Летний сад описание кратко

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Решётка Летнего сада — один из символов Санкт-Петербурга

Ле́тний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века [1] в центре Санкт-Петербурга. Парк был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным.

Содержание

История

Хронология создания и развития

В истории формирования и развития Летнего Сада исследователи выделяют 7 этапов [3] :

I этап (1704—1710)

Строительство началось в 1704 году, первым строителем сада стал Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев) [4] . Под руководством Петра I им проводились первоначальные работы: [5]

  • Создание границ сада,
  • Первоначальная планировка.
  • Осушение территорий, Создание твёрдой почвы. Для этого был прорыт мелиоративный канал, [6] ставший одним из основных элементов сада.
  • Посадка деревьев.
  • Сооружение первых фонтанов.
  • Подготовка мест для первых государевых построек.
  • Создание и поддержание Гаванца.
  • Первые дубовые галереи коринфским ордером возводились по требованию Петра зодчим Ф. Васильевым.

…для подачи воды к фонтанам, устроить в реке, которая идёт мимо моего двора, специальное сооружение по приложенному чертежу [5]
Матвееву же адресовалось распоряжение:
Все строения и дворы снести на другую сторону Малой речки (Мойки) [5]

Большое значение имели мелиоративные работы — выбранная территория не годилась даже для посадки деревьев, требовалось создать твёрдую поверхность. Для этого производились следующие действия: [5]

  • Устраивались водоёмы — каналы и пруды.
  • Велись работы по укреплению почвы — деревья высаживались в саду круглый год.
  • Производилась активная подсыпка территории — в течение нескольких лет из разных мест завозили землю в огромных количествах.



Реконструкция плана Петербурга по состоянию на 1705 год. Показана плотина Ивана Матвеева через реку Фонтанку





В 1707 году Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев) умер в Шлиссельбурге, и наблюдение за строительством в отсутствие Петра I было поручено А. В. Кикину [5] . Активное строительство в саду начинается с 1709 года. Построен деревянный Летний дворец . Строятся первые фонтаны, высаживаются деревья и цветы. В это время сад имеет регулярную планировку, с подстриженными деревьями. Сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Он был закрыт для публики, попасть туда было возможно лишь по приглашению Петра.

II этап (1710—1716)

III этап (1716—1725)

К 1719 году основные работы были закончены. В те же годы прорыли Поперечный канал. Вытекавший из Лебяжьего, он шёл к Фонтанке, но до реки не доходил и делил сад на две почти равные части. Тогда же соединили реки Мойку и Фонтанку, и основной массив сада оказался расположенным на острове. Пруды и каналы были устроены для осушения территории сада, но в то же время они явились и декоративным его оформлением. Исключение составлял Гаванец, который был устроен у мыса, образуемого Невой и Фонтанкой, и служил для подхода к Летнему дворцу на мелких судах.

В 1718—1725 гг. был прорыт Лиговский канал из речки Лиги, вытекавшей из Дудергофских озёр. Вода шла по каналу в специальные бассейны, находившиеся на Бассейной улице (ныне — улица Некрасова). Оттуда по трубам она подавалась к водовзводным башням, обеспечивающим фонтаны Летнего сада водой [7] .

IV этап (1725—1750)

V этап (1750—1787)

До 1760-х годов Нева подступала вплотную к саду (как изображено на гравюре Алексея Зубова), но для развития города потребовалось обеспечить сквозной проезд. С помощью ряжей в русле Невы была засыпана полоса шириной около 70 метров. На базе этой засыпки в течение 1763—1767 гг. была устроена свайная набережная [8]

Невская ограда Летнего сада

В связи с устройством набережной архитектор Ю. М. Фельтен проектирует и строит в 1770—1784 год со стороны Невы знаменитую ограду, один из символов Санкт-Петербурга. Сохранился интересный архивный документ, из которого известно, что 7 июня 1770 года последовало распоряжение:

— Цит. по Р. Д. Люлина. Кто же автор ограды Летнего сада? — В сб.: Белые ночи, 1974, с. 419

Следующий важный документ, направленный И. И. Бецким Екатерине, о строительстве ограды относится только к 10 сентября 1770 года и гласит:

— РГИА, ф. 470, оп. 1 (86/520), д. 11

VI этап (XIX в.)

VII этап (XX—XXI вв.)



В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. [13] На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды.



В 1941 году архитектором и исследователем Т. Д. Дубяго (1899—1959) разработан проект восстановления Летнего сада, частично реализованный после 1945 года [14] .

В 2004 г. территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея. [17]

После двух с половиной лет реставрации 27 мая 2012 года Летний сад торжественно открылся для посетителей [27] .

Мраморная скульптура Летнего сада



История создания коллекции

Основная часть коллекции - мраморные скульптуры итальянских мастеров конца XVII - начала XVIII вв. Приобретением скульптур в Италии в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов. [28] Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.



Скульптурное убранство Летнего сада в XVIII веке дополняли многочисленные, главным образом свинцовые, позолоченные изваяния, украшавшие его фонтаны, впоследствии утраченные.

По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания: такова серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства, и т. п. Интересны скульптурные портреты исторических деятелей — Александра Македонского, Марка Аврелия, польского короля Яна Собесского, а также статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Славу, Мореплавание, Правосудие и персонажей античной мифологии — Минерву, Беллону, Немезиду, Эвтерпу, Флору, Меркурия, Вакха и др.

Реставрация и замена оригиналов на копии







Все оригинальные мраморные скульптуры и большая часть пьедесталов неоднократно подвергались реставрации.

С 2004 года коллекция мраморной скульптуры Летнего сада юридически стала составной частью собрания Русского музея. С 2005 по 2009 годы Отделом реставрации экспонатов Русского музея было отреставрировано 24 скульптуры с пьедесталами, имевшие самые значительные разрушения [34] .

Фонтаны Летнего сада

учинить приготовление свай, колеса великого… також двух с пальцами и несколько шестерней,
поясняя, что
сие надобно для возведения воды к фонтанам [5]

В 1718—1721 годах по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для питания фонтанов Летнего сада и снабжения города питьевой водой был прорыт Лиговский канал [39] . Канал являлся реализацией сложной для своего времени градостроительной задачи по созданию городского водовода. Канал начинался на юго-западе Петербурга у реки Лиги (ныне река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, находящегося на 24 метра выше уровня территории Летнего сада и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

От бассейна в 1725—1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по деревянному мосту-акведуку, построенному мастером X. ван Болесом, и расположенному на месте нынешнего Пантелеймоновского моста. В 1748—1749 его заменили новым акведуком в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными [40] .

Фонтаны и система их водоснабжения были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их.

Летний сад — старейший парк в Санкт-Петербурге и любимое детище Петра I Великого, сегодня — это жемчужина в парковом ожерелье Санкт-Петербурга. Летний сад занимает отдельный одноименный остров, омываемый реками Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей Канавкой.

Летний сад с высоты птичьего полёта

Детище Петра I

В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный знаменитым западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его план. Но первоначально он представлял собой обычный сад. Планировка была сформирована к 1710-м годам, появились продольные аллеи, ведущие от Невы в сад, поперечные и радиальные, разделяющие сад на боскеты.

По воле Петра I, страстно любившего водные забавы, Летний сад был украшен множеством фонтанов. Они располагались на площадях аллей, в боскетах и зелёных кабинетах, в центре Карпиева пруда.

Карпиев пруд в Летнем саду

Авторы проекта Летнего сада

Над проектом работали русские и зарубежные архитекторы и садоводы: Иван Матвеев, Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Михаил Земцов, Франческо Растрелли, садоводы Ян Розен, Илья Сурьмин, Шредер из Швеции и другие. За несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемоний и торжеств.

Первый профессионально выполненный садовый проект принадлежит голландскому садовнику Яну Розену. В 1717 году царь Пётр Великий сам внёс поправки в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все бытовые детали.

Ян Хенрик Розен

Планировка

Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут 3 параллельные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. С запада и юга сад ограничен искусственными каналами — Лебяжьей канавкой и каналом, соединяющим реку Фонтанку с истоком реки Мойки.

Сад был назван не по самому приятному времени года, как может показаться на первый взгляд, а в честь высаживаемых в нём растений. Их называли летниками. Позже значение наименования сада было расширено.

Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более торжественно устроенная, называлась Первым Летним садом. Южная часть, в которой наряду с садовыми проектами находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, называлась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, который, однако, не соединялся с Фонтанкой.

Первый Летний сад

В соответствии с правилами изящного озеленения аллеи Летнего сада были сплошь обсажены аккуратно подстриженными кустарниками — своеобразными зелёными стенами, так называемыми шпалерами.

Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты были заняты различными садовыми проектами. В боскете "Менажерийный пруд" был овальный пруд, в центре которого находился остров с беседкой.

Шпалера в Летнем саду

В другом боскете был "Птичий двор" с голубятней и птичьими домиками. Боскет "Крестовое гульбище" пересекали окольные дороги, шедшие крест-накрест, – аллеи-тоннели, сводами для которых служили ветви деревьев, вплетённые в каркас.

В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет "Французский партер" с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада были украшены мраморными статуями и бюстами, привезёнными из Италии. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.

Пруды Летнего сада создавались для питания водой его фонтанов. Карпиев пруд и другие пруды были зарыблены редкими породами рыб. Их доставляли из Волги и Дона.

На берегу реки Фонтанки в 1714-1725 годах строился Грот — первое садовое сооружение такого рода в России. Его авторы: архитекторы Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Николо Микетти, Михаил Земцов. Внутри Грота стены были выложены раковинами и кусками туфа.

Гостей Грота встречало таинственное царство морского бога, освещённое лучами солнца, проникающими сквозь световой фонарик. В больших зеркалах ниш журчали фонтаны Тритонов.

Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, сложенной из различных камней и раковин, а лев томился в пещере под горой. Стоит заметить, что в символике петровских времен Нептун представлял самого Петра I, а лев - Швецию.

Менажерийный пруд в Летнем саду

Второй Летний сад

Большую часть Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого располагались фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.

В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I, возведённым в 1710-1712 годах архитектором Трезини. В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I для жены Петра – Екатерины Алексеевны был построен Второй Летний дворец со службами. Его построили в 1721-1726 годах архитекторы Стефан Ван-Звитен, Доменико Трезини, Михаил Земцов.

В Летнем саду был огород с теплицами и оранжереями для выращивания овощей, фруктов и даже всяких разных экзотических плодов. Свежая рыбка из местных прудов, а также свежие фрукты, в том числе ананасы и бананы — из садовых оранжерей всегда поставлялись к царскому столу.

К этому дворцу примыкало здание художественной галереи, в котором размещалась коллекция работ выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея стала новшеством в культурной жизни России. К сожалению, оба здания не сохранились до наших дней.

На берегу Невы располагались галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась "Зала для славных торжествований", возведённая по проекту талантливого русского архитектора Михаила Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским.

Анна Иоановна и Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский

Устройство Летнего сада

Работы по устройству Летнего сада были поручены архитектору Ивану Угрюмову, который получил в свое распоряжение болотистую территорию, непригодную даже для высадки деревьев. С целью осушения почвы был вырыт мелиоративный канал, создана система водоемов.

В огромном количестве сюда завозилась земля, которую подсыпали в разных частях сада по мере необходимости. Главный архитектор успел за 4 года создать твёрдую почву, пригодную для строительства, соорудить первые фонтаны, организовать гавань, которая обеспечивала доступ к саду небольших судов с Невы.

С 1710 года началась активная застройка территории архитектурными объектами. Будучи летней резиденцией Петра, сад долгое время оставался недоступным для обычной публики. Попасть в него можно было только по личному приглашению государя, который проводил здесь многочисленные балы и ассамблеи.

Птичий двор в Летнем саду

Зелёные насаждения Летнего сада

В период с 1710 по 1716 год к ландшафту сада добавились Лебяжий и Поперечный каналы. Строится каменный Летний дворец. Для оформления аллей сада из Италии была привезена коллекция скульптурных композиций.

Зелёные насаждения в 1712 году перешли в ведение голландского садовника Яна Розена, который за 13 лет придал царской резиденции облик европейского регулярного сада. Среди построек того времени стоит отметить Грот – уникальное для России парковое сооружение.

В 1730-х годах на берегу Невы, на месте "Залы для славных торжествований", возведённой по проекту архитектора Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским, Франческо Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.

Франческо Растрелли

Летний сад при Елизавете Петровне

С 1725 по 1750 годы архитектурный парковый ансамбль дополняют блистательные постройки архитектора Растрелли. Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья выросли и окрепли, фонтаны функционировали исправно.

При императрице, дочери Петра Великого, Летний сад был открыт для широкой публики. Примыкавший до того к Неве сад, теперь отделяется от реки свайной набережной. По проекту Растрелли заново заложили клумбы сложного геометрического рисунка – партеры вдоль Лебяжьей канавки, напротив фасада Второго Летнего дворца.

С юга партерную часть замыкал Амфитеатр – каскад, украшенный скульптурными бюстами римских императоров. Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего летнего сада, ныне Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка. Здесь в 1740-х годах Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.

Михайловский замок

Создание ограды

Расцвет Летнего сада во второй половине XVIII века постепенно отошёл в прошлое. В годы правления Екатерины II регулярные сады в Европе выходят из моды, и царский парковый комплекс постепенно теряет свою актуальность.

А после трагического наводнения 1777 года, которое разрушило или повредило насаждения, статуи и фонтаны Летнего сада, было принято решение не восстанавливать утраченные постройки и фонтаны, а обустроить сад в соответствии с новой модой.

Разделённый изначально на 2 части, сад превращается в единый комплекс. Екатерина II приказала восстановить насаждения, однако – разобрать фонтаны.

Но и тогда же, именно в эпоху правления Екатерины Великой, Летний сад получил новое украшение — пышную ограду со стороны Невы, выполненную архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном в 1770-1784 годы.

В начале XVIII века гостей пускали в сад только по воскресеньям, и далеко не всех. Гулять в парке разрешили только в 1752 году. Единственным условием для посещения был опрятный внешний вид.

К 1784 году завершилось изготовление знаменитой ограды – красивейшей решётки Летнего сада, служащей и поныне его "визитной карточкой" и одним из символов, известным во всём мире. От именного указа императрицы Екатерины II о строительстве ограды, последовавшего в 1770 году, прошло 16 лет до полного завершения работ.

Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отражающих этапы этой работы. В 1775 году начали забивать сваи и закладывать фундамент. Основание ограды, колонны и венчающие их вазы были вырезаны из "дикого камня" — так в XVIII веке назывался красный гранит Выборгского месторождения. Звенья ограды и ворота были выкованы из железа в Туле. Бронзовые позолоченные украшения оживляют строгий вид решётки Летнего сада.

Звенья забора укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения составляет 232 метра. Первоначально в заборе было 3 калитки, расположенные напротив главных аллей сада. Центральные ворота имели другое завершение, нежели боковые.

Ограда Летнего сада

Летний сад в XIX веке

К началу XIX века Летний сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек остались только Петровский Летний дворец и полуразрушенный Грот.

Но и в XIX веке в саду появляются новые постройки. В 1826 году остатки Грота были перестроены архитектором Карлом Росси под кофейню – Кофейный домик. Спустя год, в 1827 году, неподалеку был построен деревянный Чайный домик по проекту архитектора Людвига Шарлеманя. Он же и Пьер-Доминик Базен в 1826 году со стороны Мойки построили чугунную ограду.

По чертежам Людвига Шарлеманя также изготовили и установили кронштейны в форме вееров, тактично вписавшиеся в Невскую ограду. В этот же период по проектам этого же зодчего был построен ряд сооружений, сохранившихся до наших дней.

В 70-х годах прошлого века на месте одной из оранжерей построили хозяйственный двор, из-за которого была вырыта часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

В XIX веке Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться как общественный городской сад "для прилично одетой публики". По указу императора Николая I в саду ведутся масштабные работы.

В 1839 году у южных ворот сада была установлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла Иоганна XIV. Ваза была сделана в шведском городе Эльфдален и называется Эльфдаленской.

В 1855 году на одной из площадок сада, в бывшем "Французском боскете", был установлен памятник великому русскому баснописцу Ивану Крылову, созданный скульптором Петром Карловичем Клодтом. Это был первый памятник писателю в России.

Чайный домик в Летнем саду

Дворец Петра I в Летнем саду

Одновременно с началом обустройства сада, Пётр I повелел построить себе летнюю резиденцию, для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы. Сам царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным европейским фасадом.

С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 год, преобразовалась и летняя резиденция. Вместо деревянного домика был возведён каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером в виде Святого Георгия.

Автором проекта стал Доменико Трезини. Постройка и отделка дворца были закончены к 1713 году. Здание летней резиденции Петра сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, и может служить характерным примером архитектуры того времени. А с 1934 года во дворце работает мемориальный музей историко-художественной направленности.

Летний дворец Петра I в Летнем саду

Коллекция скульптур летнего сада

Основную часть коллекции скульптур Летнего сада составляют работы итальянских мастеров XVII-XVIII веков. Подбор композиций для украшения аллей Летнего сада начался при Петре I, когда в Италию с этой целью были отправлены знатоки искусства.

К 1728 году коллекция насчитывала уже более сотни скульптур как исторической, так и мифологической тематики. Часть собрания представляют собой скульптуры-аллегории.

В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и принадлежит коллекции Русского музея. Множество статуй заменено копиями, поскольку из-за неблагоприятного климата, мраморные скульптуры сильно пострадали.
Заходя в Летний Сад со стороны Невы практически никто не упускает возможность посмотреть на памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В народе его давно называют "дедушка Крылов" благодаря атмосфере теплоты и гостеприимства, царящей вокруг.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду

Комплексная реставрация летнего сада

В конце 1990-х началась работа над эскизным проектом реставрации Летнего сада. В 2004 году комплекс "Летний сад, Летний дворец, Дом Петра I" был передан в оперативное управление Государственному Русскому музею.

С 2006 года возобновились работы по проекту реставрации Летнего сада, который неоднократно обсуждался на заседаниях Учёного совета Русского музея, Научно-экспертных советов по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга.

Рекомендации Коллегии Министерства культуры Российской Федерации были приняты во внимание. Проект предусматривал сохранение планировки сада Петровского времени, реконструкцию 4-х центральных боскетов, Малой оранжереи, Красного сада, 8 фонтанов, парадного партера и посадку шпалер в качестве фона для мраморной скульптуры.

Наконец, в 2009-2011 годах в Летнем саду провели комплексную реставрацию. Проект реализовывался ООО "Профиль" и сотрудниками ОАО "Санкт-Петербургский институт "Ленпроектреставрация".

В День города — 27 мая 2012 года, после 2-х с половиной лет реставрации, Летний сад торжественно открылся для посетителей.

Летний сад фото

– один из красивейших символов Петербурга и музей под открытым небом, входящий в структуру Русского Музея. Он располагается между Лебяжьей канавкой, Большой Невой, реками Мойкой и Фонтанкой.

Регулярный парк

Дата основания в Санкт-Петербурге известного во всем мире музея под открытым небом – 1704 год. Петр I является автором идеи регулярного парка, построенного по законам симметрии, наподобие Версаля, плана и оборудования своей летней резиденции, а работами по воплощению этого плана в жизнь руководил архитектор И. М. Угрюмов. В комплекс работ входили прежде всего мелиорационные, направленные на осушение заболоченной почвы и оформление водоемов. Затем на место будущего шедевра садово-паркового искусства в больших количествах привозилась почва, пригодная для строительных работ и посадок, был выстроен дворец Петра из дерева и стали высаживаться однолетние растения.

К 1708 г. была построена гавань для небольших судов, заработали фонтаны, появились липовые и кленовые шпалеры, изящные беседки и скамейки. Около дворца устроили птичий двор и разбили огороды для снабжения царского стола свежими овощами и зеленью, разбили оранжереи с экзотическими цветами, посадками ананасов и бананов.

Строительство зданий начинается с 1710 г., по проекту Д. Трезини из камня строят двухэтажный корпус летнего петровского Дворца, с 1714 по 1725 гг. по проекту А. Шлютера оформляется знаменитый павильон Грот.

В парке ежегодно высаживаются деревья и кустарники, вдоль аллей устанавливаются статуи работы итальянских мастеров 17-18 века, Карпиев пруд стали использовать для разведения редких пород рыб, прокладываются Лебяжий и Поперечный каналы, фонтаны украшаются скульптурами на сюжеты басен Эзопа, постоянно устраиваются веселые гуляния, балы, фейерверки.

Если в Летний сад, являвшийся царской резиденцией, могли попасть только приглашенные лица, то при царице Елизавете Петровне парк открыли для посещения горожан и приезжих.

В период 1725-50 гг. садово-парковое пространство дополняется постройками работы Растрели. При Екатерине Великой после наводнения 1777 г. облик практически полностью разрушенного садаизменяется, появляется Кофейный домик (на месте почти полностью уничтоженного Грота), в 19 веке – Чайный домик, а вот фонтаны и все особенности регулярного парка, признанные немодными, были утрачены.

Изготовление уникальной решетки Ю. Фельтена, начатое в 1770 г., было завершено в 1784 г. В 19 веке в эпоху романтизма парк приобретает черты пейзажного, деревья и кустарники перестают подстригать, и они привольно разрастаются. Бронзовый памятник русскому писателю 18 века, великому баснописцу И.А. Крылову выполнен П. К. Клодтом в середине 19 в.

В 1934 г. в помещении Летнего дворца стал работать музей. В годы Великой Отечественной войны в саду размещались огороды ленинградцев, неоднократно на его территорию сбрасывались снаряды. В 1945 г. были проведены восстановительные работы, и парк открыли для посещения горожан и гостей Ленинграда.

Новое рождение

Торжественное открытие ансамбля прошло в мае 2012 г. Полюбоваться шедевром садово-паркового искусства можно не только гуляя по его дорожкам, но и с воды, путешествуя на катере по рекам и каналам города.

График работы

Пространство первого сада Северной столицы открывается для посетителей 1 мая и закрывается в сентябре. В этом удивительном месте можно побывать ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 22.00 и осмотреть аллеи, фонтаны и парковые скульптуры.

В течение апреля территория закрывается на просушку и посещения невозможны. С октября по март парк открыт с 10.00 до 20.00, но скульптурные памятники скрыты футлярами и фонтаны выключены.

Посещение бесплатное для жителей города и любых категорий туристов.

Существует несколько ограничений для посетителей, запрещающих пользоваться на музейной территории велосипедами, самокатами и другим транспортом, располагаться для отдыха на газонах, проводить спортивные игры или соревнования, фотосессии с профессиональным фотографом и видеосъемки.

Как добраться

В Летний сад можно попасть, пройдя по Дворцовой набережной от Зимнего Дворца или по набережной реки Фонтанка от Аничкова моста на Невском проспекте.

Санкт-Петербург. Летний сад: прекрасный парк в центре города

Сначала были намечены границы парка, его планировка. Затем была осушена территория и создана твердая почва (изначально грунт в этом месте был болотистым и не годился даже для посадки деревьев).

Затем были посажены деревья, по моде тех лет они были подстрижены, их крона имела круглую форму. Были сооружены фонтаны, возведены дубовые галереи, созданы водоемы, каналы, пруды. Короче, работы было очень много, и вся она была успешно проведена.

Вскоре в Летнем саду стали проводиться петровские ассамблеи, балы, фейерверки. Говоря современным языком, сад был элитарным, вход туда простой публике был запрещен. Попасть в сад можно были лишь по приглашению Петра I.

Сад продолжал развиваться. В нем появились летний дворец, оранжерея, галереи. В Италии были заказаны мраморные скульптуры. Впоследствии они были установлены на дорожках летнего сада, особенно, на его главной аллее. Их много, около ста. Эти скульптуры необыкновенно украшают Летний сад.

К 1719 году основные работы в саду были завершены. Туда стали пускать публику. Но не всех.
А когда после смерти Петра на трон взошла императрица Елизавета, она позволила по воскресеньям и четвергам открывать двери сада для всех – в то время как государыня отсутствует в Петербурге. При одном условии: посетитель должен быть опрятно одет.

Во время царствования Екатерины II Летний сад был частично реконструирован под вкус новой государыни. Но в целом на его вид это повлияло незначительно.


Легендарная решетка Летнего сада

Одним из символов Санкт-Петербурга является ограда Летнего сада, выходящая к Неве. Она восхищает всех, кто когда-либо был в Петербурге. Она представляет собой кованую решетку дивной красоты, созданную по высочайшим канонам искусства. Столбы решетки выполнены из светло-коричневого карельского гранита.

Памятник баснописцу Крылову

Летний сад всегда был любимым местом отдыха горожан. Его тенистые аллеи дарят покой и умиротворение. На скамейках отдыхают пожилые люди, студенты, готовящиеся к экзаменам, мамы с детьми, влюбленные…

В 2009 году была начата реконструкция летнего сада и реставрация объектов, которые в этом нуждались. В 2012 году реставрация была завершена, и Летний сад вновь открылся для всех желающих.

Кстати, сейчас вместо оригиналов скульптур установлены их копии. Дело в том, что каррарский мрамор, из которого они были выполнены, под воздействием влажного петербургского климата, старел и разрушался. Нынешние копии по качеству не уступают оригиналам.

Тем не менее, Летний сад по-прежнему остается любимым местом отдыха петербуржцев. Его преимущество состоит в том, что он находится в самом центре города. От Невского проспекта туда можно дойти пешком за пять минут. Как прекрасно в жаркий летний день оказаться в оазисе природы, пройтись по тенистым аллеям, куда не долетает городской шум, полюбоваться на лебедей в пруду…

Читайте также: