Леонов посадка в тайге

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

первый человек в открытом космосе леонов

11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.

Подготовка

Корабль

первый человек в открытом космосе александр леонов история

первый человек в открытом космосе александр леонов история

Доспехи

первый человек в открытом космосе леонов

Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.

Угрозы

первый человек в открытом космосе леонов

Связь

Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.

Обломки

Кислород

Температурный режим и радиация

Полет

первый человек в открытом космосе леонов

В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.

Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.

Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота ( кессонная болезнь , известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Леонов сделал несколько попыток войти в шлюз, но все они были неудачными, скафандр не слушался и не позволял зайти вперед ногами, как положено по инструкции. Каждая неудача приближала страшную гибель: кислород был на исходе. От волнения и напряженной работы пульс Леонова участился, он стал чаще и глубже дышать.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Возвращение домой

первый человек в открытом космосе леонов

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

первый человек в открытом космосе леонов

П. Беляев и А. Леонов

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.


Вкратце приведем необходимую информацию об этом историческом полете и поиску космонавтов в тайге.


Толщина снежного покрова в районе приземления составляла 1,5-2 м, 19 марта днем было -19С, в ночь на 20 марта -29С, а днем 20 марта температура повысилась до -5С. В то время космические корабли не были приспособлены к посадке в таких условиях, в них не было теплой одежды и всего необходимого для выживания в тайге. Поэтому риск гибели космонавтов от переохлаждения был очень высок.

Срочно были сформированы две группы поиска и спасения космонавтов:

  • 1.Военная по линии ВВС во главе с маршалом С.И.Руденко;
  • 2.Гражданская во главе с председателем Пермского облиспалкома Б.В.Коноплевым, вылетевшим в г. Березники.

Космонавтов обнаружили по оранжевому куполу парашюта в 17 ч, т.е. через 3 часа после приземления, с вертолета МИ-1 местных авиалиний (летчик Василий Жужнев). Вскоре МИ-1 прилетел вновь и бросил космонавтам еду и теплые вещи. Однако, вертолетчик побоялся зависнуть и бросил все это на большой горизонтальной скорости полета. Вещи упали в глубокий снег вдалеке от космонавтов и были недоступные им. Затем прилетел вертолет МИ-4 (летчик Владимир Тепляков) из ИТК Соликамска. С МИ-4 сбросили теплые куртки, ящики с едой. Но большая часть вещей повисла на деревьях или упала далеко от космонавтов в глубокий (2 м) снег, и добраться до них, космонавтам, также не удалось. Космонавтам достались лишь летние куртки, шапки и скудное количество пищи. Первую ночь им пришлось провести вдвоем у костра в мороз -29С!

Нет нужды говорить, о том, как был возмущен данным фактом Сергей Королев. В кратчайшие сроки им была организована собственная спасательная группа во главе с подполковником (однофамильцем) ВС Беляевым. И операция начала выполняться немедленно. Уже 20 марта спасатели прибыли из Байконура в г Березники. Здесь собралось уже 6 вертолетов МИ-1, Ми-4 и МИ-6. Но в районе приземления лес был очень густой, а высота деревьев достигала 40 м. поэтому посадить вертолет не представлялось возможным. Существовавшая инструкция не рекомендовала в таких условиях спустить тросовую лестницу и поднять космонавтов. Кроме того, этот способ эвакуации космонавтов запретило руководство ВВС. Применив не большую хитрость Подполковнику Беляеву удалось уговорить пилота вертолета нарушить инструкции, и, не смотря на риск, группа вылетела к месту приземления спускаемого аппарата. Однако перегруз винтокрылой машины, сильный боковой ветер и высота деревьев не позволили спасателям спуститься к героям-космонавтам по лестнице, и высадка прошла в 2-х км в стороне. На этом злоключения спасателей не закончились, и у двоих из них обувь не подошла к лыжам. Однако было принято единственно ,на тот момент, верное решение. Двое остаются готовить площадку для посадки вертолета, а ВС Беляев выдвинулся к космонавтам. Преодолев 2 км за 5 часов 20 марта в 14 часов пополудни он первым достиг космонавтов. Чуть позже к ним присоединились другие спасатели, и совместными усилиями был устроен достаточно комфортный ночлег (со слов Леонова- там даже кровать была.))

А далее. За истекшие двое суток по распоряжению маршала С.И.Руденко силами бригад лесорубов и военнослужащих вырубили и расчистили поляну в лесу на расстоянии от 2 до 6 км. (данные свидетелей разнятся) от МП. На этой вертолетной площадке разместили все 6 задействованных вертолетов, которые летали к МП и сбрасывали одежду, провизию, инструмент. И лишь 21 марта (спустя 2 сут после приземления) космонавты Леонов и Беляев на лыжах по проложенной лыжне за 2 часа преодолели путь (2 или 6 км) до вертолетной площадки и были эвакуированы с нее на вертолете МИ-6 в Пермь, а оттуда на самолете – на Байконур.

В экспедиции использован автомобиль на базе УАЗа. Машина подготовлена по классу ТР-3

На данный момент известно несколько маршрутов к МП космонавтов.

Но освоенных маршрутов два:


Мы избрали маршрут через Березники, оптимизировав и изменив его: Пермь-Березники-Усолье-Пыскор-Левино-Касиб-Никино-Басим-МП



Поляна имеет овальную форму (наибольший диаметр 25- м, наименьший 2 м), ровную поверхность без пней и сваленных деревьев, поросшую густой высокой травой. В центре поляны на фундаменте стоит красивая стела из черного гранита, высотой 1,5 м и толщиной плиты около 25 см.




Стало ясно: это действительно вертолетная площадка!
Известно, что она сооружалась по приказу маршала С.И.Руденко, начиная с ночи на 20 марта. Работы на ней продолжались в последующие 1,5 сут. По приказу маршала лесорубы и военнослужащие спиливали здесь деревья, укладывая их на утрамбованный снег плотно друг к другу, засыпали неровности площадки песком. Сюда приземлялись 6 вертолетов, задействованных в спасении космонавтов. Здесь они стояли, заправлялись, отсюда совершались рейды к МП, сбрасывая космонавтам одежду, продукты, топоры, пилы, спуская по тросовой лестнице и в корзинке спасателей – Наседкина, Лыгина и других.
Утром 20 марта отсюда, с еще неподготовленной площадки на лыжах ушел на выручку космонавтам и пробирался около 2 км через густой лес спасатель подполковник В.С.Беляев.
Сюда, на вертолетную площадку, 21 марта, проделав за 2 ч на лыжах путь в 5-6 км, пришли (с сопровождающими) космонавты П.И.Беляев и А.А.Леонов. Ясно что им была проложена лыжня не напрямик, через труднопроходимый лес, а в обход по более разряженному лесу.
При внимательном изучении карты Мы выяснили. Действительно, расстояние от МП до вертолетной площадки через просеки (именно по пути, который только что проделал наш вездеход) составляет около 5-6 км. А напрямик через лес от вертолетной площадки до МП всего 2 км. Однако при этом надо без мостов пересечь долину реки Уролка, разделяющее МП вертолетную площадку, и идти по густому лесу, преодолевая подъемы и спуски, обходя обрывы. Вот почему В.С.Беляев, имевший 1-й разряд по лыжам, прошел это расстояние за 5 ч.



Вторая экспедиция будет. Анонс второй экспедиции. После поездки у нас возникло большое количество споров между членами экспедиции, т.к. то что мы увидели не соответствовало собранным материалам.

Шесть фактов о миссии в открытый космос


51 год назад советский космонавт Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос. Эти 12 минут за бортом корабля вошли в историю освоения околоземного пространства. Сегодня мы вспоминаем интересные факты, связанные с одной из самых ответственных космических миссий.

1. Скафандр Алексея Леонова весил почти 100 кг

В отличие от предыдущих моделей новый костюм должен был обладать мощными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации и космического холода. Скафандр изменился в цвете – из оранжевого стал белым, чтобы лучше отражать солнечные лучи – и значительно прибавил в весе.

2. Первый выход в космос длился 12 минут

3. В открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг

Уже во время первого в истории выхода в открытый космос случился и самый первый опасный инцидент. У Леонова возникли большие трудности с возвращением на корабль. В космическом вакууме скафандр раздулся, и космонавт не мог втиснуться в люк шлюза. Зная, что запас кислорода был рассчитан всего на 20 минут, он решил рискнуть.


Его расчеты, к счастью, оправдались. Он добрался до шлюза, но скафандр все еще был слишком раздут. Войти в шлюз по правилам, то есть ногами вперед, чтобы была возможность закрыть люк, если автоматика не сработает, не получалось. Тогда Леонов совершил еще одно нарушение правил безопасности – протиснулся головой вперед.

За эти 12 минут и 9 секунд в открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг.

4. Экипаж Леонова и Беляева совершил первую посадку в ручном режиме

Нашли космонавтов не сразу: ночь пришлось провести в лесу. Для утепления они использовали обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра. Продуктовый запас у них был: лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишневым соком.

На следующий день до них добрались спасатели: сбросили теплую одежду и еду, но забрать космонавтов они не смогли. Для эвакуации нужно было расчистить поляну для посадки вертолета. 21 марта космонавты на лыжах дошли до вертолета.

5. Леонов обратился к оружейникам с просьбой создать космический пистолет

Первая нештатная аварийная посадка в тайге послужила поводом для разработки специального пистолета для космонавтов. Алексей Леонов сам обратился к тульским оружейникам с просьбой создать многофункциональное оружие для космонавтов. На личном опыте он убедился, что пистолет Макарова, входящий в состав комплекта космонавта еще с полета Юрия Гагарина, не позволял решить проблемы выживания в экстремальных условиях. Алексей Леонов и Павел Беляев позже вспоминали, как к их костру из леса выходили медведи. Тогда только чудом им удалось выжить, отпугивая хищников выстрелами в воздух.


По инициативе Алексея Леонова специалистами Тульского оружейного завода, который сегодня входит в состав Ростеха, был разработан пистолет космонавтов ТП-82. К 1982 году он обрел свой окончательный облик, а в 1986 году ТП-82 впервые побывал в космосе: им были вооружены космонавты совместного советско-французского экипажа.


Кстати, создатели фильма в свое время обращались за консультацией к Алексею Леонову, ведь он, как никто другой, знает, чем могут грозить нештатные ситуации в открытом космосе. За свой короткий, но очень значимый полет Леонов пережил сразу несколько серьезных инцидентов.


18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные "Алмаз-2"), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные "Алмаз-1") на космическом корабле "Восход-2" продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет "Восхода-2" считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.

На старт! Внимание! Марш!

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Восход-2", на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось - по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны "объекта", от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими - в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только "Восход-2" перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Открытый космос

Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая. "

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений - он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала - около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: "Все сделано по плану. "Алмаз-2" готовится к входу".

И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.

До входа в тень Земли оставалось пять минут, после чего корабль на час погрузился бы в кромешную тьму. Вопреки инструкции, не сообщив о ЧП на Землю, Леонов сбросил давление вдвое - до 0,27 атмосферы. Скафандр немного уменьшился в размерах, и космонавт попробовал войти в шлюз головой вперед. В 11:47 это ему удалось, "Алмаз-2" закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как иначе ему бы не удалось перейти из шлюза в корабль.

"Алмаз-1": Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!
"Алмаз-2": Снял, снял крышку!
"Алмаз-1": Понятно!
"Алмаз-2": Вижу, вижу небо! Землю!
"Алмаз-1": Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!

Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.

Возвращение

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля - с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.

Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.

Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова - Леонов и Беляев были в скафандрах.

При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.

В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с "Алмазами" на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.

Уральские морозы

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

Приземление оказалось не очень удачным - "Восход-2" зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.

Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.

Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта "Ан-2" и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся "поисковиков".

Обнаружить "Восход-2" удалось около 17 часов 19 марта. Однако забрать космонавтов не представлялось возможным - вокруг не было ни одной походящей площадки для посадки вертолета, а поднимать Леонова и Беляева по тросовой лестнице летчикам было строго запрещено. Пилоты сбросили им собственную меховую одежду, топор, ракетницу с ракетами и даже бортовой неприкосновенный запас продовольствия. Вертолет улетел, и всю ночь над местом приземления барражировал самолет. Между тем по Всесоюзному радио сообщили, что первую ночь космонавты встречали в кругу друзей в одной из пермских гостиниц.

20 марта к двум часам дня к "Алмазам" на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от "Восхода". На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: "Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края".

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно".

Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля "Союз-19". Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.

Читайте также: