Лабораторная работа по биологии 6 класс типы соцветий покрытосеменных растений

Обновлено: 05.07.2024

Соцветия обычно состоят из мелких цветков. В группах такие цветки становятся более заметными для насекомых-опылителей. У ветроопыляемых растений соцветия также увеличивают вероятность опыления.

Простая кисть образуется у люпина, ландыша, пастушьей сумки. В кисти цветки прикреплены к общей длинной оси с помощью цветоножек и располагаются по одному.


Простой колос состоит из сидячих цветков, расположенных на общем цветоносе. Такое соцветие у подорожника.

Корзинка — это соцветие у подсолнечника, топинамбура, одуванчика, ромашки, маргаритки, ноготков. Корзинка имеет общее расширенное основание, на котором располагаются мелкие сидячие цветки. Снаружи соцветие окружено зелёными листочками обёртки.

Соцветие головка напоминает шар. В нём короткая утолщённая ось, на которой располагаются сидячие цветки. Соцветие головка образуется у люцерны, клевера.

Простой зонтик состоит из цветков, прикреплённых к одной точке цветоножками одинаковой длины. Простой зонтик образуется у герани, примулы, лука, чеснока, вишни.

Соцветие щиток похоже на зонтик, но в этом соцветии цветоножки отдельных цветков имеют разную длину и отходят от разных точек на общем цветоносе. У нижних цветков они более длинные. Такое соцветие у боярышника, груши, калины, спиреи.

сложные соцветия_sarežģītas ziedkopas_complex inflorescences (1).jpg

Сложная кисть состоит из простых кистей. Такое соцветие называют ещё метёлкой . Сложная кисть у сирени, овса, кукурузы.


Сложный зонтик состоит из простых зонтиков, прикреплённых к цветоносу. Такое соцветие у тмина, укропа, моркови.

57. Заполните схему.
Органы покрытосеменного растения:
Вегетативные - корень, побег;
Генеративные - цветок, плод с семенами.

6-32-58

6-32-59

1 - околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
2 - эндосперм;
3 - семядоля;
4 - почечка;
5 - стебель;
6 - корешок;
7 - зародыш;
Вывод: В зародыше содержится много органов. Зародышевый корешок, стебелек, почечка и семядоли.

6-33-60

61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

6-33-61

Вывод: Зародыш - зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения.

62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
1 - стержневая;
2 - мочковатая.

6-34-63

Вывод: У двудольных корневая система стержневая , а у однодольных мочковатая.

64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют?
Больше клубней, больше боковых корней создается при окучивании. И становится больше урожая. Окучивание очень полезно для растений.

65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
1- корневой чехлик;
2 - зона деления;
3 - зона роста;
4 - зона всасывания;
5 - зона проведения;
6 - корневые волоски.

6-36-66

1 - оболочка;
2 - вакуоль;
3 - глазок;
4 - корневой чехлик.

66.Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

6-36-66-2

Вывод: У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка.

6-37-67

Вывод: У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу.

68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется?
Пикировка - отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка - пики.

70. Закончите определение.
Побегом называют стебель с расположенными на нем почками.

71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 - верхушечная;
2 - пазушная;
3 - междоузлие.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая - генеративная.

6-39-72

1 - почечная чешуя;
2 - листья;
3 - почка;
4 - стебель.
Вывод: у генеративной почки, почка размером больше.

73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
Почечные чешуйки.

74. Закончите заполнение схем.
Виды почек по строению: Вегетативные и генеративные.
Виды почек по расположению на стебле: Очередное, супротивное и мутовчатое.
Строение вегетативных почек: Почечная чешуя, листья зачат. , почка и стебель.
Строение генеративных почек: Почечная чешуя, листья зачат., почка , стебель зачат.

75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

6-40-75

Вывод: Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения.

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.

6-40-76

77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
Простые листья: 1, 4, 6, 8, 7.
Сложные листья: 2, 3, 5.

78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.

6-41-78

6-41-79

80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.

6-41-80

Устьице с окружающими его клетками кожицы.
1 - Замыкающая клетка;
2 - Устьичная щель;
3 - Хлоропласт;
4 - клетки кожицы.

6-42-82

83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
1 – световой лист
2 – теневой лист.
Теневые листья более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску.
У световых листьев окраска более светлая.

84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.

6-43-84

85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.

6-43-85

86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.

6-43-86

87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.

6-44-87

88. Заполните таблицу.

6-44-88

6-45-89

6-45-90

Вывод: на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному.

6-45-91

1 – чешуя
2 – видоизменённые листья
3 – почки
4 – донце
5 – придаточные корни
Вывод: у лука довольно простое строение, это: чешуя, видоизменённые листья, почки, донце, придаточные корни.

6-46-92

93. На рисунке подпишите названия частей цветка.

6-46-93

94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

6-46-94

Вывод: у первого цветка двойной околоцветик, а у второго – простой.

6-47-95

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1

96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

6-47-96

В првильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном - только одну.

97. Впишите пропущенные слова.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые.
Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночный, а цветок, имеющий только пестики, называют пестичным.
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомные.
Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения называют двудомными.

Вывод: биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе

Пользуясь учебником, напишите в тетрадь названия растений, имеющих данный тип соцветия, зарисуйте схему.

1) Кисть — цветки располагаются поочередно на длинных цветоножках (смородина, черемуха, редька дикая, акация белая, ландыш).

2) Простой колос — на главной оси стебля расположены сидячие или на очень коротких цветоножках цветки (подорожннк, каштан, тимофеевка).

3) Сложный колос — на главной оси сидят не одиночные цветки, а мелкие колоски (рожь, пшеница, ячмень, пырей).

4) Початок — очень сходный с простым колосом, но имеет мясистый утолщенный главный стержень (кукуруза, рогоз, аир).

6) Метелка, или сложная кисть, — от главной оси отходят мелкие кисти, которые, в свою очередь, еще дают разветвление (полынь, овес, мятлик, мужские соцветия кукурузы).

7) Корзинка — имеет расширенную, как чаша, мясистую цветоносную ось. На ней расположено множество мелких цветков. По краям окружена крупными листьями, которые называют обверткой (подсолнечник, ромашки, васильки, астры). Дополнительно учащиеся знакомятся с соцветиям.

8) Зонтик сложный — отличается от простого тем, что на концах осей находятся не одиночные цветки, а маленькие зонтики (морковь, петрушка, укроп).

9) Головка — имеет общее строение с простым зонтиком, но у головки очень укорочена и утолщена цветоносная ось. Цветки сидячие или на коротких цветоножках (клевер).

При подведении итогов учащиеся дают определение соцветия, его биологической роли. Учитель оценивает усвоение материала и умение определясь типы соцветий. Еще раз внимание учащихся заостряется на большом многообразии цветков и соцветий.

Задание на дом: продолжить наблюдения за раннецветущими растениями.

Лабораторные работы по курсу

Цель: научиться определять тип расположения листьев на стебле, особенности жилкования листьев, различать простые и сложные листья.

Оборудование: гербарий растений, лупа, приложение 1.

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

Примерный перечень растений: тополь бальзамический, черёмуха обыкновенная, карагана древовидная, берёза повислая, боярышник даурский, яблоня ягодная, лук стареющий, лук торчащий, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, земляника восточная, копеечник альпийский, клевер средний.

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_025.jpg

Рис. 1 Внешнее строение листа

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_026.jpg

Рис. 2 Прикрепление листьев к стеблю

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_027.jpg

Рис. 3 Различные формы края листьев

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_028.jpg

Рис. 4 Простые листья

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_029.jpg

Рис. 5 Сложные листья

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_030.jpg

Рис.6 Жилкование листьев

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_019.jpg

Рис.7 Листорасположение

Лабораторная работа

Цель: сформировать представление об особенностях внутреннего строения ветк дерева.

Оборудование: гербарий, лупа.

1. Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?

2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.

3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?

4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.

5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.

6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.

8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.

9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту – лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.

Лабораторная работа

Цель работы: убедиться, что корневище, корень, луковица являются видоизмененными подземными побегами и выполняют функции отложения запасных веществ и размножения.

Оборудование: гербарные образцы корневищ растений, клубень картофеля, луковица репчатого лука, препаровальный нож, раствор йода.

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

3. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля (рис. 42).

4. Зарисуйте поперечный срез клубня.

5. Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

6. Докажите, что клубень – это видоизменённый подземный побег.

1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

2. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.

3. Докажите, что луковица – это видоизменённый подземный побег.

Используя приложение 1 , рис 5 распределите предложенные растения на группы: корневище, луковица, колючки

Примерный перечень растений: пырей ползучий, крапива коноплёвая, красоднев малый, касатик одноцветковый, ландыш Кейске, лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, лук стареющий, лук торчащий, лилия даурская, боярышник даурский, яблоня, ягодная, земляника восточная, костяника каменистая.

Читайте также: