Лишайники выделяют в особую группу симбиотических организмов так как их тело состоит из

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Во-первых, специфичный признак лишайников - симбиотическое сожительство
двух разных организмов - гетеротрофного гриба (микобионта) и автотрофной
водоросли (фикобионта) .

Во-вторых, лишайники образуют особые морфологические типы, жизненные
формы, не встречающиеся отдельно у слагающих лишайниковое слоевище
грибов и водорослей.

В-третьих, для лишайников в целом и каждого его компонента в отдельности
характерен особый тип метаболизма.

В-четвертых, весьма специфична биохимия лишайников, образование в них
вторичных продуктов обмена - лишайниковых веществ, не встречающаяся в
других группах организмов.

Наконец, лишайники отличаются от других групп веществ, в том числе и от
свободноживущих грибов и водорослей, особой биологией: способом
размножения, медленным ростом, отношением к экологическим условиям.

На основании этих специфических свойств лишайников можно дать следующее
определение: лишайниками являются организмы, тело (слоевище) которых
всегда состоит из двух компонентов - автотрофного фикобионта и
гетеротрофного микобионта, образующих единое симбиотическое
сожительство, отличающееся свободными морфологическими типами и особыми
физиолого-биохимическими процессами.

лишайники - симбиотический организм, тело которого (слоевище или таллом) представлено переплетёнными гифами гриба, который составляет осевой "скелет" лишайника, добывает воду и минеральные вещества, и клеток одноклеточных зелёных водорослей, которые синтезируют органику. Т. к. клетки водорослей и грибов лишайника друг без друга существовать не могут, то лишайник нельзя классифицировать как растение или гриб. Остаётся отдельная группа.

[музыка] биология 7 класс пасечник и другие параграф 8 лишайники комплексные симбиотические организм и лишайники группа организмов представляющие собой сожительство гриба и водоросли или цианобактерии они были известны еще в третьем веке до нашей эры за своеобразный внешний вид их называли хаосом природы убогой нищетой растительности в настоящее время известно более 20000 видов лишайников одни из них настолько малы что почти не видны невооруженным глазом другие например ягель покрывают огромные площади ковром глубиной в несколько сантиметров лишайники занимают особое место в системе органического мира их нельзя отнести ни к растениям них животным не грибам лишайники представляют собой самостоятельную группу комплексных симбиотических организмов так как их тела злые вещи или таллом от греческого талас побег состоит из двух организмов гриба и водоросли взаимосвязь этих организмов в лишайнике постоянно и оно сформировалось в процессе эволюции окраска лишайников разнообразно от белой до черный с красными желтыми зелеными оранжевыми оттенками она зависит от содержания в клетках пигментов комплексный организм лишайника отличается как от гриба так это водоросли у лишайника особо тип питания и своеобразные размножения тело лишайника состоит из переплетенных нити гриба среди которых в беспорядке или слоями расположены водоросли нити гриба окружает водоросли они или плотно примыкают к ним или проникает внутрь клеток гриба и водоросли и лишайники отличаются от свободно живущих организмов по строению и жизнедеятельности так нити обычного гриба пронизывают субстрат почву тело от меньшего растения а в лишайнике гифы гриба располагаются в воздушной среде и защищены от высыхания толстой оболочкой в пустынях и полупустынях встречаются лишайники имеющие шарообразную форму они легко переносятся ветром на большие расстояния от чего их часто называют кочующими водоросли живущие в симбиозе с грибами обладает высокой устойчивостью к неблагоприятным условиям несмотря на то что они получают меньше света чем свободно живущие фотосинтез у них идёт очень интенсивно в теле лишайника живут разнообразные водоросли чаще всего одноклеточные зеленые они неприхотливы могут жить при слабой освещенности при резких перепадах температур и даже при температуре плюс 90 градусов переносят длительные пересыхание до двадцати трех недель указанными свойствами гриб и водоросли обладают лишь тогда когда они образуют симбиоз искусственное разделение этих организмов приводит к утрате ими способности переносить неблагоприятные условия растут лишайники очень медленно за год их слоевище увеличивается примерно на два-три миллиметра но живут они долго от 30 до 80 лет отдельные виды доживают до 600 и более лет размножаются лишайники вегетативно частями слоевище иногда злые вещи появляются особые клетки которые при его разрыве выходят наружу потоками дождя и ветра клетки разносятся далеко попадают на новый субстрат где и начинает развиваться новый организм по внешнему виду лишайники сходна с мухами но у них нет ни стебля не листьев лишайники распространены по всему земному шару от полярных широт до раскаленных песков пустыни растут они в местах где не могут жить высшие растения фактором выживания лишайников следует отнести их способность переносить длительное высушивание и осуществлять фотосинтез при очень слабом освещении лишайники могут жить почти в обезвоженным состоянии переносить очень низкой температуры много лишайников в сухих сосняках барах беломор никах поселяются они на гниющих пнях и стволах деревьев и кустарников на камнях лишайники играет большую роль в природе особенно велика их роль в тундровых леса тундровых и лесных сообществах где они составляют заметную часть растительного покрова с лишайниками связана большая группа животных в основном это беспозвоночные но есть и крупные позвоночные животные например северные олени для которых лишайники служат основным кормом зимой в лишайников их зарослях обитает огромное количество клещей гусениц ногах воз так пауков и других одни животные используют лишайники как временное убежище другие питаются xaloy вещами и продуктами разрушения обломова и веточки свои вещь животные способствуют вегетативному размножению лишайников при сильном загрязнении воздуха лишайники погибают вымирают сначала кустистые затем в листа ваты и и последними менее чувствительны к загрязнению накидные лишайники у хвойных отдельные виды лишайников могут вызывать пожелтение и отмирание листьев в то же время некоторые из них защищают деревья от вредных микроорганизмов это связано с содержанием в них специфических кислот которые обладают антимикробной активностью поэтому такие лишайники используются человеком для получения антибиотиков также из лишайников получают краски дубильные вещества лакмус среди лишайников нет видов ядовитых для человека их применяют в парфюмерной промышленности для закрепления запаха духов и туалетного мы в скандинавских странах их используют для окраски шерсти около 25 видов лишайников занесена в красную книгу моя лаборатория лишайники по-разному реагирует на загрязненность воздуха некоторые из них не выносят даже малейшего загрязнения и погибают другие наоборот живут только в городах и прочих населенных пунктах хорошо приспособившись к соответствующим условиям изучив это свойство лишайниках можно использовать их для общей оценки степени загрязненности окружающей среды особенно атмосферного воздуха внимательный человек гуляя в лесу непременно заметят лишайники растущей in стволах деревьев большие светло серые пятна ли 100 ватт их пар мели мучнистый подпалины на keep ных лишайников свисающие света крепкие бороды уснеи а лектории и другие все они живые и часто покрывают больше половины поверхности ствола если пройти через какой-нибудь городской парк или сквер то едва ли удастся обнаружить лишайники было установлено что часть лишайников чувствительных состава воздуха причем разные виды обладают различной чувствительностью они растут только в естественных условиях другие способны переносить умеренное влиянию цивилизации сохраняйся в небольших поселках и тому подобное а третье способны расти в крупных городах выводы голове один бактерии и архебактерии до ядерные организм и отсутствие ядра в клетке главное отличие бактерий по способу питания бактерии гетеротрофы сопрот рохо паразиты симбиотические организм и но есть и автотрофы спора у большинства бактерий приспособление к перенесению неблагоприятных условий жизни размножаются бактерии в основном путем деления размножение половым путем и спорами известно лишь у некоторых видов бактерий бактерии играют значительную роль в природе участвуют в круговороте веществ почвообразование образование полезных ископаемых и другое человек использует бактерий в хозяйственной деятельности среди бактерий есть обвинила сны и болезнетворные грибы ядерные организм и имеющие в клетках одно или несколько ядер тело гриба мицелий или грибница по способу питания все грибы гетеротрофы sopro трав и паразиты симбиотические организмы размножаются грибы спорами и частями цели среди грибов выделяют шляпочные ядовитые и съедобные плесневые дрожжевые а также паразитические головнева и ржавчины и и другие лишайники комплексные организм и состоящее из гриба и водоросли или цианобактерии тело лишайника слоевище лишайники приспособлены к жизни в самых разных условиях среды лишайники играют большую роль в природе и жизни человека

лишайник

До настоящего времени лишайники относили к низшим растениям. Однако сейчас они представляют собой самостоятельную группу живых организмов.

Распространение лишайников

Лишайники встречаются в местах, малопригодных для других растений: камни, пустыни и полупустыни, тундры. Арктика является местом произрастания сотни разновидностей лишайников. В большом количестве лишайники произрастают в лесах.

Благодаря способности быстрого высыхания, лишайники имеют высокую жизнестойкость. Жизнедеятельность лишайников возобновляется с наступлением благоприятных условий. Плотная оболочка лишайников позволяет расти в холодных местностях.

Известно более 20 тыс. видов лишайников.

Лихенология — наука о лишайниках.

Таллом (слоевище) — тело лишайников, образующееся в результате симбиоза двух организмов — грибов и водорослей (рис.1)

строение-лишайника

Рис.1 Строение лишайника

Симбиоз основан на взаимовыгодном взаимодействии, в ходе которого гифы гриба поставляют водорослям воду и растворенные в ней минеральные вещества, а обратно получают от водорослей органические соединения, образованные ими в процессе фотосинтеза.

Гифы лишайника способствуют прикреплению к почве и другим субстратам (поверхность камней, кора деревьев, шифер домов и др).

Особенностью считается тот факт, что грибы, входящие в состав лишайников, существовать самостоятельно не могут. Однако одноклеточные водоросли слоевища лишайника можно встретить в природе по отдельности. С участием солнечного света водоросли фотосинтезируют, поглощая углекислый газ и воду, образуя органические соединения. Органика служит источником питания как самой водоросли, так и грибницы.

Размножение лишайников

Чаще всего лишайники размножаются вегетативно — многочисленными клубочками или частичками таллома. Клубочки образуются внутри таллома, который разрываясь способствует их распространению. Каждый клубочек или кусочек таллома прорастая превращается в самостоятельный организм.

Бесполое размножение лишайников осуществляется спорами (конидии, пикноконидии, стилоспоры), образующиеся в специальных мешочках и вместилищах (конидиеносцы, пикнидии).

Половое размножение лишайников происходит с помощью аско- и базидиоспор, образующие плодовые тела.

Формы лишайников:

Выделяют три формы лишайников (рис. 2).
1. Накипные лишайники растут на коре деревьев и на камнях в виде тонкой или толстой корочки. Они чешуйчатообразные, оранжевые, желтые, серые, голубоватые, коричневые и бурые.
2. Листоватые лишайники встречаются на коре деревьев. Похожи они на листовидные пластинки.
3. Кустистые лишайники образуют в сосновых борах сплошные ковры из ветвистых беловато-зеленых и беловатых кустиков или повисающей бороды.

формы лишайников

Рис.2 Формы лишайников (накипные, листоватые, кустистые) (слева-направо)

Лишайники не могут обходиться без света. Свет необходим для фотосинтезирующих водорослей. Из за полного отсутствия света, лишайники погибают.

Лишайникам требуется чистый воздух, именно поэтому их считают индикаторами (показателями) чистоты воздуха. Можно сказать, что наличие и активный рост лишайников свидетельствует о чистоте местной атмосферы. Грязный воздух промышленных городов для лишайников губителен.


Рост лишайников очень медленный. За год накипные лишайники способны вырасти всего на 1-8 мм, а кустистые — на 1-3,5 см.

Талломы лишайников могут иметь возраст от нескольких сотен до тысячи лет. Геологи используют лишайники для определения возраста горных обвалов или ледниковых морен.

Значение лишайников

виды лишайников

Рис.3 Виды лишайников

Лишайники не являются паразитами, однако из за того что в них поселяются насекомые, вредные для древесных растений, их иногда относят к данной группе.

Лишайники имеют большое значение и для сельского хозяйства (корм для северных оленей).

В медицине из пармелии, растущей на коре деревьев получают антибиотики.

Из лишайников получают сахар, спирт, красители, лакмус, ароматические вещества и др. Некоторые виды применяют в кондитерском производстве.

Лишайники — это симбиотические живые организмы. Тело лишайника состоит из грибов и водорослей. По внешним признакам лишайники подразделяют на три группы: накипные, листоватые и кустистые. Лишайники имеют большое значение в природе, народном хозяйстве и медицине. Считаются биоиндикаторами чистоты воздуха, поэтому в загрязненных городах они не растут.
Раздел ботаники, изучающий лишайники — лихенология.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока будет удобен на уроке биологии для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему: Лишайники — комплексные симбиотические организмы

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники как симбиотическими организмами, их распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи: формировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Заполнить таблицу:

Название грибов Где живут Способ питания Значение в природе и жизни человека

Шляпочные грибы

Грибы-паразиты

Заполнить таблицу:

Название грибов Где живут Способ питания Значение в природе и жизни человека

Плесневые грибы

Карточка № 3

Заполнить таблицу:

Название грибов Где живут Способ питания Значение в природе и жизни человека

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

3)Пока учащиеся выполняют задания на карточках учитель проводит фронтальный опрос (за каждый правильный ответ учащиеся получают фишку: одна фишка- 1 балл)

1. Согласны ли вы с данными утверждениями:

- Многообразие отделов растений на Земле - результат эволюции.

- Возникновение фотосинтеза - важный этап в развитии растительного царства.

- Покрытосеменные появились на Земле благодаря Животным - опылителям.

- Покровная ткань с устьицами - свойство растений, произрастающих на суше.

- Старый свет дал миру растения, из которых готовят хлеб.

- Новый свет дал миру овощи и фрукты.

- Прокариоты - организмы, в клетках которых нет ядра.

- Эукариоты - организмы, в клетках которых есть хлорофилл.

- Зеленые водоросли дали начало высшим растениям.

III. Работа по новой теме.

Учитель. Чтобы наш урок был интересным, я предлагаю вам мысленно вернуться в прошлое на много лет назад и заглянуть в гости к ученому Теофрасту (слайд №1). Среди гербарных экспонатов ученого мы нашли любопытные биологические экземпляры –Уснею и Кладонию. Возьмем с собой образцы (слайд №2).

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?

Учащиеся. Мхи, водоросли, растения, грибы.

И только в 1860 году эти организмы русский ученый А.Н.Бекетов предложил называть лишайниками (слайд № 3). Сегодня нам предстоит познакомиться с ними поближе. Вы уже догадались, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

В древнегреческой мифологии Сфинксы - мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники можно сравнить со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня.

4. Объяснение нового материала (15 мин)

Учитель: Русское название лишайники получили , так как очень похожи на кожные заболевания, имеющее общее название лишаи. Еще в переводе с греческого -бородавка, что связано с особой формой плодовых тел некоторых представителей лишайников.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

Давайте запишем название этой науки в ваших рабочих листах.

Спустя 7 лет поле того, А.Н.Бекетов дал лишайникам их название, немецкий ботаник Симон Швендер описал их биологию. Он выяснил, что лишайники – это организмы, состоящие из гриба и водорослей. И мы с вами в этом сейчас убедимся. В качестве домашнего задания двум ученикам было предложено заложить опыт: поместить в один стакан увлажненный лишайник, а во второй - точно такой же увлажненный лишайник, только измельченный на кусочки. Давайте посмотрим, что получилось в первом стакане?

Ученики. Много бесцветных нитей.

Учитель. Эти бесцветные нити – гифы гриба. А во втором стакане, что вы видите?

Ученики. Его стенки покрыты чем-то зеленым.

Учитель. Стенки стакана стали зеленоватыми, потому что произошло увеличение числа одноклеточных водорослей.

Теперь вы можете убедиться, что действительно лишайники – состоят из гриба и водоросли.

Лишайники - это ни растения, ни грибы, поэтому их выделили в отдельную самостоятельную группу организмов.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Итог урока подводит учащийся, который играл роль подводящего черту, учащимся выставляются оценки за работу на уроке. Хранитель времени нам расскажет о соблюдении хронологии этапов урока.

Читайте также: