Мини музей народные промыслы в детском саду описание

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:

1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

2.Развивать воображение детей.

3.Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе стоит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), Люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы бабушку Арину и деда. Хозяева избы часто предлагают детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе: стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.

Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры.

При организации мини-музея учитывались следующие принципы: интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.

Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), прялка, веретено, самовар, сундук, коллекцию игрушек в народных костюмах, обереги и много всего прочего.

Здесь представлен также обширный материал из декоративных элементов. А для людей, которые глубоко интересуются историей своего народа, имеется методический материал: книги, конспекты, игры, аудио и видео пособия.

Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство — мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе

Использование атрибутов музея.

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе

Использование атрибутов музея.

Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент.

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе

Использование атрибутов музея.

Для того, чтобы сделать избу для мини музея народной куклы и народного быта нам понадобиться:

Плотный гофрированный картон от бытовой техники.

При изготовлении данной модели избушки для мини музея народной куклы мы использовали акриловые краски. Они хорошо ложатся на картон, быстро сохнут, почти не имеют запаха. После высыхания – не пачкаются. Можно использовать и гуашевые краски. Но по окончанию работы теремок нужно будет покрыть лаком. Это необходимо по двум причинам. Первая и уже достаточная – даже высохшая гуашь мажется и пачкает одежду. И вторая – косметическая. На картоне гуашь теряет яркость, но после покрытия лаком становится снова яркой и нарядной.

Нам придется вырезать очень много деталей из картона. Для резки всех прямых линий используйте нож и толстую прочную линейку. Чтобы не испортить стол, не забудьте подложить при резке что-нибудь прочное – кусок оргалита, например.

Берем картон от коробки для бытовой техники. В нашем случае мы берем размер 41х35см. Но размер может быть любой, какой будет удобен вам. Размечаем фломастером будущие окна и крышу.



Вырезаем намеченные окошки и скат крыши


Красим заготовку избы.


Берем еще один кусок картона размером 90х31см. Делим его на три части и сгибаем по намеченным линиям. Приклеиваем центральную часть этого картона к изнаночной стороне заготовки избы.Прорезаем окошки во втором слое картона.


Делаем прорези в боковых картонных стенах нашей избы. Размеры указаны на рисунке. По желанию делаем скосы крыши, вырезаем абрис трубы.


Красим внутренние стены нашей русской избы-мини музея народной куклы и народного быта.


Вырезаем из картона прямоугольники 35х12 и 35х6 см. Округляем одну из длинных сторон большего прямоугольника. На расстоянии 30 см друг от друга делаем просечки по нижнему краю этого же прямоугольника. Длина прорезей — 5 см.


Красим обе детали с двух сторон.


Главная Фольклор

Автор: Бубникова Л.А.

Проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить

духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для

практики дошкольного образования. Однако введение в словарь ребенка давно не использующихся в обыденной жизни обозначений и названий,

заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов приводит к тому, что эти понятия не востребуются детьми в самостоятельной

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что

пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их

радовало, а что тревожило?

Я считаю, что найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры.

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть

успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному

воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе

воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают,

как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России

невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует

его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на

привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством,

развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому

учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности

обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея

Постановка проблемы:

  • воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства по причине занятости или не заинтересованности родителей.
  • у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок, загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашего обихода;
  • недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях русского народа

рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала.

  • педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русской народной культуры — педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или, сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад;
  • окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реально приобщить дошкольников к народной культуре
  • Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовнонравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

  • Познакомить детей с устройством русской избы.
  • Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  • Познакомить с традициями русского народа.
  • Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами.
  • Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
  • Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).
  • Знакомство с русскими народными хороводными играми.
  • Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре.
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Проблемы:

  • Недостаток подлинных экспонатов народного быта и нехватка места для их размещения в групповом помещении.
  • Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна и не решает поставленных перед ним задач.

Гипотеза:

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы исследования:

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках самостоятельной

Рассказ о народных обычаях и традициях

План работы по созданию мини-музея.

I Этап (подготовительный):

1. Изучение литературы по данной теме;

составление перспективно – тематического плана;

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и

направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Диагностика детей о русской культуре.

4. Обогащение развивающей среды.

Материальное:

стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д.

коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);

домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан,

прибаутки и т. д.).

Научно-методическое:

II Этап (основной):

1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных

2. Чтение русско-народных сказок.

3. Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

4. Проведение консультаций для родителей и педагогов.

5. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво –

6. Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку

III Этап (заключительный):

Работа с родителями:

Свою работу мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями –

без их заинтересованности было бы трудно добиться положительных

результатов по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Родители активно участвовали в создании мини-музея: они приносили

экспонаты, помогали в оформлении, вместе с детьми изготавливали поделки.

Например, смастерили русскую печку своими руками для русской избы.

Принесли вышитые салфетки, сшили для куклы русский национальный

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры важно,

чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных

воздействий. Поэтому мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними

организовывали совместные выставки, подготавливали вечера досуга. Такая

совместная работа позволяет родителям лучше узнать способности и

возможности своего ребенка.

Диагностика показала, что у детей преобладает высокий и средний

уровень знаний по выделенным блокам. Дети с интересом усваивают

сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений:

используют в активной речи пословицы и поговорки, загадки, считалки,

образные выражения, знают народные приметы, умеют делать

соответствующие умозаключения. Знают названия основных праздников и

умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеют

представление о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и

внутреннем убранстве. Называют предметы народного быта, рассказывают

об их назначении. Определяют характерные особенности народного костюма.

Знают названия и правила русских народных игр, с удовольствием в них

Родителям было предложено заполнить анкету «Приобщение детей к

родителей считают, что детей необходимо знакомить с русской народной

Определение перспектив в дальнейшей работе:

Мы намерены продолжать свою работу по приобщению детей к

истокам русской народной культуры.

Мы планируем обогащение развивающей предметно-пространственной

среды на участке нашей группы. Мы хотим разбить грядки для овощных

культур, сделать забор в виде плетня, изготовить макет мельницы и колодца.

Родители хотят сделать вместе с детьми и поставить возле грядок пугало.

В новом учебном году мы продолжим дополнять мини-музей новыми

экспонатами. Мы хотим сделать коромысло, расписать ведра под хохлому,

Мы планируем создание видеороликов на темы: «Как в старину ткали

Для мальчиков мы собираемся разработать интерактивный сундучок «Дело

можно построить миниатюрные модели.

Для девочек мы сделаем сундучок, который поставим в мини-музей и

изучения русского народного костюма, а одежду в старину хранили в

сундуках. Сундучок мы хотим расписать под городецкую роспись; также в

сундуке будут лежать раскраски, книги и журналы о русском национальном

костюме. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются

ткани, ленты, кружево, шитье, бусины, шнуровки.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной

культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный

процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем,

предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками, и традициями,

играми и фольклором.

Для того, чтобы этот процесс стал эффективнее, нами, воспитателями, был

было создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры через организацию мини-музея

В ходе осуществления данного проекта была создана обстановка, которая

средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый

комплекс ощущений. Уникальные условия способствовали развитию

представлений о культуре русского народа, пониманию закономерностей

происходящего, развитию речи, а также формированию у ребенка

уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развитию

Реализация проекта позволила повысить интерес дошкольников к занятиям,

изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок

получил возможность проявить себя в драматизации сказок, проведении игр,

выполнении творческих заданий. Большой интерес к проекту проявили

родители. Они помогли обогащению развивающей предметнопространственной среды. А педагоги нашего детского сада не только дали


Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов; • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей; Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

Игровая деятельность:

Подвижные народные игры;

Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

Помочь детям разучивать стихи;

Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;

Обобщающий этап

Оформление выставки рисунков и поделок детей;

Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративноприкладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012. 7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009. 9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.


-80%


Цель : Ф ормирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России , воспитание чувства гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Расширить представления детей о русских народных промыслах (Гжели, Хохломе, Дымковской игрушке) .

Формировать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.

Развивать познавательную активность, внимание, память, связную речь.

Расширять словарный запас

Развивать интерес к народным промыслам

Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.

Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий народных мастеров .

Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Материалы и оборудование:

Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка.

(Воспитатель встречает детей в русском народном костюме)

Воспитатель: - Мой звоночек звенит, заливается. И ребятки ко мне собираются. Собираемся все в круг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

1. Знакомство с детьми.

Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что при встрече люди здороваются, и этим словом они желают друг другу здоровья.

Давайте, пожелаем здоровья друг другу. Здравствуйте! И нашим гостям.

Я соберу ваши имена в ладони ( воспитатель подходит к каждому ребенку, ребенок говорит свое имя и касается ладони воспитателя ). Какие красивые имена, я их оставлю себе на память.

Ребята, вы наверно обратили внимание на мой костюм. Вам нравится мой наряд? В старину на Руси многие женщины ходили в таких нарядах. Вы знали об этом? Все были мастерицы, и каждая украшала свой наряд сама. Часто вы видите такой наряд на улицах города? Где можно увидеть старинные предметы, посуду, домашнюю утварь, одежду? ( В музее)

- Ребята, этот костюм сегодня я надела неспроста.

(Дети подходят к первому стенду - Гжель)

Дер евня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье - Гжель

- Это ребята народный художественный промысел Гжельская роспись.

Чашка эта голубая

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает

Не растает синий луг.

Расцветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фаянсе!

- Ребята, понравилась ли вам роспись Гжель? Какие цвета используются в этой росписи?

- Продолжим нашу экскурсию.

(Дети подходят ко второму стенду - Хохлома)

- Посмотрите, какая красивая посуда.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки. Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.

( Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы с хохломской росписью)

- Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. Ребята, обратите внимание , какие основные цвета используют в хохломской росписи?

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему,

Очень часто называют

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Ребята, прежде чем перейти к следующему стенду, предлагаю вам немного размяться.

-Теперь отправляемся дальше.

(Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой)

- Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня, и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?

- Это один из русских народных глиняных художественных промыслов – Дымковская игрушка . Возник он в заречной слободе Дымково , близ города Вятки.

( Дети рассматривают картинки и предметы дымковской росписи. Воспитатель обращает внимание детей на цвета используемые в данной росписи).

-Для этой росписи используют сочетания ярких цветов. красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Яркой глиняной игрушкой:

С голосами тонкими,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

- Ребята, вот мы и познакомились со знаменитой русской росписью Гжель, Хохлома и Дымка.

- У меня для вас есть сюрприз!

(На полке мольберта лежит коробка, завёрнутая в платок. Педагог обыгрывает ситуацию – сюрпризный момент)

- Это игра… Вы хотите поиграть в лото?

- Я вам предлагаю пройти к столам и поиграть в эту игру.

(Дети присаживаются за столы, воспитатель раздает карточки, два ведущих).

- Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили особенности каждой росписи. Я загадаю вам загадки:

Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она - (Золотая Хохлома)

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымковская игрушка)

Эта роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы на веточках тонких. (Гжель)

- Вы хорошо всё запомнили, я думаю, что все карточки вы заполните верно.

- Вот и закончилась игра. Понравилась она вам? Она останется у вас в группе.

(дарит игру детям).

- Ребята, интересная экскурсия у нас получилась?

- Какая роспись вам больше всего понравилось и почему?

- Я приготовила вам раскраски. Сегодня вечером вы сможете побыть мастерами и самостоятельно сделать роспись любого предмета. Здесь у меня есть посуда, шкатулки, игрушки…

- Потом вы сможете создать у себя в группе мини-музей народных промыслов.

Читайте также: