Мхи широко используют в хозяйстве из отмерших частей

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с микроскопами, гербарными материалами; работать на компьютере.

Воспитывающие: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, сравнение объектов разных систематических групп (мхи и водоросли), умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.

Планируемые результаты: предметные.

Знать: строение и жизнедеятельность мхов, значение в природе и жизни человека.

Уметь: выполнять лабораторную работу под руководством учителя, делать выводы, работать с рисунками, схемами, раздаточным материалом.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии : технология проблемного диалога, ИКТ, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер, экран, микроскоп, лабораторное оборудование: предметное стекло, покровное стекло, мох сфагнум; коллекция торфа, гербарий; презентация к уроку.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая.

Межпредметные связи: Окружающий мир, география, экология.

Основные ресурсы: УМК В. В. Пасечник.

Эйнштейн говорил о природе и её загадках. На протяжении всего существования человек пытается разгадать эти загадки. Зачем? Может быть, это не нужно? Конечно, нужно. Это интересно, это может принести пользу природе и человеку, это может быть жизненно необходимо природе и человеку.

Исследование всегда очень увлекательное занятие. Особенно когда исследуешь что-то совершенно новое. И сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие на болото, в лес и проведём исследование. (Видеофрагмент болота, леса).

1. Мхи – высшие споровые растения. Общая характеристика мхов.

2. Классификация мхов.

3. Особенности строения, распространения, жизнедеятельности мхов.

4. Значение мхов в природе и в жизни человека.

Создание проблемной ситуации.

Задание. Рассмотрите рисунок (на слайде).

Какое растение уже изученное ранее нами изображено? Водоросль.

К каким растениям относят водоросли высшим или низшим? Низшим.

Какими признаками обладают высшие растения? Тело высших растений разделено на органы, которые выполняют определённые функции.

Почему водоросли относят к низшим растениям? Нет стеблей, листьев, корней. У них тело слоевище.

Какие органы есть у мхов в отличие от водорослей? Стебель, листья. Корней нет, но есть ризоиды. Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.

Для чего нужен каждый орган?

Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов есть?

Ребята сравнивают строение водорослей и мхов и делают вывод о более сложной организации мхов. Дети дают ответ на вопрос: почему мхи относят к высшим растения? Размножаются мхи с помощью спор, поэтому их относят к высшим споровым растения.

Учитель. Мхи это первые наземные растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зелёный ковёр, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов.

Где встречаются мхи? Распространение мхов. Работа с учебником. Задание классу: Откройте учебник страницу 60 и найдите ответ на вопрос: где распространены мхи? Преимущественно в хорошо увлажнённых местах.

В какой природной зоне не бывает мхов? В пустынях.

Почему? Они любят воду, а корней у них нет.

Почему среди мхов нет деревьев? Не развиты сосуды.

Учитель. В конце 18 века немецкий ботаник И. Гендвич заложил основы науки о мхах – бриологии. (записывают определение в тетрадь)

Классификация мхов

Различают печёночные и листостебельные мхи.

Печёночные мхи.

К печёночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или уплощённый побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвлённого слоевища.

У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей)

На что это указывает?

(на родственную связь между водорослями и мхами).

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лён и мох сфагнум.

Для того чтобы поближе познакомится с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу. У нас в лаборатории есть гербарные экземпляры мхов. Давайте их хорошо рассмотрим и запомним, как они выглядят. Работа с гербарием, микроскопом, микро лабораторией.

Выполнение лабораторной работы №1.

Ознакомление с внешним строением кукушкина льна.

Цели: выявить особенности строения мха; найти черты сходства и различия между водорослями и мхами.

Почему мох получил такое название кукушкин лён? Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку. Отсюда и название.

Вывод. Мох кукушкин лён имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зелёную окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

Размножение мхов. На примере кукушкина льна Видеоролик

У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение - гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Зелёным мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

Вопрос: что является ограничивающим фактором для мхов? Вода.

Выполнение лабораторной работы №2

Ознакомление с внешним строением мха сфагнума.

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума. Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:

1. Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.

2. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.

3. Все ветви густо покрыты мелкими листьями.

4. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погружённый в воду, постепенно отмирает.

Давайте сравним кукушкин лён и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).

Черты сравнения

Кукушкин лён

Стебель ветвистый или нет?

наличие воздушных клеток

Расположение мужских и женских органов

Коробочка, где располагаются споры

Количество накапливаемой влаги

Где в основном растёт?

Образует ли торф

Формулирование проблемы. Какими свойствами обладает мох. Факты.

В партизанских отрядах во времена ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операций. Он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей.

Как вы думаете, какими же свойствами обладает мох?

Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, мы сейчас продемонстрируем опыты, подготовленные во внеурочное время.

Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Цель: понаблюдать, за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.

1. Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить её в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.

2. Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.

1. Во сколько раз увеличилась масса сфагнума после намокания в воде?

2. Чем объясняется такая прибавка в массе?

Создаю проблемную ситуацию.

Как можно объяснить полученные результаты?

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клеток, из которых они состоят. Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума. Значит вся тайна в листе. Нам предстоит открыть тайну листа. Для этого мы проведём лабораторную работу. (Рассматривание под микроскопом микропрепаратов листа сфагнума).

Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды. Обладает гигроскопичностью.

Благодаря воздухоносным клеткам мох накапливает и задерживает воду, что с годами приводит к заболачиванию низких участков.

Мох сфагнум поселяется на почве и, столетиями накапливает влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес.

(Демонстрация губки, напитанной водой и лежащей на краях фарфоровой чашки). Под губкой всегда будет вода. Если чашка переполнится водой, то потечёт из болота ручеёк, а ручейки соберутся в реки. Итак, сфагновый мох является хранителем лесных рек. Исследователи молодцы!

Разрастаясь плотными дерновинами, сфагнум вызывает заболачивание почв.

Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция

Показать отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция;

Раскрыть сущность и значение известкования как средства борьбы с заболачиванием почв.

Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.

Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растёртого мела, а во второй банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворён мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.

Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?

Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растёт сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв

Физкультминутка

Значение мхов. Работа с компьютером.

1. Группа. Значение мхов для человека.

2. Группа. Значение мхов в природе (положительное и отрицательное).

3. Группа. Значение торфа.

Значение сфагновых мхов для человека:

Мхом конопатят дома при их постройках.

Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран.

Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком.

Значение торфа:

Используется для подстилки скоту.

В строительстве. В Сибири и сейчас высушенный мох при меняют для строительства домов. Изолирующий материал при постройке сельского жилья.

В оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.

В народной медицине.

В топливной промышленности. Торф – особый вид топлива, добывают его осушая болота.

В химической промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы, воск и другие вещества.

Значение мхов в природе:

Положительное:

- заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

- являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

- служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов.

Отрицательное:

- ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.

- вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

Демонстрация горения торфа. Во время демонстрации беседую о пожарах. Какие последствия могут иметь эти пожары для природы и для человека?

Что такое сфагновый мох?

1. Листостебельное растение.

2. Листья имеют хлорофиллоносные и мёртвые водоносные клетки.

3. Участвует в образовании болот и торфа.

Закрепление материала и выводы.

1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?

2. Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?

3. Как происходит размножение мхов?

Б) с помощью спор;

4. Какое условие окружающей среды необходимо для размножения мхов?

На торфяных болотах и в сырых лесах сплошным ковром разрастается серебристо-белый мох сфагнум, или торфяной мох.

Строение и размножение сфагнума. Сфагнум — многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем (рис. 79). На концах верхних веточек у сфагнума развиваются коробочки, в которых созревают споры. В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов, сфагновые мхи не имеют ризоидов. Они всасывают воду и минеральные соли стеблем и листьями.

Рис. 79. Мох сфагнум, справа — клетки его листа под микроскопом

Стебель и боковые веточки большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух видов. Одни из них живые, зеленые, содержат хлоропласты. Другие клетки — мертвые, крупные и бесцветные, лишенные ядра и цитоплазмы. Мертвые клетки располагаются между живыми клетками (см. рис. 79). Это водоносные клетки. Оболочки этих клеток имеют отверстия, через которые впитывается вода. Водоносные клетки листьев и стеблей способны через поры поглощать огромное количество воды и долго ее удерживать. Сфагновые мхи регулируют водный баланс экосистем, в которых произрастают. Во время обильных дождей они поглощают и удерживают воду. В засушливый период мхи постепенно отдают воду в окружающую среду.

Сфагновые мхи — мощные поглотители (сорбенты). Некоторые из них способны поглотить количество воды, превышающее их собственную сухую массу в 20 — 25 и даже в 35 раз.

Размножается сфагнум так же, как и кукушкин лен, бесполым и половым способами.

Образование и использование торфа. В тех местах, где поселяется сфагнум, накапливается много влаги. Чем сильнее сфагнум разрастается, тем больше воды накапливается. Так начинается заболачивание местности. Со временем участок, заселенный сфагновыми мхами, превращается в болото.

Отмирающие нижние части побегов сфагнума вместе с другими растениями постепенно превращаются в торф. В слоях торфа сохраняются неразложившиеся остатки растений, живших много лет назад, — корни, пни деревьев, листья, части веточек, пыльца. Эти остатки разрушаются не полностью, так как в толще торфа мало кислорода и процесс гниения идет медленно. Кроме того, сфагнум, который продолжает расти на поверхности, выделяет вещества, угнетающие жизнедеятельность бактерий, что также препятствует гниению.

Торф используется как топливо. В сельском хозяйстве торф применяют в качестве удобрения, на подстилку животным, для изготовления торфоперегнойных горшочков, для мульчирования почвы (поверхностное покрытие почвы), что предотвращает ее пересыхание и сдерживает рост сорняков.

Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, воск, парафин и другие ценные материалы.

► Наша страна имеет значительные запасы торфа. Разработка торфяных месторождений — важная отрасль промышленности. Торфяники используют и как сельскохозяйственные угодья. Однако практика показала, что интенсивное осушение болот часто приводит к изменению климата и природных ландшафтов, к нарушению водного баланса на больших территориях. Кроме того, многие сфагновые болота питают истоки рек и ручьев.

Роль мхов в природе. Мхи — неприхотливые растения, способные поселяться на любом субстрате — камнях, скалах, обнаженных щебнистых и песчаных участках земли, не пригодных для жизни других растений. Здесь они выступают как первопоселенцы. Мхи активно разрушают горную породу, внедряясь ризоидами в микроскопически мелкие углубления и трещинки на поверхности. Отмершие остатки мхов постепенно создают обогащенный органическими веществами субстрат, пригодный для заселения другими растениями.

Велика роль мхов в лесу. Они являются пионерами зарастания всевозможных участков, прежде всего тех, на которых произошел лесоповал, а также пожарищ, кострищ, троп.

Мхи — важнейший компонент природных экосистем. Как любые фотосинтезирующие организмы, они усваивают неорганические вещества и создают органические. Мхи являются пищей для многих беспозвоночных животных (личинок жуков, мух, гусениц бабочек, а также некоторых моллюсков, клещей и др.).

Сплошной или почти сплошной моховой покров затеняет почву, уменьшает суточные колебания температуры, влажности, освещенности в приземном слое воздуха. Это улучшает условия для сохранения и прорастания семян древесных и травянистых растений, благоприятствует развитию и росту молодых проростков. Однако слишком высокий и густой моховой покров может препятствовать нормальному возобновлению леса. Семена лесных растений зависают на поверхности мохового покрова и, не достигая почвы, погибают.

Кроме того, если моховой покров леса образован только сфагновыми мхами, это отрицательно сказывается на состоянии леса, так как, накапливая воду, сфагнум способствует заболачиванию.

Велико также значение мхов на болотах, особенно тех, которые образованы сфагнумом.

Использование мхов. Сфагновые мхи имеют три полезных свойства: высокую гигроскопичность (способность поглощать воду из окружающей среды), высокую бактерицидность (способность убивать бактерии за счет выделяемых веществ) и высокую воздухопроницаемость. Благодаря этим свойствам сфагновые мхи используются в разных областях. Еще в XIX в. сфагновые мхи использовали для изготовления перевязочных пакетов. В современной медицине этот материал незаслуженно забыт, но во время Великой Отечественной войны это было первое перевязочное средство. Обладая высокой гигроскопичностью, такой материал легко впитывает кровь и другие жидкости. В настоящее время некоторые фармацевтические компании возобновляют производство сфагново-марлевых материалов. Эти мхи рекомендуют и для набивания детских матрасов, изготовления подгузников.

Сфагновые мхи применяются в народной медицине при лечении порезов, обморожений и ожогов. Не все знают, что при наложении шины при переломах, ее нельзя накладывать непосредственно на кожу. Использование сфагново-марлевых пакетов помогает продезинфицировать рану и смягчить трение и возможные удары при транспортировке пострадавшего. Сфагновые мхи также хорошо впитывают влагу и запахи, поэтому с их помощью можно избавиться от неприятного запаха и повышенного потоотделения ног.

Мхи, в первую очередь сфагновые, используются как экологически чистый утеплитель. При строительстве срубов домов сфагнум закладывают между бревнами. Бактерицидные свойства мха не позволяют бревнам гнить. Как натуральный утеплитель мох используют в пчеловодстве. Помещенный под улей, он поглощает излишки влаги, дезинфицирует воздух, что предотвращает заболевание пчелиной семьи.

Сфагновые мхи используются при хранении плодов и семян, так как бактерицидные вещества защищают их от загнивания. Увлажненный мох применяется для упаковки и транспортировки черенков и саженцев древесных растений.

Сфагновые мхи состоят из стебля и листьев, ризоиды отсутствуют.

Стебли и листья содержат водоносные клетки, которые поглощают и удерживают большое количество воды. Благодаря этому мхи регулируют водный баланс экосистем, в которых произрастают.

Сфагновые мхи образуют торф, широко используемый человеком.

1. Чем отличается сфагнум от кукушкина льна? 2. Отчего сфагнум не зеленый, а серебристо-белый? 3. Почему сфагнум называют еще торфяным мхом? 4. Как осуществляется питание сфагновых мхов? 5. Как вы считаете, на чем основано применение мхов для мульчирования почвы? 6. Почему нужно охранять болота? 7. Почему вслед за освоением сфагновыми мхами определенной территории через некоторое время наблюдается ее заболачивание?

Найдите сведения об острове Суртсей, который расположен вблизи острова Исландия. Этот остров является важнейшей научной лабораторией под открытым небом. Выясните, почему он вызвал такой интерес у ученых. Расскажите одноклассникам, что там было найдено.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


Общая характеристика. Моховидные — это древняя, самая примитивная группа высших растений, ныне живущих на Земле. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода.

По оценкам разных специалистов, современные моховидные представлены 2.0—25 тыс. видов, распространённых на всех континентах. Особенно это относится к Северному полушарию, где на больших|больших площадях (на болотах, иногда в лесах|лесах) моховидные доминируют в растительном покрове|покрове. Эти растения предпочитают наиболее увлажнённые места|места, однако произрастают и на каменистых склонах гор, в пустынях, на сухих открытых скалах, в тундрах, но не встречаются в морях, на сильно засоленных почвах, в ледниках|ледниках и сыпучих песках.

Подавляющее большинство моховидных — низкорослые многолетние травянистые растения размером от 1 мм до нескольких сантиметров, реже до 60 см и более. У большинства из них тело расчленено на стебель и листья, но встречаются и слоевищные формы.

Листостебельные представители моховидных имеют ряд признаков, которые отличают их от остальных высших растений. У них отсутствуют корни; прикрепление к субстрату (частично и всасывание воды|воды) осуществляется одним или многочисленными ризоидами — выростами эпидермы. Поглощение воды|воды происходит главным образом нижней частью стебля или телом всего растения (сфагновые мхи).

Вегетативные органы|органы сформированы ассимиляционной, проводящей, запасающей и покровной тканями. Однако в отличие от других высших растений у моховидных отсутствуют настоящие сосуды и механические ткани. На стебле|стебле зелёных мхов по спирали расположены бесчерешковые листья, имеющие цельную пластинку с жилкой или без неё.

Это единственная группа растений, эволюция которой связана с регрессивным развитием спорофита и преобладанием в жизненном цикле гаметофита. Спорофит моховидных —спорогон — состоит из коробочки и ножки, нижняя расширенная часть которой — стопа -— внедряется в ткань гаметофита и доставляет спорофиту воду и питательные вещества. Спорофит, таким образом, лишён самостоятельности и полностью зависит от гаметофита.

Основная функция спорофита — образование спор, которые в благоприятных условиях прорастают. С момента прорастания споры начинается развитие гаметофита — полового поколения моховидных. Прежде всего развивается разветвлённая нитчатая (у большинства мхов) или пластинчатая (у сфагнума) протонема, на которой закладываются почки. У одних мхов из почек протонемы формируются пластинчатые слоевища, у других — листостебельные побеги|побеги гаметофита (взрослого мха), на которых развиваются органы|органы полового размножения — антеридии и архегонии.

Самую многочисленную группу моховидных составляет класс Настоящие мхи (около 10 тыс. видов), включающий зелёные и сфагновые мхи.

Зелёные мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах|лесах, образуя сплошной зелёный ковёр. Один из наиболее известных и самых распространённых мхов — кукушкин лён|лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей|стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.

Архегонии и антеридии формируются на верхушках стеблей|стеблей разных особей|особей, которые обычно растут рядом. В антеридиях созревают двухжгутиковые сперматозоиды, в архегониях — по одной неподвижной яйцеклетке. Оплодотворение происходит во время дождя или при обильной росе, поскольку сперматозоиды могут подплыть к архегонию только в воде. Из зиготы здесь же, на верхушке женского гаметофита, развивается спорофит

Мхи: а—кукушкин лён|лен; б—сфагнум; I —женское растение; 2мужское растение; 3женское растение со спорогоном; 4 — верхушка женского растения с архегониями (а); 5верхушка мужского растения с антеридиями (6); б — сперматозоид; 7— спорогон; 8 — спорогон на продольном разрезе; 9прорастание спор; 10 — протонема и основание стебелька; 11ассимилирующие и мёртвые водоносные клетки сфагнума; 12общий вид сфагнума.

Внутри коробочки спорогона размещается спорангий, в котором образуются гаплоидные споры. После созревания споры высыпаются из коробочки, разносятся ветром и в благоприятных условиях прорастают, образуя протонему в виде зелёной разветвлённой нити. На ней закладываются почки, из которых со временем развиваются листостебельные растения мха.

Зелёные мхи способны также к вегетативному размножению молодыми побегами, почками, листьями, выводковыми телами.

Сфагновые мхи. К сфагновым (белым, или торфяным, мхам) относится примерно 350 видов, составляющих один род сфагнум. Они распространены по всему миру, но наиболее обильно представлены на верховых|верховых болотах, где господствуют над всеми остальными видами растений.

Строение сфагновых мхов отличается рядом особенностей. У них отсутствуют ризоиды, поэтому вода с растворенными|растворёнными минеральными солями поступает непосредственно в клетки листа и стебля. Стебель гаметофита несёт мутовки ветвей, густо покрытых листьями, которые на верхушке главной оси|оси образуют розетку в виде головки почковидной формы. Некоторые боковые, более длинные веточки свешиваются вдоль стебля и плотно прилегают к нему, создавая своеобразную проводящую систему наподобие фитиля, по которому поднимается вода.

Листья сфагновых мхов не имеют средней жилки. Все они состоят из двух типов клеток: живых — ассимилирующих, длинных и узких, с хлоропластами, и мёртвых (без протопласта), с утолщениями на стенках и порами|порами. Подобные клетки без живого содержимого присутствуют и в стебле|стебле. Благодаря такому анатомическому строению стебля и листа сфагнум способен впитывать и удерживать большое количество воды|воды, которая в 30— 40 раз превышает массу самого|самого растения. Поэтому почва, где поселяются эти мхи, постепенно переувлажняется и заболачивается.

Антеридии и архегонии сфагнумов образуются либо на разных особях, либо на разных веточках одного и того же растения. После оплодотворения из зиготы формируется шаровидная коробочка на ложноножке, являющейся частью гаметофита. При вскрытии коробочки зрелые споры разлетаются на расстояние до 10 см и прорастают, образуя пластинчатую протонему с ризоидом. Из почки на протонеме вырастает гаметофит.

Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в пере-увлажнённой почве мало|мало кислорода, а вследствие выделения сфагнумом специфических органических кислот создаётся кислая среда, в которой прекращается развитие почвенных микроорганизмов (бактерий, грибов и др.), разлагающих растительные остатки. В течение длительного времени происходит накопление значительных запасов органических веществ в виде торфа. Процесс образования торфа идёт очень медленно: слой торфа в 1 см накапливается за 10 лет, толщиной в 1 м — за тысячу лет.

В Беларуси болота занимают площадь около 2,5 млн. га с запасом торфа примерно 30 млрд. м3.

Торф находят широкое и разнообразное применение. Издавна его использовали как топливо и удобрение, особенно ценное для подзолистых почв. Мало|Мало разложенный торф в сельском хозяйстве служит для приготовления компостов, идёт на подстилку, помогает сохранению плодов и семян.

Торф является важным источником сырья для получения уксусной кислоты|кислоты, воска, парафина, нафталина, фенолов, спирта, карболовой кислоты|кислоты и т. д. Его используют в строительстве при изготовлении изоляционных плит, пластмасс и др.

Мхи, способные впитывать и удерживать большое количество воды|воды, играют существенную роль в регулировании водного баланса ландшафтов на значительной территории. Кроме того, они обеспечивают равномерный переход поверхностного стока вод в подземный, предохраняя почву от эрозии. Но в то же время при интенсивном развитии мхи могут заметно ухудшать продуктивность сельскохозяйственных земель и лугов, способствуя их заболачиванию.

Моховидные


Моховидные (мшистые) волокна|волокна мозжечка

Аксоныоливомозжечкового тракта распределены по всем отделаммозжечка и посылают коллатерали к глубиннымядрам мозжечка икоре мозжечка. Дистальные участки этих аксонов представляют собой особый типафферентных волокон мозжечка, так называемыелиановидные (лазящие) волокна|волокна мозжечка.

Все остальные афферентные пути оканчиваются в его коре моховидными(мшистыми) волокнами .

Мшистые волокна|волокна мозжечка возбуждают клетки-зерна|зёрна, а те через параллельные волокна|волокна оказывают возбуждающее действие на все остальные нейроны. Действие последних, однако, всегда является тормозным:клетки Гольджи тормозят клетки-зерна|зёрна по принципу обратной связи, а разряды клеток Пуркинье, возникающие под действием мшистых или лиановидных волокон, приводят к торможению нейронов ядер мозжечка.

Видео по теме : Моховидные

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Суррикат Мими




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Моховидными называют древний класс высших растений, различающихся по своему внешнему строению, месту произрастания и способу размножения. В природе известны более чем 25 тыс. видов этой группы. Эти представители занимают второе место в мире по количеству разновидностей после цветковых. Для быстрого разрастания мхов необходима влажная среда, способствующая осуществлению полового процесса. По этой причине оптимальным местом их обитания служат приземные, наиболее влажные слои атмосферы. Это объясняет их существование на определенной территории растительного покрова Земли.

Строение

  • Почти все представители данного класса низкорослы, обычно их высота колеблется от 2 мм до 18 см.
  • Активно растут и размножаются только на влажной почве.
  • Гаметофит (так называется тело лишайников) состоит из стебля (стеблевидной оси) и листьев (филлоиды). Чаще всего листья имеют спиральное расположение.
  • У растения нет сосудов и хорошо развитой механической структуры.
  • Тело некоторых моховидных имеет листообразное слоевище.
  • Эти растения не имеют корней, которые часто путают с ризоидами (бесцветными образованиями).

Рис. 1. Классификация моховидных

Классификация

Печеночники

Их тело представляет собой разветвленное, немного сплющенное слоевище. Они считаются самыми древними представителями лишайников и широко распространены в тропических широтах. Так, например, один из видов печеночников – мох Маршанция, обитает только во влажных местах, полностью лишенных озеленения. Он имеет листовидное стелющееся тело, прикрепленное ризоидами к месту своего произрастания. Слоевище представлено двумя соединительными тканями: основной (занимает нижнюю часть мха) и фотосинтезирующей (занимает верхнюю часть мха). К маршанцевому виду биологи относят Риччию водную, широко используемую в аквариумистике .

Листостебельные

На таких мхах отчетливо видны стебли с малозаметными листьями и небольшие отростки. Класс листостебельных мхов играет более значительную роль в заселение растительного покрова, нежели печеночники. Самым известным представителем листостебельных лишайников является Кукушкин лен, второе название которого – Политрихум обыкновенный. Местом его произрастания может быть хвойный лес вблизи сфагнового водоема или же любая сырая местность. Кукушкин лен – это многолетние растение, его длина варьируется между 9-18 см. Он растет группой, покрывая своим “ковром” внушительные лесные площади и тундру.

Важно! В отличие от всех представителей мохообразных, которым присущ зеленый окрас стебля и листьев, сфагнум имеет в народе второе название “белый мох”. Это объясняется наличием в листьях данного вида хлорофиллоносных клеток в сочетании с большими мешковидными веществами, заполненных воздухом или влагой.

Отличительный признак листостебельных мхов - поглощение влаги осуществляется нижней частью стеблевой оси или же всем телом растения (присуще сфагновым мхам).

Рис. 2. Размножение мхов

Размножение мохообразных

  • Бесполое. Размножение лишайников происходит спорами (по этой причине мхи относят к споровым представителям) и вегетативным путем (стеблями, листьями, слоевищем).

Важно! Слоевищным мхам присуще расположение половых органов на верхушке гаметофита, а листостебельным – на верхушке побегов.

  1. Попадая в водную среду, самые активные сперматозоиды движутся к женскому половому органу с помощью жгутиков, а затем оплодотворяют ее. Стоит отметить, что без участия воды сперматозоиды не способны достигнуть яйцеклетки.
  2. В результате успешного оплодотворения получается зигота, развивающая особую часть тела – коробочку. Именно в ней формируются органы для размножения и распространения класса моховидных.
  3. Далее из спор образуется протонема – нитевое образование зеленого цвета. В результате сформированных почек создаются пластинчатые побеги без листьев, которые носят название талломы.

Важно! Кукушкин лен в период своего полового размножения образует зиготу с коробочкой, содержащей крышечку, накрытую колпаком. В период созревания спор происходит открытие крышечки коробочки, с которой впоследствии и выпадают споры. Попадая в благоприятные для жизнедеятельности условия, оплодотворенные клетки прорастают, создают новые протонемы, после чего цикл снова повторяется.

Читайте также: