Корень может поглощать воду с растворенными веществами закреплять растения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

В ней даются основные понятия о потребностях растений в воде и кислороде. На основе этого нужно делать выводы о будущей конструкции гидропонной установки, в частности об организации её корневой зоны и об организации снабжения непосредственно корней (в случае аэропоники) или питательного раствора кислородом.

Поглощение корнем воды

Одной из важнейших функций корневой системы является всасывание и подача воды в надземную часть. Как известно, растение на 80% состоит из воды. Вода участвует в дыхательном обмене, разлагается при образовании в процессе фотосинтеза органических веществ, таких, как сахар и крахмал. Однако расход ее на эти процессы ничтожен по сравнению с той тратой, которую растения производят при испарении воды листовой поверхностью (транспирация).

В солнечную погоду листья, поглощая лучистую энергию, необходимую для процесса фотосинтеза, могут перегреться и погибнуть. Чтобы сохранить эти важнейшие органы от гибели, растения выработали защитные приспособления. Листья непрерывно испаряют воду, вследствие чего температура их снижается, и даже на ярком солнечном свету они почти не нагреваются. В зависимости от погоды площадь листьев, равная 1 м2, испаряет за час днем от 15 до 250 г воды, а ночью от 1 до 20 г.

В тепличных условиях одно взрослое растение огурцов, подвязанное на шпалерах, испаряет ежедневно до 200-300 г воды. Для пополнения воды, потраченной на испарение, корень автоматически должен подавать новые порции ее. Если корень не справляется с этой работой, то растение завядает, прекращая одновременно вырабатывать в процессе фотосинтеза новые органические вещества, перестает расти, что сильнейшим образом сказывается на урожае.

Корню приходится, таким образом, совершать колоссальную работу, чтобы обеспечить растение водой. При выращивании растений в почве корень разыскивает воду, углубляясь на 1,5- 2 м, и оплетает каждый комочек почвы в сравнительно большом объеме. В силу этого протяженность и общая поверхность корней у растений, выросших в естественных условиях, очень велика: она примерно в 50-100 раз превышает поверхность листьев.

Роль корня в обеспечении растений водой намного облегчена при выращивании их на искусственных субстратах. Вода не связывается субстратом. Поиски ее делаются ненужными. Вода всегда имеется в изобилии и легко доступном виде.

При выращивании растений на искусственных субстратах вода расходуется особенно экономно. Обычно при поливе почвы часть воды, проникая вглубь, не используется растением, часть вступает в прочное соединение с глинистыми частицами и становится недоступной для корней, иногда количество такой воды достигает 16% от общей влагоемкости. Наконец, очень много воды испаряется с поверхности почвьи. Таких потерь воды не имеется при выращивании растений без почвы.

Поглощение корнем минеральных веществ

Известно, что только молодые растущие части корневой системы (до 5 см от кончика корня) хорошо поглощают минеральные соли. Более старые опробковевшие участки корня не способны к поглощению питательных солей. Таким образом, только при создании хороших условий для роста корня растение нормально обеспечивается питательными веществами.

Корневая система (растений проделывает большую работу, разыскивая и собирая по крупицам рассеянные в почвенной толще питательные элементы. Лишь незначительная часть минеральных солей находится в так называемом почвенном растворе, из которого они без особого труда всасываются корнем. Однако почвенный раствор даже в самой плодородной почве содержит относительно мало питательных веществ и не может обеспечить нормального развития растений. Основная масса питательных солей находится в нерастворимом состоянии или адсорбирована на поверхности мельчайших почвенных частиц.

Питание растений в почве является весьма сложным по сравнению с питанием растений в водных растворах. В почве необходима как большая поверхность корневых систем, так и наличие в ней значительного запаса дыхательных материалов.

Питание растений в почве осложняется еще тем, что питательные вещества, в особенности азот и фосфор, находятся в форме органических соединений. Они становятся доступными для растения лишь после разложения его микроорганизмами, и чем благоприятнее условия для жизнедеятельности микроорганизмов в почве, тем больше питательных веществ получают растения. В холодную погоду разложение органического вещества не идет столь энергично, как летом, поэтому весной растения проявляют зачастую признаки азотного голодания. Вносимый в почву навоз, торф и другие органические удобрения также должны подвергнуться переработке микроорганизмами. Из этого следует, что урожай растений, растущих в почве, до некоторой степени зависит от жизнедеятельности микроорганизмов. К сказанному следует добавить, что зачастую даже плодородные почвы не всегда содержат достаточное количество микроэлементов, которые или отсутствуют или находятся в недоступной для растений форме.

Если рассматривать почву с этих позиций, то каждый почвенный образец представляет собой настолько сложную среду, что часто самый точный химический анализ не в состоянии дать ответ, сколько и каких веществ находится в данный момент в распоряжении растений. Это создает большие трудности при решении вопросов, связанных с подкормкой при интенсивной культуре растений, так как излишнее внесение минеральных удобрений приводит к засолению почвы и ухудшает ее физические свойства.

Выращивание растений без почвы легко разрешает задачу рационального питания растений, так как в любое время простой количественный анализ позволит дать точный ответ, в каком количестве то или иное вещество находится в растворе. В случае необходимости состав среды можно изменить в нужном направлении. Это является одним из основных преимуществ метода.

Поглощение минеральных веществ является физиологическим процессом и тесно связано с дыханием корней. Поэтому одним из условий интенсивного поглощения питательных солей является хорошая аэрация корневой системы. Очень важны также температурные условия, кислотность и концентрация окружающего раствора. Остановимся отдельно на каждом из этих условий, которые способствуют обеспечению растений питательными веществами.

Роль аэрации корня в поглощении им питательных веществ

Как уже говорилось, корень нуждается в кислороде, иначе функции его по поглощению воды и питательных солей затормаживаются. Воздушные пространства между крупными комочками структурной почвы вполне удовлетворяют эту потребность. В бесструктурной почве с очень мелкими частицами и незначительными воздушными полостями имеется ничтожный запас кислорода, что отрицательно сказывается на росте растений.

Интенсивнее всего дышат растущие молодые корни, они главным образом и поглощают питательные соли. Старые корни действуют лишь как транспортные пути, передавая поглощенные ионы в надземную часть растений. Нежные молодые корешки в сухом пространстве отмирают, не достигнув питательного раствора. Поэтому при выращивании растений в искусственной среде необходимо в первую очередь обратить серьезное внимание на создание благоприятных условий аэрации и влажности воздуха, что обеспечит и нормальный рост корня и его работу.

Какова фактическая потребность корня в кислороде? Опыты показали, что корень взрослого растения томатов при сухом весе в 2 г поглощает за один час в среднем 15-16 мг кислорода (Базырина, 1950). Если сравнить эту величину с содержанием кислорода в одном литре воздуха, которое составляет около 300 мг - станет ясным, что корень, помещенный во влажную, хорошо проветриваемую воздушную среду, никогда не будет страдать от недостатка кислорода. Совершенно другая картина наблюдается при полном погружении корня в питательный раствор и особенно при внезапном затоплении его. В таких случаях уже через 3 - 4 часа начнется подвялание листвы и отмирание растений, так как корень начинает испытывать недостаток в кислороде.

В дальнейшем дыхание корня будет поддерживаться только за счет поступления в питательный раствор новых порций кислорода, что происходит крайне медленно. Через поверхность в 100 см2 за каждый час в раствор будет поступать всего 0,5 мг кислорода. Корень будет находиться в состоянии удушья - кислородного голодания, которое может привести к частичному отмиранию корневой системы и затормозить рост растений.

Залог успеха выращивания растений в водных растворах, прежде всего заключается в том, чтобы создать для жизнедеятельности корня наиболее благоприятные условия: корневая система должна находиться в хорошо проветриваемом воздушном пространстве, насыщенном водяными парами, и только кончики корней могут быть погружены в питательный раствор. Нарушение этих условий, хотя бы частичное, неблагоприятно скажется на росте растений.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление о жизнедеятельности корня, об усло­виях, необходимых для его нормальной жизнедеятельности; по­знакомить с составом и основными свойствами почвы, значением почвы для растений, с основными удобрениями и способами их применения; дать представление о гидропонике как одном из спо­собов выращивания растений.

Ключевые слова и понятия: корневое давление, поглощение воды и минеральных веществ корнем, дыхание корней, значение темпе­ратуры для жизнедеятельности корней, почва, гидропоника.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Каковы основные функции корня? (Ответы учащихся.)

Мы уже говорили, что основной функцией корня, кроме

укрепления растения в почве, является поглощение воды с рас­творенными в ней минеральными веществами.

Но как это доказать? (Учащиеся высказывают свои пред­положения.)

Наглядно продемонстрировать, что корни поглощают воду, можно на очень простом опыте. Надо взять проросток фасоли, гороха или тыквы, аккуратно выкопать его, промыть корневую систему и поместить в пробирку с водой. Вода должна покрывать только корневую систему растения. На поверхность воды нальем

тонкий слой подсолнечного масла для того, чтобы вода не испа­рялась. Отметим на стекле уровень воды в пробирке. Через один- два дня уровень воды в пробирке станет заметно ниже. Это корни нашего проростка поглотили воду и доставили ее наверх, к стеблю и листьям.

Для того чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна определенная сила. Силу, обеспечивающую подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям, называют кор­невым давлением. Вода никогда не пойдет из колодца вверх, если не создать давление в шланге при помощи насоса. Так и корни. Поглощая воду из почвы, они подают ее вверх под давлением. Представьте, каким должно быть давление, чтобы доставить влагу от корней к верхушке большого дерева! Давайте проведем опыты.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПОГЛОЩЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ КОРНЕМ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИХ К СТЕБЛЮ И ЛИСТЬЯМ

Оборудование: молодое растение фасоли, слабый раствор чернил.

Общие рекомендации. На уроке демонстрируются условия, а также результат опыта, заложенного ранее.

В течение нескольких дней мы будем поливать растение слабым раствором чернил.

Через несколько дней оценим результат.

Итог. Стебель и листья окрасились в цвет чернил.


Вывод. Корень растения, поглощая растворенные в воде ми­неральные вещества, доставляет их к стеблю и листьям.

Для того чтобы корни растения могли выполнять свои функ­ции, они должны находиться в благоприятных условиях.

Что необходимо корню растения для нормальной жизне­деятельности? (Ответы учащихся.)

Кроме уже перечисленных условий, ему необходим кислород. Вспомните, мы с вами говорили о том, что прорастающие семена дышат. Но дышат не только семена. Корню растения также необ­ходим кислород для дыхания.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО КОРНИ РАСТЕНИЯ ДЫШАТ (ПОГЛОЩАЮТ КИСЛОРОД И ВЫДЕЛЯЮТ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ)


Оборудование: широкая пробирка, молодое растение фасоли, лучина, спички.

Выкопаем молодое растение фасоли и тщательно промоем его корневую систему.

Возьмем пробирку и опустим в нее горящую лучину. Лучина продолжает гореть. Это доказывает то, что в пробирке присут­ствует кислород, способствующий горению.

Поместим в пробирку корень молодого растения.

Через некоторое время вынем растение и опустим в про­бирку зажженную лучину.

Итог. В пробирке, где находилась корневая система растения, лучина потухла.

Вывод. В пробирке недостаточно кислорода для поддержания горения. Следовательно, он израсходован корневой системой ра­стения на дыхание.

В начале урока мы проводили опыт, доказывающий поглоще­ние воды корнями растения. Чтобы избежать испарения, на по­верхность воды мы налили подсолнечного масла.

Как вы думаете, что случится с этим растением спустя не­которое время? (Оно погибнет.)

Как вы думаете, почему? (Растение погибнет оттого, что его корневая система не будет получать кислород, необходи­мый ей для дыхания, поступлению которого будет препят­ствовать масляная пленка на поверхности воды.)

Зная о необходимости наличия кислорода для дыхания корней, попробуйте определить, какие условия нужно со­блюдать для более комфортного произрастания комнатных растений.

(Учащимся дается 2—3 мин для оформления в тетради ответа на вопрос, после чего один из учеников отвечает, а класс допол­няет.)

Чтобы обеспечить корневую систему комнатных растений кислородом, необходимо соблюдать следующие условия:

Желательно периодически рыхлить почву, чтобы избежать образования на ее поверхности плотной корки, также пре­пятствующей проникновению кислорода.

Желательно выращивать растения в глиняных или кера­мических горшках с отверстиями на дне, чтобы обеспечить наилучшую вентиляцию корней.

Кроме доступа кислорода, корням для нормальной жизне­деятельности необходима благоприятная температура. Давайте проведем опыт, который нам это наглядно покажет.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРНЕЙ

Оборудование: два одинаковых по размеру трех-, четырехне­дельных растения фасоли; две стеклянные трубки чуть большего диаметра, чем диаметр стебля; две резиновые пробки; пластилин; два штатива.

Срежем растение на расстоянии 2—4 см от уровня почвы очень острым ножом. Наденем на него резиновую пробку с отвер­стием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикальном положении. Место соединения стеб­ля растения и пробки для герметичности залепим пластилином.

Так же подготовим и второе растение.

Польем первое растение теплой водой (около +18 °С), а вто­рое — холодной водой (примерно +1. +2 °С).

Итог. Через некоторое время мы заметим, что у растения, которое полили теплой водой, из стебля обильно выделяется жидкость и поднимается по стеклянной трубке на значительную высоту. А у растения, политого холодной водой, жидкости выде­лилось мало.

Вывод. Температура сильно влияет на работу корней. При благоприятной температуре процессы поглощения воды из поч­вы корнями происходят активнее, тогда как при более низких температурах их всасывающая способность сильно уменьшается.

Каково биологическое значение этой особенности корней в условиях средней полосы? (Ответы учащихся.)

Зимой растениям практически не требуются вода и минераль­ные вещества, так как у большинства из них сильно замедляются все процессы жизнедеятельности. Корневые системы зимой также практически перестают всасывать воду и минеральные вещества.

Когда мы перечисляли условия, необходимые корню растения для нормальной жизнедеятельности, некоторые из вас назвали также наличие почвы. Давайте подумаем, так ли это.

Существует способ выращивания растений, при котором вме­сто почвы используются галька, крупный песок, битый кирпич или другой материал. Такой субстрат не обладает никаким плодо­родием, но через него пропускают водный раствор необходимых минеральных веществ. Его функция — удерживать корни растения. Такой метод выращивания называется гидропоникой. Этот способ позволяет следить за изменениями, происходящими с растениями, и, соответственно, корректировать состав питательного раствора.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника перечислите основные минеральные соли, необходимые ра­стениям, а также основные минеральные удобрения и пра­вила их внесения.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Каковы основные функции корня?

Что такое корневое давление?

Опишите опыт, показывающий силу корневого давления.

Опишите опыт, доказывающий, что корень поглощает воду.

Опишите опыт, доказывающий, что минеральные вещества поглощаются корнем и перемещаются по стеблю к листьям.

Какие условия необходимы корню для нормальной жизне­деятельности?

Опишите опыт, доказывающий, что корни растения дышат (поглощают кислород и выделяют углекислый газ).

Опишите опыт, доказывающий необходимость определен­ных температур для нормальной жизнедеятельности корней.

Докажите, что растению для нормальной жизнедеятельно­сти не нужна почва.

Что такое гидропоника?

В чем преимущество этого способа выращивания растений?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Самостоя­тельно проделать дома опыт, доказывающий поглощение мине­ральных веществ растением. Сделать вывод.

Опыт/Доказательство движения воды и питательных веществ по сосудам древесины

Корень. Всасывание воды корнем

Питание растений

Минеральное питание

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

А также: может запасать вещества (георгин); вступает в симбиоз с грибами (микориза).

Корнеплод – это орган, состоящий наполовину из корня и наполовину из стебля, выполняет запасающую функцию (свекла, репа, морковь).

Побег

Состоит из стебля, листьев и почек.

Примеры видоизмененных побегов:

  • столон (картофель) – подземный побег, на его конце образуется клубень
  • клубень (топинамбур) – имеет почки (глазкú)
  • луковица (тюльпан) – имеет стебель (донце), мясистые листья (чешуи) и почки
  • корневище (пырей) – подземный побег, имеет стебель, остатки листьев (чешуи) и почки

Стебель

  • держит на себе все остальные органы растения
  • проводит воду с растворенными в ней веществами
    • по ксилеме (древесине) проводится вода с минеральными солями снизу вверх
    • по флоэме (лубу) проводится вода с сахарами сверху вниз

    А также: может фотосинтезировать (картофель), запасать вещества (кактус).

    Листья

    • фотосинтезируют (на свету в хлоропластах за счет хлорофилла из углекислого газа и воды делают глюкозу и кислород).
    • испаряют воду (транспирация), за счет этого происходит
      • охлаждение листа
      • движение воды по ксилеме (это одна из двух причин, вторая – корневое давление)

      А также: могут превращаться в колючки (кактус), зацепки (горох), могут запасать вещества (алоэ).

      Почки

      Это зачаточные побеги. Внутри почек содержатся зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки. Почки бывают:

      • верхушечные
      • пазушные (в пазухе листа)
      • придаточные (на стебле, листьях, корнях).

      Окучивание растений приводит к тому, что из придаточных почек на стебле образуются придаточные корни.

      Еще можно почитать

      Задания части 1

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Клубень картофеля, в отличие от его плода ягоды,
      1) содержит пластиды
      2) запасает органические вещества
      3) имеет клеточное строение
      4) образуется на подземном побеге

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Видоизмененный подземный побег с укороченным стеблем-донцем и мясистыми листьями с запасными питательными веществами – это
      1) корнеклубень
      2) корневище
      3) луковица
      4) корнеплод

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Почки, развивающиеся на листьях и корнях растения,
      1) верхушечные
      2) пазушные
      3) боковые
      4) придаточные

      Выберите один, наиболее правильный вариант. К видоизмененным подземным побегам относят
      1) корневища пырея
      2) корнеплоды моркови
      3) корневые отпрыски малины
      4) придаточные корни пшеницы

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Почка растения представляет собой
      1) зачаточный побег
      2) семязачаток будущего растения
      3) видоизмененные листья или их части
      4) верхушечную зону побега и корня

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Чтобы у кукурузы быстрее образовались придаточные корни, человек
      1) удаляет верхушки главного побега
      2) окучивает растения
      3) проводит перекрестное опыление
      4) прикрывает всходы укрывным материалом

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и
      1) образование органических веществ в растении
      2) испарение воды листьями
      3) отток органических веществ в другие органы
      4) поглощение корнями минеральных веществ

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по
      1) лубу
      2) древесине
      3) сердцевине
      4) пробке

      КОРЕНЬ
      Установите соответствие между характеристиками и видами корней: 1) придаточный 2) главный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) образует корнеплод при разрастании
      Б) развивается из зародышевого корешка
      В) формирует мочковатую корневую систему
      Г) развивается на побеге
      Д) отходит от корневища или луковицы
      Е) формируется при вегетативном размножении

      Установите последовательность размещения зон корня покрытосеменных растений, начиная от его окончания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
      1) зона проведения
      2) зона деления
      3) зона роста
      4) зона всасывания
      5) корневой чехлик

      Свекла

      Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите цифры, под которыми они указаны.
      1) зона, образованная постоянно делящимися клетками верхушечной образовательной ткани
      2) зона, образованная недифференцированными клетками с тонкой оболочкой
      3) зона начальной дифференциации клеток
      4) зона проведения
      5) боковой корень
      6) придаточный корень

      Свекла

      КОРЕНЬ-ЛИСТ
      Установите соответствие между функциями органов растения и органами, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) транспирация
      Б) поглощение воды и минеральных веществ
      В) синтез глюкозы
      Г) выделение молекулярного кислорода
      Д) фиксация неорганического углерода
      Е) закрепление в почве

      ТРАНСПИРАЦИЯ
      1. Установите соответствие между характеристикой и процессом, который протекает в растениях: 1) испарение, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) синтез органических веществ из неорганических на свету
      Б) обеспечение растения энергией
      В) защита растения от перегрева
      Г) обеспечение транспорта воды и минеральных веществ
      Д) выделение кислорода в атмосферу

      2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Испарение воды растениями (транспирация)
      1) способствует транспорту воды от корня
      2) происходит с одинаковой интенсивностью в течение суток
      3) уменьшается в ветренную солнечную погоду
      4) регулируется открыванием и закрыванием устьиц
      5) обеспечивает терморегуляцию
      6) угнетает процесс фотосинтеза

      ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТА
      Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства насекомоядных растений?
      1) отсутствие фотосинтетических пигментов
      2) наличие ловчих органов
      3) произрастание на заболоченных лесах и болотах
      4) способность всасывать органические вещества из почвы
      5) редукция цветов и утрата полового размножения
      6) выделение пищеварительных ферментов – протеаз

      ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГА
      1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К видоизменённым побегам относят
      1) корневище
      2) корнеплод
      3) корневые шишки
      4) грибокорень
      5) клубень
      6) луковицу

      2. Установите соответствие между видоизменениями и органами растений, из которых они сформировались: 1) корень, 2) побег. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) луковица лука
      Б) корнеплод репы
      В) корневище ландыша
      Г) клубень картофеля
      Д) корневая шишка георгина
      Е) клубнелуковица гладиолуса

      3. Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побега: 1) корневище, 2) клубень, 3) луковица. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
      А) осот
      Б) нарцисс
      В) картофель
      Г) чеснок
      Д) ландыш
      Е) топинамбур

      4. Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побегов: 1) корневище, 2) луковица, 3) клубень. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
      А) имбирь
      Б) ландыш
      В) чеснок
      Г) тюльпан
      Д) картофель
      Е) щитовник

      ВЕГЕТАТИВНЫЕ - ГЕНЕРАТИВНЫЕ
      Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из органов растения относятся к вегетативным?
      1) семя
      2) кочан
      3) семяпочка
      4) пестик
      5) луковица

      Установите соответствие между органами растений и группами органов: 1) вегетативные, 2) генеративные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) корнеплод
      Б) цветок
      В) клубень
      Г) семя
      Д) лист
      Е) плод

      Установите соответствие между частями растений и видами органов: 1) вегетативные, 2) генеративные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) клубнелуковица
      Б) шишка
      В) ягода
      Г) соцветие
      Д) колючка

      АГРОТЕХНИКА
      Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для
      1) улучшения дыхания растений
      2) уменьшения испарения воды из почвы
      3) сокращения испарения воды растениями
      4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням
      5) улучшения снабжения растений неорганическими веществами
      6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

      Лист

      Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображённого на рисунке?
      1) многолетнее развитие
      2) наличие черешковых листьев
      3) размножение с помощью корневища
      4) жизненная форма – кустарник
      5) образование семян
      6) стержневая корневая система

      Установите соответствие между растениями и их жизненными формами: 1) дерево, 2) кустарник, 3) трава. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
      А) липа
      Б) клевер
      В) шиповник
      Г) овес
      Д) тополь
      Е) ежевика

      Решение рисунок 1


      В почве находятся корни растения, которые закрепляют и удерживают его в течение всей жизни. С помощью корней растение поглощает воду и растворённые в ней минеральные вещества из почвы. У некоторых растений, таких как свёкла, морковь, репа, редис, корни служат местом запасания питательных веществ. Такие корни называют корнеплодами. Побег состоит из стебля с расположенными на нём листьями. Стебель растения проводит воду с растворёнными в ней минеральными веществами от корней ко всем частям растения и органические вещества от листьев к корням, цветкам, плодам и другим органам. Стебли могут расти прямо вверх, как у пшеницы, или стелиться по земле, как у тыквы и арбуза. Стебли деревьев — стволы. Они высокие и прочные. А стебель кактуса зелёный и мясистый — он запасает воду Листья растений, как правило, служат местом образования органических веществ из воды и углекислого газа. Для этого необходим свет, поэтому стебли выносят листья к свету. Листья могут быть крупными, как, например, у виктории амазонской, достигая двух метров в диаметре, или мелкими, как у элодеи. Неодинаковы по строению и цветки разных растений. Цветок — это видоизменённый побег, на месте которого развивается плод с семенами.

      Нашли ошибку?

      Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

      Читайте также: