Кто должен сажать детей на горшок в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Изучив проблемы, с которыми сталкиваются современные родители, имеющие детей раннего возраста, можем отметить ряд проблем.

Такие, как – с какого возраста изучать иностранные языки, как отучить от соски, можно ли смотреть телевизор, что подарить ребенку и многое другое…

Как и когда приучать ребенка к горшку – вопрос вечный и насущный. Методов и способов масса, но опыт у каждой семьи свой.

Есть родители, которые как в старые добрые времена, начинают высаживать ребенка чуть ли не с двух месяцев, и надевают на младенца исключительно многоразовые подгузники.

Есть и те, кто до трех лет, а то и дольше не снимают с ребенка памперсы.

Есть родители расслабленные, которые считают, что всему свое время и не торопят ребенка, ожидая, что наступит тот светлый миг, когда он сам попросится на горшок без особых усилий со стороны мамы и папы.

Есть, напротив, беспокойные и подчас тревожные люди, для которых крайне важно, чтобы ребенок научился все делать как можно раньше, лучше, быстрее, не всегда учитывающие особенности развития и собственного ритма ребенка и слишком много от него требующие.

В каком возрасте можно начинать приучать ребенка к горшку?

Приучать ребенка к горшку стоит постепенно. На первом этапе надо по возможности отказаться от одноразовых подгузников, чтобы ребенок привыкал отличать сухую одежду и мокрую. Если малыш периодически будет оказываться в мокрых ползунках или пеленках, то он будет испытывать дискомфорт, и постепенно установит связь между мочеиспусканием и неприятным ощущением от холодных, мокрых пеленок. Если ребенок все время находится в одноразовых подгузниках, то он и в 2-3 года может не проситься на горшок, так как не знает, что такое мокрая одежда. Так что оставьте одноразовые подгузники для похода к врачу, в гости или на прогулку. Стиральные машины есть практически в каждом доме, вот и доверьте стирку ей, а освободившееся время проведите со своим малышом.

Успех в приучении к горшку зависит не только от готовности малыша сидеть, но и от готовности мамы и папы, дедушки и бабушки проводить как можно больше времени с ребенком. Проведя исследование, педиатры и психологи установили, что дети, которыми занимаются бабушки и дедушки, на несколько месяцев раньше приучаются к горшку. Это связано с тем, что старшее поколение семьи имеет больше свободного времени, чем родители.

Лучше начинать приучать ребенка к горшку в теплое время года, так как на ребенке будет меньше одежды. Не каждый ребенок сможет терпеть, если несколько раз в день вы будете снимать штанишки, колготки, трусики, а потом все это одевать обратно.

Евгения Пархомчук, педиатр, отмечает ряд особенностей:

Одно из самых главных правил в приучении чада к горшку – все делать вовремя – не торопясь, но и не запаздывая. И не нервничая из-за того, что сразу не получается. В этом деле важно терпение и следование определенным этапам.

Ребенок должен чувствовать, что хочет в туалет, затем снимать штаны, садиться на горшок, делать свои дела и звать родителей (или вытираться самому). Задача матери и отца – подбадривать ребенка и не замечать его неудач. Не ругайте ребенка, если у него долго не получается, так у него может выработаться комплекс и ненависть к горшку. Жесткость и наказания приведут только к тому, что ребенок замкнется, станет упрямым. Нужно для начала спокойно объяснить сыну или дочери для чего нужен горшок, где его место в доме. Когда у малыша все получается – похвалите его, не получилось – не обращайте внимания, получится в другой раз.

Заметим, что в течение первого года жизни большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника или мочевого пузыря. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. То же самое с мочеиспусканием. Разумеется, наблюдательная и внимательная мама вполне может подлавливать такие моменты и высаживать младенца. Но это не означает, что она приучила к горшку, скорее она вырабатывает у ребенка рефлекс, но при этом его нервная система не контролирует мочеиспускание.

В целом, попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года непременно приведут к экономии подгузников, но осознанный контроль над выделительными функциями они не выработают. А вот в начале второго года жизни малыш уже начинает ощущать наполненность прямой кишки и понемногу контролировать себя в этом процессе.

Что касается контроля за мочеиспусканием, то в возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь уже способен удерживать большое количество мочи и ребенок может оставаться сухим в течение пары часов. Тогда и приучение к горшку становится весьма целесообразным.

Где-то между 12 и 18 месяцами жизни стенки мочевого пузыря укрепляются, и малыш может попытаться начать контролировать отправление естественных надобностей. В это время можно постепенно научить ребенка сидеть на горшке в течение примерно 10 минут (до года это осуществить будет крайне непросто).

Делать это нужно последовательно – сначала высаживайте малыша на горшок на одну-две минуты несколько раз в день, потихоньку увеличивая время. Не нужно, чтобы ребенок играл или смотрел телевизор, сидя на горшке, необходимо, чтобы он усвоил, для чего предназначен горшок и привык использовать его по назначению, а не для развлечения. Ни в коем случае не переусердствуйте со своими попытками: если слишком часто напоминать о горшке и постоянно настаивать на его использовании, ребенку просто надоест, он заупрямится и эффект будет обратным тому, что вы ожидаете. В худшем случае от вашей настойчивости у малыша разовьется стресс.

В общем, возраст, в котором нужно начинать приучать ребенка к походам в туалет, весьма условен. Гораздо важнее то, насколько развита нервная система ребенка, которая отвечает за контроль над физиологическими процессами в организме и приобретением малышом навыков гигиены.

Когда ребенок уже ходит, понимает и сам произносит слова, когда может объяснить словами, жестами, мимикой или другими способами, что он хочет, выразить недовольство из-за промокших трусов, родителям будет проще научить его пользоваться туалетом. На то, чтобы приучить к горшку может уйти от полугода до года при условии, что начинать обучать малыша вы начали примерно в полтора года.

Отложите попытки приучения к горшку если:

- ребенок болен или только что поправился после болезни,

- если в семье появился младший ребенок,

- если вы переехали в другую квартиру, дом, город, страну,

- если ребенок пережил какой-либо стресс или потрясение,

- если в семье кризис или кто-то серьезно болеет.

Для получения успешного результата существуют следующие рекомендации:

быстро приучить к горшку можно при достижении ребенком определенного психологического возраста;

сажайте ребенка на горшок после каждого сна. Если вы видите что его трусики сухие, то больше вероятность мочеиспускания в специальный туалет;

не начинайте обучение, если ребенок не здоров (прорезывание зубов, боли в животе);

не стоит отказываться от подгузников;

не ругайте малыша, если он справил нужду в штанишки;

не стимулируйте мочеиспускание ребенка звуками льющейся воды, подобный рефлекс может плохо отразиться в позднем возрасте.

1. В первый день ребенка присаживают на горшок каждый 15 минут, объясняя для чего это делается. Продолжительность нахождения на нем составляет 10 минут.

2. Во второй день закрепляете полученные навыки, при этом следите за поведением малыша, чтобы он не заигрался и не справил нужду в штанишки.

3. В третий день откажитесь от памперсов, иначе малыш не поймет, для чего его сажают на горшок.

4. В течение последующих четырех дней ребенок начнет понимать, что от него требуется и станет сам подходить к его туалету. Основной принцип методики – в терпении, частом сажании на горшок и внимательности родителей.

Как выбрать горшок?

Не стоит покупать музыкальные или слишком ярко раскрашенные горшки – они будут восприниматься как игрушка.

Нет смысла приобретать и горшки, похожие на кресла или стулья, так как потом ребенок может написать в автокресло или стул для кормления из-за схожести конструкций.

Существуют общие рекомендации, как выбирать для ребенка горшок:

1. Предметы из пластика удобно мыть, такие горшки не холодят кожные покровы малышей;

2. Модели со съемной крышкой удобны в поездках;

3. Не стоит приобретать горшок с музыкальными, световыми эффектами, малыши будут воспринимать его как игрушку;

4. Наличие спинки поможет удобному нахождению ребенка на горшке.

Энурез и энкопрез

К сожалению, нередки случаи, когда дети, казалось бы, уже освоив нужный навык, внезапно его теряют, или же просто не перестают мочить и пачкать штанишки, хотя по возрасту и развитию им уже положено ходить на горшок (примерно после 3-4 лет). Если эта проблема беспокоит постоянно (при этом ребенок уже был приучен к горшку), то в ряде случаев может идти речь об энурезе, то есть ненамеренном систематическом мочеиспускании днем и/или ночью, или об энкопрезе – непроизвольной дефекации.

Причины этой неприятной проблемы могут быть самые разнообразные. Это может быть инфекционный процесс, какие-либо сбои в течение беременности и родов, нейрогенный мочевой пузырь (это целая группа нарушений функций мочевого пузыря, которые развиваются из-за поражений нервной системы на различных уровнях), несхождение позвоночных валиков.

Но чаще всего в основе энуреза или энкопреза лежат психологические факторы. Первый и важнейший – это какая-либо психотравма (или ряд психотравм), полученная ребенком в семье, детском саду, школе, окружении.

Второй немаловажной причиной возникновения как энуреза, так и энкопреза, являются наказания за мокрую постель, грязные трусы, неумение сходить на горшок. Если ребенка часто ругают и наказывают за его несостоятельность в туалетном деле, то один только страх перед этим наказанием становится фактором развития болезни. А описавшись в постели, ребенок чувствует себя уже вдвойне наказанным. Поэтому никогда не ругайте малыша из-за случившегося, объясняйте ему, что это временно и обязательно пройдет, проявите любовь и терпение. Когда стресс уходит и ребенок оказывается в спокойной, расслабленной и благоприятной обстановке, энурез и энкопрез проходят без следа.

Итак, какие обследования проводятся при подозрении у ребенка энуреза или энкопреза? В первую очередь нужно сделать простой анализ мочи или кала – для исключения инфекций. Ряд инфекционных заболеваний может протекать скрыто, без болей и температуры, никак не беспокоя ребенка, но при этом именно в инфекции и воспалительном процессе может быть корень проблемы недержания. У деток постарше (после 3-4 лет) можно провести анализ мочи по Нечипоренко, сделать посев мочи. Кроме того, делают узи почек, мочевого пузыря. Если никаких инфекций в ходе обследования не обнаруживается, а ситуация никак не налаживается, может быть целесообразно сделать рентген (в том числе с контрастным веществом) для исключения какой-либо скрытой патологии.

К решению проблемы следует привлечь и узких специалистов: для девочек детского гинеколога, для мальчиков уролога. Если никаких отклонений по анализам и другим исследованиям нет, то тут приходят на помощь психолог или невролог. У детского психолога есть свои методики лечения энуреза и энкопреза – к ним относится арт-терапия, игровая терапия, во время которых ребенок избавляется от напряжения и его переживания постепенно уходят.

Определяем готовность и создаем условия

Ребенок может не писать в течении 1-2 часов.

Малыш начинает сам противиться одеванию подгузника.

Вырабатывается режим дефекации и ребенок начинает какать каждый день примерно в одно и то же время.

Обзаведитесь горшком и ежедневно как бы между делом рассказывайте ребенку, что это за предмет, зачем он нужен, как им пользоваться.

Проговаривайте, что все детки ходят на горшок, а затем – на унитаз, это естественно и правильно.

Примерно за неделю до приучения начинайте рассказывать ребенку, что скоро он не будет носить подгузники, а будет ходить в трусиках и писать в горшок. Под эти разговоры будет полезно приобрести новое белье для малыша. А чтобы у него был интерес сменить подгузник на трусики, выберите белье, например, с изображением любимых персонажей.

Выберите такой момент, когда вы несколько дней сможете полностью посвятить ребенку. Будет удобнее, если в период приучения к горшку рядом будут помощники: бабушка или супруг.

После того, как выбрано время и проведена подготовка, можно переходить к активному этапу приучения. Этот процесс занимает три дня.

В первый день ребенок привыкает находиться без подгузника, поэтому снять подгузник нужно сразу после пробуждения. Сразу стоит сказать, что быстрое приучение к горшку предполагает, что ребенок не будет писать в штанишки во время бодрствования. Для полного отказа от подгузников даже на время сна требуется гораздо больше времени и усилий, ведь малыш ещё не умеет контролировать свои выделительные процессы.

Перед дневным и ночным сном можно предложить ребенку сесть на горшок, но если он откажется – не настаивать, а просто одеть подгузник.

Не забываем хвалить ребенка за каждое удачно сделанное дело!

На третий день добавляем еще одну прогулку, чтобы ребенок не только привыкал дома ходить на горшок, но и удерживать свои позывы сходить в туалет в ситуации, когда горшок не под рукой. Перед каждой прогулкой и сном нужно внепланово сажать детку на горшок, то же самое нужно делать после пробуждения и по возвращении с улицы.

ВАЖНО! Если ребенок боится горшка — что делать?

Итак, во сколько приучать к горшку зависит от готовности ребенка к осознанным процессам мочеиспускания и дефекации. Если вы начинаете обучение раньше, проявляйте лояльность к своему маленькому чаду, запаситесь терпением – и все получится!

Подведем итоги. Для приучения ребенка к горшку вам понадобится удобный горшок, много терпения и свободного времени. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку в этом непростом для него деле. И главное, не ленитесь, запаситесь терпением, и ваши старания будут вознаграждены!

Моей мальнькой скоро 1,9 год. Уже три недели как пошли в ясельную группу. В принципе, я считала, что мой ребенок к саду готов: соску не сосет, засыпает сама, ложку держать умеет (уж сколько до рта донесет, столько и съест), на горшок посадишь- пописает, не посадишь - в штаны((((. Просто на протяжении всего времени, что мы ходим в ясли, воспитательница мне периодически начинает читать лекции о том, что мой ребенок не просится на горшок, в тихий час просыпается и какает в штаны, что надо нам надо отучатся от памперсов, что свою дочь (ходит в нашу же группу) она к памперсам не приучала и т.д. и т.п. Я четко обозначила воспитательнице свою позицию - памперсы мы одеваем на сон и на прогулку, если сама не просится на горшок, значит еще время не пришло. Но нет. опять начинаются эти разговоры, меня это уже бесить начинает, боюсь сорваться. Может я как то неправильно объясняю? Или я не права?

Да, особенно, если они общественные.
Это для каждой мамы ее ребенок особенный, а вот для всех остальных он такой же обыкновенный.
И вообще, если в столь раннем возрасте ребенка отдают в сад, значит он должен быть приучен к элементарным вещам. Если он не приучен, нечего ему в саду делать.

Да, особенно, если они общественные.
Это для каждой мамы ее ребенок особенный, а вот для всех остальных он такой же обыкновенный.
И вообще, если в столь раннем возрасте ребенка отдают в сад, значит он должен быть приучен к элементарным вещам. Если он не приучен, нечего ему в саду делать.

Раньше в ясли отдавали с 4-х месяцев, не было отпуска по уходу, и что по Вашему дети в таком возрасте были приучены к горшку. Все зависит от воспитателя. У нас в группе тоже есть детишки, которые не всегда ходят на горшок, при этом воспитатель не отчитывает родителей!

Раньше в ясли отдавали с 4-х месяцев, не было отпуска по уходу, и что по Вашему дети в таком возрасте были приучены к горшку. Все зависит от воспитателя. У нас в группе тоже есть детишки, которые не всегда ходят на горшок, при этом воспитатель не отчитывает родителей!

воспитатель не обязан приучать вашего ребенка к горшку - ему не 4-ре месяца. Сами должны быть заинтересованы.

воспитатель не обязан приучать вашего ребенка к горшку - ему не 4-ре месяца. Сами должны быть заинтересованы.

А, я и не говорю, что обязан приучать. Должен высаживать и как можно чаще. Я уже автору писала, как я своих приучала к горшку, ну не ходили они и все! Ни силой же их сажать! Со временем все нормализовалось. Они поняли, что это удобно и комфортно делать свои дела в горшок.

воспитатель не обязан приучать вашего ребенка к горшку - ему не 4-ре месяца. Сами должны быть заинтересованы.

Что значит не обязан! Он должен совместно с родителями этим заниматься, воспитатель в саду,родители дома. У воспитателя и помощника воспитателя, между прочим, в должностных обязанностях стоит "привитие санитарно-гигиенических навыков", а это в т.ч. и приучение к горшку!

Что значит не обязан! Он должен совместно с родителями этим заниматься, воспитатель в саду,родители дома. У воспитателя и помощника воспитателя, между прочим, в должностных обязанностях стоит "привитие санитарно-гигиенических навыков", а это в т.ч. и приучение к горшку!

вот именно совместно, А если у мамы четкая позиция на воспитание ребенка? Это получается игра в одни ворота. И ведется она не в пользу воспитателя.

Раньше в ясли отдавали с 4-х месяцев, не было отпуска по уходу, и что по Вашему дети в таком возрасте были приучены к горшку. Все зависит от воспитателя. У нас в группе тоже есть детишки, которые не всегда ходят на горшок, при этом воспитатель не отчитывает родителей!

В ясли отдавали, т.к. не было отпуска по уходу за ребенком 1,5 года, вообще-то..
Не путайте малину и шиповник!

В ясли отдавали, т.к. не было отпуска по уходу за ребенком 1,5 года, вообще-то..
Не путайте малину и шиповник!

Учитесь выстраивать логику..не несите чушь!
Если ребенка отдавали в ясли с 4-ех месяцев, т.к. отпуск по уходу за ребенком был не такой, как сейчас, то естественно, что детей учили абсолютно всему воспитатели, не только туалету..
Сейчас другие времена и за 1.5 года, ребенка можно приучить навыкам, перед садиком.

Учитесь выстраивать логику..не несите чушь!
Если ребенка отдавали в ясли с 4-ех месяцев, т.к. отпуск по уходу за ребенком был не такой, как сейчас, то естественно, что детей учили абсолютно всему воспитатели, не только туалету..
Сейчас другие времена и за 1.5 года, ребенка можно приучить навыкам, перед садиком.

Да уж, я в Чехии живу. Тут ребенок в 3 года может идти в садик. Раньше было такое правило, что ребенок, идущий в садик, должен не только уметь проситься на горшок, сам есть, одеваться-раздеваться, но и (внимание!) завязывать шнурки!! Иначе в сад не брали. Рассказывали, что обучение этому процессу иногда занимало полгода почти. Наверно, поэтому чехи все такие рукастые. Хотя, сейчас делают обувь на липучках, так что регресс обеспечен

Абсолютно согласна! Собрались в садик - будьте добры приучить ребёнка к элементарным вещам!

+100
Или воспитательно должна приучать?(за 5 тыр в месяц)

В ясли отдавали, т.к. не было отпуска по уходу за ребенком 1,5 года, вообще-то..
Не путайте малину и шиповник!

!959 год. В ясли отдавали с 3 месяцев . После больничных шли работать. !980 год Ясли работали с 5 месяцев и до 3 лет. Потом дружно всех переводили в садик

!959 год. В ясли отдавали с 3 месяцев . После больничных шли работать. !980 год Ясли работали с 5 месяцев и до 3 лет. Потом дружно всех переводили в садик

И что? К чему ляпнули-то?!
В те времена не было отпуска по уходу за ребенком 1.5 года, соответственно детей всему учили в яслях и т.д. Сейчас времени предостаточно, чтобы дать первоначальные элементарные навыки.

Я рада за Вас..
Согласитесь, что как от воспитателя все зависит, так и от родителей. В основном темы, что мой ребенок самый-самый, а воспитатель - г. но.
Нужно самим родителям прикладывать какие-то усилия совместно с воспитателем для результата, а не только на форумах жаловаться..

Я рада за Вас..
Согласитесь, что как от воспитателя все зависит, так и от родителей. В основном темы, что мой ребенок самый-самый, а воспитатель - г. но.
Нужно самим родителям прикладывать какие-то усилия совместно с воспитателем для результата, а не только на форумах жаловаться..

Более того, воспитатель обязано сопровождать детей в туалет и помогать им. и высказывать маме. что ребенок что - то не умеет, а вот ее умеет - вообще не корректно.

Более того, воспитатель обязано сопровождать детей в туалет и помогать им. и высказывать маме. что ребенок что - то не умеет, а вот ее умеет - вообще не корректно.

Мы дочу с понедельника в д/с водить начнём, так сегодня разговаривали с заведующей, воспитателем и они поинтересовались(очень доброжелательно) "дружит" ли она с горшком, не случаются ли "сюрпризы" во время дневного сна. Я удивилась, т.к. доче зимой 5 лет будет, но. видимо. бывают разные детки и их "отношения с горшком". даже в 5 лет.

Требования к содержанию и оборудованию туалетов в детских садах регламентированы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13).

В соответствии с требованиями п.6.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы.

Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы (п.6.16.1 СанПиН 2.4.1.3049-13).

В туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза (п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13).

В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м (п.6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Пунктом 6.19 СанПиН 2.4.1.3049-13 предусмотрено: унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами.

Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживаются независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека, ежедневно. Горшки моются после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфекционных средств (п.17.5 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Ответственным лицом за организацию и полноту выполнения санитарных правил является руководитель образовательной организации (школы, детского сада), в том числе обеспечивает: выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; необходимые условия для соблюдения санитарных правил, что установлено ст.11, ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п.20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13.

Читайте также: