Маркиз де сад за что посадили в тюрьму

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Начало революции

В этот день в 1789 году пала Бастилия. Толпа бунтовщиков, возбужденная, в том числе, криками маркиза де Сада (один из восьми заключенных Бастилии; призывал освободить узников, правда, десятью днями ранее — его успели перевести в сумасшедший дом), решила взять крепость. Недемократичное предложение коменданта крепости — маркиза (еще одного!) де Лоне к вожакам восставших отужинать с ним вызвало ярость — толпа ворвалась внутрь. Де Лоне (он, кстати, и родился в Бастилии) и еще несколько его подчиненных (инвалиды и швейцарцы) были убиты, заключенные освобождены — Великая французская революция началась. Французы использовали свой шанс на пассионарный рывок (значительная часть этих пассионариев осталась в 1812 году в России — не только убитыми, но и пленными). В следующие четверть века потоки крови смыли в Европе остатки феодализма и привели британцев к мировой гегемонии. А ведь всего за 6 лет до этого Франция помогла североамериканским колониям освободиться от англичан, рассчитывая подорвать рост и основы Британской империи. Заодно это сейчас национальный праздник Франции.

Основные идеи философии де Сада

На следующий день Жанна немедля сообщила куда следует о святотатстве маркиза, он был арестован и заключен в замок Венсен. Вскоре де Сада выпустили на свободу благодаря ходатайству тещи — мадам де Монтрей, которая была очень влиятельна при дворе.


Шарль Амедей Филипп Ван Лоо, портрет маркиза де Сада в 20-летнем возрасте, 1760 год

Рене-Пелажи же любила маркиза и хотела добиться его благосклонности своим кротким нравом и добродетелью, но только вызывала раздражение и неприязнь мужа. Чем больше она пыталась угодить ему, тем больше он злился. Напрасно мать пыталась вразумить дочь, советуя ей прекратить угождать неблагодарному супругу.

Вскоре в 1768 году маркиз избил до полусмерти горничную Розу Келлер, которую для истязания привязал вверх ногами к кровати. Он выпорол несчастную хлыстом, а на раны лил мазь из воска. Маркиз угрожал Келлер убить ее и закопать в саду. Горничной удалось бежать и пожаловаться на мучителя. Этот случай обсуждали во всех салонах Франции. Маркиза де Сада арестовали.

Этот поступок лишил маркиза покровительства влиятельной тещи. Мадам Монтрей сама стала настаивать на аресте зятя. Маркиза арестовали спустя пять лет после вынесения приговора, когда он отправился в Париж. По одной из версий — проститься с умирающей матушкой, по другой — отдохнуть от провинциальной скуки в гостях у любовницы.

В Бастилию де Сад был переведен в 1784 году. Ему разрешили встречи с родственниками. Жена приходила к маркизу на тюремные свидания, и он жестоко избивал ее каждую встречу. Верно говорят, палач находит свою жертву. Когда об этих побоях стало известно, маркиза заключили в сумасшедший дом, а жену отправили в монастырь для успокоения нервов. Рене наконец-то прислушалась к доводам родственников и подала на развод. Освободили де Сада в годы Французской революции, когда ему было 49 лет. Всего маркиз провел в заключении 13 лет. При новой власти тюремные рукописи де Сада были изданы.

Ну а напоследок, чтобы материал о Великой Французской революции не заканчивался на такой ноте, наверное, стоит всё-таки ещё раз пересмотреть этот ролик.

Обезглавить, обоссать и сжечь

Биография де Сада — это настоящая летопись наказаний и властного произвола XVIII–XIX веков. Первый скандал с участием маркиза — изнасилование простолюдинки Розы Келлер. Согласно материалам дела, де Сад пригрозил, что убьет ее и закопает, если та не согласится заняться с ним сексом. Девушке чудом удалось сбежать через окно, скрутив из простыней веревку. За такие проступки де Сада недолго подержали в тюрьме и присудили солидный штраф. Дворянам очень многое сходило с рук в те времена.


Дворянам сходило с рук многое, но не анальный секс (особенно с лакеем) и отравление. Суд постановил, что де Саду следует покаяться, а затем пройти на площадь, где ему отрубят голову.

Обезглавленное тело любителя пикантных практик предписывалось сжечь, а прах развеять по ветру. Маркиз не стал дожидаться казни и сбежал из-под стражи.

Люди тогда стояли в очередях не только за едой, но и на гильотину. Экс-дворянин изо всех сил пытался сократить число приговоренных, за что и поплатился.


Наконец, четвертый скандал произошел уже при Наполеоне. Маркиз счел хорошей идеей написать про новоиспеченного императора и его любовницу сатирический памфлет. Власть остроумия не оценила и упекла уже престарелого де Сада в психиатрическую лечебницу Шарантон, где маркиз в итоге и умер.

Де Сад прошел все этапы этого тернистого пути.

На протяжении всей жизни де Сад постоянно контактировал с карающими институтами государства и фактически никогда не принадлежал самому себе: его то направляли на эшафот, то сажали за решетку, то запирали в палате. Это ключ к пониманию творчества маркиза.

Садизм исходит не от извращенцев и психопатов, но от власти как таковой: тот, кто стоит у руля, в любой момент может позволить себе обезглавить и сжечь каждого неугодного.

Садизм порождает власть.


Де Сад против Иисуса Христа

Лучшую рецензию на труды маркиза написал не литературный критик, а префект полиции. Она довольно лаконична, и точнее просто не скажешь:

Какой бы темы ни касались развратники, главный тезис неизменен: религия, политика, благотворительность и прочие достижения цивилизации суть лишь ширма для закабаления одного индивида другим.

Все зиждется на власти сильного над слабым, однако роли постоянно меняются — вчера ты могущественный монарх, а завтра твоя голова уже лежит на плахе, поскольку какой-нибудь народный мститель воспылал праведным гневом и взял верх над тобой.

Читатель, хотя бы мало-мальски разбирающийся в философии, приметит, что маркиз писал не порнуху средней руки, но многостраничное разоблачение эпохи Просвещения и идей ее главных мыслителей. Во многом садизм стал ответочкой Жан-Жаку Руссо, который всерьез полагал, что человек от природы прекрасен, а портит его исключительно дурное воспитание. Дескать, на свет мы появляемся с полным пакетом добродетелей, но, оказавшись в обществе, стремительно начинаем их терять и становимся заложниками системы, где процветают неравенство, нищета и угнетение.


Де Сад возражает: изначально люди как раз неравны и оттого по натуре своей жестоки. Более того, учиться нравственности у природы, где сильный пожирает слабого, а выживает самый изворотливый, та еще глупость.

Садизм породила природа. А от природы не сбежать.

Когда нет сил это читать, но есть силы смотреть

Если бы мы предложили вам прочесть хотя бы одну книгу де Сада — это тянуло бы на преступление против человечества.

Кто-то скажет, что они плохо написаны (и будет прав), однако проблема в другом: маркиз всеми силами и средствами французского языка пытается вызвать у читателя максимальное отвращение.

Потоки испражнений, крови и спермы, калейдоскоп изнасилований и расчленений (иногда в обратном порядке) и практически полный перечень сексуальных девиаций, где садомазохизм занимает далеко не первое место.


Свобода, равенство, братство, кровь, смерть, кладбище

Но вернемся к реальной биографии де Сада — именно в ней можно найти ответ на все заданные им в книгах вопросы.

Аристократ по происхождению, Донасьен воспитывался при дворе. Обретавшийся там же граф де Шароле (о котором, правда, в учебниках истории предусмотрительно не пишут) был личностью незаурядной. Про него ходило множество интересных баек. По слухам, ему ничего не стоило подстрелить средь бела дня кровельщика, чинящего черепицу, — для тренировки меткости.

Когда же органы власти пытались завернуть Шароле за его бесчинства, он сразу бежал к королю за прощением. Монарх демонстрировал свое великодушие, но с оговоркой: если кто вздумает учинить над графом самосуд, этого человека тоже помилуют. Донасьену тогда было восемь лет.

Потом де Сада ждала Семилетняя война (сотни тысяч жертв) и Великая французская революция (сотни тысяч жертв). Наполеоновские кампании (сотни тысяч жертв) маркиз в полном объеме не застал — он к тому моменту уже сидел в психиатрической лечебнице.

Каждый раз некий властитель обрекал на смерть огромное количество людей, руководствуясь политическими, геополитическими, личными — да какими угодно мотивами. Важно лишь одно: он имел на это право, которое даже после низвержения монархии никуда не делось.

Людовик XVI, Робеспьер, Наполеон — де Сад видел каждого из них, но гораздо чаще — трупы: разорванные в клочья, обезглавленные, насаженные на колья и просто раскиданные по парижским улицам. И за всяким убийством стоял властитель, чей портрет можно найти в учебнике истории. Чье имя красуется на десятках улиц и чье тело покоится если и не в парижском Пантеоне, то как минимум на элитном кладбище. Что же до их жертв, то им повезло меньше: никаких табличек и место в братской могиле.

Где похоронен Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, достоверно не знает никто.

Современные психологи определили бы подобный тип воспитания, как попустительски-бесконтрольный, потворствующий (гипопротекция, безнадзорность), но в то время психологов не было, и подобная вседозволенность, скорее всего, была нормой.

Родители Донасьена в это время находились при дворе кёльнского курфюрста. Поэтому драчливого мальчика пришлось от греха подальше увезти из дворца к бабушке, которая, разумеется, потворствовала всем прихотям любимого внука. Но через год лопнуло и её терпение, и для маленького деспота стали подыскивать нового опекуна, которым стал дядюшка, аббат де Сад. В старинном замке у дяди, который смог оказать благотворное влияние на племянника, мальчик много читал. В десятилетнем возрасте его определили учиться в колледж Людовика Великого, и он смог без труда приспособиться к требованиям нового режима. Одним из главных видов отдыха в школе была постановка спектаклей. Любовь к театру, раз проснувшись, уже не покидала Донасьена до самой его смерти в Шарантоне, где актёрами выступали не дети аристократов, а душевнобольные люди.

В 1767 году скончался отец де Сада и титул графа должен был перейти к сыну, но он им не пользовался возможно потому, что вместе с титулом отец оставил и долг в 86 000 ливров.

Там же в Шарантоне маркиз де Сад в возрасте 74 лет скончался. А в 1990 году во Франции торжественно отметили 250-летие со дня рождения писателя, его замок в Провансе превратили в музей.

Так как из всего литературного наследия де Сада издаются в основном его эротические произведения, у большинства читателей сложилось о нём вполне определённое мнение как о писателе-порнографе. На протяжении двух столетий идут споры, является ли творчество де Сада порнографией. Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. С одной стороны, 90% текста в большинстве его романов составляет детальное описание извращённых форм секса. С другой стороны, эти описания имеют чисто технический характер: де Сад описывает действия участников оргий, но крайне редко и коротко - их ощущения. А ведь именно описание сладострастных ощущений является отличительным признаком порнографической литературы, призванной вызвать у читателя сексуальное возбуждение.

Если писатель посвящает свою жизнь и творчество эротике, это не вызывает удивления. Если он принимает активное участие в революционных событиях – тоже не самый редкий случай. Привела судьба в тюрьму – и так иногда бывает? То, что его произведения уничтожаются и находятся под запретом, а затем вновь приобретают популярность – судьба многих гениальных писателей. Быть дважды приговорённым к смертной казни и провести больше двух десятков лет в тюрьмах и психиатрических больницах? Наш поэт Батюшков находился в ней более тридцати лет! Но вот когда все эти факторы соединяются в личности одного человека, то трудно не согласиться с тем, что речь идёт о психической патологии.

"Властный, наделённый холерическим темпераментом, импульсивный, склонный к крайностям во всём, с безумно богатым воображением, такой, равного которому в жизни нет, - вот я весь в двух словах. И ещё добавлю: вы должны или убить меня, или принимать меня таким, каков я есть, ибо я не изменюсь…"- очень точная автохарактеристика психопатической нарциссически-харизматичной личности, обладавшей прямо таки талантом превращать близких и неблизких людей в своих преданных слуг.

Прекрасный очерк, я бы сказала - справедливый :). Де Сада можно было бы при жизни, вероятно, охарактеризовать как "очаровательного садиста", ибо внешне был изнеженный, голубоглазый красавчег плюс неплохой художник и эрудит.

Ps Я о маркизе мнооооого писала, а читала ещё больше - в своё время.

Спасибо за отзыв. Если много читали и писали о маркизе и моя статья не противоречит Вашему представлению о нём, то я рад.

Не противоречит, вы вполне объективно о нем написали, на мой взгляд. О маркизе чаще пишут или восторженно (всегда есть группа почитателей), или в духе "этот ненормальный извращенец". И да, я читала о маркизе много, в т.ч. специализированной литературы, такой, как исследования Крафта Эбинга.

Сейчас бы безумный маркиз сделал блистательную карьеру в единой россии, Там таких полно.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Фото: Getty Images; кинопоиск

На юго-восточной окраине Парижа, в закрытой психиатрической клинике Шарантон, в 1814 году тихо умер старик 74 лет. Прошло уже два века, а люди все еще спорят, кем он был: воплощением зла и порока или бунтарем и философом свободы.

Что же сделало маркиза де Сада — а речь именно о нем — едва ли не самой обсуждаемой фигурой среди всех его современников?

В терминах века нынешнего маркиз де Сад — отпетый рецидивист. Шесть арестов, три побега из-под стражи, почти тридцать лет заключения в тюрьме и психиатрической клинике. Впрочем, по меркам века собственного маркиз поначалу был личностью отнюдь не выдающейся, а лишь одним из многих.


От Замка Лакост, прибежища де Сада между 1769 и 1772 годами, остались только руины

Освобождение ему — лишь через тринадцать лет — приносит Великая французская революция. А вместе с де Садом на свободу выходят и его произведения — ведь именно в Бастилии он взялся за перо и тем самым не позволил истории забыть себя, как она забыла толпы его гедонистов-современников.


Де Сад, по определению Мориса Бланшо, формулирует нечто вроде Декларации прав эротизма, в основе которой максима: отдаваться всем, кто того желает, овладевать всеми, кого хочешь.

Классики и современники


Но все же процесс был необратим, и уже в середине 1960-х в той же Франции выходит полное собрание его сочинений. Можно сказать, что реабилитация завершается. И сегодня никого не удивить научными исследованиями философских и литературных достижений опального маркиза.

Маркиз де Сад

Известный французский писатель и философ (а также преступник) Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился 2 июня 1740 года в Париже, в семье аристократов. Родители юного маркиза (титул оспаривается рядом историков - с формально-юридической точки зрения) вели каждый свою собственную жизнь. Детство Донасьена было довольно одиноким, хотя, возможно, с ранних лет в нем уже сказывался сложный характер будущего авантюриста. Жизнь де Сада была полна самых разных приключений. Он принимал активное участие в боевых действиях во время Семилетней войны, многократно обвинялся и осуждался за изнасилования и похищения, несколько раз бежал из тюрем и заключений, причем некоторые из этих побегов стали своего рода "образцами" изворотливости и удачи.

Донасьен Альфонс де Сад провёл за свою жизнь в заключении в общей сложности около тридцати лет, пять с половиной из которых он содержался в Бастилии. В Бастильскую крепость из Венсенской тюрьмы маркиз де Сад был переведён 29 февраля 1784 года по приказу короля. Заключённого поместили в камеру на втором этаже башни Свободы.

Тюрьма для благородного сословия

Бастилия

В действительности Бастилия была первоначально частью укреплений для обороны от англичан, а тюрьмой она стала при кардинале Ришелье, в XVII веке, когда в ней стали содержать знатных особ: мятежных членов королевской семьи, маршалов, герцогов, графов. Их помещали в просторные верхние камеры, которые они могли обставлять по своему вкусу. В помещениях по соседству жила прислуга. Узники даже имели право посещать друг друга. Такой контингент Бастилии дорого обходился скудному в то время бюджету Франции. К примеру, на содержание принца крови из кармана государства выплачивалось 50 ливров ежедневно (вспомним, что на эти деньги знаменитая четвёрка мушкетёров Дюма жила припеваючи целый месяц), маршал обходился в 36 ливров, генерал — в 16. Причём, деньги выдавались в личное пользование заключённого, который тратил их по своему усмотрению.

С годами в Бастилию стали помещать и менее знатных узников, и на их содержание стали выделять всего по два с половиной ливра в день. Бывало, некоторые заключённые просили продлить свой срок заточения, чтобы скопить себе определённую сумму денег, и иногда начальство тюрьмы шло им навстречу.

Де Сад в Бастилии

Несмотря на серьёзные обвинения, с самого начала заточения Донасьена в Бастильской крепости строгие правила для него были значительно смягчены — вероятно, по ходатайству его семьи. Маркизу было разрешено оклеить обоями свою камеру, он беспрепятственно совершал прогулки на башнях крепости, за отдельную плату его хорошо кормили. Де Саду позволили пользоваться во время трапезы ножом, который он, однако, обязан был каждый раз возвращать тюремщику.

Но эти послабления не уменьшали его мрачного настроения. Маркиз использовал всякий случай, чтобы доставить неприятности своим близким, на которых он перекладывал ответственность за его долгое заключение. Им владело лишь одно желание — вредить: Донасьен всегда находил поводы для подозрений в предательстве людей, которые его искренне любили.

Де Сад жаловался всегда и на всё. Так, на двери своей камеры он вывешивал табличку, что комендант тюрьмы в целях наживы даёт ему некачественное вино, от которого несчастный узник каждый день чувствует себя плохо. В результате коменданту пришлось написать жене маркиза письмо с просьбой присылать супругу то вино, которое ему нравится. К слову, излюбленным занятием маркиза было смакование алкогольных напитков. Позже в его бумагах нашли заметку, в которой он подробно делился своим мнением об употребляемых продуктах виноделия.

Поддержка добродетельной супруги

Больше всего от несносного характера де Сада страдала его жена, Рене-Пелажи. Однако её ничто не обескураживало: ни грубый приём супруга, ни несправедливые обвинения и упрёки не могли вывести её из терпения и не уменьшали её любви. Дважды в месяц она упорно приходила на свидания с маркизом. Каждый раз госпожа де Сад приносила узнику бельё и различные вещи, варенье, ликёры, которыми, впрочем, он всегда был недоволен. Донасьен обращался с женой с каждым разом всё грубее. Он третировал маркизу, и всё, что бы она ни делала, казалось ему отвратительным.

Преданность Рене-Пелажи, однако, меньше не становилась. Супруга вела его безнадёжное дело. Она заботилась также, чтобы дети маркиза не забыли отца, убеждая их любить его ещё больше. И действительно, дети любили и уважали несчастного родителя. Ежегодно они слали ему свои тёплые поздравления и пожелания. Но, несмотря на все предпринятые госпожой де Сад усилия, чем дольше длилось его заточение в Бастилии, тем беспокойнее и раздражительнее становился его характер.

Творчество в период заточения

В Бастильской крепости, как и в Венсене, де Сад получал много книг. По разрешению полицейского начальника супруга передавала ему брошюры, журналы, газеты, которые он читал с большим удовольствием. Тюремное заключение, возбудив в Донасьене любовь к чтению, породило в нём и литературное призвание. В процессе чтения произведений разных авторов маркиз обнаружил в себе стиль и фантазию. Де Сад писал, чтобы рассеять скуку, а также с целью оправдать свою злобу и раздражение теориями анархистов.

Между тем, помимо порнографических зарисовок, в своих работах Донасьен Де Сад высказал крайне необычные для своего времени мысли о месте женщины в обществе, о лицемерии и ханжестве традиционных общественных установок, о несправедливости ряда семейных догм, унижающих женщину и делающих ее заложницей мужчин, как в моральном, так и в чисто физическом смысле.
Маркиз выступал за полную свободу личности во всех проявлениях, за отсутствие любых подавляющих норм - религиозных, общественных, личностных. И в том числе, он признавал право на такую свободу за женщиной. (Как бы это ни казалось странным, наряду с изнасилованными и покалеченными женщинами в жизни маркиза были преданные и любящие подруги, остававшиеся рядом, даже когда все другие разбегались без оглядки. У Жюстины был реальный прототип, да и в Жюльетте угадывается сразу несколько знакомых де Саду аристократок-современниц)
Если отвлечься от эротических и садистско-сексуальных сцен, в размышлениях маркиза об общественном устройстве, которые он вкладывает в уста своих героинь, можно обнаружить немало актуальных и сегодня проблем.

Наряду с эротической стороной в романах откровенно прозвучала циничная констатация общей аморальности аристократической прослойки общества. При этом маркиз достаточно едко критиковал социальные устои общества - систему разделения на классы. И хотя в его представлении общество следовало бы поделить всего на два класса (хозяева и рабы), сочинения маркиза были популярны в революционное время как раз из-за высказываний о недостатках существующего строя.

Последние дни Бастилии

Взятие Бастилии

Между тем, в 1789 году, в конце июня столицу Франции охватила волна восстания. Из-за начавшихся беспорядков в Париже комендант крепости приказал зарядить пушки на башнях. Прогулки заключённым были запрещены. Де Сад пришёл в ярость и предупредил начальство, что он сможет взбунтовать весь город, если его в ближайшее время не выведут гулять. Маркиз воспользовался жестяной трубой, послужившей ему своеобразным рупором, и стал кричать из окна своей камеры, что комендант намеревается его убить. Крики были услышаны, и перед тюрьмой собралась возмущённая толпа.

Донасьен прекратил кричать лишь после того, как обеспокоенный комендант пообещал узнику с завтрашнего дня вновь разрешить прогулки. Однако ночью де Сада отправили в спешном порядке в Шарантон — дом милосердия для умалишённых, запретив ему при этом забрать рукописи и книги. 14 июля Бастилия была занята народными толпами, началась революция. При взятии крепости камера маркиза была полностью разграблена и найденные рукописи были сожжены.

В 1790 году маркиз де Сад после долгих лет в тюрьмах оказался снова на свободе. Он издал ряд книг и даже стал присяжным революционного трибунала. Но спустя всего два года началась очередная череда арестов и побегов, скитаний и обвинений, к которым добавились нужда и отсутствие хоть какой-либо поддержки. Фамильный замок был разграблен, ряд влиятельных знакомых и родственников казнен во время якобинского террора, жена оформила развод и отсудила значительную компенсацию. В самом конце века неугомонный маркиз ухитрился своим памфлетом "достать" самого Наполеона, и в 1800 году маркиза вновь поместили в Шарантон, где он и скончался в 1814 году.

Читайте также: