Лабораторная работа по биологии 7 класс голосеменные и покрытосеменные растения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

При этом в некоторых учебниках по биологии существуют устаревшие или упрощенные классификации:

  1. Семенные растения рассматриваются как группа, состоящая из двух таксонов в ранге отдела: Отдел Голосеменные, состоящий из четырёх указанных выше классов и Отдел Цветковые (Покрытосеменные).
  2. Голосеменные рассматриваются как группа, состоящая из четырёх таксонов в ранге отдела: Отдел Гинкговые, Отдел Гнетовые, Отдел Саговниковые, Отдел Хвойные.

Семенные растения обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы. Вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры (мужские) и мегаспора (женские). Первые дают начала мужскому гаметофиту, а вторые — женскому. Женские мегаспоры формируются в мегаспорангии. Из мегаспор вырастают женские гаметофиты — архегонии, продуцирующие яйцеклетки. Этот процесс проходит внутри семязачатка, так же как оплодотворение и развитие зародыша с образованием семени. Преимущества семенного размножения:

  • женский гаметофит защищен семязачатком и менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит;
  • семя содержит запас питательных веществ, используемый следующим спорофитным поколением после прорастания семени;
  • семена способны противостоять неблагоприятным условиям и могут оставаться в состоянии покоя и прорастать в благоприятных условиях;
  • у семян развиваются различные приспособления для распространения.

Голосеменные

голосеменные характеристика

Голосеменные — процветающая группа растений, распространенная по всему земному шару. Жизненные формы представлены деревьями и кустарниками, как правило, вечнозелеными с иголками вместо листьев. Голосеменные в настоящее время включают в себя 4 отдела: саговниковые, гинкговые, хвойные, гнетовые.


Размножаются семенами, но не формируют цветков и плодов. Большинство голосеменных — древесные хвойные растения. Листья игольчатые или чешуевидные, вечнозелёные (кроме лиственницы), слабо испаряющие воду. У всех хвойных образуется смола, заживляющая раны. Имеются мужские и женские шишки. В России в природе наиболее распространены ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.

строение голосеменных

Мужские шишки, одиночные, состоят из многочисленных микроспорофиллов, расположенных спирально на общем стержне На каждом микроспорофилле развиваются два микроспорангия, вмещающих пыльцу. Пыльцевые зерна снабжены воздушными мешкам, служащими для распространения по воздуху.

Женские шишки состоят из центральной оси, на которой спирально расположены кроющие чешуи, а в их пазухах лежат семенные чешуи. У оснований семенных чешуи сидят парные семяпочки.

сосна

Листья — иголки у хвойных покрыты толстой кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Эти приспособления сберегают воду внутри растения во время голодных сезонов.

Жизненный цикл развития сосны

жизненный цикл развития сосны

Жизненный цикл проходит с преобладанием спорофита — диплоидной стадии. Созревание семян происходит на второй год после опыления. Следующей зимой шишки раскрываются, и семена разносятся ветром на большие расстояния.

Периодизация в размножении сосны:

  • Первое лето: женские шишки красноватые, около 5 мм длиной; пылинки попадают на женские шишки, но яйцеклетки ещё не сформированы
  • Второе лето: женские шишки зелёные, около 3—4 см длиной; в семязачатках образуются яйцеклетки и эндосперм, происходит оплодотворение
  • Ближайшая зима: женские шишки бурые, 5—6 см длиной; семязачатки превращаются в семена; в конце зимы семена, снабжённые плёнчатыми крылышками, распространяются ветром

Значение голосеменных:

  • обогащение атмосферы кислородом
  • источник древесины, смолы, канифоли
  • источник пищи, лекарственных веществ
  • использование в строительстве
  • сырьё для производства бумаги

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Тема 3. Голосеменные

Тема. Общая характеристика голосеменных. Лабораторная работа № 15. Строение голосеменных

Цель. Сформировать у учащихся знания о основные признаки голосеменных, по которым они отличаются от других отделов высших семенных растений.

Основные понятия и термины: спору, семя, семенные зачатки (макроспорангии), стробилы, спорофіли.

Оборудование: таблицы “Последовательный развитие растительного и животного мира в различные геологические эры” (приложение А), рисунки с изображением голосеменных (деревьев, кустов, одревесневших лиан); оборудование для лабораторной работы (см. текст).

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация таблиц, моделей); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); практические (выполнение лабораторной работы); самостоятельная работа с учебником.

Тип урока: усвоение нового материала.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Обобщение и систематизация изученного.

Итоги урока, аргументация оценок.

1. Организационный момент.

Подготовительная беседа. Отгадайте загадку: Все паны скинули кафтани - один пан не скинул кафтан (Елка в лиственном лесу). А какие вы знаете загадки про ель и сосну?

Сегодня мы познакомимся с растениями, которые имеют настоящее семя. Именно наличие семян дала возможность растениям, которые получили название “Голосеменные”, широко распространиться на Земле и иметь достаточно большую численность (по сравнению с отделами Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротникообразные).

Эвристическая беседа. Как вы думаете, почему возникла именно такое название - “Голосеменные”? Потому что семена этих растений голое, не окружено околоплодника, как, скажем, семена яблони, вишни, ореха.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим общую характеристику растений отдела Голосеменные как теоретически, да и практически в процессе выполнения лабораторной работы.

1. Характеристика изменений климата на Земли на границе палеозойской и мезозойской эр и влияние этих изменений на растительный покров планеты.

2. Общая характеристика голосеменных растений.

3. Выполнение лабораторной работа.

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Характеристика изменений климата на Земле на границе палеозойской и мезозойской эр и влияние этих изменений на растительный покров планеты

Наверное, вы слышали, что все время существования и развития жизни на нашей планете ученые делят на так называемые эры. Древнейшая эра - архейская, за ней идут протерозойская, палеозойская, мезозойская и кайнозойская (сейчас мы живем в кайнозойській эре). Каждая эра характеризуется изменениями климата Земли, возникновением и исчезновением различных форм живых организмов. Каждая эра делится на периоды. (Демонстрация таблицы “Последовательное развитие растительного и животного мира в различные геологические эры”). Например, палеозойская эра состоит из кембрийского, ордовикского, силурийского, каменноугольного и пермского периодов. Так, в конце каменноугольного периода климат на Земле стал более сухой и прохладный. Древовидные папоротники, Хвощи и Плауны, которые царили до этого времени, постепенно вымерли. Появились первые голосеменные растения - потомки древних папоротникообразных.

Происхождение от древних голосеменных папоротникообразных доказывают наличие многих общих черт между этими растениями. Это сходство - не только внешняя. Общие черты прослеживаются в строении органов: стеблей, листьев, корней.

2. Работа с таблицей. Рассмотрите таблицу, представленную в учебнике или практикуме, и скажите, какие голосеменные растения были первыми.

3. Пояснительная беседа. Первыми голосеменными растениями были семенные папоротники, которые впоследствии полностью вымерли. Семена в семенных папоротников развивалось на листьях; шишек у этих растений не было.

Семенные папоротники имели вид деревьев, лиан и трав. От семенных папоротников возникли другие голосеменные растения.

Условия жизни на планете продолжали варьироваться. Почему растения постепенно вымирали? Там, где климат становился более жестким, древние голосеменные растения постепенно вымирали, поскольку на смену им появились более совершенные растения - древние хвойные. Затем их сменили современные хвойные голосеменные растения - сосна, ель, пихта (пихта).

Растения, которые размножались семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения размножались спорами. Особенно четко это проявилось, когда климат стал менее влажным. Объясните, почему.

На заростках папоротникообразных, что развиваются из спор, образующихся женские и мужские гаметы (половые клетки) - яйцеклетки и сперматозоиды. Для того, чтобы гаметы слились, то есть, чтобы произошло оплодотворения необходима вода, в которой сперматозоиды движутся к яйцеклеткам. В голосеменных свободная вода для оплодотворения не нужна, ибо оно происходит внутри семенных зачатков. Так, в хвойных мужские гаметы подходят к женских по пыльцевых трубках, которые развиваются внутри семенных зачатков.

Другими словами, у растений, размножаются спорами, возможность оплодотворения зависит от наличия воды в внешней среде, а у растений, которые размножаются семенами, этой зависимости нет.

Общая характеристика голосеменных растений

5. Рассказ. Голосеменные (около 600 современных видов) - это преимущественно деревья, реже кустарники или одревесневшие лианы (демонстрация представителей голосеменных). Травянистых форм нет. Стебель этих растений камбий и способен к вторичному утолщению, сосудов в большинства голосеменных нет, древесина состоит только из трахеїд (удлиненных мертвых клеток с толстыми оболочками, которыми снизу вверх движется вода с растворенными в ней минеральными веществами). За некоторыми исключениями, голосеменные - вечнозеленые растения.

Одним из важных признаков этих растений является наличие семенных зачатков, из которых после оплодотворения развивается семя. Но, в отличие от покрытосеменных, семенные зачатки у них расположены открыто на мегаспорофілах - женских шишках (цветков нет). С помощью ветра пыльца, который развивается на мікроспорофілах - мужских шишках - попадает на женские шишки, и впоследствии происходит опыление и оплодотворение.

Современные голосеменные распространены по всей планете, но наибольшее их разнообразие - по периметру Тихого океана, в Австралии и на прилегающих островах.

Лабораторная работа № 15

Тема. Строение голосеменных.

Цель. Ознакомиться с внешней строением хвои, шишек, пыльцы и семян хвойных.

Оборудование: микроскоп, лупа, мікропрепарат “Мікростробіл сосны”, пинцет, гербарные образцы сосны, ели (другие хвойные растения), коллекция шишек, учебник.

1. Рассмотрите хвою предложенных вам растений. Определите ее форму, расположение на стебле. Измерьте длину. Данные занесите в таблицу.


Среди высших растений выделяются две большие группы – отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные.
Голосеменные – наземные растения, чаще всего вечнозеленые.
Они образуют семена, но не имеют цветков и плодов.
Рассмотрим, как размножается одно из самых известных голосеменных растений – сосна.
В начале тёплого сезона на молодых ветках сосны образуются два вида укороченных побегов – шишек.
Зеленоватые мужские шишки состоят из мелких шишечек. На их нижней стороне находятся пыльцевые мешки.
В них образуются пыльцевые зёрна со спермиями.
На чешуях красноватых женских шишек развивается по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки).
Пыльца разносится ветром, и происходит опыление. В результате образуется зародыш, из которого формируется семя. Для оплодотворения голосеменным уже не требуется вода.
Покрытосеменные – самая молодая и самая многочисленная группа царства растения.
Покрытосеменные имеют орган размножения – цветок, из которого образуется плод с семенами. Семена развиваются внутри плода, то есть они покрыты. Отсюда растения и получили свое название.
Для оплодотворения нужно, чтобы пыльца с тычинок попала на рыльце пестика. Этот процесс называется опылением.
Пыльцевое зерно прорастает, образуя пыльцевую трубку.
Достигнув зародышевого мешка, спермий из пыльцевой трубки сливается с яйцеклеткой и происходит оплодотворение.
Образуется завязь будущего растения.
Второй спермий сливается с центральной клеткой. Из нее развивается питательная ткань – эндосперм.
Так происходит двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Разработка лабораторной работы по теме: "Отдел Покрытосеменные растения". Содержит задания для обобщения и систематизации учебного материала по данной теме. Предполагает самостоятельную работу учащихся с раздаточным материалом.

Оценить 263 0

Лабораторная работа № 7

Тема: Изучение строения покрытосеменных растений

Цель: Обобщить знания о характерных особенностях строения покрытосеменных растений

Оборудование: Гербарий, схемы, таблицы.

Расмотрите гербарий. Найдите корневую и побеговую системы органов. Заполните схему:

Рассмотрите схему строения стебля покрытосеменных растений. Ответьте на вопрос: Что такое камбий. Ответ запишите в виде определения, соединив предложенные высказывания в текст.

Камбий – особая образовательная ткань …

расположена под корой

окружает древесину ствола сплошным кольцом

клетки делятся в разных условиях неравномерно

деление клеток приводит к утолщению ствола

Рассмотрите листья покрытосеменных растений. Составьте схему:

Рассмотрите жилкование листьев. Составьте схему:


Р ассмотрите схему строения цветка. Зарисуйте её в тетрадь и сделайте обозначения.

Из чего формируется плод у цветковых растений?

Что такое семядоля? Эндосперм?

Сделайтевывод: почему покрытосеменные (цветковые) растения широко распространены и занимают господствующее положение на Земле?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за разработку учебной программы, ориентированной на учащихся 7 класса и реализуемой на основ. Подробнее.

Методическая разработка урока "Деление дробей" выполнена грамотно, соответствует требованиям и реком. Подробнее.

Ценность методической разработки заключается в её практической значимости: для учителей предложены м. Подробнее.

Спасибо Вам за творческий подход к занятиям, достаточно полная, яркая презентация.Смело беру и испол. Подробнее.

Благодарю Вас за хороший конспект, можно отметить простоту и доступность изучаемого материала. Возьм. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: