Коррекционно развивающие технологии в детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы.

П сихологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии рисует, пишет или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
В своей профессиональной деятельности самостоятельно апробирую и успешно применяю элементы следующих технологий:

здоровьесберегающие технологии - дыхательная гимнастика, - логоритмика, - зрительная гимнастика, - релаксация, - кинезиологические упражнения, - психогимнастика, - аурикулотерапия, - артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, - миогимнастика , - Су - Джок терапия, - крупотерапия

ИКТ - технологии (компьютерные технологии)

метод наглядного моделирования

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЦЕЛЬ: Обеспечение физического и психического развития и здоровья ребенка. Используются на всех этапах коррекционно-развивающей работы.

Результат использования - оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

t1581991566aa.jpg
t1581991566ab.jpg

Дыхательная гимнастика

ЦЕЛЬ : Активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы.

Результат использования – развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания.

Используемая литература:

Логопедическая ритмика

t1581991566ac.jpg
t1581991566ad.jpg

ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы дошкольников - логопатов в сочетании со словом, музыкой, движением.

Результат использования – способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики, укрепляет у логопатов костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, фонематическое восприятие.

Используемая литература:

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. 2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопро вождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. №1.

Зрительная гимнастика

t1581991566ae.jpg
t1581991566af.jpg

ЦЕЛЬ : Снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствовать развитию зрительно-моторной координации . Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.

Результат использования - профилактика миопии.

Используемая литература:

ЦЕЛЬ: Регулировать мышечный тонус, снимать мышечное напряжение.

Результат использования - Развитие умения управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Используемая литература: 1. Кудрявцева О.Н. Релаксационные упражнения для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2008. №1.

Кинезиологические упражнения

t1581991566ag.jpg

ЦЕЛЬ: Ф ормирование и развитие межполушарного взаимодействия

Результат использования - упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Картотека кинезиологических упражнений.

Используемая литература:

1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

2. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

3 . Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.

4. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация “леворукого” ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного взаимодействия [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2001. – 77 с.

Психогимнастика

t1581991566ah.jpg

ЦЕЛЬ: Обучать детей выразительным движениям, тренировать психомоторные функции, снимать эмоциональное напряжение.

Результат использования - развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств.

Картотека психогимнастических упражнений.

Используемая литература:

Аурикулотерапия

t1581991566ai.jpg

ЦЕЛЬ: С низить утомление и повысить умственную работоспособность детей . Оздоровление всего организма ребенка

Результат использования - О птимиз ация процесс а коррекции речи детей-логопатов . Оздоровление всего организма ребенка.

Картотека упражнений (см. Приложение № 7)

Используемая литература:

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

t1581991566aj.jpg

ЦЕЛЬ: Выработка полноценных, правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата. Активизация интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений и мелкой моторики.

Результат использования: формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков. Синхронность работы полушарий головного мозга. Развитие способностей, улучшение память, внимания, мышления, речи

Картотека упражнений (см. Приложение № 8).

Используемая литература:

Миогимнастика

t1581991566ak.jpg

ЦЕЛЬ: У лучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию . У лучшить подвижност ь артикуляционных органов. У крепить мышечную систему языка, губ, щёк.

Результат использования - стимуляция развития мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляется круговая мышца рта, предупреждает нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращает зубочелюстную деформацию .

Картотека упражнений (см. Приложение № 9)

Используемая литература:

Су - Джок терапия

t1581991566al.jpg

ЦЕЛЬ: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах

Результат использования: с низить утомление и повысить умственную работоспособность детей . Оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, оздоровление всего организма ребенка.

Используемая литература:

Крупотерапия

t1581991566am.jpg

ЦЕЛЬ: Развитие мотивации речевого общения, активизация речевой активности, коррекция различных сторон речи. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекция мелкой моторики рук снятие мышечной напряженности.

Результаты использования : создание зоны тактильно - кинестетической чувствительности. Снятие мышечной напряженности.

Используемая литература:

Нетрадиционная пальчиковая гимнастика

t1581991566an.jpg

ЦЕЛЬ: повышение работоспособности коры головного мозга, развитие ручной умелости, снятие напряжения.

Результаты использования : влияет на центры развития речи.

ИКТ - технологии

ЦЕЛЬ: Коррекция речевых нарушений, повышение интереса детей к занятиям с логопедом, эффективности и качества коррекционной работы. Оптимизация профессиональной деятельности логопеда и коррекционно-логопедического процесса в целом.

t1581991566ap.jpg

Результат использования : создание картотеки презентаций для артикуляционной гимнастики, картотеки презентаций для автоматизации звуков, разработка и апробация для дошкольников игр-тренажеров; успешное применение компьютерных игр, интерактивных DVD фильмов; мультимедиа в работе с дошкольниками, родителями, коллегами

Используемая литература:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

t1581991566aq.jpg
t1581991566ar.jpg

ЦЕЛЬ: Развитие мотивации речевого общения, активизация речевой активности, коррекция различных сторон речи. Более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Используемая литература:

15 МЕТОД ПРОЕКТОВ

ЦЕЛЬ: совершенствование всех сторон речи, активизация речевой активности. Развитие таких качеств, как: самостоятельность, сотрудничество, сотворчество между логопедом, ребенком, родителями. Формирование творческой личности, самоконтроля правильной речи.
Этот метод деятельности перспективен, он помогает детям повторять и применять на практике уже известные им знания, развивает воображение, позволяет фантазировать, укрепляет отношения в группе (коллективе), позволяет ребенку развивать речевые коммуникации, дает новые знания об окружающем мире.

Результат использования – реализованные проекты:

Используемая литература:

1.Оберемок, С. М. Метод проектов в дошкольном образовании / С. М. Оберемок. – Новосибирск, 2005г

16 МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

t1581991566at.jpg

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с графическим способом представления информации. Способствовать развитию умения дешифровки модели. Развивать навык самостоятельного моделирования

Результат использования – создание демонстроционного и раздаточного материала для зрительного представления абстрактных понятий: звук, слово, предложение, текст. Более быстрое и успешное обучение чтению.

Используемая литература:

1.Чигирева Е. В. Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет) [Текст] / Е. В. Чигирева // Молодой ученый. — 2014. — №20. 2. Базик И. Развитие способностей к наглядному предметному моделированию. Дошкольное воспитание, № 11, 1984г. 3. Ткаченко О. Использование схем в составлении описательных рассказов, Дошкольное воспитание, № 10, 1990 г. 4. Усенко Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника. Дошкольная педагогика, сентябрь, 2013.

Автор: Киселёва Татьяна Ивановна

Организация: МКДОУ "Детский сад №6 "Колокольчик"

Населенный пункт: Воронежская область, п.г.т. Каменка

«…Чтобы любить жизнь,

не обязательно иметь все блага мира.

Для этого достаточно научиться ценить её и знать,

П. Астахов.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, мы используем в своей работе нестандартные подходы, современные коррекционно-образовательные технологии, создаем индивидуальные программы развития. Все это помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Современные коррекционно - развивающие технологии, направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, и способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.

Одной из наиболее эффективных коррекционно – развивающих технологий, которую мы используем на практике, является арт - терапия. Она включает в себя ряд направлений коррекционной работы, связанных с творчеством – это изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, пескотерапия.

Сказкотерапия. В ходе этих занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя.

Музыкотерапия. Это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде. Можно прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это приносит неоценимый вклад в развитие ребенка.

Одним из самых универсальных и доступных для детей с ОВЗ направлений арт - терапии, которую мы используем на практике и о которой я хочу рассказать подробнее, является пескотерапия. Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия. Что же такое пескотерапия?

Пескотерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и развитие детей.

Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях учебного заведения не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать все правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью, и каждая игра имеет конкретное целевое применение.

Список использованной литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003. - 225 с.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2010. – 97с.

Организация образовательного процесса в детском саду в современных инновационных условиях связана с рас­ширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Трансформация в дошкольном образовании в новую систему не обошла и наше дошкольное учреждение. Новая концепция нашего детского сада представляет собой совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов; занимает позицию личностно-ориентированных отношений, где главной социальной ценностью предстает ребенок, являющийся полноправным участником педагогического процесса.

В дошкольном учреждении разработан комплекс мер, направленных на создание развивающей предметно-пространственной среды, своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту благоприятных условий для развития, успешного обучения и формирования полноценной личности. ФГОС выделяет содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Эти задачи педагоги и специалисты нашего ДС решают интегрировано, в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие воспитанников.
В рамках сопровождения психологической службой в нашем детском саду осуществляется взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: с детьми, их родителями и педагогами. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду выстраивается нами как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, воспитания и социализации детей на каждом возрастном этапе, и обеспечивается как комплексная технология с применением современных методов психопрофилактики и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Психологической и методической службой совместно с педагогами вырабатываются общие цели, задачи, разрабатывается планирование образовательно-воспитательной деятельности, создается рабочая программа ДС, проводится анализ условий, анализ проблемных ситуаций, динамики развития воспитанников в воспитательно-образовательном процессе (по группам).

На современном этапе государством предъявляются высокие требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности и предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Поэтому педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию, обучаясь на курсах, овладевая необходимым арсеналом образовательных технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность детей. Педагоги готовы гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, творчески адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов, и склонностей воспитанников.

В профессиональной деятельности педагога-психолога применяется в интеграции целый комплекс технологий.

Педагогическому коллективу оказывается психологическая и методическая поддержка и помощь в построении образовательной траектории дошкольника, в создании индивидуального маршрута ребенка с учетом динамики развития ребенка, его достижений, возможностей, интересов и потребностей. Мы опираемся на такие образовательные достижения, которые есть у ребенка и составляют багаж его личности. Эти достижения, в свою очередь, служат оценкой качества образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду, оценкой эффективности педагогических воздействий.

Гуманизация образования, учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка стимулируют нас на поиски новых путей в образовательной деятельности, на использование современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.
В настоящее время в образовательном процессе выдвигается идеи развития и саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка, его активности и самостоятельности. Использование личностно-ориентированной технологии в нашем детском саду осуществляется как действующая воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.


Информационные компьютерные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям: так у детей с повышенными способностями после использования компьютерной технологии стимулируются мыслительные способности; у детей с проблемами в развитии – происходит выравнивание возможностей; у дошкольников с проблемами поведения (например, с гиперактивностью) - развивается произвольность, волевая регуляция.


По своей природе ребенок-дошкольник любопытен, ему присуща деятельность, направленная на познание окружающего мира. В целях развития мыслительных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), нами применяются в НОД технологии исследовательской деятельности, которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

По нашим наблюдениям использование технологии исследовательской деятельности позволяет значительно повысить интерес детей к образовательной деятельности и эффективность восприятия заданного программного содержания; способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.

Значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста несомненна. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, они социально активны, более толерантны, у них лучше развиты навыки взаимодействия, они действуют гибче, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится методам арттерапии и сказкотерапии.


Методы арт-терапии применяются с дошкольниками, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности. Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает на бумаге мир, принадлежащий только ему.

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд воздействует метод сказкотерапии. Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника: развитие эмпатии, доверительных взаимоотношений между детьми. Метод сказкотерапии способствует обогащению внутреннего мира ребенка, развитию его творческих способностей, способствует расширению и развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с окружающим миром.

Сказкотерапия – процесс переноса сказочных символов и смыслов в реальность, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. В сказке мы находим тот ресурс, который затем поможет ребенку, гармонизирует его эмоциональную сферу. Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

В процессе обсуждения содержания сказки, обращается внимание детей на то, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и, на примере героев, сказка хочет нас чему-то важному научить, а мы должны догадаться чему именно. В заключение совместно с детьми делается общий вывод, который подводит их к осознанию происходящих с ними событий: в каких жизненных ситуациях дети могут использовать тот или иной сказочный урок.

Таким образом, расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.

Применение на практике современных технологий невозможно без творчества и взрослого, и ребенка, а это расширение для дошкольника горизонтов окружающего мира, радостное проживание с ним настоящего, осмысление пережитого, моделирование будущего.

Статья

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни современного человека. Источником формирования представлений ребёнка об окружающем мире становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Цифровизация необходима, для того, чтобы сделать процесс образования гибким, приспособленным к реалиям современного дня. А также она способствует формированию конкурентоспособности нашего учреждения.

Деятельность современного учреждения любого типа во многом зависит от того, в какой степени педагоги и администрация владеют цифровыми технологиями и цифровой информацией, насколько быстро они могут ее обработать и проанализировать, а также довести ее до обучающихся, их родителей (законных представителей).

- обучении и повышении квалификации педагогических и административных работников;

- на обеспечение повышения уровня мотивации к использованию цифровых технологий обучающимися и их родителями;

- на оказании информационных и консультационных услуг по использованию цифровых технологий;

- на накоплении, систематизации и распространении информации по использованию цифровых технологий в ДОУ.

Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.

В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Одной из задач нашего детского сада является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных цифровых технологий, что также способствует повышению уровня и конкурентоспособности ДОУ.

В ходе работы мы выделили сильные и слабые сторон цифровизации. К плюсам цифровизации мы относим то, что она способствует:

1. Повышению познавательной мотивации обучающихся.

В своей работе мы придерживаемся мнения, что интерес важно повышать не с помощью внешней мотивации, а за счет внутренней мотивации. Сегодня дети привыкли получать от онлайн-среды контент с игровой составляющей, которая как раз строится на внешней мотивации: наградах, рейтингах и так далее. Мы не стремимся дублировать в образовании то, что работает в сфере развлечений, мы помогаем ребенку соревноваться в первую очередь самому с собой, быть нацеленным на сотрудничество с другими – то есть стремимся улучшить собственные результаты, а не обойти других детей в рейтинге.

2. Развитию функциональной грамотности дошкольников.

Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, закладывать задатки умения работать с информацией.

3. Освоению педагогами новых навыков

4. Обеспечению равного доступа к образованию для всех.

К отрицательным сторонам цифровизации мы относим:

1. Снижение умственной активности и вдумчивости, ослаблению мыслительных способностей.

2. Возникновение проблем с социализацией. Цифровизация значительно снизит уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

3. Проблемы со здоровьем. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к ухудшению зрения. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев.

2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

2.10.2. … работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет — 5–7 минут.

Итак, отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение цифровых технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития, компьютеризация логокоррекционной деятельности, становится технической базой для реализации развивающей дидактики, системного индивидуального и дифференцированного воздействия, направленного на развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и зоны ближайшего развития.

Организация коррекционно-развивающей работы в МАДОУ д/с №13

Цифровые технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов.

Работа учителя – логопеда строится по четырём направлениям: организационному, диагностическому, коррекционно-развивающему и просветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать цифровые технологии.

1. Организационное направление: основная цель – создание условий для процесса коррекции речи детей.

В этом направлении работы удобно использовать различные средства Microsoft Office, что удобно при работе с документами (для составления отчётной документации и прочее.).

Для составления рабочих программ наши педагоги используют конструктором рабочих программ, который позволяет быстро и качественно создать макет всех разделов документа, с учётом реализуемых нами программ.

2. Диагностическое направление. Цель – выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.

В работе учителя-логопеда важное место отводится диагностике. Много времени занимает подсчёт результатов, составление сводных таблиц, приходится вести многострочные таблицы с числовой и текстовой информацией. С целью оптимизации данного направления коррекционной работы, все вычислительные функции за педагога проводит MS Excel. Нашими педагогами вся диагностика заполняется только в этом формате, где идёт автоматический подсчёт результатов каждого ребёнка. Это значительно экономит время педагога. Использование в этом направлении средств Microsoft Office значительно сокращает время, необходимое для углублённой диагностики детей, и подведения итогов обследования.

Она помогает провести обследование быстро и интересно.

В программе 3 блока:

1/ Речевая карта - это основной блок, здесь проводится обследование речи и фиксируютя результаты. За каждым пунктом карты закреплен свой материал: адаптированная под обследование интерактивная игра или упражнение. Пока ребенок выполняет задание, мы в том же окне отмечаем результат. Речевая карта формируется из пометок автоматически – остается только дописать заключение и распечатать ее.

2/ Звуковой журнал используется для записи речи ребенка. Аудиозаписи хранятся в хронологической последовательности с нашими комментариями. Они помогают следить за динамикой звукопроизношения, объемом памяти и лексического запаса, скоростью чтения, качеством связной речи, и помогают демонстрировать результаты нашей работы родителям и коллегам.

Информация, которую мы вносим, хранится на компьютере, а не на флешке.

3. Коррекционно-развивающее направление. Цель - коррекция речевых нарушений и подготовка детей к школе

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии.

У дошкольников, имеющих недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, и недостаточность объема словаря. Поэтому нами подобраны игры и игровые упражнения, направленные на развитие этих компонентов речи, существенно облегчают коррекцию, особенно если они представлены в виде красочных и интересных по содержанию дидактических мультимедийных презентаций.

Нами создан электронный каталог, содержащий большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий.

Каждый педагог в своей работе ищет такие средства, которые позволят наиболее эффективно сформировать познавательный интерес обучающихся, активизировать их познавательную деятельность, раскрыть интеллектуальный потенциал каждого ребёнка. Особенно это касается обучающихся - логопатов.

В настоящее время всё большую популярность приобретают различные сервисы в сети Интернет, которые предоставляют много возможностей для эффективной работы учителя - логопеда. В своей работе мы используем онлайн-сервисы дистанционного образования:

В арсенале наших педагогов множество авторских игр и заданий, разработанных на платформах:

У каждого задания сказочный сюжет, который мотивирует ребенка и помогает удержать внимание на задаче. К примеру, распевка с музыкантами перед концертом более увлекательна, чем простое повторение слогов. Чем ребенку интереснее, тем лучше он выполняет задание, и результат от занятий выше. В играх есть настройки, которые помогут адаптировать сложность заданий под индивидуальные особенности ребенка и задачи.

Ещё одним средством повышения эффективности логопедических занятий в нашем ДОУ является создания базы авторских мультимедийных презентаций по лексическим темам, содержание которых направлено на развитие речи у детей с ОНР.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Использование их уместно на любом этапе непосредственно-образовательной деятельности.

В медиатеке нашего ДОУ собраны презентации по лексическим темам, по автоматизации звуков, по обучению грамоте, а также физминутки, пальчиковые гимнастики, тренажёры для глаз и многое другое.

4. Просветительско-профилактическое направление.

Цель - распространение знаний о коррекционно - логопедической деятельности среди родителей и педагогов ДОУ.

В этом направлении широко используются цифровые технологии, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Многолетние наблюдения доказывают, что, если нет заинтересованности и помощи со стороны родителей, то быстрых и хороших результатов не стоит ждать. Наши педагоги активно включают в свою работу родителей, только такое тесное сотрудничество в звукопостановке, развитии речи, развитии мелкой моторики помогает добиться положительных результатов.

Для обратной связи с родителями, для проверки качества выполнения рекомендаций, для возможности своевременной помощи они высылают видео выполнения рекомендаций учителю-логопеду. Это еще больше сократило время коррекционной работы, улучшило ее качество.

Такой вид работы вызвал положительный отзыв у родителей, так как у них появилась возможность просматривать видео-рекомендации несколько раз.

Мир, в котором растет и развивается ребёнок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Все это предъявляет новые требования к первому звену непрерывного образования. Детский сад – это фундамент, и качества, которые мы формируем сейчас, просто необходимы ребёнку в будущем для успешной адаптации и учёбы в школе.

Сегодня мы находимся на первой ступени внедрения цифровизации в образование. Этот процесс может занять много времени, но в конечном итоге технологии могут открыть новые двери для нового опыта, для открытий, для способов сотрудничества обучающихся и педагогов.

На протяжении последних лет наши педагоги стремятся минимизировать свою работу с документацией, с подбором дополнительного материала к занятиям, уделяя больше времени работе с детьми. В этом нам помогает использование современных ресурсов и технологий.

Паршикова Анастасия Сергеевна


Детский сад комбинированного вида №197

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения интеллектуального развития, в первую очередь направлена на социальную адаптацию данной категории воспитанников, расширение их компенсаторных способностей, с последующей перспективой безболезненной интеграции в школьный социум, во взрослую жизнь. Необходимо использовать все жизненно необходимые потенции детей, формировать и развивать у них навыки гигиены, самообслуживания в быту, умения общаться со сверстниками и взрослыми, уметь совершать элементарные трудовые действия, решать несложные бытовые вопросы. Все это является достижимым, если педагогами и специалистами, работающими с особыми детьми, используется необходимый арсенал специальных коррекционных технологий, методов, средств, приемов в условиях проводимых занятий, во время совместной деятельности с детьми.

Коррекционно-развивающий процесс может быть эффективно осуществлен в том случае, если будут соблюдаться основные психолого-педагогические закономерности, определяющие необходимые условия организации деятельности с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Эти условия касаются организации и проведения коррекционно-развивающей работы с психическими функциями и физическими способностями детей.

При проведении занятия необходимо учитывать уровень актуального развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития, уметь определить зону ближайшего развития. При этом не забывать об использовании методов и приемов коррекционной работы, посильных ребенку согласно его психофизическим возможностям, образовательным способностям.

Педагогу, осуществляющему коррекционно-развивающую работу с ребенком, имеющим нарушение интеллектуального развития, необходимо помнить несколько важных правил:

  1. Доводить до ребенка только четкую словесную инструкцию, при необходимости сложную инструкцию разбивать на ряд простых фраз.
  2. При проведении занятий педагог должен обращать внимание на установление и поддержание зрительного контакта с ребенком, поддерживать положительный эмоциональный тон занятия.
  3. Необходимо использовать такие методы и приемы, как повтор за педагогом, тактильно-вибрационный метод, метод стимуляции звукоподражаний.

Наиболее распространенными и эффективными технологиями в работе с детьми, имеющими нарушения развития, являются:

  • коррекционно-игровые технологии (подключение персонажей, сюрпризных моментов, игровых методов, приемов, использование развивающих дидактических, настольных игр, игрушек, игровых материалов и т.д.);
  • кинезиотренинг (логоритмика, коррекционная ритмика, жестовые и пальчиковые игры, метод замещающего онтогенеза);
  • психокоррекционные технологии (игры-драматизации, инсценирование, театрализованная деятельность, сказочные диалоги);
  • информационно-коммуникационные технологии (просмотр видео, развивающих заданий и программ, слушание аудиосказок с последующим обыгрыванием);
  • арт-стимуляция (рисование, лепка, игры на песочном столе, музыкальное сопровождение);
  • технологии по сенсорной интеграции (комплекс М. Монтессори, сенсорные наборы, оборудование, балансиры).

При использовании каждой из вышеперечисленных технологий осуществляется подбор соответствующего игрового материала, который должен быть безопасным, естественных цветов, привлекательным, эстетически оформленным. Это могут быть дидактические игры, игровые пособия, наглядный материал (иллюстрации), серии сюжетных картин, картины-нелепицы, ИКТ (программы и задания на стимуляцию звукоподражаний, отдельных слогов и слов; задания для развития связной речи – описание предметов, картин; загадки-описания и др.)

Читайте также: