Лишайник в кустиках 5

Обновлено: 08.07.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 26 Лишайники — комплексные симбиотические организмы

ВСПОМНИТЕ

1. Что такое симбиоз?

Симбиоз - тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.

2. Где можно встретить лишайники?

1. Почему лишайники выделяют в самостоятельную группу организмов?

Лишайники — группа организмов, представляющая собой сожительство гриба и водоросли (или цианобактерии). Поэтому их выделяют в самостоятельную группу организмов.

2. В чём проявляется взаимосвязь гриба и водоросли в организме лишайника?

Лишайники — своеобразная группа организмов, которая занимает особое место в природе. Тело лишайника — слоевище — образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли.

3. Как питается лишайник?

Лишайник состоит из гриба и водоросли. Сам гриб не способен синтезировать органические вещества, поэтому он питается продуктами фотосинтеза водоросли. Гифы грибов поставляют воду и минеральные соли, а в клетках водорослей происходит фотосинтез, поэтому водоросль снабжает гриб органикой. Питание автотрофное.

4. Какова роль лишайников в природе?

Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

5. Как человек использует лишайники?

Некоторые лишайники используются человеком для получения антибиотиков. Также из лишайников получают краски, дубильные вещества, лакмус. Среди лишайников нет видов, ядовитых для человека. Их применяют в парфюмерной промышленности для закрепления запаха духов и туалетного мыла. В Скандинавских странах их используют для окраски шерсти.

Задания

1. Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Различают кустистые, листоватые и накипные лишайники. Слоевище кустистых лишайников действительно напоминает кустик. Одни из них поселяются на ветвях деревьев и свисают с них, как борода, другие растут на поверхности почвы. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников несколько приподнято над поверхностью прикрепления и похоже на лист. Накипные лишайники выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления. Это самые неприхотливые и широко распространённые виды.
Если в вашем регионе встречается много лишайников, можно сделать выводы об относительной чистоте воздуха. Если нет - воздух сильно загрязнен.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Различают кустистые, листоватые и накипные лишайники. Слоевище кустистых лишайников действительно напоминает кустик. Одни из них поселяются на ветвях деревьев и свисают с них, как борода, другие растут на поверхности почвы. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников несколько приподнято над поверхностью прикрепления и похоже на лист. Накипные лишайники выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления. Это самые неприхотливые и широко распространённые виды.

Подумайте! Почему существует проблема сохранения лишайников?

Несмотря па выносливость лишайников, они очень чувствительны к загрязнению окружающей среды. Поэтому при ухудшении экологической ситуации, загрязнении воздуха, исчезают и лишайники.


Слоевище кустистых лишайников имеет вид прямостоячего или повисающего кустика, реже неразветвленных прямостоячих выростов. По организационному уровню кустистые лишайники представляют высший этап развития слоевища.

В отличие от накипных и листоватых форм лишайников, для которых характерен горизонтальный рост гиф, у кустистых лишайников наблюдается вертикально направленный рост гиф и верхушечный рост слоевищ. Это позволяет кустистым лишайникам путем изгибов веточек в разные стороны занимать наилучшее положение, при котором водоросли могут максимально использовать свет для осуществления фотосинтеза.

Эти лишайники обычно прикрепляются к субстрату только небольшим участком нижней части слоевища. Прямостоячие напочвенные кустистые лишайники чаще всего прикрепляются к почве тонкими нитевидными ризоидами. Прикрепление повисающих слоевищ кустистых лишайников к коре дерева или поверхности скал происходит с помощью псевдогомфа. Последний имеет вид короткой ножки, расширенной на конце в небольшую пяточку; он напоминает по внешнему виду гомф листоватых лишайников, но отличается от него анатомическим строением. Редкое исключение среди кустистых лишайников составляет антарктический лишайник гимантормия траурная (Himantornia ligubris). Слоевище его, имеющее вид черных, как бы мертвых кустиков с разбросанными белыми пятнами, прикрепляется к скалам с помощью подслоевища.

Слоевища кустистых лишайников могут быть разных размеров. Высота самых маленьких составляет всего несколько миллиметров, а наиболее крупных 30 - 50 см. Повисающие слоевища кустистых лишайников иногда могут достигать колоссальных размеров.

Слоевища кустистых лишайников чрезвычайно разнообразны по форме. Наиболее простые имеют вид отдельных прямостоячих неразветвленных выростов. Но чаще кустистые лишайники бывают разветвленными и образуют слоевище в виде густых компактных дерновинок. Такой формой слоевища обладают очень многие лесные и тундровые напочвенные лишайники. В сухих сосновых борах, в северных и высокогорных тундрах нередко можно наблюдать на поверхности почвы сплошные разноцветные ковры, образованные дерновинками кустистых лишайников. Кустистые слоевища эпифитных лишайников обычно имеют вид лохматого кустика. Но иногда их лопасти бывают очень тонкими, сильно вытянутыми, почти нитевидными. Такие слоевища напоминают по внешнему облику длинные седые или черные бороды.

Среди кустистых лишайников различают слоевища с плоскими и округлыми лопастями. Более примитивным типом строения является слоевище с плоскими лопастями. Эти слоевища ближе всего стоят к листоватым лишайникам, среди них имеются многочисленные переходные формы между листоватыми и кустистыми слоевищами. Как и у листоватых лишайников, у кустистых слоевищ с плосколинейными лопастями нередко наблюдается дорсовентральное строение. Но, в отличие от листоватых лишайников, на поперечном срезе лопастей можно различить уже не четыре, а пять анатомических слоев.

Помимо верхнего и нижнего коровых слоев, слоя водорослей и сердцевины, у этого лишайника имеется еще один слой водорослей, расположенный над нижней корой слоевища. Таким образом, уже у кустистых лишайников с плосколинейными лопастями благодаря вертикальному росту слоевища происходит увеличение поверхности, занятой водорослями, что способствует более интенсивному процессу фотосинтеза.

Далее в эволюционном развитии кустистых лишайников намечается переход к радиальной структуре слоевища, как наиболее выгодной для лишайника. В цилиндрических лопастях водоросли располагаются по окружности и тем самым достигаются равномерность их освещения со всех сторон и максимальное увеличение ассимиляционной поверхности слоевища.

Сосновый бор

Сухой сосновый бор

Впрочем, гриб создает для водорослей необходимые условия жизни. Судя же по тому, что некоторые из водорослей даже жить вне лишайника, по-видимому, не способны, условия эти их вполне устраивают. Такие отношения называют симбиозом. Впрочем, подробнее об этом Вы можете прочесть здесь.

Мы же будем знакомиться с некоторыми лишайниками рода кладония, едва ли не самыми распространенными в северном полушарии. Широчайшая их распространенность отнюдь не мешает лишайнику кладонии оставаться удивительным живым организмом.

Описание лишайника кладонии

Собственно, говорить об одном лишайнике кладонии будет неправильно. Есть множество разных видов этого лишайника – только в России их насчитывают около восьмидесяти! Одни из них похожи друг на друга, другие – не очень. По ходу рассказа я покажу Вам некоторых интересных представителей этого рода. Видели их наверняка многие, но о том, что это тоже лишайник кладония, большинство даже не подозревает.

Кладонии красивы. Пусть красота их своеобразна, порой несколько непривычна. Но присмотритесь – для этих кустиков присуща немалая грация, своеобразие форм. Да и расцветок тоже. На фото – кладония приальпийская, кустики которой образуют в сосновом бору своеобразные купола.

Кладония

Кладонии – лишайники кустистые, беловатого, пепельно-серого, зеленовато-серого цвета. Слоевище их разделено на выросты различной формы, сильно ветвящиеся у одних видов, не ветвящиеся или почти не ветвящиеся – у других. Выросты эти называют подециями. Иногда подеции покрыты жестковатой корой, но чаще всего корового слоя нет. В центре подециев всегда есть полость. Сердцевинный слой, из которого в основном и состоит слоевище лишайника, мягок.

Лесная кладония

У некоторых видов лишайника кладонии подеции ветвятся. У других они образуют воронкообразные расширения – сцифы. Иногда же это просто роговидные выросты, палочки. На верхушках подециев, по краям сциф можно рассмотреть красные или коричневые тельца. Это апотеции – плодовые тела лишайника. В них созревают споры гриба, образующего тело лишайника. Плодовые тела, как и сам лишайник, растут очень медленно. Созревание спор занимает несколько лет.

Созревшие споры разносятся ветром. Попав в подходящие условия, спора прорастет. Но для того, чтобы новорожденный лишайник выжил, ему нужно найти подходящую водоросль. Для кладонии такой водорослью является одноклеточная требуксия.

Ищущие гифы гриба – специальные его приспособления для поиска и захвата водорослей, старательно обшаривают окрестности в поисках требуксии. Но вот нужные клетки обнаружены и помещены внутрь слоевища. Они обеспечат лишайник пищей – ведь создавать органику самостоятельно гриб не способен.

Вначале слоевище лишайника – это просто пленочка на поверхности почвы. Ее называют первичным слоевищем. Она медленно, очень медленно разрастается. На поверхности появляются выросты – подеции. Они растут, ветвятся (или не ветвятся). Возникающий кустик из подециев называют уже вторичным слоевищем. А первичное – исчезает. Впрочем, у некоторых видов кладоний оно сохраняется всю жизнь.

Размножение спорами крайне неэффективно. Поэтому кладонии размножаются вегетативно. Просто часть кустика, отделенная механическим путем (например, ветром или ногами животных), переселяется на новое место и начинает самостоятельную жизнь.

Для жизни кладонии не важны ни качество почвы, ни особо благоприятные погодные условия. Как и любому лишайнику, почва служит кладониям лишь в качестве места прикрепления (субстрата). Именно поэтому кладонии заселяют бесплодные почвы сухих сосновых боров. Едва попадется чуть более плодородный участок, места лишайникам уже не остается. Здесь уже растут мхи, плауны, а то и травы (цветковые растения).

Не только почва служит субстратом для кладоний. Некоторые виды охотно заселяют нижнюю часть ствола деревьев (не принося им ни вреда, ни пользы), селятся на пнях, на валежнике.

Польза лишайника кладонии

Кладония оленья

Но и жить без лишайников северный олень не может! Видимо, причиной тому служит своеобразный химический состав лишайников. Ведь в их составе содержатся уникальные вещества, которые производятся только лишайниками. Это лишайниковые кислоты. Наиболее знаменита из них усниновая кислота – природный антибиотик. Есть она и в кладониях. Но в этих лишайниках присутствует целый комплекс лишайниковых кислот.

Причем каждому виду присущ свой, особый этих веществ. Даже отличить один вид от другого часто можно только по химическому составу.

Не только оленям полезен лишайник кладония, но и людям. Используют их в основном именно для получения усниновой кислоты. Но и вред, причиняемый неумеренными сборами лишайниковому покрову, часто очень велик. Еще значительнее вред, причиняемый лишайникам при использовании тяжелой техники в лишайниковых тундрах. Растет- то ведь кладония медленно…

Необычные виды лишайника кладонии

Как и обещал, знакомлю с некоторыми необычными кладониями. Вот на фото видны роговидные палочки. А рядом с ними – чашечки. Это кладонии палочковая и бахромчатая (с чашевидными сцифами).

Лишайники

Кладонии палочковая и бахромчатая

Необычная кладония маргариткоцветная

Сцифы с неровными краями есть и у кладонии бесформенной. По краям сциф видны мелкие плодовые тела.

Интересная кладония бесформенная

На следующем фото – лишайник, близкий к кладонии. Но не она! Это стереокаулон войлочный. Его подеции покрыты голубовато-серыми чешуйками – филлокладиями. Растет у нас тоже в сосновых борах.

Стереокаулон

Надеюсь, я познакомил Вас с удивительными, красивыми и полезными лишайниками рода кладония. Будем надеяться, они сохранятся в наших лесах и дальше. Свидетельствуя, кстати, и о чистоте воздуха – в условиях сильной загазованности промышленными выбросами лишайник кладония жить не способен!

Похожие статьи:

28 комментариев к “ Лишайник кладония ”

Рядом с нашим домом есть сосновый бор, там этого ягеля очень много. Да и в других близлежащих лесах встречаются разновидности.
Благодаря Вашей статье многое узнала об этом лишайнике.

Здравствуйте, Наталья! Рад, что Вы узнали от меня что-то интересное о лишайнике кладонии.

Такие интересные фотографии,не говоря уже о самой статье! С удовольствием прочла. У нас тоже в сосновом бору растет — ягель. Мне он очень нравится. Я немножко позаимствовала его в лесу и притащила в сад. Так красиво смотрится!

Спасибо, Татьяна!
Действительно, кладония очень не требовательна к условиям жизни. И весьма декоративна. Где-нибудь на альпийской горке будет прекрасно смотреться.
Помню, во времена моего детства было принято украшать к зиме окна — между двойными рамами укладывали гроздья рябины (по поверьям, это еще и оберег от нечистой силы!) и этот лишайник. Красиво получалось…

Лишайники, как кактусы такие разновидные бывают.
Мне нравилось, что если найти красивый, как дерево, принести домой, то он даже через пол года будет выглядеть,как будто его вчера сорвал. Они очень красивые, эти лишайники.

Совершенно верно, Александр, лишайники очень долго сохраняются. Им ведь не нужно, в отличие от цветковых, получать воду и питательные вещества из почвы. Да и длительную засуху способны переносить.

Добрый день, Владимир!
Цетрария и уснея — прекрасные лишайники, о них еще впереди будет речь.
А за ссылки пришлось коммент выручать из спама…

Маргариткоцветная кладония понравилась у нас такого вида мха не встретишь, очень красивые фото, спасибо большое, узнала много нового для себя о мхах.

Кладония — какое экзотическое название, и экзотический внешний вид. Привлекательна!

Когда то в детстве у моего деда весь двор был выложен мхом и лишайником, по нему мы детьми бегали босиком.

Летом, когда идешь по лесу, лишайники прямо шуршат под ногами.И не задумываешься, какое разнообразие их существует. А когда прочитаешь более подробно о каком-либо растении, или как в статье о лишайнике, начинаешь другими глазами смотреть на все. Теперь буду знать — если есть лишайники в лесу- значит с экологией все в порядке.И следующий раз обязательно буду приглядываться — а какие виды попадаются.

Очень рад, что побудил приглядываться 🙂

Почему акцент в распространении Кладонии на северное полушарие? На юге произрастает много видов, в Крыму на южном берегу Крыма.

Простите, северное полушарие Земли — это все, что к северу от экватора.
Крым, несмотря даже на то, что у него есть Южный берег (сокращенно — ЮБК), относится к северному полушарию Земли.
А нынче еще — принадлежит к России — нравится это кому или нет…
Таковы географические факты. 🙂

Крым неудачный пример, но суть не в этом, этот род лишайников, семейства Кладониевых чрезвычайно распространен во всех растительно-климатических зонах, от полярных пустынь до тропиков.

… северного полушария Земли. Не пытайтесь меня запутать — я все же географ 🙂

Ладно, не обижайтесь! У меня написано про северное полушарие. Даже Центральная Америка (Мексика и пр.) — полушарие северное.
ЮБК — есть всего лишь Южный Берег Крыма.
Такое у нас было сокращение.
Еще есть сокращение — ЗФИ Расшифровывается — Земля Франца-Иосифа. Знаете, где это?
А ЮБ ЗФИ? 🙂
Лучше на ЮБК, чем на ЮБ ЗФИ… 😀
А про политику — ну правда, уж надоело! Был Крым османским (турецким), потом российским. А больше-то ничьим и не был…

Далее. Я, как казахский акын — пою о том, что вижу 🙂
А я северянин — о том написано и в блоге. Посему — пишу о растениях, которые могу увидеть, сфотографировать, использовать.
В Мисхоре мечтал бы побывать… Но раньше не сложилось — теперь вряд ли. Разве что на страницах Вашего сайта…

Александр, спасибо за интересную статью.
А не знаете, как правильно пересадить кладонию в сад, чтобы она не просто лежала, а продолжала расти?
Заранее признательна за информацию или ссылку на сайт или литературу.

Кладония в природе расселяется не только спорами, но и вегетативно — кусочками слоевища, отделенного от кустика чисто механическим путем(животными, к примеру) и перенесенными ветром.
Первый способ для садовода неприемлем вообще. Второй, по-моему, более реален. Правда, по разведению лишайников информации в интернете очень мало. Больше по разведению в саду мхов, а это далеко не одно и то же.
Я бы попробовал выкопать в лесу кустики лишайника вместе с комком почвы (лесной подстилки), на котором они растут, и разместил их в саду на не затененном, малоплодородном участке (если есть такой). Глубоко копать не нужно — никаких корней там просто нет. Просто окопать часть лесной подстилки, подрезать, положить в коробку и принести.
Полить. Лишайники способны длительное время обходиться без воды, но вредно не будет. И следить, чтоб какие-то травы кладонию не затеняли и не вытеснили в итоге. Лишайнику нужен свет, немного воды с осадками да чистый воздух. Больше практически ничего. Но вот в загрязненном воздухе, с большим количеством выбросов выхлопных газов, при промышленном загрязнении воздуха лишайник расти не будет.

Спасибо!
Я все сделала так, как Вы пишете.
Копала аж на глубину лопаты, ком у себя положила на песок, рядом с редко растущими соснами, на солнце. Полила.
Теперь остается только надеяться и верить!

Вот как оказывается называется это растение! А я всё ходила и любовалась маленькими телепузиками в норвежских лесах. Думала это мох такой, торчащий трубочками вверх..Кладония! Какое красивое название! И Маргариткообразную видела этой зимой. Стало интересно, что это за ягодки такие красненькие.
Очень красиво вы пишете! Через ваши статьи открываю новый мир для себя!

Спасибо Александр за полезную статью.
Благодаря вам заинтересовался лишайниками , особенно Кладонией. Недавно мы с вами переписывались о питательных корнях/корневищах в дикой природе.
Узнал , что все или почти (?) все виды Кладонии сьедобны.
Но чтобы на практике применять эти знания с пользой для дела, нужно с уверенностью уметь идентифицировать Кладонию, а точнее сказать, быть способным отличать виды Кладонии от других лишайников. Ведь среди лишайников есть и ядовитые виды. С этой целью прочитал вашу статью. Но к сожалению такой информации здесь не нашел. А ведь она, по моему, самая важная. Ведь мы можем знать какое-либо понятие только тогда когда можем отличать его от подобных.
Может подскажите, если вам не сложно критерии, по которым я мог бы наверняка отличать Кладонию от других видов/родов лишайников? Я собираюсь идти и сразу применять эти знания на практике. Но совсем не хочу рисковать своим здоровьем и жизнью.
Буду откровенен с вами. Искать и спользовать такие решения меня побуждают объективные обстоятельства, не зависящие от меня. Я не хочу принимать участие в изменении природы человека (своей природы прежде всего) через внедрение в себя новых технологий, которые нам всем сейчас навязывают. Сейчас становится уже трудно жить для таких людей как я. Уверен, очень скоро будет чересчур трудно, а может и невозможно в обществе. Ищу решения как добывать пищу себе и маме за счет только природы. Главная проблема-углеводы. Остальное, пусть и тяжело, но решаемо. Благодаря вам познакомился с лишайниками. В них много углеводов. Помогите пожалуйста доработать эту идею до конца , чтобы можно было применять ее на практике. Не знаю как уверенно идентифицировать Кладонию.
Читал книгу , которую вы рекомендовали- Андрея Ильина. Там он пишет про лишайники, что при вымачивании желательно использовать щелок. Не знаете, насколько это важно? Если на регулярной основе я буду размахивать их без использования щелока, а потом варить, будет ли это проблемой для здоровья?
Спасибо вам большое.

Добавить комментарий Отменить ответ

Лишайники

Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения .

Предметные:

1. Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей.

2. Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гетеротрофное и автотрофное типы питания, гифы гриба, фотосинтез.

3. Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.

4. Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные : Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы (показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека).

Личностные :

1. Самостоятельно определяют цели своего обучения.

2. Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника, анализируют и оценивают информацию.

3. Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз, лихенология, лихеноиндикация.

Тип урока: урок изучения нового с элементами исследовательской деятельности.

Вид учебной деятельности учащихся : работа с научным текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом, моделирование.

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

II . Формулировка темы урока, постановка цели (5 мин)

Сегодня мы с вами будем изучать новый организм. О чем пойдет речь на уроке, мы узнаем, разгадав кроссворд.

1. Низшие растения, обитающие в основном в водной среде.

2. Пигмент зеленого цвета.

3. Верхняя часть плодового тела шляпочного гриба.

4. Нижняя часть плодового тела шляпочного гриба.

5. Часть шляпочного гриба, находящаяся в почве.

6. Другое название мицелия.

7. Взаимовыгодные отношения.

8. Симбиоз гриба и корней деревьев.

Давайте определимся с целью урока. Вы знаете, что такое лишайник? Значит нужно это выяснить.

Цель: Выяснить, что такое лишайник.

Что для этого нужно сделать? (узнать строение)

1. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

2. Узнать о многообразии лишайников.

3. Раскрыть их значение в природе и жизни человека.

III . Изучение нового

Если бы ученые устроили соревнования на выносливость среди растений, то лишайники, несомненно, стали бы первыми претендентами на победу.

Эти организмы сказочно живучи!

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают.

Создание проблемной ситуации.

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству относить лишайники – растений или грибов?

Внимательно рассмотрите раздаточный материал.

Что такое лишайник?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Лишайник


Опыт: Увлажним тело лишайника и поместим его в стакан. Через 10 дней можно наблюдать разросшиеся белые тонкие нити – это гифы гриба. Увлажненный и измельченный лишайник поместим в другой стакан, поставим его на свет. Через 10 дней наблюдаем зеленый налет на стенках стакана. Рассмотрим налет под микроскопом. Как вы думаете, что это? (водоросли)

В теле лишайника совмещены два организма - гриб и водоросль.

Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом?

СИМБИОЗ ------------------------ ПАРАЗИТИЗМ

Какие взаимоотношения между грибом и водорослью

в лишайнике?

Первичное осмысление учебного материала

Чтобы это понять, рассмотрим внутреннее строение лишайников.

Откройте учебник на с. 69, внимательно прочитайте "Строение и питание лишайников".

Моделирование. Изготовьте модель внутреннего строения лишайников пользуясь рис. 43. Вам понадобится пластилин и картон.

Глубокое осмысление учебного материала

1. Что на вашей модели показано белыми тонкими нитями? (гифы гриба)

2. А зелеными кружочками? (водоросль)

3. Почему вы взяли именно зеленый пластилин? (водоросль содержит хлорофилл, она фотосинтезирует)

4. Как называется такой способ питания? (автотрофное)

5. Почему на ваших моделях клетки водорослей находятся внутри, а гифы гриба снаружи? (гифы гриба образуют корковые слои, защищают водоросль от неблагоприятных условий, прикрепляют к субстрату)

6. А какую еще функцию выполняют гифы гриба? (поглощают воду и минеральные вещества)

7. А как питаются грибы? (гетеротрофно, готовыми органическими веществами)

8. А где они их берут? (у водоросли)

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что гифы гриба защищают клетки водорослей, поглощают воду и минеральные вещества. Водоросли из них создают органические вещества и делятся с грибом.

- Так какой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике? (Симбиоз - взаимовыгодные отношения)

Лишайники - это симбиотическая группа организмов, состоящая из автотрофного компонента - водоросли и гетеротрофного компонента - гриба. (записать в рабочий лист)

Водоросль, входящая в состав лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб - нет.

Задание № 1 (в рабочих листах). Подпишите слои лишайника: верхний и нижний корковые, сердцевина, слой водорослей.

Физкультминутка.

Закройте глаза, поводите глазами под веками влево, вправо, вверх, вниз. Опустите голову вперед, назад, поверните влево, вправо.

Изучением лишайников занимается наука лихенология.

Лихенология - наука, изучающая лишайники. (записать в рабочий лист)

Я просила Ксению узнать, откуда произошло название лишайник.

Тело лишайников называется таллом или слоевище.

(Слайд №5) 3 группы лишайников.

- Чем отличаются эти лишайники по внешнему виду? (формой слоевища)

- На что похожи слоевища каждой группы? (накипь, листики, кустики)

Лишайники


накипные листоватые кустистые

Задание № 2. Ознакомьтесь с информацией в рабочих листах и заполните таблицу с помощью учебника и раздаточного материала. (работа в парах)

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Леканора, ризокарпон, бацидия .

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Пармелия, гипогимния, ксантория.

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Кладония ( ягель), уснея.

Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. (слайд №7) Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет.

Причиной медленного роста лишайников ученые связывают с тем, что водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб в лишайнике занимает всего 10% объема лишайника.

Размножение лишайников

Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

1. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм. Мне кажется, что этот процесс очень напоминает заваривание лапши быстрого приготовления.

3. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.) Метод подсчета количества лишайников называется лихеноиндикация.

4. Лишайники употребляют в пищу.

В древнейшие времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.

5. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. Получают краску и лакмус.

IV . Первичное закрепление.

Читайте также: