Крушение самолета при посадке

Обновлено: 19.07.2024

В Сети было опубликовано видео крушения американского истребителя F-35C, которое произошло в январе этого года. Инцидент произошел во время посадки самолета на авианосец USS Carl Vinson в Южно-Китайском море.

По данным пресс-службы Тихоокеанского флота США, пилоту удалось выжить - он успел катапультироваться. В результате аварии пострадали семь военнослужащих. Сам пилот ранений не получил.

НАШЛИ ОШИБКУ? Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. -->

№ ФС 77 – 59170. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Главный редактор: Харьков А.В.

Издание может содержать информационную продукцию, предназначенную для лиц старше 18 лет.

Приземление A320 во время шторма. Ночь, проливной дождь и буря нисколько не помешали пилоту плавно посадить самолет. Но пассажирам пришлось изрядно понервничали.

14. Катастрофа DC-10 в Су-Сити

19 июля 1989 года авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании United Airlines совершал рейс UA232 по маршруту Денвер - Чикаго, но через 1 час и 7 минут после взлета у него разрушился хвостовой двигатель. Пилот смог посадить самолет в аэропорту города Су-Сити, но лайнер правым крылом врезался во взлетную полосу и разрушился на четыре части. Из находившихся на его борту 296 человек, 111 погибло, 185 выжили. На видео представлена запись переговоров пилотов перед катастрофой.

13. Дозаправка в воздухе

Во время дозаправки в воздухе пилот на несколько секунд потерял контроль над самолетом, и тот чуть не столкнулся с заправщиком.

12. Разряды молнии

Сначала мы видим грозовые облака, а потом спрайт - восходящую с облаков молнию. Такие кадры завораживают и пугают одновременно.

11. Взлетно-посадочная полоса рядом с обрывом

Эта экстремальная взлетно-посадочных полоса расположена в горах Колумбии и заканчивается крутым обрывом.

10. Гусь врезался в переднее стекло

Во время полета гусь пробил своей тушей переднее стекло самолета. Пилот и пассажир остались невредимыми, чего не скажешь о птице. Несмотря на ситуацию, пилот благополучно приземлил самолет.

9. Столкновение истребителей F-16 в воздухе

Видео черно-белое и достаточно размытое, но из записи слышно предупреждающий звук сирен и пилота, который несколько раз произносит слово "Mayday" - международный сигнал бедствия. Должно быть, мужчина успел катапультироваться.

8. Аварийная посадка

На кадрах мы видим, как пилот совершает аварийную посадку небольшого самолета, набитого парашютистами. На земле летательный аппарат даже перевернулся, но все остались живы.

7. Студент летного училища и разгневанный диспетчер

Диспетчер контролирует движение воздушных судов, ответственен за безопасный взлет и посадку. Но как же трудно сохранять хладнокровие и спокойствие, когда имеешь дело с начинающим пилотом, который игнорирует указания и даже не может внятно объяснить свои действия.

6. Чудо на Гудзоне

6. Чудо на Гудзоне

15 января 2009 года авиалайнер A320-214 авиакомпании US Airways выполнял рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк-Шарлотт-Сиэтл, на его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 1,5 минуты после взлета лайнер столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолет на воду реки Гудзон в Нью-Йорке.

5. Помешательство пилота

5. Помешательство пилота

В марте 2012 года лайнер авиакомпании Jet Blue выполнял внутренний рейс из Нью-Йорка в Лас-Вегас. На борту самолета находились 150 человек. Первые часы полета прошли нормально, но потом в салон к пассажирам вышел командир экипажа и стал кричать: "Ирак! "Аль-Каида"! Терроризм! Мы падаем! Молитесь!". Он бился в припадке и требовал изменить маршрут полета. К счастью, среди пассажиров нашелся опытный пилот, сумевший посадить воздушное судно.

4. Пилот не смог попасть в кабину

Инцидент произошел на рейсе из Миннесоты в Лас-Вегас. Командир корабля вышел в туалет, дверь кабины захлопнулась изнутри, повредив механизм, и второй пилот остался в кабине один. При этом он ни разу до этого не сажал самолет без чьей-либо помощи. К счастью, эта история закончилась без жертв. На видео командир сообщает пассажирам о сложившейся ситуации.

3. Открывающийся вид из высотного самолета-разведчика U-2

Высота полета приблизительно 21 км, при этом пилот облачен в специальный скафандр. Ощущение, будто до космоса рукой подать.

2. Шуточки пилота частного самолета Трампа

Во время переговоров работника диспетчерской службы и пилотов частного самолета Дональда Трампа, командир судна произнес фразу "making ATC great again!" ("Вернем ATC (Управление воздушным движением) величие!").

1. Удар молнии в самолет

По статистике, ежегодно в каждый самолет попадает несколько ударов молнии. Современные авиалайнеры имеют защиту от электрических разрядов, поэтому удары проходят без последствий. Но подобное зрелище все равно не для слабонервных.

Очертания самолета на стекле

Крушение турбовинтового самолета L-410 в Татарстане стало седьмой российской авиакатастрофой с начала года, в которой погибли пять и более человек. Еще две катастрофы - Ил-112В под Москвой и другого L-410 под Иркутском - тоже можно отнести к разряду крупных, учитывая довольно большие размеры разбившихся самолетов.

Если же учитывать все серьезные авиационные происшествия, в том числе с участием военных и легкомоторных самолетов и вертолетов, то за неполные десять месяцев их в России было 39, из них 21 закончилось гибелью людей.

Три авиакатастрофы произошли с коммерческими воздушными судами - 12 сентября под Иркутском упал L-410 авиакомпании "Аэросервис", погибли четыре человека; 6 июля на Камчатке врезался в скалу Ан-26Б-100 "Камчатского авиационного предприятия", погибли все 28 человек, находившиеся на борту; 12 августа в том же регионе разбился вертолет Ми-8Т компании "Витязь-Аэро" - восемь погибших.

Крупные авиапроисшествия с гибелью людей происходили и с самолетами государственной авиации. Так, 14 августа в Турции во время тушения пожара врезался в гору Бе-200 военно-морского флота, на борту которого были восемь человек, никто не выжил. 23 сентября вертолет Ка-27 погранслужбы России столкнулся с горой на Камчатке, погибли пять человек.

Автор фото, Yegor Aleyev/TASS

Жертвами катастрофы L-410 в Татарстане стали 16 человек

Разбившийся в Татарстане L-410 также был государственным - он принадлежал ДОСААФу. Самолет вывозил парашютистов к месту высадки. На борту находились 22 человека, включая двух летчиков. Погибли 16 человек. Это уже второй L-410 ДОСААФа, который разбился с парашютистами в 2021 году - 19 июня упал другой борт, на котором было 19 человек. Погибли пятеро - два пилота и трое парашютистов.

19 августа в Подмосковье разбился опытный образец военно-транспортного Ил-112В, который готовился к выступлению на оружейном салоне "Армия-2021", трое летчиков-испытателей погибли.

22 сентября при облете радиотехнических средств аэродрома Хабаровска упал Ан-26, принадлежавший ЗАО "Летные проверки и системы", погибли все шесть человек на борту.

Кроме того, в России произошло несколько катастроф небольших частных самолетов и вертолетов, а также авиапроисшествия с жертвами, в которых участвовала боевая авиация. Так 23 марта на военном аэродроме под Калугой у бомбардировщика Ту-22М3 ошибочно сработала катапульта, в результате чего погибли три летчика.

В России также произошло множество различных авиапроисшествий, среди которых как минимум в одном случае жертв удалось избежать буквально чудом - пассажирский Ан-28 совершил в Томской области вынужденную посадку на болото, в результате которой даже опрокинулся, но при этом никто не погиб.

Много это или мало?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

По статистике Международной ассоциации воздушного транспорта, в которую входят крупные российские авиакомпании, ситуация с безопасностью полетов в мире стабильно улучшается. Число серьезных авиационных происшествий на миллион полетов для всех воздушных судов во всех странах снизилось с 1,08 в 2017 году до 0,92 в 2021-м, однако в 2020-м был пик в 1,58 происшествия на миллион полетов.

Число катастроф на миллион полетов - относительный показатель, он не учитывает тот факт, что в мире за время пандемии коронавируса резко снизилась авиационная активность.

Веб-сайт Aviation Safety Network в статистике авиакатастроф по странам учитывает только аварии с жертвами самолетов вместимостью более 14 человек, и по его статистике, таких в России в 2021 году было шесть - в нее вошли все три погибших L-410, два Ан-26 и опытный Ил-112В (который считается транспортным самолетом). При этом в него не был включен крупный самолет Бе-200, разбившийся в Турции.

По статистике этого сайта за 2021 год, всего в мире произошло 16 крупных катастроф авиалайнеров и бизнес-джетов.

Автор фото, Russian Emergency Ministry/TASS

Ан-26Б-100 "Камчатского авиационного предприятия" врезался в гору в условиях плохой видимости

За последние 20 лет, по данным этого же веб-сайта, больше всего катастроф в России - восемь - произошло в 2011 году.

Обычно расследование авиакатастроф занимает довольно долгое время. По итогам расследования катастроф 2021 года в России еще не было официально объявлено об их причинах.

Как правило, расследование приходит к выводу, что к катастрофе привел не какой-то один фактор, а их сумма, последовательность событий.

Генеральный директор компании "Инфомост" Борис Рыбак считает, что всплеск авиакатастроф является "черной полосой": "все, кто не занимается безопасностью полетов, будут надо мной смеяться, а все, кто занимается безопасностью полетов, смеяться не будут. Черная полоса".

"Безопасность полетов - реально сложная штука. И сложность ее заключается в том, что здесь параллельно идут два процесса. Один - очень сложный техническо-человеческий - взаимодействие человека и машины, которое подвержено влиянию миллиона факторов. А второй - чисто статистический", - сказал он.

Рыбак пояснил, что можно повысить надежность и безопасность авиатехники, вложив в нее много усилий и средств, это снизит вероятность авиапроисшествия, но при этом когда именно произойдет нештатная ситуация, прогнозировать невозможно. Поэтому иногда в авиации аварии происходят в один небольшой отрезок времени.

Разные случаи

Авиакатастрофы, которые произошли в 2021 году, довольно трудно обобщить. Большая часть аварий приходится на авиацию общего назначения, то есть на небольшие самолеты и вертолеты, которыми часто управляют непрофессиональные пилоты.

При этом из семи крупных катастроф только три приходятся на коммерческую авиацию, в остальных авариях участвовали государственные самолеты. Коммерческими и небольшими частными самолетами ведает Росавиация, государственными - соответствующие ведомства, минобороны, ФСБ.

Автор фото, Russian MOD/TASS

Бе-200 ВМФ РФ во время вылета в Турцию

Наконец, обстоятельства катастроф разные. Бе-200, например, выполнял полет в очень сложных условиях - тушил пожар на небольшой высоте, для чего необходима особая квалификация и подготовка техники.

Ил-112В был экспериментальной машиной, которая проходила испытания. Одни самолеты столкнулись с поверхностью земли, полностью находясь под управлением пилота, в каких-то случаях это обстоятельство остается под вопросом.

И всё же в некоторых случаях прослеживаются общие детали.

Старые самолеты

Четыре самолета, ставших участниками крупных авиакатастроф, были построены еще при Советском Союзе.

ДОСААФовский Л-410УВП-Э3 номер RF-94603, потерпевший аварию с парашютистами 19 июня, летал с 1989 года, а другой государственный Л-410УВП-Э3 номер RF-94591, погибший 10 октября, - с 1987 года.

Транспортный Ан-26КПА с бортовым номером RA-26673, разбившийся под Хабаровском, летал с 1979 года. Ан-26Б-100 номер RA-26085, врезавшийся в сопку на Камчатке, эксплуатировался с 1982 года.

Три других были новыми. Пассажирский Л-410УВП-Э20 номер RA-67042 авиакомпании "Аэросервис" был построен в 2014 году, погибший в Турции Бе-200 был выпущен в 2020-м, а Ил-112В и вовсе был опытным экземпляром, совершившим всего несколько полетов.

Тем не менее ни один эксперт из опрошенных Би-би-си не предположил, что техническое состояние воздушных судов было вероятной причиной крупных катастроф. По словам авиационных экспертов, возраст самолета в гражданской авиации не имеет большого значения.

Автор фото, Sergei Malgavko/TASS

В российской региональной авиации довольно много старых самолетов, но эксперты говорят, что при должном уходе они вполне могут перевозить пассажиров

"В авиации нет старых или новых самолетов, в авиации есть самолеты допущенные или не допущенные", - говорит эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник. По его словам, в авиации нередко летают и гораздо более старые самолеты - вопрос лишь в регулярном техническом обслуживании.

Борис Рыбак также сказал, что поддерживать летную годность можно для любого самолета при наличии необходимых документов и запчастей, однако это стоит больших денег.

"В реальности он [возраст самолета на безопасность] влияет, потому что стоимость обслуживания и поддержания летной годности, то есть поддержания соответствия всем требованиям, становится все сложнее и дороже. Так как у наших региональных авиакомпаний денег на такие подвиги, как правило, не бывает, то там образуются некоторые дырки, недоделки, недосмотры и всякое такое. На это им Росавиация все время указывает, что они что-то не доделывают", - сказал он.

Система безопасности

После катастрофы 12 августа вертолета Ми-8 на Камчатке его владельцу - авиакомпании "Витязь-Аэро" - Росавиация запретила заниматься пассажирскими перевозками. Газета "Ведомости" написала, что проверка Ространснадзора выявила около 50 нарушений эксплуатации вертолетов. Речь, по информации газеты, шла о выполнении полетов, в которых пилоты якобы нарушали инструкции руководства по летной эксплуатации.

Такой подход - проверка эксплуатанта после происшествия, по итогам которой в инструкции вносятся изменения - основа системы безопасности полетов в гражданской авиации, убеждены в международном консультативно-аналитическом агентстве "Безопасность полетов".

"Пока что у нас алгоритм авиационных происшествий развивается по установленному сценарию: нарушение одним или несколькими лицами летных правил (редко: отказ техники), авиационное происшествие, затыкание ртов родственникам не такими большими деньгами (которым нищая, извините - бедная страна - все равно рада), авиационное расследование и уголовное следствие, выявляющие определённые причины и факторы, затем рекомендации по безопасности, иногда наказание виновных, - и следующая катастрофа", - говорится в тексте, которым сопровождается хроника авиапроисшествий в России в 2021 году.

Агентство выступает за внедрение проактивных методов предотвращения катастроф. Основа этой системы - сбор и анализ информации по безопасности полетов от эксплуатантов в обязательном или добровольном порядке, оценка этой информации с точки зрения рисков для безопасности и принятие упреждающих мер по их полному устранению или минимизации.

То есть речь идет о постоянном контроле и анализе летной работы авиакомпаний и прогнозе развития нештатных ситуаций, объяснил в интервью Би-би-си главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: "Неисправность какая-то повторяющаяся, или ошибка какая-то пилота повторяющаяся. Допустим, постоянно он перелетает, в середине полосы садится, вроде бы в хорошую погоду это нормально, а будет дождик, снег лег - и он вылетит с полосы. Или на каком-то аэродроме постоянно птицы. "

Гусаров убежден, что такие системы должно внедрять не государство, а сами авиаперевозчики, поскольку они лучше всего знают, в чем недостатки их летной работы.

Правда, что может побудить организацию добровольно рапортовать регулятору о недостатках, сказать сложно. Как рассказал Би-би-си глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, на самом деле авиакомпании зачастую стараются такие данные скрыть.

"Результаты некоторых проверок показывают, что это, вероятно, распространенное явление, что авиакомпании, которые, как известно, после каждого полета должны проводить расшифровку бортовых самописцев и анализировать их и проводить разборы по выявленным отклонениям и нарушениям, а также должны сообщать Росавиации о такого рода событиях, судя по всему, [. ]. Известны случаи сокрытия инцидентов, что показывает ситуацию с обеспечением безопасности полетов как очевидно неблагоприятную", - рассказал эксперт.

Эта система, правда, имеет отношение только к самолетам и вертолетам гражданской авиации. Система безопасности государственной авиации регулируется ведомствами, которым принадлежат соответствующие воздушные суда.

Прошел ровно год с момента трагедии в аэропорту Шереметьево. Самолет компании "Аэрофлот" вылетел из Москвы в Мурманск и буквально сразу же подал сигнал бедствия. При жесткой посадке у воздушного судна надломились шасси и загорелись двигатели. В катастрофе погиб 41 человек из 78, находившихся на борту. Вспоминаем, что происходило в самолете 5 мая 2019 года.

"Выжил, потому что меня пересадили"


Фото: снимок с видео/СК РФ

Кирилл Бабаев 5 мая летел в Мурманск в командировку. После взлета мужчина попросил пересадить его в хвост со своего места 11С, чтобы занять три кресла и поспать, но ему отказали, сказав, что свободных мест нет.

"Предложили пересесть на шестой ряд. Сейчас я понимаю, что это спасло мне жизнь… Я понимаю, что выжил только благодаря тому, что меня пересадили", – рассказал Бабаев. Буквально через полчаса после взлета, вспоминал мужчина, он увидел вспышку, раздался хлопок, а затем самолет начал заваливаться на правый борт.

На тот момент, по словам Кирилла, паники еще не было, поскольку пассажиры не поняли всю критичность ситуации. При посадке самолет дважды ударился о землю, а в салон судна повалил густой дым.

"Стюардессы просили не паниковать, а люди все равно были сильно напуганы. Помню, я едва успел отстегнуть ремень безопасности, встать с места, и людской поток вынес меня к трапу", – добавил он.

Тогда к спасшимся пассажирам подбежал сотрудник аэропорта и попросил скорее отходить от самолета, поскольку он в любой момент мог взорваться.

И мы побежали. Пассажиры бизнес-класса были без обуви: ботинки после взлета они сняли, а надеть потом уже не успели. Потом нас посадили в автобус, привезли в здание аэровокзала… У меня в самолете остались и паспорт, и удостоверение адвоката, и кошелек. В руках был только телефон – с ним я и выбежал с борта.

На борту злополучного самолета был и Петр Егоров вместе с женой. Позднее он рассказал, что от страха они чуть не потеряли сознание.

"Самолет прыгал по взлетке, как кузнечик, и загорелся уже на земле. Нам ничего не понятно, вокруг бегали сотрудники МЧС и медики, отпаивали всех успокоительными", – объяснил он.

Пассажирка Марина Ситникова после трагедии рассказала Москве 24, что видела вспышку и почувствовала толчок. Но самое страшное, по словам женщины, было впереди.

"Во время первого удара я удивилась, что глаза на лоб не вылезли, – пояснила она. – Второй удар был уже терпимее, а третий – так, чуть-чуть тряхнуло".

Говорит, после этого будто окаменела: не слышала криков, не видела паники, а просто сидела, пристегнутая ремнем.

Я выходила одной из последних. Вот что я помню четко, так это голос стюардессы. Она кричала: "Быстро! Быстро!" И я пошла на голос. Хотела побежать, но просто не могла. Никакой толпы уже не было: ни спереди, ни сзади я уже никого не увидела.

Позже женщина призналась, что ее мучает чувство вины из-за того, что она никому не смогла помочь. "Я все понимаю, если бы вернулась, был бы только лишний труп. Но меня это не отпускает", – сказала она.

Смертельная посадка


Фото: AP/Pavel Golovkin

Вечером 5 мая 2019 года Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" загорелся во время экстренной посадки в аэропорту Шереметьево. Спустя примерно 10 минут после взлета из-за технических сбоев было принято решение вернуться.

По словам бортпроводника Татьяны Касаткиной, после взлета воздушное судно попало в тучу, где шел сильный град. Именно в тот момент произошел хлопок, подчеркнула она.

Из-за удара молнии, объяснил командир экипажа Денис Евдокимов, пропала радиосвязь, а пилотам пришлось переводить самолет на аварийный режим управления.

В результате осуществить посадку удалось лишь со второго раза. У самолета подломились стойки шасси и загорелись двигатели.

На тот момент на борту судна находились 78 человек, из которых 41 погиб. В живых остались 33 пассажира и четыре члена экипажа из пяти. Среди умерших – 22-летний бортпроводник Максим Моисеев. Он помогал пассажирам спастись, пытаясь открыть заднюю дверь самолета, но в результате потерял сознание.

Позднее стало известно, что большинство людей погибли не от жесткого удара о землю, а от дыма и огня.

СК опубликовал видео катастрофы Superjet в Шереметьево

Следственный комитет завершил расследование катастрофы в Шереметьево. Известно, что перед судом будет отвечать командир экипажа Денис Евдокимов. Следствие сделало вывод о том, что он грубо посадил самолет на полосу.

В свою очередь, информация, полученная из черных ящиков, говорит о том, что воздушное судно адекватно реагировало на действия пилота, поэтому версия о неисправности была опровергнута.

Сейчас уголовное дело направлено в Генпрокуратуру для обвинительного заключения. Защита пилота Евдокимова просит вернуть дело на дорасследование.

Читайте также: