Лишайники индикаторы чистоты воздуха

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Выявить и оценить с помощью наблюдения за лишайниками на опытных территориях степень загрязнения окружающего нас воздуха.

Гипотеза

В городах встречаются только накипные лишайники.

Оборудование и материалы

  1. Фотоаппарат
  2. Палетка 10х10 см для измерения проективного покрытия лишайников
  3. Рулетка или портновский метр
  4. Определитель лишайников
  5. Бумага, ручка или карандаш
  6. Компьютер и выход в Интернет

Обоснование

Совместным усилиями участников платформы ГлобалЛаб мы проведём исследование и оценим качество воздуха по видовому составу лишайников, каждый на своей территории.

Протокол проведения исследования

Внимание! Наше исследование может быть выполнено в трёх вариантах.

Самый простой вариант, который подойдёт для начинающего исследователя, заключается в наблюдениях за лишайниками и определении присутствия лишайников разных типов: кустистых, листоватых или накипных. Этого уже достаточно для первичных выводов о чистоте воздуха.

Для усложнённого исследования, который может дать более точные результаты, необходимо оценить проективное покрытие лишайников на опытной площадке. Также можно определить видовую принадлежность своих лишайников. Известна чувствительность разных лишайников к чистоте воздуха, и таким образом мы получим более точную картину. Всё это – однократное наблюдение.

Самый сложный вариант исследования – это повторение выполненных наблюдений через установленные исследователем промежутки времени, чтобы видеть изменение состояния лишайников в динамике.

  1. Заложите пробную площадку, ориентировочно размером 10х10 м, на которой вы будете исследовать степень загрязнения воздуха.
  2. Выбирайте свою опытную площадку так, чтобы вы смогли её посещать в течение длительного времени (в случае выбора долгосрочного варианта исследования.
  3. Определите параметры окружающей среды в этом месте. Выясните, есть ли поблизости промышленные предприятия. Изучите интенсивность движения транспорта.
  4. Сделайте фотоснимки вашей опытной площадки с разных сторон.
  5. Исследуйте площадку и выявите, на каких субстратах произрастают лишайники.
  6. Определитесь, на каком из обнаруженных субстратов, заселённых лишайниками, вы будете проводить исследование.
  7. Если вы выбрали деревья, то определитесь, на деревьях какого вида вы будете исследовать состояние лишайников. (Обратите внимание, что для каждого взятого вами дерева заполняется отдельная анкета).
  8. Посчитайте и зафиксируйте количество стволов вида, выбранного вами для исследования.
  9. Определите, к каким формам относятся исследуемые вами лишайники.
  10. По возможности, пользуясь определителем, установите виды лишайников.
  11. С помощью рамки определите степень покрытия субстрата лишайниками, наложив рамку на ту часть, на которой вы обнаружили больше всего лишайников. Измерения на дереве проводить необходимо на высоте 130 см от комля дерева.
  12. Сделайте фотоснимки лишайников и загрузите их в анкету. Обратите внимание, что для каждого вида лишайника должен быть сделан отдельный фотоснимок.
  13. Определите состояние слоевища (таллома) лишайника.
  14. Определите степень загрязнения воздуха на исследуемой вами опытной площадке, используя таблицу в материалах курса.
  15. Заполните анкету.
  16. Спустя какое-то время вернитесь на свою опытную площадку и снова произведите измерения ранее исследованных вами лишайников и сделайте фотоснимки.
  17. Заполните для каждого исследуемого вами лишайника новую анкету.
  18. Сравните новые результаты с прежними измерениями и сделайте выводы. Какие произошли изменения с вашими лишайниками?
  19. Сделайте выводы о состоянии окружающего воздуха на исследуемой вами площадке, основываясь на проведённых измерениях.
  20. Следите за результатами проекта, участвуйте в обсуждении результатов, читайте статьи в Дневнике исследователя.

Техника безопасности

Будьте осторожны при проведении исследования, не забывайте об элементарных правилах безопасности на улице и в природе. Необходимо, чтобы в ваших выходах в парк и лес вас сопровождал кто-то из взрослых. Ваши родители и учителя всегда должны знать, где вы находитесь.

Читайте также: