Литература по триз технологии в детском саду по фгос

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.

Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.

Методы ТРИЗ-технологии в детском саду

Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.

Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как

– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)

— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)

— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)

— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)

— серое (Испорченное? Покрашенное?)

— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)

— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)

— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)

— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.

Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:

Возраст, с которого применяют ТРИЗ

Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.

Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.

Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.

Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.

Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как

  • Игры для детей 3 – 4 лет,
  • Игры для детей 5 — 6 лет,
  • Игры для детей 6 – 7 лет.

ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками

— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

— Как обхитрить лисичку?

— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?

Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?

Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?

Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?

Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?

Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.

Детям предлагается одна из исходных ситуаций:

— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?

— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?

— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?

— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?

— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?

С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.

В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.

Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.

ТРИЗ – загадки для детей

Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.

Шаблон №1. Выделение свойств.

Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.

Пример: Сочиняем загадку про радугу.

Она цветная, высокая, красивая.

Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.

Шаблон № 2. Обозначение действий.

Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.

Пример: Возьмем самолет.

Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.

Ищем аналогичные действия и эффекты:

Перевозит пассажиров – автобус.

Оставляет след – сапог.

Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.

Шаблон № 3. Сходства и различия.

Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.

Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:

Лисичка, шишки, запасы.

Выделяем признаки, дополняем образы:

Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.

Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.

На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.

Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.

Рекомендации по применению технологии ТРИЗ в ДОУ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом, подготовленных к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, системного мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику

является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том,

что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

2. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ТРИЗ

Основные принципы ТРИЗ.

Чтобы лучше разобраться в технологии ТРИЗ- педагогики, следует рассмотреть принципы, на которых строится вся система, сформулированные одним из ведущих теоретиков в области ТРИЗ- педагогики - Анатолием Гином.

Принцип свободы выбора .

"В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор”
Человек с большей охотой делает то, что сам предложил.

“Не только давать знания, но еще и показывать их границы", “Использовать в обучении открытые задачи", то есть задачи стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем .

“Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности”.
Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач

Принцип обратной связи .

"Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи"

"Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования”.
Имеется в виду согласование содержания и форм обучения с интересами учеников (мотивация).

Принцип идеальности, или принцип наибольшей полезности, или принцип “Сам” - это вообще один из основных принципов ТРИЗ. Он предполагает, что все делается само, без затрат и без расплаты – идеально! В приложении к педагогике, - это, например, подведение учеников к самостоятельному приобретению знаний, к самостоятельному открытию правил, закономерностей и законов. Говорят “учиться”, то есть, учить “ся” - себя. Рассматриваемый принцип еще называют “творческая педагогика”, “творческий метод”, “деятельностный метод.”

· ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Любой объект существует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия) и эта система находится в постоянном развитии.

· ТРИЗ предполагает рациональное организованное использование информации. Это означает, что ребенку предъявляется не сразу вся информация, а только целесообразная (т.е. соответствующая цели), в определенной дозе, последовательности и в оправданной степени сложности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления

ТРИЗ , как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах) Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы в организованной и свободной деятельности. Необходимое условие – практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи зависит от темы изучаемого материала, цель которых – поисковая, исследовательская (новые знания добываются), изобретательская деятельность (новые знания создаются), а правила игр, представляющие методы и приемы ТРИЗ, дают пути этой работы.

Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

· Метод мозгового штурма

· Метод фокальных объектов.

· Метод морфологического анализа.

· Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).

· Мышление по аналогии.

· Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами, успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.)

С какого возраста можно начинать обучение детей приёмам ТРИЗ?

Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Есть успешный опыт занятий по ТРИЗ с детьми 2-3 летнего возраста.

Если же использовать ТРИЗ как инструмент мышления, то не стоит задавать возраст формально, а отталкиваться от момента, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью. Это не значит, что он должен говорить развернутыми предложениями, он должен при помощи речи суметь выразить свои мысли и действия.

3. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Цель: Научить детей находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые их окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

Цель: Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

Методы: Метод фокальных объектов, Метод морфологического анализа.

Цель: Научить решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

Цель: Научить детей применять полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.

Занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться правил:

2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.

4. ОСОБЕННОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ.

Одной из самых распространённых форм обучения в детском саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу детей.

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ - технологий:

- построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи)

- использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Принципы ведения занятий по технологии ТРИЗ:

§ От простого к сложному.

§ От сказочного фантазирования к абстрактному мышлению.

§ От малой нагрузки (одна - две задачи за занятие) к большой нагрузке ( 10 – 20 задач и упражнений), продолжительность от 10 минут до 1 часа, но в любом случае заканчивать занятие раньше, чем пропадет интерес у детей.

§ От преодоления стереотипов (лиса всегда хитрая, колобка всегда жалко…) и копирования к творчеству.

§ От разрозненных фактов к поиску закономерностей.

§ От бессистемности к системности.

§ От инертности к интересу и, далее, к одержимости.

§ От информации к знаниям и умению их использовать.

§ От однофункциональности к многофункциональности.

§ От неуверенности к уверенности. От включения элементов ТРИЗ в занятия к систематическим занятиям по изучению ТРИЗ.

Занятия будут интересней, эффективнее, если следовать рекомендациям

опытных преподавателей и разработчиков ТРИЗ-педагогики (А.А. Нестеренко, А.А. Гин, Г. И. Иванов, Сидорчук Т.А.и др.) по ведению занятий.

1. Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно

проигрывая весь его ход.

2. Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей. Известно, что активные люди выносят из занятий больше, чем пассивные.

3. Желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.

4. Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.

5. Необходимо воспитывать мысль о бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития.

6. При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс, Приёмы.

7. Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.

8. Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. “Ум рождается в борьбе”.

9. Необходимо поддерживать довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.

10. Целесообразно включение "разрядочных вставок" и "сеансов" общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия!

11. За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.

12. На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление.

13. Дети должны радоваться общению с педагогом, человеком незаурядным, в которого они влюблены без памяти.

14. Наверно, никто не будет возражать против утверждения, что, если человек не может использовать законы и правила НА ПРАКТИКЕ, то он и НЕ ЗНАЕТ этих законов и правил. Он может их процитировать, но не более. Поэтому, для освоения правил ТРИЗ надо САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач. Это важный принцип обучения.

5. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Необходимым условием успешного внедрения технологии ТРИЗ в процесс развития детей является компетентность и информированность родителей. Взаимодействие с семьями воспитанников предполагает ведение

разъяснительной работы среди родителей, привлечение их к развитию творческих способностей детей в процессе совместной творческой деятельности в условиях семьи, знакомство их с основами приемов творческой педагогики. Одной из форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего выполняются всей семьей. Минуты творчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. Без взаимодействия с семьей невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребенка. Тесные контакты с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное проведение занятий, домашнее задания расширят возможности развития дошкольников.

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.

Но прежде, чтобы начать работу по овладению технологией, самому педагогу требуется избавиться от психологической инерции и стереотипов, поработать над развитием своего собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. И если педагог не овладеет данным багажом качеств, он никогда не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая помогает человеку по- новому взглянуть и на себя, и на свою деятельность, и на окружающий его мир.

Сегодня перед педагогами, желающими повысить свою компетентность, открыты возможности обучения технологией творчества через Интернет. В информационном пространстве есть сайты, созданные разработчиками ТРИЗ из Ангарска, Минска, Москвы, Новосибирска, Норильска, Петрозаводска и других городов, которые организуют дистанционное обучение, курсы, конференции часто с бесплатным или условно-платным участием. Информацию о таких мероприятиях регулярно публикуют на сайтах и сопутствующих ресурсах в социальных сетях.

Важно разобраться в существующих образовательных ресурсах по ТРИЗ , ведь сейчас существует несколько основных ТРИЗ- педагогических направлений.

Основных Российских ТРИЗ-школ можно выделить три :

Основные представители: А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина М.Н. Шустерман и др.

Сайт Российской Ассоциации ТРИЗ, раздел для педагогов.

· ОТМС (Общая Теория Сильного Мышления)-ТРИЗ (Ульяновская школа ТРИЗ)

Основные представители: Н.Н. Хоменко, И.Я. Гуткович, И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук и др.

Особенности: ОТСМ является более обширным направлением, поскольку рассматривает инструменты для решения проблем не только в технических системах, но и в социальных, организационных и других. Если говорить про ОТСМ в педагогике, то здесь мы видим большой опыт интеграции элементов из РТВ и ТРИЗ в другие учебные предметы. Это, в первую очередь, важно для формирования у детей объективной картины мира. У ОТСМ-ТРИЗ множество методических площадок на базе детских садов и школ, в своих программах они учитывают требования ФГОС, проводят очные и заочные конкурсы исследовательских проектов, организуют выездные конференции.

Сайт А.А. Нестеренко и проекта Jonathan Livingston

Основные представители: А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская, С.А. Гин, А.Ф. Кавтрев и др.

Сайт проекта Creatime

Есть сайты тех ТРИЗ-педагогов, кто комбинирует в своей работе подходы перечисленных школ и делится результатами:

Ксения Несютина , Елена Рябинина , Екатерина Зорина-Лавровская

Итак, суть применения технологии ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешение противоречии и взаимосвязях всем компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы, будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.

Именно в ТРИЗ- педагогике сделан акцент на развитии: навыков системного, критического мышления, творческого воображения, умения решать нестандартные задачи, интереса к обучению и самообучениию.

Бонус – общее направление на воспитание качеств нравственной творческой личности.

Эффективность применения технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении будет зависеть от условий:

1. если технология ТРИЗ будет использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями;

2. если система отношений педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;

3. если педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением;

4. если педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.

3. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

5. Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995.

6. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста

7. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.

8. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.

В статье описан опыт работы по применению ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте по развитию речи. В ТРИЗ существует много приемов работы для активизации творческих способностей: и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей.

Оценить 1018 0

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

454100 г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 4, тел: (351) 794-09-11, факс 795-75-07

М. И. Круглая

Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

В статье описан опыт работы по применению ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте по развитию речи. В ТРИЗ существует много приемов работы для активизации творческих способностей: и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей.

Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога - подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Очевидна новая проблема: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире.

Определенно, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование – уровень развития творческого воображения и сформированности интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно- следственных связей и др.)

Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

1.выбрать объект и определить его функцию;

2.определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;

3.выявить составляющие объекта;

4.определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;

5.осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с детьми строится с учетом формирования каждого составляющего: объект - функция (ресурсы); объект - подсистема; объект - надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков.

Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта и материального мира, высокий уровень воображения.

Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли в российское образование (автор ТРИЗ Альтшуллер Г.С. 1946) В педагогике появилось целое направление – так называемая ТРИЗ – педагогика, которая занимается разработкой технологий обучения умением решать нестандартные задачи.

ТРИЗ - педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основано на теории решения изобретательских задач.

Эффективность ТРИЗ заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у воспитанников. В основе ТРИЗ лежат объективные Законы Развития Технических Систем (ЗРТС), выявленные в результате анализа большого массива патентной информации. В основе решения задач по системе ТРИЗ лежат следующие принципы: учитывание объективных законов и явлений, преодоление противоречий, конкретика.

В основе методики ТРИЗ, применительно к дошкольной педагогике лежит Развитие Творческого Воображения. Основная ее цель не только развитие у детей фантазии и изобретательской смекалки, но и обучение их системно мыслить, понимать и анализировать алгоритм принятия решений.

При использовании ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности и личностные качества каждого отдельного взятого ребенка. Образовательная ТРИЗ технология для дошкольников - построена на основе увлекательных коллективных игр с подробным описанием методики обучения и рекомендациями для педагогов.

Дети во время образовательной деятельности самостоятельно выбирают вид деятельности, пытаются сравнивать предметы и явления, находить их общие и противоположные свойства, разрешая противоречия, учатся развивать творческие навыки.

Методика ТРИЗ предполагает творческий поиск, роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям осуществить его при решении той или иной поставленной задачи, например, как перенести воду в сите, достать мяч из лужи не замочив ноги. Дети знакомятся с общим описанием объекта или явления, затем учатся выявлять в нем противоречия и разрешать их.

Существуют разные виды задач:

1)Творческие изобретательские задания побуждают детей придумывать что-нибудь необычное и новенькое (игрушку, зубную щетку для домашнего питомца, необычное животное, способ передвижения и т.п.) - это игры на фантазию и воображение

2)Исследовательские задания требуют от ребятишек находить собственные уникальные решения проблемы, описывать и изучать явления, выясняя причины их появления и объясняя, почему они происходят. То до чего ребенок дошел сам, в его голове останется навсегда, через опыты, наблюдения, экспериментирование.

5)Задания с противоречивыми исходными данными.

Продвинутый вариант занятий по методике ТРИЗ предполагает решение задач с помощью знакомых сказок, создания собственного сказочного сюжета, использования игровой и речевой деятельности, а также прикладного творчества: рисования, аппликаций, лепки, конструирования и т.п. Еще более сложный уровень заданий — это моделирование сложной ситуации, из которой дети на основе полученных ранее знаний, смекалки, интуиции пытаются найти выход из нее. Задачи должны быть интересными, из разных областей знаний, максимально приближенные к жизненным ситуациям.

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется во всех образовательных деятельностях. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой – поисковой активности, стремление к новизне, речи творческого воображения.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать об объекте, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стишки и многое – многое другое. Опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учится. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, у него ярко выраженное творческое мышление.

Оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника является система творческих заданий.

Творческие задания не требуют громоздкого специального оборудования и могут быть частью любой деятельности. Ребенок сам добывает себе знания, а если происходят затруднения в чем либо, то воспитатель вместе с ребенком находит решение задачи. ТРИЗ использует много методик: - мозговой штурм, эмпатия, метод контрольных вопросов, приемы ассоциативного мышления, снятие инерции мышления и др.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы комплексно-тематического планирования и изучаемого материала. Цель игр - поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность детей, а " правила игр дают пути этой работы.

Речевое развитие ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средство общение культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Поэзия как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развитие поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи помогают овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработки четкой дикции.

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят таким простым мыслительным опрерациям, ка сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как построить такие занятия? Ведущая деятельность детей 3-7 лет – игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами ТРИЗ. Планируя сюжеты занятий, важно учитывать возможность развития игр с учетом прохождения через пассивный, полуактивный, активный и автоматический этапы усвоения необходимых навыков.

Используемая технология целенаправленного воздействия в ТРИЗ позволяет мне заложить основы творческой личности подрастающего человека, дает возможность ребенку почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий волшебства и превращений. Нельзя считать, что методы, изложенные в системе универсальны, поэтому в своей работе я творчески подхожу к выбору способов работы с дошкольниками с учетом индивидуальных особенностей что повышает компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.

Используя элементы ТРИЗ в своей работе, мне легче решать поставленные задачи программой, ФГОС.

Делясь опытом работы с коллегами, я планирую и в дальнейшем внедрять элементы ТРИЗ-педагогики и решать поставленные задачи через ТРИЗ технологии.

С. В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко /Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников// (Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей)

С. В. Лелюх, Т.А. Сидорчук,/ Обучение дошкольников составлению Логических Рассказов по серии картинок// методическое пособие Москва 2010г.

Т.Б. Полянская/ Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста// Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – метод, разработанный в СССР в 1980-х годах на основе научных трудов Г.С. Альтшуллера. Педагогическая концепция ТРИЗ сегодня широко применяется в работе с детьми, в том числе – в детских садах. ТРИЗ в ДОУ представляет собой систему игровых занятий и задач, направленную, в первую очередь, на развитие творческого мышления. Кроме того, данная технология дает возможность повысить общую эффективность стандартной образовательной программы.

Основная ценность ТРИЗ заключается в том, что это направление способствует формированию умения творчески решать сложные задачи. Сегодня методика включает в себя различные задания, адаптированные под разные возрастные группы – от дошкольников до взрослых. Различие между заданиями для разных возрастных групп заключается в выборе объекта изобретательской деятельности. Так, технология ТРИЗ в ДОУ подразумевает применение загадок, пословиц, игрушек и т.п.

Преимущества ТРИЗ

Данная методика является уникальным в своем роде инструментом, который позволяет:

  • развивать творческую составляющую личности;
  • находить нестандартные решения проблем;
  • обогащать круг представлений и пополнять словарный запас;
  • формировать логическое мышление;
  • развивать наглядно-образное представление, воображение и память.

Использование ТРИЗ в ДОУ дает возможность всесторонне стимулировать умственную активность детей через творчество и поиск решений. Занятия проводятся в веселой игровой форме, что позволяет без труда вовлекать в них детей, создавая у них подлинный интерес к происходящему.

Особую ценность методика приобретает в работе с замкнутыми, застенчивыми детьми. Робкие малыши в ходе игр учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, находить решения в трудных ситуациях, повышается уверенность ребенка в себе, а чувство беспомощности перед обстоятельствами, наоборот, отступает.

Применение технологий ТРИЗ в ДОУ особенно полезно. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя весь мир, его психика активно развивается, закладывается способность к творческому решению задач. Использование ТРИЗ помогает развитию диалектического мышления, улучшает творческие навыки и развивает смекалку.

Приемы ТРИЗ в детском саду не просто развивают у детей фантазию, а учат воспитанников системно мыслить, понимать происходящее и осознанно решать задачи.

Основные инструменты ТРИЗ

Приемы ТРИЗ в ДОУ включают в себя следующие компоненты:

  • Поиск решения – в данном случае перед воспитанниками ДОУ педагог ставит проблему, которую необходимо решить. Задача детей – найти различные варианты решения.
  • Плюсы и минусы. Педагог предлагает детям некий объект (например, огонь) и просит найти хорошие и плохие стороны этого объекта.
  • Выявление и разрешение противоречий. Этот метод ТРИЗ в ДОУ основан на использовании игр, вымышленных ситуаций и сказок. Педагог предлагает детям задачу, в которой скрыто некое противоречие, и просит найти решение. Чтобы это успешно сделать, дети должны обнаружить и устранить противоречие. Популярный пример такой задачи – как перенести в решете воду?

Используя ТРИЗ игры в ДОУ, педагог не должен предлагать своим воспитанникам готовые решения. Основой работы в данном русле является педагогический поиск – задача воспитателя заключается не в том, чтобы довести ребенка до решения задачи, а в том, чтобы научить находить эти решения самостоятельно.

Методы и приемы ТРИЗ в детском саду

Применение методики включает в себя разнообразные игры, задачи и вопросы, способствующие развитию умения по-новому взглянуть на ситуацию. Среди таких игр можно назвать:

Минусы технологии ТРИЗ в ДОУ

Основной недостаток ТРИЗ заключается в специфичности этой методики, которая требует длительного и глубокого изучения. Эффективность использования ТРИЗ напрямую зависит от того, насколько хорошо педагог владеет теорией и сколько приемов может применять на практике.

Будучи технологией, направленной на сознательное управление процессами подсознания, ТРИЗ комбинирует научный подход с искусством. Поэтому важно не просто освоить теоретические основы метода, но и научиться креативно их применять в практической работе с детьми. Использование ТРИЗ технологий в ДОУ подразумевает так называемую природосообразность – педагог должен выстраивать работу с детьми в русле этого метода, отталкиваясь от понимания личности каждого ребенка. Поэтому эффективное применение возможно только после длительного обучения и отработки навыков.

Использование ТРИЗ в ДОУ при условии достаточной профильной подготовки воспитателей позволяет значительно повысить эффективность базовой образовательной программы дошкольников. Регулярная практика дает возможность детям освоить новые способы решения задач, научиться нестандартно смотреть на ситуацию и находить скрытые ресурсы, что в дальнейшем способствует развитию гармоничной и уверенной личности.

Как следить за развитием детей в ДОУ?

Читайте также: