтыми и зелёными горошинами будет равняться 3:1. Такое же соотношение будет и между гладкими и морщинистыми семенами.

Таким образом, расщепление при дигибридном скрещивании представляет собой два независимо идущих моногибридных расщепления, которые как бы накладываются друг на друга.

Закон независимого наследования признаков (III закон Менделя). Мендель обнаружил что расщепление по разным признакам происходит независимо. В этом сущность третьего закона Менделя — закона независимого наследования признаков, или независимого комбинирования генов.

Он формулируется так: при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, наследуются независимо друг от друга.

Это означает, что при образовании материнских и отцовских гамет в каждую из них может попасть любой аллель из одной пары вместе с любым другим из другой пары.

Следует помнить, что данный закон справедлив в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных гомологичных хромосомах.

Так Мендель, не имея представления о генах, показал механизмы наследования признаков, изучая закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение.

Он проводил скрещивание растений гороха, при котором родительские формы анализировались по одной паре альтернативных признаков. Такое скрещивание называется моногибридным.

Если у родительских форм учитываются две пары альтернативных признаков, скрещивание называется дигибридным, более двух признаков – полигибридным.

Прежде чем проводить опыты, Г. Мендель получил чистые линии горохов с альтернативными признаками, т. е. гомозиготные доминантные (АА) – желтые и гомозиготные рецессивные (аа) зеленые особи, которые в дальнейшем скрещивались друг с другом.


При анализе результатов скрещивания оказалось, что все потомки в первом поколении одинаковы по фенотипу (проявляется доминантный признак желтой окраски – закон доминирования) и генотипу (гетерозиготны).

Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения как по фенотипу, так и по генотипу.


По фенотипу особи АА и Аа неотличимы (желтые), поэтому наблюдается расщепление в отношении 3:1 (три части потомков с желтыми семенами и одна часть – с зелеными). По генотипу соотношение будет: 1АА (одна часть – желтые гомозиготы):2Аа (две части – желтые гетерозиготы):1аа (одна часть – зеленые гомозиготы).

Второй закон Менделя – закон расщепления: при скрещивании гибридов первого поколения наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

Доминантный ген не всегда полностью подавляет действие рецессивного гена. В таком случае все гибриды первого поколения не воспроизводят признаки родителей – имеет место промежуточный характер наследования.

Промежуточный характер наследования

Во втором поколении доминантные гомо- и гетерозиготы будут отличаться фенотипически и расщепление по фенотипу и генотипу одинаково (1:2:1). Например, при скрещивании гомозиготных растений ночной красавицы с красными (АА) и белыми (аа) цветками первое поколение получается с розовыми цветками (промежуточное наследование).

Во втором поколении расщепление по фенотипу, как и по генотипу, будет: одна часть растений с красными цветками, две части – с розовыми и одна часть – с белыми.


Анализирующее скрещивание. При полном доминировании судить о генотипе организма по его фенотипу невозможно, поскольку и доминантная гомозигота (АА), и гетерозигота (Аа) обладают фенотипически доминантным признаком. Для того чтобы отличить доминантную гомозиготу от гетерозиготной, используют метод, называемый анализирующим скрещиванием, т. е. скрещивание исследуемого организма с организмом, гомозиготным по рецессивным аллелям. В этом случае рецессивная форма (аа) образует только один тип гамет с аллелем а, что позволяет проявиться любому из двух аллелей исследуемого признака уже в первом поколении.

Моногибридным скрещиванием называется

Чистой линией называют

В потомстве, полученном от скрещивания двух розовых гетерозиготных растений, были растения с цветками красной, белой и розовой окраски. Каков процент розовых цветков?

При скрещивании двух высокорослых (С) растений было получено 25% семян, из которых выросли низкорослые растения. Каковы генотипы низкорослых растений?

Какое потомство получится при скрещивании комолой (безрогой) гомозиготной коровы с рогатым быком? Ген комолости B доминирует.

Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы

Первый закон Г. Менделя заключается в

Расщепление в F2 в соотношении 9:3:3:1 по фенотипу и (1:2:1) 2 по генотипу характеризует

При скре­щи­ва­нии двух мор­ских сви­нок с чер­ной шер­стью (до­ми­нант­ный при­знак) по­лу­че­но потом­ство, среди ко­то­ро­го особи с белой шер­стью со­ста­ви­ли 25%. Ка­ко­вы ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей?

Ожидаемый фенотип у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)

По фенотипу, формула расщепления – 3 желтых гороха, 1 зеленый горох. Значит, формула расщепления по генотипу будет

Генетические изменения признаков в потомстве F2 моногибридного скрещивания

Определите соотношение расщепления по генотипу и фенотипу у гибридов F2 при моногибридном скрещивании

Читайте также: