Лес это самый верный помощник в борьбе за урожай

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

УРОК № 10

Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение*

Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение выделять главное; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся понимают основное содержание текста, умеют пересказать его сжато, составляют план; определяют тему, основную мысль текста, дают ему заголовок, выражают свое отношение к прочитанному, прослушанному.

Оборудование: учебник; репродукции картин, изображающих пейзаж; текст для изложения, толковый словарь.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Проверка домашнего задания.

- Беседа с учащимися.

— Какие типы речи вы знаете?

— Сколько стилей речи существует в русском языке?

— Охарактеризуйте публицистический стиль.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Почему вопрос охраны окружающей среды сегодня стоит остро не только в нашей стране, но и во всем мире?

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

- Чтение текста учителем.

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение.

Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки.

Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.

(По К. Паустовскому)

[1] — Пользуясь толковым словарем учебника, дайте толкование слова эликсир.

[2] — Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, гарь, полог, конденсатор.

- Беседа с учащимися.

— Какова основная мысль текста? Тема?

— Какой заголовок вы могли бы предложить?

— Можно ли слова В. Маяковского, завершающие текст, поставить в качестве эпиграфа?

— Как вы понимаете смысл словосочетания эликсир смерти?

— К какому типу речи относится текст?

— Найдите в тексте тезис и аргументы.

— Что в данном тексте самое важное?

— Какая, по-вашему, информация основная, а какая — второстепенная?

— Назовите ключевые слова и словосочетания данного текста.

— Как вы относитесь к экономии воды? Необходимо ли это?

— С какой целью автор вводит прямое обращение к читателю?

— К какому типу и стилю речи относится текст?

— Что отражает заглавие текста: тему или основную мысль?

— Какова идея текста?

— Найдите тезис и аргументы.

— Зачем вводится прямое обращение к читателю?

— Подумайте, какую информацию можно опустить, а какую — передать обобщенно?

— Выделите префиксы в словах размывы, безотрадный, преграждает, бесплодный.

— Объясните правописание не в словах невежество, нерадивость, не знаю, не поднялась.

— Расставьте знаки препинания в предложении: Лес является конденсатором влаги росы тумана инея.

- Составление простого плана изложения.

1. Эликсир смерти.

2. Страшные картины будущего.

3. Бездумное отношение к воде.

4. Берегите воду!

1. Леса — исполинские лаборатории.

2. Лесной воздух — источник силы и бодрости.

3. Лес — наш помощник в борьбе за урожай.

4. Уничтожать лес — лишать землю плодородия.

5. Истреблять лес — вызывать заболевания земли.

- Устный пересказ текста.

- Повторное чтение текста учителем.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

— Как вы думаете, что уже сегодня вы можете делать для охраны окружающей среды?

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Онтонио Веселко

Лес - источник жизни. Леса украшают землю, помогают людям бороться за урожай, являются величайшими источником здоровья - они вырабатывают кислород. Многие писали о лесах, чтобы передать свою любовь. Думая об этом, представляю человека, который через пески и гари, после изнурительного зноя, входит в глубину прохладных лесов. Сила жизни видна во всем - поют птицы, мягкое освещение. А к вечеру человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина.Ночь поднимается над лесами. А впереди сотни таких дней и ночей, когда над любимой страной расстилается не то туман, не то дымок костров. Я считаю, что люди должны больше думать о лесах. Природа у нас одна, и жить мы без нее не сможем. Кроме того, людям нужно пересмотреть отношение и к обитателям лесов, они заслуживают жизни не меньше нас. Как хорошо, что в нашей стране так много лесов.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Технологическая карта урока развития речи по русскому языку Сжатое изложение по тексту К. Паустовского.docx

Выбранный для просмотра документ сжатое изложение.pptx

Двенадцатое мая. Классная работа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Двенадцатое мая. Классная работа.

Двенадцатое мая. Классная работа.

 Иван Шишкин. "Дождь в дубовом лесу".

Иван Шишкин. "Дождь в дубовом лесу".

 Шишкин Лес

 Иван Шишкин. Лучшие работы - Корабельная роща, 1898

Иван Шишкин. Лучшие работы - Корабельная роща, 1898

 Иван Шишкин. Дубовая роща,

Иван Шишкин. Дубовая роща,

 Лес близ села Костино, Рязанская область

Лес близ села Костино, Рязанская область

Сжатое изложение.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение. Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухой и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека. Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе. (По К. Паустовскому)

Приблизительный план изложения: Лес-исполинская лаборатория Лесной воздух-ист.

Приблизительный план изложения: Лес-исполинская лаборатория Лесной воздух-источник силы и бодрости. Лес –наш помощник в борьбе за урожай Уничтожать лес-лишать землю плодородия Истреблять лес – вызвать заболевание земли В лесу видна великая сила жизни

Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, эликсир, гарь.

Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, эликсир, гарь, полог, конденсатор. Выделите приставки в словах безлесный, бесплодный, размывать, развеваться Объясните правописание НЕ в словах невежество, нерадивость, невидимый неслышный, невозможно Запишите и расставьте знаки препинания в предложении. Лес является конденсатором влаги росы тумана инея. Приведите примеры предложений с вводным словом; объясните расстановку в нем знаков препинания


1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Я искал кам..шки на дик..м пляж.. . Накануне был шторм волны переп..лзали(2) пляж., до белых(3) стен Приморск.. санатория. Сейчас море стихло ушло в свои пределы (об)н..жило ш..коладную, с син..м (от)ливом пол..су п..ска. Она отделена (от)бер..га вал..ком гальки. Этот п.. сок влажный и такой твёрдый. (На)нём (не)отп..ч..тывался сле(т,д). Он был усеян сах..рными голышами зелено-голубыми камнями гла(т,д)к..ми ст..кля(ш,ж)ками, похожими на л..денцы, мёртвыми крабами гн..лыми водор..слями. Они изд..вали е(т,д)кий(1) зап..х.(4) Я знал, что б..льшая волна вынос..т (на)бер..г ценные кам..шки. И вот я терп..ливо о(п,б)следую песч..ную отмель и свеж..й намыв гальки.


2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. – фонетический разбор (звуко- буквенный) (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор



5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) 1)Вы сударь смеётесь надо мной 2)По мнению Павла такое прощать нельзя 3)Я хотел сказать, что эту музыку уже слышал 4)Какое прелестное существо воскликнула мама


6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Ты разве умеешь прыгать? 2) Несколько лет Женя жил и учился в Ленинграде. 3)Мой друг я пишу эти строки в надежде на встречу. 4)Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать.


7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Ореховая заросль тут редела и расступалась. 2)Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе. 3)Ребята небрежно ответили на моё приветствие и прошли мимо. 4)Дожди не прекращались и море как бы поделилось на две части.



(7)Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. (8)А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (9)Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за тысячи километров. (10)Это так называемые пыльные, или чёрные, бури. (7)Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. (8)А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (9)Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за тысячи километров. (10)Это так называемые пыльные, или чёрные, бури. (11)В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. (12)Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.


8 Определите и запишите основную мысль текста. 9 Какой факт, по мнению автора приводит к уничтожению лесов? Запишите ответ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5 текста. Запишите ответ.



Ответы: Я искал камешки на диком пляже. Накануне был шторм, волны переползали пляж до белых стен Приморского санатория. Сейчас море стихло, ушло в свои пределы, обнажило шоколадную, с синим отливом полосу песка. Она отделена от берега валиком гальки. Этот песок влажный и такой твёрдый. На нём не отпечатывался след. Он был усеян сахарными голышами, зелёно-голубыми камнями, гладкими стекляшками, похожими на леденцы, мёртвыми крабами, гнилыми водорослями. Они издавали едкий запах. Я знал, что большая волна выносит на берег ценные камешки. И вот я терпеливо обследую песчаную отмель и свежий намыв гальки.


2 Фонетический разбор е-[й’]-согласный, звонкий, мягкий. [э]-гласный, ударный. д-[т]-согласный, глухой, твёрдый. к-[к]-согласный, глухой, мягкий. и-[и]-гласный, безударный. Й-[й’]- согласный, звонкий, мягкий. 5 Букв, 6 звуков, 2 слога.


Морфемный разбор ‘пере’-приставка. ‘полз’-корень. ‘а’-суффикс. ‘л’-суффикс. ‘и’-окончание.


Морфологический разбор Белых (стен) 1)Белых (стен)- имя прилагательное, обозначает признак предмета: стен (каких?)белых; 2)Начальная форма-белый; полное, во мн.ч., родит. падеже; 3)В предложении является определением.


Синтаксический разбор Они издавали едкий запах. Предложение повествовательное, невоскл., простое, распространенное. Грамматическая основа: они(подлежащее); издавали(сказуемое) Второстепенные члены: (издавали) запах – дополнение, (запах) едкий – определение.



7 Дожди не прекращались, и море как бы поделилось на две части. 7 Дожди не прекращались, и море как бы поделилось на две части. Это сложное предложение в предложении две грамматические основы. 8 Лес – Это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Надо охранять леса, не загрязнять. Лес- источник жизни.


9 К уничтожению лесов приводит невежество, нерадивость и жадность человека. 9 К уничтожению лесов приводит невежество, нерадивость и жадность человека. 10 Рассуждение. 11 Пустыни. 12 Грязных.

Читайте также: