Листостебельные мхи более примитивные организмы чем водоросли

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Хотя жизнь на нашей планете, вероятно, зародилась примерно 3,5 млрд, лет назад, первые организмы заселили сушу не ранее, чем 420 млн. лет назад. Это были самые первые растения. Растения — автотрофные эукариоты, которые адаптировались к жизни в воздушной среде. Единственные другие автотрофы среди эукариот — это водоросли, специализировавшиеся к жизни в воде. Напоминаем: автотрофами называют организмы, использующие в качестве источника для синтеза органических веществ неорганический углерод, а именно диоксид углерода. Однако помимо источника углерода для такого синтеза требуется еще и энергия (разд. 2.3.4), и растения, будучи фотоавтотрофами, используют в качестве источника энергии свет. Этот способ питания более принято называть фотосинтезом.

История эволюции растений — это постепенно совершенствующаяся адаптация к жизни на суше. Именно эта история и составит одну из основных тем в нашем изучении растений. Систематика растений, рассматриваемых в данной книге, показана на рис. 2.33. Там же приводится краткий перечень некоторых основных тенденций в эволюции растений, связанных с адаптацией к жизни на суше, которые также будут рассматриваться в этом разделе.


Рис. 2.33. Систематика растений и некоторые основные тенденции в эволюции растений.

2.7.1. Отдел Bryophyta (печеночники и мхи)

Печеночники и мхи — наиболее примитивные из всех наземных растений. Полагают, что они произошли от зеленых водорослей. В отдел Bryophyta (мохообразные) входят два главных класса — Hepaticae (печеночники) и Musci (мхи). Обе эти группы плохо приспособлены к жизни на суше, и поэтому они привязаны к сырым затененным местам. Систематика и основные признаки мохообразных приведены в табл. 2.8.

Таблица 2.8. Систематика и особенности отдела Bryophyta (моховидные)

Чередование поколений, при котором преобладает гаметофитное поколение

Нет проводящей ткани, т. е. нет ни ксилемы, ни флоэмы

Нет настоящих корней, стеблей и листьев; гаметофит прикрепляется к субстрату нитевидными ризоидами

Спорофит прикреплен к гаметофиту, полностью зависит от него и питается за его счет

Споры образуются на спорофите в споровой коробочке, расположенной на конце тонкой ножки, возвышающейся над гаметофитом

Встречаются главным образом в сырых затененных местах

Класс Hepaticae (печеночники)

Для рассеивания спор коробочка спорофита раскрывается на четыре створки; рассеиванию спор помогают элатеры

Рассеивание спор из коробочки спорофита происходит с помощью сложного механизма, срабатывающего в сухую погоду и включающего участие зубцов и пор

Реlliа — слоевищный печеночник,

Marchantia — слоевищный печеночник; антеридии и архегонии расположены на своеобразных стебельках, возвышающихся над талломом

Lophocolea — облиственный печеночник; обычно встречается на гниющей древесине

Mnium — обыкновенный лесной мох, похожий по внешнему виду на Funaria

Sphagnum — болотный мох; во влажной кислой среде (на болотах) образует слои торфа

Bryophyta — небольшие растения с несложным строением. Опорная и проводящая ткани у них развиты слабо или же вовсе отсутствуют. Нет у них дифференцированной ксилемы и флоэмы, так же как нет и настоящих корней. В почве они удерживаются тончайшими нитями, называемыми ризоидами. Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами. А это означает, что в отличие от настоящих корней ризоиды служат лишь для закрепления растения в грунте. (В настоящих корнях, как и в настоящих стеблях или листьях имеются проводящие ткани.) Мохообразные не покрыты сверху кутикулой, либо кутикула столь тонка, что она не препятствует потере (или поступлению) воды. Тем не менее многие мохообразные приспособились выдерживать засушливые периоды, используя для этой цели какие-то не совсем понятные механизмы. Например, было установлено, что такой хорошо известный ксерофитный мох, как Grimmia pulvinata, больше года остается живым при 20 °С в абсолютно высушенном состоянии. Сразу же после того, как растение попадает во влажную среду, у него восстанавливаются все функции.

Как у всех наземных растений и некоторых наиболее высоко организованных водорослей, таких как ламинария, у мохообразных наблюдается чередование поколений. В ходе жизненного цикла происходит смена двух типов организмов: поколение гаплоидного гаметофита и поколение диплоидного спорофита поочередно сменяют друг друга, что схематически показано на рис. 2.34. Гаплидное поколение называется гаметофитом (от греч. gametē — жена, gametēs — муж; phytón — растение), так как оно способно к половому размножению и образует гаметы. Поскольку образование гамет происходит в результате митоза, они тоже гаплоидны. Сливаясь, гаметы образуют диплоидную зиготу, из которой вырастает следующее поколение — поколение диплоидных спорофитов. Они называются спорофитами, потому что способны к бесполому размножению с образованием спор. Споры образуются в результате мейоза, т. е. здесь происходит возврат к гаплоидному состоянию. Гаплоидные споры дают начало гаметофитному поколению. Одно из этих двух поколений всегда преобладает над другим, и на его долю приходится большая часть жизненного цикла; это поколение называют доминантным. У моховидных доминирует поколение гаметофитов, у всех остальных наземных растений — поколение спорофитов. Доминирующее поколение принято помещать в верхнюю половину схемы, изображающей жизненный цикл.

Внимательно изучите рис. 2.34, так как на нем в обобщенном виде представлен жизненный цикл всех наземных растений, в том числе и наиболее высокоорганизованных цветковых растений. Никогда не забывайте, что гаметы у растений образуются не в результате мейоза, как у животных, а в результате митоза; мейотическое деление происходит при образовании спор.


Рис. 2.34. Обобщенная схема жизненного цикла растений, отражающая чередование поколений. Обратите внимание на наличие гаплоидных (n) и диплоидных (2n) стадий. Гаметофит всегда гаплоидный и всегда образует гаметы путем митотического деления. Спорофит всегда диплоидный и всегда образует споры в результате мейотического деления.

Класс Hepaticae - печеночники


Рис. 2.35. Внешние признаки Реlliа (печеночника). Гаметофит изображен вместе с прикрепленным к нему несамостоятельным спорофитом.

Класс Musci - листостебельные мхи

Основные признаки листостебельных мхов перечислены в табл. 2.8. Листостебельные мхи гораздо более дифференцированы, чем печеночники, но, как и печеночники, это небольшие растения, встречающиеся главным образом в сырых местах. Они часто образуют плотные подушки.

Funaria — обычный представитель лиственных мхов на полях, вырубках и перекопанных землях, где она поселяется одной из первых. Funaria особенно любит селиться на кострищах и пожарищах. Это один из самых обычных сорняков в теплицах и садах. Внешний вид Funaria показан на рис. 2.36.


Рис. 2.36. Внешние признаки мха Funaria. Гаметофит изображен вместе с прикрепленным к нему наполовину самостоятельным спорофитом.

Как и у печеночников, для оплодотворения Funaria необходима вода. Когда поверхность таллома увлажняется, созревшие антеридии поглощают воду и лопаются, высвобождая на поверхность мужские гаметы (спермин). Каждый спермий снабжен двумя жгутиками. Спермин подплывают к архегониям, в каждом из которых находится женская гамета, или яйцеклетка. Оплодотворение, т. е. слияние ядра спермия с ядром яйцеклетки, происходит в архегонии. В результате слияния образуется диплоидная зигота, которая, вырастая из архегония, дает начало новому спорофиту.

Биологическая библиотека - материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Мхи или мохообразные – высшие споровые растения. Они имеют общие черты с водорослями, но устроены сложнее.

Общая характеристика

Мхи можно наблюдать в сырых местах, например, на болотистых почвах, корнях и стволах деревьев, иногда — на крышах домов, влажных камнях, кирпичах и т.п. Есть мхи, обитающие в водоёмах.


Замшелые камни у водопада

У мхов, в отличие от водорослей, можно выделить стебель и листья, хотя у некоторых видов (например, печёночных мхов) нет отдельных органов и тело представляет из себя слоевище, как у водорослей. В основном тело мхов состоит из фотосинтезирующей ткани.

У мхов нет корней. Их роль выполняют ризоиды. Как и у водорослей, они служат для прикрепления к почве или другой поверхности.

Размножаются мхи бесполым путём (при помощи спор), вегетативным (участками слоевища и стебля) и половым (при помощи гамет).

Обычно мохообразные – многолетние растения, похожие на траву высотой от 1 мм до 30 см. Некоторые виды водных мхов могут достигать 50 см в длину.

Как думаете, почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет развитой проводящей ткани и нет корней. Это значит, что мхи не могут передавать воду и питательные вещества от одних органов растения другим. Это ограничивает возможный размер растения. Кроме того, без корней, надёжно удерживающих растение в почве, те побеги мха, которые вырастают больше, быстро погибают от ветра и холода.

На этом видео показано, как мох впитывает влагу из воздуха. Мхи очень выносливы: они могут расти прямо на камнях, переносить засуху и оживать в благоприятных условиях буквально за считанные минуты.

Печёночные мхи

Печёночные мхи – мелкие и неприхотливые растения. Их можно встретить в любом уголке Земли, особенно хорошо им в влажных тропических лесах. Своё название они получили из-за того, что когда-то использовались лекарями для лечения заболеваний печени.

Тела печёночных мхов представляют собой слоевище неправильной формы; у некоторых можно выделить стебель и листья. У многих печёночников есть ризоиды.

Один из распространённых представителей печёночных мхов – маршанция. Маршанцию можно встретить даже в Антарктиде. В наших краях её нередко можно увидеть там, где нет никаких других растений – на стенах и крышах, в сырых и плохо освещённых местах.


Печёночный мох

Ещё одна из самых известных представителей печёночных мхов – риччия. Этот вид часто встречается в аквариумах, и его легко перепутать с водорослью. Тело риччии состоит из вильчато разветвлённого слоевища. Если ей хватает света, она разрастается у поверхности воды, образуя плотные подушки. Ризоидов у неё при этом нет, но если уровень воды понизится (как бывает в природных водоёмах), она способна их образовать.

Печёночные мхи могут размножаться как вегетативным путём (отростками), так и половым, так и спорами. На рисунке 1 показано строение печёночного мха. Как видите, у него, помимо слоевища и ризоидов, есть спорофит — орган, в котором вызревают споры. Спорофит состоит из ножки и коробочки, его строение мы подробнее рассмотрим немного позже.

ОсобенностиПредставители
Печёночный мохНебольшое тело, представлено слоевищем или стеблем с листьями.
Возможны ризоиды.
маршанция
риччия

На видео показано в ускоренном режиме разрастание слоевища печёночного мха.

Листостебельные мхи. Строение и размножение кукушкина льна

Скорее всего, вам случалось видеть кукушкин лён. Он растёт на заболоченных почвах, можно его встретить и на влажной земле лесов или рощ. По виду он напоминает маленькие ростки льна. Обычно он растёт густым ковром. В высоту стебельки могут достигать до 30 см.


Кукушкин лён

Каково строение кукушкина льна?

Но точнее будет сказать, что строение растения отличается в зависимости от поколения. Половое поколение называется гаметофит. На верхушках гаметофитов находятся половые органы мужского и женского типа. В мужских органах, развиваются подвижные половые клетки, гаметы, также называемые сперматозоиды.

У женских растений половые органы выглядят иначе (хотя без сильного увеличения это сложно понять). Они содержат женские половые клетки, яйцеклетки.

Для оплодотворения мху необходима вода. Для этого хватает росы или дождя. Капельки воды падают на верхушки мха, и половые клетки разных растений смешиваются. Происходит оплодотворение.

Рассмотрите коробочку со спорами на рисунке 3. В коробочках развиваются споры. Коробочка кукушкина льна накрыта специальным колпачком. Когда споры созревают, колпачок отпадает, и они высыпаются.

Так как кукушкин лён является многолетним растением, он растёт густо, сплошным ковром. Другим растениям, оказавшимся по соседству, не достаёт ни места, ни питательных веществ, так что кукушкин лён часто их вытесняет.

Рассмотрите рисунок и мысленно подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.

2. Женское растение

3. Коробочка в колпачке

4. Ножка спорофита

Ещё один интересный представитель листостебельных мхов – сфагнум.

Листостебельный мох сфагнум


Сфагнум

Сфагнум обладает сильно ветвящимся стеблем, а вот ризоидов у него нет. У большинства видов сфагнума и стебель, и веточки покрыты маленькими листочками. Листья расположены мутовчатым способом – то есть из каждого узла вырастает по несколько листочков. Под микроскопом можно рассмотреть, что каждый лист состоит из одного слоя клеток. Эти клетки могут быть двух различных типов: узкие зелёные и крупные прозрачные.

Рассмотрите лист под микроскопом на рисунке 4. В узких зелёных клетках содержатся хлоропласты. Эти клетки расположены вплотную друг к другу и образуют нечто вроде сеточки, покрывающей лист. В этих клетках протекает фотосинтез, образуются органические вещества, которые затем поступают в стебель.

Между этими зелёными клетками видны крупные клетки. Они прозрачные – в них осталась только оболочка с порами. Цитоплазма этих клеток разрушена, и через отверстия клетки заполняются воздухом или водой. Из них состоит до двух третей листа. Такие же прозрачные клетки с отмершей цитоплазмой покрывают стебли сфагнума.

Примечательно то, что сфагнум выделяет фенол – вещество, подавляющее развитие бактерий. По мере того, как сфагнум растёт, его нижняя часть постепенно отмирает. Отмершая часть оказывается у поверхности земли. Бактерий, способствующих размножению, там нет, а доступ воздуха ограничен молодыми листочками. Таким образом, отмерший сфагнум не гниёт, а превращается в торф.

Торф – очень интересная субстанция. В торфяной толще низкое содержание кислорода и мало бактерий. Это приводит к тому, что остатки древесных стволов и корней, останки погибших животных и даже пыльца сохраняются в торфе на долгие годы, иногда – на тысячелетия. В торфе иногда находят старинное оружие, лодки, тела людей, погибших в болоте столетия назад.

Как и кукушкин лён, сфагнум размножается спорами. Маленькие коробочки, в которых вызревают споры, располагаются на верхушках ветвей. На одном побеге сфагнума может быть несколько спорофитов на коротких ножках.

ОсобенностиПредставители
Листостебельные мхиТело представлено стеблем с листьями, возможны ризоиды.
После оплодотворения споры развиваются в спорофитах.
кукушкин лён
сфагнум

Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, на первый взгляд, не приносят пользы ни человеку, ни природе. Они затрудняют доступ воздуха к почве, в избытке удерживают воду, что ведёт к заболачиванию и закислению почв. Подобная почва неблагоприятна для большинства растений. Кроме того, мох конкурирует с другими растениями за воду и минеральные вещества, и многие растения неспособны выдержать эту конкуренцию.


Мох и росток хвойного дерева

Мох даёт укрытие для многих мелких живых существ – червей, насекомых, моллюсков. Водяной мох укрывает в своих зарослях икринки и мальков, улиток и прочих водных животных. Некоторые виды мха могут служить пищей для животных.

Также, как и другие растения, мох осуществляет фотосинтез, выделяя кислород в атмосферу и в воду.


Мох на коре дерева

Листостебельные мхи, особенно виды сфагнума, образуют торф, который люди используют как сырьё, удобрение и топливо.

Из торфа производят пластмассы, смолу, карболовую кислоту, древесный спирт, теплоизоляцию и другие материалы.

В прошедшие века люди находили для мха и другие способы использования. Например, при строительстве домов мхом закрывали щели между брёвнами. Это не только защищало от сквозняков, но и предотвращало гниение брёвен. Воздух, удерживаемый разветлёнными стебельками и веточками мха, помогал сохранить тепло.

Также мох использовался в лечении ран. Он хорошо впитывает и содержит антибактериальные вещества, поэтому в годы войн его иногда использовали для перевязок. Кроме того, из торфа и из некоторых видов мха изготавливают лекарственные средства.

Мох — важная часть природы. И хотя мохообразные малы и незаметны, они выполняют в природе свою уникальную роль.

Хотя жизнь на нашей планете, вероятно, зароди­лась примерно 3,5 млрд. лет назад, первые орга­низмы заселили сушу не ранее, чем 420 млн. лет назад. Это были самые первые растения. Расте­ния – автотрофные эукариоты, которые адапти­ровались к жизни в воздушной среде. Единст­венные другие автотрофы среди эукариот – это водоросли, специализировавшиеся к жизни в воде. Напоминаем: автотрофами называют организмы, использующие в качестве источника для синтеза органических веществ неорганический углерод, а именно диоксид углерода. Однако по­мимо источника углерода для такого синтеза требуется еще и энергия (разд. 2.3.4), и растения, будучи фотоавтотрофами, используют в качестве источника энергии свет. Этот способ питания более принято называть фотосинтезом.

Рис. 2.33. Систематика растений и некоторые основные тенденции в эволюции растений.

История эволюции растений – это постепен­но совершенствующаяся адаптация к жизни на суше. Именно эта история и составит одну из ос­новных тем в нашем изучении растений. Систе­матика растений, рассматриваемых в данной книге, показана на рис. 2.33. Там же приводится краткий перечень некоторых основных тенден­ций в эволюции растений, связанных с адапта­цией к жизни на суше, которые также будут рас­сматриваться в этом разделе.

2.7.1. Отдел Bryophyta (печеночники и мхи)

Печеночники и мхи – наиболее примитивные из всех наземных растений. Полагают, что они произошли от зеленых водорослей. В отдел Bryophyta (мохообразные) входят два главных класса – Hepaticae (печеночники) и Musci (мхи). Обе эти группы плохо приспособлены к жизни на суше, и поэтому они привязаны к сы­рым затененным местам. Систематика и основ­ные признаки мохообразных приведены в табл. 2.8.

Таблица 2.8. Систематика и особенности отдела Bryophyta (моховидные)

Чередование поколений, при котором преобладает гаметофитное поколение

Нет проводящей ткани, т.е. нет ни ксилемы, ни флоэмы

Нет настоящих корней, стеблей и листьев; гаметофит прикрепляется к субстрату нитевидными ризоидами

Спорофит прикреплен к гаметофиту, полностью зависит от него и питается за его счет

Споры образуются на спорофите в споровой коробочке, расположенной на конце тонкой ножки, возвышающейся над гаметофитом

Для рассеивания спор коробочка спорофита раскры­вается на четыре створки; рассеиванию спор помога­ют элатеры

Рассеивание спор из коробочки спорофита происходит с помощью сложного механизма, срабатывающего в сухую погоду и включающего участие зубцов и пор

Bryophyta – небольшие растения с неслож­ным строением. Опорная и проводящая ткани у них развиты слабо или же вовсе отсутствуют. Нет у них дифференцированной ксилемы и флоэмы, так же как нет и настоящих корней. В почве они удерживаются тончайшими нитями, называемыми ризоидами. Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами. А это означает, что в от­личие от настоящих корней ризоиды служат лишь для закрепления растения в грунте. (В на­стоящих корнях, как и в настоящих стеблях или листьях имеются проводящие ткани.) Мохооб­разные не покрыты сверху кутикулой, либо ку­тикула столь тонка, что она не препятствует по­тере (или поступлению) воды. Тем не менее многие мохообразные приспособились выдер­живать засушливые периоды, используя для этой цели какие-то не совсем понятные меха­низмы. Например, было установлено, что такой хорошо известный ксерофитный мох, как Grimmia pulvinata, больше года остается живым при 20° C в абсолютно высушенном состоянии. Сразу же после того, как растение попадает во влажную среду, у него восстанавливаются все функции.

Как у всех наземных растений и некоторых наи­более высоко организованных водорослей, та­ких как ламинария, у мохообразных наблюдает­ся чередование поколений. В ходе жизненного цикла происходит смена двух типов организмов: поколение гаплоидного гаметофита и поколе­ние диплоидного спорофита поочередно сменя­ют друг друга, что схематически показано на рис. 2.34. Гаплидное поколение называется гаметофитом (от греч. gamete – жена, gametes – муж; phylon – растение), так как оно способно к половому размножению и образует гаметы. По­скольку образование гамет происходит в резуль­тате митоза, они тоже гаплоидны. Сливаясь, га­меты образуют диплоидную зиготу, из которой вырастает следующее поколение – поколение диплоидных спорофитов. Они называются спо­рофитами, потому что способны к бесполому размножению с образованием спор. Споры об­разуются в результате мейоза, т.е. здесь проис­ходит возврат к гаплоидному состоянию. Гаплоидные споры дают начало гаметофитному поко­лению. Одно из этих двух поколений всегда пре­обладает над другим, и на его долю приходится большая часть жизненного цикла; это поколе­ние называют доминантным. У моховидных до­минирует поколение гаметофитов, у всех ос­тальных наземных растений – поколение спо­рофитов. Доминирующее поколение принято помещать в верхнюю половину схемы, изобра­жающей жизненный цикл.

Рис. 2.34. Обобщенная схема жизненного цикла растений, отражающая чередование поколений. Обратите вни­мание на наличие гаплоидных (n) и диплоидных (2n) стадий. Гаметофит всегда гаплоидный и всегда образует га­меты путем митотического деления. Спорофит всегда диплоидный и всегда образует споры в результате мейо­тического деления.

Внимательно изучите рис. 2.34, так как на нем в обобщенном виде представлен жизнен­ный цикл всех наземных растений, в том числе и наиболее высокоорганизованных цветковых растений. Никогда не забывайте, что гаметы у растений образуются не в результате мейоза, как у животных, а в результате митоза; мейоти­ческое деление происходит при образовании спор.

Класс Hepaticae – печеночники

Рис. 2.35. Внешние признаки Pellia (печеночника). Гаметофит изображен вместе с прикрепленным к нему несамо­стоятельным спорофитом.

Класс Musci – листостебельные мхи

Основные признаки листостебельных мхов пе­речислены в табл. 2.8. Листостебельные мхи го­раздо более дифференцированы, чем печеноч­ники, но, как и печеночники, это небольшие растения, встречающиеся главным образом в сырых местах. Они часто образуют плотные по­душки.

Funaria – обычный представитель листвен­ных мхов на полях, вырубках и перекопанных землях, где она поселяется одной из первых. Funaria особенно любит селиться на кострищах и пожарищах. Это один из самых обычных сорня­ков в теплицах и садах. Внешний вид Funaria по­казан на рис. 2.36.

Рис. 2.36. Внешние признаки мха Funaria. Гаметофит изображен вместе с прикрепленным к нему наполовину са­мостоятельным спорофитом.

Как и у печеночников, для оплодотворения Funaria необходима вода. Когда поверхность таллома увлажняется, созревшие антеридии по­глощают воду и лопаются, высвобождая на по­верхность мужские гаметы (спермии). Каждый спермий снабжен двумя жгутиками. Спермии подплывают к архегониям, в каждом из которых находится женская гамета, или яйцеклетка. Оп­лодотворение, т.е. слияние ядра спермия с яд­ром яйцеклетки, происходит в архегонии. В ре­зультате слияния образуется диплоидная зигота, которая, вырастая из архегония, дает начало но­вому спорофиту.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Дата проведения:___________

Биология 6 класс

Тема: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока: Сформировать представление об организации моховидных, их распространении, питании, размножении. Рассмотреть признаки усложнения в строении мхов по сравнению с водорослями.

Образовательные :

- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов,

- показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями.

- раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

- познакомить с видами мхов занесенных в Красную книгу

Развивающие:

-формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,

- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;

- развивать навыки работы с тестами, рисунками, умение составлять схемы, делать сравнительный анализ.

- формировать навыки работы с гербарием , дополнительными источниками информации;

-стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий: ризоиды, спорофит, гаметофит, печеночники, листостебельные мхи;

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

- формировать познавательные интересы направленные на изучение живой природы.

- способствовать формированию экологической культуры и бережному отношению к природе.

Планируемые результаты:

Пр е д м етны е :

П он и мать смы с л би о лог и ческих т ермино в . Срав н и в ать предс т ав и телей разли ч ных гр у пп ра с тений о т дел а , де л ать выво д ы. На з ы в ать с у щест в ен н ые пр и зн а ки мхов. Распозн а в ать представ и те л ей мохови д ных на рис у нка х , г е рба р ных материа л ах, живых об ъ е ктах. Хара к тери з ов ать пр и знаки принадл е жно с ти мохо в идных к вы с шим споро в ым р а стен ия м. Применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Метапр е д метн ы е:

Отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией, извлекать информацию из собственных наблюдений. Использовать научные методы познания; выявлять проблему, определять и придерживаться цели, и на основе полученных данных делать выводы. Контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Лич н остн ы е :

Готовность к самообразованию и самовоспитанию . О цени в ать экологич е с к ий риск в з аи м оот н ош е н и й человека и пр и ро д ы. О сознавать единст в о и целостность о к р у ж а ю щ е го мира, во з мож н ости е г о по з на в аемости и о б ъясн и мости на о сно в е до с т и ж е н и й на у ки. Формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Методы обучения : частично-поисковый, проблемный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: фронтальная работа, работа с учебником, заполнение таблицы, схемы.

Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: ризоиды, спорофит, гаметофит, печеночники, листостебельные мхи, моховидные.

Структура урока:

2. Актуализация знаний. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся

3. Постановка темы и цели урока

4. Изучение нового материала

5.Обобщение и закрепление первичных знаний

6. Итоги урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся

1. Экспресс - опрос

- Прежде чем, приступить к дальнейшему изучению, необходимо вспомнить пройденный материал. Постараемся ответить на вопросы:

- Чем отличаются высшие растения от низших растений? (Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений есть сформированные органы : корень, стебель, лист, цветок).

- Какое царство живых организмов изучили на прошлых уроках? (Водоросли)

- Что их объединяет с растениями? ( Наличие хлорофилла и способность к фотосинтезу)

- Какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека? ( Источник кислорода, органических веществ и энергии для животных и человека, удобрения , биологическая очистка сточных вод)

2. Работа с тестовыми заданиями. (Приложение 1)

Тестирование :

1. К одноклеточным зеленым водорослям относится:

А) улотрикс В) ламинария С) хламидомонада Д) спирогира Е) кораллина

2. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

А) улотрикс В) хлорелла С) порфира Д) хламидомонада Е) саргассум

3. Водоросли относят к низшим растениям, так как у них нет:

А) корней В) стеблей С) листьев Д) цветов Е) всего перечисленного

4. Хроматофор в виде браслета у:

А) улотрикса В) спирогиры С) хлореллы Д) хламидомонады Е) ламинарии

5. Водоросль, вызывающая цветение воды в прудах:

А) улотрикс В) спирогира С) хламидомонада Д) порфира Е) ламинарии

6. К красным водорослям относится:

А) хлорелла В) кораллина С) ламинария Д) улотрикс Е) спирогира

7 . Водоросли, имеющие панцирь из кремнезема:

А) сине-зеленые В) красные С) диатомовые Д) зеленые Е) бурые

8 . Размножается только бесполым путем одноклеточная водоросль

А) улотрикса В) спирогиры С) хламидомонады Д) хлорелла Е) ламинарии

9. Наука о водорослях

А) цитология В) альгология С) ботаника Д) бриология Е) лихенология

10. В Китае и Японии используют в пищу качестве овощей

А) порфиру В) хлореллу С) хондрус Д) улотрикс Е) саргассум

1- С, 2- А, 3 – Е, 4 – А, 5 – С, 6 – В, 7 – С, 8 – Д, 9- В, 10 – А.

Шкала оценивания:

3. Постановка темы и цели урока

Найди лишнее (работа по иллюстрациям, слайдам)

- Рассмотрите иллюстрации и найдите лишнюю. Объясните свой выбор? (новое растение)

-Почему вы решили, что это растения?

-Чем они отличаются от изученных водорослей?

-Эти необычные растения называются - мхи.

Стихотворение про мох сфагнум

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Так о чем же мы с вами будем сегодня говорить?

Правильно сегодня мы познакомимся с отделом Моховидные.

А что мы должны узнать о мхах? (Обитание, строение, размножение)

Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему и записать ее в рабочую карту. (Приложение 2)

4. Изучение нового материала

1. Сперматозоид- мужская половая клетка.

2. Яйцеклетка- женская половая клетка.

3. Гаметофит- половое поколение , этап жизни растений от споры до

4. Зигота- результат слияния сперматозоида и яйцеклетки.

5. Спорофит- этап жизненного цикла растений от зиготы до образования

6. Антеридий- мужской гаметофит.

7. Архегоний- женский гаметофит.

8. Протонема- первичная , прозрачная нить развивающаяся из споры.

Так как мохообразные являются высшими растениями, следовательно, они более сложно устроены – у них появляются стебли, листья, а органы размножения многоклеточные. У них так же как у водорослей нет корней, но есть ризойды. Вспомните, что такое ризойды?( Дети отвечают . ) Ризойды - корнеподобное образование, служащее для закрепления тела (таллома) на субстрате. Мхи обитают в сильно увлажненных местах, там, где есть вода. Мохообразные – низкорослые растения, высотой 10-15 см.

Наука о мхах –бриология. Многолетние растения. Мохообразные по своей организации очень близки водорослям. Они, как и водоросли, не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители отдела имеют тело в виде таллома. Оплодотворение так же связано с водой и в ее отсутствие не может осуществиться. Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

К этому отделу растений традиционно относя три класса : Антоцеротовые,

Печеночные мхи, Листостебельные мхи.

К этому отделу растений традиционно относя три класса : Антоцеротовые, Печеночные мхи, Листостебельные мхи.

Найдите в учебнике, какие именно классы выделяются в данном отделе. ( Дети отвечают.) Печеночники и Листостебельные.

1. Строение мхов

Мхи растут преимущественно во влажной среде — в лесах, на болотах, на коре деревьев, на камнях. Мхи размножаются спорами , поэтому их относят к высшим споровым растениям .

Если мох состоит из стебля и листьев , то его называют листостебельным мхом . Один из самых известных зелёных листостебельных мхов — кукушкин лён . На верхушках растений у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.

Если у мха нет листьев, а тело представлено слоевищем , то его называют печёночным мхом .

У мхов нет проводящей ткани, они не могут проводить воду и питательные вещества на большое расстояние, поэтому они малого роста. Функцию корней выполняют ризоиды — выросты, при помощи которых поглощается вода и питательные вещества.

Мох сфагнум с течением времени отмирает, утрамбовывается, и образуется торф. Этот процесс происходит очень медленно (слой торфа в 1 метр образуется в течение 1000 лет). Торф используют в качестве топлива, а также как удобрение для улучшения почвы, сырьё для получения пластмассы, древесного спирта, карболовой кислоты.

Лесной мох предотвращает быстрый отток осадков и талой воды, что защищает почву от высыхания. Мох предоставляет убежище мелким животным — моллюскам, паукам, насекомым.

Нередко в природе мхи играют и отрицательную роль. Поселяясь в лесах и на лугах, они образуют сплошной моховой ковёр и затрудняют поступление воздуха в почву. В таких условиях происходит вытеснение ценных кормовых трав и заболачивание почвы.

Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся видов мхов.

Печёночные мхи

Маршанция обыкновенная принадлежит к печёночным мхам. Её слоевище составляет несколько сантиметров в длину и ширину. Стебля и листьев у маршанции нет. Функцию корней выполняют ризоиды. На слоевище находятся круглые образования ( А ), в которых развиваются мужские половые клетки, и похожие на цветочки выросты, в которых образуются женские половые клетки ( В ).

Листостебельные мхи

Мох кукушкин лён принадлежит к листостебельным мхам.

В его листьях (1), так же как и у других растений, происходит фотосинтез — образуются питательные вещества. Во влажную погоду листья расправляются, чтобы набрать влагу из воздуха, в сухую погоду листья сворачиваются и прижимаются к стеблю, чтобы уменьшить испарение воды.

У кукушкина льна есть женские и мужские растения. На верхушке женского растения (3), на длинной ножке (2) развивается покрытая колпачком коробочка — спорангий (4). В спорангии образуются споры. В сухую погоду колпачок сбрасывается, и споры рассеиваются. Спора прорастает во влажной почве. Из неё развивается ветвящаяся нить, похожая на нитчатую водоросль, на которой образуются почки, дающие начало новым мужским и женским растениям кукушкина льна.

Сфагнум — представитель белых мхов. В отличие от зелёных мхов, он не имеет ризоидов . Это растение с сильно ветвящимся стеблем. Стебель (2) и веточки (3) покрыты мелкими светло-зелёными чешуйчатыми листьями.

Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух типов: узких зелёных (с хлоропластами, в которых происходит фотосинтез) и более крупных, мёртвых прозрачных воздухоносных клеток с разрушенной цитоплазмой, в которые могут поступать воздух или вода.

Мёртвые клетки могут поглощать воды в 20–25 раз больше своей массы и долго её удерживать, постепенно отдавая живым клеткам.

Сфагнум также размножается при помощи спор , которые созревают в спорангии (1).

Физкультминутка для глаз.

Самостоятельная работа в парах по вариантам . Составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна, практическая работа с гербариями и текстом учебника, рабочей картой и таблицей.

-Давайте сравним кукушкин лен и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).

После заполнения таблицы, представители каждого варианта рассказывают нам об изученном объекте .

Проверь себя (самопроверка)

5. Обобщение и закрепление первичных знаний

1. К какому классу относится маршанция? ( Печеночники )

2. К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? ( Листостебельные мхи )

3. Как называется особый орган, в котором формируются споры? ( Коробочка или спорофит)

4.Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? ( Протонема)

5. Кого иногда в народе называют белым мхом?( Сфагнум )

6. К какому отделу относятся кукушкин лен, сфагнум? ( Моховидные)

7. Зеленое растение, развившееся из споры? ( Гаметофит)

8. Способы размножения мхов? ( Бесполый и половой )

9. Растения, тело которых состоит из органов? ( Высшие)

Проверь по эталону (Взаимопроверка)

6. Итоги урока. Рефлексия.

Сегодня вы все хорошо поработали. Но без вывода наша работа считается незаконченной, давайте подведем итог урока. О чем вы сегодня узнали? Запишите вывод кратко в рабочую карту и сдайте ее на проверку.

Вывод урока:

Мхи – наземные растения, имеют стебель и листья, размножаются спорами, оплодотворение зависит от наличия воды.

На уроке вы заработали две оценки: одну за тестовые задания, вторую за работу в рабочей карте. И третью оценку вы получите за выполнение домашней работы.

У вас на столе карточки с кружками . Поднимите пожалуйста карточку, которая вам больше подходит.

Красный – я был активный на уроке, у меня все получалось.

Оранжевый – радостный. Я старался, у меня многое получалось

7. Домашнее задание

Учебник §21, заполнить таблицу. положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека. Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).

Читайте также: