Мхи в отличие от папоротников имеют ризоиды размножаются спорами содержат споры в коробочках

Обновлено: 02.07.2024

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

В клетках автотрофных растительных организмов, в отличие от гетеротрофных, имеются:

Варианты:

  1. хлоропласты
  2. митохондрии
  3. ядро и ядрышко
  4. вакуоли с клеточным соком
  5. пластиды
  6. рибосомы

К растениям, не имеющим корней, относят:

Варианты:

  1. кукушкин лен
  2. щитовник мужской
  3. плаун булавовидный
  4. хвощ полевой
  5. сфагнум
  6. ламинарию

Какие из указанных признаков присущи растениям?

Варианты:

  1. способность к пиноцитозу
  2. рост в течение всей жизни
  3. способность к фотосинтезу
  4. гетеротрофный способ питания
  5. наличие пластид в клетках
  6. наличие хитина в клеточной оболочке

Какие растения относят к водорослям?

Варианты:

  1. сфагнум
  2. хламидомонада
  3. папоротник мужской
  4. улотрикс
  5. спирогира
  6. ряска

К видоизменённым подземным побегам относят:

Варианты:

  1. луковицу чеснока
  2. корнеплод моркови
  3. клубень картофеля
  4. усы земляники
  5. корневище ландыша
  6. корневые шишки георгина

К тканям растений относятся:

Варианты:

  1. основная
  2. соединительная
  3. мышечная
  4. нервная
  5. проводящая
  6. покровная

Выберите функции покровной ткани растения. Ответ запишите цифрами без пробелов.

Варианты:

  1. регуляция газообмена в растении
  2. защита от механических повреждений
  3. формирование скелета растения
  4. проведение органических веществ
  5. проведение неорганических веществ
  6. защита от перепада температур

Что из перечисленного является видоизменением листьев?

Варианты:

  1. кожица яблока
  2. лепесток розы
  3. усик гороха
  4. цветоложе
  5. иголка кактуса
  6. иголка шиповника

Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты:

  1. является основной тканью растения
  2. служит для проведения воды от корней к листьям
  3. клетки имеют сильно вытянутую форму
  4. в клетках есть хлоропласты
  5. стенки клеток утолщены
  6. клетки живые

Голосеменные растения, в отличие от папоротников:

Варианты:

  1. являются автотрофными организмами
  2. образуют семязачатки
  3. размножаются спорами
  4. не нуждаются в наличии воды при оплодотворении
  5. в процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой
  6. в основном имеют форму деревьев, реже кустарников

Папоротники, в отличие от водорослей:

Варианты:

  1. состоят из разнообразных тканей
  2. содержат в клетках хлорофилл
  3. способны поглощать кислород и выделять углекислый газ
  4. имеют вегетативные органы
  5. по способу питания – автотрофы
  6. имеют корневище с придаточными корнями

Какие растения относят к голосеменным?

Варианты:

  1. пихту сибирскую
  2. хвощ полевой
  3. берёзу бородавчатую
  4. ель европейскую
  5. плаун булавовидный
  6. лиственницу европейскую

Мхи, в отличие от покрытосеменных растений:

Варианты:

  1. образуют половые клетки
  2. не имеют тканей
  3. имеют ризоиды
  4. являются фототрофами
  5. размножаются спорами
  6. не имеют цветка

Варианты:

Растения отдела Папоротниковидные характеризуются следующими признаками:

Варианты:

  1. оплодотворение происходит в водной среде
  2. образуется обоеполый заросток
  3. орган размножения — цветок
  4. опыляются насекомыми
  5. не имеют корней
  6. на нижней стороне листьев образуются споры

Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

Варианты:

  1. корни отсутствуют
  2. имеется хорошо развитая корневая система
  3. размножаются семенами
  4. размножаются спорами
  5. цветки мелкие, невзрачные
  6. для размножения нужна вода

Голосеменные, как и покрытосеменные растения:

Варианты:

  1. образуют плод с семенами
  2. размножаются семенами
  3. в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
  4. в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ
  5. цветут хотя бы раз в течение жизни
  6. опыляются с помощью насекомых

Сходство мхов и папоротников проявляется в:

Варианты:

  1. размножении спорами
  2. дифференциация на органы и ткани
  3. оплодотворении, которое происходит вне водной среды
  4. автотрофном способе питания
  5. перекрёстном опылении насекомыми
  6. преобладании среди них древесных форм

Выберите три верных ответа из шести. Папоротники относят к царству растений, так как:

Варианты:

  1. в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
  2. в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
  3. их клетки содержат хлоропласты
  4. их клетки содержат цитоплазму
  5. выполняют роль консументов в экосистеме
  6. клеточная стенка состоит из целлюлозы

Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

Варианты:

  1. цветок четырёхчленного типа
  2. соцветие кисть
  3. цветок пятичленного типа
  4. соцветие корзинка
  5. плод стручок или стручочек
  6. плод боб

Выберите три признака, характерных для класса Однодольные:

Варианты:

  1. мочковатая корневая система
  2. стержневая корневая система
  3. жилкование листьев параллельное или дуговое
  4. жилкование листьев сетчатое
  5. листья всегда простые
  6. из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

Выберите три признака семейства бобовых:

Варианты:

  1. наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла)
  2. наличие в цветке нектарников
  3. образование плода боб
  4. образование плода стручок
  5. наличие на корнях клубеньковых бактерий
  6. перекрестное опыление насекомыми

В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты:

  1. способны образовывать обширные леса
  2. характеризуются многообразием жизненных форм
  3. размножаются семенами
  4. опыляются насекомыми и птицами
  5. имеют хорошо развитые вегетативные органы
  6. образуют сочные и сухие плоды




Плауны растут в основном в сосновых лесах. Растут они очень медленно (чтобы вырасти, молодому растению требуется до 20 лет).

У плаунов ползучий стебель, на котором расположены чешуйчатые или игольчатые листья. Стебель может достигать до 5 м в длину.

Плауны размножаются спорами . Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски со спорами.




В те времена, когда в лесах росли огромные папоротники, также росли гигантские древовидные хвощи и плауны. Эти растения также участвовали в образовании каменного угля.


Весенние побеги появляются ранней весной и используют накопленные в корневище ( 1 ) питательные вещества. Их стебель ( 2 ) имеет коричневый цвет, потому что в нём нет хлорофилла. Стебли имеют членистое строение, каждый фрагмент которого завершает мутовка чешуйчатых листьев ( 3 ). Весной на верхушках побегов появляются похожие на колоски образования — спорангии ( 4 ), в которых развиваются споры . Когда споры созревают и высыпаются, весенние побеги отмирают.


Летние побеги вырастают летом и зеленеют до осени. У них зелёный членистый стебель ( 5 ), в котором осуществляется фотосинтез. Листья чешуйчатые ( 6 ) без хлорофилла.

Стебель хвоща грубый и острый, так как содержит кремний. В прежние времена его использовали для чистки посуды.


Хвощ полевой растет на полях, в лесах или около водоёмов, обычно на кислой почве, и его присутствие указывает на то, что почву следует известковать.

Тест по биологии Отдел Папоротники 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 9 заданий.

Вариант 1

1. У папоротника, в отличие от мха, имеются:

1) стебли
2) листья
3) корни
4) цветки

2. На рисунке изображено бесполое поколение папоротника:

1) спорофит
2) заросток
3) гаметофит
4) спорангий

3. Коробочки со спорами у папоротников собраны в пучки:

1) спорофиты
2) заростки
3) гаметофиты
4) сорусы

4. Отметьте изображение соруса (пучка спорангиев).

Рисунок к заданию 4 вариант 1

5. Спора папоротника — это:

1) многоклеточный зародыш
2) запас питательных веществ
3) одна специализированная клетка для бесполого размножения
4) семя с зародышем и запасом питательных веществ

6. Из споры папоротника развивается:

1) вайя
2) заросток
3) спорофит
4) улитка

7. Половые органы у папоротников располагаются на:

1) вайях
2) заростке (гаметофите)
3) спорофите
4) улитке

8. Оплодотворение у папоротников происходит с помощью:

1) ветра
2) воды
3) насекомых-опылителей
4) животных

9. Из зиготы у папоротника развивается:

1) спорофит
2) семя
3) гаметофит
4) спора

Вариант 2

1. У папоротника, в отличие от мха, имеются:

1) проводящие ткани
2) листья
3) стебли
4) покровные ткани

2. На рисунке изображено половое поколение папоротника:

1) спорофит
2) вайя
3) гаметофит (заросток)
4) сорус

3. Половое поколение папоротников развивается из:

1) гамет
2) спор
3) семян
4) зиготы

4. Крупные листья папоротника:

1) вайи
2) спорангии
3) ризоиды
4) сорусы

5. Летом на нижней поверхности листьев папоротника образуются бурые мешочки:

1) спорофиты
2) заростки
3) гаметофиты
4) сорусы

6. Споры папоротника созревают в:

1) спорангии, расположенном внутри соруса
2) корневище
3) ризоидах заростка
4) сорусе, расположенном внутри спорангия

7. Отметьте изображение выхода спор из спорангия.

Рисунок к заданию 7 вариант 2

8. Заросток папоротника возникает из:

1) зиготы
2) гамет
3) семени
4) споры

9. На заростке у папоротников образуются гаметы, которые сливаются при помощи:

1) насекомых
2) воды и образуют спорофит
3) ветра
4) воды и образуют гаметофит

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Созревшие споры высыпаются из коробочки и попадая в благоприятные условия начинают прорастать. В результате образуются новые растения.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Сходство мхов и водорослей:

  • клетки содержат хлоропласты, то есть осуществляется фотосинтез;
  • могут иметь ризоиды;
  • неограниченно растут на протяжении всей жизни;
  • неподвижны;
  • всасывают питательные вещества из окружающей среды всеми клетками тела.

Различие мхов и водорослей:

  • у мхов есть стебель и листья, а у водорослей только слоевище;
  • мхи обитают в хорошо увлажнённых местах или в воде, а водоросли — только в воде;
  • мхи размножаются спорами, а водоросли могут размножаться делением или половым путём.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Водоросли относятся в более развитым растениям по сравнению с водорослями, так как у них есть разделение на органы и они размножаются спорами.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи называют высшими споровыми растения потому, что их тело состоит из отдельных органов: стебля, листьев и ризоидов. Кроме того, мхи размножаются специально предназначенными для размножения клетками — спорами. Это тоже стало причиной отнесения мхов к высшим споровым растениям.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лён — это один из видов листостебельных мхов. У этого вида есть мужские и женские растения. И у тех, и у других особей имеется тонкий коричневый стебелёк покрытый маленькими тёмно-зелёными листиками.

У мужских растений на верхушке стебелька помещается мужские половые органы — гаметы, в которых развиваются сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположена женская половая клетка — гамета. Вокруг неё образуется коробочка, а из гаметы после оплодотворения, развиваются споры. После созревания споры высыпаются из коробочки и прорастают новыми растениями мха.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Сфагнум отличается от кукушкиного льна тем, что:

  • сфагнум не имеет ризоидов;
  • имеет сильно ветвящийся стебель, в отличие от прямых стеблей кукушкиного льна;
  • в листьях сфагнума присутствуют мёртвые клетки, способные быстро поглощать влагу, а у кукушкиного льна таких клеток нет;
  • у сфагнума все особи обоеполые, а у кукушкиного льна существуют женские и мужские растения;
  • коробочки сфагнума круглые и без колпачка, а у кукушкиного льна — с вытянутым волосистым колпачком;
  • на одном растении сфагнума может располагаться 3 — 5 коробочек со спорами, а у кукушкиного льна только одна;
  • сфагнум светло-зелёный мох, а кукушкин лён отличается более тёмной окраской.

4. Чем мох отличается от водоросли?

В отличие от водорослей, большинство мхов имеют отдельные органы: листья и стебель.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

В природе мхи часто разрастаются густым ковром, что приводит к закисанию и заболачиванию почв из-за плохого доступа кислорода.

Человек научился использовать продукт, образующийся в результате заболачивания и отмирания мхов — торф. Торф используется человеком в качестве топлива, из него изготавливают древесный спирт, пластмассы, изоляционные материалы, карболовую кислоту, смолу и другие полезные для хозяйственной деятельности человека материалы.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не имеют проводящей системы, из-за чего питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогли бы подняться на высоту более 80 см. Кроме того, у мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения мха в почве. Из-за этого при сильном ветре и в морозы высокие растения быстрее погибают.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Листья мха сфагнума состоят из двух типов клеток: живых клеток с хлоропластами и мёртвых воздухоносных клеток.

Клетки с хлоропластами мельче и зелёного цвета. Они соединены друг с другом и образуют единую сеть. В этих клетках есть ядро, цитоплазма, вакуоль, оболочка и хлоропласты, которые преобразуют минеральные вещества в органические, необходимые для жизни и развития растения.

Мёртвые воздухоносные клетки более крупные и прозрачные. Цитоплазма в них разрушена, а в оболочке имеются отверстия, через которые эти клетки заполняются водой и воздухом. Наличие таких клеток позволяет мху сфагнуму быстро всасывать большое количество воды и воздуха и долго их удерживать, создавая запас необходимых растению веществ.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При хорошем освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро размножается и образует плотные зелёные подушки.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Мох — это высшее споровое растение, которое произрастает в основном в хорошо увлажнённых местах, имеет стебель и листья и размножается спорами.

Спора — это особая клетка растения, необходимая для размножения. При попадании в благоприятную среду из споры вырастает новое растение.

Высшее споровое растение — растение, тело которого имеет отдельные органы (листья, стебель) и которое размножается спорами.

Сперматазоид — мужские подвижные половые клетки (гаметы).

Читайте также: