Лабораторная работа по биологии 6 класс покрытосеменные

Обновлено: 08.07.2024

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ИНФОРМАТИКА

Лабораторная работа "Строение цветкового растения"

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: гербарии цветковых растений в цветущем состоянии, по возможности с плодами, лупы, препаровальные иглы, линейка (для работы подходят растения пастушья сумка, сурепка, так как у этих растений на одном стебле одновременно можно увидеть и плоды и семена).

1. Рассмотрите экземпляр растения на вашем столе. Найдите у него вегетативные органы. Какие из вегетативных органов вы видите? (Корень, стебель, листья, на некоторых гербариях видны почки) Определите цвет и размер корня, цвет и длину стебля, цвет, размер и примерное количество листьев.

2. Найдите генеративные органы растения. Какие из генеративных органов вы видите? (Цветы, плоды) Определите размер и окраску (по возможности) цветов и плодов. Аккуратно при помощи препаровальной иглы вскройте плод и найдите там семена. Определите размер семян данного растения.

3. Зарисуйте растение, в тетрадь для практических работ, укажите все органы, которые вам удалось увидеть. Не забудьте указать название исследуемого растения.


Цель: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника.

Оборудование: гербарий, рисунки в учебнике, таблица

Рассмотрите внешний вид растения по рисункам в учебнике на странице 82 “Строение шиповника”, гербарию.

Отметьте особенности строения по следующему плану:

Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________.

Какой особенностью обладает стебель шиповника? На стебле имеются___________________. Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий) ____________________.

Цветок шиповника имеет венчик из ________ лепестков, чашечка состоит из _______ чашелистиков. Тычинок ___ , пестиков ________.

Листья ____________________ (простые или сложные), жилкование: сетчатое или дуговое) ____________________.

Листорасположение ___________________ (очередное, супротивное, мутовчатое).

Рассмотрите разрезанный плод, определите его тип ____________________(многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).

Тип корневаой системы (стержневая, мочковатая) ____________________.

Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений, классу Двудольные, семейству Розоцветные. Определите значение шиповника в природе и жизни человека.


-80%

1. Строение семян

1. Заполните схему.

Вегетативные – корень, побег.

Генеративные – цветок, плод.
2. Выполните лабораторную работу "Строение семян двудольных растений" ( см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.

1 - стебелек
2 – почечка
3 – корешок
4 – семядоли
5 – семенная кожура.

3. Выполните лабораторную работу "Строение зерновки пшеницы" ( см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

1 – околоплодник
2 – эндосперм
3 – щиток
4 – почечка
5 – стебелек
6 – корешок
7 – зародыш.
Вывод: фасоль является двудольным растением, поэтому имеет 2 семядоли. Пшеница – это однодольное растение, имеет одну семядолю и эндосперм.

4. Заполните таблицу "Сравнение семян двудольных и однодольных растений".

Растения-Части семени- Части зародыша-Запас питательных веществ
Фасоль-Зародыш,семенная кожура-семядоли, корешок, стебелек, почечка-семядоли
Пшеница-Зародыш,семенная кожура,эндосперм-щиток, корешок, стебелек, почечка-эндосперм
Миндаль-Зародыш,семенная кожура,остаток эндосперма-корешок, стебелек, почечка, семядоли- семядоли
Лук-Зародыш,семенная кожура,эндосперм-корешок, стебелек, почечка, семядоля-эндосперм
Ясень-Зародыш,семенная кожура,эндосперм-корешок, стебелек, конус нарастания, семядоли-эндосперм
Частуха- Зародыш,семенная кожура-корешок, стебелек, почечка, семядоля-семядоли
5. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

Вывод: Из почечки – листья, из стебелька – стебель, из корешка – корень, из семядолей – первые 2 листика. Вывод: из каждой части зародыша и семени развивается определенная часть растения.
6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семени. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.

Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. Тип семян у тыквы – семена двудольных без эндосперма.
7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.
Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения – двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме.

2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

3. Определите, где находятся цветки и плоды.

4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

5. Рассмотрите плоды, определите их количество.

6. Сделайте выводы.

Лабораторная работа 2

Ознакомиться с внешним видом спор.

1. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло.

2. Белый лист бумаги.

3. Лист папоротника со спорами.

4. Семена редиса.

Ход работы

1. Рассмотрите лист папоротника.

2. Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.

3. Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыплются.

4. Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.

5. Сравните размеры спор с семенами редиса.

6. Сделайте вывод.

Лабораторная работа 3

Научиться готовить временные микропрепараты и работать с ними.

2.Инструментарий: склянка с водой, стеклянная палочка или пипетка, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, марлевая салфетка (8x8 см, полиэтиленовая салфетка на рабочий стол (30x30 см).

Ход работы

1. Разрежьте спелый плод томата.

2. Приготовьте микропрепарат из мякоти плода.

3. Рассмотрите клетки мякоти плода томата под микроскопом.

4. Зарисуйте в тетради форму клеток.

5. После просмотра промойте стекла и приведите в порядок инструменты.

Лабораторная работа 4

Изучение клеток кожицы лука.

Изучить строение растительной клетки.

1.Инструментарий: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт.

2. Часть луковицы.

Ход работы

1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

3. Рассмотрите клетку при большом увеличении.

4. Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите ее части.

Лабораторная работа 5

Изучение строения семени фасоли.

Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

1. Лупа ручная, препаровальная игла.

2. Боб фасоли с семенами.

3. Набухшие семена фасоли.

Ход работы

1. Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена – фасолины.

2. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.

3. Найдите рубчик и семявход.

4. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (предварительно намочите его, чтобы семя набухло).

5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение.Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.

6. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

7. Зарисуйте семя и надпишите его части.

Лабораторная работа 7

Строение вегетативных и генеративных почек.

Изучить внутреннее строение почек.

1. Лупа ручная, инструментарий.

2. Годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина черная).

Ход работы

1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечные почки.Отметьте внешний вид почек: форму, размеры и окраску.

2. Отделите от побега одну почку. Разрежьте ее вдоль. Положите разрезанные части на предметное стекло.

3. Пользуясь лупой и рисунком из учебника, найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебель. Определите, какую почку вы рассматриваете – вегетативную или генеративную.

4. Рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Отметьте, чем они отличаются друг от друга.

5. Сделайте схематический рисунок строения почки и надпишите ее части.

6. Сделайте вывод, почему почку называют зачаточным побегом.

Лабораторная работа 8

Внешнее строение листа.

Изучение внешнего строения простых и сложных листьев.

1.Комнатные растения: пеларгония, традесканция.

2. Гербарий листьев шиповника, рябины, дуба, сирени.

Ход работы

1. Рассмотрите зеленый лист комнатного растения пеларгонии. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради и надпишите их.

2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками у листа традесканции. Отметьте, в чем их различия.

3. Рассмотрите в гербарии листья рябины, шиповника, дуба, сирени. Найдите среди них простые и сложные листья.

4.Запишите результаты в таблицу:

Растения с простыми листьями Растения со сложными листьями

Лабораторная работа 9

Внешнее и внутреннее строение стебля.

Изучить строение стебля.

2. Зимняя ветка тополя.

3. Комнатное растение пеларгония.

Ход работы

1. У ветки тополя (или пеларгонии) рассмотрите стебель. Найдите узлы и междоузлия.

2. У ветки тополя найдите чечевички и листовые рубцы.

3. Сделайте поперечный разрез стебля тополя. Рассмотрите его с помощью лупы. Пользуясь рисунками, найдите основные части внутреннего строения стебля.

4. Определите количество годичных колец у ветки тополя. Найдите слой камбия.

5. Сделайте продольный разрез стебля тополя. Рассмотрите его. Проверьте иглой твердость сердцевины, древесины и коры.

6. Отделите кору от древесины. Объясните, почему она так легко отделяется.

Лабораторная работа 10

Внешнее строение корневища и клубня.

Изучить строение подземных побегов.

1. Лупа ручная, препаровальная игла, семь булавок и нитка (20 см).

2. Клубень картофеля.

3. Гербарий корневищного растения (пырей).

4. Луковица лука репчатого.

Ход работы

1. Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. По каким признакам вы их определили?

3. Рассмотрите под лупой глазки.

4. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу.

5. Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня.

6. Докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги.

Лабораторные и практические работы как средство осуществления связи теории с практикой В реализации связи теории с практикой при обучении математике большое значение имеют специальные лабораторные и практические работы. Под.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями Привлечение родителей к жизни группы всегда было приоритетным направлением в моей работе. Поэтому я, все чаще ищу и использую новые формы.

Читайте также: