Краткое описание сирени для детей

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стебле находятся лечебные вещества. Ее используют для сбивания температурыи для того,чтобы больной человек пропотел.У сирени есть корень,стебель,листья . Так как сирень цветет в мае, в народе называет ее «майским цветком

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательные области: Познание.

Раздел: Экологии.

Тема: Знакомство с сиренью.

Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, закреплять умение вести наблюдения за весенней природой, отмечать изменения: становится тепло, тает снег, появляется трава, на деревьях распускаются листочки. Систематизировать знания детей о кустарниках, познакомить с сиренью, ее строением. Развивать навыки исследовательской деятельности, делать выводы. Развивать наблюда­тельность, разговорную речь, внимание, память. Воспитывать забот­ливое отношение к природе, трудолюбие. Поощрять участие детей в деятельности по уходу за растениями.

Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев, кустарников, ветка сирени в вазе с водой

Предварительная подготовка: наблюдение за погодой во время прогулки, наблюдение за сиренью. Наблюдение за веткой сирени в вазе.

Билингвальный компонент: көктем - весна, бұгалар - кустарни­ки, бөртегүл - сирень.

Инновационная технология: Круги эйлера

Іс-әрекет кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің басқару әрекеті

Управленческие действия педагога

Балардың іс-әрекеті

Действия детей

Приглашает детей в круг радости.

Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, маленький дубок, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, милый мой дружок.

Дети становят­ся в круг, по­вторяют слова за педагогом, выполняют движения по показу, в конце обнимают друг друга.

Уточняет, какое время года наступило, какие изменения в природе произошли.

Проблемный вопрос: кто такие наши зеленые друзья?

Как можно назвать их одним словом?

К живой или к неживой природе

относятся растения? Почему?

Как вы думаете, какие условия нужны растениям для роста?

В какое время года начинают расти

Сообщает, что сегодня познакомятся с одним из таких растений - это сирень (показывает рисунок цветущей сирени).

В стебле находятся лечебные вещества. Ее используют для сбивания температуры ом. Так как сирень цветет в мае, в народе называет ее «майским цветком

и для того, чтобы больной человек пропотел.

У сирени есть корень, стебель, листья.

Все питательные вещества сирень по­лучает через корень.

Билингвальный компонент: көктем - весна, бұгалар - кустарни­ки, бөртегүл - сирень.

Отдых наш - физкультминутка

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой, словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч..

1.Задание: собрать из разрезных карточек сирень.

2 задание :Круги Эйлера разложить кар­тинки живой и неживой природы.

Включаются в беседу, отвеча­ют на вопросы. Наступила вес­на, снег раста­ял, появляется первая травка. День стал длиннее. Пти­цы прилетают.

Размышляют, делают вывод, к зеленым друзьям относятся деревья, кустарники, травы.

Деревья, кустарники и трава – это растения.

Растения относятся к живой природе. Потому, что растения растут.

Растениям нужны тепло, свет и вода.

Рассматривают, слушают педагога.

Повторяют: көктем - весна, бұгалар - кустарни­ки, бөртегүл - сирень.

Выполняют движения в соответствии с текстом

выполняют задание самостоятельно.

Педагог спрашивает у детей о том, чем они занимались, чему научились, какие впечатления получили.

Делятся впечат­лениями, отвеча­ют на вопросы, высказывают свои мнения.

Свое настроение отмечают знака­ми в тетради.

Ожидаемый результат.

Воспроизводят: время года - весна, признаки весны, название растения - сирень, сирень - кустарник.

Понимают: разнообразие растений, сирень обладает лечебными свойствами.

Применяют: умение вести наблюдения, принимают участие в бе­седе.

Технологическая карта учебной организованной деятельности

Білім беру саласы/ Образовательная область: Творчество.

Бөлім/ Раздел: Рисование.

Мақсаты/ Цель: Научить рисовать букет тюльпанов. Развивать цветовое и композиционное восприятие. Воспитывать желание рисовать, дарить радость близким и окружающим.

Билингвальды компонент/ Билингвальный компонент: Цветы - гүлдер, Тюльпаны қызғалдақтар, Красный - қызыл, Зеленый - жасыл, Ваза - сауыт.

Сөздік жұмысы/ Словарная работа: Цветы, тюльпаны, чашечка, стебелек, листья, бутон. Красивый, стройный, распустившийся, широкий, тонкий, длинный. Благоухать, расцветить, ухаживать, срывать, распускаться, любоваться.

Іс - әрекет кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің басқару әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс- әрекеті

Действия детей

Мотивациялық -

қозғаушылық Мотивационно -побудительный

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

- Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

- После, какого времени года наступает весна?

- Назовите весенние месяцы.

- Назовите признаки весны.

Это прекрасное слово, которое произносит человек.

Чтобы у мамы всегда было хорошее настроение, чтобы она чаще улыбалась надо чаще радовать своих мам вниманием, заботой, подарками, сделанными своими руками.

Давайте подумаем, что мы можем подарить маме в этот весенний денек?

Говорит цветку цветок

«Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай –

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхни и успокойся.

Наконец готовы все

День встречай во всей красе.

- Вы сказали, что маме можно подарить букет цветов.

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Я предлагаю вам нарисовать букет тюльпанов.

Дети закрепили названия весенних месяцев, уточнили признаки весны.

Дети слушают песенку мамонтенка и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети сделали вывод: что всем нужна мама: и мамонтёнку, и мышонку, и котёнку, и даже лягушонку.

Дети высказывают свои идеи о том, что можно сделать своими руками для мамы.

Дети поднимают и опускают руки.

Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.

Встряхивание кистями рук.

Дети садятся на места.

Ұйымдастырушылық - ізденушілік

Организационно - поисковый

Рассматривание образца воспитателя.

Посмотрите, какие прекрасные цветы! Это тюльпаны.

Тюльпаны относятся к весенним цветам. Дикие тюльпаны растут в степи и полупустынях, там, где тепло и сухо. Когда распускаются тюльпаны, сразу становится понятно, что холодное время закончилось и наступила весна.

-Какого они цвета?

Посмотрите, какие стройные у них ножки! Они стоят как солдатики. Листочки большие, длинные.

-Какого цвета листочки и стебельки?

-Сколько всего тюльпанов?

-В чем они стоят?

-Какого цвета ваза?

Показ способа выполнения.

1.Набираем на кисточку краску красного цвета и рисуем три полукруга над вазой: слева, посередине и справа. Если мы нарисуем три цветка с одной стороны, то наша ваза может перевернуться, поэтому нужно цветы аккуратно разместить в вазе.

2.Соединяем края полукругов кривой линией и закрашиваем внутреннюю поверхность бутонов.

3.После того, как нарисованы бутоны, приступаем к стебелькам и листьям. Набираем на кисть краску зеленого цвета и рисуем стебельки (ножки) цветов.

4.Рисуем две длинные полудуги, соединяя концы и образуя лист. Закрашиваем внутреннюю поверхность листа и рисуем еще несколько листьев.

Закрепление способа выполнения.

-Что мы будем рисовать?

-Сколько нарисуем тюльпанов?

-Как разместим цветы в вазе?

-Кому подарим букет?

-Какого цвета краски нам нужны?

-Как будем рисовать полукруг, полудугу, ломаную линию?

Наши алые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головками кивают.

Следят за объяснением воспитателя и его показом.

Движения в воздухе.

Делают с помощью пальцев бутон, сначала пальцы вместе, затем разводим в разные стороны

Рефлексивтік - түзетушілік

Релексивно -корректирующий

Выставка и анализ детских работ.

-Сегодня у вас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук.

-Давайте подарим эти букеты вашим мамам, они никогда не завянут и будут радовать ваших мам долгое время.

Заканчивается занятие чтением стихотворения З.Петровой.

Я пришёл сегодня к маме
С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы –
Небывалой красоты.
Эти маки, эти розы.
И ромашки, и мимозы,
Я не рвал, не покупал.
Я их сам нарисовал.

Оценивают свою работу.

Түсінеді / Понимает: Интерес и бережное отношение к живой природе.

Өндіреді/ Воспроизводит: Рисовать букет тюльпанов.

Қабылдайды / Применяет: Уважительное и доброжелательное отношение к маме, умение проявлять о ней заботу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные области: Познание, Раздел: ФЭМП.

Тема: Повторение.Счет до 5. Геометрические фигуры Цель; формировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить знания в счете до 5.

Оборудование и материалы: Раздаточный материал: геометрические фигуры, счетные палочки.

Наглядный материал: геометрические фигуры, картинки с изображением чисел от 1 до 5, картинки с изображением геометрических фигур..

Словарная работа:

Билингвальный компонент: бес - пять, қанқыз - божья коровка, балауызшам - свеча.

деятельности

Управленческие действия педагога

Деятельность детей

Сколько пальцев на руке, И копеек в пятачке, У морской звезды лучей, Клювов у пяти грачей, Лопастей у листьев клена, И углов у бастиона, Про все это рассказать. Нам поможет цифра… (пять).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем закреплять свои знания в счете до 5.И повторим с вами название геометрических фигур.

Проявляют интерес, находят в группе цифры.

Выкладывают числовой ряд от 1 до 5.

Посмотрите все на доску. (Картинки с изображением чисел от 1 до 5)

Давайте попробуем с вами посчитать!

Воспитатель: а теперь давайте мы с вами научимся считать в обратном порядке.

Дети считают совместно с воспитателем в обратном порядке. Повторяют 3 раза. Какие вы молодцы!

Ой, тише, кажется, к нам кто-то пришел. Достаю игрушку: куклу

У нас в гостях кукла Маша, давайте с ней поздороваемся. Маша мне рассказала, что сегодня, по дороге в школу, она в конверте спутала цифры и теперь не может их поставить по порядку. Давайте ей поможем? Физкультминутка:

Раз, два три, четыре, пять,

Будем вместе повторять,

Один да четыре, будет пять,

Два, да три, тоже пять,

Всю пятерку изучили,

А теперь мы отдохнем,

И опять считать начнем.

немного отдохнули, а теперь возьмите геометрические фигуры и посчитайте, сколько их у вас на столе.

- правильно их всего 5. А какие фигуры присутствуют у нас на занятии?

. теперь ребята, задача по сложнее. Я вам раздам счетные палочки, а вы из них попробуете сделать геометрические фигуры, которые раздала вам я. Но Маша дает вам подсказку, что не все фигуры у вас получится сделать из палочек.

-какие вы молодцы, получились разные геометрические фигуры, но какой-то фигуры не хватает и не получилось ее сделать с помощью счетных палочек, как вы думаете, какой

-правильно, не получились у нас две фигуры-это круг и овал. Ведь из счетных палочек эти фигуры построить невозможно.

(Показываю картину с изображением 5-ти геометрических фигур).

-ребята, давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг,

треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяю вместе с детьми).

Дети считают вслух совместно с воспитателем. Повторяют 3 раза

Выбираю желающего ребенка, который на доске расставляет цифры по порядку.

Выполняют движения по тексту .

Дети считают фигуры.

Дети делают из счетных палочек геометрические фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребенку в выполнении работы).

- Маше очень понравилось, как вы все сегодня отвечали, вы такие умные и талантливые детишки! Она сейчас не уйдет, а останется с вами в группе и каждый из вас с ней сможет поиграть- Маше очень понравилось, как вы все сегодня отвечали, вы такие умные и талантливые детишки! Она сейчас не уйдет, а останется с вами в группе и каждый из вас с ней сможет поиграть --ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали ан занятии?

Сравнивают свою работу с образцом педагога.

Вспоминают, что они сегодня делали на занятии.

Ожидаемый результат.

Воспроизводят: соотносят цифры с числом, считают до образцу. Понимают: учебную задачу и выполняют ее самостоятельно.

Применяют: знания о цифрах 1, 2, 3, 4, 5 и геометрических фигурах, полученные навыки в процессе деятельности.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Раздел: Аппликация

Тақырып – тема: Украсим платочек для матрешки.

Коррекционно-образовательные цели: Учить детей узнавать и называть игрушку – матрёшку.Научить располагать горошины на листе бумаги и закрепить умение создавать несложную композицию из геометрических фигур

Коррекционно-развивающие цели: развивать наблюдательность, память, мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели: Развивать аккуратность в работе с клеем.

Активизация словаря: кукла-матрешка,сувенир,много.

• Образец платочка для матрёшки

• Клей, клеёнка, салфетка

Предварительная работа:разучивание песен и стихов про матрешку,

Этапы проведения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно - побудительный

Психологический настрой: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

В: А давайте ребята поприветствуем друг друга:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад вас видеть Я!

Дети проходят и садятся.

Посмотрите, кто это к нам пришел в гости?

Выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ручки в стороны .

Все берутся за руки улыбаемся друг другу

Организационно - поисковый

Это матрёшка игрушка. Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй, Матрешка. -Посмотрите, какая красавица к нам пришла.
«Я матрёшечка, я красавица
Я в деревне родилась и
На славу удалась
Губки пухленькие,
Сама кругленькая,
А на голове платок

Ребята какая матрёшка?

Красивая, нарядная.

- Какой у неё красивый сарафан. А косынки просто загляденье. Видите, как красиво она одета. Матрёшка – кукла весёлая. Посмотрите, как она нам улыбается.

– Была у нас матрёшка одна, какая? А теперь их много. Мне Матрёшка хочет что-то сказать

(прислонить к уху ) Матрёшка хочет с вами потонцевать

Мы Матрешки, вот такие крошки,
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красивые сапожки.

-Ребята матрёшки принесли коробочку в ней платочки.

( Платочки не украшены)

Матрёшки загрустили, потому что платочки не нарядные, не разукрашены

Ребята, давайте нашим матрёшкам сделаем подарок: приготовим для них платочки Делим детей на две подгруппы.У кого красный кружок идут с родительницей,а у кого синий идут со мной.

Показываю готовый образец платка.

- Нравится вам платок? Сейчас и у вас такой получится.

Объясняю последовательность выполнения работы показывает готовый образец платка.

А теперь мы будем выполнять аппликацию.Но прежде чем приклеивать детали,мы должны выложить их на листе бумаги.Посмотрите,как я буду это делать.Сначала я беру красный круг,Затем зеленый круг и украшаю платочек для матрешки.После того как мы выложили все детали,мы начинаем их приклеивать.Посмотрите, показываю: кладу круг на клеёночку. Теперь беру кисточку, окунаю в клей и равномерно намазываю круг. Намазанный горошек-круг беру двумя пальцами и прикладываю к платку, аккуратно прижимаю салфет-

кой и легонько вытираю лишний клей. И так все горошки один за другим Получилась у нас красивый платочек для матрешки.

Пальчиковая гимнастика. 1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.

1.2.3.4.5- в домик спрятались опять.

А сейчас вы сделайте для матрешки платочки. Сначала надо выложить их на листе бумаги.После того как вы выложили все детали мы начинаем их приклеивать.

Д/игра "Украсим матрешку"дети украшают матрешку разноцветными пробками.

Были у наших матрешек фотографии их подружек, да порвались. Помогите собрать целую картинку из частей.

Отыщи глазками матрешку.

Воспитатель отходит от детей и поднимает матрешку вверх над головой, затем отводит ее влево, вправо, опускает вниз.


Об авторе: Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) — русский, советский живописец. На картине Кончаловского Сирень в корзине изображен натюрморт. Она была написана в 1933 году.

Когда я смотрю на эту картину, то представляю, как её автор в своем благоухающем саду бережно нарезает небольшие ветки цветущей сирени. Он переходит от одного куста к другому, подбирая самые лучшие и различные по окраске гроздья. Чередуя их по цвету, художник тщательно собирает в букет срезанные веточки, чтобы передать на холсте всю красоту и великолепие любимых цветов. В составленном букете почти нет листьев. В нем преобладают яркие и пышные кисти, состоящие из множества мелких изящных цветочков. После этого живописец помещает букет в корзину, сплетенную из ивовых прутьев, и начинает творить.

На полотне мы видим сочные грозди белых, жемчужных, светло-фиолетовых, лиловых и розоватых соцветий. Они словно переливаются разными красками перед нашими глазами. Чтобы мы смогли в полную силу насладиться этим зрелищем, художник изображает этот роскошный букет на фоне темной стены, тем самым выделяя его.

С правой стороны на ветки сирени падает солнечный свет от окна. И поэтому цветы, срезанные с одного куста, смотрятся в букете по-разному. Освещенная солнцем белоснежная гроздь справа является самым светлым пятном на картине. Точно такая же в центре холста получилась жемчужного оттенка, а в месте, где на нее свет не попадает, она серебристая. Светло-фиолетовые кисти в тени изображены темно-синими, а зеленые листья слева снизу выглядят почти черными, хотя на освещенной стороне они светло-зеленые с желтоватым отблеском.

Грациозные ветви сирени на холсте выглядят настолько натурально, что кажется, что в следующий момент можно будет уловить знакомый запах. Художник сумел передать нам красоту и очарование всеми любимых цветов. Хочется, чтобы побыстрее наступили теплые майские дни и на кустах сирени расцвели яркие и душистые грозди.


Пример сочинения с планом

I. Вводная часть.
Здесь учащийся должен сказать, что будет описано: “Перед нами картина известного русского художника П. П. Кочаловского “Сирень в корзине”. Можно добавить информацию о художнике, о том, что он любил изображать цветы.

II. Описание картины Композиция.
О центральном положении букета, об отсутствии других предметов на картине, о его симметричности. Значение цвета и красок. О приглушённом фоне, о контрасте между цветовой гаммы, которой написана сирень, и тёмных оттенков корзины и стола, а также о невзрачном приглушённом фоне, на котором изображён букет.

III. Вывод.
О том, какое впечатление картина производит на нас.

Картина “Сирень в корзине” написана известным русским и советским художником, народным художником, лауреатом Сталинской премии – Петром Петровичем Кончаловским. За свою долгую творческую жизнь он создал более двух тысяч картин. Кончаловский испытывал сильное влияние европейской живописи, в частности, ему было близко творчество Поля Сезанна.

Его картины стали передавать радостные, яркие ощущения жизни. Именно эти чувства обуревают нас, когда мы соприкасаемся с одной из самых известных его картин – “Сирень в корзине”. У художника очень много натюрмортов с цветами, но сирень занимает особое место в его творчестве.

Картина написана в ярких, сочных тонах.Каких только цветов и оттенков нет на картине. Здесь сирень белая, лиловая, голубая, розовая и, естественно, сиреневая, и сейчас только понимаешь, что этот цвет характерен только этому цветку.

Картина передает неповторимое дуновение весны, свежести, тепла, кажется, что комната, в которой находимся, моментально наполнилась терпким ароматом свежесорванной сирени, и душа переполняется безграничной любовью к жизни и к Творцу, как источнику этой жизни. Ощущаешь, что этот миг уже не повторится, через какое-то время этот аромат улетучится, станет воспоминанием, но то блаженство, которое мы ощутили благодаря полету творческой мысли и мастерству великого художника, с нами уже навсегда.

Букет поставлен в плетеную корзинку, и в этом тоже особый замысел автора. Сирень не в роскошной хрустальной и не в керамической вазе, а в простой плетеной корзинке, созданной чьими-то умелыми руками, и это еще больше берет за душу, наполняет теплом и любовью всю картину.

Мне дорога и близка эта картина, потому что она выполнена мастерски и очень положительно действует на эмоциональный строй человека.

Пример сочинения

На полотне на фоне коричневой стены расположена корзина с гроздьями сирени. Вероятно, еще недавно эти благоухающие веточки красовались на кусту. Сейчас они помещены в плетенную из ивовых прутьев корзину, чтобы подарить свой аромат и еще раз показать, как прекрасен мир вокруг нас. Различные тона использовал художник на своей картине. Цветочки белого, лилового, сиреневого, голубого, бордового цветов красуются в корзине. Некоторые из них имеют перламутровый оттенок. Все это буйство красок лишь подчеркивает красоту и свежесть весны.

Букет занимает всю картину. При всей своей простоте цветы сирени наполняют душу умиротворением и дарят ощущение счастья. Ивовые прутики плетеной корзины лишь подчеркивают, что не выдумать красоты лучше, чем это сделала сама природа. А красоту можно увидеть везде, стоит лишь оглянуться. Среди цветов виднеются листья, разбавляя сиренево-бордовое буйство темно-зелеными, салатовыми, желтоватыми оттенками.

Фон картины темный, да и сам букет выполнен в темных тонах, но это тот случай, когда темные краски только усиливают прелесть и свежесть весенних цветов. Это весна, пришедшая на смену долгой зиме, в очередной раз доказала, что есть радость, счастье и для их ощущения не обязательно искать что-нибудь экзотического. Картина П. Кончаловского дарит нам ощущение полного счастья. Кажется, что тонкий аромат сирени, уже заполонил и нашу комнату.
Посмотришь на это полотно и захочется, чтобы весна пришла быстрее и продолжалась подольше, даря миру вот такую красоту.

Пример описания картины "Сирень в корзине"

На полотне изображен роскошный букет сирени, помещенный в плетеную корзину. На крупных соцветьях лилового, белого, красного и синего цветов играют лучи солнца, пышные гроздья выглядят особенно выразительно на неярком фоне, они как будто стараются вырваться из окружившей их тени.
Букет на картине создает ощущение солнечного летнего утра, когда растения еще не полностью расстались с ночной прохладой, но уже ловят на себе теплые лучи солнца. Легкий серебристый налет утренней влаги окутывает каждый лепесток, и нет никаких сомнений, что еще минуту назад веточки сирени качались среди яркой зелени и щебечущих птиц.

Этот букет ‒ посланник цветущих садов ‒ призван напоминать людям о красоте природы, о самых удивительных и запоминающихся моментах нашей жизни.

Пышный букет сирени на холсте изображен мастерски. Переливы лилового, белого, сиреневого, красного, бордового и голубого цветов создают множество оттенков, местами напоминающих мягкое сияние розового жемчуга. Несмотря на то, что художник не стремился к тщательной проработке мелких деталей, картина смотрится реалистично, каждый маленький цветочек выразителен и находится на своем месте.

Листва, выглядывающая из цветочного облака, разбавляет розово-лиловую палитру цветов сирени и придает букету естественности. Ярко-зеленые, глянцевые, отражающие солнечный свет листья выглядят живыми, наверное, ветки срезали совсем недавно, или в корзине прячется невидимый нами кувшин с прохладной водой.

Роскошные грозди сирени кажутся влажными и тяжелыми, они, как спелый виноград, низко склоняются над столом, на котором стоит корзина. Ее ивовые прутья как будто пытаются сдержать пышное великолепие сиреневой пены.

Фон картины, состоящий из стола и стены, расположенной за ним, так же как и корзина, выполнен в холодных серо-коричневых тонах не случайно.

Это подчеркивает яркость веток сирени, они выглядят по-настоящему живыми и осязаемыми на тусклом и невыразительном фоне.

Эта картина произвела на меня огромное впечатление. Букет на ней состоит из душистой живой сирени, кажется, что веточки источают нежный аромат, напоминающий о свежем весеннем ветерке. Когда сморишь на холст, поднимается настроение, и кажется, что за окном весна, ярко светит солнце и впереди длинные каникулы.

Пример сочинения по картине Кончаловского

Прекрасным русским и советским живописцем Петром Петровичем Кончаловским была запечатлена ошеломляющая красота майского месяца, олицетворённая сладким запахом весны и помещённая им в букет сирени, пышно раскидывающий свою листву в корзине.


Воспитатель: Ребята, вы знаете, как прекрасна весна. Весной все цветет и благоухает. Но сегодня мне хочется с вами поговорить о прекрасном кустике с чудесными цветочками и не менее чудесным запахом. Но чтобы понять о чем пойдет речь, предлагаю послушать загадки и дать мне отгадки.
- Она кустиком растёт
И сиренево цветёт,
Правда, иногда бывает,
Белым цветом расцветает.
Её цветки душистые
И четырёхлучистые,
Все собраны в соцветья
И смотрятся в букете.
Она в мае расцветает.
Как кустарник называют?(Сирень)
- Куст — пушист,
Цветёт — душист,
Розовый, лиловый, белый,
Отгадай коли ты смелый?( Сирень)
- Зелёные листочки,
Гроздьями цветочки,
Весну на лето меняет,
Когда он отцветает!( Сирень)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Конечно же - это сирень. Кусты сирени очень быстро разрастаются. Сирень любит солнечные места. А чтобы цветки на сирени были всегда крупными и красивыми, следует отцветшие цветочки удалять. А скажите, какого она бывает цвета?
Ответы.



Воспитатель: Ребята, а назовите месяц, когда зацветает сирень?
Ответы.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру. Я называю вам слово, а вы должны дополнить: например: сирень (какая?) – белая, душистая и т.д.;
пахнет сирень(как?) – приятно, ароматно, вкусно и т. д.
Воспитатель: Перед вами на мольберте вывешены картинки сирени, попрошу составить небольшие рассказы. Но прежде, рассмотрите внимательно картинки, постарайтесь в своих рассказах передать всю красоту.




Дети составляют рассказы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что – сирень это лекарственное растение, сирень является прекрасным жаропонижающим, антимикробным, противовоспалительным, обезболивающим средством. А на цветках сирени девочки любят гадать, выискивают среди цветочков цветок с пятью лепестками, его нужно съесть и желание сбудется.
Ребята, а где растет сирень?
Ответы.
Воспитатель: Я знаю, что вы приготовили стихи о сирени, мы готовы послушать стихи:
Ребенок: Облако душистое
Прячется в саду –
Встану я пораньше
И к нему приду;
Глубоко вдохну я
Дивные духи,
И родятся сами
Новые стихи…
Хорошо с тобой мне,
Милая сирень –
Так бы и остался
Здесь на целый день…
- Ребенок: Добра сирень, щедра сирень.
Срывай, бери, другим дари!
А не раздаришь - через год
Сирень цветов не принесет.
Воспитатель: Мы с вами много нового узнали о сирени, предлагаю вам ее изобразить на листах бумаги. Но прежде, чем начать рисовать, приглашаю вас на физминутку:


Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше,
И легко-легко подышим…
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И вновь рисовать начнем.
Воспитатель: За столы вас приглашаю,
Сирень рисовать начинаем.
А чтобы были рисунки краше,
Я вам музыку включу.
Дети рисуют.
Воспитатель: Наши работы готовы, давайте подведем итоги.
- Как называется куст, на котором растет сирень?
- На каких местах сирень лучше растет?
- В какое время года цветет сирень?
Выставка детских работ.

Syringa vulgaris Sturm2.jpg

Сирень обыкновенная — многоствольный листопадный кустарник высотой 2—8 м. Диаметр каждого ствола может достигать 20 см.

Кора серая или серо-коричневая, кора молодых растений гладкая.

Побеги и почки

Побеги заканчиваются двумя почками, реже одной. Конечные почки толстые, четырёхгранные, островершинные, зеленовато-оливковые или красноватые, до буро-красных, 6—12 мм длины. Боковые почки отстоящие, несколько меньше конечных, но такой же формы и окраски. Чешуйки на почках располагаются крестообразно. Наружных чешуек 8, внутренних — 4. Все наружные чешуйки килеватые, округлённые, заканчивающиеся острием, некоторые каёмчатые. У основания побегов почки мелкие. Листовой рубец очень узкий, с 6—7 следами, образующими одну прямую линию, или в виде полумесяца. Супротивно лежащие листовые рубцы не соединяются.

Цветочные почки закладываются на побегах с прошлого года [4] .

Побеги зеленовато-серые или желтовато-серые, голые, округлые, с заметными чечевичками, продольными многочисленными узкими трещинами.

Листья

Листья супротивные, простые, 4—12 см длиной и 3—8 см шириной, у основания сердцевидные или прямо срезанные, к вершине заострённые, зелёные, голые, плотные, цельнокрайние, с черешками до 3 см длиной. Опадают зелёными. В южных районах и даже средних широтах всю зиму остаются под снегом зелёными [4] .

Соцветия и цветки

Цветки 6—10×5—8 мм, от лиловых и фиолетовых до белых, душистые, долго неопадающие, собраны в пирамидальные парные, прямостоячие или поникающие метёлки длиной 10—20 см [5] . Дикорастущая форма имеет немахровые, лиловые цветки различных оттенков [6] . Цветёт ежегодно в мае [4] — начале июня, 20 дней [7] :303 , с четырёхлетнего возраста [5] .

Пыльцевые зёрна трёхбороздные, эллипсоидальной, реже шаровидной формы. Длина полярной оси 25,5—34 мкм, экваториальный диаметр 23,8—28,9 мкм. В очертании с полюса почти округлые, с экватора — эллиптические, реже округлые. Борозды шириной 5—7,5 мкм, короткие, с неровными краями и неровно притуплёнными концами; мембрана борозд мелкозернистая. Ширина мезокольпиума 20,4—23,8 мкм, диаметр апокольпиума 11,9—15,3 мкм. Толщина экзины в центре мезокольпиума 2—2,5 мкм, около борозд — 1,5—1,8 мкм (за счёт утоньшения стерженькового слоя). Стерженьки тонкие, с округлыми или продолговатыми головками, расположены на расстоянии 1—2 мкм один от другого. Мекзина толщиной 0,6—0,8 мкм, покров тонкий. Скульптура сетчатая, со стерженьковыми стенками; ячейки сетки угловатые, часто удлинённые, с наибольшим диаметром 4 мкм. Пыльцевые зёрна светло-жёлтого цвета [8] .

Плоды

Плод — сухая двугнёздная коробочка до 1,5 см длиной, с несколькими продолговатыми и кожисто-крылатыми семенами, вскрывающаяся по гнёздам. При вскрытии коробочки семена падают на землю, часто, благодаря наличию крыла, отлетая от материнского растения [9] . Созревает осенью. Масса 1000 семян 5—9 г [4] , по другим данным 6,7 г [7] :184 . Семена созревают в Ботаническом саду АН РФ в сентябре — октябре [7] :144 .

Размножается семенами, корневыми отпрысками и порослью от пня. Перед весенним посевом семена необходимо стратифицировать [4] . Семена сирени обыкновенной при благоприятных условиях способны прорастать сразу же после сбора [7] :168 . Их рекомендуется высевать за один месяц до заморозков [7] :177 .

Продолжительность жизни

Распространение и экология

В естественном виде растёт на Балканском полуострове (Албания, Болгария, Греция, Румыния, Югославия) [11] . По данным 1902 года в диком виде растёт по нижнему течению Дуная (в Банате, районе Железных ворот), Болгарии и Сербии [12] . По другим данным имеет реликтовый ареал в южных Карпатах [13] .

Растёт в горных лесах, занимая пустующие склоны.

Культивируется на территории бывшего СССР до широты Санкт-Петербург — Екатеринбург; в Западной Сибири — в южной зоне тайги, в лесостепной и степной зонах, в Средней Азии, на юге Восточной Сибири, в средней и южной частях Дальнего Востока [4] .

Химический состав

Цветки содержат эфирное масло и глюкозид сирингин. Растение ядовито.

Практическое использование

Gorskii 00171u.jpg

Цветки выделяют массу нектара, который из-за большой длины трубки мало доступен пчёлам. Пчёлы собирают с них небольшое количество пыльцы и нектара [8] .

Древесина

Древесина с красноватой широкой заболонью, буро-красным с фиолетовыми прожилками ядром, имеет тонкозернистую структуру. Сердцевина широкая, белая, рыхлая. Волокна прямые. Плотность при 15% влажности 0,98г/см 3 , при 12% — 0,90 г/см 3 . Древесина очень твёрдая, тяжёлая, с высокими физико-механическими свойствами, трудно колется, но хорошо полируется. Используется на точёные изделия [4] .

В медицине

Цветки обладают потогонным, противомалярийным и обезболивающим действием. Листья способствуют созреванию нарывов и очищению их от гноя.

Настой цветков применяют при коклюше и почечных заболеваниях, а в смеси с цветками липы — как потогонное и противомалярийное средство. Листья входят в состав основной смеси трав, применяемой в народной медицине при лечении туберкулёза лёгких. Измельчённые листья прикладывают к ранам для их заживления, а мазь из цветков употребляют для втираний при ревматизме.

Применение внутрь требует осторожности.

В декоративном садоводстве

Используется как декоративное, почвозащитное растение на склонах, подвергаемых размывам.

Морозостойкое растение. Выдерживает понижение температуры до -30° и более [7] :22 . Довольно засухоустойчиво и лишь в наиболее засушливых районах в жаркие дни нуждается в поливе [6] . Вынослива в городских условиях. Выносит небольшое затенение. К почве мало требовательна, растёт на известковых и каменистых почвах [5] , на довольно бедных песчаных почвах, выносит небольшую засоленность почвы (светло-каштановые почвы). Наилучшего развития достигает на плодородной, глубокой суглинистой почве [6] и относится к породам, требовательным к плодородию почвы. Сорта сирени рекомендуется высаживать в хорошо удобренную почву [7] :29 . В процессе выращивания требует много азота, фосфора и калия. Предпочитает расти на почвах, близких к нейтральным (pH 6,5—7,4) [7] :31—32 .

Сорта

Известно более 1000 сортов с разнообразной формой и окраской цветов, много махровых форм [5] . Некоторые сорта, выведенные садоводом Л. А. Колесниковым:

Читайте также: