Лабораторная работа строение корня проростка фасоли

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Зона всасывания длиной всего несколько сантиметров. Она характеризуется обилием корневых волосков, которые представляют собой трубчатые выросты клеток наружной кожицы. Длина их составляет 0,15-8 мм, а продолжительность жизни — 10-15 дней. С их помощью растения всасывают воду и растворённые в ней питательные вещества. Благодаря волоскам площадь поглощающей поверхности корня увеличивается. Они также выполняют и механическую роль — служат опорой верхушке корня.

На корнях каждого растения таких волосков очень много. Волоски недолговечны и в процессе роста корня быстро образуются в нижней части зоны всасывания и отмирают в верхней.

Клетки корневого чехлика живут от 4 до 9 дней и, заменяются новыми. Кончик корня вместе с чехликом продвигается между частицами почвы. Чтобы облегчить скольжение чехлик покрыт слизью.

Что делать. Рассмотрите корни проростков пшеницы. В средней части корня найдите и рассмотрите корневые волоски. Приготовьте микропрепарат части корня с корневыми волосками и рассмотрите под лупой.


Что наблюдаем. Корневые волоски имеют вид лёгкого пушка.

Что делать. Рассмотрите под большим увеличением один корневой волосок.


Каково строение корневого волоска?

Что делать. Найдите на микропрепарате кончик корня. Рассмотрите его.


  • Чем покрыт кончик корня?
  • Из каких клеток состоит кончик корня?

Подготовить к отчёту. Рисунки: клетку кожицы корня с корневым волоском; кончик корня с корневым чехликом.

Подумайте над вопросом. Как возникают корневые волоски и какое значение они имеют?

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Арсентьев 8 класс

ГДЗ Габриелян 8 класс

ГДЗ Атанасян 7-9 класс 7-9 класс

ГДЗ Дидакт. материалы 9 класс

ГДЗ Мордкович 10-11 класс 10-11 класс

ГДЗ Enjoy English 8 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

ВложениеРазмер
koren.ppt 1.6 МБ
prilozheniya.doc 42.5 КБ
osobennosti_stroeniya_kornya_i_ego_funktsii._6_klass.docx 38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Задачи урока познакомиться с функциями корня; сформировать понятия о видах корней и типах корневых систем; выработать умения распознавать у растений типы корневых систем; рассмотреть видоизменения корней как результат приспособления растений к условиям существования.

Корень —вегетативный орган растения Функции корня: Укрепление растения в почве и удержание надземной части растения; 2. Поглощение воды и минеральных веществ; Проведение веществ; 3. Может служить местом накопления питательных веществ; 4. Служит органом вегетативного размножения.

Вегетативное размножение растения

Типы корней главный боковые придаточные

Влияние на рост и развитие корневых систем

Видоизменения корней 1 4 2 3 5 6 7 6

У плюща и некоторых других лазающих растений имеются придаточные корни – прищепки, корни-присоски Омела белая. Корни растений – паразитов в теле растения-хозяина

Задание на дом Читать параграф 13 и 15. Выучить новые термины.

Предварительный просмотр:

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
  2. Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
  3. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
  4. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
  5. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.

Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями.

Тип корневой системы

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Для какого класса характерна

Для каких растений характерны?

корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид.

корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней

в молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха.

они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней

столбовидные надземные корни

корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет

они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.

сожительство корней высших растений с гифами грибов

1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 6-м классе на тему:

Тип урока: урок-исследование. Слайд №1.

учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.

учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжают формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Методы и приёмы:

1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2. наглядные (наблюдение, демонстрация презентации);

3. практические (лабораторная работа)

1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);

2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

Лабораторное - проростки фасоли, пшеницы (на каждый стол), луковицы с корнями, комнатное растение с хорошо выраженными придаточными корнями, гербарий “Типы корневых систем”.

Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок.

Вашему вниманию предлагаю загадку – слушаем внимательно. О чём идёт речь?

Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.
Учитель: Что же это? Правильно, корни.
Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Учитель: Анализ стихотворения по вопросам:

Какова главная мысль стихотворения?

О каком органе цветкового растения идёт речь?

Это вегетативный или генеративный орган?

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Какие функции выполняет корень?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.

2. Исполнительный этап: 15 мин. - объяснение учителя

Учащиеся записывают в тетрадь.

Цель и задачи урока: исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

Учитель знакомит учащихся с планом урока: (план записан на доске).

1). Внешнее строение корня и его функции.

3). Лабораторная работа. Типы корневых систем.

4). Видоизменения корней.

1. Что такое корень? Вегетативный орган растения.

Функции корня. Самостоятельная работа с учебником. Ребята прочитайте в §13 первый абзац. Рассказ с элементами беседы о значении корня. Запишем в рабочих тетрадях. Слайды №2-6

1). Закрепляет растение в почве.

2). Корневое питание – снабжает растение водой и минеральными солями.

3). Орган вегетативного размножения.

4). Корни некоторых растений употребляют в пищу.

5). Запас питательных веществ.

Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.

Учитель: Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.

На партах проростки пшеницы и фасоли. Внимательно посмотрите на проростки этих растений. Чем они отличаются? Что мы видим у фасоли?

Ответ учащихся. Хорошо выраженный главный корень.

Откуда берёт начало главный корень?

Ответ учащихся. От зародышевого корешка. Верно. А у пшеницы?

Ответ учащихся. Нет главного корня, все корни почти одинаковы между собой.

Как называются эти корни? Придаточные.

Запишем определение придаточных корней в тетрадь.

Придаточными называются корни, берущие начало от участка стебля.

Демонстрация придаточных корней у лука и у комнатного растения. Обратите внимание – откуда берут начало придаточные корни.

Ветвятся ли главный и придаточные корни? Как они называются? Боковые, т.к. расположены сбоку. Различают боковые корни 1, 2, 3 порядков.

Работа с учебником – типы корней, читаем третий абзац в учебнике. Смотрим на рисунок 32. Зарисуем в тетради типы корней и подпишем. Слайд№7

Учитель: Ребята, а для чего проводят окучивание?

Ответы учащихся: Чтобы больше было корней. Правильно.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

  1. Типы корневых систем. Совокупность всех корней называют корневой системой.

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
  2. Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
  3. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
  4. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
  5. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.

Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями, которые у вас на столе.

Тип корневой системы

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Для какого класса характерна

Учитель: Слайд № 9

Ребята, как вы думаете зависит ли размер и форма корневой системы растений от условий произрастания? Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве от корневой системы сосны, растущей на болоте? Подумайте, как будет выглядеть корневая система того и другого дерева? (Дети отвечают.) У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Корни будут проникать в глубину в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А её корни будут занимать большую площадь, но не могут проникать глубоко в землю. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.

Стержневую корневую систему можно изменить, превратив её в мочковатую. Корень растёт своей верхушкой. Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Дети отвечают.) Если удалить верхушку корня, то его рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в грунт, прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка. В результате прищипывания сильно разрастаются корни, которые располагаются в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно проросток будет развиваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.

Мы познакомимся с разнообразными видоизменениями корней; - будем приводить примеры растений, которые имеют видоизменения; постараемся ответить на вопрос - каковы причины видоизменения корней и какое имеет это значение для растений

1). Корнеплоды. У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель. Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй – они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

2). Корневые клубни. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней - у георгина, чистяка, батата.

3). Бактериальные клубеньки. Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.

4). Ходульные – у пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

5). Воздушные – у тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

6). Втягивающие - у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, у гусиного лука, гладиолуса среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.

7). Столбовидные - у фикуса-баньяна развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки. В Индии растёт священная баньяновая роща из одного дерева.занимающая площадь около 5000 квадратных метров.

8). А у плюща развиваются корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев.

9). У мангров – деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.

10). Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.

Ход работы:
1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.
2. Возьмите семя фасоли рассмотрите его невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик- место, которым семя прикреплялось к стенке плода и микропиле – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух.
3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру.
4.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.
5.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
Задание 1. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его части.
Задание 2. Зарисуйте строение семени фасоли (рисунок 1), подпишите его части.
Задание 3. Рассмотрите на рисунке схему строения семени однодольного растения (см. рис. учебника). Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку, щиток.
Задание 4. Зарисуйте внешний вид зерновки (рисунок 2).


Рис. 1. Строение семени фасоли
Задание 5. Сравните, чем отличается строение семян двудольных растений от семян однодольных? В чем их сходство? Запишите в тетрадь вывод.
Задание 6. Подумайте и запишите: какое значение семена имеют в жизни растений?
Рис. 2. Строение семени однодольных растений – зерновка пшеницы

Читайте также: