Лабораторная работа по биологии 7 класс строение папоротника
Обновлено: 08.07.2024
Вы не можете посетить текущую страницу по причине:
- просроченная закладка/избранное
- поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
- пропущен адрес
- у вас нет права доступа на эту страницу
- Запрашиваемый ресурс не найден.
- В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.
Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:
Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..
1. Рассмотреть и сравнить строение разных видов папоротников.
2. Зарисовать внешнее строение и обозначить названия основных частей.
3. Рассмотреть строение листа.
4. Найти мужские и женские экземпляры.
5. Рассмотреть и зарисовать спорангии и споры.
6. Подвести итог работе, выделив основные функции разных частей папоротника.
Молодые листья папоротника спирально закручены и покрыты множеством сухих чешуек, которые защищают молодые листья от высыхания. Весной молодые листья начинают расти своей верхушкой. На нижней поверхности листьев папоротника появляются округлые возвышения кожицы, располагающиеся в два ряда вдоль средней жилки на каждой доле листа (начало бесполого размножения папоротника). Со временем эти уплотнения становятся бурыми, в них под тонкой пленкой находятся мельчайшие мешочки – спорангии, содержащие одноклеточные споры. В сухую погоду спорангии лопаются, и споры высвобождаются.
Во влажной почве споры прорастают и дают тончайшую трубочку, которая разрастается в зеленую многоклеточную пластинку – заросток. Заросток – это уже половое поколение папоротника. При увеличении видно, что верхняя сторона заростка гладкая, а нижняя – покрыта тончайшими волосками, помогающими ему прикрепляться к влажной поверхности почвы. Между волосками находятся полые бугорки, где находятся сперматозоиды. Около сердцевидной выемки заростка находятся удлиненные возвышения с канальцами, идущими внутрь. На дне каждого бугорка находится яйцеклетка – женская половая клетка.
Домашнее задание.
Ответить на вопросы на с. 60 учебника.
УРОК 19 (11)
ЦЕЛИ УРОКА :
выявить уровень знаний учащихся о высших споровых растениях, предложив выполнить тестовые задания.
ТИП УРОКА : закрепление знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки, гербарный материал.
ПЛАН УРОКА :
ХОД УРОКА
Организационный момент
НА ДОСКЕ :
Число, месяц.
Проверочная работа
Напомнить учащимся о порядке выполнения тестовых заданий и предложить классу приступить к работе. Правильные ответы выделены курсивом.
Тестовые задания.
Где происходит оплодотворение у споровых?
Г. В клетке растения
Как называются первые наземные растения?
3. Тело мхов подразделяется на:
А. Стебли и листья
Б. Листья и корни
В. Стебли и корни
Г. Стебли, листья, корни
4. Плауны это:
A. Однолетние растения с ризоидами
Б. Многолетние растения с крупными листьями
B. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями
Г. Многолетние растения с ризоидами
5. Хвощи имеют:
В. Ползучий стебель
Г. Корневище
6. Заросток папоротника это:
Б. Гаметофит
В. Маленькое растение папоротника
Г. Разворачивающиеся листья папоротника
7. В жизненном цикле папоротников преобладает :
А. Спорофит
В. Обе формы развиваются одновременно (параллельно)
Г. Обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит
8. Вайи это:
А. Побеги плауна
Б. Листья папоротника
9. Весенние побеги хвоща:
А. Зеленые, ветвистые без спорангиев
Б. Бурые тонкие гаметофиты
В. Зеленые гаметофиты
Г. Бурые со спороносными колосками
10. Хвощ – показатель того, что почва:
Г. Не является показателем
Если учащиеся быстро справились с тестами, можно за дополнительные баллы предложить выполнить творческие работы:
1. Составить цепь питания для сфагнового болота.
2. Составьте схему размножения папоротников.
3. Найдите черты сходства и различия в развитии мхов и папоротников.
4. Приведите доказательства того, что хвощи относятся к высшим растениям.
Домашнее задание
Повторить систему Царства растений. Повторить основные признаки высших и низших растений.
УРОК 20 (12)
ЦЕЛИ УРОКА :
раскрыть значение появления семян для распространения растений, охарактеризовать отличительные особенности и значение хвойных и других голосеменных растений.
ТИП УРОКА : объяснение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ : рисунки и фотографии голосеменных, засушенные веточки и шишки сосны, ели, лиственницы, кедровые орешки; необходимая оптика.
ПЛАН УРОКА :
ХОД УРОКА
Организационный момент
НА ДОСКЕ :
Число, месяц.
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.
Папоротник состоит из стебля, листьев, корневища с корнями.
Сильно рассеченные листья папоротников называются вайями. Они имеют светло-зелёную окраску. В зависимости от вида папоротника форма вайи, длина и окраска могут различаться.
Корневища (подземные побеги) папоротников прямые и длинные, темно-коричневого цвета, с многочисленными придаточными корнями.
Растут параллельно земной поверхности. Вайи растут прямо от корневищ.
2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
Маленькие бурые бугорки на нижней стороне вай — это спорангиев, которые сгруппированы в сорусы. В спорангиях созревают споры. Споры необходимы папоротниковым для размножения.
3. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
Сходства: папоротники, как и мхи, имеют деление на органы; размножаются спорами; клетки растений содержат хлорофилл (осуществляется процесс фотосинтеза); любят хорошо увлажненные места.
Отличия: в отличие от мхов, у папоротников имеются полноценные корни и корневище, у некоторых мхов есть только ризоиды. У папоротников хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров. У мхов такие ткани отсутствуют, их высота не выше 80 см.
4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Папоротники имеют деление на органы: корни, стебель и листья. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров. Размножаются они спорами.
В спороносных колосках хвоща весной развиваются споры. После созревания спор колоски открываются и споры вылетают наружу. Они разносятся ветром, а затем попадая в почву, начинают прорастать в новые растения. Так происходит размножение хвощей.
3. Зарисуйте побеги хвоща.
Вывод:
Хвощ — это высшее споровое растение. У него есть отдельные органы: корневище, стебель, листья, спороносный колосок и т.д., кроме того хвощ размножается спорами.
1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вай.
Корневище папоротника прямое и длинное, с многочисленными придаточными корнями. Растёт корневище параллельно земной поверхности. Цвет — тёмно-коричневый.
Вайи (листья) папоротника имеют сильно рассечённую форму и светло-зелёную окраску. В зависимости от вида папоротника форма вайи и её длина могут сильно различаться. Обычно длина вайи папоротника 20 — 70 см. Стоит отметить, что растут вайи прямо из корневища.
2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
Маленькие бугорочки на нижней стороне вайи — это спорангии. Они образуются на листе папоротниковых летом. Внутри спорангиев развиваются споры. После созревания спорангии раскрываются и споры разносятся ветром и животными на большие расстояния. После попадания в почву споры начинают прорастать и образуются новые растения папоротника. Споры необходимы папоротниковым для размножения.
3. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
Сходство мхов и папоротников:
- имеют деление на органы;
- размножаются спорами;
- клетки содержат хлорофилл и в них происходит процесс фотосинтеза;
- растения неограниченно растут на протяжении всей жизни;
- неподвижны;
- преимущественно обитают в хорошо увлажнённых местах.
Различия мхов и папоротников:
- у папоротников имеются полноценные корни — корневища, в у мхов вместо корней ризоиды;
- у папоротников хорошо развиты проводящие и механические ткани, а у мхов такие ткани отсутствуют;
- папоротники более крупные по размерам растения, некоторые из них могут дорастать до 20 метров в высоту, а мхи не вырастают выше 80 см.
4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Папоротники относятся к высшим споровым растениям потому, что:
- их тело разделено на органы: корневище с придаточными корнями, вайи (листья) на слабо развитых стебельках);
- у них хорошо развиты механические и проводящие ткани;
- они размножаются спорами.
Вывод: Папоротник — это высшее споровое растение.
Читайте также: