Методика кактус для младших школьников с обработкой

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Методика Кактус очень простой тест для детей возрастной категории от 5 до 6 лет. Ребенку предоставляют лист бумаги и без лишних слов предлагают изобразить на нем кактус. Посмотрев на рисунок, родитель или педагог уже может определить эмоциональное состояние и уровень агрессивности малыша. Безусловно, чтобы проводить подобные исследования, нужно иметь соответствующее образование. Но часто родители хотят протестировать ребенка самостоятельно в домашних условиях. Мы расскажем более подробно о методике Кактус и о интерпретации рисунков младших школьников.

Цель и характерные особенности графической методики

Рисунок часто помогает понять настоящее состояние человека и выделить его особенные черты. Люди во время творческой работы изображают на холсте различные образы, в которых находится вся нужная информация о восприятии мира, внутреннем состоянии.

Графическая методика помогает установить:

  • насколько психологически комфортно ребенку;
  • его характер;
  • самооценку;
  • восприятие ним окружающих людей.

provedenie-testa.jpg

В методике собраны все положительные черты подобных тестов. Первый и, пожалуй, самый важный фактор это экономичность. Не нужно никаких особых затрат, лишь графические материалы и пространство для рисования. Легкость проведения второе достоинство методики. Достаточно дать крохе листик и карандаши.

EMSdanzi002.jpg

Такими классическими методиками, которые дают более точный анализ эмоционального состояния и всех остальных характеристик являются:

  1. Дом. Дерево. Человек отлично подойдет для диагностирования самооценки, затруднений в общении, неуверенности в себе. Также этот тест покажет: чувствует ли себя ребенок защищенным и насколько он агрессивен.
  2. Изобрази свою семью тут рисунок, как и в других тестах, говорит сам за себя. Буквально все детали что-то говорят о его отношении к тому или иному члену семьи. Используемые цвета, расстояние между нарисованными людьми, их количество покажут: кто малышу больше всего нравится, кого он недолюбливает и всю остальную специфику взаимоотношений в семье.
  3. Несуществующее животное ребенок неосознанно изображает в непонятном существе самого себя. Поэтому его окраска и форма раскроют родителю, педагогу или же психологу все, что таится в маленькой головке художника.

Проведение исследования Кактус в младшей школе

Для тестирования в школе используют листы формата А4 и простые карандаши. Если же нужен более глубокий анализ, то применяют цветные карандаши, в этом случае нужно иметь понимание о методике восьми цветов Люшера.

Инструкция к выполнению крайне проста для понимания и детей, и взрослых. Требуется просто представить у себя в голове кактус, а затем перенести его на холст. Следует также ознакомиться с условиями правильного проведения тестирования, но они тоже не такие уж и сложные.

  • Ребенок должен находиться в естественной обстановке, ничего не должно его напрягать.
  • Если малыш не понял, что от него требуется, объясните ему еще раз без лишних советов и подсказок.
  • При излишнем волнении стоит аккуратно упомянуть, что данная работа не оценивается, но ее стоит рисовать более старательно.
  • Стереотипные шаблоны кактусов желательно попросить нарисовать еще раз.
  • Не нависать над тестируемым учеником, не расспрашивать ни о чем во время рабочего процесса, не навязывать свои идеи.

Для уточнения результатов исследования у ребенка могут понадобится дополнительные способ получения информации. Родитель или психолог могут попросить школьника дорисовать отдельные элементы кактуса. Для этого могут понадобятся дополнительные вопросы такие как:

  • Как будет изменяться кактус со временем (то есть размер и количество иголок, форма, цвет)?
  • Где находится данный цветок: в домашних условиях или на природе?
  • Его окружает много растений или же он одинок?
  • При соприкосновении сильно ли колется кактус?
  • Ему нравится, когда за ним ухаживают?

Ориентируясь на наводящие вопросы, дети рисуют кактусы, по которым потом можно определить степень агрессивности ребенка и его эмоциональное состояние.

Интерпретация рисунков младших школьников

Существует много разновидностей кактусов: огромных размеров и совсем маленькие, с острыми колючками и небольшим пушком вместо них; пояснение рисунка основывается именно на этих факторах. Важно определить является ли изображение доказательством какой-либо травмы на подсознательном уровне или приятным воспоминанием. Найти тонкую грань может лишь хорошо разбирающийся в этой области человек.

Ниже будут представлены небольшие подсказки к толкованию работ.

  1. Враждебность или же агрессивность проявляется в ярко выраженных иголках (малыш сильно давил на карандаш), а также их длине. Направление колючек зависит от того, к кому школьник испытывает эту враждебность. По направлению вверх к взрослым, в стороны к своим одногодкам, вниз к детям младшего возраста. Еще так может выражаться защита себя и своей личности от чужого влияния, давления.
  2. Резкие, короткие штрихи, сделанные с достаточно сильным нажимом, указывают на импульсивность.
  3. Самолюбие цветок расположен по центру листа, большой по габаритам.
  4. Кропотливая работа с разнообразными детализированными отростками, необычная форма кактуса это открытость.
  5. Отростки, находящиеся внутри изображения, различные зигзаги символизируют закрытость. В таких случаях ребенок знает намного больше, чем говорит.
  6. Растения, выражающие положительные эмоции, нарисованные яркими цветами, свидетельствуют о таком же положительном настрое автора сего творения. Вывод: улыбающиеся, разноцветные, смеющиеся кактусы оптимистичность.
  7. Преобладают темные цвета, линии прерывистые и неуверенные, слабо прорисованные тревожность, настроение малыша может быть ниже среднего.
  8. Покладистость линии в этом случае плавные, аккуратные, не толстые, присутствуют элементы декора в окружающей среде, бутоны на самом кактусе. Это еще говорит о творческой натуре маленького художника.
  9. Общительность кактус на холсте изображен не один, а его окружают много других растений.
  10. Цветок на рисунке находится в домашней атмосфере (на подоконнике, в горшке, могут быть видны шторы, окно и другие предметы быта), это говорит о том, что тестируемый ребенок жаждет больше тепла и защиты со стороны родителей.
  11. Если на фоне других растений выделяется один единственный кактус где-то в сторонке, малыш не нуждается в покровительстве семьи.
  12. Изображение небольших размеров может указывать на заниженную самооценку или наоборот, слишком большое изображение о завышенном чувстве собственного достоинства.
  13. Средний по величине кактус, расположенный примерно на 2/3 листа самооценка на нормальном уровне, школьник доволен собой.

Немного подробнее о самооценке и уровню общительности. Все это зависит от расположения растения на холсте. Как можно догадаться, чем выше рисунок, тем выше чувство собственного достоинства. Точно так же, если объект находится низко, то и чувство собственного достоинства ниже. Кактус может быть нарисован еще по правую и левую стороны листа. Интроверты обычно находят нужным изобразить свое растение левее, экстраверты же правее.

На случай более подробной трактовки результата также понадобятся значения цветов по интерпретации Люшера.

  • pеленый обозначает уверенность в себе;
  • желтый это страх перед обществом, кроха боится быть отвергнутым;
  • синий спокойствие, душевный комфорт;
  • красный огромный поток энергии, эмоциональность, желание преодолевать все, как пламя;
  • серый нейтральный цвет, сигнализирующий о таком же нейтральном отношении ребенка к чему-либо;
  • белый в редких случаях говорит о проблемах со зрением и неспособности уловить сюжет;
  • черный противоречие, избалованность, закрытость;
  • фиолетовый волшебство, мечтательность.

Дабы закрепить материал, ниже предлагается рассмотреть пример интерпретации.

В глаза сразу бросаются яркие цвета, значит ребенок достаточно позитивный и оптимистично настроен. Следующая вещь, которая привлекает внимание, это количество иголок их очень много.

Мнение педагогов по поводу методики

Совсем неплохие отзывы оставляют как специалисты, так и учителя. Этот тест расценивают как один из самых выдающихся среди остальных графических методов, которые также были перечислены вначале статьи. Многих вводит в заблуждение наличие колючек в общем, но как утверждают разбирающиеся люди, кактус не должен быть совсем лысым. Если иголок немного это хорошо, ведь они представляют собой некую защиту. Абсолютно гладкие растения указывают на то, что ребенок чрезвычайно наивен, ничему хорошему это не сулит.

Обработка данных

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение размер рисунка характеристики линий сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика образа кактуса (дикий, домашний, женственный и т.д.) характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : Агрессивность наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм изображение радостных кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами Женственность наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Какие у кактуса есть соседи? 6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Займет времени от 2-10мин, а пользу даст колосальную для понимания своего ребенка.

Цель: проверка эмоционального состояния ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсиности.

Проводится с детьми с 4-х лет.

Материал: бумага (формат А4, карандаши или краски.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

Кактус домашний или дикий?

Его можно потрогать?

Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?

У кактуса есть соседи?

Какие растения его соседи?

Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.

Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.

Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.

Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм: использование ярких цветов.

Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.

Интровертированность: изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.

Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус


Игры и упражнения для гармонизации эмоционального состояния детей в помощь педагогу "Задуй свечу" Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя.

Использования рисуночной терапии при коррекции эмоционального состояния дошкольников Рисуночная терапия – это форма психотерапии, основанная на изобразительной деятельности. Цель рисуночной терапии состоит в том, чтобы с.

Саморегуяция эмоционального состояния Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянно взаимодействует с детьми, родителями, коллегами. От него в значительной.

Уголок уединения в группе для стабилизации эмоционального состояния детей

Уголок уединения в группе для стабилизации эмоционального состояния детей оведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не, и поэтому.

Гост

ГОСТ

Методика кактус М.А. Панфиловой - это методика, направленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия и уровня агрессии, ее интенсивности и направленности.

Описание методики

Марина Александровна Панфилова – преподаватель кафедры клинической психологии МГМСУ.

Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.

Анализ результатов диагностики дает возможность исследователю сделать точный вывод о том, является ли ребенок целеустремленным, эгоцентричным, демонстративным, скрытным или импульсивным.

Процедура проведения

Готовые работы на аналогичную тему

Оборудование необходимое для проведения методики:

  • лист формата А4;
  • цветные и простые карандаши средней мягкости.

Прежде, чем приступить к проведению методики педагог обращается к детям и объясняет им суть работы. Только после того как педагог убедился, что все дети верно поняли задание, необходимо приступать к рисованию.

В том случае, если кто-то из детей ни разу не видео кактус, то предварительно педагогу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает.

Время, отведенное на проведение методики, составляет 30 минут.

В процессе рисования педагог не вмешивается в работу детей, цвета и карандаши они выбирают самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании.

Трактовку рисунка педагог осуществляет самостоятельно, за исключением штриховки, ее анализ рекомендовано осуществлять совместно с детским психологом.

После того как дети закончили рисовать, педагог задает каждому ребенку дополнительные вопросы, в рамках методики. Вопросы необходимы для того чтобы получить максимально полную картину.

  1. Какой ты кактус нарисовал – дикий или домашний?
  2. А к этому кактусу можно прикасаться?
  3. Этот кактус сильно колючий?
  4. Как ты думаешь, этому кактусу приятно, когда за ним ухаживают? Поливают? Удобряют?
  5. Как ты думаешь, каким будет кактус, когда немного подрастет? Опиши его размер, отростки, иголки и т.д.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов методики осуществляется по следующим направлениям.

Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима.

Так, если нажим сильный, то это означает растущее напряжение у ребенка.

Твердо подчеркнутая определенная деталь рисунка – импульсивность.

Слабый или еле заметный нажим – угнетенное состояние, душевная и общефизическая слабость.

Отрывистые линии – порывистость характера.

Если кактус нарисован штрихами – это говорит об обеспокоенности или неуверенности ребенка.

Четкие и хорошо прорисованные линии – адекватность оцениваемых ситуаций, уверенность в собственных силах.

Расположение и размер кактуса на листе бумаги.

Если кактус расположен внизу листа – заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, – завышенная.

Если кактус расположен ближе к правой стороне – ребенок ориентирован на будущее, влево – склонен к анализу прошлого.

Нормой считается расположение ребенка посередине.

Так же необходимо обратить внимание на размер рисунка. Если кактус маленький – это говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих; если кактус занимает 2/3 листа – завышенное самомнение; крупный кактус – стремление к лидерству.

Сюжет рисунка.

Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие иголок, в горшке или на земле растет кактус, фон рисунка, схожесть с реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д.

Если изображение кактуса реалистичное – ребенок чувствует себя по взрослому, имеет реалистичный подход к жизни; если это герой мультика или вымышленный персонаж – богатая фантазия и инфантильность тестируемого.

В том случае, если на рисунке имеются дополнительные персонажи, то это свидетельствует о хороших отношениях с окружающими людьми.

Цветовая гамма.

Свидетельствует о подвижности психики ребенка. Преобладание цвета говорит о:

  • Зеленый – уверенность и постоянство
  • Желтый – страх быть отвергнутым
  • Синий – ребенку комфортно именно в тех условиях, в которых он сейчас находится
  • Красный – сильное эмоциональное напряжение
  • Серый – нейтральное отношение к происходящему и окружающим
  • Белый – возможные проблемы со зрением
  • Черный – противоречивость, избалованность

Не имеют конкретных самостоятельных толкований, так как беседа проводится только лишь для того, чтобы подтвердить те или иные выводы, сделанные в процесс анализа рисунка.

Например, если ребенок нарисовал дикий кактус и подтвердил это в беседы, то можно сделать вывод, что он стремится к свободе, самостоятельности, одиночеству. Рисунок домашнего кактуса говорит о том, что ребенку удобно и комфортно в тех условиях, в которых он живет сейчас.

Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.

Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам: пространство, расположение, размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

- характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный),

- характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунках может проявиться следующие качества испытуемых:

- агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга;

- импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим;

- эгоцентризм - крупный рисунок, центр листа;

- зависимость - маленький рисунок, низ листа;

- демонстративность, открытость - выступающие отростки в кактусе, вычурность форм;

- скрытность, осторожность - зигзаги по контуру или внутри кактуса;

- тревога - темные цвета, внутренняя штриховка;

- женственность - украшение, цветы, мягкие линии и формы;

- экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов;

- интровертированность - на рисунке изображен один кактус;

- стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения;

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики мы можем дать психологическое описание некоторых детей, представив их в виде характеристик.

Саша Ж. Анализ рисунка Саша (приложение 2 рис.1) показал наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, очень долго не начинал рисовать, был неуверен в своих силах. После уговоров взял нерешительно карандаш, во время рисования нажим на карандаш слабый, руки потели, бумага мокрая. Таким образом – он очень неуверенный, низкая самооценка.

Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – не колется, можно потрогать, 3 – нравится, когда ухаживают, 4 – хочет, но он один, 5 – все будет расти и иголки вырастут.

При анализе рисунка Кати Б. (приложение 2 рис.2) заметно проявление, эгоцентризма, стремление к лидерству, некоторой агрессивности.

Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – колется, 3 – хорошо, когда ухаживают, 4 – хотел чтобы кто-то был рядом, 5 – останется таким же.

Вадим О. (приложение 2 рис.3) приступил к работе только после физического контакта, при поглаживании психологом по спине ребенка. Ребенок очень тревожен, присутствует низкая самооценка, неуверенность в своих силах.

Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – не колючий, 3 – нравится, 4 – общаться по соседству, 5 – изменится, сам станет больше.

Лиза А. начала рисовать, и не раздумывая взяла синий цвет для рисования кактуса, что говорит о том, что ей вероятно не хватает отцовской заботы и ласки. Наличие цветочного горшка подтверждает предположение, что ей необходимо чувство семейной общности. Рисунок расположен в нижней части листа и небольшого размера, что указывает на наличие тревожности (приложение 2 рис.4).

Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – не колется, можно потрогать, 3 – нравится, 4 – хочет расти один, 5 – вырастет.

Саша П. Несмотря на то что рисунок расположен в центре листа, размер рисунка небольшой, штриховка нанесена после того, как на это указал психолог. Во время работы ребенок вспотел: и руки и бумага были мокрыми, что указывает на высокую тревожность (приложение 2 рис.5).

Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – колется, 3 – нравится, 4 – растут, 5 –таким же.

На рисунке Саша Р. (приложение 2 рис.6) наличие синего горшка говорит о нехватке отцовского внимания. Возможно, что обида, чувство тревоги, нехватка внимания вызывает у ребенка защитную агрессию.

Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – можно потрогать, где нет колючек, 3 – нравится, 4 – нет, не хочет, 5 – большой станет, с большими колючками.

Рисунок кактуса Артема Ф. (приложение 2 рис.7) - наличие сильной штриховки говорит о вероятной тревожности.

Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – нет не колючий, можно потрогать, 3 – нравится, 4 – хочет, чтобы были рядом, 5 – иглы больше станут и сам тоже.

Отметим также, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.

- повышенный уровень агрессии показали - 14 детей,

- тревожности – 17 детей,

- стремление к защите – 17 детей,

- эгоцентризма – 12 детей,

- интровертированности – 15 детей.

После анализа рисунков была выделена группа по критериям, которые указывают на проявления достаточно высокой степени тревожности и агрессии.

Инструкция. Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно – минус.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

По результатам анкет и после беседы с родителями, была определена группа детей для коррекционных занятий с высоким и средним уровнем тревожности (табл.2).

Таблица 2 - Уровень тревожности (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)

№ п/п Имя Ф. Пол Возраст Тревожность
низкая средняя высокая
1 Катя Б. ж 6 +
2 Сережа К. м 6 +
3 Саша Р. м 6 +
4 Паша В. м 6 +
5 Саша П. м 6 +
6 Сережа Б. м 6 +
7 Лиза М. ж 6 +
8 Саша Ж. м 6 +
9 Влад П. м 6 +
10 Олеся А. ж 6 +
11 Лиза А. ж 6 +
12 Егор Б. м 6 +
13 Софья К. ж 6 +
14 Дарина О. ж 6 +
15 Денис А. м 6 +
16 Дарина П. ж 6 +
17 Ваня З. м 6 +
18 Вадим О. м 6 +
19 Антон Л. м 6 +
20 Игорь Л. м 6 +

Обобщая данные по выявленной группе детей с разной степенью тревожности, отметим что:

Высокий уровень тревожности – 55,0% (11 детей)

Средний уровень тревожности – 35,0% (7 человек)

Низкий уровень тревожности – 10,0% (2 ребенка)

Таким образом, в ходе диагностики, в совокупности вышеназванных методик, выявилась группа детей (18 человек) с высоким уровнем тревожности и страхов, а также с высокой степенью агрессии, и именно на этих дети в первую очередь и направлена наша коррекционно-развивающая программа.

Кроме того, необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий мы видим, что трудности имеют почти все дети. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, зло смотрят на окружающих и т.д.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 125788
Количество таблиц: 10
Количество изображений: 10

Читайте также: