Лабораторная работа насекомые вредители

Обновлено: 05.07.2024

для подготовки дипломированного специалиста по направлению 656200 – Лесное хозяйство и ландшафтное строительство специальности 250201 – Лесное хозяйство Сыктывкар 2007 УДК 595.7 ББК 28.691 Э67 Сборник составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по направлению 656200 – Лесное хозяйство и ландшафтное строительство, специальность 250201 – Лесное хозяйство.

Рассмотрен и рекомендован к изданию кафедрой воспроизводства лесных ресурсов Сыктывкарского лесного института 14 октября 2006 г., протокол № 2.

Рассмотрен и утвержден к изданию методическим советом сельскохозяйственного факультета Сыктывкарского лесного института 22 ноября 2006 г., протокол № 2.

доктор биологических наук, профессор Е. В. Юркина Энтомология : сб. описаний лаб. работ для подготовки дипломированного специаЭ67 листа по направлению 656200 – Лесное хозяйство и ландшафтное строительство специальности 250201 – Лесное хозяйство / сост. Е. В. Юркина ; Сыкт. лесн. ин-т. — Сыктывкар : СЛИ, 2007. — 16 с.

УДК 595. ББК 28. В сборнике приведены методические рекомендации по подготовке к лабораторным работам, даны описания девяти лабораторных работ, посвященных различным разделам изучаемого курса. В конце каждой работы приведены вопросы для проверки знаний и самоконтроля и список необходимой для изучения темы литературы.

Для студентов специальности 250201 – Лесное хозяйство.

Темплан 2006/07 учеб. г. Изд. № 67.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторных занятий

Лабораторная работа № 1. Знакомство с основными классами типа членистоногих (место насекомых в системе животного мира). Лабораторная работа № 2. Внешнее строение тела насекомых. Лабораторная работа № 3. Внутреннее строение насекомых. Лабораторная работа № 4. Развитие насекомых

Лабораторная работа № 5. Классификация насекомых.

Ознакомление с основными отрядами насекомых

Лабораторная работа № 6. Ознакомление с основными подотрядами и семействами насекомых по имагинальной фазе. Лабораторная работа № 7. Типы повреждений, наносимых насекомыми деревьям и кустарникам

Лабораторная работа № 8. Вредители плодов и семян. Вредители корней. Вредители питомников, культур и естественного возобновления

Лабораторная работа № 9. Хвое- и листогрызущие вредители.

Стволовые вредители. Насекомые-энтомофаги

ВВЕДЕНИЕ

В результате изучения дисциплины студент должен:

внешнее и внутреннее строение насекомых, основы их экологии и классификации;

образ жизни, биологию, распространение и причины массового размножения основных вредных лесных насекомых;

основные группы вредных насекомых и их главнейших энтомофагов в целях их использования для защиты леса;

главнейшие лесохозяйственные и лесокультурные мероприятия по профилактике возможного ущербы и основные истребительные мероприятия;

• уметь различать по основным систематическим признакам и внешнему виду главнейших насекомых-вредителей леса и наносимые ими повреждения;

• иметь представление о теории образования очагов массового размножения насекомых и прогнозирования их численности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Знакомство с основными классами типа членистоногих (место насекомых в системе животного мира) Цель работы: познание насекомых как представителей типа членистоногих.

Задачи работы: научиться определять принадлежность различных подтипов типа членистоногих.

Обеспечивающие средства: рак, мокрица, скорпион, клещ, паук, кивсяк, костянка, жук, клоп (в спирте в чашках Петри), другие представители типа членистоногих, смонтированные в коллекциях.

Чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, лупы, бинокулярные микроскопы.

Задание: познать тип и подтипы членистоногих с целью установления главных признаков животных, принадлежащих к ним.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторного занятия представить в виде таблиц с указанием принадлежности животных к подтипам типа членистоногих. Определить принадлежность членистоногих к классам и зарисовать предложенных представителей классов ракообразных, паукообразных, многоножек, насекомых.

Технология работы Насекомые относятся к типу членистоногих (Arthropoda). К этому типу относится свыше 1,5 млн видов животных, водных и сухопутных форм, обладающими членистыми парными конечностями и сегментированным телом, покрытым хитиновой кутикулой.

1. Рассмотреть предложенных для изучения животных и отметить в их строении признаки, характерные для типа членистоногих.

2. Определить принадлежность объектов к классам типа членистоногих.

3. Зарисовать строение представителей отдельных классов типа членистоногих (5–6) объектов.

4. Составить краткую характеристику классов типа членистоногих.

Контрольные вопросы 1. Сравнить представителей отдельных классов типа членистоногих.

2. Происхождение насекомых. Филогенетические связи трахейных с другими членистоногими.

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Внешнее строение тела насекомых Цель работы: познание сегментации тела насекомых, разделение его на отделы.

Задачи работы: изучить строение расчлененного тела насекомого и придатков каждого из отделов.

Обеспечивающие средства: майские жуки, хранившиеся в спирте (можно заменить их черными тараканами или кузнечиками).

Чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, нарезанные листки фильтровальной бумаги, лупы, бинокулярные микроскопы, настенные таблицы.

Задание: осуществить разбор особенностей внешнего строения тела насекомых на примере майских жуков.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков.

Технология работы Тело насекомого состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка. Описание строения отделов см. в практикуме по лесной энтомологии [2].

1. Рассмотреть предложенных для изучения жуков и отметить места прикрепления придатков головы и груди.

2. Обнаружив границы между отделами тела жука, расчленить его с помощью пинцета и препаровальных игл.

3. Разложив части жука на листочках фильтровальной бумаги, зарисовать схему его строения по [2].

4. Рассмотреть особенности строения грудного отдела.

5. Рассмотреть строение брюшка, выделить границы сегментов и отметить расположение дыхалец.

Контрольные вопросы 1. Охарактеризовать внешнее строение тела насекомых.

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Внутреннее строение насекомых Цель работы: познать внутреннее строение насекомых.

Задачи работы: изучить особенности строения насекомого.

Обеспечивающие средства: живые насекомые – сверчки, черные тараканы. Набор насекомых на пластинке – кузнечик, кобылка, гусениц бабочек (в пробирках со спиртом). Чашки Петри, ванночки, глазные пинцеты, ножницы, препаровальные иглы, булавки с колечками, пипетки, вата, сухие морилки, бинокулярные микроскопы, настенные таблицы.

Задание: осуществить разбор особенностей внутреннего строения тела насекомых на примере ряда образцов вскрытых насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков.

Технология работы Необходимо изучить по учебнику [1] раздел о внутреннем строении насекомых.

1. Умертвляют насекомых, производят их вскрытие согласно заданию, приведенному в практикуме [2].

Контрольные вопросы 1. Черты специализации у насекомых к разному способу и типу питания?

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Цель работы: познание индивидуального развития или онтогенеза насекомых.

Задачи работы: познакомиться с отдельными фазами онтогенеза.

Обеспечивающие средства: кладки яиц боярышницы, соснового бражника, златоглазки и др.; личинки и имаго ягодного клопа, цикады, личинки жужелицы, листоеда, совки, настоящего пилильщика, древоточца пахучего, майского хруща (личинки разных возрастов), долгоносика (в спирте); куколки жука-усача, бабочки, пупарий мухи, коконы соснового шелкопряда, березового пилильщика, коконы других насекомых разного типа; чашки Петри, пинцеты, бинокулярные микроскопы, лупы, настенные таблицы.

Задание: осуществить разбор особенностей развития насекомых на примере ряда представителей класса насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков.

Технология работы Насекомые в течение всего индивидуального развития проходят три или четыре фазы: яйца, личинки, куколки (не у всех) и имаго (взрослого насекомого). Необходимо изучить по учебнику [1] раздел об онтогенезе насекомых.

1. Рассмотреть зарисовать и описать различные типы кладок яиц насекомых.

2. Рассмотреть личинок насекомых с неполным превращением, отметив их сходство и отличие от имаго.

3. Рассмотреть и зарисовать основные типы личинок насекомых с полным превращением.

4. Рассмотреть и зарисовать основные типы куколок и коконов насекомых.

Контрольные вопросы 1. Происхождение метаморфоза у насекомых и его биологическое значение.

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Классификация насекомых. Ознакомление с основными Цель работы: практическое ознакомление с основными отрядами насекомых.

Задачи работы: изучить особенности внешней организации главнейших отрядов.

Обеспечивающие средства: представители различных отрядов насекомых (не менее 20), смонтированные на пластинках или в коробках и пробирках. Бинокулярные микроскопы, лупы, настенные таблицы.

Задание: на примере представителей подклассов: Первичнобескрылые (Apterygota) и Крылатые осуществить разбор систематических особенностей ведущих отрядов насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков определенных представителей 8 отрядов насекомых, таблицы.

Технология работы Класс насекомых делится на два подкласса: Первичнобескрылые (Apterygota) и подкласс Крылатые (Pterygota) и на 34 отряда, из которых четыре относятся к первому подклассу, а остальные – ко второму. В основу подразделения класса насекомых на крупные систематические категории – подклассы, инфраклассы, отряды положены такие важнейшие особенности, как строение крыльев, ротового аппарата, тип постэмбрионального развития. Дополнительно используются и другие диагностические признаки. Подробная их характеристика имеется в учебнике по лесной энтомологии [1]. Необходимо изучить раздел о систематике насекомых.

1. Определить до отряда представителей класса насекомых, пользуясь определительной таблицей 11 практикума [2]. Составить краткую характеристику основных отрядов по приведенной в практикуме форме.

Контрольные вопросы 1. В чем проявляется родство насекомых с другими трахейными членистоногими?

2. На какие подклассы подразделяется класс насекомых?

3. На какие отряды подразделяется класс насекомых?

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Ознакомление с основными подотрядами и семействами насекомых по имагинальной фазе Цель работы: практическое ознакомление с основными подотрядами насекомых.

Задачи работы: изучить особенности внешней организации главнейших представителей подотрядов и семейств насекомых по имагинальной фазе.

Обеспечивающие средства: представители различных подотрядов и семейств прямокрылых, равнокрылых, полужесткокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых (не менее 20), смонтированных на пластинках или в коробках и пробирках. Бинокулярные микроскопы, лупы, настенные таблицы.

Задание: на примере представителей ведущих отрядов насекомых осуществить разбор их систематических особенностей.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков определенных представителей 8 отрядов (20 семейств) насекомых.

Технология работы Для таксономической характеристики семейств, родв и видов насекомых используется полный арсенал морфологических признаков, но при этом ведущее значение имеют жилкование крыльев, вариации в строении ротового аппарата, конечностей, гениталий. В последнее время шире используются микроморфологические признаки: состав и строение щетинок (хетом), сенсилл, структуры кутикулы. Перед выполнением задания необходимо изучить в учебнике [1] раздел о систематике насекомых.

1. С помощью кратких определительных таблиц III–IX из практикума [2] определить до подотряда или семейства представителей различных отрядов насекомых.

Контрольные вопросы 1. Перечислить главные признаки отрядов прямокрылых, равнокрылых, полужесткокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых.

2. Назвать главнейшие семейства отрядов прямокрылых, равнокрылых, полужесткокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых.

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Типы повреждений, наносимых насекомыми деревьям Цель работы: практическое ознакомление с основными типами повреждений, наносимых насекомыми деревьям и кустарникам.

Задачи работы: определить тип повреждения, наносимого обозначенным видом вредителей.

Обеспечивающие средства: наборы разнообразных повреждений (преимущественно листьев и побегов, не менее 15–20 видов).

К объеденным или скелетированным листьям прилагаются вредители – насекомые в пробирках или на пластинках. Бинокулярные микроскопы, лупы, настенные таблицы.

Задание: на примере различных представителей класса осуществить разбор типов повреждений, наносимых насекомыми деревьям и кустарникам.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков определенных типов повреждений.

Технология работы Все части деревьев и кустарников могут повреждаться насекомыми во время питания, яйцекладки и устройства временного убежища для зимовки. Характер повреждения зависит от строения ротовых частей и яйцеклада, способа питания насекомого (снаружи или внутри тканей растений), физических свойств и физиологической реакции самого растения. Повреждения растений исключительно разнообразны и в то же время часто очень характерны для определенных видов вредителей. Пользуясь своеобразием признаков повреждений, можно определить многие виды вредителей.

С классификацией типов повреждений деревьев и кустарников, наносимых насекомыми лесным породам, следует познакомиться по учебнику [1].

1. Определить тип повреждений и вид вредителя в наборе, пользуясь таблицами ХVI–ХVII из практикума [2].

2. Составить краткое описание повреждений и зарисовать их с обозначением видов вредителей и их систематического положения.

Контрольные вопросы 1. Какие типы повреждений наносят насекомые растениям?

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Вредители плодов и семян. Вредители корней.

Вредители питомников, культур и естественного Цель работы: познание главных экологических групп насекомых-фитофагов.

Задачи работы: изучить особенности вредителей плодов и семян, корней, питомников, культур и естественного возобновления.

Обеспечивающие средства: наборы повреждений разных пород, имаго, личинок вредителей в пробирках и в коробках. Коллекции вредителей и поврежденных частей растений.

Задание: на примере различных представителей класса осуществить разбор экологических групп насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков определенных типов повреждений.

Технология работы По учебнику [1] познакомиться с главными экологическими группами насекомых.

1. С помощью определительных таблиц XVI – XVII, приведенных в практикуме [2], определить типы повреждений и насекомых.

2. Зарисовать не менее 15 разных повреждений разного типа на разных породах с обозначением типа вредителя и его систематического положения.

Контрольные вопросы 1. Какие типы повреждений наносят насекомые растениям?

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Хвое- и листогрызущие вредители. Стволовые вредители. Насекомые-энтомофаги Цель работы: познание главных экологических групп насекомых-фитофагов.

Задачи работы: изучить особенности хвое- и листогрызущих вредителей, стволовых вредителей, насекомых-энтомофагов.

Обеспечивающие средства: наборы повреждений разных пород, имаго, личинок вредителей в пробирках и в коробках. Коллекции вредителей и поврежденных частей растений. Насекомыеэнтомофаги.

Задание: на примере различных представителей класса осуществить разбор экологических групп насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков.

Технология работы По учебнику [1] познакомиться с главными экологическими группами насекомых.

1. Определить по практикуму [2] представленные в наборах повреждения и вредителей.

2. Зарисовать не менее 10 разных повреждений разного типа на разных породах с обозначением типа вредителя и его систематического положения.

3. Определить по практикуму [2] не менее 5 видов насекомыхэнтомофагов.

Контрольные вопросы 1. Какие типы повреждений наносят насекомые растениям?

2. Роль насекомых-энтомофагов в биоценозах.

Библиографический список: [1–6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воронцов, А. И. Лесная энтомология [Текст] : учебник для вузов / А. И. Воронцов. – 5-е изд. – М. : Экология, 1995. – 2. Мозолевская, Е. Г. Практикум по лесной энтомологии [Текст] / Е. Г. Мозолевская, Н. К. Белова, Г. С. Лебедева. – 3-е изд. – М. : Экология, 1991. – 256 с.

3. Бей-Биенко, Г. Я. Общая энтомология [Текст] / Г. Я. БейБиенко. – 3-е изд. – М. : Высш. шк., 1980. – 416 с.

4. Захваткин, Ю. А. Курс общей энтомологии [Текст] / Ю. А. Захваткин. – М. : Агропромиздат, 1986. – 319 с.

5. Росс, Г. Энтомология [Текст] : пер. с англ. / Г. Росс, Ч. Росс, 6. Чернышев, В. Б. Экология насекомых [Текст] / В. Б. Чернышев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 297 с.

ЭНТОМОЛОГИЯ

СБОРНИК ОПИСАНИЙ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ для подготовки дипломированного специалиста по направлению 656200 – Лесное хозяйство и ландшафтное строительство _ Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С. М. Кирова (СЛИ СПбГЛТА) 167982, г. Сыктывкар, ул. Ленина, _ Редакционно-издательский отдел СЛИ СПбГЛТА. Подписано в печать 19.01.07. Бумага офсетная.

Формат 60 90 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Arial. Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 0,5.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Задачи: ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Оборудование: таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых, презентация.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

Г) крылья

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

Г) поедают тлей

5. Грена тутового шелкопряда – это:

А) куколка

Б) гусеница

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Насекомые вредители виды

Биология

Общие сведения

Землю населяют огромные полчища насекомых — от 2 до 8 млн видов. Из них более 700 тысяч — вредители. Размножаются они очень быстро и в больших количествах. Обычно самки откладывают более сотни яиц, а бабочки совки свыше тысячи. Кроме того, некоторые виды вредителей могут воспроизводить по два-три поколения за год. Такое количество особей способно повлиять на качество урожая или уничтожить большие объёмы насаждений, а иногда вызвать настоящие стихийные бедствия.

Так, из истории известны случаи, когда полчища саранчи массово уничтожали огромные площади посевов, обрекая людей на голод. Сейчас человечество вооружилось множеством методов борьбы с насекомыми вредителями, тем не менее они наносят огромные убытки культурным растениям.

Насекомые вредители (биология 7 класс)

Систематика по группам

У каждого вида насекомых существуют характерные особенности. В связи с этим учёные разделили их на несколько групп, систематизируя по способу питания. Основные из них:

Насекомые вредители

  1. Грызущие. Поедают листья, стебли, корни и плоды растений при помощи отлично развитых челюстей. Главную роль во время поглощения пищи играют верхние челюсти, которыми насекомые отгрызают и измельчают растительную ткань, а остальные ротовые части способствуют её проглатыванию, продвигая кусочки в пищевод. Типичными обладателями грызущего аппарата могут служить саранчовые.
  2. Колюще-сосущие. Питаются клеточным соком растений путём высасывания. Ротовой орган паразита представляет собой хоботок с просветом внутри, при помощи которого он прокалывает поверхность листа или кожи животного и всасывает соки внутрь пищевода. Такое строение ротового аппарата встречается у тли, щитовок, комаров, клопов, которые питаются соками растений, других насекомых или кровью животных.

Вредителей систематизируют не только по вышеописанным признакам, но и по предпочтениям в пище. С этой точки зрения, выделяют три вида:

Тля

  1. Монофаги. Выбирают только один вид еды. Существование этих насекомых связано с растениями, на которых они живут и которыми питаются. Это рисовый долгоносик, яблоневая медяница, виноградная тля филлоксера, колорадский жук. Например, навозник обыкновенный и в личиночной, и во взрослой форме предпочитает в качестве еды коровий навоз.
  2. Олигофаги. Особи этой группы питаются немногими видами пищи, то есть представителями одного определённого семейства или даже рода. Например, гусеница бабочки Поликсены питается только четырьмя видами растений семейства Кирказон или сиреневая моль, которая повреждает культуры только из рода Маслиновые.
  3. Полифаги. Питаются множеством видов растений и деревьев. К таким насекомым можно отнести капустную совку или саранчу.

Особенно большое количество полифагов представлено в группе хищников. Например, жертвами богомола могут стать бабочки, мухи, сверчки, тараканы. А жужелица настолько сильна, что справляется с улиткой или мелкой лягушкой.

Вредители садов

Если на листьях садовых деревьев появились дырочки, бурые или жёлтые пятна, листовые пластины стали скрученными, а плоды червивыми, значит, растения атаковали вредители. Виды насекомых вредителей:

Плодоножка

Щитовка

  1. Тля. Сосущее насекомое, которое поражает ягодные культуры, деревья: грушу, сливу, яблоню, вишню. Тля высасывает сок, через время листья увядают, сморщиваются, культура начинает засыхать. Кроме того, вредитель является переносчиком вирусных заболеваний — листья поражает чёрный плесневый грибок. Для защиты растения от врага привлекают божьих коровок, которые питаются тлей, или же обрабатывают деревья раствором: табачную пыль замочить в воде (1 к 10) и добавить 50 г мыла.
  2. Плодожорка. Грызущий вредитель, уничтожающий плоды груш, яблонь, слив и персиков. Поражённые фрукты не успевают созреть и преждевременно падают с деревьев. В этом случае урожай снижается на 65%. Гусеница плодожорки светло-жёлтого окраса, размером около 2 см. Зимует под корой старых деревьев или в почве. Учёные довели, что потомство от одной пары бабочек может повредить до 900 плодов. Для борьбы с плодожоркой часто используют отвар из полыни. Траву (1 кг) заливают 1 л воды и кипятят 30 минут. После остывания разводят 10 л воды.
  3. Щитовка или щитовая тля относится к сосущим вредителям. Её размер варьируется от 0,5 до 5 мм, тело защищено восковым панцирем-щитком. Если растение атакуют колонии паразитов, оно покрывается сплошным слоем насекомых. Развитие молодых побегов и ветвей приостанавливается, культура ослабевает, усыхает верхушка. Жучки настолько впиваются в ткани растений, что приходиться применять механические способы уничтожения: соскребать их со ствола или обрезать поражённые части культуры.

Иногда прибегают к крайним мерам — уничтожают все заражённые деревья. Избавиться от щитовки помогают народные методы, проверенные садоводами десятилетиями. Один из них: 3−4 кг свежего чистотела настаивают в 10 л воды в течение суток, после чего обрабатывают поражённые деревья.

Паразитирующие насекомые, обитающие в лесах

Вредные насекомые наносят ущерб не только плодовым деревьям. Определённые виды предпочитают лесные породы — лиственные и хвойные. Огромное количество разнообразных гусениц, высасывая питающий сок, вызывают скручивание и засыхание зелёной массы растений. Описание некоторых насекомых вредителей леса:

Златогузка

Рыжий сосновый пилильщик

  1. Златогузка. Милое на вид существо — белого окраса бабочка с пушистым туловищем золотистого цвета. Колонии личинок способны уничтожить всю листву с дуба, диаметр ствола которого составляет до полуметра. Гусеницы же обычно мохнатые и имеют тёмный оттенок. Зимуют они в сооружённых из сухих листьев гнёздах, которые прикреплены к веткам. Вредить начинают в период распускания почек — покидают свои укрытия и обгрызают листву. Каждая самка в ветвях, на стволе и тыльной стороне листа откладывает до 3 сотен яиц. Через 3 недели вылупливаются новые гусеницы, которые тоже поедают растительность.
  2. Сосновая пяденица. Появляются бабочки в начале июня, при неблагоприятной погоде продолжают летать вплоть до середины лета, затем на старой хвое откладывают по 250 яиц за один раз. Появившиеся гусеницы выгрызают дерево вдоль ствола по направлению к корневой системе. Предпочитают больше молодые побеги, но иногда разрушают древесину и старых деревьев. На зиму гусеницы прячутся под слоем листвы или почвы, где ждут прихода весны, чтобы вновь превратиться в бабочку.
  3. Рыжий сосновый пилильщик. Лесной вредитель различных видов сосны. У самки тело рыже-жёлтое, блестящее, длина 7−9 мм. Самец — чёрный с глянцем. Крылья у них прозрачные. Внешне пилильщики похожи на ос и пчёл. Яйца откладывают на хвойных иголках. Каждая вылупившаяся личинка уничтожает в среднем по 35 хвоинок. Такое вредительство приводит к ослаблению дерева и высушиванию верхушки. На зиму большая часть личинок опускается в почву, остальные прячутся в коре для окукливания.

Вредоносы полей и огородов

Насекомые-полифаги — самая опасная группа насекомых, которые отличаются непревередливостью рациона, питаясь растениями различных семейств. Самые распространённые из них:

Саранча

Медведка

Насекомые вредители способны размножаться с огромной скоростью и в течение нескольких дней уничтожить полностью весь урожай. Чтобы предотвратить массовые нашествия паразитов, важно своевременно принять меры к их истреблению. Обычно применяют различные средства в виде инсектицидов.

На уроках биологии в 7 классе учащиеся получают определённый объём знаний о вредителях садов, огородов, лесов и полей. Чтобы систематизировать данные и закрепить тему, школьники обычно составляют таблицы, а затем в процессе обучения пользуются ими, внося в них названия самых распространённых насекомых вредителей и их характеристики.


Цель: изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти основные черты сходства и различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.

Оборудование: чашки Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, дождевые черви, пиявки, трубочник.

Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Сделайте вывод о значении такой кожи и щетинок для жизни червя в почве.

1. Поместите пиявку в стеклянную банку, заполненную водой.

2. При помощи лупы рассмотрите внешний вид пиявки. Обратите внимание на форму и окраску тела, число и расположение присосок. Постарайтесь измерить длину пиявки в её спокойном состоянии.

3. Рассмотрите и опишите устройство рта у присосавшейся к стеклу пиявки.

4. Попытайтесь мягкой кисточкой сбросить пиявку в воду со стенки банки.

5. Понаблюдайте за перемещением пиявки в банке с водой. Опишите движение пиявки.

6. Выявите другие (помимо плавания) способы передвижения пиявки.

Рассмотрите с помощью лупы трубочника. Отметьте окраску тела, размеры, форму тела. Найдите передний и задний конец тела. Отметьте наличие щетинок.

Обратите внимание на особенности поведения трубочника (держатся вместе или одиночно). Дотроньтесь до трубочника кисточкой. Отметьте его реакцию.

Сравнительная характеристика классов кольчатых червей

Вывод: Указать черты сходства и различия между разными классами кольчатых червей.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Знакомство с разнообразием ракообразных.

Цель работы: познакомить с широко распространенными в природе пресноводными и наземными ракообразными. Изучить особенности строения и некоторые процессы жизнедеятельности.

Оборудование: таблицы с изображением ракообразных, рисунки с изображением дафнии, циклопа, щитня, водяного ослика, мокрицы.

Рассмотрите строение рачка дафнии на рисунке 1. Найдите органы, расположенные на голове: крупный фасеточный глаз и двуветвистые усики, главные гребные конечности. Обрати­те внимание на грудные ножки под панцирем. Они обеспечи­вают приток свежей воды к жабрам и отцеживают пищу. Найдите просвечивающие через прозрачные покровы изогнутую трубку кишечника, располо­женное за ней на спинной стороне пульсирующее округлое сердце, а под сердцем — выводковую ка­меру с яйцами или молодью. Обрати­те внимание на отсутствие конечностей на брюшке.

Рассмотрите на рисунке 2 циклопа. Найдите слитную головогрудь, четыре свободных сегмента груди и членистое брюшко с раздвоенной вилочкой на конце. На го­лове рассмотрите один простой глаз и первую пару очень длинных усиков. У самки циклопа рассмотрите прикреп­ленные к брюшку с двух сторон большие яйцевые мешки.

Рассмотрите на рисунке 4 водяного ос­лика. Найдите голову с двумя парами усиков, семь свободных члеников груди с ножками и короткое слитое брюшко. Брюшные конечности сильно видоизменены, только последнюю шестую пару можно видеть со спины — это вилообразные придатки, остальные сильно сплющены и плотно прижаты к брюшку (выполняют функцию жабр).

Рассмотрите на рисунке 5 мок­рицу. Отметьте черты сходства с водяным осли­ком — они относятся к одному отряду равноногих раков.

Рассмотрите на рисунке 3 строение щитня. Найдите головогрудь, покрытую панцирем (щитом), корот­кое членистое брюшко с длинной вилочкой на кон­це. Найдите глаза на головной части щита. Длинные нитевидные придатки на первых па­рах грудных ножек заменяют щитням плохо раз­витые усики.

Читайте также: