Лес звенел после дождя сверкающие капли срывались с веток березы
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы средней школы № 26 г. Орла
Тема урока: Понятие об обособленных членах предложения
Дать понятие об обособлении.
Сформировать умение выделять интонационно обособленные члены и правильно ставить знаки препинания.
Повторить основные сведения о причастных и деепричастных оборотах, отдельные правила правописания причастий.
Ι. Повторение.
Почему в 1-ом предложении может быть выделено запятыми, а во втором – нет? Вы, может быть, хотите знать окончание истории Бэлы? Рассказ может быть интересным.
Объясните написание гласной перед нн в словах расстрелянный (враг), застреленная (птица). Состав какого слова соответствует схеме ¬ ∩ ^ ^ ?
Как изменится синтаксическая структура и смысл предложения, если в нем опустить запятую? Таким образом, неисправность обнаружить не удалось.
Какое общее правило объединяет слова заклеил, посеявший, услышанный, увидев? Почему в слове высушенный перед нн пишется е?
Исправь ошибку. Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием.
Как изменится смысл предложения Вести наблюдение было не за чем, если незачем написать слитно?
В это время с классом повторяются правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и деепричастиями, НН и Н в причастиях.
(Устно.) Сформулировать правила орфографии, представленные следующими примерами: среди никем не нарушаемой тишины, непродуманное решение, стены не выкрашены (кр. прич.), не склеив конверты.
Записать и обозначить орфограммы: нетерпящий боли, не выпуская из рук, задание не выполнено, неразгаданные тайны, незаметивший неприятеля.
Слово учителя.
Итак, мы с вами вспомнили отдельные орфограммы, связанные с правописанием причастий и деепричастий, случаи употребления вводных слов и омонимичных им членов предложения. А теперь перейдем к новому материалу. Запишите тему урока.
- Что общего между этими словами? Таких слов не так уж много в русском языке. Большинство же слов, попадая в предложения и выполняя в нем различную роль, становятся членами предложения.
- Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные, однородные.)
- Приведите примеры распространенных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами.
Сегодня мы познакомимся с обособленными членами предложения, будем учиться находить их и выделять в устной речи и на письме.
ΙΙ. Объяснение нового материала.
Понятие об обособленных членах предложения.
Анализ текста.
Лес звенел после дождя. Сверкающие капли срывались с веток березы. Земля, обласканная солнцем, разомлевшая от его тепла, кружила голову крепким запахом прелых листьев и распаренной хвои. Где-то в лесу из-под кореньев дерева вырвался томившийся в неволе ручеек и запел о маленьких радостях своей короткой жизни. (В.Тендряков)
- Определите стилистическую принадлежность текста.
- Какую картину нарисовал писатель словами? Благодаря обилию эпитетов, олицетворений и метафор, мы живо представляем описанное явление природы.
- Найдите и отметьте в тексте определения.
- Есть ли среди них несогласованные определения?
- Прочитайте определения и скажите, чем они выражены.
- Почему в 3-ем предложении определения, выраженные причастным оборотом, выделяются запятыми?
Изучая причастия, мы познакомились с правилом, что причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова, но не задумывались над вопросом почему? А теперь задумаемся.
- Давайте вспомним, какое место по отношению к определяемому слову занимают согласуемые слова при обычном порядке слов?
- Прочитайте последнее предложение.
- Прочитайте еще раз это предложение, поставив определение, выраженное причастным оборотом, после определяемого слова.
- В каком предложении определение несет в себе большую смысловую нагрузку?
- Как нам удалось усилить значимость определения в этом предложении?
Вывод: Смысловое и интонационное выделение членов предложения называется обособлением. Это слово для вас новое, хотя со случаями обособления мы с вами уже встретились, выделяя запятыми причастные и деепричастные обороты. Но мы не называли их обособленными членами.
- Повторим еще раз, что мы называем обособлением?
Выполняем 2-е задание. Перестройте 1 и 2 предложения так, чтобы определения стали обособленными.
- Как вы добились решения поставленной перед вами задачи?
- Прочитайте 3-е предложение так, чтобы было понятно, что девочка замолчала потому, что была удивлена.
- Какими средствами вам удалось выделить по смыслу определение удивленная и придать ему новый смысловой оттенок? (Средствами интонации: на это слово падает логическое ударение и после него делается пауза.)
- А на письме, как вы думаете, нужно выделять эти определения?
- Итак, какие же члены предложения мы будем называть обособленными?
Вывод: Обособленными называются члены предложения, которые выделяются по смыслу с помощью интонации и порядка слов. Смысловое выделение – это цель обособления, интонация и порядок слов – средства, способ.
ΙΙΙ. Закрепление.
Найти обособленные члены, определить, какие это члены предложения, выделить при чтении интонацией, определить их роль.
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернаву
И наказывает ей,
Сенной девушки своей,
Весть царевну в глушь лесную…
Вывод: 1) обособленные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они широко используются в художественных произведениях, помогая писателю в экономной форме подробно живописать предмет.
2) Обособляться могут только определения, но и обстоятельства, приложения.
Следующие 2 задания выполняются самостоятельно.
Преобразовать 2 простых предложения в одно с причастным и деепричастным оборотом.
1) За деревней протекает река. Она неторопливо несет свои воды к дальнему озеру.
2) Снег осыпался с вершины деревьев. Он сверкал на солнце.
3) Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром пестрых цветов.
Конструирование предложений с деепричастным оборотом.
1 вар. Продолжить предложения
Побродив по лесу…
Лежа на горячем песке…
2 вар. Закончить предложения деепричастным оборотом.
Ребята решили передохнуть…
Цвели фруктовые деревья…
Дополнительное задание: разобрать по составу слова побродив, торопливо, томившийся.
ΙY. Обобщение.
Мы знакомились сегодня с новым понятием, опираясь на уже изученный вами материал. На следующих уроках мы будем рассматривать разные случаи обособления второстепенных членов предложения.
Y. Домашнее задание: выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными членами предложения.
3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 3
Капли мн.ч
С веток мн.ч
Земля ед.ч
голову ед.ч
запахом ед ч
листьев мн.ч
кореньев мн ч
тучеек мн ч
жизни ед ч
Лес-ед.ч. звенел после дождя-ед.ч. Сверкающие капли-мн.ч. срывались с веток-мн.ч. березы-ед.ч. Земля-ед.ч. кружила голову-ед.ч. крепким запахом-ед.ч. прелых листьев-мн.ч. Где- то в лесу-ед.ч. из - под кореньев-мн.ч. вырвался ручеек-ед.ч. и запел о маленьких радостях-мн.ч. своей короткой жизни-ед.ч.
Читайте также: