Минеральные удобрения конспект урока
Добавил пользователь Cypher Обновлено: 15.09.2024
Удобрения - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
Минеральные удобрения - это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.
Органические удобрения - удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)
Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.
Почвенное питание - процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
Корневые волоски - выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
1. Растение становится бледно - зеленым.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Правильный ответ:
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Урок по сельскохозяйственному труду 8 класс
Расширить знания учащихся об удобрениях их значении для роста и развития растений.
Развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы, активности, необходимых для самостоятельной жизни.
Развивать внутреннюю мотивацию к учению через исследовательскую деятельность, личностно-значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы
Формировать представление учащихся о необходимости правильного применения минеральных и органических удобрений. Воспитывать желание трудиться, выращивать урожай.
Проблему, которую призван решить урок:
Как удобрения влияют на рост и развитие растений.
На столах учащихся:
Коллекция минеральных и органических удобрений, наборы удобрений для подкормки комнатных растений, печатный материал, карточки, задания
Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация презентации, таблиц); практическая (работа с раздаточным материалом); частично-поисковый (работа с дополнительным материалом); проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.
Основные понятия и термины урока: органические, минеральные, азотные, фосфорные, калийные удобрения.
Сегодня у нас будет интересный урок, будьте внимательны, старательны и доброжелательны друг к другу. Желаю Вам хорошего настроения, интересных заданий, успехов в их выполнении.
II . Актуализация знаний учащихся.
Слайд №1 Слайд №2
Что за сила заложена в земле, если из неё каждый год могут вырастать на лугах травы и цветы, на полях различные культуры, а плодовые деревья вырастают небывалой красоты.
Народы разных стран называют землю матерью потому, что у неё есть особое качество - плодородие.
Плодородие – это способность год за годом давать урожай растений и производить пищу для всего живого.
Ребята, давайте вспомним, что такое почва.
Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растения могут расти и давать урожай.
Ответ: почва ( Слайд №4)
А может ли почва постоянно давать хороший урожай?
Да, её нужно постоянно обрабатывать - вспахивать, культивировать, бороновать, вносить удобрения.
А что такое удобрения? (Ответы учащихся по слайду №5)
Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие .
Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие.
Ребята, вспомните, пожалуйста, а какие удобрения называют минеральными? (Слайд №6)
Минеральные удобрения – это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений элементы питания.
Чтение определения по слайду.
Минеральные удобрения – это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений элементы питания.
Сегодня на уроке мы узнаем ещё больше о минеральных удобрениях и правильно научимся их применять. Но при изучении нового материала нам понадобятся знания предыдущих уроков.
Ученик: Да. Органические удобрения – это те, которые образуются из остатков растительного и животного происхождения. Минеральные удобрения изготавливаютя на химических заводах. (Слайд № 8)
.
Учитель: Сейчас проверим ваши знания по карточкам.
Проверка знаний : Слайд №9
Задание1. I вариант: выписывает органические удобрения;
II вариант: выписывает минеральные удобрения.
Слайд № 9 Проверка знаний
Задание1. I вариант: выписывает органические удобрения;
II вариант: выписывает минеральные удобрения:
а) навоз, б) селитра , в) компост , г) суперфосфат, д) хлористый калий, е) птичий помет, ж) торф, з) нитрофоска
а) навоз, б) селитра , в) компост , г) суперфосфат, д) хлористый калий, е) птичий помет, ж) торф, з) нитрофоска
Ответы: 1 вариант: а, в, е, ж.
2 вариант: б, г, д, з.
Учитель: А теперь проверим друг у друга по слайду №10
а) навоз б) селитра
в) компост г) суперфосфат
е) птичий помет д) хлористый калий
ж) торф, з) нитрофоска,
А сейчас вспомним, на какие две группы подразделяются минеральные удобрения.
Ученик : Удобрения подразделяются на 2 группы - простые и сложные.
Простые содержат 1 элемент питания. Если оно содержит азот, то такое удобрение называется азотными, если фосфор – фосфорными, калий – калийными.
В состав сложных или комплексных удобрений входят два, три, и более элементов питания.
Учитель: Вот и сейчас выполните такое задание по карточкам.
Задание 2. Слайд№11
I вариант: выписывает из списка сложные минеральные удобрения;
II вариант: выписывает из списка простые минеральные удобрения.
а) аммиачная селитра;
б) калийная селитра;
в) сульфат аммония;
Слайд № 11 Проверка знаний
Задание1 I вариант: выписывает из списка сложные минеральные удобрения;
II вариант: выписывает из списка простые минеральные удобрения.
а) аммиачная селитра;
б) калийная селитра;
в) сульфат аммония;
Ответы: 1 вариант: б, г, е.
2 вариант: а, в, д.
Учитель : А теперь проверим друг у друга по слайду №12.
а) аммиачная селитра - простое м/у;
б) калийная селитра - сложное м/у;
в) сульфат аммония - простое м/у;
г) аммофос - сложное м/у;
д) мочевина - простое м/у;
е) нитрофоска - сложное м/у;
Задание 3: Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие. (Слайд 13)
Задание 3 : Исключи лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие
Фосфор, кислород, азот, калий, кальций, железо.
Фосфор, кислород, азот, калий, кальций, железо.
Ученик: Кислород - это вещество растения поглощают из воздуха, а остальные вещества находятся в почве.
Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо. Скажите, пожалуйста, что необходимо делать, если почва истощается, в ней недостаточно питательных веществ для роста и развития растений?
Ученик: Необходимо почву удобрять, это значит - вносить удобрения.
Учитель: Одним из основных условий роста и развития растений это сроки внесения удобрений.(Слайд №14)
О сроках внесения удобрений мы прочтем в тексте учебника. (Читают поочерёдно текст учебника на странице 65.)
Основное внесение удобрений.
Беседа по прочитанному тексту учебника:
Чем отличается припосевное внесение удобрений, от подкормки?
Какие виды внесения удобрений вы узнали?
Как можно обнаружить недостаток питательных веществ в почве?
По внешним признакам растений.
Учитель: Ребята пройдитесь по классу и найдите растения, которым нужна ваша помощь, и расскажите какая. (Ребята выбирают комнатные растения, у которых листья желтеют, закручиваются и с пятнами.)
Ученик 1 . Если в почве недостаток азота , окраска листьев бледно-зеленая, листья желтеют, размеры не большие, и они опадают.
Ученик 2. Если в почве мало калия , то ткани по краям листа желтеют, буреют и отмирают. Края листьев закручиваются к низу, наблюдается морщинистость.
Ученик 3. Недостаток фосфора - листья темно-зелёной окраски, появляются красноватые оттенки, а иногда и чёрный цвет засыхающих листьев.
Ученик 4. Не хватает железа - листья бледно-зелёные, ткани не отмирают.
Учитель: (Обращается к классу). Когда вы обнаружите, что вашим растениям недостает питательных веществ, что будете делать?
(Предполагаемый ответ - будем подкармливать растения.)
Где будете приобретать удобрения? (в магазине)
На что будете обращать внимание? (на инструкцию по применению)
Цель : научить пользоваться инструкцией при покупке удобрений в магазине.
Учитель: А сейчас ребята вы свои знания закрепите на практике.
Учащиеся подкармливают комнатные растения, используя удобрения согласно инструкции.
У ней для всех хватает доброты, и мы живем, запечатлев навеки в душе её прекрасные черты – поля, леса, луга, моря и реки.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Эту разработку я использую при проведении урока химии в 9-ом классе. В разработке раскрывается значение минеральных удобрений, их ценность для растений. В игровой форме знакомятся обучающиеся с разными группами удобрений и научатся определять их , используя лабораторное оборудование. Здесь же рассматриваются вопросы охраны окружающей среды.конспект урока "Минеральные удобрения"
Актуализировать связь между строением вещества, его свойствами и применением.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: работа в парах и индивидуальная.
Периодическая система химических элементов, мультимедийный проектор, компьютер.
Организационный момент. Взаимное приветствие учеников и учителя. Проверка готовности класса к уроку.
Какие элементы необходимы для нормального роста и развития растений?
Откуда растение берет основные элементы питания?
Учитель: сформулируем тему нашего урока и определим его задачи.
Тема урока: Минеральные удобрения на вашем участке.
Задачи урока: изучить основные виды минеральных удобрений, их влияние на рост и развитие растений, освоить методы определения удобрений.
Инструктаж по технике безопасности.
Работа в парах по карточкам-инструкциям (Приложение 2) и с материалом учебника. Учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения.
В процессе выполнения работы заполняем таблицу (Приложение 4).
Как определить потребность растений в тех или иных элементах питания?
По каким признакам отличаются фосфорные удобрения от калийных?
Как отличить фосфоритную муку от суперфосфата?
Рыба не выживет, поскольку содержание NH4NO3 в воде составит 0,21% (выше токсической нормы)
Учитель: подведем итог нашей работы. Мне понравилось, как вы работали на уроке, особенно хочу отметить…
Учитель: а теперь я хочу услышать ваше мнение об уроке. Закончите, пожалуйста, фразы:
Читайте также: