Лабораторная работа по биологии 7 класс строение папоротника

Обновлено: 08.07.2024

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..

1. Рассмотреть и сравнить строение разных видов папоротников.

2. Зарисовать внешнее строение и обозначить названия основных частей.

3. Рассмотреть строение листа.

4. Найти мужские и женские экземпляры.

5. Рассмотреть и зарисовать спорангии и споры.

6. Подвести итог работе, выделив основные функции разных частей папоротника.

Молодые листья папоротника спирально закручены и покрыты множеством сухих чешуек, которые защищают молодые листья от высыхания. Весной молодые листья начинают расти своей верхушкой. На нижней поверхности листьев папоротника появляются округлые возвышения кожицы, располагающиеся в два ряда вдоль средней жилки на каждой доле листа (начало бесполого размножения папоротника). Со временем эти уплотнения становятся бурыми, в них под тонкой пленкой находятся мельчайшие мешочки – спорангии, содержащие одноклеточные споры. В сухую погоду спорангии лопаются, и споры высвобождаются.

Во влажной почве споры прорастают и дают тончайшую трубочку, которая разрастается в зеленую многоклеточную пластинку – заросток. Заросток – это уже половое поколение папоротника. При увеличении видно, что верхняя сторона заростка гладкая, а нижняя – покрыта тончайшими волосками, помогающими ему прикрепляться к влажной поверхности почвы. Между волосками находятся полые бугорки, где находятся сперматозоиды. Около сердцевидной выемки заростка находятся удлиненные возвышения с канальцами, идущими внутрь. На дне каждого бугорка находится яйцеклетка – женская половая клетка.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы на с. 60 учебника.

УРОК 19 (11)

ЦЕЛИ УРОКА :

выявить уровень знаний учащихся о высших споровых растениях, предложив выполнить тестовые задания.

ТИП УРОКА : закрепление знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки, гербарный материал.

ПЛАН УРОКА :

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ :

Число, месяц.

Проверочная работа

Напомнить учащимся о порядке выполнения тестовых заданий и предложить классу приступить к работе. Правильные ответы выделены курсивом.

Тестовые задания.

Где происходит оплодотворение у споровых?

Г. В клетке растения

Как называются первые наземные растения?

3. Тело мхов подразделяется на:

А. Стебли и листья

Б. Листья и корни

В. Стебли и корни

Г. Стебли, листья, корни

4. Плауны это:

A. Однолетние растения с ризоидами

Б. Многолетние растения с крупными листьями

B. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями

Г. Многолетние растения с ризоидами

5. Хвощи имеют:

В. Ползучий стебель

Г. Корневище

6. Заросток папоротника это:

Б. Гаметофит

В. Маленькое растение папоротника

Г. Разворачивающиеся листья папоротника

7. В жизненном цикле папоротников преобладает :

А. Спорофит

В. Обе формы развиваются одновременно (параллельно)

Г. Обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит

8. Вайи это:

А. Побеги плауна

Б. Листья папоротника

9. Весенние побеги хвоща:

А. Зеленые, ветвистые без спорангиев

Б. Бурые тонкие гаметофиты

В. Зеленые гаметофиты

Г. Бурые со спороносными колосками

10. Хвощ – показатель того, что почва:

Г. Не является показателем

Если учащиеся быстро справились с тестами, можно за дополнительные баллы предложить выполнить творческие работы:

1. Составить цепь питания для сфагнового болота.

2. Составьте схему размножения папоротников.

3. Найдите черты сходства и различия в развитии мхов и папоротников.

4. Приведите доказательства того, что хвощи относятся к высшим растениям.

Домашнее задание

Повторить систему Царства растений. Повторить основные признаки высших и низших растений.

УРОК 20 (12)

ЦЕЛИ УРОКА :

раскрыть значение появления семян для распространения растений, охарактеризовать отличительные особенности и значение хвойных и других голосеменных растений.

ТИП УРОКА : объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ : рисунки и фотографии голосеменных, засушенные веточки и шишки сосны, ели, лиственницы, кедровые орешки; необходимая оптика.

ПЛАН УРОКА :

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ :

Число, месяц.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Лабораторная работа 12 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Папоротник состоит из стебля, листьев, корневища с корнями.

Сильно рассеченные листья папоротников называются вайями. Они имеют светло-зелёную окраску. В зависимости от вида папоротника форма вайи, длина и окраска могут различаться.

Корневища (подземные побеги) папоротников прямые и длинные, темно-коричневого цвета, с многочисленными придаточными корнями.

Растут параллельно земной поверхности. Вайи растут прямо от корневищ.

2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

Лабораторная работа 12 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Маленькие бурые бугорки на нижней стороне вай — это спорангиев, которые сгруппированы в сорусы. В спорангиях созревают споры. Споры необходимы папоротниковым для размножения.

3. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

Сходства: папоротники, как и мхи, имеют деление на органы; размножаются спорами; клетки растений содержат хлорофилл (осуществляется процесс фотосинтеза); любят хорошо увлажненные места.

Отличия: в отличие от мхов, у папоротников имеются полноценные корни и корневище, у некоторых мхов есть только ризоиды. У папоротников хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров. У мхов такие ткани отсутствуют, их высота не выше 80 см.

4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

Папоротники имеют деление на органы: корни, стебель и листья. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров. Размножаются они спорами.

§ 16. Плауны. Хвощи. Папоротники - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

В спороносных колосках хвоща весной развиваются споры. После созревания спор колоски открываются и споры вылетают наружу. Они разносятся ветром, а затем попадая в почву, начинают прорастать в новые растения. Так происходит размножение хвощей.

§ 16. Плауны. Хвощи. Папоротники - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

3. Зарисуйте побеги хвоща.

§ 16. Плауны. Хвощи. Папоротники - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

Вывод:

Хвощ — это высшее споровое растение. У него есть отдельные органы: корневище, стебель, листья, спороносный колосок и т.д., кроме того хвощ размножается спорами.

§ 16. Плауны. Хвощи. Папоротники - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вай.

Корневище папоротника прямое и длинное, с многочисленными придаточными корнями. Растёт корневище параллельно земной поверхности. Цвет — тёмно-коричневый.

§ 16. Плауны. Хвощи. Папоротники - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

Вайи (листья) папоротника имеют сильно рассечённую форму и светло-зелёную окраску. В зависимости от вида папоротника форма вайи и её длина могут сильно различаться. Обычно длина вайи папоротника 20 — 70 см. Стоит отметить, что растут вайи прямо из корневища.

§ 16. Плауны. Хвощи. Папоротники - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

Маленькие бугорочки на нижней стороне вайи — это спорангии. Они образуются на листе папоротниковых летом. Внутри спорангиев развиваются споры. После созревания спорангии раскрываются и споры разносятся ветром и животными на большие расстояния. После попадания в почву споры начинают прорастать и образуются новые растения папоротника. Споры необходимы папоротниковым для размножения.

§ 16. Плауны. Хвощи. Папоротники - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

3. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

Сходство мхов и папоротников:

  • имеют деление на органы;
  • размножаются спорами;
  • клетки содержат хлорофилл и в них происходит процесс фотосинтеза;
  • растения неограниченно растут на протяжении всей жизни;
  • неподвижны;
  • преимущественно обитают в хорошо увлажнённых местах.

Различия мхов и папоротников:

  • у папоротников имеются полноценные корни — корневища, в у мхов вместо корней ризоиды;
  • у папоротников хорошо развиты проводящие и механические ткани, а у мхов такие ткани отсутствуют;
  • папоротники более крупные по размерам растения, некоторые из них могут дорастать до 20 метров в высоту, а мхи не вырастают выше 80 см.

4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

Папоротники относятся к высшим споровым растениям потому, что:

  • их тело разделено на органы: корневище с придаточными корнями, вайи (листья) на слабо развитых стебельках);
  • у них хорошо развиты механические и проводящие ткани;
  • они размножаются спорами.

Вывод: Папоротник — это высшее споровое растение.

Читайте также: