Минеральные удобрения конспект урока

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 15.09.2024

Удобрения - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения - это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения - удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание - процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски - выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно - зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Правильный ответ:

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок по сельскохозяйственному труду 8 класс

Расширить знания учащихся об удобрениях их значении для роста и развития растений.

Развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы, активности, необходимых для самостоятельной жизни.

Развивать внутреннюю мотивацию к учению через исследовательскую деятельность, личностно-значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы

Формировать представление учащихся о необходимости правильного применения минеральных и органических удобрений. Воспитывать желание трудиться, выращивать урожай.

Проблему, которую призван решить урок:

Как удобрения влияют на рост и развитие растений.

На столах учащихся:

Коллекция минеральных и органических удобрений, наборы удобрений для подкормки комнатных растений, печатный материал, карточки, задания

Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация презентации, таблиц); практическая (работа с раздаточным материалом); частично-поисковый (работа с дополнительным материалом); проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.

Основные понятия и термины урока: органические, минеральные, азотные, фосфорные, калийные удобрения.

Сегодня у нас будет интересный урок, будьте внимательны, старательны и доброжелательны друг к другу. Желаю Вам хорошего настроения, интересных заданий, успехов в их выполнении.

II . Актуализация знаний учащихся.



Слайд №1 Слайд №2


Что за сила заложена в земле, если из неё каждый год могут вырастать на лугах травы и цветы, на полях различные культуры, а плодовые деревья вырастают небывалой красоты.

Народы разных стран называют землю матерью потому, что у неё есть особое качество - плодородие.

Плодородие – это способность год за годом давать урожай растений и производить пищу для всего живого.

Ребята, давайте вспомним, что такое почва.

Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растения могут расти и давать урожай.

Ответ: почва ( Слайд №4)


А может ли почва постоянно давать хороший урожай?

Да, её нужно постоянно обрабатывать - вспахивать, культивировать, бороновать, вносить удобрения.

А что такое удобрения? (Ответы учащихся по слайду №5)

Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие .

Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие.

Ребята, вспомните, пожалуйста, а какие удобрения называют минеральными? (Слайд №6)

Минеральные удобрения – это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений элементы питания.


Чтение определения по слайду.

Минеральные удобрения – это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений элементы питания.

Сегодня на уроке мы узнаем ещё больше о минеральных удобрениях и правильно научимся их применять. Но при изучении нового материала нам понадобятся знания предыдущих уроков.

Ученик: Да. Органические удобрения – это те, которые образуются из остатков растительного и животного происхождения. Минеральные удобрения изготавливаютя на химических заводах. (Слайд № 8)


.

Учитель: Сейчас проверим ваши знания по карточкам.

Проверка знаний : Слайд №9

Задание1. I вариант: выписывает органические удобрения;

II вариант: выписывает минеральные удобрения.

Слайд № 9 Проверка знаний

Задание1. I вариант: выписывает органические удобрения;

II вариант: выписывает минеральные удобрения:

а) навоз, б) селитра , в) компост , г) суперфосфат, д) хлористый калий, е) птичий помет, ж) торф, з) нитрофоска

а) навоз, б) селитра , в) компост , г) суперфосфат, д) хлористый калий, е) птичий помет, ж) торф, з) нитрофоска

Ответы: 1 вариант: а, в, е, ж.

2 вариант: б, г, д, з.

Учитель: А теперь проверим друг у друга по слайду №10

а) навоз б) селитра

в) компост г) суперфосфат

е) птичий помет д) хлористый калий

ж) торф, з) нитрофоска,

А сейчас вспомним, на какие две группы подразделяются минеральные удобрения.

Ученик : Удобрения подразделяются на 2 группы - простые и сложные.

Простые содержат 1 элемент питания. Если оно содержит азот, то такое удобрение называется азотными, если фосфор – фосфорными, калий – калийными.

В состав сложных или комплексных удобрений входят два, три, и более элементов питания.

Учитель: Вот и сейчас выполните такое задание по карточкам.

Задание 2. Слайд№11

I вариант: выписывает из списка сложные минеральные удобрения;

II вариант: выписывает из списка простые минеральные удобрения.

а) аммиачная селитра;

б) калийная селитра;

в) сульфат аммония;

Слайд № 11 Проверка знаний

Задание1 I вариант: выписывает из списка сложные минеральные удобрения;

II вариант: выписывает из списка простые минеральные удобрения.

а) аммиачная селитра;

б) калийная селитра;

в) сульфат аммония;

Ответы: 1 вариант: б, г, е.

2 вариант: а, в, д.

Учитель : А теперь проверим друг у друга по слайду №12.

а) аммиачная селитра - простое м/у;

б) калийная селитра - сложное м/у;

в) сульфат аммония - простое м/у;

г) аммофос - сложное м/у;

д) мочевина - простое м/у;

е) нитрофоска - сложное м/у;

Задание 3: Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие. (Слайд 13)

Задание 3 : Исключи лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие

Фосфор, кислород, азот, калий, кальций, железо.

Фосфор, кислород, азот, калий, кальций, железо.

Ученик: Кислород - это вещество растения поглощают из воздуха, а остальные вещества находятся в почве.

Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо. Скажите, пожалуйста, что необходимо делать, если почва истощается, в ней недостаточно питательных веществ для роста и развития растений?

Ученик: Необходимо почву удобрять, это значит - вносить удобрения.

Учитель: Одним из основных условий роста и развития растений это сроки внесения удобрений.(Слайд №14)


О сроках внесения удобрений мы прочтем в тексте учебника. (Читают поочерёдно текст учебника на странице 65.)

Основное внесение удобрений.

Беседа по прочитанному тексту учебника:

Чем отличается припосевное внесение удобрений, от подкормки?

Какие виды внесения удобрений вы узнали?

Как можно обнаружить недостаток питательных веществ в почве?

По внешним признакам растений.

Учитель: Ребята пройдитесь по классу и найдите растения, которым нужна ваша помощь, и расскажите какая. (Ребята выбирают комнатные растения, у которых листья желтеют, закручиваются и с пятнами.)

Ученик 1 . Если в почве недостаток азота , окраска листьев бледно-зеленая, листья желтеют, размеры не большие, и они опадают.

Ученик 2. Если в почве мало калия , то ткани по краям листа желтеют, буреют и отмирают. Края листьев закручиваются к низу, наблюдается морщинистость.

Ученик 3. Недостаток фосфора - листья темно-зелёной окраски, появляются красноватые оттенки, а иногда и чёрный цвет засыхающих листьев.

Ученик 4. Не хватает железа - листья бледно-зелёные, ткани не отмирают.

Учитель: (Обращается к классу). Когда вы обнаружите, что вашим растениям недостает питательных веществ, что будете делать?

(Предполагаемый ответ - будем подкармливать растения.)

Где будете приобретать удобрения? (в магазине)

На что будете обращать внимание? (на инструкцию по применению)

Цель : научить пользоваться инструкцией при покупке удобрений в магазине.

Учитель: А сейчас ребята вы свои знания закрепите на практике.

Учащиеся подкармливают комнатные растения, используя удобрения согласно инструкции.

У ней для всех хватает доброты, и мы живем, запечатлев навеки в душе её прекрасные черты – поля, леса, луга, моря и реки.

Конспект урока химии в 9-ом классе на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Эту разработку я использую при проведении урока химии в 9-ом классе. В разработке раскрывается значение минеральных удобрений, их ценность для растений. В игровой форме знакомятся обучающиеся с разными группами удобрений и научатся определять их , используя лабораторное оборудование. Здесь же рассматриваются вопросы охраны окружающей среды.конспект урока "Минеральные удобрения"

Актуализировать связь между строением вещества, его свойствами и применением.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах и индивидуальная.

Периодическая система химических элементов, мультимедийный проектор, компьютер.

Организационный момент. Взаимное приветствие учеников и учителя. Проверка готовности класса к уроку.

Какие элементы необходимы для нормального роста и развития растений?

Откуда растение берет основные элементы питания?

Учитель: сформулируем тему нашего урока и определим его задачи.

Тема урока: Минеральные удобрения на вашем участке.

Задачи урока: изучить основные виды минеральных удобрений, их влияние на рост и развитие растений, освоить методы определения удобрений.

Инструктаж по технике безопасности.

Работа в парах по карточкам-инструкциям (Приложение 2) и с материалом учебника. Учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения.

В процессе выполнения работы заполняем таблицу (Приложение 4).

Как определить потребность растений в тех или иных элементах питания?

По каким признакам отличаются фосфорные удобрения от калийных?

Как отличить фосфоритную муку от суперфосфата?

Рыба не выживет, поскольку содержание NH4NO3 в воде составит 0,21% (выше токсической нормы)

Учитель: подведем итог нашей работы. Мне понравилось, как вы работали на уроке, особенно хочу отметить…

Учитель: а теперь я хочу услышать ваше мнение об уроке. Закончите, пожалуйста, фразы:

Читайте также: