Ми 14 посадка на воду

Обновлено: 08.07.2024


В середине 60-х годов перед советскими военными моряками остро встал вопрос о специализированном противолодочном вертолете, который был бы выполнен на базе проверенной и хорошо известной машины. В это время конструкторы ОКБ Камова вели работы над созданием противолодочного Ка-25, однако его характеристики не позволяли размещать на борту весь комплекс оборудования необходимый для борьбы с подводными лодками, да и возможности приводнения для этой машины не предусматривались.

Ми-14 – это многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования, основной функцией которого является борьба с подлодками противника. Однако его можно использовать и для выполнения абсолютно мирных задач: для проведения поисково-спасательных работ, перевозки грузов и пассажиров, тушения лесных пожаров. Вертолет Ми-14 – это машина берегового базирования.

В 1973 году серийное производство вертолета-амфибии Ми-14 было развернуто на Казанском вертолетном заводе. Оно продолжалось до 1986 года. За этот период предприятие успело выпустить 273 винтокрылые машины этого типа, на основе базовой модели было создано целый ряд модификаций вертолета.


Однако прежде чем говорить о будущем этой прекрасной машины, хотелось бы несколько слов сказать об этапах ее создания и дать техническое описание вертолета Ми-14.

История создания Ми-14

Идея использовать вертолеты для борьбы с подводными лодками возникла практически сразу после появления этих винтокрылых машин. Это случилось в конце Второй мировой войны. Первопроходцами в данной области стали американцы, хотя и немцы пытались приспособить для этих целей сверхлегкий автожир FI 282.

Вертолеты прекрасно подходили для решения подобных задач: винтокрылая машина могла прибыть в район предполагаемого нахождения субмарины гораздо быстрее надводного корабля, вертолеты имели большую поисковую скорость, они могли быть развернуты прямо на береговых базах без необходимости постройки дорогостоящих аэродромов, к тому же ими можно было оснастить боевые корабли. Ну и не менее важным был тот факт, что использование вертолетов в противолодочной обороне обходилось дешевле надводных кораблей.

После окончания войны СССР и США принялись ускорено развивать подводные силы, в состав которых вошли подводные лодки с ядерными энергетическими установками и с атомным оружием на борту. Опасность субмарин повысилась многократно, подводный флот превратился в стратегическое оружие.

Соответственно, противоборствующие стороны начали активно развивать средства противолодочной обороны. В этом направлении гонки вооружений вертолеты быстро заняли достойное место.


В начале 50-х годов знаменитая фирма Сикорского на базе многоцелевой машины S-55 разработала противолодочный вертолет H04S-1, а несколькими годами позже на вооружение американского ВМС поступил Sikorsky H-34, который был оснащен весьма совершенным комплексом оборудования для обнаружения подводных лодок. Примерно в этот же период свой противолодочный вертолет создала и Великобритания, а в начале 60-х годов американский флот получил знаменитый вертолет SH-3A Sea King.

Советский Союз имел отставание в этой области. Вертолетами для военно-морского флота традиционно занималось ОКБ Камова, однако долгое время советские машины значительно уступали своим зарубежным аналогам.

В середине 60-х годов ВМФ СССР для защиты собственных берегов был остро необходим вертолет противолодочной обороны, который был бы создан на базе уже существующей надежной машины. Моряки хотели, чтобы по своим характеристикам он не уступал американскому вертолету SH-3A Sea King. Оптимальной машиной для использования его в качестве основы был признан новейший на тот момент многоцелевой вертолет Ми-8.

Немаловажным фактом являлось еще и то, что конструкторы ОКБ Миля задумывались над противолодочной модификацией Ми-8 еще за несколько лет до изготовления первого прототипа этой машины. Среди нескольких вариантов, которые прорабатывали специалисты, был и вертолет-амфибия.

Проектирование вертолета началось в 1962 году. Министерство обороны требовало, чтобы новая машина могла проводить поиск подводных лодок при любых погодных условиях, днем или ночью, на удалении 200 км от берега и поражать их на глубинах до 400 метров при скорости 30 узлов.


Работы по новой машине проходили довольно медленно, заказчик неоднократно менял свои требования к вертолету. Только 30 апреля 1965 года появилось правительственное постановление о создании нового вертолета-амфибии, который получил обозначение В-14. Новую машину решено было оснастить более мощным двигателем ТВЗ-117М, который еще только предстояло создать.

Планер В-14 имел существенные отличия от Ми-8. В первую очередь это касалось днища-лодки и боковых поплавков, которые обеспечивали вертолету возможность держаться на воде при волнении моря до 3-4 баллов. В-14 получил дополнительные топливные баки, которые позволяли ему проводить длительное воздушное патрулирование. Эта машина стала первым советским вертолетом с убирающимся шасси. В отличие от Ми-8 запуск двигателей производился за счет отдельной силовой установки.

В июне 1967 года начались заводские испытания вертолета. 1 августа новая машина впервые поднялась в воздух. На этом этапе были выявлены недостатки, которые были устранены при постройке следующих опытных машин. В 1968 году начался этап государственных испытаний, во время которых в конструкцию вертолета также были внесены некоторые изменения. Они продолжались вплоть до 1973 года, когда новый вертолет был принят на вооружение ВМФ СССР и получил обозначение Ми-14.

Поставки противолодочной модификации вертолета на флот начались в 1974 году. После распада СССР большая часть Ми-14 досталась России. В 1992 году в связи с общим сокращением вооруженных сил страны было принято решение о замене Ми-14 вертолетами Ка-27. Его можно легко объяснить: камовская машина способна взлетать не только с береговых баз, но и с корабельной палубы, кроме того, Ка-27 был оснащен более современным комплексом противолодочного оборудования. В 1996 году вертолеты Ми-14ПЛ были сняты с вооружения авиации ВМФ России.












ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
07.07.1977н.д.Балтийское море0/н.д.Из-за ошибки бортмеханика, вместо того, чтобы повернуть рукоятки клапанов перепуска топлива, он закрыл расположенные рядом стоп-краны двигателей. Вертолёт упал в море с высоты 600 м. Экипаж покинул борт и не пострадал. Вертолёт был поднят и списан.
15.06.1983н.д.Дарлово3/5Во время взлёта столкнулся с птицами и разбился.
15.08.1984638Штрелазунд1/н.д.Упал в воду.
10.05.19871015Кутно0/н.д.Во время посадки зацепил деревья и перевернулся.
25.12.198711353Дивулье1+0/2Перевернулся во время испытаний после проведения технического обслуживания.
15.11.19881014озеро Буково0/н.д.Упал в воду при взлёте ночью.
14.09.19941004Дарлово0/н.д.Неудачная посадка на воду.
11.05.2006RF-24737Анивский залив1/13В Анивском заливе Охотского моря во время совместных российско-японских учений по оказанию помощи терпящим бедствие судам и ликвидации разливов нефти вертолёт МИ-14ПС не смог взлететь с водной поверхности и перевернулся. На борту находились 5 членов экипажа, 7 спасателей и один тележурналист. Все они были подняты из воды, однако один из членов экипажа получил тяжёлые травмы и позже скончался.[15][16]
22.03.20152393Идлиб0/6Вертолёт разбился после технической неисправности. Непосредственно в результате крушения никто не погиб, но четверо пассажиров были захвачены боевиками, один член экипажа был застрелен, а судьба шестого члена экипажа неизвестна[17][18].
22.04.2016LC1417вблизи Эль-Байда3/6Разбился при посадке.


Описание конструкции Ми-14

Вертолет Ми-14 выполнен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным убирающимся шасси. Экипаж противолодочной модификации вертолета состоит из двух пилотов и двух операторов.

Конструкция фюзеляжа (его верхней части) аналогична Ми-8, а нижняя часть машины выполнена в виде водонепроницаемой лодки с выраженными скулами, боковыми обтекателями и килеватостью. Есть два надувных поплавка (баллонета) с объемом четыре кубических метра.

Кабина пилотов, как и на Ми-8, находится в передней части машины. За ней расположена грузовая кабина, которая занимает большую часть корпуса. В отличие от Ми-8 у Ми-14 отсутствует задний грузовой люк, вместо него есть небольшой люк для магнитометра. В носовой части вертолета размещена РЛС, а за ней находится отсек вооружения и люки, через которые происходит опускание гидроакустической станции и сбрасывания гидробуев.


В противолодочной модификации Ми-14 в этом же отсеке находится оборудование, которое обеспечивает работу магнитометра и гидроакустической станции, а также находятся операторы этих систем.

В поисково-спасательной модификации в данном отсеке могут разместиться до десяти пострадавших, для них предусмотрены откидные сидения и носилки.

Ми-14 оснащен четырехопорным шасси: его главные стойки убираются назад в обтекатели, а передние – в ниши в фюзеляже машины. На хвостовой балке находится предохранительная опора с поплавком.

Конструкция несущего, рулевого винта и трансмиссии полностью повторяет ту, что была использована на Ми-8, за некоторыми исключениями. Так, например, рулевой винт был установлен на другую сторону.


Если говорить о спасательной модификации (Ми-14ПС) этого вертолета, то она несет десять спасательных плотов, каждый из которых может вместить по двадцать человек, а также лебедку, способную поднять трех человек. Вертолет оснащен несколькими прожекторами. Эту модификацию можно использовать и для пассажирских перевозок, и для высадки десанта, и для грузовых транспортировок. На машину можно устанавливать дополнительные топливные баки.

Модификации Ми-14

Вертолет Ми-14 неоднократно модернизировался, в настоящее время существуют многочисленные модификации машины. Ниже представлены основные из них:


Вертолёты-памятники и музейные экспонаты



Текущая ситуация

В настоящее время Ми-14 является единственным отечественным вертолетом-амфибией. С вооружения ВМС России эта машина снята, она ограничено используется для перевозок пассажиров и в МЧС. В настоящее время эти вертолеты эксплуатируются в Польше, Украине, Грузии.

Неоднократно в СМИ появлялась информация о возможном возобновлении серийного производства Ми-14. Последний раз этот вопрос поднимался в 2020 году. представила проект возобновления серийного производства Ми-14. В планах компании глубокая модернизация машины и выпуск ее военных и гражданских модификаций.


Примечания

Характеристики ТТХ Ми-14

МодификацияМи-14ПЛ
Длина, м18,30
Ширина, м3,8
Высота ,м6,93
Масса, кг
пустого8902
макс. взлетная13000
макс. взлетная14400
Тип двигателя2 ГТД Климов ТВ3-117М
Мощность, л.с.2 х 1950
Максимальная скорость, км/ч230
Крейсерская скорость, км/ч215
Практическая дальность, км970
Радиус действия, км200
Время патрулирования, ч3
Практический потолок, м4000
Экипаж, чел4
Вооружение:Противолодочные торпеды и глубинные бомбы

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вертолет Ми-14

В середине 60-х годов перед советскими военными моряками остро встал вопрос о специализированном противолодочном вертолете, который был бы выполнен на базе проверенной и хорошо известной машины. В это время конструкторы ОКБ Камова вели работы над созданием противолодочного Ка-25, однако его характеристики не позволяли размещать на борту весь комплекс оборудования необходимый для борьбы с подводными лодками, да и возможности приводнения для этой машины не предусматривались.

Ми-14 – это многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования, основной функцией которого является борьба с подлодками противника. Однако его можно использовать и для выполнения абсолютно мирных задач: для проведения поисково-спасательных работ, перевозки грузов и пассажиров, тушения лесных пожаров. Вертолет Ми-14 – это машина берегового базирования.

В 1973 году серийное производство вертолета-амфибии Ми-14 было развернуто на Казанском вертолетном заводе. Оно продолжалось до 1986 года. За этот период предприятие успело выпустить 273 винтокрылые машины этого типа, на основе базовой модели было создано целый ряд модификаций вертолета.

Ми-14 над морем

Однако прежде чем говорить о будущем этой прекрасной машины, хотелось бы несколько слов сказать об этапах ее создания и дать техническое описание вертолета Ми-14.

Этапы создания вертолета

Идея использования вертолетов для обнаружения и поражения вражеских подводных лодок возникла практически сразу после появления этих машин. Первые попытки были предприняты еще во время Второй мировой войны. Пионерами в данной области можно назвать американцев, хотя и немцы пытались приспособить для противолодочной обороны автожир FI 282.

И удивляться этому не приходится. Вертолет идеально подходил для выполнения подобной работы. Он мог намного быстрее любого корабля может добраться до района предполагаемого нахождения подводной лодки, и за короткий промежуток времени провести обследование значительной территории. В отличие от самолетов, винтокрылым машинам не нужны дорогие аэродромы, их можно разместить прямо на береговых базах, а то и вовсе на борту корабля. Кроме того, использование вертолетов для ПЛО обходится значительно дешевле, чем надводных кораблей или подводных лодок.

В период Холодной войны значение подводного флота увеличилось многократно. Субмарины получили ядерную силовую установку и превратились в плавучие пусковые установки баллистических ракет с ядерной боевой частью. Поэтому борьба с ними стала приоритетной задачей, решению которой уделялось огромное количество внимания и в США, и в СССР.

Ми-14 на земле

Уже в начале 50-х годов знаменитая американская компания Сикорского изготовила первый противолодочный вертолет – H04S-1, а несколько лет позже начался серийный выпуск Sikorsky H-34, на борту которого было размещено довольно совершенное оборудование для поиска советских субмарин. В это же время созданием противолодочных вертолетов озаботились и англичане. В 60-е годы ВМС США получили на вооружение легендарный вертолет SH-3A Sea King.

В Советском Союзе внимательно наблюдали за этими процессами. Следует отметить, что в этот период СССР имел отставание области морского вертолетостроения. Традиционно созданием подобных машин занималось конструкторское бюро Камова, но следует признать, что в 50-60-е годы советские вертолеты для ВМС значительно уступали своим западным аналогам.

Посадка Ми-14 на воду

Работы над машиной продвигались медленно. Во-первых, у разработчиков не было двигателя, который бы обеспечил вертолету нужную энерговооруженность, – его только предстояло создать, а во-вторых, заказчик несколько раз менял требования к машине, что серьезно затягивало процесс. Только в 1964 году они были сформулированы окончательно. В 1965 году на свет появилось постановление правительства о создании поискового и ударного вертолетов. В 1966 году милевцы предложили создать поисково-ударный комплекс на базе одной машины. Это вариант был принят. На стадии разработки вертолет получил наименование В-14.

Летом 1967 года начались заводские испытания машины, 1 августа вертолет впервые поднялся в воздух. Первоначально они проводились в Подмосковье, затем были перенесены в Крым. В 1968 году начался этап государственных испытаний, которые продолжались до 1973 года. Конструкцию вертолета регулярно дорабатывали, устраняя дефекты и недоработки. Во время испытаний случилось только одно серьезное происшествие: при выполнении вынужденной посадки одна из опытных машин перевернулась. Обошлось без жертв, но вертолет получил такие повреждения, что восстановлению уже не подлежал.

Акт приемки вертолета был подписан только в 1974 году, таким образом доводка будущего Ми-14 продолжалась более семи лет. Следует отметить, что удачные наработки, полученные в ходе создания и производства Ми-14, затем использовались в конструкции других милевских вертолетов: Ми-24 и Ми-8МТ.

Официально противолодочный вертолет Ми-14ПЛ был принят на вооружение только в мае 1976 года. Производством машины занимался только Казанский завод № 387.

Группа Ми-14

Ситуация в настоящий момент

После распада Советского Союза большинство Ми-14 достались Российской Федерации. В 1992 году было принято решение о снятии с вооружения этого вертолета. Объяснить его несложно: в то время шло общее сокращение вооруженных сил, содержать большую номенклатуру летательных аппаратов было дорого, поэтому ее нещадно резали. Ми-14 планировали полностью заменить более современным Ка-27, который к тому же мог базироваться не только на берегу, но и на корабельной палубе.

Хотя, в настоящее время Ми-14 и считается снятым с эксплуатации, тем не менее ограничено используется в гражданской авиации и в МЧС РФ. Еще четыре вертолета находятся на вооружении ВС Украины, одна или две машины эксплуатируется в Грузии. Поляки провели модернизацию Ми-14 и до сих пор используют их для противолодочной обороны.

Ми-14 в воздухе

Описание конструкции Ми-14

Вертолет изготовлен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Он имеет четырехопорное убирающиеся шасси, а силовая установка машины состоит из двух газотурбинных двигателей. Экипаж Ми-14 состоит из двух пилотов и двух операторов оборудования.

Ми-14 создавался на базе десантно-транспортного Ми-8, поэтому верхняя часть корпуса этих двух вертолетов практически сходна. А вот нижняя часть вертолета-амфибии имеет значительные отличия: днище выполнено в виде лодки с хорошо выраженными скулами, обтекателями, для увеличения плавучести есть два надувных баллонета, объемом четыре кубических метра.

Вертолет имеет несущий пятилопастный винт с шарнирным креплением лопастей. Рулевой винт трехлопастный изменяемого шага.

Ми-14 в воде

Переднюю часть корпуса занимает кабина пилотов, за ней расположен грузовой отсек, который занимает основную часть корпуса. В отличие от Ми-8, у вертолета Ми-14 нет заднего грузового люка, зато в наличие имеется небольшой люк для магнитометра. Радиолокационная станция находится в носовой части вертолета. В противолодочной версии вертолета в грузовом отсеке находится поисковая аппаратура, лебедки для опускания магнитометра и гидроакустической станции, а также торпеды и глубинные бомбы. В поисково-спасательной модификации вертолета в грузовом отсеке оборудованы места для пострадавших.

В состав силовой установки Ми-14 входят два газотурбинных двигателя ТВЗ-117М, а также системы охлаждения, противопожарной защиты, запуска двигателя, подачи топлива и др. Взлетная мощность каждого из двигателей составляет 2 тыс. л. с.

Топливная система вертолета состоит из шести баков, их общая емкость составляет 3350 литров. При необходимости в грузовом отсеке можно установить еще один дополнительный бак на 500 литров.

Ми-14 имеет четырехопорное убирающееся шасси, состоящее из двух передних и двух основных стоек. Кроме того, на хвостовой балке расположена неубирающаяся опора. Передние стойки убираются вперед в ниши фюзеляжа, а главные – назад в обтекатели.

Сброс воды с Ми-14ПЖ

Как правило, противолодочные вертолеты Ми-14 работают парами: одна машина несет комплекс оборудования для поиска подлодок, а вторая — торпеду и глубинные бомбы.

Модификации вертолета Ми-14

Модификация Ми-14ПЖ

С момента начала серийного производства было создано несколько модификаций вертолета Ми-14:

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Вертолет-амфибия Ми-14

Помимо Ту-160 в Казани собираются возобновить производство вертолетов-амфибий, способных нести глубинные ядерные бомбы

Килотонна для прячущихся в глубине

Чтобы оценить масштаб затеи, надо немного рассказать о том, что это за машина такая. В середине 60-х военно-морскому флоту потребовался вертолет, способный круглосуточно и в любых метеоусловиях вести поиск подводных лодок и поражать их. В 1965 году вышло постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о разработке противолодочного вертолета-амфибии В-14. И хотя машина создавалась на базе уже довольно активно летавшего Ми-8, многое пришлось делать специально, например, понадобились новые двигатели, новый главный редуктор, новая поисково-прицельная система. В создании В-14 активно участвовал казанский филиал Московского вертолетного завода (ныне — ОАО КНПП «Вертолеты-Ми+"). Первый полет состоялся 1 августа 1967 года, а принят на вооружение вертолет был в 1976-м под обозначением Ми-14ПЛ.

Характерной внешней особенностью вертолета стали днище-лодка, боковые поплавки и убирающиеся шасси. Из оружия вертолет мог нести либо противолодочную торпеду, либо глубинные бомбы, либо ядерную глубинную бомбу мощностью 1 кт. До 1986 года КВЗ построил 273 Ми-14ПЛ, Ми-14БТ (тральщик) и Ми-14ПС (поисково-спасательный). Интересно, что экспорт Ми-14 превысил внутренние поставки: 150 машин отправили в Болгарию, Вьетнам, Польшу, КНДР, Ливию, Сирию, Румынию, ГДР, Югославию, Йемен и на Кубу.

Чем Ми-14 запомнился летчикам? Во-первых, большой дальностью и продолжительностью полета: он мог находиться в воздухе 5,5 часов, совершать перелеты на расстояние до 1100 км или 2 часа вести гидроакустический поиск на удалении до 300 км от береговой черты. Во-вторых, возможностью выполнять штатную посадку на воду. По воспоминаниям летчиков, они уважительно называли машину лайнером — за удобную компоновку кабины, незначительную вибрацию, размеры, время полета, надежность. Все это было важно, ведь полеты в 200 — 300 км от береговой черты, зачастую в сложных метеоусловиях и ночью мог выдержать не каждый.

Третий вопрос: насколько трудно будет возобновить производство? По мнению Карташева, это все равно что начать выпускать новую модель вертолета, одно только создание оснастки — гигантский объем работ. Матвеев считает, что главные проблемы будут связаны с восстановлением конструкторской документации, утерянных технологий и поиском некогда занимавшихся Ми-14 кадров. По мнению нашего источника в авиапроме, старт производства новых Ми-14 реален примерно через пять лет, и для этого необходимо пройти стадии ремонта и модернизации еще имеющихся на хранении Ми-14. Сколько их осталось, эксперты сказать затруднились, это еще предстоит определить. По данным специалистов (в том числе источника), решено построить примерно 100 вертолетов.

Катастрофа Ми-14 на Сахалине




Позднее вертолет в таком перевернутом положении был отбуксирован к берегу и поднят портовыми кранами. Изучение имеющихся повреждений и опрос экипажа позволил довольно быстро установить непосредственную причину катастрофы.







Читайте также: