Мхи обитают только в сырых местах так как они

Обновлено: 08.07.2024

Выберите один верный ответ.

1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . В отличие от мхов у хвощей имеются1) стебли 2) листья 3) корни 4) побеги

3 . Плауны размножаются: 1) семенами 2) спорами 3) гифами 4) слоевищем

4 . Высшие растения отличаются от низших

1) расчленением тела на органы 3) наличием таллома

2) вегетативным размножением 4) размножением спорами

5 . Фотосинтез у папоротников происходит в

1) гаметах 2) корневище 3) спорангиях 4) тканях листа

6 . Спорофит плауна представлен:

1) заростком 2) зеленым растением 3) спороносным колоском 4) пластинка.

1) имеют мочковатую корневую систему 3) имеют стержневую корневую систему

2) не имеют корня 4) лишены корневого чехлика

8 . Гаметофит доминирует в жизненном цикле у

1) папоротникообразных 2) мохообразных 3) покрытосеменных 4) голосеменных

9 . В цикле развития сфагнума преобладает

1) листостебельное растение 2) коробочка со спорами 3) заросток 4) зелёная нить (протонема)

10 . У папоротников, в отличие от мхов,

1) из проросшей споры развивается заросток

2) происходит чередование полового и бесполого поколений

3) бесполое размножение происходит с помощью спор

4) оплодотворение невозможно без воды

11 . Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:

1) участие насекомых-опылителей 3) наличие ветра

2) присутствие воды 4) образование пыльцевой трубки

12 . К споровым растениям относится

1) плаун булавовидный 2) сосна крымская 3) клен остролистный 4) мак самосейка

13 . Об усложнении папоротников по сравнению со мхами свидетельствует развитие у папоротников

1) гаметофита 2) листьев 3) спор 4) корней

14 . Как называют орган (структуру), в которой у папоротников образуются яйцеклетки

1) архегоний 2) антеридий 3) спорангий 4) яичник

15 . Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него

1) вегетативных органов 3) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле

2) придаточных корней 4) воздухоносных клеток в листьях и стебле

16 . Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха.

Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите в цифры, под которыми они указаны.

17 . Выберите два организма, размножающиеся семенами.

1) Клевер ползучий 4) Олений мох

2) Хвощ полевой 5) Капуста белокочанная

3) Плаун булавовидный

18 . О возникновении папоротников в истории Земли свидетельствует

1) существование травянистых и древесных форм 3) наличие их отпечатков и окаменелостей

2) их способы размножения 4) их современное многообразие

19 . Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

1) Клетки заростка папоротника

2) Клетки коробочки мха

5) Клетки камбия липы

21 . Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды 4) имеют проводящие ткани

2) имеют корни и побеги с листьями 5) имеют вегетативные органы

3) образуют семена 6) размножаются спорами

22. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

1) образование предростка

2) оплодотворение при наличии воды

3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских и мужских растений мха

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

23 . Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спора 1) гаплоидная

Б) заросток 2) диплоидная

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

24. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют 4) имеется хорошо развитая корневая система

2) размножаются семенами 5) размножаются спорами

3) цветки мелкие, невзрачные 6) для размножения нужна вода

25 . Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

А) в почве закрепляются ризоидами

Б) в цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зелёная нить

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Укажите основные признаки моховидных растений

27 . В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

28 . Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?

Выберите один верный ответ .

1 . Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . На взрослом растении хвоща созревают

1) споры 2) гаметы 3) семена 4) шишки

3 . Назовите орган(ы), в котором(ых) у папоротников откладываются про запас питательные веществ

1) листья 2) корни 3) корневище 4) споры

1) гаметофиты; 2) спорофиты; 3) одни веточки — гаметофиты, другие — спорофиты.

5 . Спорофит у плаунов представлен

1) взрослым растением 2) заростком 3) яйцеклеткой 4) сперматозоидом

6 . К генеративным органам папоротников относят:1) корень 2) стебель 3) лист 4) спорангии

7 . Спорангии хвощей представлены:

1) спороносными колосками 2) зеленым растением; 3) пластинкой; 4) заростком.

8 . Мхи обитают только в сырых местах, так как они

1) низкорослые растения 3) имеют плохо развитые проводящие ткани

2) хорошо выносят тень 4) имеют фотосинтезирующие ткани

9 . Из споры папоротника развивается:

1) заросток 2) стебель 3) корневище 4) первый лист

10 . Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 2) спорангии 3) тычинке 4) ни один ответ не верен

11 . Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 2) голосеменных 3) папоротников 4) всех перечисленных

12 . Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у:

1) мхов 2) хвощей 3) папоротников 4) плаунов

13 . Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 2) супротивно 3) поочередно 4) листья отсутствуют

14 . Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 3) несет женские половые органы

2) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

15 . В образовании торфа принимает участие:1) сфагнум 2) леканора 3) пармелия 4) ксантория

16 . Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 3) колосках на верхушках побегов

2) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

17 . Основным органом прикрепления к почве у плаунов служат:

1) ризоиды 2) придаточодные корни 3) главные корни 4) боковые корни

18 . Представитель какого отдела растений показан на рисунке?

19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

20 . Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите два верных утверждения

1) клетки заростка папоротника 4) клетки коробочки мха

2) клетки камбия липы 5) спермии ржи

3) клетки эндосперма пшеницы 6) споры хвоща

21 . Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения.

1) оплодотворение 4) развитие листостебельного растения

2) развитие коробочки на ножке 5) развитие половых органов и гамет

3) развитие спор 6) прорастание протонемы

22 . Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная стадия

Б) Заросток 2) Диплоидная стадия

В) Зрелый спорофит

Г) Молодой спорофит

23 . Выберите три верных ответа . Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами 4) дифференциация на органы и ткани

2) оплодотворении, которое происходит вне водной среды 5) автотрофном способе питания

3) перекрёстном опылении насекомыми 6) преобладании среди них древесных форм

24. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

А) отсутствие корней

Б) развитая проводящая система

В) наличие водоносных клеток

Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены

Д) спорофит преобладает над гаметофитом

25. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная

Б) Протонема (зелёная нить) 2) Диплоидная

В) Листостебельное растение

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

27 . Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Приведите не менее 3-х признаков.

28 . Назовите особенности строения и жизнедеятельности плаунов.

29 . Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки".


Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии

Тестыдля подготовки к ЕГЭ по биологии Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Простейшие"

Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ по биологии по теме: "Растения"

Данный тест поможет обобщить знания учащихся по основным темам курса "Ботаника".

mohoobraznyie

Мохообразные растения по количеству видов стоят на первом месте среди нецветковых. Во всем мире их насчитывается 22-27 тыс. видов. На земле мхи встречаются повсеместно. Особенно хорошо они растут в местах, где много влаги. Так, в болотистых местностях они полностью покрывают поверхность земли. Мхи можно увидеть на деревянных строениях, стволах деревьев, поверхности камней и на скалах, и даже в пустынях. Они растут даже на сломанных ветках деревьев, на дне пресных водоемов. В некоторых районах Арктики и Антарктики из высших растений растут только мхи. Раздел ботаники, изучающий моховидные, называется бриологией.

Моховидные — невысокие многолетние, в редких случаях — однолетние травянистые растения. Высота мхов колеблется от 1 мм до нескольких сантиметров, реже — до 60 см (часто погруженные или полупогруженные в воду). У некоторых мхов вегетативные органы не развиты, и тело представлено зеленой пластинкой со спорангием (печёночные мхи) (рис.1, 2-4). Те из мхов, тело которых подразделяется на стебли и листья (филлоиды), называют листостебельные (рис.4, 1). В отличие от водорослей мхи преимущественно сухопутные растения, но предпочитают селиться во влажных местах. Настоящих корней у них нет. Функцию корней выполняют ризоиды (нитевидные выросты). С их помощью мхи поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а также прикрепляются к почве.

мхи

Рис.1 Многообразие мхов

Стебель у мхов снаружи покрыт оболочкой, состоящей из прозрачных клеток, которые не имеют хлорофилла. Под оболочкой расположена фотосинтезирующая ткань, состоящая из клеток с хлоропластами. У мхов не сформированы сосуды древесины. Поэтому транспортировка воды и минеральных веществ по стеблям осуществляется с участием примитивных, плохо развитых проводящих тканей.

Наиболее широко распространены такие представители моховидных, как зеленый мох (кукушкин лен) и торфяной мох (сфагнум).

Зеленый мох известен также как кукушкин лен. Он относится к группе листостебельных мхов, потому что имеет стебли и листья. Покрывая почву сплошным ковром, кукушкин лен образует травяной пласт, который вытесняет другие зеленые мхи. Он впитывает из атмосферы много влаги, и это вызывает заболачивание почв. Зеленый мох — двудомное растение.

Высота зеленого мха 40 см. Стебель не разветвляется, содержит опорную ткань. Внутри стебля расположены проводящие пучки. К почве прикрепляется с помощью ризоидов.

Питаются зеленые мхи, как и все другие зеленые растения. С помощью ризоидов они поглощают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. Листья поглощают углекислый газ воздуха. В результате фотосинтеза образуются органические вещества.

Зеленый мох размножается бесполым и половым путями (рис. 2). Половое и бесполое поколения существуют совместно на одном растении.

Размножение зеленого мха

Рис.2 Размножение зеленого мха

При половом размножении образуются мужские и женские гаметофиты. На верхушке мужского растения в антеридиях созревают мужские половые клетки. На верхушке женского растения в архегониях развиваются яйцеклетки. В результате их слияния происходит оплодотворение и образуется зигота. Из зиготы на женском растении (спорофит) развивается коробочка на ножке. В коробочке образуются споры, служащие для бесполого размножения. Созревшие споры высыпаются из коробочки наружу. При благоприятных условиях они прорастают, напоминая сначала разветвленные зеленые водоросли. Из одних проростков развиваются женские растения, из других — мужские.


Торфяной мох, или сфагнум, (рис. 3) — это многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от зеленых и других мхов у торфяных мхов нет не только корней, но и ризоидов. Воду и растворенные в ней минеральные соли поглощают стебли. Светло-зеленые листья сфагнума имеют клетки 2 видов: 1) удлиненные зеленые хлорофиллоносные клетки; 2) водоносные клетки. В зеленых клетках происходит процесс фотосинтеза, и через них от листьев к стеблю проходят органические вещества. Прозрачные мертвые клетки немного крупнее, здесь накапливается запас влаги. У этих водоносных клеток сохранились только оболочки. И когда сфагнум засыхает, т. е. погибают почти все зеленые клетки, листья его кажутся почти белыми. Поскольку сфагнум растет сплошным ковром, он является причиной заболачивания.

Торфяной мох или сфагнум

Рис.3 Торфяной мох или сфагнум

Сфагновые мхи — однодомные или двудомные обоеполые растения. Размножаются они половым и бесполым путями. При половом размножении из оплодотворенной яйцеклетки развивается небольшая коробочка, которая содержит множество спор. Бесполое размножение начинается с образования спор. Созревшие споры высыпаются из коробочки наружу. Из них вырастают многоклеточные предростки с многочисленными почками. Именно поэтому мох растет подушками, из которых в будущем развиваются торфяные мхи.

Образование торфа. Торфяные мхи растут в увлажненных местах. Нарастают они верхушками, а снизу отмирают и превращаются в торф. Засохшая часть стеблей из-за нехватки кислорода частично разлагается и образует торфяной слой. Органические кислоты, выделяемые мхом, замедляют его разложение.

Высшие растения — это одно из двух подцарств царства растений. К ним относятся нецветковые и цветковые растения. К высшим нецветковым растениям относятся высшие споровые растения (моховидные, плауновидные, хвощевые и папоротниковидные) и голосеменные.

Моховидные растения имеют стебли и листья. Настоящих корней у них нет. Функцию корней выполняют ризоиды. Широко распространены зеленый мох (кукушкин лен) и торфяной мох (сфагнум).

В природе встречается свыше 300 видов торфяных, или сфагновых, мхов. Торфяные мхи растут на болотах, в тундре, во влажных лесах. У них нет ризоидов. Воду они поглощают с помощью стеблей и листьев. Белыми их называют потому, что большую часть листьев занимает вода, накопленная мертвыми клетками, и цвет листьев становится почти белым. Торфяной мох ежегодно нарастает верхушкой, снизу отмирает и превращается в торф.

Торфяные мхи — основные торфообразователи. Торф — ценное полезное ископаемое. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и т. д.

Мхи, как и другие растения, являются необходимым компонентом природы и нуждаются в охране. В Красную книгу Казахстана занесено три вида мхов: сфагнум гладкий, пахифиссинденс крупнолиственный, ортотрихум приглаженный. Одним из мероприятий, направленных на сохранение мхов, является препятствование осушению болот.

Значение мхов. В результате процесса фотосинтеза мхи образуют органические вещества и выделяют в воздух кислород. Растут они на неплодородных почвах и способствуют образованию перегноя (гумуса). Как и другие растения, мхи засыхают и разлагаются при участии микроорганизмов. В результате образуется плодородная торфяная почва, пригодная для произрастания других растений. Мхи являются пищей для многих птиц и используются ими как гнездовой материал.

На торфяных болотах добывают торф, который является горючим полезным ископаемым и широко используется для отопления. Кроме того, он активно используется в качестве строительного материала (для теплоизоляции), удобрения и сырья, а также в химической промышленности. Из торфа получают спирт, карболовую кислоту и т. д.


Мхи — хранилище пресной воды. В заболоченных местностях они принимают участие в сборе воды. Осушение болот зачастую сопровождается исчезновением обитавших на них растений и животных, обмелением некоторых рек, учащением засух.

Мхи — высшие споровые растения (22-27 тыс. видов), живущие на суше во влажных местах. Наука о мхах — бриология. У листостебельных мхов есть стебель, листья, спорангии, вместо корней — ризоиды; у нелистостебельных — только зеленая пластинка 1 со спорангием. У мхов пе развиты сосуды древесины. Мхи фотосинтезируют, выделяют кислород, образуют перегной и торф, заболачивают почву и являются хранилищем 1 пресной воды.

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 25
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

4744. Укажите основные признаки строения моховидных растений, доказывающие, что они могут жить только во влажной среде обитания.

1) Корни отсутствуют, в почве растение закрепляют ризоиды
2) Как поглощение, так и испарение воды осуществляется всей поверхностью гаметофита, ризоиды также в некоторой степени выполняют функцию всасывания воды
3) У торфяных мхов хорошо развита водоносная ткань с водозапасающими клетками, масса которых может превышать массу мха в 20-25 раз
4) Оплодотворение происходит только в присутствии воды: сперматозоиды плывут от верхушек мужских гаметофитов (антеридий) к верхушкам женских побегов (архегониям)

6.Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.

Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трёх значений.

8.Установите соответствие между паразитическим червем и типом, к которому он принадлежит.

16.Какую функцию выполняют органы бычьего цепня, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?


24.Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?


27.Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО
А) ДНК замкнута в виде кольца
Б) по способу питания

автотрофы или гетеротрофы

36.Какой буквой на рисунке обозначена часть цветка, в которой происходит оплодотворение?

43.Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?

49.Какой буквой на рисунке обозначено место в цветке, где происходит двойное оплодотворение?


59.Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.

60.В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

69.Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Читайте также: