Лишайники практически не встречаются в крупных городах так как они чувствительны к

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Лишайники по-разному реагируют на загрязненность воздуха: некоторые из них не выносят даже малейшего загрязнения и погибают; другие, наоборот, живут только в городах и прочих населенных пунктах, хорошо приспособившись к соответствующим антропогенным условиям. Изучив это свойство лишайников, моншо использовать их для общей оценки степени загрязненности окружающей среды, особенно атмосферного воздуха. На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии — лихеноиндикация.

Различия между лишайниковыми флорами естественных и культурных ландшафтов были замечены уже лихенологами прошлого столетия. Не имея тогда точных данных относительно экологических условий (климат, состав воздуха и пр.) городов, они могли только предполагать, что часть лишайников чувствительна к каким-то городским условиям, по всей вероятности, к составу воздуха. В дальнейшем было установлено, что различные виды лишайников действительно обладают разной чувствительностью. Одни растут только в естественных, не тронутых культурой ландшафтах, другие переносят умеренное влияние цивилизации, сохраняясь в небольших поселках, селах и пр., а третьи способны расти и в крупных городах, по крайней мере на их окраинах.

1. Чем больше индустриализирован город, чем сильнее загрязнен его воздух, тем меньше встречается в нем видов лишайников, тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев и других субстратах и тем ниже их жизнеспособность.

2. При повышении степени загрязненности воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними—листоватые и последними — накипные.

Долгое время не могли объяснить, какие именно факторы приводят к обеднению и даже исчезновению флоры лишайников в городах. В течение последних десятилетий было показано, что из компонентов загрязненного воздуха на лишайники самое отрицательное влияние оказывает двуокись серы. Экспериментально установлено, что это вещество уже в концентрации 0,08 — 0,10 мг на 1 м3 воздуха начинает вредно действовать на многие лишайники: в хлоропластах водорослевых клеток появляются бурые пятна, начинается деградация хлорофилла, плодовые тела лишайников хиреют. Концентрация SO2, равная 0,5 мг/м3, губительна для всех видов лишайников, произрастающих в естественных ландшафтах. Интересные данные были получены также методом пересадки некоторых лишайников из природных условий в городские, при этом у разных видов выявилась различная реакция на изменение условий: одни быстро вымирали, другие приспосабливались даже к отравленной среде.

Жизнь растений: в 6-ти томах. — М.: Просвещение. Под редакцией А. Л. Тахтаджяна, главный редактор чл.-кор. АН СССР, проф. А.А. Федоров . 1974 .

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса

1. Какие организмы состоят из сходных клеток и не имеют тканей?

1) мхи 2) папоротники 3) водоросли 4) псилофиты

2. Приспособленность кактусов к жизни в засушливых условиях пустыни состоит в том, что у них:

1) прекращаются все процессы жизнедеятельности 2) корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды 3) устьица расположены на нижней стороне листа

4) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых запасается вода в период дождей

3. В процессе эволюции выходу растений на сушу способствовало появление у первых наземных растений — псилофитов:

1) цветков и плодов 2) фотосинтеза 3) газообмена 4) покровной, механических и проводящих тканей

4. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор:

1) клубеньковые бактерии 2) мицелий грибов 3) дождевые черви 4)одноклеточные водоросли

5. Транспорт воды и минеральных веществ из корня в стебель происходит в процессе:

1) дыхания 2) отложения органических веществ в запас

3) образования органических веществ 4) корневого давления и испарения воды листьями

6. Какие организмы вступают в симбиоз с деревьями и обеспечивают их водой и минеральными веществами?

1) шляпочные грибы 2) плесневые грибы 3) дрожжи 4) бактерии

7. Приспособление растений к опылению ветром — наличие цветков:

1) ярких, крупных 2) с резким запахом 3) с нектарниками 4) с тычинками на длинных нитях

8. Голосеменные — более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились:

1) семена 2) цветки и плоды 3) корни 4) листья в форме иголок (хвоинки)

9. В растительном организме способны делиться клетки:

1) сосудов 2) механической ткани 3) камбия 4) основной ткани

10. Функцию поглощения воды и минеральных веществ из почвы выполняют в корне

1) корневые волоски 2) молодые делящиеся клетки

3) молодые растущие клетки 4) клетки проводящей системы

11.Лишайники, как правило, не встречаются в крупных городах, так как они очень чувствительны к:

1) загрязнению атмосферы 2) плодородию почвы 3) освещенности местности

4) влажности воздуха

12. Что представляет собой побег?

1) стебель с расположенными на нем листьями и почками 2) видоизмененный корень

3) конус нарастания 4) часть корня с корневыми волосками

13. Процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца — признак живого, присущий:

1) животным 2) грибам 3) бактериям гниения 4) растениям

14. К какому царству относят организм, тело которого

представляет собой мицелий, состоящий из гиф?

1) растений 2) бактерий 3) грибов 4) лишайников

15. Органические вещества из листьев во все органы передвигаются по:

1) клеткам сердцевины 2) сосудам древесины

3) клеткам коры 4) ситовидным трубкам

16. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве?

1) поглощает воду, минеральные соли и органические вещества 2) образует споры, участвующие в размножении 3) участвует в образовании половых клеток 4) формирует корневые волоски

17. Цветок — орган размножения растения, так как в нем

1) половые клетки 2) споры 3) лепестки 4) чашелистики

18. Лишайник — комплексный организм, так как он:

1) состоит из разных тканей 2) имеет сложный цикл развития

3) представляет собой симбиоз гриба и водоросли 4) образует микоризу с корнями деревьев

19. Почему покрытосеменные считают процветающей группой растений?

1) они размножаются спорами 2) семена у них расположены внутри плода

3) семена лежат на чешуйках шишки 4) они размножаются половым путем

20. Биосфера не может существовать без растений, так как они:

1) разрушают органические вещества с освобождением энергии 2) создают органические вещества из неорганических и запасают энергию 3) потребляют органические вещества

4) имеют приспособления к обитанию с другими организмами

21. Клубень представляет собой видоизмененный подземный побег, так как:

1) на нем расположены почки 2) поглощает воду и минеральные вещества

3) в нем органические вещества расщепляются до минеральных веществ

4) в нем образуются органические вещества из неорганических

22. Чтобы определить, к какому семейству класса двудольных относится растение, необходимо знать строение:

1) цветка и плода 2) корневой системы 3) листа и стебля 4) семени и почки

В 1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе? (3 ответа)

A) поглощается кислород Б) выделяется углекислый газ B)поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород Д) органические вещества образуются Е) органические вещества расходуются

В 2. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: чем отличаются грибы от бактерий?

A) составляют группу ядерных организмов (эукариот) Б) относятся к гетеротрофным организмам

B) размножаются спорами Г) одноклеточные и многоклеточные организмы

Д) при дыхании используют кислород воздуха Е) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

В 3. Прочитайте задание и выпишите буквы, обозначающие верные элементы ответа.

Грибы недьзя относить к растениям, так как они

A) питаются готовыми органическими веществами Б) растут в течение всей жизни

B) содержат в оболочках клеток хитин Г) выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме Д) составляют группу ядерных организмов (эукариот) Е) дышат кислородом воздуха

В 5. Установите соответствие между характеристикой гриба и группой, к которой ее относят.

Характеристика грибов

Название группы

1) образуют плодовые тела

2) состоят из мицелия и ножки с головкой или кисточкой

3) часто вырастают на пищевых продуктах, вызывая их порчу

4) вступают в симбиоз (сожительство) с корнями растений

5) применяют для получения лекарств

6) многие человек использует в пищу

В 6. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен.

Признаки растений

Название группы

1) число частей в цветке соответствует трем

2) число частей в цветке соответствует четырем или пяти

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) корневая система стержневая

6) камбий отсутствует

В 7. Установите соответствие между растением и семейством, к которому оно относится.

Название растений

Название семейства

1) яблоня 2) капуста

3) горчица 4) картофель

5) баклажан 6) шиповник

7) томат 8) горох

9) соя 10) клевер

11) редька 12) табак

Ответ: А. Б. В. Г.

В 8. Определите правильную последовательность в развитии папоротника, начиная с образования гамет:

A) образование спор Б) прорастание заростка B) оплодотворение Г) образование листостебельного растения Д) образование гамет

В 9. Расставьте буквы в соответствии с последовательностью расположения слоев стебля сосны, начиная с наружного слоя:

А) пробка Б) луб В) кожица Г) сердцевина Д) камбий Е) древесина

В 10. Установите последовательность возникновения групп растений в ходе эволюции.

А) моховидные Б) папоротниковидные В) водоросли Г) цветковые Д) голосеменные

С 1. Подпишите части бактериальной клетки.

С 2. Определите, к какому семейству принадлежит данный вид цветка, подпишите его части.

С 3. Определите название организма указанного на рисунке, подпишите его части.


1. Известно, что воздух в местах большого скопления людей, например в кинотеатрах, на вокзалах, насыщен бактериями, а в чистом воздухе, особенно в природных условиях, их мало. Почему?

2. Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

3. Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать потомство, равное по объему земному шару. Однако этого не происходит. Почему?

4. Многие виды бактерий могут находиться в условиях, которые для других организмов совершенно неприемлемы. Предложите объяснение этой особенности бактерий.

5. Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться?

6. В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом — подберезовиков. Почему?

7. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые трибы (мухомор, бледная поганка и т. д.)?

8. В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также широко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему?

9. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?

11. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше?

12. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое — на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

13. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?

14. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.

Ответы:

1. Чистый воздух не подходит для жизни бактерий, так как для их существования необходимы такие вещества, как аммиак, сернистый газ и т. д., отсутствующие в чистом воздухе.

2. Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

3. Потому что бактерии в огромных количествах гибнут под воздействием многих внешних факторов: света, холода, , тепла, химических веществ.

4. Простота внутреннего строения, упрощенный процесс обмена веществ, использование для питания органических отходов, способность к быстрому размножению обеспечивают процветание бактерий в природе.

5. Руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества.

6. Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибов.

7. Ядовитые грибы также поражаются вредителями; они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека.

8. Среди сортов картофеля, произрастающих в Центральной Америке, много диких фитофтороустойчивых сортов, а среди культурных сортов они редки.

9. Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты разрушают даже горные породы.

10. Это связано с ростом грибницы от центра к периферии. Внутри грибница разрушается, и поэтому грибы растут по кругу.

11. На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растении.

13. Для лишайников нужен чистый воздух, богатый кислородом. Лишайники — своего рода индикаторы чистоты воздуха.

14. Гриб спорынья поражает ветроопыляемые культуры (злаки), самоопыляемые поражаются редко, так как аскоспоры, попадая на цветковые чешуи, своей ростовой трубкой неспособны их пробить.

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Михеева 7 класс

ГДЗ Габриелян 9 класс

ГДЗ Миндюк 9 класс

ГДЗ Мордкович 11 класс

ГДЗ Сонин 6 класс

ГДЗ Муравин 6 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Читайте также: