Лес это самый верный помощник в борьбе за урожай
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
УРОК № 10
Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение*
Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение выделять главное; воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся понимают основное содержание текста, умеют пересказать его сжато, составляют план; определяют тему, основную мысль текста, дают ему заголовок, выражают свое отношение к прочитанному, прослушанному.
Оборудование: учебник; репродукции картин, изображающих пейзаж; текст для изложения, толковый словарь.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Беседа с учащимися.
— Какие типы речи вы знаете?
— Сколько стилей речи существует в русском языке?
— Охарактеризуйте публицистический стиль.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Почему вопрос охраны окружающей среды сегодня стоит остро не только в нашей стране, но и во всем мире?
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Чтение текста учителем.
Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение.
Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки.
Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.
Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.
В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.
Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.
(По К. Паустовскому)
[1] — Пользуясь толковым словарем учебника, дайте толкование слова эликсир.
[2] — Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, гарь, полог, конденсатор.
- Беседа с учащимися.
— Какова основная мысль текста? Тема?
— Какой заголовок вы могли бы предложить?
— Можно ли слова В. Маяковского, завершающие текст, поставить в качестве эпиграфа?
— Как вы понимаете смысл словосочетания эликсир смерти?
— К какому типу речи относится текст?
— Найдите в тексте тезис и аргументы.
— Что в данном тексте самое важное?
— Какая, по-вашему, информация основная, а какая — второстепенная?
— Назовите ключевые слова и словосочетания данного текста.
— Как вы относитесь к экономии воды? Необходимо ли это?
— С какой целью автор вводит прямое обращение к читателю?
— К какому типу и стилю речи относится текст?
— Что отражает заглавие текста: тему или основную мысль?
— Какова идея текста?
— Найдите тезис и аргументы.
— Зачем вводится прямое обращение к читателю?
— Подумайте, какую информацию можно опустить, а какую — передать обобщенно?
— Выделите префиксы в словах размывы, безотрадный, преграждает, бесплодный.
— Объясните правописание не в словах невежество, нерадивость, не знаю, не поднялась.
— Расставьте знаки препинания в предложении: Лес является конденсатором влаги росы тумана инея.
- Составление простого плана изложения.
1. Эликсир смерти.
2. Страшные картины будущего.
3. Бездумное отношение к воде.
4. Берегите воду!
1. Леса — исполинские лаборатории.
2. Лесной воздух — источник силы и бодрости.
3. Лес — наш помощник в борьбе за урожай.
4. Уничтожать лес — лишать землю плодородия.
5. Истреблять лес — вызывать заболевания земли.
- Устный пересказ текста.
- Повторное чтение текста учителем.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
— Как вы думаете, что уже сегодня вы можете делать для охраны окружающей среды?
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Энджелл
Лучший ответ:
Онтонио Веселко
Лес - источник жизни. Леса украшают землю, помогают людям бороться за урожай, являются величайшими источником здоровья - они вырабатывают кислород. Многие писали о лесах, чтобы передать свою любовь. Думая об этом, представляю человека, который через пески и гари, после изнурительного зноя, входит в глубину прохладных лесов. Сила жизни видна во всем - поют птицы, мягкое освещение. А к вечеру человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина.Ночь поднимается над лесами. А впереди сотни таких дней и ночей, когда над любимой страной расстилается не то туман, не то дымок костров. Я считаю, что люди должны больше думать о лесах. Природа у нас одна, и жить мы без нее не сможем. Кроме того, людям нужно пересмотреть отношение и к обитателям лесов, они заслуживают жизни не меньше нас. Как хорошо, что в нашей стране так много лесов.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Технологическая карта урока развития речи по русскому языку Сжатое изложение по тексту К. Паустовского.docx
Выбранный для просмотра документ сжатое изложение.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Двенадцатое мая. Классная работа.
Иван Шишкин. "Дождь в дубовом лесу".
Иван Шишкин. Лучшие работы - Корабельная роща, 1898
Иван Шишкин. Дубовая роща,
Лес близ села Костино, Рязанская область
ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение. Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухой и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека. Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе. (По К. Паустовскому)
Приблизительный план изложения: Лес-исполинская лаборатория Лесной воздух-источник силы и бодрости. Лес –наш помощник в борьбе за урожай Уничтожать лес-лишать землю плодородия Истреблять лес – вызвать заболевание земли В лесу видна великая сила жизни
Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, эликсир, гарь, полог, конденсатор. Выделите приставки в словах безлесный, бесплодный, размывать, развеваться Объясните правописание НЕ в словах невежество, нерадивость, невидимый неслышный, невозможно Запишите и расставьте знаки препинания в предложении. Лес является конденсатором влаги росы тумана инея. Приведите примеры предложений с вводным словом; объясните расстановку в нем знаков препинания
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Я искал кам..шки на дик..м пляж.. . Накануне был шторм волны переп..лзали(2) пляж., до белых(3) стен Приморск.. санатория. Сейчас море стихло ушло в свои пределы (об)н..жило ш..коладную, с син..м (от)ливом пол..су п..ска. Она отделена (от)бер..га вал..ком гальки. Этот п.. сок влажный и такой твёрдый. (На)нём (не)отп..ч..тывался сле(т,д). Он был усеян сах..рными голышами зелено-голубыми камнями гла(т,д)к..ми ст..кля(ш,ж)ками, похожими на л..денцы, мёртвыми крабами гн..лыми водор..слями. Они изд..вали е(т,д)кий(1) зап..х.(4) Я знал, что б..льшая волна вынос..т (на)бер..г ценные кам..шки. И вот я терп..ливо о(п,б)следую песч..ную отмель и свеж..й намыв гальки.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. – фонетический разбор (звуко- буквенный) (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) 1)Вы сударь смеётесь надо мной 2)По мнению Павла такое прощать нельзя 3)Я хотел сказать, что эту музыку уже слышал 4)Какое прелестное существо воскликнула мама
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Ты разве умеешь прыгать? 2) Несколько лет Женя жил и учился в Ленинграде. 3)Мой друг я пишу эти строки в надежде на встречу. 4)Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Ореховая заросль тут редела и расступалась. 2)Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе. 3)Ребята небрежно ответили на моё приветствие и прошли мимо. 4)Дожди не прекращались и море как бы поделилось на две части.
(7)Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. (8)А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (9)Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за тысячи километров. (10)Это так называемые пыльные, или чёрные, бури. (7)Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. (8)А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (9)Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за тысячи километров. (10)Это так называемые пыльные, или чёрные, бури. (11)В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. (12)Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.
8 Определите и запишите основную мысль текста. 9 Какой факт, по мнению автора приводит к уничтожению лесов? Запишите ответ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5 текста. Запишите ответ.
Ответы: Я искал камешки на диком пляже. Накануне был шторм, волны переползали пляж до белых стен Приморского санатория. Сейчас море стихло, ушло в свои пределы, обнажило шоколадную, с синим отливом полосу песка. Она отделена от берега валиком гальки. Этот песок влажный и такой твёрдый. На нём не отпечатывался след. Он был усеян сахарными голышами, зелёно-голубыми камнями, гладкими стекляшками, похожими на леденцы, мёртвыми крабами, гнилыми водорослями. Они издавали едкий запах. Я знал, что большая волна выносит на берег ценные камешки. И вот я терпеливо обследую песчаную отмель и свежий намыв гальки.
2 Фонетический разбор е-[й’]-согласный, звонкий, мягкий. [э]-гласный, ударный. д-[т]-согласный, глухой, твёрдый. к-[к]-согласный, глухой, мягкий. и-[и]-гласный, безударный. Й-[й’]- согласный, звонкий, мягкий. 5 Букв, 6 звуков, 2 слога.
Морфемный разбор ‘пере’-приставка. ‘полз’-корень. ‘а’-суффикс. ‘л’-суффикс. ‘и’-окончание.
Морфологический разбор Белых (стен) 1)Белых (стен)- имя прилагательное, обозначает признак предмета: стен (каких?)белых; 2)Начальная форма-белый; полное, во мн.ч., родит. падеже; 3)В предложении является определением.
Синтаксический разбор Они издавали едкий запах. Предложение повествовательное, невоскл., простое, распространенное. Грамматическая основа: они(подлежащее); издавали(сказуемое) Второстепенные члены: (издавали) запах – дополнение, (запах) едкий – определение.
7 Дожди не прекращались, и море как бы поделилось на две части. 7 Дожди не прекращались, и море как бы поделилось на две части. Это сложное предложение в предложении две грамматические основы. 8 Лес – Это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Надо охранять леса, не загрязнять. Лес- источник жизни.
9 К уничтожению лесов приводит невежество, нерадивость и жадность человека. 9 К уничтожению лесов приводит невежество, нерадивость и жадность человека. 10 Рассуждение. 11 Пустыни. 12 Грязных.
Читайте также: