Многие животные на своей шерсти распространяют плоды растений это пример

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Однажды учёные поставили опыт: на груше­вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной!

Выскажи предположение, почему это произошло.

Пчёлы питаются нектаром, но одновременно являются насекомыми-опылителями. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Если опыления нет, то на растении не появляются плоды.

1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?

Мы видим, что плоды клёна, берёзы или липы напоминают маленькие самолётики, они очень лёгкие и разлетаются на большие расстояния. Так эти деревья приспособились для распространения семян.

Плоды череды и репейника распространяются иначе. Они имеют колючки-крючочки, которыми цепляются за шерсть животных и одежду человека. И животные или человек, переносит эти плоды.

Плоды одуванчика тоже очень лёгкие, похожие на парашютики. Их разносит ветер, но по форме они отличаются от плодов деревьев. Ведь одуванчик трава и растёт у самой земли. Поэтому чтобы его семена могли путешествовать, они должны взлетать. Вот у них и выработалось такое приспособление к полёту.

2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Плоды должны путешествовать потому, что растениям нужно расселяться на новых территориях. Там, где они растут, уже мало места для молодой поросли, ведь ей нужно открытое пространство. Чтобы добраться до него, плодам приходится путешествовать.

Как развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.

Изготовим модель, показывающую процесс развития из семени растения. Это можно сделать с помощью рисунка.

Модель, показывающая развитие растения для 3 класса

Сперва покажем простое семя, помещённое в землю. Над землёй можно нарисовать солнечные лучи и струи воды, имитирующие полив.

На следующей картинке покажем, как у семени появляется корешок.

Затем над поверхностью почвы появится росток, маленький, зелёный, с ещё не сформировавшимися листьями

Затем у ростка появляются листья.

И на последнем рисунке можно показать взрослое растение.

Обсудим!

1. Семя — это живое или неживое тело?

Семя — это живое тело, прежде всего потому что является одним из этапов развития растения, живого объекта. Семя дышит, ему нужно тепло и вода. И мы должны помнить, что в природе никогда не происходит превращения неживого в живое, а из семени появляется живое растение.

2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Для прорастания семян требуется несколько условий: тепло, вода, воздух. В пакетике есть только тепло, но одного тепла недостаточно для того, чтобы семя начало прорастать.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителями, они помогают образоваться плодам. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после проведения опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, почва, свет, вода, воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сперва образуется корешок, потом появляется росток, распускаются листья. А потом росток превращается во взрослое растение.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: опыление.

  • Опыление — процесс переноса пыльцы, в результате которого завязывается плод.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой плоды многих деревьев и кустарников можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их часто растаскивают грызуны и птицы.

Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.

А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.

3. Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).

Многие животные помогают распространяться растениям.

Происходит это по-разному.

Например, насекомые опыляют цветки и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

А также помогают распространяться семенам птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.

Участвуют в распространении семян и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю, орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Смотри также:

На следующем уроке

Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Без растений невозможна жизнь, потому что они выделяют кислород, который нужен для дыхания. Также они образуют органические вещества из воды и углекислого газа, служащие пищей всем животным.

В Красную книгу внесены многие виды растительного мира, например, ландышей, тюльпанов, маков, безвременник. Многие деревья также внесены в Красную книгу.

В Московской области нуждаются в охране: ветреница лесная и дубравная, княженика, клюква, морошка, адонис весенний, медвежье ушко, толокнянка и многие другие.

Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения "Окружающего мир" в начальной школе.

Актуальность занятия:

Живая природа планеты представлена царством растений, цар­ством животных, царством грибов и царством бактерий (микроорганизмов). Царство животных объединяет в сегодняшней жизни Земли около 1,5 млн. видов.

Вместе с растениями и другими организмами животные участвуют в переме­щениях химических веществ и элементов, в их круговороте в природе и обеспечивают таким образом ее единство. Роль животных в жизни планеты чрезвычайно

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Основные понятия

Нектароядные птицы. Насекомые-опылители. Расселение растений

Рассматриваемые вопросы

1.Какие животные участвуют в опылении растений?

2.Как растения приспособлены к опылению животными?

3.Почему кедровку и сойку считают распространителями семян деревьев?

1.Роль животных в опылении растений

Важную роль играют животные как опылители растений. Их связь с опы­лением основывается на том, что животные используют в пищу нектар и пыльцу цветков. Желающих полакомиться вкусными и питательными дарами растений много. В поисках нектара цветки посещают нектароядные птицы: попугаи, нек тарницы, колибри, цветочницы, медососы. Подсчитано, что более 2000 видов тропических птиц участвуют в опылении.

Для добывания нектара у них есть своеобразные приспособления. Тропи­ческая птичка — колибри — мельчайшая среди птиц (рис. 2). Ее тело имеет дли­ну 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходит длину тела. Этим длин­ным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследст­вии оставит на другом цветущем растении. Помимо птиц растения опыляют и некоторые нектароядные летучие мыши — листоносы. Масса землеройковид­ного листоноса всего 5-10 г. Как и колибри, листонос зависает у цветка в трепе­щущем полете и высасывает нектар длинным языком.



Рис. 2. Колибри у цветка Рис. 3. Соцветие и насекомые-опылители (бабочка, пчела, шмель, муха)

И все же особенно важную роль в опылении растений играют насекомые- опылители, принадлежащие к трем отрядам — перепончатокрылым (пчелы, шме­ли), двукрылым (мухи), чешуекрылым (бабочки) (рис. 3). Опыляют растения и жуки. Тело насекомого обильно опушено мелкими волосками, и пыльца на них задерживается. Летая с цветка на цветок, насекомые эту пыльцу переносят. А пче­лы даже имеют на задних лапках корзиночки, куда счищают пыльцу и несут ее в улей, чтобы накормить матку и развивающихся личинок.

Известно, что многие бобовые растения опыляются шмелями. В прошлом веке в Австралию был завезен луговой клевер, но из-за отсутствия опылителей — шмелей — он не приносил семян. Для семенного размножения этого растения по­требовалось ввезти шмелей — его опылителей.

Считают, что в эволюции растительности на Земле именно насекомые ока­зали влияние на возникновение и формирование покрытосеменных растений. В настоящее время насекомые опыляют большинство цветковых растений.

2.Роль животных в распространении растений

Животные способствуют и расселению растений. Споры мхов и папоротни­ков на своем теле переносят насекомые. Семена растений с поверхности в глубь почвы перемещают жуки-навозники. Липкие и колючие плоды и семена цепляют­ ся за ноги животных, шерсть, оперение и переносятся на значительные расстоя­ния. Расселению растений на новые территории способствуют птицы и млекопи­тающие, запасающие плоды и семена на зиму.



Распространители семян: 1 — кедровка; 2 — сойка; 3 — бурундук; 4 — белка

Многие сочные плоды с удовольствием едят разные животные. Семена не перевариваясь проходят через пищеварительный тракт и прорастают в новом месте, будучи выброшенными с экскрементами. Распространению лесных ягодни­ков способствуют многие лесные грызуны.

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.

Однажды учёные поставили опыт: на груше­вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной!

Выскажи предположение, почему это произошло.

Пчёлы питаются нектаром, но одновременно являются насекомыми-опылителями. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Если опыления нет, то на растении не появляются плоды.

1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?

Мы видим, что плоды клёна, берёзы или липы напоминают маленькие самолётики, они очень лёгкие и разлетаются на большие расстояния. Так эти деревья приспособились для распространения семян.

Плоды череды и репейника распространяются иначе. Они имеют колючки-крючочки, которыми цепляются за шерсть животных и одежду человека. И животные или человек, переносит эти плоды.

Плоды одуванчика тоже очень лёгкие, похожие на парашютики. Их разносит ветер, но по форме они отличаются от плодов деревьев. Ведь одуванчик трава и растёт у самой земли. Поэтому чтобы его семена могли путешествовать, они должны взлетать. Вот у них и выработалось такое приспособление к полёту.

2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Плоды должны путешествовать потому, что растениям нужно расселяться на новых территориях. Там, где они растут, уже мало места для молодой поросли, ведь ей нужно открытое пространство. Чтобы добраться до него, плодам приходится путешествовать.

Как развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.

Изготовим модель, показывающую процесс развития из семени растения. Это можно сделать с помощью рисунка.

Модель, показывающая развитие растения для 3 класса

Сперва покажем простое семя, помещённое в землю. Над землёй можно нарисовать солнечные лучи и струи воды, имитирующие полив.

На следующей картинке покажем, как у семени появляется корешок.

Затем над поверхностью почвы появится росток, маленький, зелёный, с ещё не сформировавшимися листьями

Затем у ростка появляются листья.

И на последнем рисунке можно показать взрослое растение.

Обсудим!

1. Семя — это живое или неживое тело?

Семя — это живое тело, прежде всего потому что является одним из этапов развития растения, живого объекта. Семя дышит, ему нужно тепло и вода. И мы должны помнить, что в природе никогда не происходит превращения неживого в живое, а из семени появляется живое растение.

2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Для прорастания семян требуется несколько условий: тепло, вода, воздух. В пакетике есть только тепло, но одного тепла недостаточно для того, чтобы семя начало прорастать.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителями, они помогают образоваться плодам. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после проведения опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, почва, свет, вода, воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сперва образуется корешок, потом появляется росток, распускаются листья. А потом росток превращается во взрослое растение.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: опыление.

  • Опыление — процесс переноса пыльцы, в результате которого завязывается плод.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой плоды многих деревьев и кустарников можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их часто растаскивают грызуны и птицы.

Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.

А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.

3. Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).

Многие животные помогают распространяться растениям.

Происходит это по-разному.

Например, насекомые опыляют цветки и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

А также помогают распространяться семенам птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.

Участвуют в распространении семян и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю, орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Смотри также:

На следующем уроке

Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Без растений невозможна жизнь, потому что они выделяют кислород, который нужен для дыхания. Также они образуют органические вещества из воды и углекислого газа, служащие пищей всем животным.

В Красную книгу внесены многие виды растительного мира, например, ландышей, тюльпанов, маков, безвременник. Многие деревья также внесены в Красную книгу.

В Московской области нуждаются в охране: ветреница лесная и дубравная, княженика, клюква, морошка, адонис весенний, медвежье ушко, толокнянка и многие другие.


Как распространяются плоды

Существует 4 способа распространения плодов.

  • Самый надёжный и эффективный способ — использование животных и людей.
  • Не менее удачный способ — разнесение ветром.
  • Потоки воды тоже могут далеко унести плоды.
  • Растение самостоятельно разбрасывает плоды. Не очень результативный метод, так как семена остаются поблизости.

Есть растения, у которых соединяются 2 способа. При рассмотрении примеров станет ясно, что главный из них один.

Распространение с участием животных и людей

Участие животных и людей может проявляться по-разному.

Птицы и звери съедают сочные плоды, например, ягоды рябины, опавшие яблоки. Плод переваривается, семена сбрасываются на землю с помётом. Прорастающее семя сразу получает удобрение.

Существуют растения, у которых созревшие семена имеют крючки и легко покидают материнское растение. Такие плоды крючками цепляются на шерсть, перья, одежду человека и путешествуют вместе с ними. Так распространяются череда, водяной орех, репейник.

Грызуны прячут орехи, жёлуди, каштаны под корнями деревьев, выкапывают ямки. Часть запасов хозяева съедают, часть забывают. Забытые припасы прорастают, иногда в соседнем лесу, на поляне.

Белка с шишкой

Рис. 1. Белка с шишкой.

У людей есть возможность распространять растения в другие регионы, на другие материки. Временами это делают специально, но чаще — ненамеренно. Семена прилипают к обуви, колёсам автомобилей, к днищу лодок.

В Антарктиде появился второй злак — мятлик однолетний, занесённый туда случайно.

Рассеивание ветром

Разносятся ветром только созревшие семена, имеющие своеобразное строение.

  • Семя снабжено пушистыми выростами (ива, иван-чай), парашютами (одуванчик, козлобородник, бодяк).
  • У семени имеется крылышко. Оно может быть маленьким, как у берёзы, или большим, как у клёна.
  • В конце вегетации растение целиком отрывается от грунта и уносится ветром. Так образуется перекати-поле в пустыне.

Семена берёзы мелкие, лёгкие — в 1 грамме помещается 5000 семян, которые улетают на 100–150 м.

Перекати-поле в пустыне

Рис. 2. Перекати-поле в пустыне.

Путешествие по воде

Вода разносит семена водных и прибрежных растений. Чтобы хорошо плавать, плоды обладают пористым строением, как кокос, или настолько лёгкие, что не тонут, например, ольха.

Кокос, проросший на пляже

Рис. 3. Кокос, проросший на пляже.

Самостоятельное рассеивание

Многие бобовые разбрасывают семена самостоятельно: сухие створки боба скручиваются, семена выбрасываются наружу (мышиный горошек, фасоль, люпин).

Коробочка касатика болотного качается на ветру, семена высыпаются в воду. Сам плод — коробочка — не меняет положения, остаётся на стебле.

Что мы узнали?

Существуют 4 способа распространения плодов — животными, ветром, водой, самопроизвольный. В докладе на уроке по окружающему миру в 3 классе можно упомянуть такие названия растений и примеры их распространения: репейник разносят животные и люди, семена одуванчика и ивы рассеиваются ветром, а горох и фасоль самостоятельно разбрасывают плоды.

Читайте также: